480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Путова Ирина Викторовна. Международный розыск преступников (Правовые, организационные, оперативно-тактические аспекты) : Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09: Москва, 2001 221 c. РГБ ОД, 61:02-12/185-X

Введение

ГЛАВА I Понятие и правовые основы международного розыска преступников

1. Понятие международного розыска преступников 14

2. Правовые основы международного розыска преступников 57

ГЛАВА II Совершенствование организационных и оперативно-тактических основ международного розыска преступников

1. Совершенствование системы организации международного розыска преступников 87

2. Совершенствование оперативно-тактических мер международного розыска преступников, их задержания, этапирования, экстрадиции. 131

Заключение 177

Приложения - 187

Список использованной литературы 205

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие XX в. неизмеримо возросла роль международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Оказание содействия в розыске преступников, скрывшихся на территории других государств, яшшется важным направлением такого сотрудничества.

Интернационализация общественной жизни, "прозрачность" границ между государствами, либерализация процесса выдачи виз, рост кредитно-финансового и товарного обмена, развитие средств связи и транспорта, существенно расширившие возможности контактов между людьми, в то же время создали условия для противозаконной деятельности в международных масштабах. Организованная преступность приобретает транснациональный характер, растет на международном уровне число преступлений, связанных с "отмыванием" денег, контрабандой наркотиков и оружия, с хищением радиоактивных веществ. Все чаще связи преступников из России ведут за границу, в страны ближнего и дальнего зарубежья. И практические работники все чаще сталкиваются с необходимостью организации международного розыска лиц, скрывшихся от следствия и уклоняющихся от отбывания наказания.

Это объясняет необходимость разработки стратегии и тактики международного розыска, совершенствования его правовой основы, организационных форм и методов осуществления.

Впервые организационное и процедурное оформление практики международного розыска скрывшихся преступников произошло в Международной организации уголовной полиции - Интерполе, созданной в 1923 году. Ее членами в настоящее время являются 178 государств, в том числе Российская Федерация, ставшая правопреемником национального бюро Интерпола СССР, и почти все государства, созданные на основе республик, входивших в бывший Советский Союз (кроме Туркмении и Таджикистана). С каждым годом растет число преступников, объявленных в международный розыск по каналам Интерпола. В конце 1999 года согласно учетам Генерального секретариата Интерпола в розыске с целью ареста и выдачи значилось 15,5 тысяч преступников, а в декабре 2000 года - уже 17,4 тысячи. Постоянно растет число запросов об организации международного розыска преступников, поступающих в российское бюро Интерпола (в 1999 г. в международный розыск по запросам российских органов было объявлено более 1000 преступников, что в 2 раза больше, чем в 1998 г. и в три раза больше, чем в 1996 г.).

Но наряду с уже сформировавшейся системой международного розыска преступников в рамках Интерпола в конце XX века все большее развитие получает практика заключения межгосударственных, межправительственных, а также международных межведомственных договоров и соглашений, предусматривающих сотрудничество в области организации международного розыска преступников. Складываются специфические формы взаимодействия правоохранительных органов государств в рамках международных региональных организаций.

В диссертационном исследовании предпринята попытка комплексно проанализировать существующие на данный момент общие для всех стран формы и методы международного розыска преступников, а также его специфические приемы, существующие в рамках отдельных межгосударственных формирований; сформулировать основные положения организации и тактики оперативно-розыскных мероприятий.

Обязательства, вытекающие из членства России в Совете Европы и в Интерполе, из присоединения Российской Федерации к двум Европейским конвенциям: о выдаче 1957 г. и о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., делают особо актуальным проведение данного диссертационного исследования, а также работу по обеспечению надлежащего правового обеспечения деятельности правоохранительных органов России в сфере международного сотрудничества различных стран, направленного на установление, задержание и выдачу лиц, скрывающихся от правосудия. При этом надо учитывать, что, как отмечалось на сессиях Интерпола, лучшим вкладом в международное сотрудничество была бы отличная постановка полицейского дела в своей собственной стране, а не стремление разрешить проблемы, которые ставит современность, с помощью международных полицейских органов и международного права. И несомненные успехи деятельности российских правоохранительных органов на поприще международного розыска с момента вступления России в Международную организацию уголовной полиции (с использованием возможностей Интерпола за 1998 год за рубежом установлено 212 обвиняемых, скрывшихся от российских правоохранительных органов, в 2000 году - 279) не должны заслонять существующих недостатков и неурегулированности ряда существенных вопросов в этой области.

Вопросы организации международного розыска преступников и ранее исследовались российскими юристами. С разных позиций проблему розыска преступников, в том числе международного, и их экстрадиции освещали в своих работах В.М.Атмажитов, Я.М.Бельсон, Г.В.Дашков, В.К.Звирбуль, И.И.Лукашук, Л.А.Островский, И.В.Павлова и другие. Наиболее детально эта проблема рассматривалась профессором К.С.Родионовымв рамках изучения деятельности Международной организации уголовной полиции. Проблемы организации и тактики международного розыска в системе Интерпола исследуются в диссертации Н.Г.Гасымова. Сложившаяся и урегулированная Инструкцией об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола практика организации международного розыска преступников была отражена в книге В.С.Овчинского "Интерпол (в вопросах и ответах)". Однако многие аспекты этой проблемы, особенно в части нормативного регулирования организации и тактики международного розыска преступников российским законодательством, остались недостаточно изученными.

Указанные обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования, свидетельствуют о его актуальности как в научном, так и в практическом плане,

Объектом исследования является практическая деятельность российских правоохранительных органов и, прежде всего, оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел, и деятельность зарубежных правоохранительных органов и, прежде всего, национальных бюро Интерпола, по розыску преступников в пределах двух и более стран; комплекс международно-правовых актов, предписаний и методических рекомендаций, регламентирующих процедуру, организацию и тактику такого розыска; нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие процедуру международного розыска преступников.

Предметом исследования являются закономерности и тенденции международного сотрудничества в розыске преступников, сущность этого направления правоохранительной деятельности государств мирового сообщества, научная и учебная литература.

Цель диссертационного исследования заключается в выработке предложений по совершенствованию правовой основы и практической деятельности по международному розыску преступников, особенно розыска, направленного на их арест и последующую экстрадицию. Для достижения указанной цели в рамках диссертационного исследования были поставлены и решались следующие основные задачи:

Определение сущности международного сотрудничества в розыске преступников;

Изучение правовых основ, наиболее важных этапов, организационных форм, современных методов международного розыска преступников, их классификация и оперативно-тактическая характеристика;

исследование практической деятельности российских правоохранительных органов, направленной на организацию международного розыска преступников;

Изучение методов работы и форм организации практической деятельности зарубежных правоохранительных органов и, в частности, зарубежных национальных бюро Интерпола, в сфере международного розыска преступников;

Анализ обстоятельств, негативно влияющих на эффективность международного сотрудничества в сфере розыска преступников; выявление пробелов в правовом урегулировании данного вопроса в нашей стране;

Методология, теоретические источники и эмпирическая база исследования. Методологическую основу исследования составили всеобщий метод познания, отражающий диалектическую зависимость теории от практики, методы сравнительно-правовой, исторический, конкретно-социологический, статистический, В ходе исследования использовались также такие методы как сбор, обобщение и анализ информации о законодательных нормативных правовых актах, регулирующих процедуру международного розыска, а также о практической стороне деятельности правоохранительных органов государств, участвующих в международном розыске преступников.

Теоретическую базу исследования составляют научные труды в области международного права, криминалистики, уголовного права и процесса, оперативно-розыскной деятельности.

Нормативной базой исследования являлся комплекс международных и национальных правовых актов, предписаний и методических рекомендаций, регламентирующих процедуру, организацию и тактику международного розыска преступников. Внимательно рассматривались:

документы ООН, Интерпола и других международных организаций;

действующие многосторонние и двусторонние договоры, соглашения и конвенции об оказании правовой помощи по уголовным делам и о выдаче; изучено 6 многосторонних соглашений и конвенций, регулирующих вопросы выдачи, и более 30 заключенных СССР и Российской Федерацией двусторонних соглашений об оказании правовой помощи по уголовным делам;

международные ведомственные договоры и соглашения; детально изучались более 40 двусторонних соглашений, заключенных МВД России, и 6 многосторонних соглашений министерств внутренних дел государств-участников СНГ;

национальные ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты иностранных государств, регулирующие процедуру международного розыска преступников;

законодательство Российской Федерации, в том числе новейшие нормативные правовые акты, регулирующие процедуру международного розыска.

В ходе исследования изучались также служебные материалы и документы, отражающие деятельность НЦБ Интерпола в России в сфере международного розыска преступников: обзоры, справки, статистические материалы, 1016 розыскных циркуляров - выборка за последние пять лет; 475 международных уведомлений о розыске (Red и Blue Notices) выборка за последние пять лет; 657 дел-подборок о розыске преступников: 408 - по запросам российских правоохранительных органов, 249 - по запросам НЦБ Интерпола иностранных государств - выборка из архива НЦБ Интерпола за последние семь лет.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе изучения теории и практики международного розыска преступников, порядка их задержания, этапирования и экстрадиции были даны рекомендации по совершенствованию правовой, организационной и тактической основы этой деятельности, повышению ее эффективности в рамках международного сотрудничества государств, а также в пределах границ Российской Федерации и стран СНГ.

Научная новизна данной работы состоит и в том, что диссертантом проведено комплексное сравнительное исследование существующих на нынешнем этапе форм международного розыска преступников с участием и без участия Интерпола. Автором предложены направления совершенствования новейших российских ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации международного розыска преступников, прежде всего: Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России от 28 февраля 2000 г., и Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденной совместным приказом МВД, Минюста, ГТК, ФСБ, ФСНП, ФПС России от 26 июня 2000 г., с целью устранения выявленных в ходе их практического применения недостатков. Также обоснована необходимость внесения в УПК РФ ряда норм для урегулирования на федеральном уровне различных этапов международного розыска преступников, В работе определены пути дальнейшей разработки, в том числе и с правовой точки зрения, сформировавшихся в системе Интерпола новейших методов международного розыска преступников, предполагающих задействование средств массовой информации и глобальной сети Интернет.

Основные положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:

1. Вывод о том, что международный розыск преступников в современных условиях развития и интенсификации международных связей является одним из важнейших направлений сотрудничества государств, включая Российскую Федерацию, в борьбе с преступностью, в том числе организованной и транснациональной.

2. Разработанное диссертантом определение международного розыска как комплекса оперативно-розыскных, информационно-справочных и иных мероприятий компетентных органов государства-инициатора розыска и зарубежных стран, направленных на обнаружение, арест и выдачу (экстрадицию) разыскиваемых преступников.

3. Рекомендации о совершенствовании системы межгосударственных соглашений в части, касающейся возможности преследования преступников при пересечении ими границ Российской Федерации, с учетом опыта государств Шенгенского соглашения.

4. Предложения о внесении в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации норм, регламентирующих порядок сношений с правоохранительными органами иностранных государств по вопросам правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции преступников.

5. Позиция диссертанта относительно необходимости совершенствования организационных начал взаимодействия российских правоохранительных органов с НЦБ Интерпола в России, а правоохранительных органов государств-участников СНГ с БКБОП.

6. Предложение о включении в Интернет данных о разыскиваемых на международном уровне преступниках не только в сайт Генерального секретариата Интерпола, но и на сайты российских правоохранительных органов и средств массовой информации.

7. Вывод диссертанта о необходимости включения темы "Международный розыск преступников" в программы юридических образовательных учреждений, в тематику занятий в системе служебной подготовки сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в данной работе положения, могут быть использованы для развития теории оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса. Некоторые выводы диссертанта можно учесть при разработке как проекта УПК России, так и федерального закона о выдаче, а также других, в том числе ведомственных, нормативных правовых актов Российской Федерации.

Результаты исследования целесообразно включить в курс "Оперативно-розыскная деятельность" учебных заведений системы МВД России и использовать в учебном процессе на различных этапах подготовки и переподготовки работников правоохранительных органов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и выводы исследования отражены в четырех публикациях в Информационном сборнике НЦБ Интерпола в России, а также в учебном пособии "Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников", рекомендованном Министерством образования РФ для студентов высших учебных заведений (в соавторстве). Докладывались они и на научно-практических конференциях в Московской Академии МВД России в 1999 г. и УИС Минюста России и стран СНГ в 2000 г., а также на двух семинарах для преподавателей высших учебных заведений МВД России и стран СНГ, организованных в 2000 г. Международным комитетом Красного Креста. Материалы публикаций были рекомендованы слушателям Академии управления МВД России в ходе изучения курса "Организация международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью".

Использовались результаты исследования и для проведения занятий по теме "Международный розыск преступников и экстрадиция" на организованных Академией управления МВД России учебных сборах руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и на учебных сборах руководителей и сотрудников подразделений уголовного розыска, организованных ВИТЖ МВД России.

В мае и октябре 2000 г. материалы исследования были использованы для подготовки выступлений на соответствующую тему на всероссийских совещаниях-семинарах по вопросам организации и совершенствования розыскной деятельности для руководителей аппаратов уголовного розыска и розыскных подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и УВДТ. Доклады были включены в информационные бюллетени по материалам совещаний.

Материалы проведенного исследования, послужили основой для разработки главы "Информационное обеспечение международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести" в Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221, а также в межведомственной Инструкции, утвержденной совместным приказом МВД, Министерства юстиции, ГТК, ФСБ, ФСНП, ФПС России от 26 июня 2000 г.

Некоторые выводы диссертационного исследования были использованы для подготовки замечаний и предложений к проекту главы УПК Российской Федерации, регулирующей вопросы выдачи, в ходе его обсуждения на экспертном совете МВД России в октябре 2000 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения и двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Понятие международного розыска преступников

Преступность существует с древнейших времен. Документальными свидетельствами этом} являются сохранившиеся в веках и дошедшие до наших дней такие древние памятники права как Законы Вавилона царя Хаммурапи, появление которых исследователи датируют XVIII веком до нашей эры; Законы XII таблиц - древнейший свод римского права, составленный согласно свидетельству Тита Ливия в 451-450 годах до нашей эры; "Законы Ману", представляющие собой сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, временем составления которых считается I век до нашей эры. Наказания, предусматриваемые указанными законами, были весьма суровы.

Жестокая кара, которая ожидала всех провинившихся, а также существование такого явления как кровная месть родни жертвы преступления, толкала виновных к бегству, в том числе за пределы государства, в котором они проживали. Еще на страницах "Одиссеи" Гомера трижды упоминаются люди, которые после совершения убийства избегают возмездия и смерти, покидая отчизну. И поэтому вопрос борьбы с преступностью и проблема организации эффективной системы мер, направленных на розыск преступников, неизменно стояли на повестке дня во всех государствах во все времена исторического развития.

Совершенно справедливо отмечала Л.Н.Галенская, что в каждый исторический период международная борьба с преступностью несла черты конкретного социально-экономического строя. В период рабовладения межгосударственные связи в этой области сводились к заключению договоров о выдаче или просто к практике выдачи беглецов. Данные связи имели только двусторонний характер и развивались в немногих регионах земного шара. Они были кратковременны и нестабильны. При феодштизме круг государств, имеющих связи в деле борьбы с преступными деяниями расширился. С появлением же капитализма в области международной борьбы с преступностью произошли кардинальные изменения. Предмет сотрудничества стал шире. Между государствами стали заключаться соглашения о борьбе с отдельными видами преступлений. В данный вид международных связей стало вовлекаться все большее число государств. Определились основные принципы сотрудничества в этой области.1

Но хотя практика розыска за границей бежавшего уголовного преступника существует давно, сохранилось крайне мало исторических документов, указывающих на наличие как розыскной функции в деятельности государственных структур, так и на существование международного сотрудничества в данной сфере.

Среди сохранившихся документов, подтверждающих существование с древних времен международного сотрудничества в розыске преступников, можно привести договор между царем Хеттушилем III и египетским фараоном Рамзесом II. Исследователи датируют его 1296 годом до нашей эры. Вот одно из положений этого договора: "Если кто убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рам-зеса". К значительно более позднему времени относятся такие документальные свидетельства международного сотрудничества в розыске преступников как, договоры о выдаче преступников, заключенные: в 1202 году между голландским князем Вильгельмом II и графом Брабанта Генри II; в 1303 году между английским королем Эдуардом III и французским королем Филиппом Красивым; в 1376 году между французским королем Карлом V и графом Савуа. Первым многосторонним договором о выдаче является Амьенский договор, заключенный в 1802 году Францией, Испанией, Голландией и Великобританией.

Однако розыск преступников как часть полицейской деятельности не упоминается в сохранившихся документах и литературных источниках. Йричиной этого является то, что до начата XIX века не существовало единой централизованной в рамках государства специализированной службы со строго нацеленными функциями поддержания в обществе порядка и обеспечения наказания правонарушителей. Розыск как постоянная функция полиции мог появиться только после того, как появилась и оформилась как самостоятельная организационная структура сама полиция. А произошло это на рубеже XVIII и XIX веков. В 1789 году в США было основано федеральное учреждение по охране правопорядка - Служба маршалов США. В 1817 году было создано парижское Сюрте, а в 1829 - лондонская Полиция метрополии. В 1862 году в Сиднее возникает Центральная полицейская организация, в І873 году Северо-западная конная полиция (позже - Королевская канадская конная полиция), В начале 90-х годов XIX века в Вене была разработана система регистрации преступников. Наконец было сделано крупное открытие XIX века в области криминалистики - опознание преступников по отпечаткам пальцев. А через некоторое время незаурядные полицейские и юристы всего мира начали понимать, что за последние пятнадцать лет XIX столетия возник совершенно новый и опасный феномен: преступность стала международной. С преступниками уже нельзя было справиться в рамках законодательства одной страны.

Способствовали возникновению этого феномена такие факторы как: развитие межгосударственных коммуникаций, упрощение пограничных процедур, расширение туризма и других форм международного общения, в том числе торговых, деловых связей, а также рост профессиональной и организованной преступности.

Во введении к своему учебнику профессор Берлинского университета Франц фон Лист писал: "Мы живем в эпоху, когда профессиональный вор или мошенник чувствует себя как дома в Париже, Вене или Лондоне, когда фальшивые рубли выпускаются во Франции или в Англии и переправляются в Германию, когда банды преступников подолгу орудуют в нескольких странах сразу".

Правовые основы международного розыска преступников

Как следует из данного выше определения международного розыска его правовую основу составляют национальное законодательство и источники международного права, в первую очередь международные договоры (конвенции, соглашения), заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями. В Российской Федерации при взаимодействии с иностранными государствами применяются международные договоры, заключенные не только Россией (РСФСР, РФ), но и бывшим СССР, правопреемником которых является Россия, "в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации" (п.2 раздела II Конституции 3 Ф). И хотя в международном общении государств не сложилась практика заключения специальных договоров о совместном проведении их органами полиции международного розыска преступников, другие виды международных договоров являются той основой, без которой невозможна была бы координация усилий различных государств в розыске преступников на международном уровне. Именно из международных многосторонних и двусторонних договоров вытекают обязательства государств по обеспечению уголовного преследования преступников, их выдаче, а соответственно и по их розыску. Кроме того, следует отметить, приоритетность норм и принципов международного права, которая признана уже практически всем мировым сообществом. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Для практических работников наибольший интерес конечно же пред- ііавляют международные договоры, участницей которых является Российски Федерация. Им и будет уделено наибольшее внимание. Щ; Из многосторонних договоров, составляющих правовую основу между-Шродного розыска, помимо универсальных конвенций ООН1, предусматри-ррощих борьбу с отдельными видами преступлений и содержащих положе-fpra, обязывающие присоединившиеся к ним государства обеспечить неот-ївратймоеть наказания за их совершение, оказывать друг другу самую широ-рсуто правовую помощь в наказании преступников: их поиске, уголовном пре-Шедовании или выдаче, следует прежде всего отметить Европейскую конвенцию о выдаче 1957 г Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г., Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в 1993 г. между государствами-участниками СНГ (Минская конвенция). В статье 1 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам говорится, что договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу самую широкую правовую помощь на взаимной основе в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны. Участниками данной конвенции в настоящее время является более 30 государств. И хотя ни в этой конвенции, ни в Европейской конвенции о выдаче нет упоминания об обязанности, подписавших конвенции сторон, осуществлять розыск преступников, их подписание в значительной степени способствует активизации деятельности компетентных органов как Российской Федерации, так и других государств - ее партнеров по этим двум договорам, направленной на розыск лиц, уклоняющихся от привлечения к уголовной ответственности и отбывания наказания. Объясняется это тем, что вступление в силу указанных конвенций делает для органов полиции, участвующих в розыске преступников, вполне осязаемой конечную цель предпринимаемых ими усилий: выдачу преступника или привлечение его к уголовной ответственности в стране, где он пребывает. Ведь круг государств, откуда после ратификации Европейской конвенции о выдаче возможна экстрадиция1, расширился для Российской Федерации почти в два раза. В настоящее время к Европейской конвенции о выдаче присоединилось 39 государств, среди них большую часть составляют те, с которыми у Российской Федерации ранее не было действующих двусторонних договоров 0 выдаче, в том числе: Франция, ФРГ, Финляндия, Швейцария, Великобри тания, Испания, Италия, Нидерланды и другие ведущие страны Европы, в которых нередко скрываются от преследования российских правоохрани тельных органов лица, совершившие преступления в России. Европейской конвенцией о выдаче предусмотрен такой институт как временный арест, который среди практических сотрудников Интерпола чаще называют предварительным1 , а иногда предэкстрадиционным. Под предварительным арестом понимается задержание лица, скрывающегося на территории иностранного государства, с целью избежать привлечения к уголовной ответственности иди отбывания наказания, до поступления по установленным каналам ходатайства о его выдаче от компетентных органов государства, являющегося инициатором розыска данного лица. Включение института "временного ареста" в Европейскую конвенцию о выдаче и указание в части 3 статьи 16 на то, что просьба о предварительном аресте1 может быть передана через посредство Международной организации уголовной полиции - Интерпол, подразумевает под собой возможность и обязанность проведения органами полиции запрашиваемого государства розыскных мероприятий в отношении лица, являющегося объектом такого запроса.

Совершенствование системы организации международного розыска преступников

Выделяя оказание помощи в деле розыска скрывшихся на чужой территории правонарушителей и передачу их заинтересованному государству как одно из направлений международного сотрудничества в борьбе с преступностью, Л.Н.Галенская отмечает, что в настоящее время розыск ведется во всемирном масштабе, в основном через Интерпол, который имеет контакты непосредственно с национальными полицейскими органами, тогда как раньше государства обращались с просьбой о розыске или выдаче к конкретным странам.1

Каким же образом сконцентрировать деятельность полиции нескольких стран на розыск одного преступника и направить поиск по наиболее правильному руслу. На эги и другие вопросы была призвана ответить именно Международная организация уголовной полиции. Для того, чтобы был объявлен международный розыск необходимо, чтобы все страны-члены Интерпола соблюдали ряд условий. Это вытекает из различий в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве государств-членов Организации и различных требований к оформлению просьб о розыске преступников, а также из ограничений, вносимых Уставом Интерпола.

За годы существования Интерпола система организации и осуществления международного розыска постоянно совершенствовалась.

Как уже упоминалось, в 1923 году формирование Международного полицейского бюро как постоянно действующего рабочего аппарата началось с создания двух служб: отдела сбора информации о международных преступниках и международной службы розыска скрывшихся преступников. Информация в службу розыска поступала от органов полиции стран-членов Организации. Служба розыска вела учет скрывшихся из конкретных стран преступников и оповещала об их розыске другие страны через журнал "Международная общественная безопасность". В 1970 г. было принято решение перевести систему уголовной регистрации на электронно-вычислительную технику. К 1992 году была разработана единая автоматизированная поисковая информационная система Интерпола (ASF), и к 1998 году практически все НЦБ Интерпола при условии установки соответствующего оборудования могли получать в автоматизированном режиме ответы на запросы о том, значится ли проверяемое лицо в международном розыске. В настоящее время в этой системе имеются сведения более чем о 167,6 тысячах лиц, в том числе более, чем о 24 тысячах разыскиваемых преступниках.

Шел постоянный поиск наиболее оптимальных средств организации международного розыска. От публикаций объявлений о розыске в журнале "Международная общественная безопасность" был совершен переход к использованию международных уведомлений о розыске. В 1946 г. Жан Непот, ставший впоследствии Генеральным секретарем Интерпола, разработал формуляр международного уведомления о розыске с целью ареста и экстрадиции. Им же была разработана система цветовых обозначений международных уведомлений о розыске, которая используется до настоящего времени, В правом верхнем углу уведомления в зависимости от его категории на квадрате того или иного цвета изображается эмблема Интерпола. Под Red Notice (в переводе - "Красное уведомление") понимается международное уведомление о розыске лица, уклоняющегося от привлечения к уголовной ответственности и отбывания наказания, с целью его ареста и экстрадиции. Журналисты часто называют его "Красным утлом". Blue Notice ("Синее уведомление") - это международное уведомление о розыске лица, уклоняющегося от привлечения к уголовной ответственности и отбывания наказания, с целью установления его местонахождения и контроля за передвижением. В целях организации международного розыска без вести пропавших лиц издается Yellow Notice ("Желтое уведомление").

Генеральным секретариатом Интерпола разработан перечень действий, которые необходимо предпринять как запрашиваемым НЦБ, так и Генсекре-тариату при получении различных категорий уведомлений.

В 1960 г, на 29-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола был разработан план действий по участию Организации в розыске преступников с целью их ареста и экстрадиции. Выделено два вида розыска преступников: обычный и срочный, и восемь стадий обычного розыска преступников с целью выдачи, а также четко определены основные действия НЦБ Интерпола страны-инициатора розыска, НЦБ запрашиваемых государств и Генерального секретариата Интерпола на всех стадиях международного розыска. До настоящего времени эта схема является руководством к действию правоохранительных органов различных государств. Какие же стадии международного розыска преступников были выделены в 1960 году:

Совершенствование оперативно-тактических мер международного розыска преступников, их задержания, этапирования, экстрадиции

Эффективность международного розыска преступников зависит от постановки работы органов полиции в каждом из государств, задействованных в этом процессе.

Действенность розыскных мероприятий на территории каждого из государств-членов Интерпола определяет то, насколько продумана процедура объявления на их территории розыска лиц, совершивших преступления в других государствах, насколько в правовом плане обоснованы действия национальных правоохранительных органов при обнаружении, задержании, выдаче, а также этапировании разыскиваемых, насколько хорошо при этом национальные бюро Интерпола обеспечивают взаимодействие правоохранительных органов различных государств в ходе реализации процедуры экстрадиции,

Однако, общие рекомендации о действиях, которые должны быть предприняты национальными центральными бюро Интерпола при получении запросов о розыске преступников также даются Генеральным секретариатом Интерпола.1 Предполагается, что при получении запросов о розыске лиц, уклоняющихся от привлечения к уголовной ответственности либо от отбывания наказания, запрашиваемые НЦБ предпринимают следующие действия: 1. Проводят сверку данных разыскиваемых лиц, и иных данных содержащихся в запросах, с данными, имеющимися в национальных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических, иммиграционных и прочих учетах, в которых может иметься информация, полезная для проведения розыскных мероприятий; 2. Направляют копии международных уведомлений о розыске (циркулярных сообщений, запросов) в компетентные органы, занимающиеся ведением соответствующих дел; 3. Вводят сведения о разыскиваемых лицах в соответствующие национальные центральные, региональные и местные учеты; 4. Помещают дактокарты разыскиваемых лиц в соответствующие национальные центральные учеты; 5. Направляют копии международных уведомлений о розыске в различные правительственные департаменты (министерства, ведомства), особенно в те, деятельность которых связана с обеспечением контроля за пересечением границы (пограничные, иммиграционные и прочие службы); 6. Распространяют описание разыскиваемых преступников путем включения его в соответствующие национальные учеты, списки разыскиваемых лиц и розыскные бюллетени; 7. Обращаются в соответствующие компетентные органы е запросом о проведении розыскных мероприятий, когда это возможно.

Каким же образом выполняются эти рекомендации в Российской Федерации. Прежде всего, необходимо указать на то, что в Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола и в межведомственной Инструкции вопросу информационного обеспечения розыска преступников на территории Российской Федерации по запросам правоохранительных органов иностранных государств посвящен отдельный раздел. В нем, как и в ранее действовавших документах, указывается на то, что запросы правоохранительных органов иностранных государств о розыске обвиняемых и осужденных, поступающие в органы внутренних дел Российской Федерации по каналам Интерпола, являются основанием для осуществления розыска на территории Российской Федерации. Пунктом 142 Инструкции определяются органы, ответственные за организацию розыска на территории России обвиняемых и осужденных по запросам правоохранительных органов иностранных государств: НЦБ Интерпола и филиалы, ГУУР МВД России, подразделения криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ и УРО МВД России на обслуживаемой территории и объектах.

Первая рекомендация Генерального секретариата нашла отражение в Инструкциях в виде правила о проведении при получении запросов зарубежных НЦБ Интерпола о розыске обвиняемых и осужденных проверок по централизованным оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам ГИЦ МВД России, а также по учетам лиц, прибывших в Россию из иностранных государств.

Изучение опыта работы зарубежных НЦБ Интерпола, например НЦБ Интерпола Польши и Германии, показывает, что лица, проходящие по всем запросам, поступающим в НЦБ, проверяются в автоматизированном порядке по соответствующим национальным учетам. В этих НЦБ в дежурной части и у сотрудников имеется доступ к соответствующим автоматизированным учетам и проверка занимает несколько минут. Сотрудникам же российского бюро Интерпола для проведения такой проверки требуется от 24 часов до нескольких дней, так как она осуществляется на основании письменного запроса установленной формы, передаваемого в ГИЦ МВД России. На проверку дактокарт уходит не менее одной недели. Конечно же, в экстренных ситуациях такие проверки проводятся и в более сжатые сроки. Но с тем, чтобы исключить случаи несвоевременного получения важной оперативной информации и обеспечить проведение проверок по всему массиву сообщений о розыске преступников (ежегодно от 700 до 1100 Red Notices и более шести тысяч циркулярных сообщений), необходимо в ближайшее время решить вопрос об обеспечении автоматизированного доступа хотя бы из дежурной части НЦБ Интерпола к учетам лиц, находящихся в федеральном розыске, к пофамильным учетам осужденных лиц и к дактилоскопическим учетам.

Не дают должного эффекта и проверки разыскиваемых по учетам лиц, прибывших в Российскую Федерацию из иностранных государств. Причина этого - неполнота таких учетов. В настоящее время можно получить информацию лишь о лицах, которые прибыли в Россию в визовом порядке. Решение этой проблемы возможно путем ввода талонов въезд-выезд, которые используются в ряде зарубежных государств. В этих талонах все иностранные граждане, въезжающие в государство, указывают свои данные, данные лас-портов, цель въезда в страну, планируемый срок пребывания и место жительства. Талоны сдаются в органы пограничного контроля, а содержащиеся в них данные вводятся в соответствующие автоматизированные банки данных, доступ к которым обеспечивается правоохранительным органам.

Вторая рекомендация о направлении копий международных уведомлений о розыске в органы, занимающиеся ведением соответствующих дел, отражена в действующих Инструкциях в виде правила об информировании ГУУР МВД РФ о возможном пребывании в России преступников, разыскиваемых зарубежными правоохранительными органами, если нет данных, дающих возможность ориентировать на розыск органы внутренних дел определенных субъектов Российской Федерации. В зависимости от вида преступления, совершенного разыскиваемым, о его возможном пребывании на территории нашего государства информируются соответствующие подразделения центрального аппарата МВД России или иные правоохранительные органы, например, ФСБ России - о въезде в страну лиц, причастных к террористической деятельности.

Розыскная деятельность следователя базируется на уголовно-процессуальном законе, законе об оперативно-розыскной работе органов внутренних дел, на данных наук криминалистики, логики, психологии и др. Осуществляется она в тесном взаимодействии с органами дознания, иными государственными и общественными организациями по обнаружению лиц, готовящихся или совершивших преступления, а также иными объектами, имеющими значение для установления истины по делу.

К задачам розыскной деятельности следователя относятся:

а) принятие мер по предотвращению уклонения обвиняемых от следствия и суда;

б) розыск обвиняемых, местонахождение которых неизвестно, а также других объектов силами и средствами, доступными следователю;

в) изучение и устранение условий, способствующих уклонению или укрывательству обвиняемых от следствия и суда.

Объектами розыска являются: скрывшиеся преступники; исчезнувшие лица; трупы и их части; вещественные доказательства; лица, бежавшие из мест лишения свободы; транспортные средства, имеющие отношение к расследуемому преступлению; имущество и ценности, принадлежащие преступникам, если они подлежат конфискации или изъятию с целью возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и многое другое.

Деятельность следователя по розыску включает в себя производство следственных действий, розыскных и организационно-тактических мероприятий. Проводятся они в комплексе с мероприятиями, осуществляемыми работниками органа дознания, а также деятельностью иных государственных и общественных организаций, т. е. как тактические операции (комбинации).

Применительно к розыскной деятельности тактическая операция - это единая по цели и подчиненная общим задачам скоординированная система следственных, розыскных, оперативно-розыскных и иных действий, направленных на обнаружение объектов, подлежащих розыску. В числе основных требований, предъявляемых к розыскной деятельности следователя, можно назвать законность, планомерность, конспиративность производства розыскных действий и оперативность в их существовании.

Важнейшим организационным требованием, предъявляемым к розыскной работе, является ее плановость. Планирование розыска позволяет наиболее рационально, экономично и оперативно использовать силы и средства, которыми располагают субъекты розыскной деятельности. Следователь и работающие с ним в тесном взаимодействии оперативные работники органа составляют согласованные планы своей работы.

Розыскную работу следователь может осуществлять как процессуальным, так и не процессуальным путем. К розыскным действиям процессуального характера относятся:

а) объявление розыска;

б) дача розыскных поручений и указаний органам дознания об обнаружении объектов розыска;

в) привлечение общественности к участию в обнаружении разыскиваемых объектов.

К розыскным мероприятиям не процессуального характера следует отнести:

Информирование общественности (посредством печати, кино, радио, телевидения); выявление свидетелей и очевидцев;

Обследование мест возможного сбыта похищенного;

Рассылку ориентировок в различные территориальные органы следствия и дознания; создание в ходе расследования условий, побуждающих разыскиваемого обратиться в определенные учреждения (на почту, телеграф, в сберкассу, агентство Госстраха) или к определенным лицам, явиться с повинной и т. д.

Тактика розыска определяется спецификой объекта, подлежащего установлению. Розыск скрывшегося преступника осуществляется следователем, а также (по его заданию) органами дознания. Прежде чем объявить розыск, необходимо проверить, не находится ли обвиняемый по месту жительства, работы, у родственников, в лечебном учреждении, не содержится ли он под стражей, в медвытрезвителе, морге. Кроме того, посредством производства допроса, обысков, выемок, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и других следственных действий, а также с помощью оперативных работников следователь должен собрать широкий круг сведений об обвиняемом. После этого он выносит постановление об объявлении розыска и поручает это дело органу дознания. Объявлению розыска предшествует вынесение постановлений о предъявлении обвинения розыскному лицу и избрании ему меры пресечения в виде заключения под стражу, которое санкционируется прокурором. Если в результате местного розыска скрывшийся обвиняемый не обнаруживается, на него может быть объявлен розыск в масштабе всей республики. Поручение розыска органу дознания не слагает со следователя обязанности самому заниматься установлением местонахождения обвиняемого доступными ему средствами.

При розыске имущества и других предметов устанавливаются индивидуализирующие их признаки и возможное местонахождение.

Работа по розыску лиц, пропавших без вести, проводится обычно параллельно с отработкой версии об их убийстве. Тактические приемы такого розыска во многом аналогичны применяемым при розыске скрывшегося обвиняемого. Кроме сведений о личности исчезнувшего и его связях, тщательно выясняются обстоятельства, предшествовавшие его исчезновению. Налицо, пропавшее без вести, составляется регистрационная карточка, которая сопоставляется с карточками неопознанных трупов. Стержнем розыскной работы следователя является его взаимодействие с оперативными работниками и сотрудниками других служб органов внутренних дел.

Розыскная деятельность

Розыскная деятельность представляет собой функцию органов дознания и предварительного следствия, содержание которой составляют

  • обнаружение замышляемых, готовящихся и совершенных преступлений,
  • установление и обнаружение виновных, объектов (лиц и предметов) - носителей доказательственной информации, предметов преступного посягательства и иных объектов, значимых для установления истины по уголовному делу.

Оперативно-розыскные меры представляют собой специфический вид розыскной деятельности. их проведения наделены лишь компетентные государственные органы в лице некоторых своих служб. Они носят непроцессуальный , обычно разведывательный (поисковый) характер и осуществляются только оперативными работниками и преимущественно негласными средствами.

Розыскные мероприятия осуществляет следователь в процессе расследования или по приостановленному делу и только процессуальными или организационно-техническими средствами .

Поскольку розыскные мероприятия и следственные действия, проводимые в розыскных целях, осуществляются в процессе расследования, они являются элементами этого процесса, и в этом смысле и только в этой части розыскную деятельность можно считать частью расследования. Оперативно-розыскные меры в содержание расследования не входят.

Объектами розыска могут быть предметы, в отношении которых известна лишь их групповая принадлежность (например, документы определенного вида, товары, изготовленные из определенного вида сырья, и т. п.), причем иногда объем группы, к которой они относятся, может быть чрезвычайно велик, что, однако, не препятствует их розыску (например, группа "ценности", группа "антиквариат" и др.). Термин "установленный" в подобных случаях означает зафиксированность принадлежности предмета к определенной группе.

К числу объектов, признанных установленными и подлежащими розыску, могут быть отнесены:

    1. люди - подозреваемые, ; осужденные, бежавшие из мест лишения свободы или с предписанного места жительства; потерпевшие, свидетели;
    2. трупы и их части;
    3. животные (как предмет преступного посягательства или орудие преступления) и их трупы;
    4. вещественные доказательства (в том числе орудия преступления); г
    5. транспортные средства (как предмет преступного посягательства или орудие преступления);
    6. имущество или иные ценности;
    7. личные и иные документы, не являющиеся вещественными доказательствами.

Объектами розыскной деятельности следователя могут быть и любые иные объекты, если они установлены и имеют значение для дела.

Требования к организации и осуществлению розыска:

    1. Оперативность (быстрота и непрерывность розыска, активность субъекта розыска, массированность привлекаемых сил и средств).
    2. Тактическая обоснованность розыска (выражается в учете складывающихся следственных ситуаций, определении круга и последовательности розыскных мероприятий и проводимых в розыскных целях следственных действий).
    3. Логическая обоснованность розыска (заключается в непротиворечивости планируемых мер, последовательности плана розыска, обоснованности розыскных версий, принимаемых в процессе розыска решений, анализе действий противостоящей стороны).
    4. Согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания.
Оперативность розыска

Динамизм следственных ситуаций, быстрота рассеивания доказательственной и "старения" ориентирующей информации, процессы отчуждения и ослабления коммуникабельности жителей современных больших городов, возможности средств сообщения и связи требуют незамедлительной реализации принятых решений о проведении розыскных мероприятий. Дефицит времени становится постоянно действующим фактором розыска. Он диктует, необходимость максимального расширения фронта розыска в минимальном временном интервале.

Предельно возможное сокращение промежутка между установлением и обнаружением объекта, обозначаемое в практике как розыск "по горячим следам", или, что более точно, раскрытие преступления "по горячим следам". Это понятие охватывает комплекс неотложных следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих не только установить и обнаружить, но и изобличить преступника в течение нескольких суток.

Тактическая обоснованность розыска

Тактическая обоснованность розыска выражается

    • в учете складывающихся следственных ситуаций,
    • в определении круга и последовательности розыскных мероприятий и проводимых в розыскных целях следственных действий,
    • в выборе момента их осуществления и прогнозировании ожидаемых результатов.

Тактическая обоснованность связана с психологической, о которой, как о психологических основах розыска, мы говорили ранее. К сказанному можно добавить, что в число качеств, которые должен проявить субъект розыска, входит целеустремленность, настойчивость в достижении цели, что особенно важно, когда розыск принимает затяжной характер или осуществляется после приостановления производства по делу.

Логическая обоснованность розыска

Логическая обоснованность розыска заключается

    • в непротиворечивости планируемых мер,
    • в последовательности плана розыска,
    • в обоснованности розыскных версий, принимаемых в процессе розыска решений,
    • в анализе действий противостоящей стороны.
Согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания

Согласованность между розыскной деятельностью следователя и оперативно-розыскной деятельностью органов дознания означает:

    1. единство цели розыскных мероприятий и следственных действий, дополнительный характер тех и других по отношению друг к другу, комплексность их планирования и проведения;
    2. тесное взаимодействие между субъектами розыскной деятельности в целом - следователем и оперативными работниками.

Взаимодействие, осуществляемое в форме согласованных действий, имеет четыре уровня.

На первом следователь и оперативный работник проводят параллельно одноименные розыскные мероприятия, например преследование преступника по разным возможным путям его ухода с места преступления. Взаимодействие осуществляется путем обмена информацией о ходе преследования.

Второй уровень - проведение оперативным работником мероприятий, обеспечивающих розыскную деятельность следователя . На этом уровне следователю передается информация, полученная из негласных источников, а также рекомендации о путях и способах ее использования. Например, выявляется свидетель, которого следователь впоследствии допрашивает и получает необходимые данные о месте нахождения обвиняемого.

Третьим уровнем взаимодействия можно считать передачу следователем информации оперативному работнику для выполнения розыскного требования следователя.

Четвертый, самый высокий уровень - проведение розыскной оперативно-тактической комбинации , под которой понимают комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных оперативно-розыскных мер, розыскных мероприятий и следственных действий, преследующих одну общую цель и выполняемых в определенной последовательности каждым участником в границах его компетенции.

На этом уровне совместно обсуждаются результаты розыскной деятельности, выявляются просчеты, принимаются меры к их исправлению.

    1. организация розыска;
    2. планирование розыска;
    3. розыскные мероприятия следователя;
    4. розыскные возможности следственных действий.

Организация розыска предполагает:

  • учет и расстановку наличных сил и средств;
  • определение форм и методов взаимодействия с оперативными аппаратами;
  • анализ исходной информации.

С организацией неразрывно связано планирование розыска на основе выдвинутых версий. Содержание плана зависит от объекта розыска.

Правовую основу взаимодействия при розыске составляют поручения следователя органам дознания.

Весьма важной является работа с населением, средствами массовой информации, сотрудниками экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел с целью получения информации о разыскиваемом, о свидетелях и потерпевших, месте нахождения искомых объектов, их признаках и свойствах и т. п.

Население может принимать участие в поисковых мероприятиях, в обследовании участков местности и т.п.

Специалисты и эксперты оказывают помощь при производстве розыскных следственных действий, отождествлении обнаруженных объектов розыска и т. д.

Розыскные действия следователя группируются на мероприятия:

    1. с целью получить исходную информацию для розыска;
    2. проводимые с целью задержания преступника "по горячим следам";
    3. блокирующего и "сторожевого" характера;
    4. с целью обнаружить объекты розыска;
    5. с целью активизации розыска и расширения круга его участников.

Для начального этапа розыска характерны мероприятия первой и второй групп, для последующего - третьей и четвертой. Мероприятия пятой группы осуществляются на обоих этапах.

Организация и тактика розыска зависят :

  • от характера разыскиваемых объектов;
  • от складывающейся следственной ситуации и ее правильной оценки.

Весьма эффективную помощь в розыске могут оказать средства массовой информации, особенно телевидение.

Криминалистическое учение о розыске - это составная часть общей теории розыска, разрабатывающая научные положения и рекомендации по осуществлению розыскной деятельности следователя.

Названное учение включает в себя общую и особенную части. В общей части рассматриваются: 1) понятие розыскной деятельности следователя, принципы, предмет и объект учения, методы, условия и содержание розыска; 2) классифи­кации элементов учения; 3) функции учения, а также психологические и орга­низационные особенности розыскной деятельности. Функции учения представ­ляют собой теоретическую основу розыскной деятельности следователя и являются базой особенной части.

В особенной части криминалистического учения о розыске рассматривают­ся: 1) предупреждение уклонения обвиняемых от следствия и суда; 2) розыск по уголовному делу; 3) специфика розыска отдельных объектов; 4) розыск и случае приостановления предварительного следствия; 5) взаимодействие субъ­ектов розыска.

Розыскная деятельность следователя регламентирована уголовно-процессу­альными нормами. Ее объектами выступают лица, в отношении которых выне­сено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, и иные известные объекты, имеющие значение для установления истины по делу.

Поскольку рассматриваемая частная теория является подсистемой общей теории криминалистики, предмет криминалистического учения о розыске представляет собой часть предмета теории криминалистики. Исходя из этого предметом криминалистического учения о розыске служат закономерности возникновения, собирания, исследования, оценки и использования следовате­лем доказательственной и ориентирующей информации, определяющие дея­тельность следователя по предотвращению уклонения обвиняемых от ответст­венности и обнаружению объектов розыска.

В своей деятельности следователь опирается на знание следующих законо­мерностей:

Отображаемость в материальной среде и сознании людей признаков разы­скиваемых лиц и иных объектов, что позволяет ну индивидуализировать;

Повторяемость поведения разыскиваемых обвиняемых и лиц, укрываю­щих разыскиваемые объекты, что дает возможность прогнозировать их поступки;

Зависимость поведения разыскиваемых or условий, в которых они нахо­дятся;

Обусловленность выбора способов укрытия объектов преступным опытом укрывающих, их профессиональными навыками и психологическими свойствами;

Взаимосвязь способов укрытия разыскиваемых объектов и следов приме­нения этих способов;

Зависимость поведении разыскиваемого от характера совершенного пре­ступления, степени его общественной опасности, а также принадлежности об­виняемого к определенной возрастной группе или преступной среде.

Знание этих закономерностей облегчает сбор и оценку ориентирующей ин­формации, планирование розыска, выдвижение розыскных версии, помогает влиять на поведение разыскиваемых лиц и, в конечном итоге, способствует ус­пешному завершению розыска.

Субъектами розыска являются следователи, работники органов дознания, представители общественности.

Объектами розыска могут быть: обвиняемые, вещественные доказательства, потерпевшие, свидетели, трупы и их части, похищенные животные, документы, не являющиеся вещественными доказательствами, но характеризующие лич­ность разыскиваемого, предметы, изъятые из гражданского оборота, и пр.

По масштабам розыск обвиняемых подразделяется: а) на местный; б) цен­трализованный или федеральный (в пределах России); в) межгосударственный (в пределах СНГ); г) международный (с помощью Интерпола).

Следственные, розыскные и организационные действия следователя в сово­купности с розыскными тактическими операциями составляют средства розыскной деятельности.

Розыскные действия - это процессуальные и непроцессуальные действия следователя, которые направлены на достижение целей розыска, но не являются следственными, организационными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями. Особое значение розыскные действия приобретают в ходе ра­боты по приостановленным следствием уголовным делам. Их можно класси­фицировать на две группы:

1. Розыскные процессуальные действия: объявление розыска обвиняемого
(ст. 210 УПК); дача следователем розыскных поручений и указаний органам
дознания (ст. 38 УПК).

2. Розыскные непроцессуальные действия: рассылка следователем запросов в
разные инстанции: беседы с осведомленными лицами; проверки па предпри­ятиях, в учреждениях и организациях; проверки по учетам органов внутренних
дел; информирование общественности с использованием печати, кино, радио,
телевидения; выявление свидетелей и очевидцев; обследование мест возмож­ного сбыта похищенного: рассылка ориентировок; изучение архивных уголов­ных дел; создание условий, побуждающих разыскиваемого обращаться в опре­деленные учреждения (на почту, телеграф, сбербанк) или к определенным ли­цам, за которыми установлено наблюдение, и т.д.

Основным отличием розыскных действий от оперативно-розыскных меро­приятий является то, что они производятся следователем по конкретному уго­ловному делу и носят преимущественно гласный характер, хотя непроцессу­альные розыскные действия и имеют сходство с одноименными мероприятия­ми, выполняемыми оперативными работниками органов дознания.

Организационные (организационно-технические) действия следователь вы­полняет, чтобы получить информацию, создать условия для решения розыск­ных и иных задач (организует взаимодействие с органами милиции, назначает ревизии, инвентаризации, технические обследования и др.).

Субъектами взаимодействия со следователем могут быть: другие следовате­ли, работники милиции, эксперты, лица, работающие в медицинских учрежде­ниях, государственных, коммерческих, общественных и иных организациях.

Розыскная тактическая операция - это система проводимых по единому плану следственных, розыскных, оперативно-розыскных и других действий, направленных на розыск объектом. В структуру тактической операции входят элементы: 1) цель (например, обнаружение и задержание скрывшегося обви­няемого); 2) объект (обвиняемый, труп, потенциальное вещественное доказа­тельство, свидетель, очевиден и т. д.); 3) субъекты (следователь, оперативные работники, специалисты, представители общественности и др.); 4) условия (конкретная следственная ситуация): 5) средства (процессуально-кримина­листические, оперативно-розыскные, организационные и пр.); б) способы дос­тижения пели (конкретная программа действий).

Проиллюстрируем содержание тактической операции "Розыск преступника, скрывшегося с места происшествия" конкретным примером. Операции была разработана в связи с тем, что М. нанес Г. тяжкие телесные повреждения, после чего скрылся с места происшествия.

Цель розыскной тактической операции: обнаружение и задержание М.

Объекты: преступник, сопутствующие вещественные доказательства (ору­дия преступления, одежда со следами крови и др.), свидетели (и частности, очевидцы).

Субъекты: следователь, оперативные работники, судебно-медицинский экс­перт, специалист-криминалист, представители общественности.

Условия: на перекрестке, возле продовольственного магазина, обнаружен тяжелораненый Г, которому нанесено проникающее ножевое ранение в об­ласть живота. Работнику милиции потерпевший сказал, что его ранил М. на почве мести (Г. и М. ранее вместе отбывали наказание в исправительно-трудовой колонии). Потерпевший назвал несколько адресов, по которым в по­следнее время бывал у знакомых М., а также сообщил, что родители М. живут в Винницкой области, а его бывшая жена - в г. Волжском Волгоградской облас­ти.

Средства: процессуально-криминалистические (производство следственных и розыскных действий и применение криминалистической техники), оператив­но-розыскные.

Способы достижения цели: осмотр места происшествия с целью изучения обстановки события преступления, обнаружения доказательств, выявления следов ухода преступника с места происшествия и др.; проведение оперативно-розыскных мероприятий (преследование по горячим следам, заградительные мероприятия, установление места жительства знакомых и родственников преступника, выявление свидетелей и очевидцев преступления и др.); использова­ние помощи специалистов (криминалистов и судебных медиков) с целью обна­ружения и изъятия доказательств и уяснения механизма преступления; допрос потерпевшего о событии преступления, приметах преступника и его возмож­ном местонахождении: рассылка следователем розыскных поручений, а опера­тивным работником - ориентировок по месту жительства лип, которые могу т что-либо знать о разыскиваемом; проверка по учетам, а также истребование личного дела (с места работы, лишения свободы и пр.); организация наблюдения за местами, где может находиться или появиться разыскиваемый; его за­держание.

Такова примерная схема производства тактической операции. Конечно, ра­зыскиваемый может быть, например, задержан уже в холе преследования по горячим следам. Однако наличие в распоряжении следователя четкой программы действий в условиях конкретной ситуации позволяет ему правильно организовать розыск.

Как и расследование в целом, розыск должен производиться с учетом психологических особенностей, относящихся к субъекту его осуществления (следователю и взаимодействующим с ним лицам) и к объекту - скрывающемуся преступнику и лицам, укрывающим его или иные объекты розыска.

Осуществляя розыск, следователь должен стараться предвидеть возможные действия разыскиваемого. Конечно, прогноз всегда имеет вероятностный ха­рактер. В то же время поведение человека во многом определяется жизненной ситуацией, что сужает сферу его деятельности. Появляется реальная возможность использования следователем методов прогнозирования и моделирования действий разыскиваемого и укрывающих лиц. Прогнозирование позволяет выдвинуть следственно-розыскные версии о намерениях, действиях, уловках этих лиц. Важное значение имеют творческое воображение и интуиция следователя.

Чтобы разыскать обвиняемого и обнаружить укрываемые объекты, следователь должен выявить личностные характеристики субъектов противодействия. Сведения о личности разыскиваемого дают возможность прогнозировать его поведение, разработать и реализовать программу обнаружения и задержания. Три этом надо учесть типичные особенности поведения лиц различных катет-пи. Например, при розыске женщин, имеющих детей, и несовершеннолетних принимают во внимание склонность первых к поискам контактов с детьми, а вторых - с родителями. Наличие специального образования и профессиональ­ных навыков побуждает разыскиваемое попытаться воспользоваться ими в период уклонения от следствия и суда. При моделировании поведения разы­скиваемого следователю важно учесть преступный опыт скрывшегося обвиняемого и его отношения с участвующими в деле лицами.

К причинам уклонения обвиняемых от следствия и суда и укрытия иными щами объектов розыска можно отнести: стремление избежать ответственно­сти, помочь обвиняемому; наличие преступного опыта; воздействие сообщни­ков и других лиц, побуждающих скрыться или укрыть объекты; влияние традиций преступной среды; недостатки в производстве расследования, в частно­сти, нарушение следователями пли оперативными работниками норм закона пи этики.

Уклонение от следствия осуществляется в два этапа: мотивационный (подготовительный) и основной. На первом этапе осознается мотив, формируется цель действия, принимается решение, создается модель действия. На втором этапе данная модель реализуется в действиях.

Чтобы избежать обнаружения, разыскиваемые лица используют следующие уловки: 1) укрытие в специально оборудованных тайниках; 2) смену места жительства: 3) изменение анкетно-биографических данных (фамилии, имени, отчества, года и места рождения, национальности и др.); 4) изменение прически, цве­та волос, отращивание бороды, усов, ношение парика, фальшивых усов и поро­ды, использование грима; имитация физических недостатков (хромоты, слепо­ты и др.); 5) фабрикацию подложных документов, удостоверяющих личность. 6) пребывание в безлюдном месте; 7) совершение менее тяжкого преступление с целью подвергнуться аресту и тем самым укрыться от розыска. Некоторые разыскиваемые распространяют слухи о гибели, вымышленном месте нахож­дения, создают видимость отъезда куда-либо на длительный срок; отправляют через подставных лиц письма из разных населенных пунктов, чтобы направить розыск по ложному следу, прибегают к иным уловкам.

Важнейшим организационным требованием, предъявляемым к розыску, яв­ляется его плановость. Планирование розыска позволяет наиболее рационально и оперативно использовать силы и средства, которыми располагают субъекты розыскном деятельности. План должен быть гибкой, динамичной программой, определяющей наиболее целесообразные и эффективные пути обнаружения ра­зыскиваемых объектов.

Следователь и взаимодействующие с ним оперативные работники составля­ют согласованные планы розыска. В них предусматривается совместное изучение материалов уголовного дела и оперативно-розыскном информации, озна­комление с исходными данными о личности скрывшегося обвиняемого и другими важными для розыска сведениями.

Чаще всего направлении и средства розыска отражаются в общем плане рас­следования по делу. Однако в случаях особой сложности розыска, большого объема поисковой работы целесообразно составлять отдельные планы розыска по следующей форме:

Направление поисковой деятельности определяется следственно-розыскной версией - обоснованным предположением следователя о месте нахождения разыскиваемых объектов, а также обстоятельствах, знание которых может спо­собствовать поиску. Аналогичное предположение оперативного работника бу­дет служить оперативно-розыскной версией. По сравнению со следственной версией следственно-розыскная, как правило, меньше по объему, разрабатывается для решения частной задачи. При разработке этих версий можно исполь­зовать типовые следственно-розыскные версии, являющиеся результатом обобщения практики розыскной работы.

Понятие "розыск" в криминалистике употребляют в двух значениях - широком и узком.

Розыск в широком смысле - это поисковая деятельность, направленная на установление местонахождения объектов, индивидуально-определенные признаки которых в данный момент неизвестны (розыск неизвестного преступника, поиск следов на месте происшествия и т. д.). Розыск в узком понимании - это поиск конкретного индивидуально-определенного объекта по известным групповым и индивидуальным признакам.

Розыск в первом значении данного понятия - это любая поисковая деятельность органов дознания и следователя, осуществляемая в процессе расследования и направленная на поиск объектов, могущих иметь значение для дела. Но расследование, как известно, не ограничивается только поиском. Поэтому розыск в широком смысле - это один из аспектов расследования.

Для розыска в узком значении характерна конкретная направленность. Вообще разыскивать обвиняемого нельзя, можно разыскивать обвиняемого, имеющего определенное имя, отчество, фамилию, другие индивидуальные признаки. Индивидуальная определенность объекта поиска - обязательное условие розыска в узком значении данного термина.

Таким образом, индивидуальность искомого объекта служит основным критерием разграничения розыска в широком и узком смысле.

Общая характеристика розыскной деятельности. Розыск, осуществляемый при расследовании уголовного дела, предполагает три рода действий: 1) следственные, 2) розыскные, 3) оперативно-розыскные.

Закон возлагает обязанность производства розыска как на следователя, так и на орган дознания: закон обязывает следователя принимать меры к розыску по находящимся в его производстве уголовным делам и в то же время дает ему право поручить ведение розыска органам дознания.

Анализ уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в процессе розыска следователь может выполнять как следственные, так и розыскные действия. Однако он не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия. Это следует и из Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"1.

К следственным действиям, чаще всего совершаемым в процессе розыска, относятся осмотры, обыски, выемки, освидетельствования, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и др.

Розыскные действия, выполняемые в процессе розыска, как правило, включают преследование преступника по горячим следам, обследование (прочесывание) местности, опрос свидетелей-очевидцев, заградительные мероприятия, личный сыск, использование данных криминалистических учетов.

Преследование преступника по "горячим следам " (погоня) чаще всего связано с осмотром места происшествия. Оно начинается сразу после выявления данных, говорящих о направлении, в котором скрылся преступник. Такие данные дают следы ног преступника, сообщения свидетелей-очевидцев и т. д. Преследование по "горячим следам" поручается работникам милиции, принимающим участие в осмотре.

В преследовании по "горячим следам" всегда целесообразно применение служебно-розыскной собаки. Практике известны многие удачные результаты, полученные в подобных случаях. В последние годы возможности использования служебно-розыскных собак существенно возросли. Это связано с разработкой приемов и методов консервации запахов на месте происшествия. Однако доказательственное значение имеет не участие

Чучело служебно-розыскной собаки Султан, обладавшей уникальными способностями поиска преступников (Музей истории милиции Санкт-Петербурга)

собаки в расследовании, не ее действия, а те фактические данные, которые могут быть обнаружены в результате этих действий (найдены орудие преступления, похищенные ценности и пр.).

Обследование (прочесывание) местности выполняется в тех случаях, когда имеются данные о том, что на ней может скрываться преступник. Как и преследование по "горячим следам", обследование местности обычно проводится одновременно с осмотром или вслед за ним. По прошествии времени его выполняют с целью розыска трупа или тайников, в которых спрятаны похищенные предметы. Обследование любой территории требует значительных усилий, поэтому оно проводится только в случае настоятельной необходимости и при условии, что существует возможность сплошного прочесывания местности, а следовательно, когда для этого имеется достаточное количество людей. Размер площади, подвергаемой обследованию,

Служебно-розыскная собака взяла след

устанавливается в зависимости от обстоятельств дела (что разыскивается), а также характера обследуемой территории (поле, лес и др.). Движение людей, ведущих обследование, осуществляется по секторам, размеры которых определяются исходя из характера обследуемой местности. Между участниками обследования обязательно устанавливается та или иная связь: зрительная, голосовая, радиосвязь и т. д.

Опрос свидетелей-очевидцев на месте совершения преступления и в районе вокруг него обычно производится работниками милиции. Вся полученная информация немедленно передается следователю. Ее значение для розыска нередко оказывается решающим.

Заградительные мероприятия организуются в тех случаях, когда имеется основание предполагать, что лицо, совершившее преступление, скрывается на территории района (города) и намерено оттуда выехать. Такие мероприятия относятся к неотложным, выполняются органами милиции и требуют большой организованности, значительных сил, опыта и знаний.

Заградительные мероприятия включают в себя установление оперативного наблюдения: 1) в аэропортах, на железнодорожных станциях, речных вокзалах, в портах; 2) на постах ГИБДД; 3) в местах возможного появления преступника, а в необходимых случаях - организацию засад на квартире разыскиваемого, на квартирах его родственников и близких знакомых.

Личный сыск - это личные действия оперативного работника по непосредственному розыску, распознаванию и задержанию лиц, совершивших преступление и уклоняющихся от следствия и суда. Характерная особенность личного сыска как одного из методов оперативно-розыскной работы состоит в том, что при его осуществлении отдельный оперативный работник (или их группа) применяет весь арсенал гласных и негласных форм, методов и средств оперативно-розыскной работы, направленных на достижение конкретной цели - розыск преступника, свидетеля, вещественных доказательств и т. д. При этом преступник должен быть не только разыскан, но и задержан.

Криминалистические учеты, ведущиеся в органах МВД, широко используются в качестве одного из средств розыскной деятельности. При этом розыскным целям может служить не только дактилоскопический учет (дактилоскопическая регистрация), но и такие виды учетов, как регистрация по способу совершения преступлений, признакам внешности, учет неопознанных трупов и т. д.

При производстве розыска применяется весь арсенал возможностей современной криминалистики. Так, важнейшее значение для собирания информации, используемой для розыска, имеет осмотр места происшествия, который позволяет получить сведения о биологических, психических и социальных чертах и признаках преступника. Успешный розыск невозможен без квалифицированного исследования и использования следов рук, ног, зубов, выделений человеческого организма, запахов и микроследов. Практика неоднократно доказывала высокую эффективность используемых при розыске фотороботов, композиционно-рисованных портретов и методов кибернетики.

Задержание разыскиваемого лица. Операция, связанная с задержанием преступника, как правило, имеет не только определенный процессуальный порядок, но и свою тактику. Под ней

подразумевается совокупность специфических приемов и средств, обеспечивающих наиболее эффективное производство задержания в строгом соответствии с законом.

Тактика задержания во многом определяется тем, производится ли оно с предварительной подготовкой или без нее. К подготовительным действиям относятся: сбор сведений о лицах, подлежащих задержанию, их окружении и т. д.; сбор сведений о месте, где намечается произвести задержание; своевременное приведение в готовность оружия, вспомогательных оперативных и технических средств, транспорта, средств связи и пр.; укомплектование группы задержания.

План задержания должен предусматривать решение следующих основных задач: 1) получение точных сведений о лицах, подлежащих задержанию; 2) оформление процессуальных оснований для задержания; 3) определение времени и места проведения задержания, изучение путей подхода, особенностей местности и помещений, установление последовательности действий при задержании; 4) назначение руководителей группы и подгрупп задержания, распределение конкретных обязанностей между участниками задержания, способы действий каждого из них; 5) обеспечение участников задержания вооружением, специальными средствами маскировки, связи, наблюдения и транспорта; 6) определение порядка применения служебно-розыскных собак, привлечения к задержанию представителей общественности, потерпевших, свидетелей и т. д.

При подготовке к задержанию первостепенное значение имеет предварительный инструктаж членов оперативной группы. Он носит предельно четкий характер. Каждому должны быть ясны его обязанности. Особое внимание при этом уделяется предметам, которые могут быть обнаружены у задерживаемого: указывается способ их обнаружения, изъятия и процессуального оформления. Должны быть разъяснены также пределы и условия применения силы и оружия.

Для производства задержания могут применяться особые тактические приемы: обходы, поиски и засады.

Обходом называется обследование, проводимое в местах, где, по имеющимся сведениям, действуют или скрываются разыскиваемые лица.

Поиск - это обследование мест, в которых может скрываться разыскиваемое лицо, при условии, что его местонахождение неизвестно.

Засада - замаскированное расположение оперативной группы на месте ожидаемого появления разыскиваемых лиц с целью их захвата и задержания.

Тактика задержания различается в зависимости от того, идет ли речь об одиночном или групповом задержании, а также в зависимости от места задержания.

При малейшей возможности всякое групповое задержание должно быть сведено к одиночному задержанию каждого из участников преступной группы. Другим важным правилом является требование о том, чтобы при задержании была создана обстановка, исключающая возможность вооруженного сопротивления, уничтожения уличающих доказательств и побега. Подготовка к задержанию предполагает соблюдение конспирации, а само задержание должно производиться хорошо подготовленными, физически сильными, ловкими, смелыми и хладнокровными сотрудниками.

Приемы задержания различаются в зависимости от условий, в которых оно производится.

Задержание подозреваемого может производиться по месту работы, жительства, на улице, в парке, в общественном помещении.

Задержание по месту работы наиболее эффективно, так как обеспечивает внезапность. Задерживаемый в этих случаях, как правило, лишается возможности предпринять попытку побега или оказать сопротивление работникам милиции.

Задержание по месту жительства является самым трудным, поэтому оно требует тщательной подготовки. Необходимо выяснить подробный план жилища, кто в нем живет, определить место укрытия группы наблюдения, пути незаметного подхода группы захвата, способ проникновения в помещение. Незаменима в таких случаях служебно-розыскная собака. Группа задержания должна распределить свои силы так, чтобы исключить возможность побега, оказания сопротивления и сокрытия следов преступления. В этих целях группа задержания делится на несколько подгрупп, каждая из которых выполняет специфические задачи.

Группа задержания по численности должна превосходить количество задерживаемых в два-три раза.

При производстве задержания нужно учитывать безопасность не только участников группы, но и других лиц, находящихся поблизости от места задержания.

Задержание на улицах, в парках и других открытых местах дает некоторые преимущества в тактическом отношении, так как в подобных ситуациях можно незаметно сблизиться с лицом, которое подлежит задержанию, наблюдать его действия, помешать ему уничтожить следы преступления и т. д. Однако при задержании на оживленных улицах категорически запрещается применение оружия. Поэтому в случаях, когда можно предположить, что преступники окажут вооруженное сопротивление, их задержание следует планировать в менее людных местах, на более открытой местности, где им труднее скрыться и менее вероятна встреча с соучастниками, которые могут помешать задержанию.