ПБУ, или Положение по бухгалтерскому учёту, утвердилось еще в 2002 году. Действует оно уже более 14 лет, но до сих пор задается много вопросов по хозяйственной деятельности предприятия. Положение было прописано на основании приказа Министерства финансов в ноябре 2002 года, затем в феврале 2008 года были внесены поправки. Многие организации в своей хозяйственной деятельности применяют ПБУ 18/02 «Учет расчетов по «.

Что такое ПБУ

Аббревиатура расшифровывается как «положение по бухгалтерскому учету». Это самая сложная техническая программа бухгалтера. Имеет много профессиональных терминов. Заставляет бухгалтера делать много проводок.

Все проводки в бухгалтерии, отражающие прибыль и издержки предприятий, регламентируются законом (129-Ф3 ПБУ). Порядок же в принятии доходов и расходов установлен налоговым кодексом. Поэтому возникают расхождения в налоговом законодательстве. Налоговая часто меняет законы, а бухгалтерская отчетность не изменяется. Налоговые изменения влияют на прибыль и расходы, учитываемые в декларациях.

Поэтому используется методика постоянных и переменных разниц. Эта система распространяется только на те организации, которые работают по основной налоговой системе.

Предприятия, использующие спец. режимы и не пользующиеся ПБУ 18/02:

  • «УСН» (упрощенная система налогообложения).
  • «ЕНВД» (единый налог на вмененный доход).
  • «ЕСХН» (единый сельскохозяйственный налог).

ПБУ 18/02 не применяют в малом и среднем бизнесе. Еще новая бухгалтерская программа не действует на организации, которые занимаются кредитами, и на бюджетные организации.

ПБУ 18/02 не разъясняет, откуда возникают постоянные и переменные разницы. Сама информация о разницах регистрируется в бухгалтерии в первичных документах.

Следовательно, если был выбран метод ПБУ, то обязательно нужно прописать в учетных документах организаций все данные. Эти расхождения отражаются документально по выделенным разделам.

Способ, используемый для достоверной информации по разницам.

Существуют несколько способов для фиксирования разниц, которые возникают в хозяйственной деятельности организаций:

  • Когда у компании отсутствует временная разница, нужно использовать аналитику к бухгалтерским счетам, разделяя расходы и доходы.
  • Если возникли расхождения в бухгалтерском учете временных разниц, жизнь бухгалтера серьёзно усложняется. Чем больше возникает разниц, тем сложнее вести обособленный учёт. Поэтому ведение внесистемного учёта просто необходимо. Для этого и нужна программа ПБУ 18/02. Её таблицы всё упорядочат.

Сам внесистемный учет подразумевает собой регистр учета бухгалтерских данных. Сюда вносятся данные, которые потом приводятся к общему знаменателю. От 1С отличается тем, что записи проводятся единожды, а не как бухгалтерские двойные проводки.

Что подразумевается под временными разницами

Если доходы или расходы предприятия признаются как в бухгалтерском учёте, так и налоговом, а разница возникла из-за времени их признания, то эта разница и считается временной.

Если возникают временные расхождения учетов, то может образоваться отложенный налог на прибыль. Это та сумма, которая влияет на саму величину налога и, соответственно, подлежит к выплате в казну государства в следующий отчетный период. Отложенным называют налог, который будет уплачен в будущих отчетных периодах.

К временным разницам относятся:

  • Расхождения, которые подлежат вычитанию.
  • Разницы, подлежащие налогообложению.

Образование временных вычитаемых расхождений происходит, когда расходы для налогового учета отражаются позже, а доходы раньше. А в бухгалтерском учете это происходит наоборот.

Налог, который был отложен с временных разниц, в дальнейшем будет уменьшать сумму налога на доходы будущих промежутков.

Пример временной разницы:

ООО «Айсберг» с мая 2016 года ввела в эксплуатацию ОС. Стоимость объекта сначала была 50 000 рублей. Определен срок использования объекта — пять лет. В аналитическом учете компании был использован линейный метод амортизации, а в бухгалтерии списание производилось пропорционально объемам продукции.

Поэтому суммы амортизационных отчислений налогового учёта и бухгалтерского отличаются. Следовательно, каждый месяц возникает разница. К окончанию срока списания основных средств (они были определены на 5 лет) показания налогового и бухгалтерского учётов совпадут и составят 50 000 рублей. Вот эта разница и называется временной — по истечении определенного срока она исчезнет.

Расхождения же постоянные отражаются в каком-нибудь одном учете. Возможно, это бухгалтерский или налоговый учет. Отличается он от временного тем, что разница присутствует постоянно.

Для фиксирования всех таких учетов и разработана программа ПБУ 18/02. Она сохраняет все данные, приводит к единому знаменателю. Это можно увидеть на приведённом примере.

Положение по бухгалтерскому учету
Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
ПБУ 18/02

(в ред. Приказов Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н,
от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение (далее - Положение) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее - бухгалтерская прибыль (убыток)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее - налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Применение Положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями.

II. Учет постоянных разниц, временных разниц
и постоянных налоговых обязательств (активов)

3. Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц.

Информация о постоянных и временных разницах формируется в бухгалтерском учете либо на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета, либо в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно. При этом постоянные и временные разницы отражаются в бухгалтерском учете обособленно. В аналитическом учете временные разницы учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница.

Постоянные разницы

4. Для целей Положения под постоянными разницами понимаются доходы и расходы:

  • формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов;
  • учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль отчетного периода, но не признаваемые для целей бухгалтерского учета доходами и расходами как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Постоянные разницы возникают в результате:

  • превышения фактических расходов, учитываемых при формировании бухгалтерской прибыли (убытка), над расходами, принимаемыми для целей налогообложения, по которым предусмотрены ограничения по расходам;
  • непризнания для целей налогообложения расходов, связанных с передачей на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг), в сумме стоимости имущества (товаров, работ, услуг) и расходов, связанных с этой передачей;
  • образования убытка, перенесенного на будущее, который по истечении определенного времени, согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, уже не может быть принят в целях налогообложения как в отчетном, так и в последующих отчетных периодах;
  • прочих аналогичных различий.

5 - 6. Исключены. - Приказ Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н.

7. Для целей Положения под постоянным налоговым обязательством (активом) понимается сумма налога, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде.

Постоянное налоговое обязательство (актив) признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница.

Постоянное налоговое обязательство (актив) равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Абзац исключен. - Приказ Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н.

Временные разницы

8. Для целей Положения под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах.

9. Временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль.

Для целей Положения под отложенным налогом на прибыль понимается сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

10. Временные разницы в зависимости от характера их влияния на налогооблагаемую прибыль (убыток) подразделяются на:

  • вычитаемые временные разницы;
  • налогооблагаемые временные разницы.

11. Вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Вычитаемые временные разницы образуются в результате:

  • применения разных способов признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчетном периоде для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;
  • абзац исключен. - Приказ Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н;
  • убытка, перенесенного на будущее, не использованного для уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде, но который будет принят в целях налогообложения в последующих отчетных периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • применения, в случае продажи объектов основных средств, разных правил признания для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;
  • наличия кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги) при использовании кассового метода определения доходов и расходов в целях налогообложения, а в целях бухгалтерского учета - исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
  • прочих аналогичных различий.

12. Налогооблагаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Налогооблагаемые временные разницы образуются в результате:

  • применения разных способов начисления амортизации для целей бухгалтерского учета и целей определения налога на прибыль;
  • признания выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) в виде доходов от обычных видов деятельности отчетного периода, а также признания процентных доходов для целей бухгалтерского учета исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, а для целей налогообложения - по кассовому методу;
  • абзац исключен. - Приказ Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н;
  • применения различных правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения;
  • прочих аналогичных различий.

13. Исключен. - Приказ Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н.

III. Отложенные налоговые активы
и отложенные налоговые обязательства,
их признание и отражение в бухгалтерском учете

14. Для целей Положения под отложенным налоговым активом понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Организация признает отложенные налоговые активы в том отчетном периоде, когда возникают вычитаемые временные разницы, при условии существования вероятности того, что она получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете с учетом всех вычитаемых временных разниц, за исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах.

Изменение величины отложенных налоговых активов в отчетном периоде равняется произведению вычитаемых временных разниц, возникших (погашенных) в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату. В случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах величина отложенных налоговых активов подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета прибылей и убытков.

Отложенные налоговые активы отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете по учету отложенных налоговых активов.

Пример возникновения вычитаемой временной разницы,
которая приводит к образованию отложенного налогового актива

Базовые данные

Организация "А" 20 февраля 2003 года приняла к бухгалтерскому учету объект основных средств на сумму 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Ставка налога на прибыль составила 24 процента.

В целях бухгалтерского учета организация осуществляет начисление амортизации путем применения способа уменьшаемого остатка, а в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль - линейный метод.

При составлении бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год организация "А" получила следующие данные:

Вычитаемая временная разница при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 год составила:

20 000 руб. (40 000 руб. - 20 000 руб.).

Отложенный налоговый актив при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 год составил:

20 000 руб. x 24% / 100 = 4 800 руб.

15. Для целей Положения под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Отложенные налоговые обязательства признаются в том отчетном периоде, когда возникают налогооблагаемые временные разницы.

Изменение величины отложенных налоговых обязательств в отчетном периоде равняется произведению налогооблагаемых временных разниц, возникших (погашенных) в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату. В случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах величина отложенных налоговых обязательств подлежит пересчету на дату, предшествующую дате начала применения измененных ставок с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета прибылей и убытков.

Отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете по учету отложенных налоговых обязательств.

Пример возникновения
налогооблагаемой временной разницы, которая приводит
к образованию отложенного налогового обязательства

Базовые данные

Организация "Б" 25 декабря 2002 года приняла к бухгалтерскому учету объект основных средств на сумму 120 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет. Ставка налога на прибыль составила 24 процента.

Для целей бухгалтерского учета организация осуществляет начисление амортизации линейным способом, а для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль - нелинейным методом.

При составлении бухгалтерской отчетности и налоговой декларации за 2003 год организация "Б" получила следующие данные:

Налогооблагаемая временная разница при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 год составила:

16 130 руб. (40 130 руб. - 24 000 руб.).

Отложенное налоговое обязательство при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2003 год составило:

16 130 руб. x 24% / 100 = 3 871 руб.

16. В случае, если законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены разные ставки налога на прибыль по отдельным видам доходов, то при оценке отложенного налогового актива или отложенного налогового обязательства ставка налога на прибыль должна соответствовать тому виду дохода, который ведет к уменьшению или полному погашению вычитаемой или налогооблагаемой временной разницы в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах.

17. Абзац исключен. - Приказ Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н.

По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые активы.

В случае, если в текущем отчетном периоде отсутствует налогооблагаемая прибыль, но существует вероятность того, что налогооблагаемая прибыль возникнет в последующих отчетных периодах, то суммы отложенного налогового актива останутся без изменения до такого отчетного периода, когда возникнет в организации налогооблагаемая прибыль, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Отложенный налоговый актив при выбытии актива, по которому он был начислен, списывается в сумме, на которую по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не будет уменьшена налогооблагаемая прибыль, как отчетного периода, так и последующих отчетных периодов.

18. Абзац исключен. - Приказ Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н.

По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства.

Отложенное налоговое обязательство при выбытии актива или вида обязательства, по которому оно было начислено, списывается в сумме, на которую по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не будет увеличена налогооблагаемая прибыль, как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

19. При составлении бухгалтерской отчетности организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, кроме случаев, когда законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы.

Абзацы второй - четвертый утратили силу. - Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н.

IV. Учет налога на прибыль

20. Для целей Положения сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль.

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль равняется величине, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль учитывается в бухгалтерском учете на обособленном субсчете по учету условных расходов (условных доходов) по налогу на прибыль к счету по учету прибылей и убытков.

Абзацы четвертый - пятый исключены. - Приказ Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н.

21. Для целей Положения текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.

При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств (активов), отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль.

Практический пример расчета для определения текущего налога на прибыль приведен в приложении к Положению.

22. Способ определения величины текущего налога на прибыль закрепляется в учетной политике организации.

Организация может использовать следующие способы определения величины текущего налога на прибыль:

  • на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 Положения. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль;
  • на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Сумма доплаты (переплаты) налога на прибыль в связи с обнаружением ошибок (искажений) в предыдущие отчетные (налоговые) периоды, не влияющая на текущий налог на прибыль отчетного периода, отражается по отдельной статье отчета о прибылях и убытках (после статьи текущего налога на прибыль).

V. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

23. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства отражаются в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств.

Задолженность либо переплата по текущему налогу на прибыль за каждый отчетный период отражаются в бухгалтерском балансе соответственно в качестве краткосрочного обязательства в размере неоплаченной суммы налога или дебиторской задолженности в размере переплаты и (или) излишне взысканной суммы налога.

24. Постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, текущий налог на прибыль отражаются в отчете о прибылях и убытках.

25. При наличии постоянных налоговых обязательств (активов), изменений отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, корректирующих показатель условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль, отдельно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках раскрываются:

  • условный расход (условный доход) по налогу на прибыль;
  • постоянные и временные разницы, возникшие в отчетном периоде и повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль в целях определения текущего налога на прибыль;
  • постоянные и временные разницы, возникшие в прошлых отчетных периодах, но повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль отчетного периода;
  • суммы постоянного налогового обязательства (актива), отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства;
  • причины изменений применяемых налоговых ставок по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
  • суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, списанные в связи с выбытием актива (продажей, передачей на безвозмездной основе или ликвидацией) или вида обязательства.

Замечание 1

В современной Росси под понятием аудитор подразумевается лицо, занимающееся аудитом, проверкой или ревизией документов, бухгалтерских книг и финансовых отчетов. Залогом успешной карьеры в аудите является аттестат аудитор, необходимый документ для подписания аудиторских заключений.

Единая Аттестационная Комиссия

Только в 2011 году в России был введен единый аттестат аудитора нового образца. До этого года требовалось сдавать отдельные экзамены на получение аттестата, относящегося к определенной экономической области аудита банков и кредитных учреждений; бирж и внебюджетных фондов; общий аудит. В наши дни для положительной сдачи экзамена рекомендуется готовиться по программе, утвержденной Единой Аттестационной Комиссией (ЕАК).

ЕАК создана организациями аудиторов в августе 2010 года в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ФЗ-307 от 30.12.2008 г., для проведения квалификационных экзаменов по проверке знаний претендентов на получение аттестата аудитора.

К экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование и имеющий стаж работы, связанный с бухгалтерской, финансовой или аудиторской деятельностью , не менее трех лет. Причем не менее двух лет из последних трех должны приходиться на опыт работы в аудиторской организации.

Процедура экзамена проводится в 2 этапа:

  1. компьютерное тестирование,
  2. написание письменной работы.

Рассмотрим их особенности.

Экзамен. Компьютерное тестирование

Компьютерное тестирование проводится раз в месяц. Длительность экзамена составляет 2.5 часа, где кандидату необходимо ответить на 50 вопросов из следующих областей:

  • Бухгалтерский учет и отчетность
  • Налоги
  • Финансы
  • Право
  • Аудиторская деятельность

То есть на экзамене представлены по 10 вопросов из каждой перечисленной области. Оценивается экзамен в баллах, где за каждый правильный ответ начисляют 2 балла, экзамен считается сданным, если кандидат набрал 86 баллов из 100 максимальных. При неуспешном прохождении тестирования, кандидатам не возвращается стоимость экзамена, которая на сегодняшний момент составляет 13 000 рублей.

По истечению пяти дней информируют о результатах прохождения компьютерной части экзамена. При положительной оценке кандидат может записываться на вторую часть экзамена, которая проводится два раза в год. Следует отметить, что результаты компьютерного тестирования сохраняются за кандидатом в течение двух лет.

Экзамен. Письменная работа

На прохождение письменной части экзамена отводится 2 дня, за которые необходимо ответить на пять теоретических вопросов и решить одну задачу. Задания распределяется в таком порядке. В первый день проверяются знания в областях: бухгалтерский учет и отчетность; налоги ; финансы. Во второй день проверяется знания по предметам Право и Аудиторская деятельность и решается задача.

Результаты письменной работы кандидаты увидят по истечению 45 рабочих дней. Оцениваются ответы также по бальной системе, где необходимо набрать минимум 67 баллов, где каждый теоретический вопрос оценивается максимум в 10 баллов и за правильное решение задачи можно получить максимум 50 баллов. Экзамен, считается сложным, поэтому введены дополнительные сессии, в течение которых претенденты могут добрать недостающие баллы. Также как и при тестировании, при неудовлетворительной сдаче письменной части экзамена, кандидатам не возвращается оплаченная стоимость, которая сегодня составляет 27 000 рублей.

Решение ЕАК

Замечание 2

Не позднее 8 рабочих дней после проверки письменных работ ЕАК принимает решение о положительной или неудовлетворительной сдаче квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора и уведомляет претендента о своем решение еще в течение 5 рабочих дней.

Высокий уровень аудиторского профессионализма является залогом квалифицированных независимых проверок и логично, что государство предъявляет к аудиторам высокие требования. Прохождение аудиторской аттестации всегда считалось сложной задачей, но выполнимой, если в России представлены и успешно работают все мировые компании большой аудиторской четверки.

Аудитор – ответственная должность, работая на которой, специалист несет ответственность перед государством. Проверяя бухгалтерскую и налоговую отчетность компаний, профессионал должен обладать всеми необходимыми знаниями в данной области. Аудитор, работающий в Российской Федерации, должен иметь лицензию. Но часто лицензии оказывается недостаточно. Это может быть связано с тем, что полученные когда-то знания частично потеряли свою актуальность, а новшества в области бухгалтерского учета не были изучены. В таких случаях помогает программа повышения квалификации аудиторов.

Идёт набор на подготовку к сдаче сертификационных экзаменов

Каждый уважающий себя специалист должен осознавать, что с течением времени технологии любой из существующих сегодня специальностей постоянно совершенствуются. Это же касается и аудиторской деятельности. Более того, бухгалтерская деятельность, отчетность по которой проверяется непосредственно аудитором, также постоянно совершенствуется. Безусловно, специалисту необходимо знать все новые грани и данного вида деятельности, что позволяет освоить прохождение программы повышения квалификации аудиторов. Только в таком случае работа аудитора будет проводиться с максимальной эффективностью.

Чему могут научить курсы повышения квалификации аудиторов? В первую очередь специалист сможет ознакомиться с нововведениями и новыми разработками в данной области деятельности. Кроме того, аттестация и повышение квалификации аудиторов дает возможность узнать или отработать новые методики работы, основанные на полученных знаниях в комплексе с уже имеющимся опыте. После курсов повышения квалификации аудиторов специалист получает возможность работать более плодотворно и эффективно.

Подробности о возможностях аттестации и повышения квалификации аудиторов можно узнать на нашем сайте.

Аудиторы, желающие профессионально заниматься аудиторской деятельностью, должны иметь квалификационный аттестат.

Порядок аттестации аудиторов в России определен положениями следующих нормативных актов:

1) Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

2) Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации.

Аттестация - проверка квалификационных знаний физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Специалист, собирающийся сдавать экзамен на аттестат аудитора, обязательно должен иметь:

ü базовое образование;

ü практический опыт;

ü специальное профессиональное образование (в настоящее время это требование носит рекомендательный характер);

ü свободное владение деловым русским языком.

В соответствия с действующим законодательством под базовым образованием подразумевается высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации.

Документами, подтверждающими базовое образование, являются:

ü диплом об окончании высшего учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, по экономическому или юридическому профилю;

ü диплом об окончании высшего учебного учреждения иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации, по экономическому или юридическому профилю.

Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех лет в качестве:

ü аудитора или специалиста аудиторской организации;

ü бухгалтера;

ü экономиста;

ü ревизора;

ü научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

В стаж засчитывается работа на указанных должностях в штате организации, по совместительству или в качестве индивидуального предпринимателя. Стаж работы по совместительству определяется с учетом фактически отработанного времени в пересчете на целые рабочие дни.

Документами, подтверждающими практический опыт, являются:

ü нотариально заверенная выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж работы в течение трех лет из последних пяти по необходимой специальности;

ü справка аудиторской организации за подписью руководителя о работе в ней по совместительству с указанием даты и номера приказа о зачислении и увольнении с занимаемой должности, фактической продолжительности рабочего дня;

ü справка государственного фонда социального страхования, подтверждающая период работы для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и регистрационное удостоверение, патент, выданный органами местной власти, лицензия, подтверждающие право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Перечень учебных дисциплин, программы и продолжительность по формам обучения аудиторов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Программы по изучению учебных дисциплин включают в себя лекции, практические занятия по применению правовых нормативных актов, аудиторских стандартов и процедур, деловые игры, семинары, написание рефератов, лабораторные занятия в компьютерных классах и другие виды учебной работы.

Продолжительность специального профессионального образования следующая:

ü для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) вузовское образование и опыт работы на руководящих или бухгалтерских должностях, - не менее 240 ч аудиторских занятий при очной форме обучения или не менее полугода очно-заочной формы обучения;

Подтверждает специальное профессиональное образование документ о получении специального профессионального образования. .

По итогам аттестаций выдаются квалификационные аттестаты следующих типов:

а) в области общего аудита;

б) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

в) в области аудита страховых организаций и обществ взаимно го страхования (аудита страховщиков);

г) в области аудита кредитных организаций, банковских груш и банковских холдингов (банковского аудита).

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

Основные требования к повышению квалификации аудитора установлены Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2002 г. № 93н.

Аттестацией, обучением и повышением квалификации аудиторов занимаются УМЦ, получившие в установленном порядке по представлениям Минфина России право повышения квалификации аудиторов. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам. Экзаменационные вопросы формируются в соответствии с программами проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора.

Минфин России в 45-дневный срок со дня представления УМЦ соответствующих документов на основе результатов квалификационных экзаменов принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных, аттестатов аудитора.

Аттестаты выдает Минфин России в месячный срок со дня принятия решения о выдаче. Бланк аттестата имеет единый формат, определенный приказом Минфина России от 25 апреля 2002 г. № 34н "Об утверждении, формы бланка квалификационного аттестата аудитора". В нем в обязательном порядке указываются номер аттестата, номер и дата решения уполномоченного органа об аттестации аудитора, фамилия, имя и отчество аудитора в дательном падеже, ИНН, приводится наименование типа квалификационного аттестата аудитора; подпись министра финансов РФ или уполномоченного им лица; на оборотной стороне бланка аттестата приводятся сведения о прохождении аудитором обязательного ежегодного повышения квалификации.

В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального Закона "Об аудиторской деятельности" "аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов". Повышение квалификации для аудиторов, имеющих аттестат одного вида, осуществляется в объеме 40 академических часов ежегодно. Аудитор, имеющий аттестат по банковскому аудиту независимо от имеющихся у него других типов аттестатов, должен проходить повышение квалификации в объеме 40 академических часов ежегодно. Аудитор, имеющий кроме квалификационного аттестата по общему аудиту квалификационный аттестат по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и (или) аудиту страховщиков, обязан проходить курс повышения квалификации аудиторов по общему аудиту ежегодно, а по иным упомянутым видам аудиторской деятельности проходить курс повышения квалификации в год, совпадающий со сроком обмена соответствующего квалификационного аттестата, в объеме 40 академических часов (дополнительно к курсу повышения квалификации по общему аудиту) . По результатам повышения квалификации выдается сертификат о прохождении курса повышения квалификации единого образца.

По итогам проведения курсов повышения квалификации УМЦ выдают аудиторам документы о прохождении курсов повышения квалификации.

Министерство финансов РФ вправе отменить проведение повышения квалификации аудиторов, уведомив об этом УМЦ. Отмена проведения повышения квалификации аудиторов осуществляется в случаях:

ü представления недостоверных сведений в календарных планах;

ü несоблюдения сроков представления календарных планов;

ü отсутствия лицензии на образовательную деятельность (с приложениями) и (или) договора с образовательным учреждением, на базе которого проводится повышение квалификации вне местонахождения УМЦ.

Министерство финансов РФ организует регулярные проверки проведения повышения квалификации аудиторов. Министерство вправе отменить решение УМЦ о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления УМЦ недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации.

В срок не позднее четырех лет с момента выдачи впервые оформленного, продленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитор должен представить сведения о соблюдении им требования о ежегодном повышении квалификации. В дальнейшем аудитор должен подтверждать соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации в срок не позднее трех лет с момента предыдущего подтверждения. Соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации аудитор может подтверждать в аккредитованном при Минфине России профессиональном аудиторском объединении (АПАО), членом которого является, а если он не является членом хотя бы одного АПАО, — в любом АПАО по своему выбору аудитора. На основании документов, представленных аудитором, АПАО своему заполняет оборотную сторону бланка квалификационного аттестата аудитора, где проставляется соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации.

Отметка о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации должна содержать подпись руководителя АПАО или лица, уполномоченного им, заверенную печатью АПАО, и дату проставления этой отметки.

Аудитор представляет в АПАО:

ü заявление;

ü оригинал квалификационного аттестата аудитора;

ü документы о повышении квалификации (оригиналы или заверенные в установленном порядке копии).

До проставления отметки АПАО аудитор:

ü сверяет данные квалификационного аттестата аудитора с данными государственного реестра аттестованных аудиторов аудиторских организаций и реестра лицензий индивидуальных аудиторов;

ü сверяет данные документов о повышении квалификации с государственным реестром учебно-методических центров и сведениями о прохождении аудиторами повышения квалификации в учебно-методических центрах.

Проставление отметки АПАО проводится в порядке поступления документов, независимо от того, является или не является аудитор, представивший документы, членом данного АПАО. Плата за проставление отметки АПАО не взимается.

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован, если:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом (Минфином России).

Минфин РФ обеспечивает доступ уполномоченным представителям АПАО к информации, содержащейся в государственном реестре аттестованных аудиторов аудиторских организаций, реестре лицензий индивидуальных аудиторов и государственном реестре учебно-методических центров, а также сведениях о прохождении аудиторами ежегодного повышения квалификации в учебно-методических центрах.

  1. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в двух документах: аудиторском заключении и, как следует из федерального правила (стандарта) № 22, информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

Подготовка и представление аудиторского заключения регламентированы в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" в ст. 6 и федеральном правиле (стандарте) № 6 "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Второй документ - информация, полученная по результатам аудита, положениями федерального правила (стандарта) № 22 четко не регламентированы, и поэтому приведем рекомендации в подготовке этой информации.

Цель письменной информации — довести до руководства проверяемого субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системах внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

В письменной информации аудитора должно быть указано все, что связано с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта, ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности, т.е. любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которая была сочтена целесообразной.

Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках — она отражает лишь те из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит. Если аудиторскую проверку проводила группа, состоящая из значительного количества сотрудников аудиторской организации, письменная информация аудитора должна быть подписана руководителем группы сотрудников или руководителями отдельных подгрупп (бригад, звеньев и т.д.) в составе общей группы.

Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нумерацию страниц. Рекомендуется оформлять первую страницу на бланке аудиторской организации — либо с угловым штампом, либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми в аудиторской организации к оформлению официальной переписки.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должны содержаться реквизиты аудиторской организации и реквизиты проверяемого экономического субъекта, а также указание на период времени, к которому относится документация экономического субъекта, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора и выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность.

Письменная информация аудиторской проверки содержит следующие сведения:

ü особенности выполнения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также особенности выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;

ü данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;

ü перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;

ü сведения о методике аудиторской проверки; подтверждение того, что аудиторская организация следовала в работе правилам (стандартам) аудиторской деятельности; указание, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным, а какие — выборочным способом и на основе каких принципов производилась аудиторская выборка;

ü перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендации

как таковых;

ü оценка (при наличии такой возможности количественного расхождения отчетных и (или) налоговых показателей, представленных экономическим субъектом, и прогнозируемых показателей по результатам проверки аудиторской организацией;

ü при последующих аудиторских проверках — оценку и анализ выполнения рекомендаций или исправления экономическим субъектом, подлежащим аудиту, недостатков, указанных в предшествующих документах, содержащих письменную информацию аудитора.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке указывается, какие из сделанных замечаний существенны и какие несущественны, влияют ли они (или могут влиять) на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Письменная информация аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора может быть передана только лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг; лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг и, наконец, любому другому лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг, — в случае письменного указания на то аудиторской организации.

Отдельные вопросы письменной информации аудитора могут обсуждаться в устной форме пли в порядке обмена письмами в сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к прочей своей рабочей документации.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации.

Руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменной информации аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа. Оно может провести встречу с аудиторами, пригласив со своей стороны тех лиц, которых сочтет необходимым, для обсуждения предварительного варианта документа.

Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение, окончательный, вариант письменной информации аудитора. Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. В том случае, если в предварительном варианте письменной информации аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменной информации необходимо дать оценку и анализ исправлений, сделанных работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах: один передается под расписку только (и исключительно) лицу, указанному выше, а второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа. По согласованию письменная информация аудитора может быть переслана по почте. В этом случае ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудиторской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи этой письменной информации.

Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта.

Аудиторская организация может готовить копии со своего экземпляра письменной информации аудитора для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок. Требования конфиденциальности информации при этом сохраняются.

В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленной прежней аудиторской организацией. Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных ранее.

  1. Система государственного финансового контроля

Контроль — важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

Система государственного финансового контроля осуществляется в общегосударственной и ведомственной формах.

Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый, контроль в России осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба- финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Банк России, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет следующие задачи и функции.

Задачи финансового контроля:

ü контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;

ü контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой м валютной политики;

ü контроль законности привлечения и использования средств- юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Основные функции:

ü проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;

ü контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

ü обеспечение обоснованности и правомерности действии кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

ü контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии иди проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения проверок уполномоченными органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федераций Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы - суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности — в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, государственные и унитарные предприятия должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на:

1. денежно-кредитный контроль, который осуществляет Банк России;

2. валютный контроль, осуществляет Банк России;

3. страховой контроль, осуществляет Федеральная служба страхового надзора;

4. налоговый контроль, осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и ее подразделениями;

5. таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и ее подразделения.

Использование государственных (преимущественно — бюджетных) средств на разных уровнях государственного управления (и бюджетной системы РФ) контролирует Федеральное казначейство РФ и его подразделения, специальные службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, федеральных агентов, федеральных служб, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры федеральных служб и их подразделений.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность - важнейший принцип деятельности.

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используемся такая форма финансового контроля, как аудиторский финансовый контроль.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. В России создана необходимая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

  1. Тестовые задания
  1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение создается в целях обеспечения:
  1. Гарантии высокого качества аудита, проводимого его членами;
  2. Условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов;
  3. Статистическое наблюдение за осуществлением аудиторской деятельности.

12. Квалификационные аттестаты аудиторов, выданные до вступления в силу Федерального закона № 119-ФЗ:

  1. Должны быть обменены на аттестаты нового образца в течение 6 месяцев с момента вступления закона в действие;
  2. Должны быть обменены на аттестаты нового образца в течение 1 года с момента вступления закона в действие;
  3. Сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.

22. Срок хранения рабочих документов:

1) Три года;

3) В течение срока, предусмотренного для данных документов законодательством РФ.

32. Уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества работы аудиторских организаций:

  1. Только своими силами;
  2. Только силами аккредитованных профессиональных аудиторских объединений;
  3. Своими силами либо делегировать это право аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
  4. : Согласно ст. 10 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган.

42. При оценке компонентов аудиторского риска необходимо использовать:

1) Не более трех градаций;

2) Не менее трех градаций;

3) любое количество градаций.

52. Между уровнем существенности и аудиторским риском существует следующая зависимость:

  1. Чем выше уровень существенности, тем выше аудиторский риск;
  2. Чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск;
  3. Аудиторский риск не зависит от уровня существенности.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.
  2. Правила (стандарты) аудита.
  3. Подольский В.И. Аудит: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 744 с. - (Серия "Золотой фонд российских учебников").
  4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 448 с. - (Высшее образование).
  5. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: учебное пособие под ред. Проф. Я.В. Соколова. - М.: Магистр, 2009. - 463 с.