Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе проходит в форме торгов с объявленной стоимостью или с ценой, предложенной покупателями. Правила проведения и требования к участникам, необходимая документация и альтернативные методы — вот далеко не весь перечень полезной информации, которую удастся почерпнуть.

Многочисленные акты, положения и законы регулируют требования, которые предъявляются к потенциальному владельцу. Стоит отметить, что каких-то завышенных позиций в этом вопросе не наблюдается. Практически любой предприниматель или компания сможет участвовать в торгах. Основные условия для претендентов:

  1. Отсутствие налоговой задолженности у организации или веское обоснование ее наличия.
  2. Руководитель и должностные лица не должны иметь непогашенной или неснятой судимости по делам об экономических махинациях.
  3. Руководитель и допущенные к управлению компанией-претендентом люди не могут быть родственниками с собственником имущества. Подобное ограничение обуславливается стремлением обеспечить равные условия для всех участников.
  4. Компания, претендующая на участие, не должна быть офшорной, в особенности, если .
  5. Заявка не может быть подана компанией, чье финансирование обеспечивается из Федеральных или муниципальных источников более чем на 25%.
  6. Претендент не может значится в списках поставщиков с плохой репутацией.

Однако более мелкие структурные организации, которые являются непосредственными собственниками, вполне могут накладывать дополнительные ограничения. О них организатор оповещает при размещении объявления о проведении торгов на портале электронной площадки.

Документы для предоставления

Существует общий список, обязательный для предоставления на аукцион по продаже государственного или муниципального имущества. Организатор обязан также упомянуть о дополнительных условиях продажи. Если этого не было сделано, заявитель имеет право подать в суд иск для признания действий организаторов неправомерными. В обязательный пакет документов входят:

  • обращение с претензией на участие;
  • список предоставленных организатору документов в двойном экземпляре;
  • бумаги, подтверждающие существование юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, подойдет оригинал или копия, имеющая нотариальное заверение;
  • копии устава компании;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов по налоговым выплатам.

Если оформление происходит в электронном виде, должна присутствовать электронная подпись руководителя. Заявка со всеми приложенными документами в этом случае поступает на адрес организатора и хранится в отдельной папке. Ответ на каждое обращение должен быть получен в течение трех суток с даты поступления. В случае отсутствия необходимого документа заявка отклоняется организатором, а в комментариях уточняет перечень недостающих бумаг. После этого заявитель вправе дополнить пакет документов. Срок для этого устанавливается не позднее пяти суток до даты аукциона.

В случае подачи заявки в письменном виде необходимо оплатить заказное письмо. Требования идентичны тем, которые предъявляются к электронной заявке. Однако срок рассмотрения увеличен до десяти суток с даты получения. Это важно учесть, ведь сроки подачи строго ограничены.

Особенности проведения открытого аукциона

Федеральным законом обозначены способы приобретения государственного и муниципального имущества, каждый имеет тонкости. В частности, подача заявок в аукционе осуществляется с момента опубликования информации, длится до даты, когда остается 25 суток до начала торгов. Список участников определяется за одну рабочую неделю до даты аукциона. В этот же период каждый представитель обязан прислать документ, подтверждающий перевод денег на счет продавца. Перевод должен составить 20% от стоимости объекта. Если таковая не оглашалась, то взнос рассчитывается как 1/5 часть предложенной участником суммы.

Форма торгов может иметь закрытый или открытый характер.

В первом случае предлагаемая цена предоставляется в отдельном конверте каждым участником в момент подачи заявки. Существует ограничение, согласно которому стоимость не может быть ниже рыночной более, чем на 50%. Победителем признается тот, чье предложение окажется наиболее выгодным. В случае указания равной цены несколькими участниками, выигрывает ранее подавший заявку представитель.

В аукционе открытого характера цены озвучиваются в процессе торгов. Организатор заранее разрабатывает и оповещает игроков о стартовой стоимости объекта и шаге повышения и понижения.

Продажу государственного и муниципального имущества на аукционе можно рассматривать как выгодное для всех сторон рыночное предложение. Ведь в результате государственные структуры получают дополнительное финансирование бюджета, а частные лица и предприятия — низкую стоимость объектов и предметов.

Достаточно часто начинающие предприниматели таким образом получают необходимую базу для развития бизнеса без крупных вложений.

Что продается и как проходят торги муниципальным имуществом

К муниципальным относят объекты:

  1. Недвижимость — земля, жилые дома или здания производственного назначения.
  2. Различные виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
  3. Ценные бумаги.
  4. Объекты искусства, ювелирные украшения или другие личные вещи.

Муниципалитет обладает правом собственности на указанные единицы. Обычно это предметы людей и предприятий, которые обанкротились.

Плюсами покупки на торгах муниципалитета является осведомленность о техническом состоянии предмета, а также возможность узнать достоверную информацию о предыдущих владельцах.

Особенностью проведения продажи муниципального имущества считается возможность присутствовать лично. Это значит, что возникает необходимость личного присутствия каждого участника или его законного представителя в указанном месте в определенное время.

Как проходят торги государственным имуществом

Аукцион по продаже государственного имущества может проводиться только на электронных ресурсах:

  • организованные на базе банков виртуальные торговые площади;
  • самостоятельные виртуальные пространства, организованные, как отдельный бизнес;
  • новостные порталы, указывающие точную информацию о запланированных аукционах и конкурсах;
  • официальный общефедеральный портал, который поддерживается правительством.

Кто уполномочен проводить муниципальные торги имуществом

Торги муниципальным имуществом осуществляются специальной комиссией, состав которой определяется местными властями. Также издается документ, регламентирующий:

  • последовательность действий организаторов и участников вплоть до указания способа оформления договора приобретения и приватизации;
  • перечень продаваемых объектов;
  • план мероприятия и точное число проведения;
  • список порталов и иных информационных зон, на которых будет размещена подробная информация;
  • список виртуальных платформ, на которых запланировано проведение.

Выбранная комиссия занимается следующими вопросами:

  1. Проверяет поданные заявки.
  2. Решает допускать или запрещать участие, оповещает об этом претендента.
  3. Выбирает выигравшего и оформляет протокол.

При этом важно отметить, что именно комиссия может потребовать не указанные в перечне документы для подтверждения правомерности подачи заявки претендентом. Оценка и проверка подлинности предоставленных бумаг также находится в ее юрисдикции.

Проведение аукциона также может организовываться на базе муниципалитета. Подготовка документации ведется с помощью имеющихся собственных ресурсов. Для не крупных образований с учетом отсутствия таковых характерно использование сторонних сил.

Порядок проведения торгов

Для начала муниципальный и местный исполнительный органы , издается извещение. В нем уточняется дата проведения, перечень имущества, состав комиссии и место проведения.

После этого в указанных информационных сетях публикуется извещение. В нем указывается подробная информация для участников и начальная стоимость, если подобное предусмотрено выбранной системой торгов.

Комиссия ведет прием заявок с обязательным их занесением в специализированный журнал. Каждый поданный пакет документов тщательно рассматривается, принимается решение об участии или отклонении поданных документов. Также комиссия уполномочена в проверке предоплаты, поступившей в бюджет.

В указанный срок проводится аукцион, на котором выявляется победитель. Результат торгов оформляется комиссией. При этом осуществляется информирование с помощью источников, в которых ранее указывались данные о предстоящей продаже имущества муниципалитета.

Оформляется договор на приобретение имущества и его приватизацию. Если победитель не внесет в бюджет необходимую сумму в течение пяти дней с даты выигрыша, результаты признаются недействительными. Возвращение аванса в этом случае отменяется. Залоги других участников в течение этого же времени перечисляются на счета, с которых ранее производилось зачисление.

Что нужно, чтобы принять участие в муниципальных торгах имущества

Для участия в продаже государственного или муниципального имущества на аукционе достаточно соблюдать несложный порядок действий.

  1. Найти подходящий аукцион.
  2. Собрать и предоставить пакет документов, указанных в перечне.
  3. Осуществить перечисление средств на указанные в информационном сообщении реквизиты.
  4. Дождаться срока проведения.
  5. Ознакомиться с результатами.
  6. В случае победы необходимо подписать протокол и внести остаток суммы на счет продавца.

Другие методы продажи муниципального и государственного имущества

Специализированный аукцион отличается от обычного. Его проведение целесообразно в случае большой стоимости объекта недвижимости. В результате проведения торгов выявляется несколько победителей, каждый из которых приобретает часть собственности, соразмерный с внесенной суммой.

Конкурс отличается от аукциона процессом выбора победителя. В первом случае исключается возможность изменения первоначального предложения. Во втором возможно повышение или понижение цены.

В заключение отметим, что участвовать в торгах несложно. А если предложенные условия будут привлекательны, победитель получает проверенный и качественный объект по сниженной относительно рынка цене.

Продажа государственного и муниципального имущества:

Напишите вопрос жилищному юристу в форму ниже Смотрите также Телефоны для консультации

31 Окт 2018 80

Обсуждение: 6 комментариев

    Не очень понимаю, разве такие продажи полностью законны? Какие тогда имеет права покупатель такого имущества? Получается старый владелец всё равно остаётся владельцем имущества?

    Ответить

    1. Продажа государственного или муниципального имущества регламентируется как граждански законодательством, так и распоряжениями федеральной антимонопольной службой.

      В данных документах четко прописан порядок выигрыша в аукционе. Для участия в торгах каждый желающий оплачивает задаток и подает соответствующую заявку. При проведении аукциона победителем считается то лицо, которое предложит большую сумму. Оставшимся участникам задаток возвращается. Победитель аукциона в день его проведения подписывает протокол итогов. С данного времени он формально считается собственником.

      Конечно же необходимо пройти процедуру подписания договора купли-продажи, но если по каким либо причинам муниципалитет откажется это делать, имея на руках протокол подведения итого можно в судебном порядке понудить администрацию заключить соответствующий договор. Окончательное оформление права покупателя производится путем внесения соответствующей записи о вновь возникшее праве в ЕГРН.

      Приватизация — это безвозмездная передача муниципального жилья так же в собственность гражданина, занимающего это помещение.

      В случае проведения торгов объект и так передан в собственность выигравшему аукцион, то есть право собственности уже наступило. Проводить дополнительных действий с названным имуществом не нужно.

      Приобретение государственного или муниципального имущества на торгах так же является приватизацией, только платной.

      Ответить

Заманчивые условия, особенно посл того, как я прочитала ответы эксперта. С помощью таких торгов можно прилично поднять цену на муниципальное жильё, хотя если город не большой, не думаю что претендентов будет много.

Ответить

  1. Муниципальная или государственная недвижимость реализуется исключительно на торгах. Но следует иметь ввиду нюансы процесса платной приватизации жилья.

    В каждом муниципалитете имеется очередь из малоимущих граждан, которые согласно решениям жилищной комиссии имеют право на получение социального жилья. Так же к льготным категориям граждан относятся многодетные семьи, инвалиды и некоторые другие категории лиц. В соответствии с законодательством, администрация обязана предложить освободившееся муниципальное жилье первому, стоящему в очереди на улучшение жилищных условий. Предлагаемое жилье должно быть пригодно для проживания и оснащено элементарными коммунально-бытовыми услугами. Из вышеперечисленного следует, что случаи реализации на торгах муниципального жилья крайне редки. Исключения могут составлять объекты незавершенного строительства, жилье, требующее капитального ремонта. Ветхое и аварийное жилье реализации не подлежит.

    Выставить на торги администрация может жилое помещение в случае, если отсутствует очередь на жилье или все нуждающиеся в нем отказались по каким либо причинам.

    Следует знать, что граждане, реализовавшие свое единовременное право на бесплатную приватизацию имеют право приватизировать платно, то есть выкупить жилье, используемое ими по договору социального найма. У таких жильцов имеется преимущественное право покупки.

    Ответить

Осуществляют продажу различного муниципального имущества на специальных открытых аукционах, для участия в которых требуется подать заявку. Участвовать в торгах могут не только юридические, но и физические лица. Продавать государственную собственность имеют право только уполномоченные лица. Законом детально проработана сама процедура торгов, в ходе которых через покупку государственной или муниципальной собственности осуществляется ее приватизация. Соблюдение процессуальных нормативов обеспечивает легальность приватизации государственного имущества коммерческими организациями и частными лицами. В случае нарушения установленных законом нормативов по организации торгов сделка может быть признана ничтожной и покупателю придется вернуть приобретенное государственное имущество.

В этой статье

Что может быть приватизировано через официальные торги

В собственности государственных властей разного уровня находится разнообразное имущество. Законом официально разрешена продажа государственного и муниципального имущества в тех случаях, когда требуется пополнить муниципальную казну или избавиться от нерентабельного объекта, приносящего убытки государству или муниципалитету.

Государственные власти разного уровня имеют право выставить на конкурсные торги следующее государственное имущество:

  • земельные участки под строительство или сельскохозяйственное назначение;
  • любые здания и строения;
  • ценные бумаги, акции и облигации, выпущенные государством;
  • недвижимость и ценности, находящиеся территориально в другой стране, но принадлежащие государству;
  • залежи полезных ископаемых.

Кто может принять участие в аукционах

Действующее законодательство описывает конкурсные торги по продаже государственной собственности разного типа и порядок их проведения как открытое мероприятие, в котором могут принимать участие коммерческие организации и физические лица. Закон оговаривает специально круг юридических и физических лиц, для которых невозможно участие в таких торгах. К ним относятся:

  • лица, занимающие государственные должности;
  • унитарные предприятия;
  • властные структуры, представляющие государственную власть на местах;
  • компании, в которых более 25 % уставного капитала принадлежит государству;
  • компании, чьи акции продаются через государственные конкурсные аукционы.

Организация конкурсных торгов

Осуществляют продажу муниципального имущества посредством его публичного предложения на специальных аукционах, на которых каждый вид собственности выставляется в форме подробно описанного лота. Организатор таких торгов в обязательном порядке указывает:

  • начальную стоимость объекта в рублях;
  • размер шага аукционных торгов;
  • задаток, который потребуется внести по окончании торгов за купленную собственность.

Сведения о выставляемом на аукцион имуществе, цена, размер задатка и величина повышения начальной цены («шаг аукциона»)

Каждый аукцион тщательно готовится специальными уполномоченными органами, которые:

  • выбирают место и время его проведения;
  • определяют места внесения задатков за приобретенную государственную собственность через конкурсные торги;
  • устанавливают время начала и завершения приема заявок для участия в аукционе;
  • проводят регистрацию участников конкурсных торгов;
  • назначают специалистов, которые будут проводить продажу государственного имущества.

Условия конкурса могут предусматривать ряд требований к участникам аукциона, которые должны быть выполнены для участия в таком мероприятии. По действующим правилам участники должны предоставить заявление и пакет необходимых документов, которые предусматривают условия конкурса.

В тех случаях, когда торги проходят в электронной форме, в них могут участвовать юридические лица из разных российских регионов. При организации торгов в режиме офлайн к участникам торгов предъявляется ряд специальных требований.

Правила проведения

Конкурсные аукционы всегда проводится в публичной форме на специальных площадках при строгом соблюдении действующего законодательства о продаже государственного и муниципального имущества.

Законом запрещается продавать такие объекты, с которыми к новым владельцам такой собственности переходят обязательства по ней.

Каждый участник такого мероприятия должен заполнить заявление по определенной форме и правильно оформить все необходимые документы. Хотя аукционы являются открытыми и общедоступными для каждого желающего, для участия в них требуется обладать специальными юридическими знаниями. Юридические и физические лица для этого могут использовать услуги специалистов, оказывающих помощь при оформлении заявки на участие и последующее сопровождение в приобретении желанного лота и оформлении его в собственность.

Каждый участник аукционных торгов после победы на аукционе должен подтвердить свою покупку специальным взносом, размер которого указывается в описании лота в обязательном порядке. При отсутствии такого взноса сделка может быть аннулирована.

Через систему официальных торгов по продаже государственного и муниципального имущества можно по более низкой стоимости, чем рыночная цена, приобрести ценное имущество. Участие в таких мероприятиях позволяет рационально вкладывать свои капиталы в выгодные имущественные объекты. Для того чтобы сделки не были опротестованы, а желающие приобрести государственное имущество смогли попасть на такие аукционы, требуется пользоваться услугами юристов, специализирующихся в этой области. Официально торги являются открытыми и бесплатными мероприятиями, но процедура их проведения довольно сложна и требует специальной подготовки. Используя услугу документального сопровождения, можно избежать многих ошибок и регулярно принимать участие в таких официальных мероприятиях по продаже государственного имущества. Следует помнить, что при обнаружении любых несоблюдений правил проведения таких торгов и нарушении интересов государства сделка может быть признана официально недействительной.

Финансовый кризис и нестабильная экономическая ситуация в стране привели к тому, что государство вынуждено вести поиск дополнительных способов пополнения бюджета. Одним из источников финансирования местного бюджета является доход от продажи муниципальной собственности на . При продаже недвижимости власти должны неукоснительно следовать законодательным положениям ведения торгов и обеспечивать равенство россиян на участие в приватизации государственной собственности.

В соответствии с действующим законодательством реализация прав на муниципальную собственность должна производиться путём организации открытого аукциона, позволяющего коммерческим организациям или физическим лицам приватизировать государственное имущество.

Процедура приватизации представляет собой передачу прав на имущество федеральных или местных властей, осуществляемую на возмездной основе. Она основана на принципах открытости функционирования инстанций разных уровней и равенстве всех граждан, изъявивших желание приобрести часть госсобственности.

На аукционе может быть продана:

  • Земельный участок;
  • Здания любого назначения;
  • Зарубежная недвижимость и ценности, находящиеся в собственности РФ;
  • Ресурсы недропользования;
  • Ценные бумаги, принадлежащие государству или выпущенные им.

Законодательство разрешает осуществлять организацию аукционов исключительно уполномоченным структурам. В противном случае, сделка будет признана ничтожной. Специализированные инстанции, организующие торги, могут защищать и отстаивать муниципальные имущественные интересы, и вправе подать иск при их несоблюдении.

В соответствии с действующим законодательством принять участие в покупке государственного имущества могут обычные граждане и организации. Однако, для некоторых категорий граждан предусмотрен запрет, направленный на защиту конституционного строя.

В частности, речь идёт о:

  • Унитарные предприятия;
  • Органы власти;
  • Юридические лица, более 25% уставного капитала которых принадлежит государству.

Ограничения не действуют в том случае, если владелец сооружений производит выкуп земель, на которых стоят постройки. Акционерные общества, акции которых реализуются на аукционе, также не могут принять участие в торгах. Если после передачи прав на имущество будет установлена неправомерность участника (покупателя), итоги аукциона аннулируются, а сделка по приобретению имущества становится недействительной.

Законом установлено, что реализация собственности муниципалитетов и государства путём проведения аукциона, должна начинаться с проведения подготовительных мероприятий, включающих следующие этапы:

  • Первоначальное определение стоимости реализуемого имущества;
  • Установление пунктов, касающихся внесения денежных средств и погашения задаточной части выкупной цены госсобственности или прав на неё;
  • Определение даты и места проведения открытого аукциона, временного промежутка для открытия и закрытия торгов, а также даты окончания приёма заявок от участников;
  • Организация и публикация сообщений, призванных сообщить потенциальным участникам о проведении аукциона;
  • Приём, регистрация и учёт заявок от потенциальных участников торгов;
  • Проверка подлинности бумаг, предоставленных потенциальными участниками;
  • Составление перечня участников аукциона из числа лиц, подавших заявки;
  • Назначение лица, которое будет проводить торги.

За некоторое время до начала открытого аукциона, на ресурсах сети интернет публикуется информационное объявление. Оно содержит основные требования к потенциальным участникам, порядок и сроки оплаты гарантийного взноса, реквизиты банковской организации, наименование платежа и особенности процедуры возврата денежных средств. Данное сообщение представляет собой публичную оферту, принятием которой является отправка заявок потенциальными участниками и оплата взносов.

Для того чтобы потенциальному покупателю был присвоен статус участника, ему необходимо правильно оформить и подать заявление, приложив полный перечень документов, обозначенных в публикации. Для подтверждения своего намеренья купить имущество, участник переводит на счёт организатора определённую сумму. Подтверждением данного действия является выписка со счёта продавца.

Заявки от потенциальных участников начинают приниматься не позднее 25 дней до момента формирования списка покупателей. Завершение приёма заявлений происходит за 3 дня до соответствующей даты. Все заявки, поступившие с нарушением сроков приёма, возвращаются отправителем с отметкой о причине отказа.

Поступившие заявки рассматриваются организатором мероприятия, а потенциальным покупателям присваивается статус участников. Процедура полностью протоколируется и включает список лиц, изъявивших желание приобрести право на госимущество. Приём решения осуществляется в 5-дневный срок с момента окончания приёма заявлений. После завершения процедуры всем заявителям отправляются уведомления о присвоении соответствующего статуса, либо об отказе. Оповещение вручается лично либо отправляется через почтовое отделение.

В соответствии с законодательством аукцион может быть открытого и закрытого типа. Первый вариант предусматривает активность потенциальных покупателей путём подъёма карточек, что и доказывает готовность участника приобрести лот за обозначенную стоимость. Закрытый аукцион подразумевает передачу запечатанных конвертов, содержащих размер выкупной стоимости, аукционисту.

По итогам аукциона определяется конечный покупатель, озвучивший самую высокую цену. Все результаты подлежат обязательному протоколированию. Документ, содержащий информацию о победителе мероприятия, вручается конечному покупателю под расписку. Денежные средства, внесённые победителем в качестве задатка, переводятся в бюджет, а взносы остальных участников возвращаются им в полном объёме.

По результатам мероприятия формируется информационное объявление, которое потом размещается на интернет-сайтах. В течение 5 дней после завершения торгов победитель и организатор мероприятия оформляют сделку, предметом которой становится право собственности на имущество, проданное на аукционе. Победитель переводит денежные средства на указанный банковский счёт, после чего они поступают в казну.

Если покупатель отказывается внести полную стоимость приобретённого имущества, это может повлечь за собой санкции, предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии с действующим законодательством существуют и иные способы приобретения муниципального имущества, предусматривающие процедуру приватизации.

К ним относятся:

  • Внесение изменений в организационную форму компании, подразумевающей унитарное использование оборотных активов;
  • Продажа имущества в ходе специализированного аукциона или в результате организации конкурсных мероприятий;
  • Продажа имущества без указания конкретной стоимости или с использованием публичных оферт;
  • Передача имущества с целью пополнения капитала коммерческой организации;
  • Продажа ценных бумаг, находящихся в собственности государства, через доверительное лицо.

Имущественные комплексы унитарных организаций формируются в предпринимательские сообщества. Если имеющегося имущества достаточно для образования акционерного общества, то государственная компания оформляется по соответствующему типу. Если по результатам приватизации выясняется, что необходимый объём капитала отсутствует, унитарное предприятие реорганизуется в общество с ограниченной ответственностью.

Права на владение и распоряжение государственным имуществом не могут быть переданы субъектам и частным лицам с использованием метода, не предусмотренного действующим законодательством. Однако в юридической практике насчитывается масса примеров, когда потенциальным покупателям незаконно отказывают в праве приобретения госимущества.

Если вы считаете, что вам незаконно отказали в присвоении статуса участника, или был нарушен порядок проведения торгов, наши юристы готовы детально изучить ситуацию ответить на все вопросы. Наши эксперты подробно разъяснят следующие нюансы:

  • Кто имеет законное право на приобретение имущества в частную собственность;
  • Способы установления реализуемых предметов и их стоимости;
  • Особенности отправки уведомлений потенциальным покупателям, включая их порядок и сроки;
  • Требования, предъявляемые к оформлению итогов торгов;
  • Особенности подачи жалобы на действия государственных органов, ответственных за проведение аукциона.

Для того чтобы задать вопрос нашему юристу, вам не придётся часами колесить по городу в поисках квалифицированного специалиста, отвлекаться от важных дел и даже выходить из дома. Вы можете просто позвонить нам, или описать свою проблему, заполнив краткую форму, размещённую на сайте. Дистанционный способ общения не уступает по своей эффективности личной беседе с юристом, но позволяет сэкономить драгоценное время и избежать ненужных финансовых затрат.

Получить консультацию может любой желающий, независимо от пола, возраста, социального статуса, занимаемой должности и прочих индивидуальных особенностей.

Обширные познания в области действующего законодательства и многолетний практический опыт позволяют нашим специалистам обеспечивать максимальную эффективность каждой отдельной консультации.

Продажа муниципального имущества

Post Views: 187

Современная экономическая система предусматривает наличие конкуренции не только среди коммерческих компаний и предприятий, но и участие в коммерческом обороте государственных и муниципальных органов власти. Правда, такое участие имеет свои специфические особенности. Такие особенности выражены через специально регламентированные конкурсные торги и аукционы, где местные органы власти могут участвовать, как в продаже, так и в покупке необходимых им товаров и услуг.

В этой статье будет рассказано о том, как проводятся торги государственным и муниципальным имуществом, кто уполномочен проводить такие торги и как они осуществляются на практике.

Чтобы понять всю систему того, как происходят торги государственного и муниципального имущества, нужно иметь представление о том, какое именно имущество может продаваться на торгах и конкурсах, проводимых, как самими муниципальными властями, так и сторонними организациями по их поручению.

Исходя из регламентирующих законодательных актов муниципальным имуществом, которое может быть реализовано на торгах, конкурсах и аукционах (в том числе торги имущества муниципального образования проводимых в электронной форме), могут быть:

  1. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения муниципальным организациям, включая бюджетные – школы, лечебные учреждения и т.п.
  2. имущество, принадлежащее на праве хозяйственного управления муниципальным предприятиям . Это имущество, например, муниципальных унитарных предприятий, а также компаний, где имеется преобладающая доля муниципалитетов.
  3. имущество, продающееся в рамках приватизации муниципального жилья
  4. земля и земельные участки , как входящие в состав поселений, так и земли сельхозназначения, а также лесные угодья, водные объекты.
  5. права на пользование имуществом — аренда объектов недвижимости, права на пользование лесными и сельскохозяйственными угодьями.
  6. интеллектуальная собственность , в которую, в частности, могут входить права на использование в торговых марках названий городов, поселений и другой местной официальной атрибутики.

Кроме этого перечня имущества, торги аукционы муниципального имущества, могут предлагать к продаже имущество физических или юридических лиц, которое по решению суда признаны банкротами и отчужденное имущество перешло в собственность муниципалитета.

В некоторых случаях, муниципальные имущественные торги могут быть площадкой, для реализации некоторых объектов государственного имущества, которое перешло в право владения муниципалитетом по решению федеральных или региональных органов государственной власти. Например, имущество бывших военных городков, какие — либо инфраструктурные коммуникации, дороги, мосты, трубопроводы и прочие инженерные сооружения, а также земельные участки.

Таким образом, на торгах муниципальным имуществом можно купить или приобрести не только, как принято говорить, старые компьютеры или школьные парты, но и доли капитала в муниципальных компаниях, муниципальные магазины и прочие торговые предприятия.

Кто уполномочен проводить муниципальные торги имуществом

Несмотря на то, что порядок торгов муниципального имущества достаточно четко прописан в законодательстве, то в отношении того, кто именно имеет право проводить торги муниципальным имуществом, имеются различные подходы.

Так, согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации субъектом права собственности муниципального имущества выступает население. Прежде чем совершить сделку по отчуждению муниципального имущества, местной администрации необходимо получить согласие у представительного органа местного самоуправления (ст. 35, 51 Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

При этом муниципальные депутаты определяют порядок распоряжения муниципальным имуществом, утверждают регламент на торги по передаче прав на муниципальное имущество, находящимся в муниципальной собственности. Несмотря на то, что в ГК РФ урегулированы основные положения проведения публичного аукциона и конкурса, нормативными правовыми актами местного самоуправления определяется порядок их проведения. Это выражается в том, что местный законодательный орган власти (муниципальный совет, городская дума, поселковый совет) должен принять постановление о порядке проведения торгов муниципальным имуществом.

В этом постановлении определяется:

  1. регламент проведения торгов и процедура торгов муниципального имущества – начиная от способа извещения и заканчивая порядком заключения договора с победителями конкурсов и аукционов.
  2. Конкурсная комиссия или комиссия по торгам муниципального имущества — ее состав, полномочия, права и обязанности.
  3. перечень имущества, выставляемого на муниципальные торги включая и торги на капитальный ремонт муниципального имущества
  4. план — график проведения торгов муниципальным имуществом , в том числе, и план приватизации имущества, который в обязательном порядке подлежит опубликованию в СМИ.
  5. список СМИ , включая и интернет – ресурсы, в которых публикуется вся информация о муниципальных торгах
  6. утверждается список муниципальных торговых площадок и аукционов , через которые будут проводиться непосредственно торги муниципальным имуществом.

Здесь нужно отметить один особенный момент, связанный с полномочиями конкурсной комиссии. Полномочия органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества с инвестиционными и (или) социальными условиями путем проведения конкурса определены в

Постановлении Правительства РФ от 09 ноября 1998 г. (в ред. от 21 ноября 2001 г.). Здесь указывается, в частности, что при продаже имущества, находящегося в муниципальной собственности, состав комиссии определяется органом местного самоуправления.

При этом конкурсная комиссия:

  • рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами, принятые продавцом от претендентов, и определяет их соответствие требованиям законодательства и условиям конкурса;
  • принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендентов к участию в конкурсе; утверждает распоряжение о торгах муниципальным имуществом
  • уведомляет претендентов о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе;
  • определяет победителя конкурса и подписывает протокол об итогах торгов муниципального имущества

Для установления соответствия представленных документов требованиям законодательства и условиям конкурса, комиссия вправе при необходимости запросить дополнительные сведения, а также направить представленные документы на экспертизу. Комиссия самостоятельно определяет регламент своей работы.

Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствуют не менее половины ее членов с правом решающего голоса. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса.

Что касается вопроса того, как проводятся торги с муниципальным имуществом, то здесь имеется два варианта:

  • Первый вариант связан с тем, что торги проводятся самим муниципалитетом, при этом всю организацию торгов и подготовка необходимых документов обычно возлагается на профильный орган муниципалитета. Как правило, это какой — нибудь комитет по управлению муниципальным имуществом, департамент или управление.
  • Второй вариант — это когда муниципалитет в виду отсутствия собственных возможностей провести конкурсные торги и аукционы (что характерно для большинства небольших муниципальных образований), то имущество муниципалитета может быть выставлено на торги через специальные , как федерального уровня, так и местные региональные. Список таких площадок можно легко найти на сайтах Росимущества или общефедеральном реестре торгов – www.torgi.gov.ru.

Как проводятся торги муниципальным имуществом

Порядок проведения торгов муниципальным имуществом регламентируется многими нормативными актами, законами, отдельными постановлениями правительства. Приоритетными на текущий момент являются такие федеральные законы, как ФЗ №44, ФЗ № 223, ФЗ № 94, которые непосредственно определяют порядок того, как проводятся торги, включая и проведение аукционов на электронных, торговых и аукционных площадках.

Общий же порядок проведения торгов муниципальным имуществом выглядит следующим образом:

  • Принятие решения о проведении торгов. Это решение принимается муниципальным советом совместно с исполнительным органом власти. Это решение выходит в виде постановления, в котором указывается, что в такой — то срок, в таком — то месте будут проведены торги муниципальным имуществом, с перечислением — какое именно имущество будет продаваться. Также этим решением устанавливается Конкурсная комиссия, ее полномочия и контактные данные для подачи заявок всеми заинтересованными участниками
  • Публикация извещения о проведении торгов в СМИ. Для этого используются те информационные площадки, с которыми у муниципальных органов есть договорные отношения или через свои собственные газеты, радио или ТВ, включая и самый основной информационный источник — сайт муниципального образования или сайт по торгам муниципального имущества. Также подобная информация отражается в различных информационных системах и порталах, отслеживающих проведение торгов по всем регионам страны,
  • Принятие заявок от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок. После того, как размещено извещение или опубликовано постановление о проведении муниципальных торгов, не менее, чем за тридцать дней до начала самих торгов, проводится прием заявок от всех потенциальных участников. Такой прием заявок проводится с обязательной регистрацией в специальном журнале регистрации заявок и присвоением каждой поданной заявке своего идентификационного номера.
  • Рассмотрение заявок и документов претендентов, установление факта поступления задатков от претендентов, принятие решения о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске, оформление протокола о признании претендентов участниками торгов;

  • Проведение торгов в месте, указанном в извещении;
  • Оформление результатов торгов протоколом;

  • Публикация информации о результатах торгов, в тех же СМИ, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов;
  • Заключение договора купли-продажи муниципального имущества или договора аренды объекта недвижимости или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Кроме приведенного общего порядка проведения муниципальных торгов, также следует дополнить его и некоторыми существенными моментами, к которым относится обжалование итогов торгов, что довольно часто встречается в российской аукционной практике. Подача жалоб в отношении муниципальных торгов имущества основывается на положениях Федерального закона № 401-ФЗ и его статьей 181 — «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

Обжалование возможно лицами, подавшими заявку на участие в торгах. А также лицами, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Это может быть выражено в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, результаты торгов муниципального имущества, а также порядка подачи заявок на участие в торгах.

Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

Что нужно, чтобы принять участие в муниципальных торгах имущества

В независимости от того, кто имеет желание принять участие в муниципальных торгах имущества, физическому лицу (обычному человеку) или компания (юридическое лицо), чтобы стать участником, нужно придерживаться следующего несложного алгоритма.

  • Первое — это поиск информации о том где и когда происходит реализация муниципального имущества на торгах. Самый простой вариант — это сайт муниципального образования.

Если муниципалитет настолько мал, что у него нет своего сайта или муниципалитет сам не может проводить торги своим имуществом, то следующим источником информации может быть сайт региональных властей (области, края, республики), где обязательно есть раздел о том, какие торги проводятся в каких муниципалитетах. Что именно будет выставлено на продажу и график торгов муниципального имущества.

  • Второе — как только выбраны интересующие торги, нужно подать заявку, не позднее, чем за тридцать дней. Как правило, многие продвинутые муниципальные образования предоставляют возможность прямо на сайте произвести заполнение такой заявки, для чего нужно предварительно зарегистрироваться, что вполне доступно почти каждому.

  • Третье — это сбор документов. Заполняя заявку на участие в торгах, там уже определено изначально, каким условиям должен удовлетворять участник и, соответственно, там же и указаны, какие именно документы нужны. Это и паспорт, и свидетельство о регистрации ИП или выписка из реестра ЕГРЮЛ. Список документов необходимых для регистрации участника торгов, как правило, всегда есть на том же сайте, где выставлено извещение о проведении торгов.

  • Четвертое – как только заявка подана, и она зарегистрирована, следует, исходя из правил большинства торгов, произвести зачисление задатка на счет той организации, которая проводит торги. Причем, нужно перечислять по тем реквизитам, которые указаны в извещении, а не на счет муниципалитета или его предприятия.
  • Пятое — как только наступил срок проведения торгов, нужно перед самым началом пройти регистрацию участников или подтвердить свое участие в электронной системе торгов.
  • Шестое — как только торги закончены и участник стал победителем, то ему следует сразу подписать протокол, где зафиксированы итоги торгов муниципального имущества (не позднее, чем чрез три дня) в двух экземплярах. После чего, имея на руках этот протокол, можно приступить к подписанию договора купли — продажи с собственником имущества, т.е. муниципалитетом или лицом его заменяющим (представитель).

На этом вся процедура торгов считается законченной, и каждый из участников получает выполнение тех задач, который он перед собой ставил.

В качестве заключения

Остается отметить, что как видно из приведенной статьи, ничего сложного в проведении или участии в муниципальных торгах нет. Зная порядок и систему проведения торгов, не трудно сориентироваться, как и когда подать нужные документы, что является уже залогом того, чтобы стать победителем.

Муниципальным имуществом в России считается такое имущество, которое на основании права собственности принадлежит государству (так называемая федеральная собственность), а также имущество, на основании права собственности принадлежащее субъектам государства. От имени государства и его субъектов органы, осуществляющие государственную власть, имеют право приобретать это имущество, осуществлять в его отношении свои имущественные права и обязанности.

Муниципальным имуществом является также то, которое содержится в собственности городских или сельских поселений, либо иных муниципальных образований. Приобретать и использовать его имеют право органы местного самоуправления, а также в рамках компетенции муниципальных образований, которая устанавливается специальными нормативными актами, выступать в суде. Рассмотрим для начала, что такое продажа и аренда муниципального имущества

Общие положения аренды муниципального (государственного) имущества

Аренда муниципального имущества имеет свои особенности, которые касаются заключения договора, а также установления всех соответствующих арендных платежей. В соответствии с некоторыми положениями Конституции РФ, управление муниципальной (государственной) собственностью осуществляет Правительство государства.

Отношения, которые возникают в процессе заключения договора аренды муниципальной собственности, а также исполнения арендного договора, регламентированы главой 34 Гражданского кодекса РФ. Договор аренды, иначе называющийся имущественным наймом, заключается в том, что арендодатель должен предоставить нанимателю определенное федеральное имущество во временное пользование за соответствующую плату.

Важность заявления

Все вопросы о получении в аренду любого федерального имущества решаются только на основании заявления от определенного законом круга физических или юридических лиц, российских либо иностранных. Также сюда относятся международные организации, имеющие резолюцию о том, что они являются балансодержателями.

Что еще необходимо?

Помимо заявки (заявления) на аренду, заявитель должен предоставить в специальный Комитет по управлению муниципальным (федеральным) имуществом следующие документы:

  • Подлинники учредительных документов предприятия, которое получает в аренду имущество, либо их копии, заверенные в нотариальном порядке, если речь идет о юридических лицах. Если договор аренды намерено заключить физическое лицо как индивидуальный предприниматель, то от него потребуется свидетельство о регистрации частного предпринимательства.
  • Баланс предприятия, которое в договоре аренды имущества будет выступать как арендатор.

  • Справка о наличии задолженности по оплате коммунальных платежей либо арендной платы.
  • Справка, заверенная налоговым органом, о наличии или отсутствии задолженностей по всем видам обязательных платежей.

Во время рассмотрения заявок на предоставление аренды особенно учитываются наличие либо отсутствие задолженностей по налоговым обязательствам и своевременность осуществления платежей по арендным обязательствам. Для того чтобы ограничить максимальные сроки оформления арендных договоров, такой срок четко регламентирован и составляет 1 месяц со дня предоставления нанимателем полного пакета соответствующих документов.

Формат арендного имущества

Аренда федерального и муниципального имущества может осуществляться в нескольких формах:

  • при условии реализации нанимателем преимущественного права на арендный договор - в прядке продления такого договора;
  • в общем порядке рассмотрения заявлений, в том числе на основе коммерческого конкурса или посредством аукциона.

Аукцион - это конкурсный способ определения того, кто станет нанимателем государственного или муниципального имущества. Аукцион производится путем осуществления публичных торгов, где арендатором становится тот соискатель, который предложил максимальную цену за право заключить арендный договор. Коммерческий конкурс - это такой способ определения нанимателя имущества, где победителем могут признать того соискателя, который представит наиболее выгодное предложение.

Что делать, если был получен отказ?

Отказ в заявке на заключение договора аренды предоставляется Комитетом по управлению государственным или муниципальным имуществом и должен быть вручен соискателю в письменной форме. Обязательным условием здесь является указание причин такого отказа, который, в свою очередь, может быть обжалован в судебном порядке с соблюдением регламентации специальных нормативных законодательных актов.

Передача имущества по договору аренды

Договор аренды любого нежилого помещения должен заключаться письменно одним документом с подписью обеих сторон. Согласно этому договору арендодатель должен передать во временное использование конкретное здание, сооружение или помещение. В арендном договоре обязательно должно быть указано это имущество, его техническое состояние, местонахождение, площадь и другие характеристики. Передача в аренду таких объектов имущества осуществляется согласно передаточному акту или же другому документу, свидетельствующему о том, что объект передан в пользование арендатора. Акт должен быть составлен в двух экземплярах - для обеих сторон этого договора. Через 5 дней после заключения соглашения арендодатель должен предоставить нанимателю имущество, являющееся предметом данного арендного договора.

Продажа муниципального (государственного) имущества

Процесс продажи муниципального имущества контролируется законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация - это отчуждение имущества, которое находится в праве собственности муниципальных образований, в право собственности юридических либо физических лиц. Этот процесс носит возмездный характер.

Приобрести находящееся в процессе продажи муниципальное имущество имеют право любые юридические, а также физические лица. Этот список исключает унитарные предприятия, муниципальные либо государственные учреждения. Это касается также тех юридических лиц, у которых в уставном капитале содержится более 25 % средств, принадлежащих государству или его субъектам. Существует специальный сайт по продаже муниципального имущества, официально предоставляющий информацию по этому вопросу. Порядок приватизации имущества, которое содержится в муниципальной собственности, согласуется с нормативными актами государства, а также его субъектов.

Как определяется стоимость?

Нормативная цена имущества, которое подлежит приватизации, является минимальной стоимостью, по которой можно отчуждать такое имущество. Определяется она в порядке, который устанавливается правительством государства. Нормативная цена имущества, которое подлежит приватизации, должна приравниваться к рыночной, которая определяется независимым оценщиком. Начальная цена муниципального имущества, подлежащего приватизации, устанавливается в предусмотренных законодательством случаях на основании заключения независимого оценщика, который также должен осуществлять свою деятельность в рамках закона.

Условия о приватизации имущества, принадлежащего муниципальным образованиям, согласно нормативно-правовым актам, регулирующим этот процесс, самостоятельно определяются органами местного самоуправления. Информация о начале приватизации муниципального (государственного) имущества в обязательном порядке должна быть опубликована в различных источниках СМИ, которые также определяются органами местного самоуправления. Это должно произойти не менее чем за 1 месяц до назначенного дня, если иное не предусмотрено в законодательстве. Продажа муниципального имущества осуществляется после приватизации.

Что подлежит огласке через СМИ?

Перечень сведений, которые подлежат обязательному опубликованию в источниках массовой информации:

  • Наименование того органа местного самоуправления, который принял решение о начале приватизации муниципального имущества, а также все существующие реквизиты такого решения.
  • Наименование муниципального имущества, а также все его индивидуальные характеристики.
  • Способ, согласно которому будет осуществляться приватизация муниципального имущества.
  • Начальная цена.
  • Условия платежа, сроки его осуществления, а также все необходимые реквизиты расчетных счетов.

  • Место подачи заявления на приватизацию муниципального имущества, порядок ее осуществления, даты начала и окончания.
  • Требования по оформлению документов и их исчерпывающий перечень.
  • Срок, установленный для заключения договора купли-продажи муниципального имущества.
  • Возможность ознакомления потенциальных покупателей с иной информацией об объекте, подлежащем приватизации, а также с условиями договора и актом инвентаризации.
  • Условия ограничения для определенных категорий юридических или физических лиц.
  • Иные важные сведения.

Продажа муниципального имущества путем проведения аукционов

Муниципальное имущество может продаваться также посредством аукциона. Это происходит в том случае, если покупатели такого имущества не должны выполнить никаких условий в его отношении. Право приобретения находящегося в процессе продажи муниципального имущества осуществляется в порядке аукциона и принадлежит тому покупателю, который готов предложить за него наиболее высокую цену. Если в аукционе принимало участие всего одно юридическое или физическое лицо, такой аукцион по закону признается недействительным.

Перед проведением аукциона в СМИ должны быть указаны:

  • место и время проведения такого аукциона;
  • порядок, согласно которому будут определяться победители;
  • условия внесения задатка, его размер, все необходимые банковские реквизиты и порядок его внесения.

Информация о результатах аукционов подлежит обязательному опубликованию в источниках средств массовой информации, где срок такой публикации не должен превышать тридцати дней со дня совершения подобных сделок. Аукцион по продаже муниципального имущества и тематические конкурсы могут проводиться также в электронной форме. Как уже было отмечено, есть специальный сайт для всех интересующихся данным вопросом. Торги по продаже муниципального имущества такого формата обеспечат их информационную прозрачность и упрощение данной процедуры. Электронный вид сведет к минимуму возможность сговора между участниками таких аукционов и их организаторами. Приватизация объектов осуществляется путем оформления договора купли-продажи муниципального имущества, в который в обязательном порядке должны быть включены все условия данной сделки.