1. По-моему, если в суде КИ спросят, почему он не согласовал границу с соседом, хотя тот и живет здесь же, и пользуется землей много лет, и КИ будет объяснять, что сосед не правообладатель, а просто землепользователь, это будет совсем не аргумент:)
  2. Речь не о соседе, который пользуется землей много лет, а о землях общего пользования - улицах, проездах, проходах. Это, как правило, неразграниченная государственная собственность. Вот есть ли у земли, права на которую не зарегистрированы, законные правообладатели, и с кем надо ее согласовывать - с главой администрации, с тем, кому он делегировал права на согласования, и тут потянутся "радости" выяснения отношений с КП, потому как им не нравятся, как происходит делегирования полномочий глав администраций.
  3. ayratus сказал(а):

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    вы не правы. в 221 ФЗ четко сказано, кто и на каком праве должен согласовывать. Нам сейчас дали отказ, что мы не согласовали границу со смежником. мы в заключении все обьяснили сразу. что по той границе участок не сформирован, документов нет на землю никаких - следовательно, это муниципальная земля. по 221 в 39 статье, согласуются только участки с определенным правом и отказ по тому, что мы не выполнили письмо,по которому должны подписывать органы местного самоуправления, которое кстати, написанно юридически не верно и не опубликовано в печатном издании, что делает его ничтожным, совершенно противозаконно. мы подали заявление в суд на отмену решения и на открытую провакацию Росреестра, тк из за отказа начался конфликт с постоянным заказчиком-агенством недвижимости и мы несем убытки. эти козлы уже пропустили одно заседание из за типо уважительной причины: у них реорганизация и все специалисты на обучении. Но мы намеряны довести дело до конца!
    (Добавление)
    кстати, в 221 ФЗ в 39 статье идет речь только об участках, :) а изучив земельный кодекс мы теперь хорошо знаем, что участок появляется, если его границы определены соотвественно законов. а если не определены никак, то есть нет никаких, хотя бы первичных документов, то это не земельный участок, а земли. А земли вообще не согласуются!Наша адвокат потирает руки, уж очень любит выигрывать у госструктур.. моральное удовольствие так сказать..:))

  4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ


    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3

    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

  5. Юльчик сказал(а):

    О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 3
    10. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
    Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    это вы к чему? если к согласованию, то пусть распоряжаются, но по 221 фз 39 статье согласование с 6ними не проводится. тем более участками они станут только после того, как определятся их границы.

  6. ...у соседа, вдоль нашего забора, 2 участка: один в собственности, другой в аренде, так в акте согласования границ за арендный участок расписывался нач. из администрации по земельным вопросам...
  7. Ивановна сказал(а):

    У соседа, вдоль нашего забора, 2 участка: один в собственности, другой в аренде, так в акте согласования границ за арендный участок расписывался нач. из администрации по земельным вопросам...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    если аренда более 5 лет, то расписывается арендатор, если менее, то учсток в гос собственности и по 39 статье 221 закона никто не подписывает.
    (Добавление)

  8. Катерина сказал(а):

    в 221 четко сказано, что согласуются участки, которые находятся в собственности или владении, за исключением муниципальной и федеральной собственности. Мы подали в суд иск именно по поводу незаконных рекомендательных писем, на которых Рореестр пишет незаконные отказы.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Где так сказано?

    1) собственности
    Стоп!!
    открываем ГК РФ:






    Ну и последний пункт:

    Все.

    находящиеся находятся в государственной или муниципальной собственности..." В этом случае нужно быть повнимательней

  9. Согласен с altazir
    Просто бывают случаи, когда у ЗУ есть два правообладателя:
    1. Собственник (государственная собственность);
    2. Землепользователь(ПБП), землевладелец(ПНВ).

    Статья 39 говорит, что не надо согласовывать одновременно с двумя правообладателями. Надо согласовывать только с одним правообладателем из двух:
    1. Если землепользователем является муниципальное/казённое учреждение или орган власти, то согласовываем с только с собственником.
    2. А если землепользователем/землевладельцем является физ или юр лицо, то согласовываем с этим лицом, а с собственником не согласовываем.
    (Добавление)
    Хотя у Катерины случай другой.
    У неё вопрос стоит о том есть ли вообще участок?
    Если участок стоит на кадастре или в ЕГРП или есть в соответствующая запись похозяйственной книге, или где нибудь пылится "жёлтый" документ о предоставлении ЗУ, значит согласовывать границы надо.

  10. turochak_dda
    Ну в итоге что, мой первый пост верный?
    #10
  11. блин господа и дамы ну вы тут намудили:) почитайте внимательней
    Письмо Министерства экономического развития РФ от 19 мая 2009 г. N Д23-1465 "О согласовании местоположения границ земельных участков"

    Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу согласования местоположения границ земельных участков и сообщает.

    В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство экономического развития Российской Федерации не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

    Однако полагаем возможным отметить следующее.

    Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.

    Таким образом, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится.

    Одновременно следует учитывать, что согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре.

    При этом права данных лиц на земельные участки должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) либо оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    Кроме того, в установленных федеральными законами случаях права на земельные участки возникают независимо от факта их регистрации в ЕГРП. Например, наследники являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка.

    Таким образом, если у правообладателя здания, сооружения, объекта незавершенного строительства не оформлены в установленном порядке права на земельный участок, то в данном случае местоположение границы земельного участка подлежит согласованию с соответствующим исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
    19.05.2009
    Заместитель директора
    Департамента недвижимости
    В.В.АНДРОПОВ
    (Добавление)
    все легко и просто нет свидетельства о регистрации права или свидетельства о праве....... значит гуляй Вася пошел согласовывать с местной администрацией и в суде так же ссылаться на это. как вы до сих пор не поймете что объекты недвижимости(дома, здания, сооружения.....) и земельный участок это хоть и является недвижимостью, но это два разных объекта и регистрируются они отдельно друг от друга

    #11
  12. Кос
    Мы в своем МУПе при межевании физлиц поступаем проще и пока отказов не было - согласовываем со всеми смежными землепользователями, именно реально живущими соседями, а за улицы или заброшенные участки подписывает глава сельсовета. Возможно, эта схема не совсем по букве закона, тем не менее, повторю, ЗКП устраивает
    #12
  13. Кос, спасибо, вот это письмо я и искал;)
    А вот КП и пишет отказ в том, что мы не согласуем земли общего пользования. Не знают своих писем, инструкций, и трактуют законы в свою сторону - о чем и разговор::write::
    #13
  14. Подскажите пожалуйста, если смежник - земли общего пользования, с кем подписывать акт согласования границ?
    #14
  15. altazir сказал(а):

    Катерина сказал(а):

    в 221 четко сказано, что согласуются участки, которые находятся в собственности или владении, за исключением муниципальной и федеральной собственности. Мы подали в суд иск именно по поводу незаконных рекомендательных писем, на которых Рореестр пишет незаконные отказы.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Где так сказано?

    1) собственности
    Стоп!!
    открываем ГК РФ:
    Статья 212. Субъекты права собственности
    1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
    2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
    3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
    Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
    4. Права всех собственников защищаются равным образом.

    Из этой и предыдущих статей(не буду хламить, если нужно глянете сами) явно видно, что термин "собственность" является собирательным и включает в себя и собственность граждан и юрлиц, и муниципальную с государственной собственностью.

    Читаем дальше ст. 39 ч. 3 221-ФЗ:
    ...(за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

    Все что находится в скобках - это ограничение при отсутствии которого следующие пункты 2 и 3 данной части просто утратили бы смысл, либо пришлось бы их уточнять как пункт 4.

    3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

    Опять в скобках ограничение, т.е если пользователь попадает в группу указанную в скобках согласование происходит не с ним, а с собственником.
    Ну и последний пункт:
    4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

    В данном пункте в скобках уточняется, что с арендатором согласуется тогда и только тогда, когда участок в аренде сроком более 5 лет и собственник МО, Субъект или РФ, в иных случаях согласуем с собственником.

    Все.
    Вы как я понимаю ошибочно термин "собственность" ограничили до собственности граждан и юрлиц, исключив из понятия государственную и муниципальную собственность. Но при такой трактовке часть 3 ст. 39 вообще получается нелогичной.

    2й вариант Вы прочли: "за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности...", как "за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находятся в государственной или муниципальной собственности..." В этом случае нужно быть повнимательней

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    согласна, мы немного перемудрили. но отказ остается незаконным. Отказывать по письму незаконно, не указывая какую статью 221 или пункт 412 мы нарушили. В нашем случае соседа просто нет, это земли, а не сформированный участок и по 221ФЗ пока он не станет участком -согласованию не подлежит. У нас если соседний участок межеванный ругаются в Росреестре местные, если мы опять его согласуем, тк говорят, что он уже согласован, когда межевался сосед. И получается, что если аренда менее 5 лет, но участок по любому межеванный сейчас и не согласуем. Единственный случай согласования КУИ получается, если он отмежеван невернои получается накладка, мы вынуждены исправить кадастровую ощибку в определении поворотных точек и тогда должны согласовывать с КУИ. Но это редкая ситуация и мы только пару раз с этим сталкивались.
    А вот у нас такой еше вопрос. Собственник соседнего участка умер давно, в наследство никто не вступил, мы брали справку в администрации об этом, что наследники не обьявились и подписывали у главы поселения, раньше все проходило, а теперь пошли отказы, что не согласована граница. Приходится давать обьявление в газету, зная заранее, что никто не обьявится, потому что некому.. бред какой то.. Сейчас у всех такая ерунда творится?

В государственном кадастре недвижимости существует такой термин, как определение границ земельного участка. В данной статье речь пойдет именно об этом.

Нормами действующего федерального законодательства предусмотрено, что согласованию заинтересованными лицами подлежит расположение границ землевладения, которое представляет собой границу иной, соседней земли, и именно это расположение определяется путем определения координат поворотных точек. Это и дает основание для согласования границ землевладения.

Кто проводит согласование границ земельного участка

Согласование земельных границ осуществляет кадастровый инженер в ходе исполнения работ, связанных с оформлением межевого плана. В дальнейшем данный документ предоставляется заявителем или его представителем в уполномоченный орган для осуществления кадастрового учета.

Помните, что границы землевладения возможно согласовать лишь при уточнении места их расположения. Именно кадастровый инженер ответственен за соблюдение порядка согласования расположения границ.

Процедура согласования границ земельного участка с соседями

Вышеуказанное мероприятие подразделяется на несколько этапов:

  • Подготовка. При осуществлении указанного этапа специалист выявляет круг заинтересованных лиц, которые будут участвовать в процедуре, определяет, каким образом будет проходить согласование (при помощи проведения собрания или в персональном порядке), а также доводит сведения до надлежащих субъектов о предстоящем собрании. Уведомить о названном мероприятии кадастровый инженер может вручением извещения, направления или опубликования в тридцатидневный срок до даты начала собрания. При отказе заинтересованного лица от принятия указанной бумаги его считают уведомленным законным способом;
  • Согласование границ. Специалист, ответственный за исполнение мероприятия, должен удостовериться в полномочиях заинтересованных лиц либо их поверенных, обеспечить право на изучение проекта межевых работ, и подробным образом разъяснить его суть, обозначить землевладельцам или их поверенным подлежащее согласованию расположение границ земли непосредственно на месте;
  • Завершающий этап. Кадастровым инженером осуществляется подготовка акта согласования расположения границ земли. Данный документ исполняется на обороте чертежа конкретной территории. Если вы собираетесь произвести согласование земельных границ, обратите внимание на обратную сторону акта о согласовании. Если чертеж объекта не отображен, рекомендуется его не подписывать. Границы считают согласованными, если в акте о согласовании расположения земельных границ проставлены все подписи, а также в ситуации, когда заинтересованным лицом в обозначенный период времени не был подписан акт по согласованию или не заявлено письменного несогласия.

Извещение о проведении согласования границ земельного участка

Законодателем разработан особый алгоритм уведомления заинтересованных лиц в отношении проведения собрания. Кадастровый инженер извещает их по почте, вручает лично под расписку, либо опубликовывает информацию при помощи СМИ.

Документ, извещающий о проведении собрания предоставляется, публикуется или отправляется не позже, чем в тридцатидневный срок до момента, когда собрание будет проведено. Это объясняется тем, что заинтересованным лицам надлежит изучить проект межевого плана, чтобы в будущем подписать соответствующую бумагу или выразить свое несогласие.

При отказе владельца соседней земли от принятия вышеуказанной бумаги, такое лицо принимается извещенным законным путем.

Кадастровым инженером подводятся итоги процедуры посредством акта согласования расположения земельных границ, который должен находиться на обратной стороне чертежа конкретного объекта.

При согласовании границ либо проставлении своей подписи на акте согласования удостоверьтесь в наличии чертежа земельного участка на обороте акта. Если его нет, рекомендуется воздержаться от подписания подобного документа.

Что делать, если соседи не согласны с границами участка

При несогласии владельцев соседних земель с определением границ, они должны написать и представить ответственному специалисту перечень своих обоснованных возражений в отношении их расположения.

Кадастровый инженер при этом обязан зафиксировать возражения в приложении к межевому плану.

Поэтому при согласовании либо отказе в этом, данное обстоятельство следует проверять. Разрешение любых спорных ситуаций, которые возникают при исполнении данной процедуры, происходит при помощи норм земельного законодательства, действующих на территории нашей страны.

Что делать, если соседи отказываются подписывать акт согласования границ

Если вы хотите отмежевать свой участок и определить его границы, а владелец смежной земли не соглашается на подписание акта по согласованию расположения земельных границ или уклоняется от его подписания, обращайтесь с исковым заявлением в судебные органы.

Осуществление защиты гражданских прав возможно только теми способами, которые установлены законом. При неверном выборе способа защиты прав на землю возможен отказ в иске по формальному основанию. В подобных случаях верный выбор заявления, который необходимо подавать в суд, зависит от того, является ли ваш сосед владельцем самостоятельной смежной земли или он – один из собственников общего с вами землевладения. Оба случая нужно рассмотреть более подробно.

Если сосед имеет в собственности отдельную смежную землю, к примеру, при соседнем жилом объекте, то верным будет обращение в судебные органы с исковым заявлением об установлении границ вашего землевладения.

К искам о правах на недвижимость относятся иски об установлении границ землевладения. Конфликт между владельцами соседних земель о расположении земельных границ – это спор о праве на недвижимость, и он должен разрешаться посредством подачи в государственный орган искового заявления об установлении границ земельного участка.

Обращение с указанным требованием является индивидуальным методом защиты нарушенного права, направленным на ликвидацию неопределенности прохождения границы земли и урегулирование конфликта о принадлежности определенной части участка. В рамках подобного требования устанавливаются смежные границы между территориями. Происходит это на основании координат поворотных точек.

При обнаружении ошибок в определении координат границ соседней земли, допущенных при размежевании вашей земли, которые уже внесены в ЕГРН, заявите в рамках искового заявления об установлении границ вашего участка, дополнительные требования о признании недействительным и исключении из сведений ЕГРН описания расположения границ земли соседа.

Вторая ситуация имеет место в случае, когда ваша земля и участок соседа, с которым возникли разногласия, находятся при одном жилом доме. Во время земельной реформы собственникам одного домовладения и правоустанавливающей документации на землю оформлялись с обозначением конкретных размеров земли в квадратных метрах или долях гектара.

Согласно действующим правовым нормам, общий участок земли под одним домовладением считается принадлежащим по праву общей долевой собственности, несмотря на первоначальную фиксацию долей в единицах площади. В подобных условиях способ защиты прав на недвижимость будет иным. Требовать установления либо изменении земельных границ в таких обстоятельствах неверно.

К таким ситуациям относятся следующие:

Неявка соседа в установленное время и место для процедуры согласования границ

Если он был должным образом уведомлен об этом (лично или по почте), однако не явился на согласование и не представил никаких письменных возражений с обоснованием своего отказа от проведения работ, то в таком случае границы участка считаются установленными без согласования.

При этом в акте обязательно должна быть сделана соответствующая запись, а к межевому плану - приложены документальные доказательства того, что порядок извещения данного субъекта был проведен правильно. Однако стоит учесть, что в дальнейшем сосед все равно сможет оспорить установленные границы через суд, если докажет наличие у него уважительных для неявки причин (например, болезнь, необходимость срочного отъезда, неполучение уведомления о межевании и т. п.).

Если же письменные возражения с обоснованным отказом были в течение установленного срока (то есть месяца) предоставлены, то об этом также делается соответствующая запись в акте.

Что касается предоставленных возражений, то они прилагаются к межевому плану.

Это не будет являться для собственника каким-то препятствием в участком, однако будущие покупатели недвижимости будут проинформированы о наличии возможного спора.

Отсутствие информации о местонахождении собственника соседнего надела

Еще одной ситуацией может быть такая, когда данного субъекта не получается найти - например, он забросил участок, давно не посещает его и не ухаживает за ним, а его адрес и контактные данные неизвестны. В этом случае личное уведомление невозможно, поэтому используется способ публикации объявления в газете. Если в течение 30 дней после этого собственник не выходит на связь, границы также считаются согласованными по умолчанию.

Наличие у всех соседних участков установленных границ

В частности, если все соседи уже провели ранее процедуру межевания, а границы оформлены должным образом (как фактически, так и документально), собственник может установить границы на свой участок без согласования с ними.

В этом случае кадастровый инженер получает информацию о проведении этих работ из единой государственной регистрационной базы и делает соответствующие пометки в документах. Стоит учесть, что это касается только тех ситуаций, когда установленные соседями границы не нарушают прав данного собственника - в противном случае решать спор придется только в судебном порядке.

Следует помнить, что отстоять свои права в суде получится только в том случае, если все процедуры уведомления соседей и согласования границ с ними были проведены в соответствии с законодательными требованиями.

В противном случае кто-то из собственников расположенных рядом наделов сможет оспорить установленные при межевании границы, если у него для этого будут законные основания.

Возможные кадастровые ошибки и ответственность за них

Возникновение при межевании различного рода ошибок не является редкостью и влечет за собой множество негативных последствий - как для собственника участка, так и для его соседей.

К наиболее распространенным ошибкам можно отнести:

  • отсутствие процедуры согласования с соседями или ее проведение с нарушениями законодательных требований (например, несвоевременное уведомление заинтересованных лиц, введение в заблуждение при согласовании и т. п.);
  • ошибки при составлении акта (в том числе, отсутствие подлинных подписей заинтересованных лиц, их подделка);
  • проведение кадастровых работ с нарушениями прав и интересов владельцев соседних наделов (в частности, захват части их территории).

За совершение большинства из данных ошибок прямую ответственность несет кадастровый инженер, поскольку именно он является тем специалистом, который отвечает за правильность и законность проведения межевания.

Стоит учесть, что за их совершение к нему могут применяться суровые меры наказания - в частности, наличие трех и более ошибок является основанием для лишения его квалификационного аттестата, без которого он не сможет продолжать свою дальнейшую работу.

Процедура оспаривания границ

Споры, которые связаны с неправильным установлением границ земельного участка и нарушением интересов третьих лиц, являются весьма популярными в современной судебной практике РФ.

И во многих случаях это связано с ошибками, допущенными при проведении межевания, а также его неправильным документальным оформлением.

Оспаривание установленных границ надела происходит в судебном порядке. Для этого необходимо обращаться с исковым заявлением в районный , расположенный по месту проживания ответчика. К делам, которые связаны с оспариванием границ участка, обязательно привлекается специалист, проводивший межевание - кадастровый инженер.

В процессе судебного слушания решаются следующие вопросы:

  • есть ли согласование границ земли между соседями;
  • имеются ли у сторон правоустанавливающие документы на участки, а также соответствует ли информация в них кадастровым и межевым планам;
  • в течение какого времени стоит забор (или другая граница), разделяющий участки (стоит учесть, что если он стоит более 15 лет, то он будет признан согласованной границей даже при отсутствии документов);
  • кто из сторон нарушает положения Земельного кодекса.

Обязательной процедурой при судебных спорах является проведение экспертизы, в ходе которой исследуются все границы участка, а также расположенные на нем здания и сооружения. Стоит учесть, что обязанности по ее оплате ложатся на сторону, которая проиграет дело(а эта сумма немаленькая и может достигать 50 тыс. руб.).

По результатам судебного рассмотрения дела выносится соответствующее решение, которое содержит определение границ земельного надела - их перераспределение, аннулирование прежних кадастровых и межевых паспортов, регистрация прав собственности на новый участок и т. д. То есть, суд решает, как именно правильно должна быть разделена собственность и каков дальнейший порядок пользования нею.

Стоит учесть, что решение возникших споров возможно и в досудебной форме - например, путем переговоров с соседями, при помощи обращения в государственную земельную контору или прокуратуру и т. п.

Предварительно можно провести замер своего участка и получить документы с результатами этой процедуры, чтобы было что предъявлять для решения спора.

Очевидно, что процедура согласования границ земельного участка с собственниками всех соседних наделов является не просто весьма желательной, но и обязательной при проведении межевания.

Причем перед согласованием они все должны быть заранее оповещены об этом одним из способов, установленных законодательно. Только в случае неявки соседа или отсутствия информации о его местонахождении границы могут быть определены и согласованы без его согласия, по тому плану, который подготовил кадастровый инженер.

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Межевание границ земельных участков необходимо для точного определения территории, принадлежащей тому или иному владельцу. К примеру, это может понадобиться для разрешения споров с соседями. Без точного определения границ и документального подтверждения этой процедуры невозможны какие-либо финансовые операции с земельным участком.

Основные причины процедуры

Граждане могут заказать согласование границ земельного участка по таким причинам:

  • Соседи самовольно расширяют свой участок, захватывая часть чужой территории. Довольно часто это происходит, когда собственники длительное время отсутствуют. Недобросовестные соседи могут просто переставить забор на несколько метров. Без точного определения границ разбирательство может быть долгим и очень хлопотным.
  • Ранее согласование границ участка с соседями было проведено только в устной форме, без документального подтверждения. Такие договоренности не имеют никакой юридической силы. Необходим только соответствующий акт, составленный специалистами.
  • При первичном формировании надела были допущены неточности. Неправильное составление технической документации - вина технического сотрудника, но исправлением ошибок должен впоследствии заниматься собственник участка.
  • Необходимость официальной регистрации надела. Документ о праве на собственность не может быть выдан без предварительного проведения геодезических исследований.
  • Необходимость объединить несколько земельных участков в один, или разделить один надел.
  • Участок был приобретен без точного описания размеров и координат надела.

Таким образом, согласование границ открывает доступ к различным операциям с землей, а также защищает собственников от притязаний со стороны соседей.

Порядок оповещения

При определении границ должны присутствовать все заинтересованные лица (физические и юридические). Их необходимо оповестить не позднее, чем за 30 дней до проведения межевания. Владелец надела может сделать это самостоятельно или поручить работу землеустроительной компании, проводящей межевание. Соответствующий пункт должен быть включен в договор о предоставлении услуг.

  • Владельцы всех спорных участков. Вместо них может присутствовать представитель с нотариально заверенной доверенностью.
  • Представители органов местного самоуправления. Акт межевания подписывают уполномоченные сотрудники администрации.
  • Владельцы всех участков, которые граничат с землей заявителя (на правах аренды, бессрочного пользования, собственности, пожизненного наследуемого владения). Акт межевания будет иметь юридическую силу в том случае, если его подтвердили все соседи. Исключение - неявка оповещенного соседа. Такое действие расценивается как согласие с результатами процедуры. В акте делается соответствующая отметка. Правила межевания предусматривают, что в таком случае к инициатору процедуры не может быть никаких претензий.
  • Сотрудники землеустроительной компании, с которой был подписан договор на предоставление услуг. Обычно на объект выезжают несколько инженеров с оборудованием.

Для информирования используются все доступные способы:

  1. Вручение бумаги лично. Обязательно присутствие свидетелей.
  2. Отправка по почте заказным письмом с описью вложения.
  3. Оповещение с помощью средств массовой информации. Используется в тех случаях, если местонахождение адресата неизвестно.

Особенности извещения

В извещении, рассылаемом заинтересованным лицам, обязательно должна быть указана следующая информация:

  • Сведения об инициаторе проведения процедуры, номер телефона, почтовый адрес.
  • Данные об инженере, проводящем согласование, его номер телефона, почтовый адрес и e-mail.
  • Место, дата, время собрания заинтересованных лиц для проведения согласования.
  • Сведения о проекте межевого плана и порядок ознакомления с ним.
  • Почтовый адрес и сроки вручения (направления) уведомлений заинтересованным лицам.

Процедура согласования

Порядок межевания границ земельного участка:

  1. Заявитель и все заинтересованные лица собираются в заранее обусловленное время. Кадастровый инженер из землеустроительной компании объясняет присутствующим свои полномочия и зачитывает повестку.
  2. Проверяются документы всех присутствующих для подтверждения личности. Это является обязанностью инженера. Он не имеет права составлять акт межевания при отсутствии кого-либо из заинтересованных лиц. Все должны предъявить документы для удостоверения личности.
  3. Инженер демонстрирует присутствующим чертеж и объясняет все его элементы. Также он может разъяснить порядок проведения линий на местности.
  4. Вынос поворотных точек на территории, проведение разграничительных линий. Если у кого-то из присутствующих есть претензии или вопросы, специалист должен разъяснить спорные моменты.
  5. Составление акта. Информацию вписывают на обратной стороне чертежа. Внизу ставят подписи все присутствующие участники. Протесты оформляются письменно и прикрепляются к акту.
  6. Установка межевых вех в поворотных точках. Собственнику земельного участка или кому-либо еще запрещается перемещать эти вехи самостоятельно. За нарушение этого правила предусмотрен штраф.

Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» установил, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

По смыслу закона местоположение границ земельных участков, сведения о которых (об участках) содержатся в государственном кадастре недвижимости, должно быть согласовано независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на эти земельные участки либо сведений о координатах их границ или иного описания местоположения границ, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка. Результат согласования местоположения границ оформляется актом согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением следующего случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным, о чем в акт согласования вносится соответствующая запись.

Законом предусмотрено, что необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА О СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ земельного участка.

Далее в законе сказано, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если при уточнении границ нарушен порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными В ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО СПОРА.

Формулировка «земельный спор о согласовании местоположения границ земельного участка», которая используется в законе, не дает возможности сделать точный вывод о том, какие конкретно исковые требования могут быть заявлены в суд в случае возникновения спора.

На практике это приводит к тому, что истцы заявляют самые разные требования, например, о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, о признании незаконными и снятии возражений в согласовании границ земельного участка, об обязании согласовать границы участка и т.п.

Между тем действующее законодательство не предусматривает возможность согласования смежным землепользователем границ земельного участка путем принятия судебного акта об обязании согласовать местоположение границ. Согласование местоположения границ земельного участка предполагает совершение его в добровольном порядке и является правом, а не обязанностью.

В практике судов все более четко прослеживается тенденция определения предусмотренного законом надлежащего способа защиты права. А избрание неверного способа защиты своего права является основанием для отказа в иске.

Представляется, что в случае отказа смежного землепользователя от согласования местоположения границ земельного участка правильным будет обращение в суд с иском ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. Данный вывод подтверждается руководящими разъяснениями высших судебных инстанций.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

Далее в постановлении сказано, что решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

При рассмотрении указанного иска суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Необходимо также учитывать положения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» о том, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович