Каждый человек в своей жизни каждый день совершает ряд разнообразных поступков. Но знаете ли вы, что такое поступки? Этот вопрос кажется довольно простым, но если задуматься, то мало кто знает определение понятия «поступок». Оно является повседневным, в течение одного дня вы вполне можете несколько раз его упомянуть и еще больше раз услышать, но вы ни одного раза не задумаетесь о том, что именно имелось в виду. Именно поэтому вам стоит внимательно изучить данную статью. Из нее вы узнаете не только о том, что такое поступки, но и о том, какие у них бывают виды и особенности, включающие в себя ряд компонентов. Естественно, в реальной жизни данная информация не будет для вас слишком полезной. Ведь каждый знает, что поступки - это действия, которые совершает человек. Однако для расширения горизонтов вам все же стоит проникнуться этой темой.

Что такое поступок?

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое поступки. Казалось бы, вопрос является очень простым и банальным, многие люди рассмеются, услышав его. Но если они задумаются на минуту, то поймут, что не могут дать точный ответ. Да, поступки - это действия человека, но чем в таком случае отличаются поступки от действий? Ответ, между прочим, является довольно простым. Ведь поступок - это сознательное и только сознательное действие, которое человек совершает по собственной воле. Таким образом, поступок представляет собой воплощение реализации акта свободной воли. Поступки очень плотно связаны с характером человека. Ведь они являются отображением черт характера человека в реальном мире. Очень часто психологи определяют их как утверждения человеком себя в качестве конкретной личности. Как видите, поступки - это очень важная вещь, о которой стоит знать больше деталей. Например, какие бывают виды поступков, какие у них бывают особенности и так далее.

Виды поступков

Поступки человека нельзя отнести к одному уровню, потому что они сильно различаются. Существует несколько видов поступков, на которые вам стоит обратить внимание, чтобы разобраться в этом вопросе.

Самый первый вид - это рефлекс. Многие люди могут подумать, что рефлекс не относится к поступку, так как он не является сознательным, но они будут неправы. Действительно, рефлекс не является сознательным действием, это бессознательная реакция на внешний раздражитель, однако при этом посыл к действию идет изнутри. То есть, если вам в лицо светит солнце, вы рефлекторно поднимаете руку, чтобы закрыть глаза, а если в вас летит какой-либо предмет, вы рефлекторно отступаете в сторону. Это базовый уровень поступков, который описывает только основные инстинкты. Но рефлексы - это все же поступки, так как они на самом банальном уровне описывают те или иные аспекты характера человека. Если взять пример с тем же летящим предметом, у разных людей могут быть разные рефлексы: кто-то попробует словить предмет, кто-то постарается увернуться, кто-то подобьет его ногой и так далее.

Следующий вид поступков - это инстинкт. Это эмоциональное и целесообразное действие, которое отличается тем, что человек совершает его осознанно, однако при этом не осознает результатов, которые он получит в результате. Человек ест, потому что ему это подсказывает инстинкт - ему не нужно каждый раз напоминать себе о том, что нужно пообедать, чтобы не умереть с голоду.

Самый распространенный вид поступка - это сознательное действие. В данном случае человек не только осознанно совершает определенный поступок - он знает также, какие будут последствия у этого действия, а также стремится к получению какого-либо конкретного результата. Именно такие поступки в большей степени раскрывают характер человека, совершающего их.

Как видите, поступки человека можно разделить на несколько разных видов, которые по-своему будут характеризовать того или иного человека. Что еще можно рассказать о поступках? Например, можно взглянуть на то, какими особенностями они обладают, то есть какие компоненты можно выделить в поступках.

Мотив

Первая особенность поступков - это мотив, то есть что-то, что движет человеком для совершения того или иного поступка. Каждый совершенный поступок имеет свой мотив. Даже у рефлексов он имеется, хотя при этом и является подсознательным. Немотивированные поступки являются отклонением от нормы, и если человек их совершает, то ему требуется помощь психолога или даже психиатра. Однако мотив - это далеко не единственный компонент, который имеет каждый совершенный поступок.

Цели

Цель поступка - это то, что хочет получить человек, совершая то или иное действие. На первый взгляд понятия мотива и цели могут быть похожими, но на самом деле они сильно отличаются друг от друга. Мотив - это то, что является первоначальной причиной совершения действия, в то время как цель - это конечный итог, к которому движется человек, совершающий поступок. Именно цели могут определить, хорошие совершаются поступки или плохие. Например, это можно сделать, если взглянуть на то, совпадают ли интересы человека, совершающего поступок, с интересами окружающих его людей. Если интересы совпадают, то поступок может быть хорошим, но если же этого не случается, то поступок определенно будет плохим и эгоистичным. Естественно, здесь нет категоричности, поэтому интересы зачастую совпадают частично. Соответственно, бывают не только плохие и хорошие поступки, но это в любом случае знает каждый человек.

Предмет преобразования

Именно предметом преобразования поступок отличается от действия. Поступок, суть которого заключается в преобразовании собственной личности или личности другого человека, отличается от действия, которое может быть направлено абсолютно в любую сторону при любых обстоятельствах.

Средства

Поступок никогда не совершается просто так - для его совершения человеку необходимы определенные средства. И если вы не видите этих средств, то это не значит, что их не существует. Средства могут быть самым разнообразными, словесными или практическими. Примеры поступков, которые используют практические средства, многочисленны. Это может быть и поход в магазин, и игра в футбол, и уборка в квартире. Поступок, который использует словесные средства, является немного более сложной вещью. Он не включает в себя действие как таковое и основывается только на речи. Однако это не значит, что какое-либо высказывание не может быть поступком: мотивационная речь или призыв к спасению бездомных животных уже представляет собой поступок, который характеризует человека с той или иной стороны.

Процесс

Про процесс, то есть непосредственно совершение самого поступка, нет смысла много рассказывать, однако не упомянуть его нельзя. Более того, процесс совершения поступка может сильно отличаться. Например, поступки детей обычно имеют довольно простой и незамысловатый процесс, однако с возрастом он постепенно усложняется, включается предварительное обдумывание, планирование, варианты развития событий и так далее. Однако, как и во всех случаях, все сводится к совершению действия и получению результата.

Результат

Раз уж речь зашла о результате поступка, то нужно задержаться на этом понятии и разобрать его немного более детально. Как и в случае с обыкновенным действием, в большинстве случаев после завершения процесса поступка можно будет увидеть определенный результат. Однако действия и поступки различаются между собой тем, что поступок включает в себя сознательность. Соответственно, как уже было сказано в пункте, описывающем предмет преобразования, результатом является не только то, что получилось в итоге завершения процесса поступка, но также и личностные изменения у человека, совершающего его, у другого человека, а также межличностные изменения. Проще говоря, совершение действия дает только фактический результат. В то время как совершение поступка несет за собой еще и моральные последствия.

Оценка

Ну и последний пункт, о котором стоит рассказать, - это оценка поступка. Это высочайший уровень сознательности человека при совершении действия. Как уже было сказано ранее, поступок может быть рефлексивным, инстинктивным и, наконец, осознанным. Последний включает в себя понимание того, что в конце будет какой-либо результат, а также движение к определенной цели. Но есть еще более высокий уровень - оценка поступка, то есть анализ того, что произошло, какие факторы были вовлечены, какие последствия проявились, а также как это повлияло на людей и на окружение в целом. Однако, чтобы в полной мере оценить поступок, вам необходимо знать все его компоненты, начиная с мотива и заканчивая финальным результатом. Только тогда вы сможете оценить поступок объективно и сделать касательно него соответствующие выводы.

Что ж, теперь вы знаете, что такое поступок, чем он отличается от обыкновенного действия, какими бывают его виды, каковы его особенности и компоненты, как отличаются хорошие поступки от плохих и так далее. Эта информация не является жизненно необходимой, вы сможете спокойно существовать и без нее, но все же она может оказаться для вас полезной, познавательной и более чем интересной.

Поступок - это определённое действие, мотивируемое внутренним миром человека, сформированным на тот момент. Деяния могут быть нравственными и безнравственными. Они совершаются под влиянием чувства долга, убеждений, воспитания, любви, ненависти, сочувствия. В каждом обществе есть свои герои. Присутствует и некая шкала, по которой оцениваются действия человека. Согласно ей можно определить, является ли это поступок героя, что будет служить примером для последующих поколений.

Над понятием подвига задумывались ещё древние философы. Размышления на эту тему не миновали и современных мыслителей. Вся человеческая жизнь состоит из непрерывной цепочки действий, т. е. поступков. Часто бывает, что поведение и мысли человека разнятся. Например, ребёнок желает своим родителям только добра. Однако своими поступками их часто огорчает. С уверенностью можно сказать, что от сегодняшнего действия зависит наше завтра. В частности, вся наша жизнь.

Поиск Сократом смысла жизни

Сократ был одним из активных искателей смысла этого понятия. Он пытался выяснить, каким должен быть настоящий героический поступок. и зло, каким образом человек делает выбор - всё это волновало древнего философа. Он проникал во внутренний мир той или иной личности, его суть. Искал высшее предназначение поступков. По его мнению, они должны мотивироваться главной добродетелью - милосердием.

В основе поступков лежит цель научиться различать добро и зло. Когда человек сможет проникнуть в суть этих понятий, он сумеет, по мнению Сократа, всегда поступать мужественно. Такая личность обязательно совершит героический поступок ради высшего блага. Философские размышления Сократа были направлены на поиск такого побудительного мотива, силы, которая не будет нуждаться в признании. Другими словами, философ говорит о самопознании, когда человек будет иметь внутренние побуждения, заменяющие многовековые традиции.

Софисты против Сократа

Философия Сократа пыталась объяснить суть понятия «поступок»: что такое это? Мотивирующая составляющая его действия - противоположна позиции софистов, которые учат выяснять свои скрытые мотивы, придавая им статус осознанных. Согласно Протагору, который был современником Сократа, как индивида - это ясное и успешное выражение с конечным удовлетворением личных желаний и потребностей.

Софисты считали, что каждое действие эгоистического мотива необходимо оправдывать в глазах сродников и других людей, так как они являются частью общества. Поэтому окружение нужно убедить, используя софистские технологии построения речи, в том, что ему это необходимо. То есть юноша, принявший софистские взгляды, учился не только познавать себя, но и поставив определённую цель, достигать её и доказывать свою правоту при любых обстоятельствах.

«Сократический диалог»

Сократ отходит от земного. Он поднимается выше и в рассмотрении такого понятия, как поступок. Что такое это, какова его суть? Вот что хочет понять мыслитель. Он ищет смысл всего существования человека, отталкиваясь от телесного и эгоистичного. Таким образом, вырабатывается сложная система приёмов, которая получила название «сократический диалог». Эти методы ведут человека по пути познания истины. Философ подводит собеседника к пониманию глубинного смысла мужественности, блага, доблести, умеренности, добродетели. Без таких качеств индивид не может считать себя человеком. Добродетель - это выработанная привычка всегда стремиться к добру, что и будет формировать соответствующие благие поступки.

Порок и движущая сила

Противоположностью добродетели является порок. Он формирует поступки человека, направляя их ко злу. Для того чтобы утвердиться в добродетели, человек должен получить знания и стяжать рассудительность. Сократ не отрицал присутствие удовольствий в жизни человека. Но опровергал их решающую власть над ним. Основой дурных поступков является невежество, а нравственных - знание. В своих исследованиях он много анализировал людской поступок: что такое его мотив, порыв. Мыслитель подходит вплотную к сформированным позже христианским взглядам. Можно сказать, что он глубоко проник в человеческую сущность человека, в понятие сути знания, рассудительности и происхождении порока.

Взгляд Аристотеля

Сократа критикует Аристотель. Он не отрицает важность знания для того, чтобы человек всегда совершал добрые поступки. Он говорит о том: деяния определяются влиянием страсти. Объясняя это тем, что часто человек, имеющий знания, поступает дурно, так как над мудростью преобладает чувство. По мнению Аристотеля, индивид не властен над собой. И, соответственно, знание не определяет его действия. Для того чтобы совершать добрые поступки, необходима моральная устойчивая позиция личности, её волевая направленность, некий опыт, приобретаемый, когда она испытывает скорбь и получает удовольствия. Именно горе и радость являются, по мнению Аристотеля, мерилом человеческих поступков. Направляющая сила - воля, которая формируется свободой выбора человека.

Мера поступков

Он вводит понятие меры поступков: недостаток, избыток и то, что находится между ними. Именно поступая по лекалам среднего звена, считает философ, человек делает правильный выбор. Примером такой меры может служить мужественность, которая находится между такими качествами, как безрассудная отвага и трусость. Он же разделяет действия на произвольные, когда источник лежит внутри самого человека, и непроизвольные, вынужденные внешними обстоятельствами. Рассматривая поступок, суть понятия, соответствующую роль в жизни человека и общества, делаем некие выводы. Можно сказать, что в определённой мере правы оба философа. Они рассматривали внутреннего человека довольно глубоко, избегая поверхностных суждений и находясь в поисках истины.

Взгляд Канта

Немалый вклад в теорию, рассматривающую понятие поступка и его мотивации, внёс Кант. Он говорит о том, что необходимо действовать так, чтобы можно было сказать: «Поступай так, как я…». Этим он подчёркивает, что по настоящему нравственным можно считать деяние, когда мотивацией является свободная мораль, звучащая в душе человека, словно набат. Историки философии считают: поступки человека, их мотивы определяются Кантом, с точки зрения ригоризма.

Например, рассматривая ситуацию с тонущим человеком, Кант утверждает: при спасении родителем своего ребёнка этот поступок не будет нравственным. Ведь он продиктован чувством естественной любви к собственному наследнику. будет в том случае, если человек спасает неизвестного ему утопающего, руководствуясь принципом: «Человеческая жизнь - высшая ценность». Есть ещё один вариант. Если был спасён истинно нравственный героический поступок, достойный высокого признания. В дальнейшем Кант смягчил эти понятия и объединил в них такие людские побуждения, как любовь и долг.

Актуальность понятия поступка

Над понятием добрых поступков не перестают рассуждать и сегодня. Как часто общество признаёт нравственными действия великих людей, мотивом которых на самом деле были совсем не благие цели. Что в наши дни является геройством, мужеством? Безусловно, спасти человека или животное от гибели, накормить голодных, одеть нуждающихся. Настоящим добрым поступком можно назвать даже самое простое действие: совет другу, помощь коллеге, звонок родителям. Перевести старую женщину через дорогу, дать милостыню бедняку, подобрать бумажку на улице - деяния, которые также входят в эту категорию. Что касается героизма, то в его основе лежит жертвование своей жизнью ради блага окружающих. Это в первую очередь защита Родины от врагов, работа пожарных, полиции, спасателей. Героем может стать даже обычный человек, если он вынес из огня малыша, обезвредил грабителя, закрыл своей грудью прохожего, на которого нацелено дуло автомата.

По мнению многих психологов, философов и богословов до семилетнего возраста ребёнок не в состоянии отличать в полной мере добро и зло. Поэтому взывать к совести бесполезно, в силу того, что понятие для него имеет очень размытые границы. Однако с семилетнего возраста - это вполне сформированная личность, которая уже сознательно может делать выбор в ту или иную сторону. Поступки детей в это время должны быть умело направлены родителями в правильное русло.

Человек за всю свою жизнь совершает множество хороших и плохих поступков. Чаще всего его поведение заключается во внутренних убеждениях, верованиях, идеях. Практически все поступки, которые совершает человек, имеют какую-нибудь цель. В этой статье мы приведем пример хороших и плохих поступков людей.

Добрые поступки человека

Сюда можно включить множество различных поступков. Например, когда человек помогает ближнему (материальная, физическая, словесная помощь). Люди не должны делать всего этого, но они это делают, так они могут помочь другим.

Кроме помощи ближним, человек очень часто помогает животным или природе. На улице он может покормить различных зверей или вовсе забрать их себе домой, если они нуждаются в этом. Люди выращивают растения, занимаются посадкой деревьев.

Спасение других людей является очень хорошим поступком, который невозможно забыть.

В добрые поступки можно отнести соблюдение этикета, правил нахождения в обществе, уважение к другим личностям.

Плохие поступки человека

Как правило, плохие поступки — это всё то, что приносит личную выгоду человеку, в некоторых случаях с вредом для общества.

Пропаганда алкоголя, наркотиков, насилия и т.д. Издевательское отношение над животными, другими людьми, нанесение вреда природе.

Очень часто человек совершает плохие поступки, намусорив где попало или когда совершает воровство.

  • Также читайте —

Выводы

Многие люди, которые совершили плохие поступки, часто находят себе различные оправдания. Важно всегда помнить о правилах и законах, ведь некоторые поступки могут быть не только плохими, но и ужасными. Если человек совершает хорошие поступки — это очень положительно отразится на обществе. Но если люди совершают преступления, то за них следует наказание.

Поведение, любые поступки людей обязательно обусловлены внутренним убеждением, идеей, верованием индивида. И, в большинстве своем, плохие и хорошие, злые и добрые поступки человека должны носить характер своей полезности (прагматизма) для него самого, т.е. человек совершает те или иные поступки с какой-либо практической целью, даже если она не осознается, исходя из своих убеждений, взглядов на жизнь — жизненных ценностей и приоритетов.

Если мы принимаем посылку о том, что люди выбирают убеждения, исходя из их прагматической адаптивности, как мы можем объяснить следующие, явно неполезные поступки и поведение?


1. Плохие поступки людей , которые наносят индивиду физический вред, например употребление наркотиков, спиртного или курение, а также психологический вред — частые компьютерные игры, «зависание» в соцсетях…
2. Злые поступки , за которые общество наказывает, например совершение уголовных преступлений.
3. Хорошие поступки людей — самопожертвование ради другого, например спасение ребенка из горящего здания.
4. Добрые поступки человека — бескорыстная помощь ближнему, например, материальное пожертвование нуждающимся, больным…и т.п.
Какая практическая выгода от этих человеческих поступков? Согласно теории прагматизма, люди не должны совершать подобные вещи, но они их совершают. Может быть, что-то не так в теории?

Несмотря на эти примеры, теория все же верна. Наша ошибка в том, что мы не видим настоящую выгоду от этих поступков. Определение вознаграждения поможет нам понять, почему люди продолжают вести себя подобным образом.

Давайте приглядимся к каждому из этих примеров.
Поступки, приносящие нам вред (такие, как употребление наркотиков, алкоголя), не противоречат теории, потому что боль появляется гораздо позже, после удовольствия. Люди, злоупотребляющие спиртным или наркотиками, могут искать немедленного вознаграждения и игнорировать отсроченные последствия. Немедленное подкрепление для многих наркотиков называется «кайф».

Некоторые люди зависимы от стимуляции, им нравится ощущать, как эндорфины выбрасываются в их мозг. Такие люди ищут приключений: кто-то любит кататься на американских горках, кто-то - быструю езду в автомобиле, прыжки с тарзанки или затяжные прыжки с парашютом.

Проблема в том, что кайф временный, длится всего лишь несколько минут или часов. В конечном счете у наркоманов начнутся ломки, а у алкоголика - похмелье, но несмотря на болезненные дни, которые, как они знают, им предстоят, многие люди выбирают несколько минут удовольствия. Они могут думать, что на этот раз боль их минует, или они могут ее просто игнорировать из-за сильного желания удовольствия.

Если выгода за злоупотребление химическими веществами - временное удовольствие, то какая может быть выгода от криминальной деятельности? Возбуждение? Удовольствие от запугивания? Финансовые приобретения?


Все вышеперечисленное и еще больше. Самое поразительное в рассуждениях преступников состоит в том, что они говорят себе о совершенном преступлении. Большинство уголовников считают, что они не сделали ничего неправильного. При этом мы не имеем в виду, что они настаивали на своей невиновности - почти все в тюрьме претендуют на невиновность. Мы имеем в виду, что даже те, кто частным образом признавался в совершенном преступлении, отрицали, что сделали что-то неправильно, хоть это и противозаконно. Многие из осужденных преступников приводили наивные, невинные объяснения нарушению закона.

Они говорят: «Все воруют, мне просто не повезло, что меня поймали». «Она заслужила того, чтобы ее побили, потому что это еще та стерва»; «Эти богатые люди в огромных домах… все деньги у них, а у меня нет ничего. Я имею право вломиться и забрать все, что я смогу»; «Я осчастливил мир тем, что убил подонка»; «Я скрывал товар своего друга, потому что просто пытался ему помочь»; «Я ограбил магазин, потому что мне нужны были деньги»; «Я ударил человека, потому что он мне надоедал. Я имел право»…

Это человеческая черта. Многим людям очень трудно думать о себе плохо. Я-концепция требует того, чтобы они видели себя в лучшем свете. Они могли совершить несколько чудовищных деяний, но найдут для себя то или иное оправдание. Например, некоторые серийные насильники считают себя посланниками Бога, которые должны наказывать женщин за их безнравственное поведение. В их глазах их поступки были не только не греховными, но даже благими и законными: они исполняли божью волю, избавляя мир от порочных женщин. Кажется, что, если постараться, люди могут рационализировать любые свои поступки.

Практическая выгода для многих нарушителей закона заключается не в деньгах, не в возбуждении или выражении фрустрации. Позитивные ощущения они черпают и из своих собственных извращенных рационализаций.

Конечное последствие их криминального акта - заключение в тюрьму, и это им не нравится. Но наказание не изменяет их поведение; поразительно, но они не связывают наказание с преступлением. Когда спрашивали заключенных в тюрьме: «Как вы здесь оказались?» Немногие отвечали: «Потому что я нарушил закон». Вместо этого большинство отвечало: «Потому что ОН втянул меня, сукин сын!», или «Менты нашли в моей машине наркотик, когда остановили меня за превышение скорости», или «Эта сука так громко закричала, когда я ее стукнул, что соседи позвонили ментам».

Когда их спрашивали: «Что бы вы могли сделать в будущем, чтобы избежать заключения?» Вместо того чтобы говорить что-то вроде: «Я не должен грабить магазины, распространять наркотики и бить жену», они отвечали: «Я должен избавиться от Него!», «Не гони, когда у тебя в машине наркота», «Обзавестись старой леди, которая не орет так много».

Это доказывает точку зрения касательно наказания. Чтобы наказание подействовало, недостаточно того, что оно сильное. Гораздо важнее, чтобы человек, подвергающийся наказанию, видел связь между своим поступком и этим наказанием. Большинство нарушителей закона не видит этой связи. Из-за своего искаженного мышления они не видят ничего такого, что бы они сделали неправильно, поэтому нет причины, чтобы прекращать свое криминальное поведение.

Наконец, остались третье и четвертое противоречие прагматизму, и оно кажется наиболее показательным. Что может быть наградой тем героям и героиням, которые жертвуют своими жизнями ради других? Или тем, кто жертвует своим имуществом?

В некоторых случаях может быть все просто - восхищение человечества. «Разве Михаил не чудесный человек?» - очень мощное подкрепление, если вы Михаил. Если всего лишь несколько человек могут наблюдать самопожертвование человека, ему кажется, что рукоплещет все человечество. Или, может быть, подсознательное желание «записать себя в Книгу Жизни на Небесах», по типу — добрые поступки списывают грехи…

Как много молодых людей представляют восторженный взгляд своей девушки, когда они воображают, что заряжают автомат? Тот факт, что их девушка вряд ли подумает: «Он такой большой, сильный, замечательный герой», а скорее: «Я не хочу выходить замуж за идиота, который заряжает автоматы», к этой фантазии не имеет отношения.


Словом, если вы узнаете свои глубинные, внутренние, часто скрытые Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

« Няганская специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа – интернат VIII вида »

Классный час

на тему: « Наши поступки»

Воспитатель Группы продлённого дня

Керамова Заифат Магомедшафиевна

Каждый твой поступок отражается на других людях;

не забывай, что рядом с тобой человек.

Тема: «Наши поступки»

Цель: формирование умения у учащихся анализировать свои поступки.

Задачи:

1.Учить давать оценку своим поступкам и действиям.

2.Развивать умение прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение.

3.Дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны.

4.Воспитывать стремление совершать добрые дела и хорошие поступки.

5. Закрепление

А) Игра «Хорошо - плохо»

Хороший поступок приносит пользу, радость людям. Плохой огорчает, приносит неприятности. За плохой поступок нам приходится отвечать, нести ответственность.

Упражнение в умении отличать хорошие поступки от плохих.

Я буду называть плохие и хорошие поступки, а вы записываете только хорошие поступки.

Каждый поступок сначала обсуждается, оценивается. Дети объясняют своё мнение.

Порвал блузку, вежливо разговаривает, защитил слабого, обидел друга, помог одеться малышу, поссорился с мамой, уступил место в транспорте пожилому человеку, толкнул ногой щенка, разрушил птичье гнездо, помог убрать посуду.

Вспомните, какой свой поступок вы считаете очень важным (гордитесь им)?

Прислушаемся к этим словам, постараемся не совершать того, о чём потом можем пожалеть.

Б) Обсуждение жизненных ситуаций.

Однажды Дима случайно разбил горшок с любимыми мамиными фиалками. Мама очень огорчилась. Ни Дима, ни Аня сразу не сказали правду, а переложили вину на котенка. Котенка наказали. Дима мучился целый день, а вечером признался маме во всем. К Диминому удивлению, мама не ругала его, а, наоборот, похвалила за то, что он сказал правду. И сказала: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Ребята, а как бы вы поступили на месте Димы?

Хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.

- Ребята, а может быть поступком отказ сделать что-то?

Есть такая народная мудрость, она гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку».

А о привычках мы с вами поговорим на следующем классном часе.

6. Итог классного часа.

Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “ Каждый кувшин изливает то, что содержит ”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

В заключении нашего занятия хочу пожелать, посоветовать вам, приучайте себя к добрым поступкам.