Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют силы и средства, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

В составе сил и средств РСЧС входят:

· силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

· силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;

· силы и средства органов местного самоуправления;

· силы и средства организаций.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).

Вместе с тем специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.

Состав сил и средств РСЧС:

По принадлежности:

1.Силы и средства МЧС России:

· центральные части войск ГО и ЧС РФ;

· центральные формирования ППС России;

2.Силы и средства министерств и ведомств РФ:

· силы постоянной готовности.

3.Региональные силы и средства РСЧС:

· центральные части войск ГО и ЧС РФ (в регионах);

· региональные формирования ПСС России;

· другие региональные учреждения и организации МЧС России;

· ведомственные силы постоянной готовности в регионе.

4.Силы и средства субъектов РФ:

· силы постоянной готовности органов управления субъектов РФ;

· ведомственные силы постоянной готовности в области, крае;

· территориальные формирования ГО и ЧС.

5.Местные силы и средства РСЧС:

· силы постоянной готовности органов местного самоуправления;

· ведомственные силы постоянной готовности в городе, районе;

· местные формирования ГО и ЧС.

6.Силы, средства организаций (объектов):

· объектовые силы и формирования постоянной готовности;

· объектовые формирования повышенной готовности;

· объектовые формирования повседневной готовности.

7.Силы и средства МО, МВД и других силовых министерств и ведомств РФ:

· формирования и силы постоянной готовности (по планам взаимодействия).

8.Силы и средства общественных организаций (объединений) РФ:

Общественные формирования (аттестованные на выполнение работ в зоне ЧС).

По назначению:

Силы и средства наблюдения и контроля:

1.Силы и средства МЧС России:

· учреждения и организации СНЛК ГО и ЧС;

· другие учреждения и организации МЧС.

· ведомственные СНЛК за окр. средой, ПОО и прилегающими территориями;

· формирования ГоскомСЭН РФ;

· формирования ветеринарной службы Минсельхозпрода РФ;

· СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга РФ и Минсельхозпрома РФ;

· формирования геофизической службы Российской академии наук;

· формирования Росгидромета;

· силы Минатома РФ;

Силы и средства ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

1.Силы и средства МЧС России:

· части и учреждения войск ГО и ЧС РФ;

· формирования ПСС России;

· другие учреждения и организации МЧС.

2.Силы и средства министерств, ведомств и территорий РФ:

· ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, технические, иные формирования;

· формирования ГППС МВД России;

· формирования ВСМК;

· формирования ветслужбы и службы защиты животных Минсельхоза РФ;

· формирования Росгидромета;

· формирования пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота РФ;

· др. силы и формирования (в т.ч. МО, МВД).

3.Силы, средства организаций (объектов):

· объектовые, местные и территориальные (нештатные) формирования ГО и ЧС.

Условные обозначения:

СНЛК- система наблюдения и лабораторного контроля; ПОО- потенциально опасный объект; ГППС- государственная противопожарная служба; ВСМК- всероссийская служба медицины катастроф.

Приложение к разделу: силы и средства РСЧС

Силы и средства федерального уровня:

1.Военизированные части МЧС:

Механизированные полки (3 бат.):

I бат.- дорожная техника;

II бат.- грузоподъемная техника;

III бат.- понтонно-мостовой.

Механизированные бригады (4 б-на):

I бат.– спасательных работ;

II бат.- механизированный;

III бат. – противопожарный;

IV бат.- химической защиты.

2.Центральные аэро-мобильные отряды :

Примерная структура:

3 смены по 27 человек; время готовности к вылету дежурной смены - 15 минут, двух остальных - 3 часа; Техника: 2 транспортных самолета большой грузоподъемности; 3 вертолета; 37 грузовых и специальных автомобилей.

Место базирования в Центральном регионе – г.Жуковский.

Силы и средства регионального и территориального уровней :

1.Поисково-спасательные службы состоящие из поисково-спасательных отрядов.

Примерная структура поисково-спасательного отряда:

Начальник ПСО-1; зам. начальника ПСО-1; спасатели-25; водители-2; кладовщик-1.

Техника: вертолет, 2 грузовых автомобиля, средства малой механизации.

2.Центры спасения, включающие: поисково-спасательную службу субъекта РФ и механизированную бригаду.

Силы и средства территориального и объектового уровней:

Штатные и нештатные аварийно-спасательные формирования

Примерная структура

Общая численность 196 человек.

1.Командир АСФ (1 человек).

2.Заместитель командира (1).

3.Штаб АСФ(4 человека):

· начальник штаба;

· радист;

· разведчик;

· химик-дозиметрист.

Группы АСФ состоящие из звеньев:

1.РХЗ (28 человек).

· обеззараживания местности (6 человек);

· санитарная обработка людей (3 человека);

· обеззараживание техники и сооружений (два по 6 человек);

· приготовление растворов (6 человека).

2.Аварийно-техническая (21 человек).

· теплосетей (5 человек);

· газовых сетей (5 человек);

· водопроводно-канализационное (5 человек);

· электро-техническое (5 человек).

3.Инженерная (21 человек).

· бульдозерное (4 человека);

· экскаваторное (4 человека);

· компрессорное (6 человек);

· крановое (6 человек).

4.Спасательная (37 человек).

· спасательные (три звена по 8 человек);

· газоспасательные (три звена по 4 человека).

5.Эвакуации людей (21 человек).

· транспортное (пять звеньев по 4 человека).

6.Эвакуации имущества (16 человек).

· транспортное (8 человек);

· краново-погрузочное(7человек).

7.Группа МТО (18 человек).

· вещевого снабжения (6 человек);

· ГСМ (6 человек);

· приготовления и раздачи пищи (5 человек).

8.Сандружина (24 человека).

· носилочные (12 по 2 человека).

9.Медпункт (4 человека).

· врач (1 человек);

· медсестра (фельдшер) (1 человек);

· санитар (1 человек);

· шофер-санитар (1 человек).

Укомплектованность техникой и имуществом:

1.Бульдозеров-3.

2.Экскаваторов-4.

3.Автокранов-3.

4.Компрессорных станций-2.

5.Электростанций силовых-2.

6.Грузовых автомобилей-10.

7.Автобусов-20.

8.Автоцистерн-3.

9.Поливомоечных машин-3.

10.Аварийно-ремонтных машин-4.

11.Авто топливозаправщик-1.

12.Трейлер-1.

13.Газосварочных аппаратов-5.

14.Электросварочных агрегатов-5.

Ориентировочные возможности команды за 10 часов работы:

1.Устройство проездов по завалу шириной 3-3,5 м -2-2,5 км;

2.Сплошная разборка разрушенных зданий с высотой завала 1-1,5 м – 100 м 2 ;

3.Откопка и вскрытие заваленных убежищ – 6-8 единиц;

4.Извлечение пострадавших людей из под завалов и убежищ – 500-800 человек;

5.возведение убежищ на 50 человек из лесоматериалов – 1-2;

6.Устройство в лесу заградительных полос с шириной 10 м – до 20 км;

7.Устройство каналов на торфяниках глубиной до 1,5 – 0,-0,8 км;

8.Оказание медицинской помощи пострадавшим – до 500 человек;

9.Отключение участков разрушенных систем 0 5-6 участков;

10.Дезактивация участков проездов шириной 8 м (асфальтовые покрытия) мойкой при расходе 1-2 л/м – до 8-10 км.

Сводная спасательная команда (территориальная) отличается от объектовой следующими показателями:

· количество личного состава – 198 человек;

· спасательная группа – 1;

· отсутствует служба пожаротушения;

· дополнительно введены группа эвакуации людей и группа эвакуации имущества, с учетом этого увеличено количество автотранспорта – автобусов -20, грузовых автомобилей -11;

· увеличено количество специальной техники: поливомоечных машин – 4, автоцистерн – 3, пескоразбрасыватель – 1.

Дополнительные возможности:

· дегазация (дезинфекция поливкой суспензий ДТС-ГК (расход 0,8 л/м) – до 32 км;

· эвакуация людей (на расстояние до 100 км) – 500 человек.

Глава 2. Режимы работы РСЧС

силы и средства территориальных, функциональных и отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, прогнозирования и оценки риска возникновения ЧС, проведения профилактики и контроля за соблюдением и выполнением требований экологической, радиационной, химической, биологической, санитарно-эпидемиологической, промышленной и пожарной безопасности с целью предотвращения ЧС либо снижения ущерба от них.

  • - специально назначаемые подразделения, части или соединения для несения боевого дежурства, выполнения внезапно возникающих задач...

    Словарь военных терминов

  • Словарь военных терминов

  • - личный состав и военная техника подразделений, частей, соединений и объединений, предназначенные для ведения и обеспечения боевых действий. В этом же значении употребляется только термин «силы» ...

    Словарь военных терминов

  • - приборы для приема и последующего преобразование собственного или отраженного от объектов оптического излучения в целях обнаружения и распознавания объектов, а в некоторых случаях и определения их координат. К...

    Пограничный словарь

  • - устройства, действие которых основано на использовании электромагнитной энергии радиоволн...

    Пограничный словарь

  • - система санитарно-эпидемиологических учреждений министерств и ведомств, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля РСЧС и осуществляющих обнаружение и индикацию радиоактивного, химического,...
  • - силы и средства территориальных, функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации ЧС. состоят из сил...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - территория вокруг химически и биологически опасных объектов за пределами зоны санитарно-защитной, где ведется постоянное наблюдение и контроль за источниками заражения опасными химическими веществами или...
  • - система специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - система санитарно-эпидемиологических учреждений министерств и ведомств, входящих в состав сети наблюдения и лабораторного контроля РСЧС и осуществляющих обнаружение и индикацию радиоактивного,...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - контризмеряемая аппаратура, в которой используются проникающие поля, излучения и вещества для получения информации о качестве исследуемых материалов и объектов...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - подразделения, части, соединения, назначенные старшим начальником для выполнения боевых задач в интересах тех подразделений сухопутных войск, которые решают основные задачи в бою...

    Морской словарь

  • - "...КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - оборудование, приборы и инструменты, предназначенные для количественной оценки технического состояния транспортных средств по различным диагностическим параметрам...

    Официальная терминология

  • - "... - специальные технические средства, предназначенные для осуществления дистанционного контроля определенных параметров инженерного оборудования ОДС.....

    Официальная терминология

  • - "... : механические, электромеханические устройства и конструкции, электрические, электронные, электронные программируемые устройства, программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом.....

    Официальная терминология

  • - "...; СНК: технические устройства и дефектоскопические материалы, используемые при проведении неразрушающего контроля объектов..." Источник: Распоряжение ОАО "РЖД" от 20.12...

    Официальная терминология

"Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС" в книгах

Средства удержания контроля

Из книги Реконизм. Как информационные технологии делают репутацию сильнее власти, а открытость - безопаснее приватности автора Сименко Илья Александрович

Средства удержания контроля Мораль и табу При любом общественном строе правящий класс предпринимал меры для расширения влияния своего орудия эксплуатации, а также старался упрочить контроль над этим орудием:? В рабовладельческом обществе вопрос привлечения новых

29. СИСТЕМА И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Из книги Международные стандарты аудита: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. СИСТЕМА И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Аудитор при планировании проверки должен иметь представление о системе и средствах контроля.При предварительной оценке риска средств контроля необходим анализ эффективности СВК. Эта работа представляет собой процесс определения

2. Средства обеспечения контроля

автора Армстронг Джон

2. Средства обеспечения контроля Первым и основным шагом было настоятельное требование соблюдения строжайшей дисциплины. Подчинение командирам должно было быть беспрекословным. «Ненужная демократия», такая, например, как практика выслушивать мнения рядовых партизан

2. Специальные средства контроля

Из книги Советские партизаны. Легенда и действительность. 1941–1944 автора Армстронг Джон

2. Специальные средства контроля Помимо широкого использования технических устройств, партизанское командование прибегало к нескольким особым методам контроля. Один из таких методов предполагал проведение многочисленных изменений в порядке подчиненности. Выше уже

2. Средства зрительного наблюдения

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

2. Средства зрительного наблюдения Основными инструментами зрительного и слухового наблюдения являются глаза и уши наблюдателя. Зрение позволяет ему воспринимать до 80 % всей поступающей информации. Оно дает возможность определить освещенность и цвет предметов,

5.1.

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

5.1. Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости - приборов ночного видения.Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и

Подручные средства для контроля над стрессом

Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

Подручные средства для контроля над стрессом Есть у каждого из нас мощное орудие, которым мы пользуется каждый день, каждый час, каждое мгновение, - наши тело и разум.Изменяя физиологические процессы, мы можем изменить и психологическое состояние.Что делает наше тело,

9.4. Средства наблюдения под водой

Из книги Справочник водолаза автора Автор неизвестен

9.4. Средства наблюдения под водой Для наблюдения за ходом подводных работ, визуального поиска и обследования подводных объектов, наведения водолазного колокола к месту работ, а также подводной фотосъемки используются специальные камеры. Технические данные

Средства контроля доступа

Из книги Сетевые средства Linux автора Смит Родерик В.

Средства контроля доступа Многие из опций, которые указываются для каждого клиента в файле /etc/exports, предназначены для управления доступом. Как было сказано ранее, NFS использует механизм доверия, поэтому сервер не может проверить имя пользователя и пароль, как это

Средства оптического наблюдения

Из книги Боевая подготовка ВДВ. Универсальный солдат автора Ардашев Алексей Николаевич

Глава 7. Радиоперехват разговоров террористов с сообщниками, средства наблюдения и разведки

Из книги Как уничтожать террористов [Действия штурмовых групп] автора Петров Максим Николаевич

Глава 7. Радиоперехват разговоров террористов с сообщниками, средства наблюдения и разведки Радиоперехват переговоровОдновременно с блокированием места теракта, выдвижением снайперов на позиции и первыми попытками наладить переговоры с террористами, необходимо

Средства оптического наблюдения

Из книги автора

Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости – приборов ночного видения. Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и

Средства оптического наблюдения

Из книги автора

Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости – приборов ночного видения. Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и

Средства оптического наблюдения

Из книги Боевая подготовка спецназа автора Ардашев Алексей Николаевич

Средства оптического наблюдения Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости – приборов ночного видения. Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и

СИЛЫ ПОТАЙНЫЕ, СИЛЫ ВЕЛИКИЕ... Возбуждающие средства

Из книги Вопрос ниже пояса. Он автора Циликин Дмитрий

Режимы функционирования РСЧС

Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

57. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

§ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

§ региональный - территорию нескольких субъектов РФ;

§ территориальный - территорию субъектов РФ;

§ местный - территорию района (города, населенного пункта);

§ объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

§ координирующие органы;

§ органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

§ органы повседневного управления;

§ силы и средства;

§ резервы финансовых и материальных ресурсов;

§ системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

Региональный состав РСЧС включает регионы:

§ Центральный (Москва)

§ Северо-западный (Санкт-Петербург)

§ Южный (Ростов-на-Дону)

§ Приволжско-Уральский (Екатеринбург)

§ Сибирский (Красноярск)

§ Дальневосточный (Хараровск)

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

§ режим повседневной деятельности

§ режим повышенной готовности

§ режим чрезвычайной ситуации.

Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

Состав сил и средств наблюдения и контроля

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:

  1. Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
  2. Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  3. Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  4. Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  5. Геофизическая служба Российской академии наук;
  6. Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  7. Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  8. учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

59 .Силы и средства рсчс ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Все силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:

  1. Силы и средства наблюдения и контроля.
  2. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:

  1. Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
  2. Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
  3. Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  4. Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  5. Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
  6. Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  7. Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  8. Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
  9. Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
  10. Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
60. Основные задачи в области Гражданской обороны
№ п.п. Основные задачи в области гражданской обороны (Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. №-28 ФЗ)
Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.
Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.
Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
Срочное захоронение погибших в военное время.
Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
| следующая лекция ==>

Основными задачами РСЧС являются:

  1. организация оповещения и информирование населения;
  2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;
  3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  4. оказание гуманитарной помощи;
  5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
  6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются:

  • на силы и средства наблюдения и контроля;
  • силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

  • подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
  • контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
  • службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
  • ветеринарную службу;
  • сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
  • лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
  • службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.


Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

Силы и средства наблюдения и контроля;

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

К настоящему времени созданы единые органы управления по делам гражданскои? обороны и чрезвычаи?ным ситуациям (ОУ ГОЧС):

На федеральном уровне - МЧС России;?- на региональном - региональные центры по делам ГО и ЧС;?- на территориальном - органы управления по делам ГО и ЧС,

создаваемые при органах исполнительнои? власти субъектов РФ (ОУГОЧС);

  • - на местном - органы управления по делам ГО и ЧС, создавае- мые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);
  • - на объектовом - отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.

К силам и средствам ликвидации чрезвычаи?ных ситуации? РСЧС относят:

  • ? вои?ска гражданскои? обороны;
  • ? поисково-спасательную службу МЧС России; 25
  • ? военизированные и невоенизированные противопожарные, аварии?- но-спасательные, аварии?но-восстановительные, восстановительные и аварии?но- технические формирования федеральных органов исполнительнои? власти;
  • ? формирования и учреждения Всероссии?скои? службы медицины ка- тастроф;
  • ? формирования ветеринарнои? службы и службы защиты растении? Минсельхозпрода России;
  • ? военизированные службы Росгидромета по активному воздеи?ствию на гидрометеорологические процессы;
  • ? формирования ГО территориального, местного и объектового уров- неи?;
  • ? специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других вои?ск и воинских формировании?, предназначенные для ликвидации ЧС;
  • ? аварии?но-технические центры Минатома России;
  • ? службы поискового и аварии?но-спасательного обеспечения полетов гражданскои? авиации Федеральнои? авиационнои? службы России;
  • ? восстановительные и пожарные поезда МПС России;
  • ? аварии?но-спасательные службы и формирования Федеральнои? службы морского флота, Федеральнои? службы речного флота, других федераль- ных органов исполнительнои? власти.

Из перечисленных сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварии?но- спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постояннои? готовности - силы постояннои? готовности. Их перечень на феде- ральном уровне утверждается правительством РФ, на территориальном, местном и объектовом уровнях - соответствующими органами исполнительнои? власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организа- ции?.

Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщения имеет восстановительные и пожарные поезда.

Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.

Газоспасательные,горноспасательные,аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.