Нормальные герои всегда идут в обход

«Айболит-66», слова из песни

Подаренные нам В.В. Путиным майские каникулы подходят к концу. Некоторые, видимо, уже устали отдыхать.

Вот и сегодня мне задали вопрос: «Нужно ли при наличии на предприятии подразделения пожарной охраны обязательно предусматривать добровольную пожарную дружину? Есть такой документ ППБО-85 „Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности“. База „Norma CS“ определяет его, как действующий. Цитата из ППБО-85 „1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций обязаны... организовывать на объекте добровольную пожарную дружину (ДПД) и пожарно-техническую комиссию“.»

Речь шла о нефтеперерабатывающем предприятии. Применительно к таким предприятиям, в первую очередь, я и хочу высказать свое мнение по поводу. Однако, большинство из сказанного ниже можно отнести и на счет других промышленных объектов.

В этой статье речь пойдет не о том «как создать?», а о том «нужно ли создавать?».

Формально ППБО-85 «Правила пожарной безопасности в нефтяной промышленности» действующий, т.к. не отменен, но:
— к нефтеперерабатывающим заводам он не имеет никакого отношения и распространяется на предприятия нефтедобывающей отрасли;
— правовой статус его то ли «сомнительный», то ли «ниже плинтуса».

По моему скромному мнению правовые нормы, содержащиеся в нем, следует попросту игнорировать. Технические требования целесообразно исполнять на стадии проектирования на добровольной основе (в части, не противоречащей Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности).

Требования пожарной безопасности к нефтеперерабатывающим предприятия установлены «Правилами пожарной безопасности при эксплуатации нефтеперерабатывающих предприятий» (ППБ-79) и «Ведомственными указаниями по противопожарному проектированию предприятий, зданий и сооружений нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности» (ВУПП-88). Их статус такой же, как и ППБО-85.

Что касается добровольной пожарной охраны и ее подразделений (дружин, команд), то ее создание регламентируется . Его реализация — это право, а не обязанность руководителей предприятий.

Я лично довольно скептически отношусь к необходимости создания добровольных пожарных дружин и команд на производственных объектах. Дело, собственно говоря, в следующем...

1. Ни один из действующих законодательных и других нормативных правовых актов не обязывает предприятия создавать добровольную пожарную охрану, тем более «независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны».

Обязанности и права руководителей организаций по созданию подразделений пожарной охраны определены статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»: — руководители организаций, включенных в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана», обязаны создавать подразделения пожарной охраны; — в других случаях (на объектах, не вошедших в соответствующие Перечни) руководители организаций создавать подразделения пожарной охраны имеют право. Вид пожарной охраны руководитель (или собственник) организации определяет самостоятельно.

Для примера возьмем предприятие, вошедшее в «Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана». На этом предприятии создано подразделение пожарной охраны (профессиональное: ведомственной, частной или Федеральной противопожарной службы). Следовательно, руководитель (собственник) организации обязанность, возложенную на него абзацем четырнадцатым части второй статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, выполнил. Другой пример – промышленное предприятие, не являющееся критически важным объектом. На нем руководитель (собственник) также создал подразделение пожарной охраны (профессиональное), которое он содержит за счет собственных средств (и такое бывает) – реализовал свое право, данное ему абзацем вторым части первой статьи 37 Федерального закона 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ.

Казалось бы: вопросов не должно быть ни к одной из этих организаций. Но не тут-то было: чиновники от пожарной безопасности требуют создания на этих предприятиях еще и добровольной пожарной охраны; этого же требуют работники профильных управлений и департаментов обеих организаций.

Зачем на предприятии два вида пожарной охраны? Руководители обоих этих предприятий могли ограничиться созданием лишь добровольной пожарной охраны (право определять вид создаваемой пожарной охраны предоставлено собственнику или руководителю организации), а руководитель второго предприятия – вообще не обязан создавать пожарную охрану и, с точки зрения закона, к ним опять нет претензий.

2. Создание добровольных противопожарных формирований во всех случаях, независимо от наличия профессиональных подразделений пожарной охраны объективно не обосновано и не разумно.

Это особенно показательно на примере нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий, в которых созданы профессиональные подразделения пожарной охраны: — во-первых, пожарная охрана в соответствии с требованием закона на этих предприятии создана; — во-вторых: большая часть таких предприятий являются опасными производственными объектами. В них разработаны Планы локализации и ликвидации аварийных ситуаций (а также планы тушения пожаров), оперативной частью которых предусмотрены действия работников при возникновении аварий и пожаров, в т.ч. действия по тушению пожара первичными средствами пожаротушения и введению в действие стационарных систем противопожарной защиты. Обязанность всех работников «участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте» закреплена частью второй статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также должностными инструкциями работников. Обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента» закреплена статьей 10 того же Федерального закона. Принимать «меры по обучению персонала действиям при пожаре» руководители опасных (взрывопожароопасных) производственных объектов вынуждены также в силу положений пункта 3 статьи 93 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Это даже больше, чем добровольная пожарная охрана. Это значит, что все работники (а не только члены ДПО) участвуют в ликвидации аварий, в т.ч. связанных с пожаром, на таких объектах.

В связи со сказанным выше, нужно сделать вывод, что какое-либо непрофессиональное пожарное формирование нужно в одном случае - когда профессиональное (специальное, воинское, договорное, ведомственное, частное) подразделение пожарной охраны на предприятии отсутствует, либо численность его и, одновременно, дислокация (количество, численность боевых расчетов и техническое оснащение) подразделений пожарной охраны населенного пункта не позволяют обеспечить локализацию и (или) ликвидацию пожара.

Задача таких пожарных формирований также одна - тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ с помощью передвижной пожарной техники.

3. Добровольная пожарная охрана, по сути своей, не эффективна ввиду добровольного принципа ее комплектования.

Зачисление в ряды членов ДПД осуществляется на основании добровольных личных заявлений кандидатов. А это значит, что если не будет желающих, то и не будет пожарных формирований. А желающих не будет, если меры стимулирования членов ДПД окажутся недостаточными. Единственный объективно и безоговорочно эффективный способ стимулирования – материальный.

4. Федеральный закон от 6 мая 2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» содержит в себе столько правовых коллизий, что лучше держаться от него подальше, чем пытаться реализовать его положения.

Перечисление и обсуждение их не является предметом настоящей статьи, поэтому не буду на этом останавливаться.

В свете обозначенных выше проблем предлагаю следующий способ их решения:

При создании на предприятии подразделений пожарной охраны на непрофессиональной основе, нужно создавать не добровольную, а нештатную пожарную охрану. Это большая разница и из нее вытекает масса последствий. И пусть в законе «О пожарной безопасности» нет такого вида пожарной охраны, зато разом снимаются все вышеозначенные проблемы. А собственник вправе создать хоть подводно-космическую триждыпожарную охрану.

Принципиальные отличия нештатного формирования от добровольного:

— ее существование и деятельность не зависит от чьего-то желания или нежелания; раз определив, что работник состоящей на конкретной штатной должности будет нештатным пожарным, он им будет всегда, даже если сам работник сменится и на эту должность будет принят другой человек;

— все дополнительные обязанности, обусловленные членством в нештатном формировании могут быть включены в должностную инструкцию или оформлены дополнительным соглашением к трудовому договору; — отсутствует необходимость имитировать нематериальное стимулирование работников; можно хоть установить надбавку к должностному окладу;

— ни у кого не останется иллюзий что такое подразделение пожарной охраны бесплатное, а следовательно они не будут насаждаться повсеместно; а будут в каждом случае обосновываться и просчитываться.

Практика борьбы с огнем показывает, что подавление очагов загорания в начальной стадии развития позволяет в значительной степени снизить материальный ущерб от огня и затраты на ликвидацию последствий пожара. Пожарная обстановка в Российской Федерации показывает, что совершенствование средств защиты от пожара и оснащение ими добровольных пожарных формирований является актуальной задачей

Александр Рогачев
Генеральный директор ООО "Арника", г. Красноярск

Оснащение добровольных пожарных формирований должно состоять не только из конкретного специализированного противопожарного оборудования, адаптированного к местным условиям, но и из инструмента, принадлежностей, оборудования, устройств, подручных и технических средств, имеющихся на данном объекте или в населенном пункте. Для этого необходимо провести комплексную инвентаризацию всего, что может быть использовано при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС, начиная с особенностей местности, на которой расположен объект, и заканчивая наличием оборудования, технических средств и инвентаря, находящихся в пользовании или собственности у населения и на объекте.

После этого необходимо проработать возможные варианты возникновения и распространения пожара и возможной ЧС, а по результатам разработать планы и мероприятия по предупреждению пожара и ЧС, действиям добровольных пожарных формирований и населения при пожаре и ЧС.


Результатом этих мероприятий должны стать конкретные и неукоснительные правила поведения и обязанности при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации для каждого сотрудника объекта или жителя поселения.

Проблемы оснащения добровольных пожарных обществ

С вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" добровольчество все больше и больше увеличивает свои ряды, являясь подмогой пожарным подразделениям МЧС России при тушении пожаров. Сегодня добровольцы несут службу на многочисленных объектах и в сельских поселениях, удаленных от пожарных частей, используя всевозможные средства. Не секрет, что в большинстве случаев техническое вооружение добровольцев не всегда соответствует желаемому, его ассортимент невелик, а выбирать оборудование, инструмент и принадлежности для оснащения команды приходится по различным журналам, каталогам, а чаще всего по советам сомнительных специалистов. Некоторые чиновники, юристы и прочие специалисты, не компетентные в данной области, выражают сомнения в целесообразности закупки предлагаемого оборудования. Поэтому созрела ситуация, при которой появилась необходимость в рекомендациях от лица МЧС по ассортименту средств технического оснащения подразделений добровольных пожарных.


Поставляемые техника и решения для ДПО должны соответствовать:

  • ФЗ № 100 "О добровольной пожарной охране";
  • ФЗ № 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
  • ФЗ № 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
  • сводам правил (СП), нормам пожарной безопасности (НПБ), СНИПам и ГОСТам на технику пожарную и пожарно-техническое вооружение (ПТВ);
  • программам местного самоуправления по оснащению областей, регионов и краев перспективной и современной противопожарной техникой;
  • программам ГО и ЧС развития и внедрения современных и инновационных разработок в сфере пожаротушения;
  • программам правительства по импортозамещению и целевому освоению бюджетных средств на развитие отечественного научного и производственного потенциала.


Территориальное размещение:

  1. Добровольные пожарные дружины (ДПД): до 1000 чел.
  2. Добровольные пожарные команды (ДПК): от 1000 до 3000 чел.
  3. Государственная пожарная служба (ГПС): свыше 3000 чел.

На основании изложенного предлагается проект перечня оборудования, которому необходимо придать определенный статус, разместить его на сайте МЧС для всеобщего ознакомления и руководства, а в конечном итоге перечень должен стать приложением к закону от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".

Ниже приведен примерный рекомендательный перечень пожарной техники, оборудования, инструмента и принадлежностей, предназначенных для технического оснащения добровольных пожарных формирований населенных пунктов, предприятий, организаций, садовых обществ, детских оздоровительных лагерей, турбаз и прочих объектов, удаленных от пожарных частей.

  1. Пожарный автомобиль. Предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, аварийно-спасательного инструмента и запаса огнетушащих средств. Используется как самостоятельная боевая единица.
  2. Передвижной пожарно-спасательный комплекс. Представляет собой автомобильный прицеп, на котором размещены ПТВ, аварийно-спасательный инструмент и определенный запас различных огнетушащих средств. Транспортировка комплекса может производиться любым видом транспорта.
  3. Мобильная пожарная установка (МПУ). Представляет собой тележку, на которой установлена мотопомпа и кассета с ПТВ. Перемещение установки и тушение возгорания может производиться одним человеком.
  4. Мотопомпа (переносная, прицепная). Предназначена для забора и подачи воды к месту пожара с применением напорных и напорно-всасывающих рукавов.
  5. Рукав пожарный напорный с навязанными рукавными головками. Предназначен для подачи воды от мотопомпы до очага пожара.
  6. Рукав пожарный напорно-всасывающий с навязанными рукавными головками. Предназначен для подвода воды от водоисточника к пожарному насосу.
  7. Ствол пожарный ручной. Предназначен для создания и направления струи огнетушащего вещества, образования защитной водяной завесы, предохраняющей человека от теплового потока.
  8. Разветвление рукавное. Предназначено для разделения потока и регулирования количества подаваемой воды, проходящей по напорным пожарным рукавам.
  9. Колонка пожарная КП. Предназначена для открывания (закрывания) подземного гидранта и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.
  10. Генератор пены. Предназначен для получения из водного раствора пенообразователя воздушно-механической пены.
  11. Пеносмеситель. Предназначен для получения водного раствора пенообразователя, применяемого для образования пены в генераторах пены.
  12. Гидроэлеватор пожарный. Предназначен для отбора воды из водоисточников с уровнем, превышающим высоту всасывания насосов, и для удаления ее из помещений при тушении пожаров.
  13. Сетка всасывающая. Предназначена для удерживания воды во всасывающей линии при кратковременной остановке насоса, а также для предохранения насоса от попадания посторонних предметов.
  14. Ключ для пожарной соединительной арматуры. Предназначен для соединения арматуры напорных и всасывающих пожарных рукавов и пожарного оборудования.
  15. Лестница пожарная ручная. Предназначена для подъема личного состава пожарных формирований на второй и третий этажи, чердаки и крыши.
  16. Огнетушители. Ручные, передвижные, являются первичным средством пожаротушения и применяются для тушения различных классов пожаров.
  17. Модуль порошкового пожаротушения с ручным пуском (забрасываемый). Предназначен для подавления очагов различных классов пожаров, в том числе в электрооборудовании, находящемся под напряжением.
  18. Ранцевый лесной огнетушитель (РЛО). Предназначен для тушения низовых пожаров водой или водяными растворами неагрессивных химикатов.
  19. Лом и багор пожарные. Являются ручным немеханизированным пожарным инструментом, предназначенным для проведения аварийно-спасательных работ при тушении пожаров.
  20. Ведро пожарное. Применяется для доставки воды к очагу пожара и заполнения полости насоса мотопомпы водой.
  21. Топор пожарный поясной. Используется при движении по крутым скатам крыши, вскрытия кровли, дверей и окон горящих зданий, открывания крышек колодцев и пожарных гидрантов.
  22. Кобура. Предназначена для размещения поясного топора на спасательном поясе пожарного.
  23. Карабин. Предназначен для проведения спасательных работ, самоспасения пожарных и страховки при работе на высоте.
  24. Ручной универсальный пожарный инструмент (РУПИ). Предназначен для облегчения прокладки рукавных линий при тушении возгораний на открытых площадках, дачных участках, полях и лесных массивах.
  25. Веревка пожарная. Предназначена для спасения людей и перемещения грузов во время пожаров, ЧС и других стихийных бедствий.
  26. Боевая одежда пожарного. Предназначена для защиты пожарного от высокой температуры, тепловых потоков и возможных выбросов пламени при работе в экстремальных ситуациях, возникающих при тушении пожаров, проведении разведки и спасении людей.
  27. Сапоги пожарного. Предназначены для защиты ног от тепловых потоков, ушибов, проколов и прочих механических повреждений, воды, действия различных агрессивных сред.
  28. Пояс пожарного. Предназначен для спасения людей, самоспасения пожарных, а также для закрепления и страховки при работе на высоте.
  29. Шлем-каска пожарного. Предназначена для защиты головы и лица от возможных травм, теплового излучения и воды.
  30. Краги пожарного. Предназначены для защиты рук от открытого пламени, теплового потока, воды и других опасных факторов.
  31. Боты, перчатки и коврики диэлектрические. Применяются как основное средство, для защиты от поражения электрическим током.
  32. Ножницы диэлектрические. Являются изолирующим инструментом, предназначенным для резки проводов, находящихся под напряжением до 1000 В.
  33. Противопожарное полотно. Используется в качестве первичного средства тушения небольших очагов возгорания.

Современный мир развивается семимильными шагами. Меняется инфраструктура регионов, городов и районов нашей с Вами столицы. Имевшаяся к середине 19 века система профессиональной пожарной охраны Российской Империи оказалась неспособной успешно противостоять опасности пожаров. Профессиональные пожарные команды существовали только в городах, а в селах и деревнях пожары тушили сами жители, неся «пожарную повинность». Участие населения в тушении пожаров, а также распространение в России взаимного страхования от огня, когда сгоревшее хозяйство восстанавливалось за счет страховых сборов от каждого двора, явились причинами возникновения движения добровольных пожарных дружин. В 1843 году в г. Осташкове Тверской губернии было организовано первое в России добровольное пожарное общество. В 1897 году Министр внутренних дел утвердил «Нормальный устав добровольной пожарной дружины», а в 1917 году в составе Императорского Российского пожарного общества (ИРПО) насчитывалось 3600 организаций.

На сегодняшний день актуальность закона состоит в том, что он призван решить жизненно-важную проблему по защите населенных пунктов подразделениями пожарной охраны. Исторический опыт России по борьбе с пожарами, опыт зарубежных стран говорит о том, что наиболее рациональным способом решения этой проблемы является развитие добровольной пожарной охраны, основной задачей которой как раз является участие в тушении пожаров в этих неприкрытых подразделениями государственной противопожарной службы населенных пунктах.

В мае 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», который определил новое правовое поле для создания подразделений добровольной пожарной охраны.

Закон является достаточно инновационным в системе российского законодательства. Помимо того, что основной его целью является обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и организаций, он определяет порядок развития волонтерства в рассматриваемой области. По пути развития волонтерства в вопросах безопасности давно уже идут все развитые европейские страны, где данное движение приобрело массовый характер и доказало свою эффективность на практике.

Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд. Команда осуществляет деятельность с использованием мобильных средств пожаротушения, дружина - без мобильных средств. Добровольная пожарная охрана — социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В МЧС рассчитывают и на широкую пропаганду добровольчества. "В России уже был хороший опыт добровольного движения до революции - Императорское добровольное пожарное общество, которое традиционно возглавляли члены императорской семьи. Но потом за долгие годы был утрачен корпоративный дух, когда люди, которые хотели помогать обществу, близким, заниматься героическим делом, находили такую возможность именно в добровольных отрядах, и это становилось их образом жизни.

Основными задачами добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

1.Осуществление профилактики пожаров;

2. Спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

3. Участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Сегодня это надо восстанавливать. Нас тысячи, помощь каждому Важна и нужна! Вступай в ряды Пожарных добровольцев!

Светлана Овсянникова

Что такое добровольная пожарная дружина

Добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) существовали еще в СССР. Они действовали практически на каждом предприятии, в каждом колхозе и совхозе и других сельхозпредприятиях. Целями дружин были профилактика пожаров и помощь в их тушении профессиональным пожарным. Но после распада страны их юридический статус был неопределенным. Кроме того, внимание государства к проблемам добровольных пожарных значительно ослабло, и фактически система ДПД была разрушена. А ведь в 1992 году в одном только Подмосковье существовало 447 пожарных команд.

И хотя с 1994 года действует Федеральный закон «О пожарной безопасности» (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»), долгое время статус добровольцев был неопределенным. Неясно было, кто их финансирует, какие имеют гарантии и компенсации.

Тем не менее благодаря усилиям Центрального аппарата МЧС России и Всероссийского добровольного пожарного общества и его территориальных отделений система ДПД постепенно восстанавливалась. И по инициативе МЧС России в 2011 году был принят Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» (Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Он определил статус ДПД, их взаимоотношения с государственной противопожарной службой.

Итак, добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой. В настоящее время подготовлены изменения в закон «О добровольной пожарной охране», согласно которым пожарной командой будет называться подразделение, имеющее на вооружении автомобильные средства пожаротушения. А дружина получит право иметь мотопомпу.

Территориальное подразделение занимается защитой от пожаров в основном населенных пунктов, расположенных на определенной территории. Инициаторами ее создания выступают, как правило, общественные объединения и граждане во взаимодействии с местными органами власти. Это может быть, например, Общероссийская общественная организация «Всероссийское добровольное пожарное общество».

Объектовая ДПД работает исключительно в организациях и предприятиях.

В задачи ДПД входит:

Профилактика пожаров;
- спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;
- участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

В каких организациях можно и нужно создавать ДПД?

Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. Закон не обязывает работодателя иметь ДПД. Все зависит от его желания. Однако, исходя из практики, можно сказать, что смысл в ДПД есть там, где существуют пожароопасные производства, имеются склады с материальными ценностями, либо штат сотрудников более 50 человек.

Да, государственная противопожарная служба обязана приехать и потушить пожар, возникший на любом объекте. С момента вызова до момента прибытия пожарного расчета в условиях города должно пройти не более 10 минут, а в сельской местности - 20 минут (Пункт 1 ст. 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Однако в реальности, когда быстрому проезду к месту пожара мешает сложная дорожная обстановка или неправильно припаркованные на подъездах к объекту автомобили, время может значительно вырасти. Если работодатель понимает, что реально к нему пожарные приедут через 40 минут, то, конечно, он должен позаботиться о защите своего имущества от огня. Обученные добровольные пожарные смогут к моменту появления профессионалов погасить огонь или не дать ему распространиться далеко.

По статистике МЧС России за 2013 год в стране произошло 3440 пожаров на производствах и в складских помещениях организаций, 4565- на складах и в торговых помещениях, 3025 - в административно-общественных зданиях. Ущерб от пожаров на этих объектах составил 5 728 398 000 рублей.

К примеру, рынки в Москве и области горят ежемесячно. Пока пожарный расчет государственной противопожарной службы доберется к месту пожара, как правило, успевает сгореть 5-10 контейнеров, а иногда и больше.

Чтобы предотвратить крупные материальные потери, владельцам рынков достаточно создать ДПД, обучить их, закупить и поставить у гидрантов оборудованные противопожарным инструментом и огнетушителями стационарные пожарные посты.

То же самое касается производства, детского лагеря отдыха, дома отдыха и т. д. Даже для небольшой организации актуальным является вопрос обученности работников способам тушения пожара.

Какой статус имеют добровольные пожарные

Добровольная пожарная дружина формируется из граждан, достигших возраста 18 лет, годных по состоянию здоровья исполнять следующие обязанности:

Профилактика пожаров;
- тушение пожаров;
- проведение аварийно-спасательных работ (Статья 10 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

В законе не указано, какие требования предъявляются к здоровью пожарных. Их определяет МЧС России. Но в ближайшее время право устанавливать требования к здоровью перейдет к Минздраву России.

В настоящее время вводится понятие пожарных-добровольцев, которые занимаются исключительно профилактикой пожаров. Такой доброволец может быть и хромым. Только в этом случае в структуре ДПД он будет заниматься исключительно вопросами профилактики.

Полноценным дружинником доброволец становится, когда его вносят в реестр добровольных пожарных. Порядок его ведения определен приказом МЧС России от 4 августа 2011 г. № 416.

Добровольный пожарный имеет право на:

Защиту жизни и здоровья в связи с занятостью в ДПД;
- возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении ими обязанностей;
- участие самостоятельно или в составе ДПД на законных основаниях в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим и т. д.

Добровольцы, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров. Порядок и правила обеспечения установлены приказами МЧС России от 4 апреля 2012 г. № 170 и приказом Минздравсоцразвития России от 1 сентября 2010 г. № 777н.

Добровольный пожарный обязан:

Обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме;
- во время несения службы (дежурства) прибывать к месту пожара или о чрезвычайной ситуации, участвовать в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и оказывать первую помощь пострадавшим;
- нести службу по графику;
- соблюдать порядок несения службы, дисциплину и правила охраны труда;
- содержать в исправном состоянии снаряжение пожарных, пожарный инструмент, средства индивидуальной защиты пожарных и пожарное оборудование;
- выполнять законные распоряжения руководителя ДПД.

Законом предусмотрена возможность личного страхования добровольцев. Но она зависит исключительно от желания работодателя.

Кроме того, им могут выплачиваться компенсации, которые должны быть установлены гражданско-правовым договором. Работодатель может на свое усмотрение установить формы материального стимулирования таких работников.

Если добровольный пожарный погибнет во время тушения пожара, его семье может быть выплачена денежная компенсация, размер которой устанавливают местные власти или власти субъекта федерации.

Как создать добровольную пожарную дружину

Инициатором создания добровольной пожарной дружины в организации могут выступить члены трудового коллектива (Пункт 7 ст. 8 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»). Так сказано в законе. Однако сложно представить предприятие, на котором работники выступят с таким предложением. Поэтому неформально инициатива исходит от работодателя. Ведь в конечном итоге выгодоприобретателем является он.

С формальной же стороны учредителями выступают работники. В законе прямо не указано, сколько человек должны быть учредителями ДПД. Однако, исходя из того, что ДПД - это общественное объединение в форме учреждения, их должно быть не менее трех (Статья 18 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Инициативная группа со стороны работников направляет в адрес работодателя письмо в произвольной форме. Выглядеть оно может так:

Получив письменное согласие работодателя, инициаторы создания ДПД собираются на учредительное собрание. На нем избирают председателя и секретаря собрания, утверждают повестку, принимают решение об учреждении ДПД, утверждают Положение о ДПД, выбирают руководителя ДПД. Решение собрания оформляют протоколом.

Члены инициативной группы пишут на имя руководителя ДПД заявления о принятии их в добровольные пожарные и заявление о согласии на обработку персональных данных. Руководитель ДПД направляет в управление МЧС по субъекту федерации заявление о регистрации общественного объединения в реестре общественных объединений пожарной охраны. При этом государственная регистрация не требуется, так как для объектовой ДПД это не обязательно.

Кроме того, руководитель ДПД направляет в управление МЧС по региону сведения о каждом добровольном пожарном, которые вносятся в реестр добровольных пожарных.

Работодатель может издать отдельный приказ о согласии на создание ДПД в организации, с указанием помещений, которые могут быть использованы под хранение инвентаря дружины и для проведения занятий.

Вступление в добровольную пожарную дружину других работников оформляется заявлением. Сведения о новых участниках ДПД также должны быть переданы в реестр добровольных пожарных. Заявление может выглядеть так:

Перед тем как быть принятым в состав ДПД, дружинник должен пройти медицинскую комиссию и обучение. Ее проходят в организациях, которые имеют лицензию Минобразования России. В Московской области обучить добровольцев может Московское областное отделение ВДПО. У него есть свой учебный комбинат.

Имейте в виду, МЧС России учить добровольцев не вправе.

Длительность учебного курса составляет 12 часов, а стоимость обученния одного добровольца составляет 1000 рублей. Вопросы оплаты учебы и медкомиссии для добровольцев необходимо прописать в положении о ДПД.

Кроме указанных расходов предстоит потратиться также на специальную боевую одежду пожарного, специальные средства пожаротушения (багры, топоры и т. п.). Если работодатель имеет крупное пожароопасное производство, то стоит задуматься о приобретении стационарного противопожарного поста. Его выпускают в виде крупного контейнера, в котором хранятся пожарные рукава, огнетушители, багры, спецодежда, пожарная мотопомпа и т. д. Комплектация зависит от особенностей защищаемого объекта. Стоимость в максимальной комплектации доходит до 500 000 рублей. Поэтому материальное обеспечение и финансирование ДПД обычно берет на себя работодатель.

Пост выставляют возле пожарного гидранта либо рядом с пожароопасным участком.

Поэтому финансирование дружины обычно берет на себя работодатель. Об этом также нужно указать в положении.

Будет ли выгода работодателю от добровольной пожарной дружины

Давая согласие на создание добровольной пожарной дружины, каждый работодатель думает, какую он от этого получит выгоду. На первый взгляд предстоят одни расходы.

Однако плюсы очевидны.

Первое. Добровольная пожарная дружина занимается профилактикой пожаров. Это значит, что у работодателя не будет болеть голова о том, заряжены у него огнетушители, свободны ли эвакуационные выходы, работает ли у него внутренний противопожарный водопровод и в каком состоянии находятся противопожарные рукава и т. д. Все эти вопросы будет проверять инспектор госпожнадзора, когда явится к работодателю. И если у работодателя с противопожарными мероприятия все в порядке, он избежит крупных штрафов.

Например, на торговых рынках за нарушение пожарной безопасности руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 25 000 до 50 000 рублей, а организация - на сумму от 250 000 до 500 000 рублей (ч. 1 ст. 14.34 КоАП РФ). В других местах нарушение пожарной безопасности может привести к штрафу для организации до 1 000 000 рублей (ст. 20.4 КоАП РФ).

Второе. Профилактика пожаров заключается не только в том, чтобы следить за противопожарными средствами. Добровольцы вправе требовать от других работников выполнения противопожарных требований. В их обязанности входит устранение (если это возможно своими силами) выявленных нарушений. Кроме того, они обязаны докладывать руководителю ДПД и организации о выявленных проблемах в пожарной безопасности.

Третье. Если возникнет пожар, добровольные пожарные смогу быстро его ликвидировать. Не секрет, что не каждый работник может быстро воспользоваться при необходимости огнетушителем, который стоит рядом с его рабочим местом, не говоря уже о том, что вряд ли найдет место, где расположен кран противопожарного водопровода. А обученный участник ДПД и огнетушитель использует по назначению, и пожарный рукав раскатает как надо.

Кроме того, добровольцы помогут организовать быструю и грамотную эвакуацию работников, что является немаловажным фактором при спасении на пожаре.

Четвертое. Поскольку добровольную пожарную дружину можно отнести к социально ориентированным некоммерческим организациям, он вправе получить льготы по налогам за оказание материальной поддержки ДПД (Пункт 2.1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли обучать добровольных пожарных?

Хотим создать в организации добровольную пожарную дружину. А нужно ли членам ДПД учиться премудростям тушения пожара?

Ольга БУСИНОВА, инспектор отдела кадров (Красноярск)

Да, добровольные пожарные должны пройти обучение в организации, имеющей лицензию на обучение по специальной программе.

Какую мотопомпу купить?

В процессе создания добровольной пожарной дружины столкнулись с проблемой выбора мотопомпы. Настоящая пожарная очень дорогая. Можно ли купить мотопомпу, предназначенную для полива?

Александр КУПРИЯНОВ, заместитель главного инженера (Кострома)

Нет, нужно приобрести мотопомпу, которая имеет сертификат для ее использования как противопожарного технического средства. Конечно, цена сельскохозяйственной мотопомпы значительно ниже пожарной, однако и напор воды в ней существенно ниже требуемого. Поэтому, если придется ее использовать в реальном тушении пожара, этот факт может сыграть недобрую службу.

Кто может помочь с правильным расчетом противопожарных средств?

Задумались над созданием добровольной народной дружины в нашей организации. Но не знаем, какая нужна спецодежда пожарным, какие им нужны спецсредства и т. д. К кому можно обратиться?

Семен МАРЬЯНОВ, специалист по охране труда (Иркутск)

За помощью вы можете обратиться в региональное управление МЧС России или в территориальное отделение Всероссийского добровольного пожарного общества.

Самые необходимые нормативные акты

Запомните главное:

1 Добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения. Если у добровольных пожарных имеется мотопомпа, это объединение уже будет называться пожарной командой.

2 Добровольные пожарные дружины можно создавать в любых организациях. В то же время закон не обязывает работодателя иметь ДПД.

3 Больше всех в создании ДПД заинтересован работодатель. В современных условиях он сам отвечает за свою противопожарную безопасность.

4 Учредителями объектовой ДПД могут выступать не менее трех человек, которые должны являться работниками организации, где создается дружина.

5 Действующая в организации пожарная дружина может обезопасить работодателя не только от большого ущерба в случае пожара, но и от больших штрафов со стороны государственной пожарной инспекции.

Владимир ЕРМИЛОВ, председатель Совета Московского областного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества (Балашиха)

Пожарно-технические комиссии

Для привлечения работников предприятий к работам по предупреждению и борьбе с пожарами на производственных и складских объектах с численностью 50 чел. и более руководитель организации может создавать пожарно-техническую комиссию (п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).

В состав пожарно-технической комиссии (ПТК) входят начальники производств, руководители подразделений, служб, специалисты различных профилей, инженер по охране труда, начальник добровольной пожарной дружины. Состав комиссии руководитель организации утверждает своим приказом (распоряжением). Он определяет ее полномочия, основные задачи, программу и порядок работы. Руководство комиссией, как правило, возлагают на главного инженера предприятия.

Пожарно-техническая комиссия осуществляет контроль за состоянием пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, машин, оборудования, выполнении производственных процессов. Для этой цели члены ПТК периодически обследуют все подразделения предприятия, фиксируют выявленные нарушения, разрабатывают проект мероприятий по их устранению и доводят его до сведения администрации предприятия, затем при необходимости осуществляют контроль за его выполнением. Как показала практика, ПТК, там где они созданы, оказывают существенную помощь руководителям организаций но обеспечению пожарной безопасности на предприятии.

Добровольная пожарная охрана. Добровольные пожарные дружины и команды предприятий

В соответствии с Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" в целях участия в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, оказании первой помощи пострадавшим на пожаре добровольную пожарную охрану (ДПО) создают физические и юридические лица (предприятия), а так же их объединения.

Личный состав ДПО включает в себя работников, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ДПО осуществляют их учредители за счет собственных средств, а так же органы государственной власти и местного самоуправления. Они имеют право передавать ДПО свое имущество, в том числе здания, служебные помещения, средства связи, автотранспортные средства, оргтехнику и т.п. во владение, аренду или в безвозмездное пользование на долгосрочной основе.

В составе ДПО учредители могут создавать добровольные пожарные команды (ДНК) и добровольные пожарные дружины (ДПД), действующие на территории городских и сельских поселений (территориальные ДПК или территориальные ДПД) или в организациях (объектовые ДПК или ДПД).

Добровольная пожарная дружина (ДПД) – подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения.

Добровольная пожарная команда (ДПК) в отличие от ДПД имеет на вооружении мобильные средства пожаротушения.

Участниками территориальной ДПК или ДПД являются добровольные пожарные , проживающие на обслуживаемых территориях, достигшие возраста 18 лет, занесенные в реестр добровольных пожарных и способные по состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности. Для них учредители могут устанавливать знаки отличия, свою форму одежды, удостоверения (членские билеты).

Объектовые ДПК и ДПД создают на предприятиях. Их учредителями могут быть работники, в том числе руководитель организации, а участниками – добровольные пожарные из числа работников организации.

Учредители назначают руководителей ДПК и ДПД. На должности бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов) работников нанимают на условиях трудового договора.

Работники ДПО, добровольные пожарные, осуществляющие деятельность в составе ДПК или ДПД:

  • обязаны во время несения службы (дежурства) в соответствии с графиком прибывать к месту вызова при получении сообщения о пожаре или о чрезвычайной ситуации;
  • участвовать в тушении пожара и проведении аварийно- спасательных работ, оказывать первую помощь пострадавшим, а так же нести службу (дежурство) в соответствии с графиком дежурства;
  • имеют право на возмещение вреда жизни и здоровью, причиненного им при исполнении своих обязанностей;
  • по месту работы могут пользоваться ежегодным дополнительным отпуском без сохранения заработной платы продолжительностью до 10 календарных дней;
  • в обязательном порядке проходят обучение по специальным программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки;
  • для поддержания профессионализма и постоянной готовности периодически проходят учения, на которых проверяют скорость сбора работников ДПО по тревоге, знание ими своих обязанностей на случай пожара, расположения источников водоснабжения и первичных средств тушения пожаров, умение ими пользоваться, умение организовывать эвакуацию людей и имущества из зданий, тушить оборудование, находящееся под напряжением и т.д.;
  • на время участия в тушении пожаров или несения дежурства, прохождения профессиональной подготовки освобождаются от работы или учебы без сохранения заработной платы. Руководители ДПК или ДПД на условиях гражданско-правового договора выплачивают им за счет средств, предусмотренных на содержание своих подразделений, соответствующую компенсацию;
  • при участии в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ и действиях в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, освобождаются от возмещения причиненного ущерба в соответствии с законодательством РФ.