Правила дорожного движения разрешают выезд на обочину, если необходимо остановиться, а рядом нет более подходящего места. За любые перемещения, в том числе езду или совершение обгона по краю дороги, предусмотрен штраф, размер которого в 2019 году стартует от 1 500 рублей. Таких нарушителей, как правило, водители не любят и пытаются воспрепятствовать им при перестроении в свой ряд для продолжения движения или блокируют обочину.

Определение обочины

Несмотря на то что движение по обочине запрещено, она является элементом дороги

Обочина представляет собой крайнюю часть дорожного полотна. Она отличается от основной проезжей части типом покрытия и/или отграничена от неё специальной разметкой - сплошной или прерывистой линией. Попытка объехать затор создаёт опасность для велосипедистов и пешеходов, которым движение здесь разрешено.

При попытках выехавшего на обочину водителя вернуться в общий поток для продолжения движения появляются ещё большие помехи. Затор увеличивается, а опасность совершения мелких аварий только увеличивается.

Нормативно-правовая база и кто штрафует

Инспектор может выписать штраф или направить дело в суд для решения вопроса о лишении водительских прав

Разделительные полосы и обочины не предназначены для перемещения машин. С правого края от дороги разрешена только стоянка или остановка. Левый край (встречная обочина) может быть использован в качестве парковочного места только в следующих ситуациях:

  • если для каждого направления движения предусмотрена отдельная полоса, а между ними нет трамвайных путей;
  • если на этом участке дороги организовано одностороннее движение.

В последнем случае грузовые машины с массой больше 3,5 тонн имеют право встать на встречной обочине только для погрузки-выгрузки товара.

  • пешеходам - при отсутствии тротуаров;
  • велосипедистам - если нет велосипедной дорожки, а самому велосипедисту уже исполнилось 14 лет;
  • мопедам, повозкам, а также верхом на лошади - при движении как можно правее и в один ряд;
  • машинам служб, обслуживающих дорожное полотно;
  • грузовым авто - для подъезда к точке погрузки/выгрузки, если других подъездных путей нет.

Фиксацией нарушений занимаются:

  • инспектора ГИБДД - составляют протокол и выносят постановление на уплату штрафа или отправляют дело к мировому судье для рассмотрения вопроса о лишении водительского удостоверения;
  • автоматические камеры слежения - по материалам фиксации ответственный сотрудник ГИБДД выносит постановление и отправляет «письмо счастья» нарушителю.

Манёвры на обочине увеличивают вероятность совершения аварий, так как:

  • поднимается пыль, ухудшающая видимость;
  • нарушается сцепка с грунтом;
  • неровности, выбоины, ямы непредсказуемо изменяют траекторию движения автомобиля.

Виновником аварии всегда будет признан двигающийся по обочине водитель:

  • он уже нарушил правила, совершая нелегальное перемещение в обход проезжей части;
  • преимущества в маневрировании у находящегося в основном ряду, а не у того, кто выезжает с обочины.

В последнем случае двигающийся в полосе водитель не обязан уступать дорогу перестраивающемуся с обочины автомобилю, даже если это приводит к намеренному столкновению транспортных средств.

Штрафы в Москве и СПб в 2019 году

Использование обочины для перемещения по МКАД не увеличивает сумму штрафа - всё те же 1500 рублей

За нарушение правил обгона и проезда по правой обочине в Москве и Санкт-Петербурге водителям придётся оплатить штраф в полторы тысячи рублей. Тогда как движение по встречной обочине будет расценено как боле серьёзное нарушение правил - выезд на «встречку», что наказывается строже:

  • штраф 5000 рублей;
  • лишение права управления транспортом до полугода.

Некоторые водители пытаются снизить сумму штрафа до 1000–1500 рублей, объясняя свой выезд на левую обочину попыткой объезда создавшего затор автомобиля. Однако ПДД не рассматривает это как препятствие, а значит, данный пункт КоАП (объезд препятствия по встречной полосе движения) в такой ситуации применить нельзя.

Если движение по встречке было совершено повторно, то наказание ужесточается в ещё большей степени:

  • лишение права управления до 12 месяцев;
  • штраф 5 000 рублей - при фиксации видеокамерой слежения.

Сколько платить в других регионах

Нарушение правил остановки и стоянки в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург наказываются более строго, тогда как передвижение по обочине по всей России штрафуется одинаково:

  • перемещение по правой обочине - 1,5 тысячи рублей;
  • перемещение по левой (встречной) обочине - штраф 5 000 рублей или лишение права управления на полгода;
  • повторная езда по встречной обочине - лишение до 1 года либо штраф в 5 тысяч рублей (при автоматической видеофиксации).

Помимо основного штрафа за езду по обочине, нарушителю может быть назначена дополнительная сумма:

  • по 500 рублей - за невключенные сигналы поворота и нарушение дорожной разметки;
  • 1500 рублей - за нарушение преимуществ пешехода;
  • от 2 до 25 тысяч рублей - за травмирование других участников движения в ходе ДТП на обочине или при выезде с неё.

Для успешного облажования штрафа необходимо соблюсти все требования при составлении жалобы

Административный кодекс однозначно трактует движение по обочине как запрещённое действие, караемое штрафом. Однако в некоторых случаях получить постановление можно и при совершении стоянки:

  • если водитель съехал на обочину и продолжил движение по ней в поисках подходящего места, необходимо останавливаться сразу;
  • если водитель в попытках перестроиться в свой ряд начал движение по обочине, необходимо ждать «окна», не трогаясь с места.

Во всех этих случаях сложно будет доказать свою правоту и оспорить выписанный инспектором штраф. Объезд затора по встречной или попутной обочине запрещён, однако при соблюдении определённого алгоритма штрафа или лишения можно избежать:

  1. Съехать на обочину.
  2. Остановиться.
  3. Выйти из машины для осмотра препятствия.
  4. Выехать на дорогу и продолжить движение.

Этот вариант возможен, если водитель находится непосредственно за остановившимся автомобилем, создающим помеху для движения.

Самые распространённые случаи оспаривания - постановления, выписанные на основании показаний камеры слежения. Механизм обжалования в этом случае следующий:

  1. Оплата штрафа по постановлению.
  2. Оформление жалобы на официальном сайте ГИБДД с приложением материалов видеофиксации, чека об оплате, объяснения ситуации водителем.
  3. Если в удовлетворении ходатайства будет отказано, то следующей инстанцией для обращения становится районный суд по месту совершения правонарушения.

Жалоба составляется в произвольной форме при соблюдении некоторых требований:

  • в шапке указано полное наименование адресата (инспекция ГИБДД или районный суд), а также персональные и контактные данные заявителя;
  • заголовок содержит суть обращения - жалоба на постановление об административном правонарушении;
  • в основной части кратко изложены обстоятельства дела со ссылкой на нарушенные нормы права;
  • в просительной части изложена просьба о прекращении производства по делу;
  • представлен перечень прилагаемых документов;
  • проставлена дата составления и подпись заявителя.

Таким образом, езда по обочине в 2019 году наказывается штрафом от полутора тысяч рублей при перемещении в попутном направлении или от пяти тысяч рублей при движении по встречному краю дороги. За такое нарушение можно остаться и без права управления любым видом транспорта на срок до 1 года.

Обочина не является частью дороги, по которой можно полноценно ездить. Некоторые водители находчиво используют край дороги для преодоления пробок. Но расплатой за такой легкий путь могут быть увесистые штрафы. Какой штраф за езду по обочине в 2018 году давайте разберемся подробнее.

Какая езда запрещена

По правилам боковая часть дороги используется под парковку.

По правой обочине

Водителю нельзя ни опережать, ни просто двигаться за краем проезжей части. Это прямо запрещено административным кодексом, ч. 1 ст. 12.15.

Наказание за езду по попутной обочине в виде штрафа 1500 руб.

По встречной обочине

Более тяжкая ответственность предусмотрена при выезде за левый край на следующих видах дорог:

  • дорожное полотно имеет встречное движение с двумя и более полосами в каждом направлении;
  • проезжая часть со встречными направлениями по одной полосе в каждую сторону, разделенная сплошной разметкой;
  • двухполосная автодорога с разграничением встречных потоков трамвайными путями;
  • трехполосная дорога в двух направлениях, где средняя полоса реверсная.

Если сотрудник ДПС зафиксирует езду по встречной обочине на таких дорогах, то водителя будет ожидать:

  • либо штраф 5000 руб.;
  • либо лишение прав на период 4-6 месяцев.

Когда дорожный полицейский в ближайшее время запротоколирует повторное нарушение, то лишают водительского удостоверения на 1 год.

Если двухполосная дорога не имеет разметки или с прерывистой линией. Тогда шофер, остановленный на обочине, получит штраф в сумме 1500 руб.

Когда можно двигаться

Существуют исключения, которые дают водителю «зеленый свет» на езду на боковой части дороги:

  • дорожно-ремонтная техника;
  • коммерческий транспорт для подъезда к торговым точкам на погрузку/разгрузку;
  • гужевой транспорт;
  • для объезда препятствий;
  • во избежание ДТП.

Важно условие – не мешать движению пешеходов и велосипедистов. Тогда не выпишут штраф за обгон по обочине.

Что такое обочина

Для недопущения нарушений нужно понимать границы обочины. Она отделяется:

  • сплошной полосой;
  • другим составом покрытия (гравий, грунт и пр.) на одном уровне с асфальтовым полотном.

Указанная часть дороги для пешеходов. Автомобилист может там лишь припарковать автосредство.

Важно не путать с тротуаром. На этой пешеходной зоне не допускается еда на машине. Также там запрещена и остановка/стоянка. За нарушения более жесткая мера. Тротуар отделяется от проезжей части газоном, бордюром или находится на разном уровне с ней.

Как фиксируется нарушение

Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.

Водителю можно припираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.

Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.

Дополнительные нарушения

Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:

ДТП

Маневры на обочине опасны, так как поднимается пыль и видимость ограничивается. Также недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровности могут привести к столкновению машин.

В случившемся виновником однозначно будет, едущий по обочине. Так как его передвижение уже нелегальное, в нарушение правил. Соответственно и вся вина ложится на него.

Ссылаться, что другой водитель не уступил дорогу, намеренно допустил столкновение бессмысленно. Подобные случаи уже были рассмотрены Верховным Судом РФ не в пользу едущих по краю.

Всем привет! Нередко автомобилисты, пытаясь выехать из затора или совершая маневрирования, выезжают за пределы дорожного полотна. При этом многие интересуются: когда полагается штраф за езду по обочине, а когда нет, какова сумма взыскания для разных случаев, есть ли возможность оспорить наказание.

Информацию об этих и других важных нюансах, связанных с передвижением по непосредственно прилегающим к дорожному полотну участкам, вы найдете в данной статье. Поехали!

Определение данного понятия приводится в Постановлении Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее ПДД) от 23 октября1993 года.

Наказание за езду по обочине

Ответственность за нарушение запрета передвижения по данному участку дороги регламентируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Согласно настоящему закону, если вы проезжаете по правой стороне обочины либо совершаете по ней обгон, вас ждет денежный штраф в размере 1 500 рублей, в соответствии с п. 1 ст. 12.1 КоАП .

Наказание за данное нарушение ранее составляло 500 рублей, потом размер взыскания был увеличен до 1 тыс., далее до 1,5 тыс. рублей. Тем не менее, подобный штраф не пугает нетерпеливых водителей и не уменьшает количество обгонов по обочине.

Наказание за езду и обгон по тротуару или газону, примыкающим к дороге

Если же дорога не имеет бордюра и примыкает к газону, то при наезде на него водителя оштрафуют по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ – на 1500 руб. как за езду по обочине.

Внимание! Обгон транспортных средств с выездом на обочину, заездом на бордюр, тротуар или сплошную линию 1.2.1 всегда запрещен.

Наказание за езду по встречной обочине

Если вы решили обогнать пробку по левой (встречной) обочине, это классифицируется, как выезд на встречную полосу и наказывается более серьезно. Здесь к нарушениям правил обгона и маневрирования добавляется также движение по «встречке».

В соответствии с п. 4 ст. 12.1 КоАП, в подобном случае вам грозит денежный штраф в размере 5 тыс. рублей либо на срок от 4-х месяцев до полугода.

Обратите внимание! Согласно п. 11.2 ПДД , нельзя обгонять другие ТС, если водитель не уверен, что после завершения маневра сможет вернуться в свой ряд, не создавая помех и опасности для остальных участников дорожного движения.

Дополнительные нарушения

Если вы двигаетесь по краю проезжей части, вы нарушаете и другие правила ПДД:

  • Несоблюдение дорожной разметки /знака, согласно ч. 1 ст. 12.16 КоАП , штраф составляет 500 рублей.
  • Не предоставление преимущества пешеходу – в соответствии со ст. 18 КоАП РФ наказывается взысканием от 1,5 до 2,5 тыс. рублей.
  • Нанесение вреда здоровью, согласно ст. 12.24 КоАП , влечет штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей, в зависимости от тяжести нанесенных травм.

Если же вы при это еще и не включили поворотники, это ведет к дополнительному наказанию – 500 рублей (ч. 1 ст. 12.14 КоАП).

Почему закон запрещает езду по обочине

Движение по отрезку дороги, относящемуся к обочине, создает ряд опасностей:

  1. Поднимается столб пыли, попадающий в зону обзора других машин и которым приходится дышать остальным водителям.
  2. Попытка нетерпеливых владельце ТС снова вернуться в ряд создает сложности для остальных участников дорожного движения, замедляет и увеличивает транспортный поток.
  3. Возникает опасность для велосипедистов и пешеходов, которые двигаются по обочине.
  4. Увеличивается риск возникновения , например, из-за сложности маневра в зимних условиях или из-за облака поднимающейся пыли. Кроме того, недостаточно хорошая сцепка с грунтом и неровная поверхность покрытия повышают шансы на вероятность потери управления и столкновения машин.

Здесь нужно учитывать, что при возникновении аварии, вина однозначно будет на водителе, двигавшемся по краю проезжей части, потому что он допустил явное нарушение ПДД. При этом никакие заверения в том, что машина, движущаяся впереди, не давала окна для пропуска или веские основания для спешки, не будут способствовать смягчению наказания.

Полезно знать! Несмотря на уверенность многих водителей в том, что двигаясь по краю проезжей части, они экономят свое время, на самом деле во многих случаях, им требуются дополнительные минуты, чтобы вернуться в свой ряд.

Что считается ездой по обочине

Ездой по обочине классифицируется передвижение ТС по краю проезжей части без серьезных оснований. Сюда входит также обгон других участников дорожного движения по участку, не предназначенному для движения машины и который прилегает к дороге.

Допускается ли езда по обочине в автопробках

Наличие транспортного затора не является основанием для передвижения по краю проезжей части. Оно не может считаться также причиной для смягчения наказания.

Ведутся разговоры о том, чтобы дополнить КоАП терминами «автомобильная пробка» и «дорожные заторы», подразумевая возможность передвижения по обочине из-за низкого скоростного режима.

Однако это всего лишь разговоры и к чему они приведут, неизвестно. В настоящее время, закон однозначно запрещает езду по краю проезжей части, независимо от наличия и размеров пробки.

На трассе

Скоростные автотрассы обозначают специальным знаком «Автомагистраль» 5.1. Обочина на таких дорогах отличается твердым покрытием, она отделена от проезжей части сплошной полосой.

Тем не менее, передвигаться по ней однозначно запрещено так же, как и останавливаться на стоянку. Для этого имеются специальные площадки, на которых вы можете поставить машину.

На МКАДе

МКАД не является автомагистралью, она обозначена знаком 5.3 «Автомобильная дорога». Однако обочина здесь также отличается твердым покрытием и отделением от проезжей части сплошной полосой.

Получается, что здесь, как и на трассе, движение по обочине запрещено. Отличительная особенность данной дороги – наличие большого количества камер автофиксации (их насчитывается более сотни).

Благодаря этому, риск того, что нарушение будет зафиксировано намного больше, чем на других дорожных участках, где число техники для выявления нарушений намного меньше.

В каких случаях допускается езда по обочине

Как из любого правила, запрет на передвижение по краю проезжей части предполагает некоторые исключения. Так, штраф не будет выписан, если вы выехали на обочину в чрезвычайной ситуации.

Например, произошло ДТП, и машины перекрыли движение транспорта. В этом случае выезд на обочину возможен, если это единственный вариант продолжить свой путь (обычно участников аварии объезжают по встречной полосе).

В других ситуациях водитель легкового транспорта не имеет права ехать по краю проезжей части.

Когда разрешено нахождение автотранспорта на обочине

Длительная стоянка на обочине также является нарушением, потому что она запрещена законом. Штраф не будет выписан только в том случае, если пребывание машины на краю проезжей части было вынужденным.

В этом случае нужно включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки.

Выезд на обочину и остановка. Чем отличается езда от выезда на обочину

Выезд на край проезжей части возможен для завершения маневра или для останавливающегося транспорта. В этом случае штраф налагаться не будет (если речь идет не об автотрассе).

Но при этом выезжать на обочину задним ходом строго запрещено, потому что это создает дополнительную опасность для других участников дорожного движения. За несоблюдение данного правила грозит штраф в размере 500 рублей.

Езда отличается от выезда тем, что в первом случае транспорт продолжает свое движение, а во втором – останавливается.

Неправомерный штраф за выезд на обочину – возможно ли его оспорить

За выезд на обочину наказание может налагаться неправомерно. Например, если водитель съехал на край по правилам, не создавая аварийной ситуации и остановился, а потом снова продолжил свой путь.

В подобном случае налицо юридическая несостыковка – транспорт съехал на обочину, где имел право остановиться, но ездить было запрещено. При этом факт передвижения по краю проезжей части действительно присутствовал.

Доказать свою правоту в подобной ситуации сложно, здесь многое зависит от позиции инспектора.

Вам нужно:

  • Попытаться объяснить свою позицию – что необходимо было остановиться, но правил при этом вы не нарушали.
  • Постараться избежать составления протокола, разговаривая с сотрудником Госавтоинспекции максимально корректно.
  • Если штраф все же был выписан, попытаться оспорить его, написав жалобу в отделение ГИБДД, к которому прикреплен данный инспектор.

При оспаривании необходимо иметь веские доказательства своей правоты: съемки с видеорегистратора и свидетельские показания.

Когда возможен правомерный штраф за остановку на обочине

Наказание будет правомерным и не подлежащим оспариванию в следующих случаях остановки на обочине:

  • Создание опасности для других участников дорожного движения.
  • Выезд на обочину задним ходом.
  • Отсутствие знаков аварийной остановки.

На каком транспорте разрешено передвигаться по обочине без ограничений

Запрет на передвижение по краю проезжей части не относится к следующим участникам дорожного движения:

  • Транспорт спецслужб – скорой помощи, пожарным машинам и т. д.
  • ТС, принадлежащие коммунальным и дорожно-эксплуатационным службам – при выполнении ремонтных работ.
  • Коммерческим машинам, которые подвозят товар к объектам, расположенным близко к обочине.
  • Велосипедистам старше 14 лет, при условии, что на дорожном участке нет велосипедных дорожек либо движение по ним запрещено.
  • и относящимся к классу мопедов скутерам – единственные виды полноценного мототранспорта, подлежащие исключению из запрета.

Также по обочине могут законно передвигаться вьючные и верховые животные, а также гужевые повозки. При этом нужно обеспечить их движение в один ряд.

Важно! Главное условие для возможности передвижения по обочине для указанных участников дорожного движения – отсутствие помех и опасностей для остального транспорта.

Как может осуществляться фиксация езды по обочине

Нарушение запрета на передвижение по краю проезжей части может быть зафиксировано:

  • Инспектором Госавтоинспекции.
  • Камерами видеонаблюдения, установленными на дороге.

В первом случае можно оспорить наказание на месте и избежать наложения штрафа. А если нарушение зафиксировано при помощи технических средств, постановление уже будет вынесено к моменту получения вами уведомления.

В этом случае можно попытаться его оспорить, но сделать это крайне сложно и оспаривание будет возможным только при наличии веских доказательств вашей правоты.

Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

Для этого нужно:

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайт ГИБДД , выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Подведем итоги

Езда по обочине – одно из самых распространенных нарушений на дорогах. Его особенности следующие:

  • Обочина – часть дорожного участка , примыкающая к нему и находящаяся на одном с ним уровне. Она отделена от основной дороги видом покрытия либо выделена при помощи разметки 1.2, означающей край проезжей части.
  • Назначение обочины заключается в создании устойчивости дорожного полотна, обеспечении участка для движения пешеходов и велосипедистов, остановке ТС (в специальных местах) и использовании в экстренных случаях.
  • За движение по правой обочине полагается штраф в размере 1 500 рублей, при езде по левой обочине – 5 тыс. рублей либо лишение прав на срок от 4-х месяцев до полугода.
  • Передвижение по обочине предполагает дополнительные нарушения, такие как несоблюдение дорожной разметки и/или знака, не предоставление преимущества пешеходу, нанесение вреда здоровью. За каждое из них положен отдельный штраф.
  • Езда по краю проезжей части запрещена из-за поднимающегося облака пыли, мешающего обзору, повышения риска возникновения ДТП, создания дополнительного риска для пешеходов и велосипедистов, а также замедления и увеличения затора при попытке нетерпеливого водителя вернуться в ряд.
  • Передвижение по обочине в пробке не является основанием для нарушения запрета на езду по краю проезжей части. Несмотря на ведущиеся разговоры о послаблениях в случае заторов, на сегодняшний день обгон по обочине в пробке не допускается.
  • На трассе также нельзя двигаться по краю проезжей части, несмотря на ее твердое покрытие.
  • Наказание за езду по обочине не будет наложено, если это произошло в силу чрезвычайных обстоятельств (например, это единственная возможность объехать участников ДТП).
  • Выезжать на обочину можно при остановке и при условии отсутствия препятствий для других участников дорожного движения.
  • Если штраф за выезд на край проезжей части был наложен неправомерно, его можно оспорить, хотя это достаточно сложно. Здесь многое зависит от позиции инспектора, выписывающего протокол.
  • Наказание за выезд на обочину будет правомерным, если создана опасность для других участников дорожного движения, передвижение осуществлялось задним ходом или отсутствуют знаки аварийной остановки.
  • Запрет на езду по обочине не распространяется на транспорт спецслужб, машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб при выполнении ремонтных работ, а также для велосипедистов старше 14 лет, коммерческого транспорта, погружающегося или разгружающегося у объекта, находящегося в непосредственной близости от края проезжей части. Также по краю дороги могут передвигаться вьючные и верховые животные, гужевые повозки, мототранспорт относящийся к категории «М».
  • Фиксация нарушения запрета на езду по обочине производится инспектором ДПС или камерами видеонаблюдения.
  • С нарушителями можно бороться самостоятельно, записав факт езды по краю проезжей части на камеру и подав жалобу в ГИБДД.

Заключение

Движение по краю проезжей части запрещается законом для снижения риска возникновения опасности на дорогах. Поэтому относитесь к соблюдению этого правила максимально серьезно.

Простаивание в многокилометровых пробках выдерживает не каждый водитель, и самые нетерпеливые из них пытаются сократить время ожидания, совершая обгон остальной очереди по обочине трассы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если такой манёвр будет замечен инспектором ГИБДД или зафиксирован автоматической камерой видеонаблюдения, к водителю, его совершившему, могут возникнуть вопросы у сотрудников госавтоинспекции. Какой штраф за езду по обочине предусмотрен российским законодательством в 2020 году?

Что считается правонарушением

Согласно действующим в 2020 году правилам, за обочину дороги следует считать участок проезжей части, который прилегает непосредственно к трассе и отделяется сплошной или прерывистой линией. При этом покрытие обочины может отличаться от покрытия основной трассы.

Правила дорожного движения говорят, что обочина предназначена для движения по ней:

  • пешеходов;
  • велосипедистов;
  • средств специальной техники;
  • ТС, задействованных в грузоперевозках, если другой возможности добраться до пункта назначения не предусмотрено.

Все остальные виды транспорта двигаться по обочине не должны. Автомобиль может, в случае необходимости, только остановиться на обочине, после чего съехать с неё и продолжить движение по основной части дороги.

Если же водитель решил просто объехать очередь по обочине, это может быть расценено, как нарушение ПДД и наказано штрафом.

В общем случае съезжать можно только на обочину в попутном направлении. На обеих обочинах допускается остановка в пределах населённого пункта, если дорога предусматривает одностороннее движение, или если на ней две полосы без трамвайных путей.

Если водитель выехал (и продолжил перемещаться) на обочину встречной полосы движения, штрафные санкции будут гораздо серьёзнее, т. к. в данном случае были допущены сразу два нарушения: выезд на встречную полосу и движение по обочине.

Ответственность

Размер штрафа за езду по обочине регламентирован статьёй 12.15 п.1 КоАП РФ и составляет в 2020 году 1500 рублей.

Известно, что МКАД принадлежит к числу наиболее загруженных трасс, на которой достаточно часто скапливается большое количество автотранспорта. Тем не менее, размер штрафа за езду по обочине на МКАДе не отличается от других случаев и составляет всё те же 1500 рублей.

Однако, за счёт того, что московская кольцевая автодорога оснащена большим числом автоматических камер видеонаблюдения, количество штрафов, взимаемых за езду по обочине, здесь гораздо выше, чем на других дорогах.

Если движение по обочине с последующим возвратом на основную полосу создаёт угрозу безопасности движения или ведёт к ДТП, нарушителя может ждать лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.

Как оплатить

Если нарушение зафиксировала камера видеонаблюдения, водитель получит так называемое «письмо счастья» из ГИБДД – уведомление о штрафе за езду по обочине.

Узнать о наличии штрафа ГИБДД можно также:

  • на портале «Госуслуги» — gosuslugi ru ;
  • на официальном сайте ГИБДД;
  • с помощью смс, отравив запрос на номер (7377) или мобильного приложения «Транспорт Москвы (для жителей столицы).

Оплатить штраф за езду по обочине можно традиционным способом через кассу банка. Важно при этом, чтобы банковское учреждение было зарегистрировано в ГИС ГМП (государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах).

Несмотря на то, что такой способ оплаты, как правило, предусматривает простаивание в очереди, требует обязательного наличия постановления (квитанции) о штрафе, уплачивается вместе с комиссией, большинство автолюбителей пока платят штраф именно в кассах банков.

Среди преимуществ такого способа оплаты:

  • возможность оплатить штраф третьим лицом;
  • получение на руки квитанции в качестве подтверждения того, что штраф оплачен;
  • нет необходимости самостоятельно вводить личные данные и реквизиты получателя – это делает кассир.

Ещё один способ оплатить штраф – через терминал. В этом случае все данные вводятся плательщиком, поэтому, чтобы деньги отправились по назначению, следует быть внимательным при заполнении реквизитов.

Наиболее удобный способ оплаты штрафа – через интернет.

Сделать это можно:

  • через портал «Госуслуги»;
  • с помощью интернет-банкинга;
  • с помощью электронных кошельков Яндекс.Деньги, Webmoney, Qiwi.

Если оплатить штраф на госуслугах в 20-дневнфый срок, сумма взыскания может быть уменьшена на половину.

Таким преимуществом не сможет воспользоваться нарушитель:

  • передвигавшийся по обочине в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • отказавшийся от медицинского освидетельствования на наличие алкоголя в крови;
  • причинивший вред здоровью лёгкой или средней степени тяжести кому-либо из участников дорожного движения в результате ДТП.

Чтобы оплатить штраф на портале «Госуслуги», необходимо:

  1. Зарегистрироваться на сайте и авторизоваться через «Личный кабинет».
  2. В перечне услуг выбрать «Штрафы ГИБДД».

  3. Нажать кнопку «Получить услугу».
  4. Ввести реквизиты водительского удостоверения и СТС.

  5. Перейти по ссылке «Найти штрафы» и ознакомиться с размером выписанного штрафа.
  6. Нажать кнопку «Оплатить» и выбрать приемлемый для себя способ оплаты.

    Квитанцию об оплате можно распечатать или получить на электронную почту.

    Можно ли оспорить

    Несогласие с выписанным штрафом у водителя возникает, как правило, в том случае, когда он съехал на обочину, затем начал возвращаться на основную дорогу, и это было расценено инспектором ГИБДД, как движение по обочине.

    В общем случае у водителя есть 70 дней на оплату штрафа: 10 дней на обжалование плюс 60 дней непосредственно на оплату. Если не уложиться в этот срок, вопросами взыскания задолженности займутся судебные приставы, которые имеют право наложить арест на банковский счёт нарушителя.

    Если размер задолженности по штрафам превысил 10 тысяч рублей, к водителю может быть применён запрет на выезд из страны и на регистрационные мероприятия с автомобилем.

    Если автовладелец не согласен с выписанным штрафом, он имеет право в 10-дневный срок обжаловать его.

    Сделать это можно:

    • по инстанции, т. е. в вышестоящую службу ГИБДД;
    • в судебном порядке.

    В первом случае необходимо составить жалобу и направить её непосредственному начальнику сотрудника ГИБДД, выписавшего штраф. Если жалоба не была отправлена в течение 10 суток, потребуется подтвердить, что была уважительная причина для этого.

    В жалобе необходимо объяснить, почему вы считаете решение о штрафе несправедливым и привести доказательства своей невиновности.

    В случае необходимости, жалоба подкрепляется документами, которые, по мнению водителя, могли бы подтвердить его невиновность, например:

    • показаниями свидетелей;
    • данными видеорегистратора;
    • документами на машину, полисом ОСАГО и т. д.

    Документ следует вручить сотруднику, выписавшему штраф, который в 3-дневный срок должен передать его непосредственному начальнику, или можно обратиться к руководству напрямую. На рассмотрение жалобы в этом случае предоставляется 10 суток.

    Если водитель решил обращаться сразу в суд, то сделать это можно путём личного обращения в канцелярию или отправив жалобу заказным письмом. Суд может рассматривать полученную жалобу в течение 2 месяцев.

    Рассчитывать на положительный итог рассмотрения можно, если:

    • нарушение будет признано незначительным и позволяющим ограничиться предупреждением;
    • окажется, что факта нарушения не было;
    • нарушение было допущено по крайней необходимости;
    • истёк срок давности нарушения – 2 месяца, если штраф выписан инспектором ГИБДД, и 3 месяца – мировым судьёй;
    • окажется, что водитель уже понёс наказание за данное нарушение.

    Таким образом, спешка и торопливость на проезжей части, проявлением которых является езда по обочине, могут быть наказаны штрафом или даже лишением прав. В случае необходимости, на обочине можно только остановиться, чтобы затем продолжить движение по основной трассе.

    В ПДД допускается движение по обочине только для определённых категорий ТС или пешеходов. Оплатить штраф за езду по обочине можно любым из существующих сегодня способов, например, через интернет с помощью одного из специализированных ресурсов, таких как «Госуслуги». Если водитель уверен в своей правоте, он может обжаловать штраф в ГИБДД или в суде.

    Время чтения: 3 мин.

    Какой штраф предусмотрен за езду по обочине в 2020 году? Кому разрешено движение по обочине? Актуальные штрафы в этой статье от специалистов сайта «Штрафы ГИБДД».

    Штраф ГИБДД за езду по обочине в 2020 году составляет

    1500 руб. (со скидкой 50% 750 руб.)

    Статья 12.15.1 КоАП РФ

    В России запрещена езда личного автотранспорта по обочинам дорог. По закону обочина предназначена в первую очередь для движения пешеходов, во-вторую, для перемещения мопедов, велосипедистов, гужевых повозок, автомобилей коммунальных служб, не мешающих пешеходам и в исключительных случаях для передвижения развозного транспорта. Обычный легковой автомобиль имеет право выезда на обочину лишь для остановки или стоянки.

    Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

    Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений.

    Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД.

    Для бесплатных уведомлений о новых штрафах.

    Проверить штрафы

    Проверяем информацию о штрафах,
    пожалуйста, подождите несколько секунд


    Определение понятия «обочина»

    «Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, находящийся на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью сплошной или прерывистой линии разметки.

    Какие штрафы предусмотрены за езду по обочине 2020?

    Ситуаций, в которых водителя транспортного средства могут оштрафовать за езду по обочине несколько. Разберем самые «популярные» случаи.

    Штраф за езду по правой обочине

    Вне зависимости от того, отделена обочина от проезжей части прерывистой линией разметки, сплошной линией разметки или просто имеет другой тип покрытия, езда по правой (ближней для автомобилиста) обочине наказывается штрафом в 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. Единственное исключение стоянка и остановка. Но, как правило, в случае с реальным объездом пробки (а это самая популярная причина езды по обочине), аргумент в споре с сотрудниками ГИБДД и на последующем судебном заседании не поможет.

    Штраф за езду по правой (дальней, встречной) обочине

    В ПДД и КоАП нет четкой трактовки езды по встречной обочине. В этих условиях как сотрудники ГИБДД, так и водители, совершающие такой маневр, пытаются найти в действующих законах скрытый смысл.

    Сотрудники ГИБДД чаще всего представляют движение по встречной обочине как обгон нескольких транспортных средств, обосновывая свою позицию тем, что движение происходит по встречной стороне проезжей части. В этом случае действия водителя подпадают под суровую четвертую часть Статьи 12.15 КоАП РФ и предполагают штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев.

    Часть автомобилистов, исходя из анализа статей ПДД, приходит к альтернативной трактовке ситуации, связанной с движением по встречной полосе. Они исходят из того, что направление движения может существовать только у «проезжей части», к которой обочина не относится. Если придерживаться этой позиции, штраф за езду по встречной обочине составляет 1500 р. по Статье КоАП РФ 12.15 ч.1. той же, что и за движение по правой ближней к водителю обочине.

    Кому разрешено движение по обочине

    В первую очередь обочина предназначена для движения пешеходов. В этом и заключается главный смысл разделения дороги на проезжую часть и обочину, по которой автомобиль в стандартной ситуации ездить не должен.

    Есть смысл сделать поправку.

    Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2017 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.

    Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:

    · Мопеды, не создающие помех пешеходам

    · Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.

    · Автомобили экстренных служб

    · Машины коммунальных служб

    · Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект

    · Гужевые повозки

    · Велосипедисты

    · Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам

    · Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)

    Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.

    Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2020 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.

    Объезд пробки по обочине не является объездом препятствия 2020

    Объезд пробки (дорожного затора) по обочине категорически запрещен действующим в России законодательством. Вопреки мнению некоторых водителей, дорожная пробка, исходя из ПДД, не является препятствием. На это четко указывает пункт ПДД 1.2

    Определение понятия «Препятствие»

    «Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющее продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

    Настаивать на объезде пробки как объезде препятствия не имеет смысла еще и по той причине, что даже объезд лежащего дерева или бетонного блока согласно КоАП является правонарушением и за такой маневр автомобилиста ожидает штраф 1500 р. по статье 12.15 ч. 3 КоАП РФ.