Консульские привилегии и иммунитеты в отличие от дипломатических носят ограниченный функциональный характер. Консульские должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетом с момента прибытия в страну пребывания и до момента покидания этой страны или дисмисла.В двухсторонних консульских конвенциях консулам могут предоставляться точно такие же привилегии и иммунитеты, как и дипломатам.

К привилегиям консульского учреждения относятся:

· право устанавливать консульский щит и поднимать флаг представляемого государства на здании консульства;

· право беспрепятственно иметь сношения со своим правительством, с дипломатическим представительством и консульскими учреждениями своей страны, находящимися на территории государства пребывания и на территории третьих стран, посредством обычных средств связи, шифрованных депеш, дипломатической почты и консульских курьеров (с согласия государства пребывания консульское учреждение может установить радиопередатчик и пользоваться им);

· освобождение от любых видов налогов, сборов и пошлин всех консульских помещений и жилищ консульских должностных лиц и сотрудников консульских учреждений;

· освобождение консульских сборов от всех налогов и пошлин.

Иммунитеты консульского учреждения предусматривают прежде всего:

· неприкосновенность консульских помещений, доступ в которые допускается только по просьбе или с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства представляемого государства. Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.) допускает, что в случае пожара или др. стихийного бедствия такое согласие может предполагаться. Неприкосновенность консульских помещений, обеспечиваемая на основе взаимности, в то нее время не дает права использовать их в целях, несовместимых с функциями консульского учреждения.

· Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции.



· Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Более детальные правила о неприкосновенности консульских помещений определяются двусторонними консульскими конвенциями.

Иммунитеты консульских должностных лиц включают их личную неприкосновенность, они не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению, иначе как на основании постановлений органов судебной власти в случае совершения этими лицами тяжких преступлений. Консульские должностные лица и сотрудники консульств не подлежат юрисдикции государства пребывания в том, что касается их служебной деятельности (это положение не применяется в отношении некоторых гражданских исков). В случае отказа консульского должностного лица, вызванного в суд в качестве свидетеля, давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения со стороны государства пребывания.

Государство пребывания предоставляет консульским должностным лицам и сотрудникам консульства, а также членам их семей льготы в виде освобождения от налогов, сборов и пошлин, выполнения личных повинностей, досмотра личного багажа, уплаты таможенных пошлин.

Иммунитет персонала консульства зависит от его категории. Консульские должностные лица - лица, которые выполняют консульские функции. Консульские служащие - лица, выполняющие административные или технические обязанности. Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.

Консульские должностные лица обладают личной неприкосновенностью. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению. Исключение составляют случаи совершения тяжких преступлений. Но и в этих случаях ограничение личной свободы возможно лишь на основе вступившего в силу приговора суда. В случае возбуждения уголовного дела против консульского должностного лица оно должно явиться в компетентные органы. В таком случае, а также при задержании должностного лица власти страны пребывания немедленноуведомляют консульство.

Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет. В таких случаях их уголовное преследование возможно лишь в случае отказа от иммунитета.

Как сами консулы, так и консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей. Это положение не применяется в отношении гражданского иска третьей стороны за вред, причиненный транспортным средством.

Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний. Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний. Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то к нему не должны применяться меры принуждения.

Консульские должностные лица и служащие, а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату. Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра. Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу. Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица.

Почетные консулы

Почетный консул работает в большинстве случаев на общественных началах и при этом может не являться гражданином того государства, которое представляет, т.е. распространенным является случай, когда почетным консулом иностранного государства в РФ является гражданин РФ. Не являются штатными консульскими служащими и содержатся за счет сборов, а не представляемого государства.

Правовые акты, определяющие правой статус почетных консулов иностранного государства в РФ:

1. Международные правовые акты. Наибольшее значение в этой группе имеет Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Также значение имеют двухсторонние международные консульские договоры (конвенции), которые заключила Российская Федерация.

2. Правовые акты принимающей стороны (России). При этом российское законодательство не содержит ни одного специального акта, который был бы посвящен данному вопросу (институту почетного консульства). Имеются лишь отдельные нормы в некоторых нормативных актах, которые опосредуют применение норм, содержащихся в международных правовых актах. Однако имеется Положение «О почетном консуле Российской Федерации» (утверждено Приказом МИД РФ от 13.10.1998), которое само по себе не регулирует правовое положение почетных консулов иностранных государств, однако может служить критерием для определения отношения официальных властей Российской Федерации к институту почетного консульства.

3. Правовые акты представляемого государства.

Основные личные консульские привилегии и иммунитеты почетного консула в соответствии с Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года:

1. Защита почетных консулов (ст. 64): Россия как государство пребывания обязана предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением.

2. Личная неприкосновенность: почетный консул пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания в том, что касается его служебной деятельности. Согласно ст. 43 почетный консул не подлежит юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых им при выполнении консульских функций, за исключением двух случаев:

1) когда к нему предъявляется гражданский иск, вытекающий из договора, заключенного консулом, по которому он прямо или косвенно не принял на себя обязательств в качестве агента представляемого государства;

2) когда к нему предъявляется гражданский иск третьей стороны (физического или юридического лица) за вред, причиненный несчастным случаем в России, вызванным транспортным средством.

Почетный консул не может быть подвергнут задержанию или аресту иначе, как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда.

3. Право на незамедлительное уведомление об аресте, предварительном заключении или судебном преследовании (ст. 42): в случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела российские власти незамедлительно уведомляют об этом почетного консула. Если почетный консул сам подвергается таким мерам, российские власти уведомляют об этом представляемое им государство через дипломатические каналы.

4. Особое положение консула при привлечении его к уголовной ответственности (ст. 63): если против почетного консула возбуждается уголовное дело, он должен явиться в компетентные органы. Однако при производстве дел ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и – за исключением случаев, когда он арестован или задержан, – должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций.

5. Свобода сношений и контактов с гражданами представляемого государства (ст. 36): почетный консул может свободно иметь сношения с гражданами представляемого государства и иметь доступ к ним. Граждане представляемого государства имеют такую же свободу в том, что касается сношений с консулом представляемого государства и доступа к нему. Почетный консул имеет право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан, для беседы с ним, а также имеет право переписки с ним и принимать меры к обеспечению ему юридического представительства. Он также имеет право посещать любого гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан в их округе во исполнение судебного решения.

6. Свобода сношений с органами государства пребывания (ст. 38): при выполнении своих функций почетный консул может обращаться:

1) в компетентные местные органы своего консульского округа;

2) в компетентные центральные государственные органы России в той степени, в какой это допускается существующими российскими законами, правилами и обычаями или соответствующими международными договорами России.

7. Налоговые привилегии (ст. 66): почетный консул освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и заработную плату, которые он получает от представляемого государства за выполнение консульских функций.

8. Освобождение от личных повинностей и обложений (ст. 67): Россия как государство пребывания обязана освобождать почетного консула от всех трудовых и государственных повинностей, а также от воинских повинностей (реквизиция, военная контрибуция и военный постой).

9. Привилегии на флаг и эмблему (ст. 29): почетный консул имеет право вывешивать флаг на своей резиденции и, когда это связано с исполнением служебных обязанностей, на своих средствах передвижения.

Кроме того, государство, назначающее своего почетного консула, может индивидуальным актом ограничить объем его полномочий. Например, ограничить его только функциями развития деловых связей, не обременяя функциями, связанными с защитой интересов своих граждан (например, находящихся под следствием), связанных с совершением консульских актов (например, консульская легализация нотариального акта). Также государство, назначающее почетного консула, определяет границы его консульского округа.

Многосторонняя дипломатия

Государства устанавливают официальные отношения не только между собой, но и с международными организациями. Эти отношения осуществляются через постоянные представительства государств при международных организациях или с помощью делегаций, направляемых для участия в сессиях международных организаций.

Эта деятельность получила название – многосторонняя дипломатия. Имеется трехстороннее участие: посылающее государство, принимающее государство, сама международная организация.

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года определяет функции постоянных представительств:

· Обеспечение представительства посылающего государства при международной организации

· Поддержание связей между посылающим государством и организацией

· Ведение переговоров с организацией

· Защита интересов посылающего государства в рамках организации

· Содействие осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с ней

Ст.9 конвенции закрепляет принцип свободы назначения сотрудников постоянных представительств посылающим государством. Окончание миссии постоянного представительства возможно путем уведомления об этом организации посылающим государством. Одностороннее прекращение путем объявления персоной нон грата не может.

Привилегии и иммунитеты аналогичны дипломатическим. Конвенция предусматривает обязанность принимающего государства преследовать в судебном порядке и наказывать в судебном порядке лиц, совершивших посягательство на таких представителей.

Право поддержки гражданина представляемого государства консульским должностным лицом может осуществляться только в соответствии с законами и правилами, принятыми в государстве пребывания (п.2 ст. 36)

Административно-технического и обслуживающего персонала.

Штатных должностных лиц;

Учреждений;

Консульские привилегии и иммунитеты

Характер консульской деятельности делает необходимым существование правовых гарантий беспрепятственного и независимого её осуществления. Дипломаты ещё с Венского конгресса (1815 г.) пользовались практически одинаковыми иммунитетами. Что же касается консулов, то, как правило , они определялись соглашениями на двусторонней основе. . Постепенно, особенно со времени принятия Венской конвенции 1963 года привилегии и иммунитеты штатных консулов были закреплены и в международном плане. Венская конвенция расширила иммунитеты и привилегии штатных консулов.

Венская конвенция 1963 г., предоставляя консульским должностным лицам, иммунитет от юрисдикции, определяет: "Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций" (п. 1 ст. 43). Это значит, что консульские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функциональный (служебный характер) .

Различают консульские привилегии и иммунитеты 4-х видов:

4) почётного (нештатного) консула

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений .

Консульское учреждение – постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства, в силу соответствующего международного соглашения. Оно, в отличии от посольства, имеет лишь специальную компетенцию и действует только в пределах консульского округа, определяемого путём согласования между государствами.

Консульские помещения неприкосновенны.

На универсальном уровне данный вид привилегий закреплён лишь частично ,т.к. Венская конвенция (1963 г.) распостраняет неприкосновенность только на консульские помещения, в состав которых не включены ни частные помещения консульских должностных лиц, ни даже частная резиденция главы консульского учреждения.

Но большинство конвенций , так или иначе, регулируют этот вопрос. В частности:

· иммунитет неприкосновенности распостраняется на жилые помещения всех консульских должностных лиц , как это отражено в консульских конвенциях России с Польшей,Великобританией, Японией и другими странами.

· статусом неприкосновенности наделяются жилые помещения,но

только главы консульских учреждений (Швеция; Норвегия).



Можно выделить несколько положений Венской конвенции 1963 г.:

а) только с согласия главы консульского учреждения или главы посольства

власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения.

Венская конвенция 1963 г. (ст.31) всё же допускает некоторые исключения

из принципа неприкосновенности помещений , предусматривая, во-первых ,

что, в случае стихийного бедствия, в том числе пожара, требующих

безотлагательных мер, согласие на вхождение в помещение консульства

предполагается, во-вторых , возможность отчуждения, в случае

необходимости, консульских помещений для целей обороны или

общественных нужд, с безотлагательной выплатой компенсации.

б) государство пребывания обязано принимать все меры для защиты

консульских помещений от любых вмешательств.

в) консульские помещения, имущество, а также средства передвижения не

могут быть реквизированы в целях обороны или для общественных нужд.

г) консулы имеют право вывешивать консульский щит и флаг назначившего его

государства.

д) консульские помещения и резиденция штатного главы консульского

учреждения освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, за

исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды

обслуживания.

е) консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и

независимо от их места нахождения.

В Венской конвенции 1963 года ничего не сказано о правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского учреждения.

Конвенция (1963 г.) регулирует вопросы приобретения жилых помещений для консульских должностных лиц. В частности, государство пребывания должно либо оказывать содействие представляемому государству в приобретении на своей территории помещений, необходимых для его консульского учреждения, либо оказать помощь последнему в получении помещений иным путём. Представляемое государство имеет право от своего имени или через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в соответствии с законами и правилами государства пребывания и с согласия этого государства приобретать в собственность, получать в пользование, арендовать или вступать во владение в любой другой форме:

а) резиденцией главы консульского учреждения, а также жилыми помещениями для любого консульского должностного лица, которое не является гражданином государства пребывания или не имеет постоянного места жительства в этом государстве;

б) земельным участком, предназначенным для строительства жилых помещений.

Допускается и целый ряд изьятий из иммунитетов : Иммунитеты не распостраняются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключённого работником консульского учреждения договора, по которому он не выступал, прямо или косвенно, в качестве представителя аккредитующего государства;

2) возбуждённые в связи с ущербом, нанесённым каким-либо транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работников консульского учреждения в стране пребывания;

3) касающиеся наследств, в которых работник консульского учреждения выступает в качестве наследника или отказ получателя, исполнителя завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбуждённые самим консульским должностным лицом по делу, по которому он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции (в этом случае он лишается права ссылаться на иммунитет в отношении любого встречного иска, непосредственно связанного с основным иском);

Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года закрепляет положение о том, что государство пребывания в случае какого-либо посягательства на помещения постоянного представительства или постоянной миссии наблюдателей при международной организации обязано принимать все надлежащие меры к возбуждению преследования и наказанию виновных лиц. Вместе с тем в этой конвенции ничего не говорится о неприкосновенности официальных помещений делегаций государств в органах и на конференциях международных организаций, хотя положения о неприкосновенности частных жилых помещений, бумаг, корреспонденции и имущества членов делегации содержатся.

Привилегии и иммунитеты штатных должностных лиц

Пункт 1 ст. 1 Венской конвенции 1963 г. гласит: "Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций". К этой категории лиц относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, консульский стажер и в некоторых зарубежных странах- проконсул.

Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Для нормального выполнения своих функций консульские должностные лица наделяются личными иммунитетами и привилегиями, которые отражены в Венской конвенции 1963 г.(ст.40-57) и в двусторонних консульских конвенциях:

· Консульское должностное лицо подлежит аресту, предварительному заключению только на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений. В случае, если это действие всё-таки произошло, государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения.

· иммунитет от юрисдикции страны пребывания

В п.1 ст. 41 Венской конвенции 1963 г. говорится: "Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений ". Если на консульское должностное лицо заведено уголовное дело, местные власти государства пребывания обязаны незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреждения (ст. 42). У них есть право вызвать консула в компетентные органы, но при этом ему оказывается уважение и государство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполнении консульских функций (ст. 41, п. 3).

· свобода передвижения

Этот вопрос трактуется не всегда однозначно . Ряд договоров разрешает свободу передвижений и поездок по всей территории страны пребывания , за исключением зон, въезд в которые запрещается или ограничен по соображениям государственной безопасности. Некоторые соглашения разрешают консульским должностным лицам свободу передвижения и поездок только по территории консульского округа, за исключением зон, въезд в которые запрещается или ограничен по соображениям государственной безопасности.

Есть договоры, в которых вообщене отражена проблема свободы передвижений консульских должностных лиц. В этом случае следует ориентироваться на Венскую конвенцию 1963 г. (ст.34), в которой сказано: “Поскольку это не противоречит законам и правилам о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется по соображениям государственной безопасности, государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижения и путешествий по его территории”.

· свидетельские показания

На практике представители властей страны пребывания могут столкнуться и с таким вопросом: может ли консульское должностное лицо выступать в качестве свидетеля. Этот вопрос регулируется ст. 44 Венской конвенции 1963 г.:

Консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Вместе с тем, если консульское должностное лицо всё же отказывается от дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания (п. 1 ст. 44). Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению лицом своих функций. Эта же статья предоставляет право консулу, в случае согласия, давать свидетельские показания в любом месте и в любой форме в органах внутренних дел, дома, в консульском учреждении, письменно или устно.

· свобода сношений

В целях облегчения выполнения консульских функций консульские должностные лица могут свободно общаться с гражданами представляемого государства.

В том случае, если в пределах консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства является арестованным, заключённым в тюрьму или взятым под стражу в ожидании судебного разбирательства, задержанным в каком-либо другом порядке, компетентные органы страны пребывания должны безотлагательно уведомить об этом главу консульского учреждения.(п.1 ст. 36), если гражданин этого потребует.

Консульские должностные лица имеют право посещать гражданина представляемого государства, который находится в тюрьме, под стражей или задержан для беседы с ним, имеет право переписки с ним и могут принимать меры к обеспечению ему юридического представительства (п.1 ст. 36) . Но если гражданин возражает против этого, то консульское должностное лицо должно от этого воздержаться.

Официальная корреспонденция консульского учреждения неприкосновенна. Консульская вализа не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако, если компетентные органы государства пребывания имеют серьёзные основания полагать, что в вализе содержатся предметы, запрещённые для ввоза и содержат не только официальную корреспонденцию, предназначенную исключительно для официального использования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства. В том же случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления.

Консульский курьер , за исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, не может быть гражданином государства пребывания. Если же это лицо не является и гражданином государства представляемого государства, то оно может быть курьером только с разрешения государства пребывания.

Статья 38 Конвенции 1963 года говорит о праве главы консульского учреждения обращаться в компетентные местные органы его консульского округа при выполнении своих функций. Эта же статья говорит о том, что в компетентные центральные органы страны пребывания глава консульского учреждения может обращаться только в той степени, в которой это допускается законами, правилами или соответствующими международными договорами. В том случае, если представления консула не будут удовлетворены, он имеет право обратиться к правительству страны пребывания, но толькочерез дипломатическое представительство своего государства .

Консульская вализа может быть вверена командиру судна или гражданского самолёта. При этом он снабжается официальным документом представляемого государства.

· льготы по досмотру на таможне

В п.1-3 ст.50 Конвенции 1963 г.говорится, что таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования консульским должностным лицом, включая предметы, предназначенные для его обустройства и для его официального пользования. От уплаты таможенных пошлин освобождаются также члены семьи консульского должностного лица, проживающие вместе с ним.

Если в отношении таможенных пошлин более или менее определён круг предметов, в отношении которых таможенные пошлины не взимаются, то в отношении досмотра личного багажа на таможне существуют разные мнения. Консульская Конвенция 1963 г. (п.3 ст.50) освобождает от досмотра личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними. Багаж может быть досмотрен лишь в том случае, если есть основания полагать, что в багаже находятся предметы, ввоз и вывоз которых запрещён страной пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Тем не менее, следует отметить, что некоторые двусторонние соглашения предусматривают личный досмотр багажа не только членов семей консульских должностных лиц, но и багаж их самих.

· освобождение от регистрации и от получения вида на жительство. Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей, проживающие вместе с ним , освобождаются от всех обязанностей, предусмотренных законами и правилами государства пребывания в отношении регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительства. Освобождение от регистрации иностранцев и от получения разрешения на жительство не применяется к консульскому служащему, который не является постоянным служащим представляемого государства или который занимается частной деятельностью с целью получения доходов в государстве пребывания, а также к любому члену семьи такого служащего

· освобождение от получения разрешения на работу.

· освобождение от повинностей, в том числе воинских, реквизитов, постоев.

Это же относится и к членам семей консульских должностных лиц (ст.52)

Конвенция о консульских сношениях 1963 г. обязывает консульских должностных лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, без ущерба для них уважать страну пребывания (ст. 55).

Специально подчеркнута обязанность невмешательства во внутренние дела, а помещения не должны использоваться в целях, несовместимых с задачами выполнения консульских функций.

Консульские должностные лица обязаны соблюдать любые требования, предусмотренные законами и правилами страны пребывания, в отношении страхования от вреда, который может быть причинён третьим лицом, в связи с использованием любого дорожного транспортного средства, судна или самолёта (ст.56). несет ответственность по законам страны пребывания (ст. 56).

Консульские привилегии и иммунитеты

В соответствии со статьей 28 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций. Поэтому государство пребывания на основании норм международного и внутригосударственного права предоставляет консульскому учреждению и его персонала определенные привилегии и иммунитеты для эффективного выполнения ими своих функций.

Различают два вида консульских привилегий и иммунитетов:

  • 1) привилегии и иммунитеты консульского учреждения как зарубежного органа внешних отношений государства;
  • 2) привилегии и иммунитеты персонала консульского учреждения (личные привилегии и иммунитеты). Согласно разделу II Венской конвенции оконсульских сношениях 1963 года до привилегий и иммунитетов консульского учреждения относятся:
    • - Неприкосновенность помещений консульских учреждений. Власти государства пребывания могут вступать в консульские помещения иначе как с согласия главы консульского учреждения. Однако, согласие главы консульского учреждения может предусматриваться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требует неотложных мер защиты. Такой режим неприкосновенности сохраняется даже в случае расторжения консульских отношений между двумя государствами:
      • а) государство пребывания должно даже в случае вооруженного конфликта уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульства, его архивы;
      • б) представляемое государство может вверить охрану консульских помещений, а также архивы и имущество, находящиеся в них, любому третьему государству, приемлемой для государства, аккредитуется;
      • в) представляемое государство может вверить охрану своих интересов и интересов своих граждан любой третьему государству, приемлемому для государства пребывания.

В случае закрытия консульства временно или навсегда, вышеуказанные положения применяются в том случае, если у государства, представляемого в государстве пребывания нет ни дипломатического представительства, ни другого консульства. Если представляемое государство не имеет в государстве пребывания дипломатического представительства, но имеет на ее территории другой консульство, этом консульству может быть вверена охрана архива закрытого консульства и, с согласия государства пребывания, выполнение консульских функций в округе закрытого консульства;

  • - Фискальный иммунитет, предполагает освобождение консульских помещений от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением представляют собой плату за конкретные виды обслуживания; иммунитет консульский привилегия
  • - Неприкосновенность консульского архива и документов. Они неприкосновенны в любое время независимо от их местонахождения;
  • - Свобода передвижений - государство пребывания должно обеспечить всем работникам консульского учреждения свободу передвижений и путешествий ее территории;
  • - Свобода сношений консульского учреждения для всех официальных целей. Субъектами таких отношений выступают правительство, дипломатические представительства и другие консульские учреждения представляемого государства, где бы они ни находились. При этом консульское учреждение может использовать все средства, которые подходят, включая дипломатических и консульских курьеров, дипломатические и консульские вализы (Почтовый мешок) и закодированные или шифрованные депеши.

Консульский чемодан, подобно дипломатической, не подлежит ни распечатыванию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания серьезные основания полагать, что в чемодане находится что-то другое, кроме предусмотренных Венской конвенции 1963 года предметов, они могут потребовать, чтобы чемодан был раскрыта в их присутствии уполномоченным представителем государства, представляется. В том случае, если власти представляемого государства, откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления. Места, образующих вализу, должны иметь необходимые внешние признаки, указывающие на характер груза, и могут включать в себя только официальную корреспонденцию, документы и предметы, предназначенные исключительно для официального пользования. Чемодан доставляется чаще всего консульским курьером, наделяется специальным документом, указывает его статус и число мест, что образуют чемодан. При выполнении своих функций этот курьер находится под защитой государства пребывания. Он пользуется неприкосновенностью и не подлежит ареста или задержанию в любой форме. Перевозки консульского чемодана может быть поручено командиру судна или гражданского самолета, должны пришвартоваться в порта или приземлиться в аэропорту государства пребывания. Он также наделяется официальным документом, в котором указывается число мест, составляющих чемодан. Но при этом он не является консульским курьером. Консульство может направить лиц из своих работников для получения чемоданы непосредственно и беспрепятственно командира судна или самолета;

  • - Свобода отношений и контактов с гражданами представляемого государства. Она включает в себя следующее:
    • а) такие граждане могут свободно общаться с компетентным консульством и им открыт свободный доступ в такое консульство; консульские должностные лица этого консульства могут свободно общаться с указанными гражданами, и имеют свободный доступ к ним;
    • б) компетентные органы государства пребывания должны без лишнего промедления сообщать консульство представляемого государства, если в пределах ее консульского округа какой-либо гражданин представляемого государства берется под стражу в ожидании судебного разбирательства, или задерживается в каком-либо ином порядке, если этот гражданин этого потребует. Все сообщение, адресуемых своем консульству этим лицом, также передаются этими органами без промедления;
    • в) консульские должностные лица имеют право посещать гражданина своего государства, который находится в заключении, с целью собеседования с ним, а также принимать надлежащие меры с целью обеспечения ему представительства.

Кроме того, власти государства пребывания относительно консульства обязаны:

  • а) в случае смерти гражданина представляемого государства, сообщить консульство, в округе которого произошла смерть;
  • б) сообщить компетентное консульство без промедления об любой случай, когда назначение опекуна или попечителя отвечает интересам несовершеннолетнего или недееспособного лица - гражданина представляемого государства;
  • в) если судно, имеющее национальность представляемого государства, потерпело крушение или село на мель в территориальном море или внутренних водах государства пребывания или с летательным аппаратом, зарегистрированным в государстве, представляется, произошел несчастный случай на территории государства пребывания, то власти обязаны сообщить ближе к месту события консульство;
  • - Пользование своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания. Консульству принадлежит право пользования государственными флагом и гербом: на дома, занимается консульством, на входной двери этого дома, на резиденции главы консульского учреждения, на средствах передвижения главы этой учреждения, когда это связано с исполнением служебных обязанностей.

Следует указать на то, что согласие, которая подразумевается, главы консульского учреждения на вторжение государства пребывания в консульские помещения при пожаре или стихийного бедствия была расценена СССР как нарушение принципа уважения государственного суверенитета, что помешало подписанию настоящей Конвенции Советским Союзом в 1963 году. Вместе с тем практика консульских отношений государств пошла все же путем получения разрешения главы консульского учреждения властями государства пребывания в всех случаях, когда последние намерены вступить в консульские помещения.

В отличие от сотрудников дипломатических представительств, сотрудники консульских учреждений пользуются несколько меньшими привилегиями и иммунитетами. К личным привилегиям и иммунитетов согласно настоящей Конвенции относятся:

  • - Личная неприкосновенность консульских должностных лиц, что означает, что лицо не подлежит ни аресту, ни предварительному заключению иначе как на основании постановлений судебной власти в случае совершения тяжких преступлений. При этом понятие "тяжкое преступление" определяется по законодательству государства пребывания. В отдельных двусторонних конвенциях в качестве тяжких преступлений определены деяния, за совершение которых может быть назначено наказание свыше пяти лет лишения свободы;
  • - Иммунитет от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершенных консульскими должностными лицами и служащими при выполнении ими консульских функций. К действиям, совершаемым ими как частными лицами, применима юрисдикция государства пребывания. Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных и административных дел, но они не обязаны давать показания по вопросам, связанных с выполнением их функций, или предоставлять официальную корреспонденцию и документы. Изъятие из иммунитета в сферах гражданской и административной юрисдикции в консульских агентов такие же, как и в дипломатических агентов;
  • - Фискальный иммунитет - консульские работники, а также члены их семей, за исключением обслуживающего персонала, освобождаются от всех видов налогов, пошлин и сборов, кроме косвенных налогов, а также сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания. Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату;
  • - Таможенные привилегии, предоставляемые государством пребывания для консульских должностных лиц и служащих, а также членов их семей, практически эквивалентны аналогичным дипломатическим привилегиям.

Следует иметь в виду, что объем консульских привилегий и иммунитетов, что закрепляются в двусторонних консульских конвенциях и национальном законодательстве государств, зависят от характера взаимоотношений между конкретными государствами. Так, если государства поддерживают дружеские и разносторонние отношения, они могут предоставить консульские привилегии и иммунитеты друг другу в объеме, соответствует дипломатическим привилегиям и иммунитетам Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

Согласно ч. 2 статьи 46 Конвенции 1963 г. штатные консульские должностные лица не должны заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов. Если же консульские должностные лица занимаются такой деятельностью, то на них и членов их семей не распространяются консульские привилегии и иммунитеты.

Все консульские работники, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и правила государства пребывания и не вмешиваться во внутренние дела этого государства.

В соответствии со статьей 28 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года государство пребывания должно предоставлять все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций. Поэтому государство пребывания на основании норм

Под консульскими привилегиями и имму­нитетами в международном праве понимаются "льготы и преимущества, предоставляемые государством пребывания кон­сульским учреждениям, консульским должностным лицам и сотрудникам консульских учреждений в целях обеспечения беспрепятственного осуществления ими своих обязанностей". Привилегированный статус консульских учрежде­ний, членов их персонала закрепляется либо в многосторонних и двусторонних консульских конвенциях, либо определяется обычаями и местными законами.

Привилегии и иммунитеты консульского учреждения опре­делены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В документе предусмотрена обязанность властей государства пребывания предоставить все возможности для выполнения консульским учреждением своих функций (ст.28), а также оказывать ему содействие в приобретении необходимых поме­щений или в подыскании помещений иным путем (ст.30).

Одной из основных привилегий является право экспониро­вать эмблемы аккредитующего государства: помещать на здании консульского учреждения щит с изображением герба своей страны и названием консульства на двух языках (пред­ставляемого государства и государства пребывания), а также вывешивать свой государственный флаг.

Предусматривается также неприкосновенность консульс­ких помещений. Под консульским помещением понимается здание или часть здания, включая резиденцию главы консуль­ского учреждения, подсобные помещения, а также земельный участок, обслуживающий это здание, используемые исключи­тельно для консульских целей, независимо от того, чьей соб­ственностью они являются. Принцип неприкосновенности кон­сульских помещений юридически означает, что власти госу­дарства пребывания не могут вступать в консульские помеще­ния, иначе как с согласия главы консульского учреждения или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Следует отметить, что Венская конвенция о кон­сульских сношениях 1963 г. допускает, что в случае пожара или другого стихийного бедствия такое согласие может пред­полагаться. Вместе с тем на государстве пребывания лежит обязанность принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений от любого вторжения или нанесения ущерба, а также для предотвращения любого нарушения спо­койствия консульского учреждения или оскорбления его дос­тоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, иму­щество консульского учреждения, а также его средства пере­движения пользуются иммунитетом от любых видов реквизи­ций. Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

В число привилегий консульского учреждения входит и право сношений со своим правительством, дипломатическим представительством и консульствами своего государства. В настоящее время признается принцип свободы сношений кон­сульского учреждения с органами своего государства, где бы они ни находились, означающий свободу от всякого вмеша­тельства и цензуры со стороны государства пребывания. В этих целях консульства могут пользоваться всеми обычными сред­ствами связи, кодами, шифрами, дипломатическими и кон­сульскими курьерами.

Поскольку консульская корреспонденция может содержать информацию, относящуюся к деятельности правительства пред­ставляемого государства и его органов, принцип ее неприкос­новенности поддерживается, как правило, внутригосударствен­ными актами. Принцип неприкосновенности консульской кор­респонденции закреплен и в ст.35 Венской конвенции о кон­сульских сношениях 1963 г., правда с некоторой оговоркой: "Консульская вализа (т.е. одно место дипломатической почты, направляемое в консульское учреждение или отправляемое им.) не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-либо другое кроме корреспонденции, докумен­тов или предметов, дозволенных к провозу, они могут потребо­вать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномо­ченным представителем представляемого государства. В том случае, если представители аккредитующего государства отка­жутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления".

Правом неприкосновенности пользуются консульские ар­хивы и документы, причем в любое время и независимо от их местонахождения. Данное положение является общепризнан­ным в международном праве и закреплено как в международ­ных консульских соглашениях, так и во внутригосударствен­ных актах многих стран мира.

Консульские учреждения имеют налоговые и таможенные льготы. Консульские помещения и жилые помещения долж­ностных лиц и сотрудников консульства, если они находятся в собственности или арендуются от имени представляемого госу­дарства, освобождаются от всех налогов и сборов любого вида, за исключением уплаты за конкретные виды обслуживания. Это же положение распространяется и на движимое имущес­тво, являющееся собственностью представляемого государства или находящееся в его владении или пользовании для кон­сульских целей.

Предметы, предназначенные для официального пользова­ния консульским учреждением, ввозятся в государство пребы­вания в соответствии с действующими в нем законами и прави­лами и освобождаются от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и услуги подобного рода.

Консульское учреждение вправе взимать на территории го­сударства пребывания плату за консульские действия. Эти сбо­ры также освобождаются от всех пошлин и налогов.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лицопределены Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Основным из них является личная неприкосновенность. Конвенция налагает на государство пребывания обязанность от­носиться к консульским должностным лицам с должным ува­жением и не допускать каких-либо посягательств на их лич­ность, свободу и достоинство (ст.40). Документ предусматрива­ет, что консульские должностные лица в случае совершения ими тяжких преступлений не могут быть подвергнуты аресту или предварительному заключению без постановления компе­тентных судебных властей. Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу. Если против консула возбуждается уголовное дело, он обязан лично явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и ставиться как можно меньше препятствий к вы­полнению консульских функций (ст.41).

В случае ареста или предварительного заключения како­го-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания должно незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреж­дения. Если обвинение предъявлено главе консульского уч­реждения, государство пребывания должно незамедлительно сообщить об этом представляемому государству через диплома­тические каналы.

Иммунитет от юрисдикции. В соответствии с положения­ми Венской конвенции консульские должностные лица и слу­жащие не подлежат юрисдикции судебных или администра­тивных органов государства пребывания в отношении дей­ствий, совершаемых ими при выполнении служебных функ­ций (ст.43).

Работники консульского учреждения могут вызываться в суд для дачи свидетельских показаний, однако если они отка­зываются давать показания, к ним не могут применяться ника­кие меры принуждения. Консульские должностные лица и сот­рудники консульства не обязаны давать свидетельские показа­ния по вопросам, связанным с выполнением ими своих функ­ций, или предъявлять относящуюся к их функциям официаль­ную корреспонденцию и документы. Свидетельские показания берутся таким образом, чтобы не мешать работе консульства. Когда это возможно, работники консульства выслушиваются на дому, в консульском учреждении или представляют по­казания в письменном виде.

Консульские должностные лица и сотрудники консульства освобождаются от всех видов личных повинностей и обложе­ния, а также от формальностей, принятых в государстве пре­бывания, в отношении регистрации иностранцев и выдачи раз­решений на жительство и работу.

Налоговые и таможенные льготы. Венская конвенция ос­вобождает консульских должностных лиц и консульских слу­жащих, а также членов их семей, проживающих вместе с ни­ми, от всех государственных и местных налогов и сборов, включая налоги на заработную плату и на принадлежащее им движимое имущество. Из этого правила делаются исключения в отношении косвенных налогов, сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государ­ства пребывания, налогов и сборов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и некоторых других налогов и сборов.

Консульские должностные лица и консульские сотрудники освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов на предметы, предназначенные для личного пользования (лич­ный багаж, предметы обстановки и мебель). Кроме того, лич­ный багаж консульского должностного лица, который следует вместе с ним, освобождается от таможенного досмотра.

Привилегии и иммунитеты почетных консулов.Венская конвенция 1963 г. содержит ряд льгот штатных консульских учреждений, которые применяются также к консульствам, возглавляемым почетными консулами.

На государство пребывания возложена обязанность обеспе­чить защиту консульств, возглавляемых почетными консула­ми, а также их самих. Однако привилегии и иммунитеты по­четных консулов несколько уже по сравнению с теми, которые предоставляются штатным консулам. Почетные консулы поль­зуются личной неприкосновенностью только при исполнении консульских функций. Неприкосновенность их архивов огра­ничивается только теми, которые хранятся отдельно от других документов и от личной переписки почетного консула.

Обмен консульскими вализами между двумя консульства­ми, возглавляемыми почетными консулами, находящимися в разных государствах, не разрешается без согласия последних. Привилегии и иммунитеты, которые распространяются на чле­нов семей штатных работников консульства, к членам семей почетных консулов не применяются.

Почетные консулы, не занимающиеся коммерческой дея­тельностью, освобождаются от обязательств, установленных для иностранцев в отношении получения разрешения на жи­тельство. Они освобождаются от обложения личными налога­ми, от уплаты пошлин и налогов на вознаграждение и жало­ванье, а также от налогов на занимаемое помещение, являю­щееся собственностью представляемого государства или арен­дуемое им. Таможенные пошлины на предметы обстановки, мебель и оборудование для помещений и канцелярии кон­сульства, полученные от представляемого государства, не взи­маются.

Объем льгот может варьироваться, поскольку государство пребывания в своих законах нередко ограничивает привилегии и иммунитеты почетных консулов.

Начало и окончание действия консульских привилегий и иммунитетов. Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами с момента своего вступления на территорию государства пребывания, а если он уже здесь находился, - с момента, когда он приступил к вы­полнению своих обязанностей в консульстве.

Консульские иммунитеты и привилегии прекращают свое действие, когда прекращаются функции работника консульс­кого учреждения, т.е. в момент когда данное лицо оставляет государство пребывания или по истечении разумного срока, чтобы это сделать. До этого момента они продолжают действо­вать, даже в случае вооруженного конфликта.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. уточняется, что в отношении действий, совершенных кон­сульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает действовать без ограничения сроком (ст.53, п.4).

Иммунитеты членов семей работников консульств такие же, как и у самих работников. Конвенция уточняет, что они не распространяются на лиц, имеющих частные доходные заня­тия в государстве пребывания (ст.57).

Определенные обязанности в отношении признания при­вилегированного статуса консульских должностных лиц уста­новлены и для третьих государств, через которые они проезжа­ют транзитом, имея визу, если таковая необходима. В этом слу­чае третьи государства предоставляют работникам консульств все иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспече­ния их проезда. Такое же правило действует и в отношении членов их семей, которые следуют вместе с ними или отдельно.

Консульское право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях (схема 14).

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства “в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”. Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства. Консульское учреждение на основе взаимности освобождается от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

Вопрос о характере иммунитетов главы консульства и других консульских должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т.е. в том, что касается служебной деятельности. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.

Схема 14. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и консульских должностных лиц (по Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.)

Имея в виду современный характер и тенденции развития института консулов, представляется, что консульское право следует определять как совокупность принципов и норм, регулирующих консульскую деятельность, статус и функции консульских учреждений. В настоящее время консульское право составляет часть дипломатического права, образуя вместе с ним единую отрасль современного международного права.

В широком смысле работу консула часто относят к работе дипломата, но формально в состав дипломатического корпуса консул не входит, он не может без особых полномочий заключать международные договоры.

Большая часть государств отрицает за консулом дипломатический статус. Однако на практике консульские и дипломатические функции нередко совмещаются, в последнее время многие государства по существу приравнивают иммунитет консула к дипломатическому. На основе анализа практики государств следует признать, что современный консул в первую очередь – это направленный государством за границу административный агент, нотариус, отчасти даже судья, имеющий сложные и обширные полномочия.