Первая российская кругосветка 1803-1806 Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского

Цель экспедиции

Совершить первое кругосветное плавание в истории российского флота. Доставить-забрать товары из Русской Америки. Установить дипломатические контакты с Японией. Показать выгодность прямой торговли мехами из Русской Америки в Китай. Доказать выгоду морского пути из Русской Америки в Петербург в сравнении с наземным. Провести различные географические наблюдения и научные исследования по маршруту экспедиции.

Состав экспедиции

Корабли:

Трёхмачтовый шлюп «Надежда», водоизмещением 450 тонн, длиной 35 метров. Приобретен в Англии специально для экспедиции. Корабль был не новый, однако вынес все трудности кругосветного плавания.

Трёхмачтовый шлюп «Нева», водоизмещение 370 тонн. Куплен там же специально для экспедиции. Вынес все трудности кругосветного плавания, после был первым российским кораблем, посетившим Австралию в 1807 г.

Император Александр I лично осмотрел оба шлюпа и разрешил поднять на них военные флаги Российской империи. Содержание одного из кораблей император принял на свой счет, а расходы по эксплуатации другого взяла на себя Российско-Американская компания и один из основных вдохновителей экспедиции граф Н.П.Румянцев. Какой корабль кто взял – не уточняется.

Личный состав

Начальник экспедиции Крузенштерн Иван Федорович.

Возраст на момент старта – 32 года.

Он же капитан флагмана экспедиции шлюпа «Надежда».

На борту «Надежды» находились:

    мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

    ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна.

Общая численность команды 65 человек.

Шлюп «Нева»:

Командир - Лисянский Юрий Федорович.

Возраст на момент старта – 30 лет.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

В трюмах обоих судов находилось железные изделия, спирт, оружие, порох, и много других вещей для поставки в Русскую Америку и на Камчатку.

Старт первой русской кругосветной экспедиции

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. По дороге зашли в Копенгаген, затем в небольшой английский порт Фалмут, где еще раз проконопатили корабли.

Канарские острова

Экспедиция подошла к архипелагу 19 октября 1803 года. В гавани Санта-Крус простояли неделю и 26 октября взяли курс на юг.

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Южная Америка

Берега Бразилии показались 18 декабря 1803. Остановились в гавани города Дестеро, где простояли полтора месяца для ремонта грот-мачты «Невы». Только 4 февраля 1804 г. оба судна двинулись дальше к югу вдоль южноамериканских берегов.

Мыс Горн

Перед тем, как обогнуть мыс Горн, Крузенштерн и Лисянский договорились о месте встречи, так как оба понимали, что в этом месте корабли легко разметает непогода. Первый вариант встречи был остров Пасхи, запасной – остров Нукагива. «Надежда» благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан.

Нукагива

Остров Пасхи проскочили при сильных ветрах, поэтому Крузенштерн пошел прямо к запасному месту встречи острову Нукагива, куда прибыл 7 мая 1804 года. По дороге были нанесены на карту острова Фетуга и Уагуга из группы Маркизских. 10 мая к Нукагиве подошла и «Нева». Через неделю оба корабля отчалили в направлении Гавайских островов.

Экватор

Гавайские острова

К ним корабли приблизились 7 июня 1804 года. Здесь им предстояло расстаться. «Нева» с грузом товаров для Российско-Американской компании пошла в сторону Аляски, к острову Кодьяк. «Надежда» взяла курс на Камчатку, откуда нужно было сходить с посольством в Японию и исследовать остров Сахалин. Встреча обоих кораблей предстояла теперь только в Макао в сентябре 1805 года, куда «Надежда» подойдет по завершении дипломатической миссии, а «Нева» - с грузом мехов из Русской Америки.

Путешествие «Надежды»

Камчатка

В Авачинскую бухту «Надежда» вошла 14 июля 1804 г. Население Петропавловска тогда составляло около 200 человек. Сюда из Нижнекамчатска (тогдашней столица полуострова) прибыл губернатор генерал Кошелев, который всячески содействовал починке корабля и подготовке к визиту в Японию. Экспедицию оставили врач и художник, и принудительно «списали на берег» скандалиста Толстого. 30 августа 1804 г. «Надежда» взяла курс на Японию.

Япония

Из истории Японии известно, что любым иностранным кораблям был запрещен вход в японские порты. А жителям островов восходящего солнца было строжайше запрещено контактировать с иностранцами. Такая принудительная самоизоляция спасла Японию от возможной колонизации и торговой экспансии со стороны европейцев, а также способствовала сохранению ее самобытности. Только купцам голландской Ост-Индской компании было позволено вести торговлю в порту Нагасаки – самой южной точке страны. Голландцы монопольно вели торговлю с Японией и не пускали конкурентов в свои владения, скрывали морские карты с координатами и тп.. Поэтому Крузенштерну пришлось вести «Надежду» до Нагасаки почти наугад, попутно ведя съемку японских берегов.

В Нагасаки

В гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. На борту у русских было несколько японцев, когда-то попавших к русским в результате крушения, и которых экспедиция везла с собой в качестве переводчиков.

На корабль зашел японский представитель, расспросил ху-ис-ху , мол откуда и зачем прибыли. Потом японский лоцман помог «Надежде» войти в гавань, где и бросили якорь. В гавани стояли только японские, китайские и голландские корабли.

Переговоры с японцами

Эта тема заслуживает отдельного рассказа и отдельной статьи. Скажем только, что японцы «промурыжили» русскую «дипмиссию» в порту Нагасаки до 18 апреля 1805 года – пять с половиной месяцев! И Крузенштерну с Резановым пришлось уйти восвояси несолоно хлебавши.

Японский император долго «выдерживал паузу», потом ответил через своих чиновников, что никаких договоров с русскими не будет, и подарки русского императора – несколько огромных зеркал в дорогой оправе - он принять не может. Дескать, Япония не в состоянии равноценно отблагодарить императора русских в силу своей бедности. Смех, да и только! Либо тут хорошо поработали голландцы, либо японцы сами не хотели никаких контактов с Россией.

Правда, японская администрация все время нахождения корабля в порту снабжала его продовольствием. И нагрузила на дорогу едой, водой и большим количеством соли совершенно бесплатно. При этом Крузенштерну категорически запретили возвращаться вдоль западного берега Японии.

Возвращение «Надежды» на Камчатку

Выйдя из японского «плена», Крузенштерн решил наплевать на запрет японцев и пошел именно вдоль западного берега, нанося его на карту. В море он был сам себе хозяин и никого не боялся – прошлый боевой опыт давал ему на это все основания. Он несколько раз приставал к берегу и сколько мог ближе знакомился с этой загадочной страной. Удалось установить контакты с айнами – жителями северного японского острова Хоккайдо.

Сахалин

В залив Аниву на юге Сахалина «Надежда» вошла 14 мая 1805 г. Здесь тоже жили айны и командовала японская администрация. Крузенштерн был настроен исследовать Сахалин подробнее, но Резанов настаивал на скорейшем возвращении на Камчатку, чтобы доложить в Петербург о результатах своего «посольства».

Камчатка

5-го июня «Надежда» вернулась в Петропавловск-Камчатский. Резанов сошел на берег, отправил отчет в столицу, а сам на купеческом судне отбыл в Русскую Америку на Аляску. 5-го июля 1805 г. «Надежда» снова вышла в море и взяла курс на Сахалин. Но Крузенштерну не удалось обойти Сахалин «кругом» и определить, остров это или полуостров. 30-го августа команда «Надежды» в третий раз вошла в Авачинскую бухту Петропавловска. Крузенштерн стал готовиться к походу в Макао.

Макао

Это название португальской колонии-крепости-порта на китайском побережье. Выйдя из Петропавловска 9 октября 1805 г. «Надежда» 20 ноября была в Макао. «Невы» не было видно нигде.

Путешествия «Невы»

Русская Америка

Шлюп «Нева» под руководством капитан-лейтенанта Лисянского 10-го июля 1804 года подошел к острову Кадьяк на южном берегу Аляски. Остров бал одним из первых мест капитального обоснования русских в Америке. Лисянский завел корабль в гавань Святого Павла – своего рода административный центр этой русской провинции. Здесь он узнал о том, что на второй центр русских - Архангельскую крепость в заливе Ситка, значительно южнее и восточнее Кодьяка, было совершено вооруженное нападение тамошних индейцев. Крепость сожгли, жителей перебили. Конфликт разгорелся не без помощи и подстрекательства американцев, к тому времени начали активно проникать в эти места.

Александр Андреевич Баранов – легендарный правитель Русской Америки отбыл «на войну» отбивать Архангельскую крепость с помощью дружественных русским индейцев и алеутов. Баранов оставил Лисянскому послание, в котором просил срочно прибыть в Ситку для оказания вооруженной помощи. Однако почти месяц ушел у команды «Невы» на разгрузку трюмов корабля и ремонт оснастки. 15 августа «Нева» направилась в сторону Ситки.

Новоархангельск – Ситка

20 августа Лисянский уже был в Ситкинском заливе. Здесь он познакомился с Александром Барановым, который произвел на него сильное впечатление. Вместе они выработали план военной операции. Пушки и матросы «Невы» сыграли решающую роль в восстановлении «статус-кво» в отношениях с индейцами-тинклитами. Недалеко от сожженной старой крепости было заложено новое поселение Новоархангельск. 10 ноября «Нева» покинула Ситку и взяла курс на Кадьяк.

Снова в Кадьяке

«Нева» оказалась уже через пять дней. Так как приближалась зима, то решено было перезимовать именно здесь, подремонтироваться, отдохнуть и забить трюмы драгоценной рухлядью – мехами Российско-Американской компании. В начале следующего лета, 13 июня 1805 года, корабль Лисянского вышел из гавани Святого Павла и взял курс на Ситку, чтобы забрать заготовленные Барановым меха, и уже после пойти в Макао.

Снова в Ситке - Новоархангельске

«Нева» оказалась 22 июня 1805 года. За зиму Баранову удалось отстроить поселение заново, восстановить мир с местными индейцами, заготовить большое количество мехов. Загрузив мягкое золото в трюмы, Лисянский 2-го сентября 1805 года взял курс на Макао.

В Макао

Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 г. Лисянский достиг китайских берегов только 3-го декабря. Здесь пришлось задержаться на два с лишним месяца, «вживаясь» в местные условия, экономическую и политическую обстановку, маневрировать, торговаться. В этом оба военных моряка Крузенштерн и Лисянский проявили недюжие способности. И вышли победителями в торговой войне с местными купцами. Вместо мехов трюмы кораблей оказались забиты чаем, фарфором и прочими ликвидным в Европе товаром. 9 февраля 1806 г. «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину.

Через два океана

Корабли разметало на подходе к мысу Доброй Надежды. Капитаны предварительно договаривались встретиться у острова Святой Елены. Крузенштерн прибыл на Св. Елену 3 мая 1806 г. Здесь он узнал, что Россия находится в состоянии войны с Наполеоном и Францией. Не дождавшись «Невы», «Надежда» пошла на север в родные края, для безопасности решив обогнуть Англию с севера, чтобы не столкнуться в Ла-Манше с французами.

Тем временем Лисянский решил установить своеобразный рекорд – пройти от Китая до Европы без заходов в промежуточные порты. Корабль уже не имел тяжелых грузов, взял достаточно запасов еды и воды, и шел на всех парусах. Поэтому Лисянский и не появился на острове Святой Елены и, соответственно, не знал о войне с Францией. Он спокойно вошел в пролив Ла-Манш, а там решил зайти в британский порт Портсмут. Отдохнув в Портсмуте пару недель, 13 июля 1806 года «Нева» снова вышла в море и 5-го августа 1806 года была уже дома. А 19 августа 1806 года паруса «Надежды» появились ввиду родных берегов.

Так закончилось первое кругосветное плавание русских моряков, беспримерный поход, наполненный опасностями и приключениями, интересными и значимыми для истории событиями.

Следует сказать, что с точки зрения выгоды экспедиция полностью оправдала себя, привезя немалую прибыль купцам, славу Отечеству и навечно вписав имена русских мореплавателей Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского историю мореплавания.

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции.

    все офицеры получили следующие чины,

    командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанты по 1000

    мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

    нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

    По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

«Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна» в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин. Так назывался труд, написанный лично Крузенштерном и изданный за счет императорского кабинета., СПб., 1809 г. Впоследствии его перевели на многие европейские языки.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий


В семье Иоганна Фридриха фон Крузенштерна, судьи, в 1770 году 08 ноября родился сын. Назвали малыша Адам Иоганн, и никто из родных не мог подумать, что на свет появился будущий знаменитый путешественник и мореплаватель.


Детство и юность Крузенштерна
Род Крузенштерн – дворяне. В двенадцать лет Адам Иоганн стал учиться в церковной школе, а в пятнадцать поступил в кронштадтский Морской кадетский корпус. С этого момента его жизнь и карьера непосредственно связана с морем. С 1789 по 1979 гг. длилось его обучение в корпусе, будущий знаменитый путешественник принял участие в войне против Швеции.
Почувствовав в нем уверенность и проникнув талантами молодого человека, руководство Ивана Крузенштерна отправило юношу проходить стажировку в Великобритании. Там он досконально стал учить морское дело. И вплоть до 1799 года он служил во флоте Британии, побывав в Африке, Северной Америке и Азии.
Начало великих открытий
На Родину Иван Федорович Крузенштерн вернулся в 1799 году. Будучи человеком образованным и очень умным, на протяжении долгих лет перед возвращением в Кронштадт, Крузенштерн размышлял и планировал возможные пути налаживания торговых отношений между Россией и Китаем. Разработав проект, в 1799 году Иван Федорович представил его на суд общественности. И в 1802 году получил разрешение от императора Александра I на кругосветное плавание и был назначен главой первой экспедиции такого рода.

Первое русская кругосветная экспедиция
Корабли, приборы для мореплавания и необходимые инструменты для очень важного события были закуплены в Англии. Корабль, на котором шел Иван Крузенштерн, получил подходящее для такого события название – «Надежда», вторым кораблем, под именем «Нева», руководил лучший друг Ивана Федоровича, также знаменитый ученый – Лисянский Юрий Федорович. Команды кораблей насчитывали 129 человек и все, кроме ученых, ехавших с экспедицией, были людьми русскими.
Итак, в 1803 году 26 июня из Кронштадта отправились в столь знаменательное путешествие два корабля, путь их лежал к берегам Бразилии. На острове Светой Екатерины команды провели необходимый ремонт и поплыли к мысу Горн, а затем двинулись к Южным Сандвичевым островам. Затем путешественники разделились: Ю.Ф. Лисянский отправился со своей командой к Алеутским островам, а И.Ф. Крузенштерн пошел к Камчатке, а затем в Нагасаки.
Возвращаясь обратно, экспедиция Крузенштерна нанесла на карту южную часть Сахалина, острова Хоккайдо, Хондо, Хонсю. Затем были обследованы северное и восточное побережье Сахалина, позже, взяв с собой большой груз китайских товаров, они вернулись на Родину.

Итоги кругосветной экспедиции под руководством Ивана Крузенштерна
Закончившееся успехом и славой, первое русское кругосветное плавание привлекло внимание и нашло отклик во многих странах мира. Итоги экспедиции имели огромное практическое и научное значение. Русские путешественники исправили ошибки на картах, которые в то время считались самыми точными.
Лучшие друзья открыли новые острова и вычеркнули с карты несуществующие, наблюдали и заносили данные о течениях и температуре слоев моря, проводили метрологические исследования, привезли обширные коллекции и описания жизнедеятельности камчадалов, айнов, нукагиров. А так как путешественники впервые проложили путь до Аляски и Камчатки из Европейской части страны, то в честь такого события была выпущена медаль.
Руководитель экспедиции Иван Федорович Крузенштерн был избран членом Академии наук, получил звание капитана II ранга и стал участником Адмиралтейского департамента. Путешествие закончилось блистательно и вошло в историю развития мирового мореплавания.
Отныне, торговый обмен с Китаем стали вести по сходному маршруту двух знаменитых кораблей: «Надежды» и «Нивы».


Дальнейшая общественная жизнь Ивана Федоровича Крузенштерна, интересные факты
Все свою жизнь Иван Федорович Крузенштерн посвятил науке:
- в 1826 году Крузенштерн выпустил в свет «Атлас Южного моря». Данный труд содержал исторические и географические выводы и анализ различных источников: русских и иностранных;
- жизнь Крузенштерна на протяжении долгих лет была связана с Морским кадетским корпусом. Сначала в 1811 году его назначили инспектором, а затем в 1827 году и директором этого учебного заведения. Он создал и утвердил Высшие Офицерские классы, которые спустя время были преобразованы в Военно-Морскую академию. Иван Федорович ввел новые предметы, курсы в образовательную программу, при его руководстве были отменены телесные наказания. В память о великом предшественнике ежегодно перед выпуском студенты одевают на статую адмирала тельняшку – такой своеобразный знак уважения к великому ученому и первопроходцу.
- уже в звании адмирала, Иван Федорович подал в 1842 году в отставку. Уехав в свое именье, он продолжал трудиться;
- в 1845 году совместно с такими учеными, как: Ф.П. Врангель, К.М.Бэр и Ф.П. Литке Иван Федорович принимает непосредственное участие в формировании Русского географического общества. Спустя определенный период времени, оно стало одним из крупнейших центров географических наук не только в России, но и в мире.
- имя Крузенштерн стало нарицательным, знакомым с детства любому ребенку. Именем ученого названы двенадцать объектов географии. Тут и мыс в Охотском море, и гора в Антарктике;
- в 1973 году в Петербурге был установлен памятник путешественнику, архитектор Монигетти и скульптора Шредар – авторы.
- ученый был награжден большим количеством наград: Орденами Святой Анны второй степени, Святого Георгия четвертой степени, Святого Александра Невского. Это далеко не весь список, но человек, всю свою жизнь посвятивший науке и исследованиям, заслуживает всех почетных титулов и наград;
- умер Иван Федорович в 1846 году 12 августа. После себя он оставил трех замечательных сыновей, которые продолжили служить на благо России.

И.Ф. Крузенштерн – великий человек, которым по праву гордится наша Родина. Использованы фотоматериалы из Wikimedia © Foto, Wikimedia Commons

Иван Федорович Крузенштерн - знаменитый , которому было суждено оставить значимый след в и развитии морского дела в . Имя Крузенштерна широко известно, и, слава Богу, что не только по фразе собаки Шарика из мультика про дядю Федора.

Иван Крузенштерн родился в начале ноября 1770 года. Его родители были дворянами. В возрасте 14-ти лет Крузенштерн начал обучение в Морском кадетском корпусе. Первый морской поход гардемарина Крузенштерна состоялся в 1787 году. Ходил Иван Федорович по Балтийскому морю. Спустя год Крузенштерн уже участвовал в первом для себя морском сражении.

В 1793 году Иван Федорович Крузенштерн покидает . В качестве волонтера путь Ивана лежит в Великобританию. Здесь, на службе, ему удается побывать в Тихом, Индийском и Атлантическом океане. Спустя шесть лет, окрепнув и набравшись опыта, Иван Федорович Крузенштерн вернется на Родину.

Русское Адмиралтейство по заслуге высоко оценило знания и навыки «возвращенца». В 1802 году Иван Крузенштерн был назначен командиром первой русской кругосветной экпедиции. Кругосветное плавание под командованием Ивана Крузенштерна началось 7 августа 1803 года. Именно в тот день, в торжественной обстановке, русские парусные суда «надежда» и «Нева» отправились в нелегкое плавание.

Перед членами экспедиции стояли серьезные задачи. Нужно было изучить Тихоокеанское побережье Дальнего Востока. Сделать это было необходимо для того, чтобы наладить сообщение с отдаленными территориями . Еще одной важной задачей экспедиции Крузенштерна была доставка русского посольства в Японию. Путь экспедиции лежал через Атлантику, вокруг Америки. Символичным стало пересечение русской экспедиции экватора, это был большой успех. В Бразилии русские суда встали на стоянку, их ждал ремонт, а команду - отдых. В марте 1804 года русские суда обогнули мс Горн и отправились к северным широтам. В Тихом океане «Надежда» и «Нева» разошлись. Встретились они только у Гавайских островов. От них суда вновь ушли в разные стороны. «Нева» к берегам Аляски, а «Надежда» в Петропавловск-Камчатский, оттуда в Японию. В конце 1806 года корабли вернулись в Кронштадт. Экспедицию Крузенштерна в столице встречали торжественно - здесь были и члены императорской фамилии, и представители Академии Наук.

Первое русское кругосветное путешествие под началом Ивана Федоровича Крузенштерна имело большое значение. Русские суда побывали в самых отдаленных уголках океана, показали себя во всей красе. Где только не говорили о русском флоте и его отважных моряках. Были составлены новые карты, проложены маршруты.

Иван Федорович Крузенштерн внес огромный вклад в мировую науку. Мореплавателя по достоинству оценили потомки, в честь него названы 12 населенных пунктов, один из атоллов Маршалловых островов, тех, что в Охотском море, и одна из гор в Антарктиде.

(1770-1846 гг.) - русский мореплаватель.

Одной из самых выдающихся экспедиций, организованных Российско-Американской компанией, явилось кругосветное путешествие русских моряков под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Они вместе учились в Морском кадетском корпусе. Это были хорошо образованные боевые офицеры, участвовавшие в крупных морских сражениях, плававшие в 1793-1799 гг. на кораблях английского флота. Экспедиция должна была доставить товары на принадлежавшую тогда России Аляску и завязать торговлю с и . С этой целью в начале 1803 года в Англии были приобретены два шлюпа - «Надежда» и «Нева».

7 августа 1803 года корабли из Петербурга отправились в свое далекое плавание. Они должны были пройти и , далее через , вокруг - в к Гавайским островам, после которых «Надежда» пошла к Петропавловску-Камчатскому и затем в Японию, а «Нева» - к берегам Аляски. В Кантоне обе экспедиции должны были встретиться и через вернуться обратно в Петербург.

Путешествие было трудным: замена мачт, жестокий шторм, застигший их у архипелага , сильные , в которых шлюпы на два месяца потеряли друг друга. Только отличная выучка и суровая закалка помогли русским морякам справиться с бедами. Закончив все торговые операции, корабли, оставив берега Китая, Японии, Аляски, взяли курс на и 19 августа 1806 года возвратились к родным берегам. Первое кругосветное путешествие русских моряков удачно завершилось.

8 период экспедиции И.Ф.Крузенштерн проводил большие исследования, результаты которых можно обобщить так:

Были значительно исправлены ; проводились (измерение на разных глубинах, определение и удельного веса воды, скорости течений и т.п.);

было нанесено на карту западное побережье Японии, южная часть и восточный , исследована часть Курильской островной гряды;

установлен новый путь к русским владениям и Аляске.

И.Ф.Крузенштерн не только открыл и провел съемки , описал часть северо-западного побережья Тихого океана, составил этого океана, но и стал одним из основоположников океанологических исследований. Экспедиция собрала богатые ботанические, зоологические, этнографические коллекции, провела большое число астрономических наблюдений. За эти заслуги Академия наук в 1806 году избрала Крузенштерна своим почетным членом.

Труды И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского о трехлетнем плавании вокруг света были изданы на многих языках. Имена этих исследователей увековечены: острова архипелага Туамоту и один из мысов на Аляске названы именем И.Ф.Крузенштерна.

Крузенштерн Иван (Адам) Федорович (рожд. 19 ноября 1770 г. – смерть 24 августа 1846 г.) русский мореплаватель, адмирал, член- корреспондент, почетный член Петербургской Академии наук. Руководитель первой русской кругосветной экспедиции (плавание продолжалось более 3-х лет), один из основоположников отечественной океанологии.

Первым нанес на карту большую часть побережья о.Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Автор «Атласа Южного моря». Его именем названы: пролив в северной части Курильских островов, проход между о.Цусима и о-вами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

Происхождение. Обучение

Первый из русских мореплавателей, совершивший кругосветное путешествие, Иван Федорович Крузенштерн оставил глубокий след в истории географических открытий. Он родился в 1770 году в Эстляндской (Эстонской) губернии поблизости Ревеля (совр. Таллинн) в родовом имении. Его отец, Иоганн Фридрих, и мать, Кристина Фредерика, были из небогатых дворян. Когда Ивану исполнилось 15 лет, родители отдали его в Морской корпус в Кронштадте. Кадетская жизнь была не легкой: жили впроголодь, корпусные здания плохо отапливались, в спальнях были выбиты окна, дрова доводилось таскать с соседних складов. Спустя много лет адмирал, мечтавший о морском будущем своих сыновей, все же не решился отдать их в Морской корпус, и они стали учениками знаменитого Царскосельского лицея.

Военная служба

Из за начала русско-шведской войны выпуск кадетов состоялся раньше срока. 1788 год — Иван Федорович был отправлен на судно «Мстислав», но полагавшегося в таких случаях чина мичмана ему, как и остальным выпускникам, не дали. В его документах была запись: «за мичмана». Чин, впрочем, он в скором времени получил: юноша принимал участие в четырех сражениях и за проявленную доблесть уже в 1790 году стал лейтенантом.

Обучение в Англии

Смелый, энергичный и решительный офицер был замечен. По окончании военных действий он был отправлен для продолжения обучения в Англию. На английских кораблях, Крузенштерн смог побывать в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно тогда у него появилась идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России.

Возвратившись в 1800 году в Россию, получивший чин капитан-лейтенанта Крузенштерн подал правительству записки: «О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов» и «О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым». Обе записки остались без ответа, но после дворцового переворота, при , во главе морского ведомства встал Н.С. Мордвинов, который вместе с министром коммерции Н.П. Румянцевым смог добиться от императора разрешения на экспедицию для организации морской торговли с Китаем и Японией. Командиром экспедиции был назначен Крузенштерн.

Кругосветное плавание

Судна для экспедиции, купленные в Англии, назвали «Нева» и «Надежда». Там же были приобретены лучшие в те времена инструменты и приборы для мореплавания. Крузенштерн шел на «Надежде», а капитаном «Невы» был назначен его лучший друг и боевой товарищ Ю.Ф. Лисянский. Общее количество экипажей составляло 129 человек. Команда состояла из русских, только ученые, принимавшие участие в экспедиции, были иностранцами. На борту «Надежды» находился также русский посол Н.П. Резанов, плывший со своей свитой в Японию.

1803 год, 26 июня — экспедиция вышла из Кронштадта и направилась к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. В качестве противоцинготного средства на о.Тенерифе был закуплен большой запас лучшего вина, каждому матросу полагалась бутылка в день. Крузенштерн лично осматривал матросов. К счастью, благодаря стараниям командора в этом путешествии цинги удалось избежать.

После месяца ремонта на бразильском острове Св. Екатерины экспедиция двинулась к мысу Горн. Там во время тумана корабли потеряли друг друга. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Лисянский подошел к о.Пасхи и исправил ошибку Кука в определении его географических координат. Встретились моряки у о.Нукагива (Маркизские о-ва).

Далее корабли направились к Южным Сандвичевым островам, а там вновь разделилась. Иван Федорович без остановок двинулся к Камчатке, а Лисянский зашел на Сандвичевы острова для для того что бы пополнить запасы продовольствия и оттуда отправился к Алеутским островам.

Из Петропавловска-на-Камчатке Крузенштерн пошел в Нагасаки. При этом переходе судно попало в страшный тайфун и едва не потеряло мачты. В Нагасаки были вынуждены стоять на протяжении 6-ти месяцев. Японцы не хотели принимать Резанова; так ничего и не добившись, посольству ничего не оставалось как вернуться на Камчатку. Японские власти даже не дали разрешения на закупку продовольствия. Правда, император снабдил экспедицию необходимыми продуктами на два месяца.

На обратном пути путешественники нанесли на карту западное побережье острова Хондо (Ниппон), о-ва Хонсю и Хоккайдо, а также южную часть Сахалина. В Курильской цепи ими были обнаружены несколько неизвестных раньше островов, очень низких и потому опасных для мореплавания. Крузенштерн назвал их Каменными Ловушками. Высадив посольство, Крузенштерн продолжил плавание. Он обследовал восточное и северное побережья Сахалина до устья Амура, а оттуда отправился в Макао (Аомынь) для встречи с Лисянским. Приняв на борт большой груз китайских товаров, экспедиция 9 февраля 1806 года двинулась в обратный путь, на родину.

15 апреля в пасмурную погоду корабли снова разошлись. Крузенштерн предпринимал попытки найти «Неву», но все напрасно. Не было Лисянского и на условленном месте встречи на о. Св. Елены.

Позднее выяснилось, что капитан «Невы» решил идти в Кронштадт без остановок во имя славы русских мореплавателей. Ему удалось благополучно совершить этот переход, который до него ни одному из подобных кораблей не удавался. А задержавшаяся из-за поисков и захода на о. Св. Елены «Надежда» прибыла в Кронштадт на две недели позднее, 19 августа 1806 года. Во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы.

1) Крузенштерн Иван Федорович; 2) Лисянский Юрий Федорович

Значение экспедиции

Первая русская кругосветная экспедиция имела большое научное и практическое значение и привлекла к себе внимание всего мира. Русские моряки исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся в то время самыми точными. Крузенштерн и Лисянский открыли много новых островов и исключили не существующие, но отмеченные на картах. Они провели наблюдения над температурой глубинных слоев моря и течениями.

Впервые в истории были проведены профессиональные метеорологические исследования, сохранившие свое научное значение и в наши дни. Во время всего плавания проводились изучения течений, их направление и сила, были осуществлены и этнографические наблюдения, в особенности ценные в отношении нукагивов, камчадалов и айнов. Эти материалы считаются классическими. Кроме географических исследований, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции. Кругосветная экспедиция Крузенштерна познакомила с загадочной Японией не только Россию, но и мировую науку. Кроме этого, мореплаватели впервые прошли морским путем из европейской части России до Камчатки и Аляски, в связи с чем была выгравирована специальная медаль.

Эти труды получили заслуженное признание. Руководитель экспедиции получил чин капитана 2-го ранга, был избран членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

Научная, организаторская деятельность

После возвращения Крузенштерн Иван Федорович в течении долгого времени работал над теоретическими вопросами морского дела и гидрографическими промерами. Прославленный мореплаватель пытался определить роль и место географии в системе наук, интересовался ее связью с физикой, химией, философией и историей, стремился определить влияние экономики и коммерции на географические исследования и географические открытия. С мнением Ивана Федоровича считался и состоял с ним в переписке непререкаемый авторитет в области географических исследований англичанин Джон Барроу. Он, в частности, выяснял у русского коллеги, что тот думает по поводу северо-западного прохода.

Переписывался мореплаватель также с Гумбольдтом, картографом Эспинозой и другими известными учеными той эпохи.

Война 1812 года в очередной раз показала патриотизм флотоводца: треть своего состояния пожертвовал он на народное ополчение. В это тяжелое время Крузенштерн превратился в дипломата, входил в состав миссии в Лондоне, но и здесь не прекращал интересоваться новшествами в области судостроения, достижениями флота Великобритании, осматривал важнейшие порты и доки.

Вопросы организации русского мореплавания продолжали интересовать ученого. 1815 год — после окончания наполеоновских войн, он участвовал в организации экспедиции О. Коцебу на поиски северо-западного прохода. Позднее ученый-мореплаватель сделал много и для организации других плаваний, в первую очередь для экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, завершившихся открытием Антарктиды.

Памятник И. Ф. Крузенштерну

Бессрочный отпуск. Издание книги, атласа

Но напряженная научная деятельность сильно сказались на здоровье капитана. Из-за болезни глаз он был вынужден подать прошение о бессрочном отпуске для поправления здоровья. Впрочем, это была не основная причина: новый морской министр маркиз Траверсе, человек бесталанный и самолюбивый, не жаловал фаворита министра коммерции Румянцева и всячески препятствовал его предложениям об улучшении флота и деятельности в области географических изысканий.

В своем имении Крузенштерн продолжил научные занятия. Он закончил работу над книгой о кругосветном путешествии, представил несколько записок Адмиралтейству, в т. ч. о необходимости составления «всеобщего морского атласа». Но его идеи были оставлены без внимания. Только после того как Траверсе сменил адмирал А.В. Моллер, который понимал значение такого издания, проект приняли. Александр I согласился выдать на публикацию книги Крузенштерна Ивана Федоровича и атласа 2500 руб. После издания атласа Крузенштерна и в России, и в Европе начали считать первым гидрографом Тихого океана. Сам же атлас вышел далеко за рамки гидрографии: вместе с материалами кругосветной экспедиции он в большой степени поспособствовал дальнейшему развитию наук о Земле.

1827 год — знаменитый путешественник, к тому времени произведенный в вице-адмиралы, был директором Морского корпуса и, таким образом, получил возможность исправить те неполадки, которые мучили его в юности. Одновременно он работал во многих научных учреждениях. При деятельном участии адмирала в России было организовано Географическое общество, ставшее одним из самых мощных и авторитетных в мире.

Смерть. Наследие

Умер Иван Федорович Крузенштерн 24 августа 1846 года в своем имении Асс и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Ученый-мореплаватель оставил после себя ряд серьезных научных работ, в т. ч. уже известный читателю «Атлас Южного моря» с объяснительным текстом. А кругосветное путешествие было описано им в сочинении «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях “Надежда” и “Нева”». В сокращенном варианте книга переиздавалась в 1950 году.