Следует предупредить об ошибке, которая встречается очень часто: постоянное противопоставление терминов «суннизм» и «шиизм» приводит к убеждению, что шииты не признавали сунны пророка. Это не так. Но шииты основывают сунну исключительно на авторитете семьи пророка, тогда как правоверные сунниты признают еще и свидетельство сподвижников Мухаммеда . Шииты действительно являются «сторонниками» (это и есть значение арабского слова «шиит») семьи пророка и не признают других авторитетов. Хотя в сборниках суннитских преданий (хадисов) и шиитских преданий (ахбар ) большинство текстов являются общими и различаются лишь по именам тех, кто передавал их.

И в юридических элементах между суннитами и шиитами существуют лишь второстепенные расхождения. Единственное серьезное различие встречается в брачном праве: шиизм признает институт временного брака (впрочем, пришедший в упадок). Такой брак существовал в языческой Аравии , и в начале своей деятельности Мухаммед относился к нему терпимо. Расторжение временного брака наступает автоматически, по истечении срока, установленного по обоюдному согласию супругов. Поскольку отмена его была провозглашена халифом Омаром , которого шииты не признают, то у них не было никаких оснований изменять свое терпимое отношение к подобной форме брака.

Но из частного случая терпимости не следует делать вывода о том, что шииты менее строги в своих правилах, чем сунниты. Например, буквально толкуя слова Корана «многобожники – нечистота» (сура 9, стих 28), шииты тщательно избегают всякого соприкосновения с немусульманами и доходят до того, что разбивают посуду, к которой те прикасались. Эта непримиримость особенно ярко проявляется у мутавали , сирийских шиитов, которые называют себя джафаритами (от имени шестого имама Джафара, кодификатора имамитского фикха ).

Происхождение шиизма как политического движения является арабским, а не иранским. Он возник как партия, ратовавшая против выборности халифов, и выдвинувшая в противовес этому лозунг наследственной передачи халифата в роду потомков пророка Мухаммеда. Единственная линия этого потомства шла через дочь Мухаммеда, Фатиму, бывшую замужем за его племянником, Али . Однако эта партия вскоре тесно соединилась с персидским национальным движением, противопоставлявшем себя арабизму. Благодаря этому в религиозной доктрине шиитов распространились элементы старых персидских и просто доисламских религий. Некоторые элементы шиизма, в частности его упорный теократизм и вера в возвращение скрытого имама, представляются иудейско-христианскими (отдельные детали позволяют допустить также наличие влияния зороастрийцев , неоплатоников и манихеев). Внутри ислама шиизм представляет собой не конкретно-образную народную религию, как суннизм, а своеобразную «философскую веру», основанную на скрещении мусульманства с другими, более древними религиями. Философское свободомыслие доводит его до прямого деизма. Шиизм является чем-то вроде исламского «просветительства ».

Сильное влияние на присоединение иранцев к шиизму оказало одно предание, существовавшее в их стране. По этому преданию, Хусейн , сын халифа Али , внук по матери пророка Мухаммеда, мученик, павший в битве при Кербеле , взял в жены дочь последнего сасанидского царя Ирана, которая попала плен во время арабского завоевания. Таким образом, это предание удваивало законность власти потомков Али. Итак, базой шиизма политике является монархический легитимизм. Шииты считают, что Али был после смерти пророка несправедливо отстранен от халифата, который выборным путём перешёл в руки вначале Абу Бакра , потом Омара, а за ним – Османа . После Османа Али всё же добился халифского титула, однако был убит посреди борьбы со своим соперником, Муавией . Вслед за гибелью Али, Муавия незаконно отстранил от халифата его сыновей, основав собственную династию Омейядов .

Халиф Али, святой и мученик шиизма. Художник А. Овнатанян, XIX век

Шииты обвиняют суннитов в том, что последние изъяли стихи Корана и хадисы, устанавливавшие права Али на халифат. Один из наиболее известных шиитских хадисов гласит, что Пророк в присутствии многих своих сподвижников официально признал Али своим преемником. Годовщина этой инвеституры стала даже праздником шиитского календаря (ид аль-гадир ). К этомупразднику нужно еще прибавить ашуру , годовщину убийства Хусейна и его семьи при Кербеле. В глазах шиитов Али и двенадцать его прямых потомков – подлинные халифы или, вернее, имамы. Дело в том, что понятие имамата толкуется шиитами весьма расширенно и приобретает совершенно особое значение: в то время как в правоверном суннизме имам являетсядуховным и светским главой, которого избирают или назначают люди, шиитский имам (наследник миссии пророка) становится таковым в силу божественной благодати, наследственно передаваемой, по шиитскому преданию, в роду Мухаммеда. Он – имам по своей сущности благодаря таинственной эманации, переходящей от одного имама к другому начиная с самого Адама. Короче говоря, суннитский имам – начальник, шиитский – первосвященник. В дальнейшем шииты, придерживающиеся крайних взглядов, будут толковать понятие «имам» в весьма странном смысле, абсолютно противоречащем хариджитской теории.

«Учение шиитов состоит в следующем: двенадцать имамов непогрешимы; каждый из них творил чудеса; ...каждый из них, умирая, назначал себе преемника – имама, и так шло до Хасана ибн Али аль-Аскари. Последний передал имамат своему сыну, заявив: "Он – махди [мессия] и владыка времени". Этот сын родился в Самарре в 255 (869) г. Там есть подземелье, в котором, как говорят, произошло его исчезновение; это подземелье посещается паломниками» (Абу-ль-Маали).

Итак, по учению шиитов, Али и его потомки олицетворяют принцип наследственной верховной власти и принцип пророчества. Из этого следует, что имам обязательно должен существовать во все времена. Прямая линия от Али прерывается на 12-м имаме, но последний имам не умер, а удалился в потайное место, где ждет своего часа.

Более того, шиитские имамы в силу божественной эманации безгрешны и непогрешимы, т. е. обладают теми атрибутами, которые правоверные считают присущими только пророкам . А из непогрешимости имамов вытекает следствие, о котором пишет исламовед Гольдциер: в то время как суннизм является церковью, основывающейся на иджме (согласном мнении авторитетов мусульманской общины), шиизм – церковь, основанная на авторитете имама. Быть может, это более, чем что-либо другое, разделяет два учения. В самом деле, с одной стороны, суннизм считает, что со времени образования правоверных правовых систем (мазхабов ) иджтихад (личное мнение, складывающееся в результате свободного обсуждения принципов закона) был сменен таклидом (безоговорочным признанием авторитета). Но шиизм, признавая бессилие человеческого разума в области догмы, не может допустить, чтобы согласное мнение (иджма) служило критерием. По мнению шиитов, должен сохраняться иджтихад, так как применяющие его ученые (муджтахиды ) являются лишь орудиями «скрытого имама», – он вещает их устами; на этом-то и покоится их авторитет, стоящий значительно выше авторитета улемов (суннитских ученые). Муджтахид имел право критиковать даже действия шаха. Главные муджтахиды проживают в святых городах шиизма.

Ясно, что суннитские халифы не могли благосклонно взирать на развитие подобного учения. Поэтому они жестоко подавляли все выступления его сторонников, что вскоре придало шиизму облик «гонимой религии». Омейядам, занимавшимся главным образом мирскими делами, Алиды (потомки Али) противопоставили себя в качестве поборников духовного ислама. Что же касается Аббасидов , то сторонники Алидов не могли простить им того, как ловко они их использовали, чтобы свергнуть Омейядов. Несмотря на почести, воздаваемые Аббасидами некоторым имамам, шиизм выступал как оппозиционное течение, протестующее против незаконных халифов. Таким образом, шиизм вел настоящую «скрытую жизнь», которая развила в его сторонниках тенденцию скрывать свою веру и в случае опасности освобождать себя от выполнения предписаний культа. По сути, эта тенденция (такыйя , или китман , – «мысленная оговорка») была свойственна не только шиитам: мы находим ее следы уже в Коране (сура 3, стих 27; сура 16, стих 108); ханифитский суннизм и даже хариджизм считают ее дозволенной. Несмотря на ограничения, делавшиеся шиитскими теоретиками, такыйя применялась шиитами настолько широко, что стала одним из отличительных признаков крайних партий шиизма. Справедливость требует указать, что это произошло под влиянием обстоятельств, а не в результате свободного выбора: шииты прежде всего стремились избежать репрессий и кровопролития.

Течения шиизма

Шиизм, вынужденный отказаться от политической деятельности, тайно разрабатывал свое учение и, подобно хариджизму, породил много течений и сект. Некоторые из них впоследствии принесли шиизму то политическое влияние, которого он тщетно добивался ранее.

Но до того как придет этот успех, политические провалы шиизма обусловят формирование одного из его основных элементов – идеи страдания и искупления (идеи, вызвавшей иранские драматические представления, которые напоминают средневековые мистерии своим религиозным и народным характером и временами достигают пафоса). Смерть имама обязательно должна быть мученической (и если верить историкам, все шиитские имамы умерли насильственной смертью) Но так как в мире всегда должен быть имам, то последний имам, по верованию шиитов, не умер; он лишь находится в отсутствии и когда-нибудь непременно вернется. А пока не наступит конец этому отсутствию (гайба ), шиитская община полагает, что ею управляет «скрытый имам», которому каждый должен приносить присягу верности. Так, в 1910 г. иранский парламент приступил к работе, как утверждали, в присутствии «скрытого имама». В его предстоящее возвращение (раджа ) верует большинство шиитов.

Но шииты расходятся в вопросе о числе имамов и личности последнего из них – «скрытого имама». В то время как имамиты , или двунадесятники , верят в то, что было двенадцать имамов, следовавших один за другим, зейдиты завершают счет на пятом имаме, а исмаилиты , или семеричники , – на седьмом.

Зейдиты среди шиитов – течение, наименее удалившееся от правоверия. В 860 году они основали в Йемене независимый выборный имамат, который сохранился и после османского завоевания. Название секты произошло от имени Зейда (внука Хусейна), убитого омейядскими солдатами в 740 г., когда он пытался осуществить права Алидов на халифат. Зейдиты отвергают временный брак, отрицают божественную сущность имама и не ожидают возвращения «скрытого имама», полагая, что после смерти Зейда имамат должен быть выборным, а не наследственным.

Для имамитов же, составляющих основную массу шиитов, возвращение «скрытого имама» является догматом. Двенадцатый имам Мухаммед, родившийся в 873 г. и таинственным образом исчезнувший, должен появиться, когда пробьет час, в роли махди, мессии. Впоследствии имамизм станет официальной религией Ирана. Долгий период подготовки будет предшествовать его торжеству. Терпимость восточноиранской династии Саманидов дала возможность шиизму выступать открыто (в начале X в.). Через полвека шииты одержали верх, когда шиитская династия Буидов вступила в Багдад и присвоила себе светскую власть над этой резиденцией суннитских халифов. Тогда были составлены «четыре книги», сборники шиитских преданий, наподобие шести сборников суннитских преданий. Те имамиты, которые считают источниками закона только Коран и эти четыре книги, без иджтихада, составляют партию ахбари (сторонников священного предания). Но большинство имамитов является усули (сторонниками умозрительных методов). Мы видели, какое независимое положение сохранили иранские муджтахиды.

Итак, зейдиты считают, что имамом руководит бог, хотя и не обязательно, чтобы в нем самом заключалась частица божества. Для имамитов же имам несёт в себе субстанцию божественного света. Для крайних шиитов эта имманентность сверхъестественного в имаме (хулуль ) абсолютна: речь идет о вещественном соединении божества с имамом, становящимся в конце концов даже богом.

О крайних течениях в шиизме – см. статьи Махдизм , Карматы , Исмаилиты .

Процентная доля шиитов в населении мусульманских стран

Иран: 90-95%

Азербайджан: около 75%

Ирак: 65-70 %

Бахрейн: 65-75

Ливан: 45-55% (от числа мусульманских граждан), 25%-33% (от общего населения, включая христиан)

Йемен: 35-40% (зейдиты)

Кувейт: 20-25%

Сирия: 15-20%

Афганистан: 10-15%

Турция: 10-15%

Саудовская Аравия: 10-15%

Пакистан: 10-15%

Катар: около 10%

Объединённые Арабские Эмираты: около 10%

Шииты (ар. شيعة) - приверженцы, партия. Направление Ислама, признающее в качестве законных правителей мусульман, а также духовных преемников Пророка Мухаммада 4-го праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков.

Шииты признают пророческую миссию Посланника Аллаха, но отрицают, что кто-либо иной, кроме Али и его потомков - Имамов, может руководить мусульманской общиной. Такая форма власти (Имамат) предполагает легитимность правления мусульманами только наследников Пророка Мухаммада - потомкам Али и дочери Пророка Фатимы, которые, в свою очередь, входят в Ахль аль-Бейт - сообщество близких родственников Посланника Аллаха.

Шииты не приняли выборов халифом Абу Бакра и остальных халифов по причине того, что выбор руководителя общиной мусульман должен быть подобен назначению пророков и является исключительно прерогативой Аллаха.

Основа неприятия шиитами выборов Абу Бакра, Умара и Усмана халифами заключается в хадисах, известных как хадисы «Гадир Хум» и «Сакаляйн». В этих хадисах, по мнению шиитов, Пророк Мухаммад заявляет об исключительных правах Али и его рода на власть над мусульманами.

На сегодняшний день среди ученых-исламоведов нет единой точки зрения о дате возникновения шиизма. Некоторые считают, что это направление Ислама возникло ещё во времена Пророка, вторые- после его смерти, третьи относят зарождение шиизма ко временам правления Али, другие- к периоду после его убийства.

На заре своего возникновения и на протяжении почти двух веков шииты оставались исключительно политической партией. Политическая основа была и у основателей государства Идрисидов в Марокко, которые являлись последователями зейдизма, - т.н. «умеренного» шиизма. Религиозная составляющая шиизма впервые проявилась в начале девятого века, когда начало оформляться течение имамитов, или шиитов-двунадесятников (иснаашарийя). В наши дни течение шиитов-имамитов считается самым многочисленным по количеству последователей и самым распространенным. Шииты-имамиты составляют большинство жителей Азербайджана, Ирана, Бахрейна, Ливана, а также почти треть населения Ирака.

Шииты делятся на две крупные группировки: Умеренные шииты (шииты-зейдиты и шииты-имамиты) и крайние шииты (исмаилиты, алавиты и др.).

Шииты-зейдиты.

Шииты-зейдиты - приверженцы т. н. «умеренного» шиизма, наиболее близкие из шиитских сект к суннисткому вероучению. Основателем зейдизма считается внук Хусейна Зайд ибн Али.

Зейдизм как идеология получила распространение в Ираке, Иране и на Аравийском полуострове. Зейдите создали свое государство (государство Идрисидов) в Марокко, а также, на протяжении тысячи с лишнем лет, зейдиты являлись единоличными правителями Йемена где их имамы правили до революции 1962 года.

Зейдизм как политическое явление возникло в восьмом веке, когда Зейд ибн Али решил с боем вернуть потомкам Али право на власть в мусульманском государстве.

По своим богословским взглядам зейдиты близки к мугтазилитам, однако зейдиты, в отличие от остальных шиитов, не признают шиитских идей о «скрытом» имаме и не практикуют «такия» (скрывание своей веры из благоразумия). Шииты-зейдиты не являются антропоморфистами.

В вопросах догматики зейдиты наиболее близки суннисткому вероучению. Отрицая божественную природу имамата, зейдиты считали, что имамом может быть любой из рода Али (Алиды) и в разных странах имамами могут быть разные Алиды. Не желая продолжать смуту, зейдиты допустили правление халифов Абу Бакра, Умара и Усмана, однако считают Али и его род наиболее достойными из всех.

Продолжение следует.

Шииты — представители одного из двух направлений ислама; чтут только коран, отвергают устные предания (сунны), не признают первых трех халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и их наследников в качестве преемников пророка Мухаммеда. Шииты считают, что его преемником должен был стать Али ибн Абу Талиб, зять Мухаммеда, женатый на дочери Мухаммеда Фатиме, а затем верховенство мусульманской общиной следовало передавать потомкам Али.

Шииты и сунниты

Пророк Мухаммед скончался 8 июня 632 года в своём доме в Медине. Тут же стал вопрос о преемнике. Пока семья усопшего горевала и готовилась к похоронам, в одном из кварталов Медины собралась группа сподвижников Мухаммеда и выбрали его заместителем Абу Бакра, бывшего тестем пророка. 23 августа 634 года Абу Бакр тоже умер, но предварительно рекомендовал своим преемником Умара (или Абу Хафса Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия), тот правил мусульманской общиной до 644 года и, умирая, назвал Усмана (Абу Амр Усмана ибн Аффана аль-Умави аль-Кураши) следующим халифом. Между тем, в 632 году, возвращаясь из своего последнего паломничества в Мекку, пророк Мухаммед в местечке Гадир Хумм, находящееся между Меккой и Мединой, заявил, что Али — его наследник и брат и те, кто принял его, Мухаммеда, в качестве пророка, должен признать пророком и Али. Так что шиты следуют за своим Пророком.

Отличие шиитов от суннитов

Мусульмане-шииты считают преемником пророка Мухаммеда его двоюродного брата и зятя, мужа его дочери Фатимы Али. Мусульмане-сунниты присягнули трем первым халифам Абу Бакру, Усману и Умару и считают их законными преемниками Пророка.

Святой Али

«Когда любимый зять пророка Мухаммеда, святой Али, вставал на намаз (молитву), его не могло отвлечь и светопреставление. В одном из сражений, Али был поражён стрелой, которая вошла ему в ногу до кости. Врач сказал ему: «Тебе надо дать дурманящее, снотворное лекарство, только тогда можно вынуть железный наконечник стрелы из лодыжки. Иначе эту боль невозможно перенести». Али ответил: «Какая нужда в снотворном? Подождите, пока я приступлю к намазу». Согласно уговору, врач рассёк ногу у Али и вынул наконечник стрелы. Перевязал рану. Закончив намаз, Али спросил у врача: «Ну, ты извлёк стрелу?» — «Да извлёк». Али заметил: «А я и не почувствовал».

Страны, где шиитов большинство

  • Азербайджан
  • Бахрейн

В Ливане шиитов около 35%, в Афганистане — примерно 19%, в Кувейте — 30%

ИГИЛ — это сунниты

Сражение при Карбале

Оно произошло 12 октября 680 года в 100 км. от Багдада близ города Карбала. Участвовали приверженцы внука святого Али Хусейна ибн Али и армия халифа Язида I (второго исламского халифа из династии Омейядов). У Хусейна было мало воинов и потому он бой проиграл, причем в нем погибли многие члены его семьи. Шииты и в наше время отмечают этот день, скорбят по имаму Хусейну и остальным погибшим членам семьи Пророка, делают надрезы себе на теле в качестве готовности пожертвовать собой ради шиитского ислама.

(англ.) русск. , большинство бангашей (англ.) русск. и часть оракзаев (англ.) русск. . К исмаилитскому течению шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана - памирские народы (кроме части язгулемцев).

Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Республике Дагестан таты , лезгины селения Мискинджа , а также азербайджанские общины Дагестана . Кроме того шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют до 85 % населения).

Ветви шиизма

Преобладающим направлением в шиизме являются имамиты, среди которых произошёл раскол на шиитов-двунадесятников (иснаашаритов) и исмаилитов. Аш-Шахрастани называет следующие секты имамитов (бакириты, навуситы, афтахиты, шумайриты, исмаилиты-вакифиты, мусавиты и иснаашариты), в то время как другие ересиографы (аль-Ашари , Наубахти) выделяют три главные секты: катиты (впоследствии ставшие иснаашаритами), шуккариты и вакифиты .

В настоящее время отношения между двунадесятниками (а также зейдитами) и другими шиитскими течениями иногда принимают напряжённые формы. Несмотря на сходные моменты в вероучении, фактически это разные общины. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники , зейдиты) и крайних (исмаилиты , алавиты , алевиты и др.) . Вместе с тем, с 70-х годов XX века начался обратный постепенный процесс сближения умеренных шиитов и алавитов и исмаилитов.

Шииты-двунадесятники (иснаашариты)

Шииты-двунадесятники или иснаашариты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённое в Иране , Азербайджане , Бахрейне , Ираке и Ливане , а также представленное и в других странах. Этим термином обозначают шиитов-имамитов, признающий последовательно 12 имамов из рода Али.

Двенадцать имамов
  1. Али ибн Абу Талиб (умер 661) - двоюродный брат, зять и сахаб пророка Мухаммеда, муж его дочери Фатимы, четвёртый и последний праведный халиф.
  2. Хасан ибн Али (умер 669) - старший сын Али и Фатимы.
  3. Хусейн ибн Али (умер 680) - младший сын Али и Фатимы, погибший мученической смертью в битве при Кербеле против армии халифа Йазида I.
  4. Зайн-аль-Абидин (умер 713)
  5. Мухаммад аль-Бакир (умер 733)
  6. Джафар ас-Садык (умер 765) - основатель одной из исламских правовых школ - джафаритского мазхаба.
  7. Муса аль-Казим (умер 799)
  8. Али ар-Рида (или Имам Реза), (умер 818)
  9. Мухаммад ат-Таки (умер 835)
  10. Али ан-Наки (умер 865)
  11. аль-Хасан аль-Аскари (умер 873)
  12. Мухаммад аль-Махди (Махди) - имя последнего из 12 Имамов. Махди в исламе - это как Мессия, который в возрасте пяти лет ушёл в сокрытие. Это сокрытие, по убеждению шиитов-имамитов, продолжается и поныне.
Пять основных столпов веры

Шиитское вероучение базируется на пяти основных столпах:

Исмаилизм

Исмаилиты являются приверженцами мусульманской шиитской секты. В отличие от иснаашаритов (двунадесятников) они последовательно признают семь имамов до Джафара ас-Садыка, но после него возводят имамат не к Мусе аль-Казиму, а к другому сыну Джафара - Исмаилу, который умер раньше своего отца .

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов , считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI - начале XII веков карматы прекратили существование.

Территория Фатимидского халифата на фоне современных границ стран Азии и Африки.

В X веке в Северной Африке образовалось обширное исмаилитское государство Фатимидов .

После падения Фатимидов духовный центр другой исмаилитской ветви - мусталитов, переместился в Йемен, а в XVII веке - в индийский город Гуджарат , где осела их большая часть . Тогда же они разделились на даудитов (большая часть мусталитов), перебравшихся в Индию, и сулайманитов, оставшихся в Йемене .

В XVIII веке персидский шах официально признал исмаилизм течением шиизма.

Друзы

Друзы - этноконфессиональная группа мусульман (хотя некоторые исламские авторитеты полагали, что друзы настолько далеко отошли от остальных исламских течений, что потеряли право считаться мусульманами), являющаяся ответвлением исмаилитов. Секта возникла в начале XI века под влиянием проповеди ряда проповедников-сторонников египетского исмаилитского правителя Хакема среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана.

Название секты восходит к имени миссионера Дарази (ум. 1017 г.), которого сами друзы считают отступником, предпочитая называться ал-муваххидун (унитарии, или исповедующие единобожие) . Существовали династии правящих эмиров среди друзов, такие как Мааны , Шихабы и.т.д. В 1949 году была основана Прогрессивно-социалистическая партия Ливана, основу которой составили друзы .

Алавиты

Карта расселения алавитов на территории Сирии, Ливана и Турции.

В основе их догматов можно найти духовные традиции многих учений и верований: исмаилизма, гностического христианства, шиизма, доисламских астральных культов, греческой философии . Все алавиты делятся на привилегированную группу «хасса» («посвящённые»), которые являются обладателями священных книг и особых знаний, и основную массу - «амма» («непосвящённые»), которым отводится роль послушников-исполнителей.

Являлись основным населением Государства Алавитов . К алавитам принадлежит семья Асадов, президенты Сирии Хафез Асад и его сын Башар Асад .

Зейдиты

Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённую на северо-востоке Йемена ; также одна из ветвей - нукватиты, распространены в Иране.

Зейдиты образовались в VIII веке. Зейдиты принимают законность халифов Абу Бакра, Омара и Османа, что отличает их от иснаашаритов (двунадесятников) и исмаилитов . От остальных шиитов они отличаются ещё и тем, что отрицают учение о «скрытом имаме», практику «такыйя» и.т.д.

Зейдиты образовали государства Идрисидов , Алавидов и.т.д, а также установили власть на части территории Йемена, где их имамы правили до революции 26 сентября 1962 года.

Другие течения

Ахл-е Хакк или Йарсан - крайнешиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата , и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов .

Среди шиитов есть ещё одно течение - навуситы, полагающие, что имам Джафар ас-Садик не умер, а ушёл в гайбу .

Кайсаниты

Основная статья: Кайсаниты

Исчезнувшая ветвь - кайсаниты, сформировались в конце VII века. Они провозгласили имамом сына Али - Мухаммада ибн аль-Ханафии , но поскольку тот не был сыном дочери пророка, то большая часть шиитов отвергла этот выбор. По одной версии своё название они получили по прозвищу аль-Мухтара ибн Аби Убайда ас-Сакафи - Кайсан, руководившего восстанием в Куфе под лозунгом защиты прав аль-Ханафии и отмщения за кровь имама Хусейна, по другой версии - от имени начальника гвардии аль-Мухтара Абу Амра Кайсана. Течении кайсанитов распалось на ряд сект: мухтариты, хашимиты, байаниты и ризамиты. Общины кайсанитов прекратили своё существование в середине IX века.

Истоки шиизма

О возникновении шиитского течения нет общепринятого мнения. Одни считают, что оно возникло ещё во времена пророка, вторые - после его смерти, третьи относят зарождение шиизма ко временам правления Али, другие - к периоду после его убийства. Как замечает С.М. Прозоров «эти расхождения связаны с тем, что авторы, называя шиитами приверженцев "Али, не дают четкого определения этого термина и не учитывают изменение его содержания» . И.П. Петрушевский считает, что шиизм сложился в религиозное течение в промежуток времени от гибели Хусейна в 680 году до утверждения у власти династии Аббасидов в 749/750 г. и в этот же период в нём начались расколы . При жизни самого пророка первыми, кого называли шиитами, были Сальман и Abu Dharr, Мигдад и Аммар .

Правопреемство Али

Инвеститура Али в Гадир Хумм.

Возвращаясь из своего последнего паломничества, пророк Мухаммед, в местечке Гадир Хумм , находящееся между Меккой и Мединой , сделал заявление в адрес Али. Мухаммад заявил, что Али его наследник и брат и те, кто принял пророка как мавла (англ.) русск. , должен принять Али как его мавла. Мусульмане-шииты считают, что тем самым пророк Мухаммед объявил Али своим преемником . Суннитская традиция признаёт этот факт, но не придаёт ему большое значение, в то время как шииты торжественно отмечают этот день как праздник . Кроме того, согласно хадису thaqalayn, пророк сказал: «Я оставляю среди вас две ценные вещи, если будете держаться их, никогда не заблудитесь: Коран и мой род ; они никогда не отделятся до дня ofjudgment» . В качестве доказательства имамата Али, шииты приводят ещё один хадис о том, как Мухаммед, призвав своих ближайших родственников и соплеменников, указал на Али, который тогда ещё был мальчиком, сказав: «Это мой брат, мой восприемник (васи) и мой заместитель (халифа) после меня. Слушайтесь его и повинуйтесь ему!» .

Пророк Мухаммед скончался 8 июня 632 года в своём доме в Медине. После его смерти собралась группа ансаров, чтоб решить вопрос о преемнике. При избрании нового главы общины ряд лиц (сахабы Абу Зарр ал-Гифари, Микдад ибн ал-Асвад и перс Сальман ал-Фариси) выступили сторонниками прав Али на халифат, но их тогда не стали слушать . Сам Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон пророка . Итогом же собрания стало избрание «заместителем посланника Аллаха» - халифом расули-л-лахи , или просто халифом одного из сподвижников пророка - Абу Бакра . По кончине Абу Бакр рекомендовал Умара в качестве своего преемника, и община единодушно присягнула ему . Умирая, Омар назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Среди названных им были Али и Усман ; последний и стал новым халифом. Первых трёх халифов шииты считают узурпаторами, лишивших власти единственного законного обладателя - Али, а хариджиты , напротив, считают праведными халифами только Абу Бакра и Умара . Порой первых халиф, начиная с Абу Бакра, пытались представить за «президентов», избранных демократичным путём. Английский исследователь Б. Льюис заметил, что не только второй, но уже и «первый халиф... Абу-Бекр был избран путём, который, согласно нашей точке зрения, может быть назван coup d"etat (т.е. государственный переворот - прим.). Второй, Омар, просто принял на себя власть de facto, вероятно, по предуказанию своего предшественника» .

Халифат Али

Территории под контролем халифа Али Территории под контролем Муавии I Территория под контролем Амра ибн аль-Аса

Апогеем же противостояния с Муавией стала Сиффинская битва . Сражение складывалась неудачно для Муавии, победа склонялась к Али. Положение спас наместник Египта Амр аль-Ас, предложивший приколоть на копья свитки Корана. Сражение было остановлено. Али согласился на третейский суд, но он окончился безрезультатно. Недовольные его нерешительностью, часть сторонников Али отошли от него и образовали третье мусульманское течение - хариджитов , которые выступили как против Али, так и против Муавии. Ю. Велльхаузен называл партии шиитов и хариджитов «религиозно-политическими партиями оппозиции» Омейядам .

В 660 году в Иерусалиме Муавия был провозглашён халифом . В январе 661 года Али был убит хариджитом в мечети Куфы . В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и «собаке Муавии» .

Хасан

Хусейн: трагедия в Кербеле

Договор между Хасаном и Муавии был решительно отвергнут Хусейном. Он отказался присягать Муавии, но тот, по совету Хасана, не стал его принуждать . После смерти Муавии власть перешла к его сыну Йазиду I, которому Хусейн также отказался присягнуть. Куфийцы немедленно принесли присягу Хусейну в верности и призвали его к себе. В окружении своих родственников и ближайших людей Хусейн двинулся из Мекки в Куфу. В пути ему пришло известие, что выступление в Ираке подавлено, но тем не менее Хусайн продолжил свой путь. В местечке Найнава отряд Хусейна численностью 72 человека столкнулся с 4-тысячной армией халифа. В упорном сражении они были перебиты (многие из убитых были членами семьи Пророка Муха́ммад), в том числе и сам Хусейн, остальные взяты в плен. Среди погибших более двадцати человек являлись ближайшими родственниками Хусейна и соответственно членами семьи пророка, из которых два сына Хусейна (Али аль-Акбар (англ.) русск. и Али аль-Аскар (англ.) русск. ), шесть братьев Хусейна по отцу, три сына имама Хасана и три сына Абдуллаха ибн Джафара (англ.) русск. (племянник и зять Али), а также три сына и три внука Акила ибн Абу Талиба (англ.) русск. (родной брат Али, двоюродный брат и сахаб пророка) . Голову внука пророка отослали к халифу Йазиду в Дамаск.

Гибель Хусейна способствовало религиозному и политическому объединению приверженцев рода Али, а сам он стал не только символом шиитского движения, но и значительнейшей фигурой всего мусульманского мира . Среди шиитов Хусейн считается третьим имамом. День его гибели отмечают глубочайшим трауром .

История

Эпоха Аббасидов

В начале X века на территории Ифрикии (современный Тунис) вспыхнуло восстание исмаилитов («крайние шииты») во главе с Убейдаллахом , объявившим себя потомком Али и Фатимы. Он стал основателем обширного в Северной Африке исмаилитского государства Фатимидов .

Новое время

XX век

Крупные волнения между шиитами и суннитами произошли в январе 1910 года в Бухаре . Глава правительства Бухарского эмирата кушбеги Астанакула, мать которого происходила из Ирана, предоставил разрешение открыто справлять в городе Ашуру, допускавшееся до этого лишь в границах иранского квартала. Однако суннитская толпа начала издеваться над шиитскими обрядами и осыпала насмешками процессию шиитов, когда те проходили по главным улицам Бухары. Итогом стало нападения озлобленных иранцев на толпу, результатом чего стала гибель одного бухарца. Вслед за тем начался погром шиитов, которым пришлось бежать в Новую Бухару под охрану русских войск. При помощи царских войск удалось приостановить погром, но столкновения между суннитами и шиитами ещё какое-то продолжались вне города. В результате этой суннитско-шиитской резни погибли около 500 бухарцев и иранцев .

Для укрепления взаимопонимания и формализации диалога между последователями двух ветвей ислама (шиизма и суннизма) в мае 2011 года в Джакарте при поддержке индонезийского правительства был учреждён Суннитско-шиитский богословский совет .

Джафаритский мазхаб

Джафаритский мазхаб - школа исламского права (фикха), которой следуют шииты-двунадесятники . Основатель джафаритского толка - имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик , почитаемый шиитами-двунадесятниками как шестой непорочный имам из числа двенадцати безгрешных носителей вилаята (руководства, обусловленного приближенностью к Богу).

В XVIII веке джафариты получили отдельное место для молитвы (макам или мусалла) в ограде ал-Ка"бы наравне с последователями других суннитских богословско-правовых школ .

Общество

Праздники

Мусульмане-шииты, как и сунниты, отмечают

  • День рождения пророка Мухаммеда (12 раби ал-авваль)
  • Ночь его вознесения на небо и начало его пророческой миссии (с 26 на 27 раджаба)
  • Праздник жертвоприношения курбан-байрам (10 зу-ль-хиджжа).
  • Как и все мусульмане они также соблюдают пост рамадан .

Кроме общих праздников, у шиитов есть и свои праздники :

  • День рождения имама Али (13 раджаба)
  • День рождения имама Хусейна (3 шабана)
  • День рождения имама Резы (11 зу-ль-каада)
  • День рождения имама Махди (15 шабана)
  • Праздник Гадир Хумм, связанные с событием в местечке Гадир Хумм во время последнего паломничества пророка Мухаммеда.

Не меньшее значение шииты придают и траурным датам, связанные со смертью пророка (28 сафара) и гибелью шиитских имамов: дни Ашура (с 1 по 10 мухаррама), связанные с гибелью имама Хусейна, день ранения имама Али (19 рамазана) и день его смерти (21 рамазана), день смерти имама Джафара ас-Садика (1 шавваля) .

Святые места

Святыми местам для мусульман-шиитов, также как и для всех остальных мусульман, являются Мекка и Медина. В то же время широко почитается мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле и мечеть имама Али в Эн-Наджафе.

Среди других почитаемых мест кладбище Вади-ус-Салаам в Эн-Наджафе, кладбище Джаннат аль-Баки в Медине, мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), Мечеть Казимия в Казимия и мечеть Аль-Аскари в Самарре (Ирак) и др.

Атаки на святые места шиитов

Святые места шиитов нередко становились объектами нападений, либо подвергались разрушению. Аббасидский халиф аль-Мутаваккиль в 850/851 году распорядился разрушить гробницу имама Хусейна и окружающие постройки, а также запретил их посещения. He also ordered that the area be irrigated and sown. Однако после его смерти гробница имама Хусейна была восстановлена . В конце X века основателем династии Газневидов эмиром Себуктегином , враждебно относившемся к шиитам, были разрушены мавзолей восьмого имама Резы и прилегающая к ней мечеть, но в 1009 году мавзолей был восстановлен его сыном султаном Махмудом Газневи . 20 апреля 1802 года ваххабиты совершили набег на Кербелу, осквернив, разрушив и разграбив усыпальницу имама Хусейна, вырезали тысячи шиитов, в том числе стариков, женщин и детей . В 1925 году ихваны (военное ополчение первого правителя и основателя Саудовской Аравии Ибн Сауда) разрушили могилы имамов на кладбище Джаннат аль-Баки в Медине .

Во время шиитского восстания на юге Ирака в 1991 году против режима президента Саддама Хусейна , вспыхнувшего вследствие поражение иракской армии в Войне в Персидском заливе, пострадала усыпальница имама Хусейна в Кербеле, где в подавлении восстания участвовал зять президента Хусейн Камель . Стоя на танке возле гробницы имама Хусейна, он крикнул: «Твоё имя Хусейн и моё тоже. Давай посмотрим кто из нас сейчас сильнее», приказав затем открыть огонь по ней. Примечательно, что в том же году, будучи поражённым опухолью головного мозга, он вернулся в Кербелу просить прощение у святого . В феврале 2006 года был осуществлён взрыв в Золотой мечети (Мечеть Аль-Аскари) в Самарре, в результате которого обрушился золотой купол святыни

Примечания

  1. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с. - ISBN 5-02-016941-2 - с.298.
  2. Shīʿite . Encyclopædia Britannica Online (2010). Архивировано
  3. . Pew Research Center (October 7, 2009). Архивировано из первоисточника 28 мая 2012. Проверено 25 августа 2010.
  4. Mapping the Global Muslim Population: A Report on the Size and Distribution of the World"s Muslim Population . - Pew Research Center, 2009.
  5. Religions . CIA . The World Factbook (2010). Проверено 25 августа 2010.
  6. Quick guide: Sunnis and Shias (англ.) , BBC (6 December 2011).
  7. International Religious Freedom Report 2010: Lebanon (англ.) , U.S Department of state (November 17, 2010).

    Оригинальный текст (англ.)

    However, the most recent demographic study conducted by Statistics Lebanon, a Beirut-based research firm, indicate 27 percent of the population is Sunni Muslim, 27 percent Shi"a Muslim, 21 percent Maronite Christian, eight percent Greek Orthodox, five percent Druze, and five percent Greek Catholic, with the remaining seven percent belonging to smaller Christian denominations.

  8. Major Attacks in Lebanon, Israel and the Gaza Strip (англ.) , The New York Times .
  9. FIELD LISTING:: RELIGIONSA . Central Intelligence Agency (CIA) . The World Factbook on Afghanistan.

    Оригинальный текст (англ.)

    Afghanistan: Sunni Muslim 80%, Shia Muslim 19%, other 1%
    Kuwait: Muslim (official) 85% (Sunni 70%, Shia 30%), other (includes Christian, Hindu, Parsi) 15%)

  10. Country Profile: Afghanistan, August 2008 (англ.) , Library of Congress – Federal Research Division .

    Оригинальный текст (англ.)

    Virtually the entire population is Muslim. Between 80 and 85 percent of Muslims are Sunni and 15 to 19 percent, Shia. The minority Shia are economically disadvantaged and frequently subjected to discrimination.

  11. А.В. Логинов Национальный вопрос в Афганистане // Расы и народы. Вып. 20.. - М .: Наука, 1990. - С. 172.
  12. Anees al-Qudaihi . Saudi Arabia"s Shia press for rights (англ.) , BBC (24 March 2009).
  13. Religion . Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan - Presidential Library. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Религия. Управление делами Президента Азербайджанской Республики - Президентская библиотека
  14. Имамиты (рус.) , .
  15. Идейные течения и расхождения в исламе
  16. John Malcolm Wagstaff. The evolution of middle eastern landscapes: an outline to A.D. 1840 . - Taylor & Francis, 1985. - Т. 50. - С. 205. - ISBN 0856648124 , 9780856648120

    Оригинальный текст (англ.)

    After several false starts and the virtual elimination of the Safavid family itself, the Safavids were able to defeat the Ak-Koyünlu in 1501, take over their capital of Tabriz and dominate Azerbaijan. One of the first acts of the victor, Shah Ismail I (1501-24), was to declare the "Twelver" form of Shiism to be the state religion, despite the predominance of Sunni Muslims in the newly acquired territory. A conversion campaign was launched.

  17. Н.В. Пигулевская, А.Ю. Якубовский, И.П. Петрушевский, Л.В. Строева, А.М. Беленицкий. История Ирана с древнейших времён до конца XVIII века. - Л. : Изд-во Ленинградского университета, 1958. - С. 252.
  18. Конституции государств Азии: в 3 т. - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: Норма, 2010. - Т. 1: Западная Азия. - С. 243. - ISBN 978-5-91768-124-5 , 978-5-91768-125-2
  19. «Вопросы идеологии с точки зрения шиизма» стр.12 автор Мухаммад-Риза Музаффар
  20. «Основы вероубеждения» Макарим Ширази, «Основные принципы религии для всех» Урок первый. Реза Остади
  21. Исмаилиты (рус.) , Исламский энциклопедический словарь .
  22. Гордон Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. - ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 200. - ISBN 978-5-8183-1080-0
  23. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 111. - ISBN 5-02-016941-2
  24. Heneghan, Tom . Syria"s Alawites are secretive, unorthodox sect , Reuters (23 December 2011).
  25. Гордон Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. - ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 39. - ISBN 978-5-8183-1080-0
  26. Гордон Ньюби. Краткая энциклопедия ислама. - ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 95. - ISBN 978-5-8183-1080-0
  27. Краткая энциклопедия ислама. - М .: ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 86. - ISBN 978-5-8183-1080-0 , 1-85168-295-3
  28. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 298. - ISBN 5-02-016941-2
  29. Александр Игнатенко Расколотая умма в ожидании Судного дня // Отечественные записки . - 2003. - В. 5 (13). - С. 31-33.
  30. ал-Хасан ибн Муса ан-Наубахти Шиитские секты / Пер. с араб., исслед. и комм. С.М. Прозорова. - М .: Наука, 1973. - С. 18.
  31. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 242.
  32. Muhammad Husayn Tabatabai Shi"ite Islam. - State University of New York Press, 1975. - С. 57, прим. 1. - ISBN 0-87395-390-8

    Оригинальный текст (англ.)

    The first designation to have appeared during the lifetime ofthe Holy Prophet of God was shi’ah, and Salman, Abu Dharr. Miqdad and ’Ammar were known by this name. See Hadir al’alam al-islami, Cairo, 1352, vol. I, p.188.

  33. ʿAlī (Muslim caliph) (англ.) , Encyclopædia Britannica .
  34. Краткая энциклопедия ислама. - М .: ФАИР-ПРЕСС, 2007. - С. 74. - ISBN 978-5-8183-1080-0 , 1-85168-295-3
  35. Muhammad Husayn Tabatabai Shi"ite Islam. - State University of New York Press, 1975. - С. 60, прим. 15. - ISBN 0-87395-390-8

    Оригинальный текст (англ.)

    In the famous hadith of thaqalayn the Prophet says, "I leave two things of value amidst you in trust which if you hold on to you will never go astray: the Quran and the members of my household; these will never he separated until the Day ofjudgment." This hadith has been transmitted through more than a hundred channels by over thirty-five of the companions of the Holy Prophet. (’Abaqat, volume on hadith-i thaqalayn; Ghayat al-maram, p.211.)

  36. С.М. Прозоров Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам. Религия, общество, государство. - М .: Наука, 1984. - С. 206.
  37. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 39.
  38. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 241. - ISBN 5-02-016941-2
  39. Ислам: Энциклопедический словарь. - Наука, 1991. - С. 268. - ISBN 5-02-016941-2
  40. Л. И. Климович. Ислам. - Наука, 1965. - С. 113.
  41. И.П. Петрушевский Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). - Изд-во Ленинградского университета, 1966. - С. 44.
  42. Энциклопедическій лексикон. - Санкт-Петербург, 1835. - Т. 1. - С. 515.
  43. The Encyclopaedia of Islam. - Brill, 1986. - Т. 3. - С. 607. - ISBN 90-04-08118-6

    Оригинальный текст (англ.)

    A number of hadiths mention the affectionate Phrases which Muhammad is said to have used of his grandsons, e.g., "whoever loves them loves me and whoever hates them hates me" and "al-Hasan and al-Husayn are the sayyids of the youth of Paradise" (this statement is very important in the eyes of the Shl"is, who have made of it one of the basic justifications for the right of the Prophet"s descendants to the imamate; sayyid shabab al-dianna is one of the epithets which the Shi"is give to each of the two brothers); other traditions present Muhammad with his grandsons on his knees, on his shoulders, or even on his back during the prayer at the moment of prostrating himself (Ibn Kathir, viii, 205-7, has collected a fair number of these accounts, drawn mainly from the collections of Ibn Hanbal and of al-Tirmidhi).

  44. Большаков О.Г. История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 90-97.
  45. Большаков О.Г. История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 145.
  46. Большаков О.Г. История Халифата. - Наука, 1989. - Т. 3. - С. 103.

Признававшие законными преемниками Али ибн Абу Талиба и его потомков, принадлежавших к ахл ал-байт.

После смерти Мухаммада вопрос о наследовании его власти не был ясен. По мнению шиитов, на состоявшемся в местечке, называемом qadir khum , собрании Пророк достаточно ясно указал на Али в качестве своего законного преемника, однако это указание не было принято к сведению мусульманским сообществом, которое выбрало первым Абу Бакра, тестя Мухаммада.
В середине 7 в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (аш-шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка Мухаммеда. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего позднее мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
Большинство шиитов обосновывали эти требования родством Али с пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником и что сам Али наделен божественной благодатью.

Призывы к возвращению власти «семье пророка» находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением . Объясняя все беды «незаконностью» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, шииты проповедовали, что только возвращение власти ее законным обладателям приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению омейядской династии, но плодами этой победы воспользовались - другая родственная ветвь пророка. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения.

Взгляды

Шииты признают единственно законными только Али и его потомков.
Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и т.д.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях религиозной и политической власти, освященной . Этому способствовало обращение в ислам народов и , где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания, аллегорически толкуя отдельные выражения , шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну.

Все группы мусульман-шиитов единодушны в следующем:
1. Али ибн Абу Талиб - первый халиф, поскольку он истинный имам - духовный руководитель и глава , назначенный Мухаммадом. Именно ему Пророк Мухаммад открыл тайны ислама, которые должны в дальнейшем передаваться в кругу от отца к сыну.
2. Власть имама имеет божественную природу; имам - наместник Аллаха на земле. Он - правитель уммы, обладающий властью над миром видимым и невидимым, духовный вождь, знаток , последняя инстанция в толковании Корана и . У суннитов халиф-имам - обычный человек; он не обладает Божественной благодатью, он следует за исполнением религиозного закона и ведает мирскими делами. Шииты верят, что выбор имама Божественно предопределен , исключающим всякую возможность ошибок, свойственных человеку. Таким образом, шииты отвергают суннитский принцип - единодушного мнения общины.
Однако, по мере естественного увеличения числа потомков Али, разногласия возникли и в среде шиитов. Они были связаны с предпочтениями, отдаваемыми тому или иному наследнику из рода Али. Так появились и иснаашариты. Их разногласия сводятся к вопросу о том, какого имама считать ушедшим в гайбу последним, седьмого или двенадцатого. Большинство шиитов - иснаашариты.
В настоящее время для большинства шиитов нет «видимого» имама из рода Али, наступил период «большой гайбы», и роль представителей Али выполняют «люди религии», выдающиеся религиозные деятели. Во время «большого сокрытия» шиитская правовая практика во многом совпадает с суннитской.

Ветви

Уже в середине 8 в. шиитское движение раскололось на два течения - «крайнее» и «умеренное». К первому относят собственно «крайних» (гулат) и исмаилитов, ко второму - и имамитов. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления.
Расхождения между сторонниками различных ответвлений шиизма в основном касаются политических вопросов. Основной общей чертой всех шиитов является их убежденность в том, что власть в исламском мире должна принадлежать потомкам Али. Наибольший политический успех выпал на долю зейдитов и исмаилитов, которым удавалось в разное время и в разных частях создавать свои государства - .

В настоящее время последователи различных шиитских общин живут практически во всех мусульманских странах и регионах мира. Сегодня шииты представляют примерно 10% всего мира, что составляет около 1,5 млрд человек. Начиная с 16 в. шиизм прочно укоренился в Иране (80% населения). В Ливане основное шиитское население проживает в долине Бекаа и на юге страны. В Ираке шииты составляют большинство населения (60%). Их также можно встретить в