Данный принцип регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей. Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой. Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее. В свете этого определяются основные обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам - нарушителям принципа. Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:

§ признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

§ отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

§ отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип мирного разрешения международных споров

Принцип мирного разрешения международных споров закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН. Согласно этому принципу государства обязаны решать свои международные споры, в том числе и территориальные споры с другими государствами мирными способами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.



Международное право представляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, добрые услуги, посредничества, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств.

Важную роль в мирном разрешении международных споров играет ООН.

Государства должны в полной мере сотрудничать с органами ООН, содействуя их деятельности в области поддержания международного мира и безопасности и мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом.

Заключение

Сколько существуют международные отношения, столько существуют и проблемы, спорные вопросы между государствами. Периодически в разных точках нашей планеты, вспыхивают региональные конфликты, зачастую перерастающие в войны. Поэтому, как представляется, предотвращение таких конфликтов, разрешение международных разногласий и споров на их начальной стадии мирными средствами – основная задача мировой политики на данный момент. Важно не дать какому-либо возникшему и нарастающему спору приобрести агрессивную форму и разрушить сложившиеся, относительно мирные мировые отношения. Именно для поддержания и развития мирных отношений, направленных на сохранение современной мировой цивилизации и создаются мировые сообщества, одним из принципов, деятельности которых и является принцип мирного разрешения международно - территориальных споров.



Таким образом, международный спор - формально признанное разногласие

между субъектами международного права. Международный спор должен решаться мирными средствами на основе принципа мирного разрешения международных споров. Под средствами мирного разрешения споров понимаются меж­дународно-правовые способы и процедуры урегулирования споров. К ним относятся:

1. Переговоры – способ решения самых различных вопросов международной жизни, разработки международно–правовых норм, мирного решения споров, основанный на непосредственном контакте должным образом уполномоченных лиц соответствующих заинтересованных субъектов международного права.

2. Консультации – разновидность переговоров.

3. Посредничество – ведение переговоров не состоящим в споре государством или международной организацией со спорящими сторонами с целью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора.

4. Добрые услуги - представляют собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международной организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами для начала переговоров относительно мирного урегулирования спора или конфликта.

5. Следственные и согласительные комиссии – предпринимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения.

6. Международный арбитраж (третейское разбирательство) - процедура мирного урегулирования споров международных с участием третьей стороны, т.е. не являющейся стороной в споре. Чаще всего Третейское разбирательство означает посредничество или арбитраж, поскольку и в том и в др. случаях в решении спора помимо самих спорящих сторон участвует третья сторона – посредник или арбитр.

Указанная система средств сложилась в ходе длительной международной практики и продолжает развиваться. Переговоры, арбитраж относятся к наиболее ранним средствам, тогда как судебное разбирательство, использование международных организаций стали применяться сравнительно недавно. В последние десятилетия широкое признание получили консультации, представляющие собой одно из эффективных средств разрешения споров.

Первым универсальным актом о мирном разрешении международ­ных споров является Конвенция «О мирном решении международ­ных столкновений», принятая на первой Гаагской конференции мира и Дополненная в 1907 году на второй Гаагской конференции мира.

26 сентября 1928 г. Лигой Наций был принят Общий акт о мир­ном разрешении международных споров, подтвержденный резо­люцией Генеральной Ассамблеи ООН от 28 апреля 1949 г. (с по­правками),

Особое место занимает Устав ООН, закрепивший ряд важных по­ложений, относящихся к разрешению споров мирными средствами (в частности, ст. 33). В развитие этих положений Генеральной Ас­самблеей ООН был принят ряд резолюций и деклараций, в том числе Манильским декларация о мирном разрешении споров 1982 года.

Имеющийся в международном праве большой арсенал средств мирного разрешения споров обеспечивает выбор наиболее приемлемого из них для каждого конкретного спора в зависимости от его условий и затронутых в нём вопросов.

После окончания Второй мировой войны не все политические силы в Западной Европе были довольны территориальным устройством Старого мира. Реализация притязаний радикальных политиков о пересмотре послевоенных границ могла бы привести к трагическим последствиям для судьбы мира.

С целью устранения каких-либо правовых оснований для подобных претензий в договоре между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г. была закреплена норма о признании нерушимости границ всех государств в Европе (ст. 3). Подобная норма вошла в текст последующих договоров, заключенных ФРГ с ПНР, ГДР и ЧССР в 1970-1971 гг.

Одной из главных целей созыва Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. в Хельсинки было закрепление принципа нерушимости границ. В ст. ПИ Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ от 1 августа 1975 г. провозглашается: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника"1.

Таким образом, 35 государств - участниц ОБСЕ юридически признали линии прохождения границ между ними и всеми государствами в Европе; взяли обязательство не совершать любые покушения на эти границы; отказались от каких-либо территориальных претензий друг к другу.

Итак, принцип нерушимости границ тесно связан с принципом территориальной целостности государств. Посягая на государственную границу, государство также оказывает и покушение на территориальную целостность другого государства. Поэтому соблюдение принципа нерушимости границ одновременно укреплять и территориальную целостность государств.

Есть также сходство между этим принципом и принципом неприкосновенности государственных границ. Последний означает уважение и ненарушение конкретной линии границы любого государства, проложенной на местности. Недопустимо в одностороннем порядке переносить пограничные столбы и знаки, обозначающие линию государственной границы, пересекать ЕЕ вне установленных мест и с нарушением существующих правил. Этот принцип также включает право осуществлять контроль со стороны государства за пересечением ее границ физическими лицами и транспортными средствами. Однако принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются сферой применения: первый является региональным, второй - универсальным.

Наличие указанных принципов вовсе не означает, что границы являются чем-то застывшим и несклонных к любым изменениям. Государства имеют право изменять и линию границы между ними, обмениваться определенными участками территории и передавать участок своей территории, как правило, на возмездных началах, другому государству (цессия). В то же время все эти операции должны осуществляться по взаимному согласию и на основе международного права. При этом недопустимы односторонние действия, тем более с применением силы.

Принцип территориальной целостности

Цель этого основного принципа международного права - обеспечение стабильности международной системы, поскольку ничто так не дестабилизировало международные отношения, как посягательство на территориальную целостность государств. Учитывая это, в п. 4 ст. 2 Устава ООН закреплено положение о запрете использовать силу или угрозу силой "против территориальной неприкосновенности государств". Декларация о принципах международного права 1970 г. развивает это положение и устанавливает, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, что является результатом применения силы в нарушение положений Устава. Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными". Аналогичные положения содержатся в ст. IV Декларации принципов Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ.

Этот принцип дополняет принцип территориальной целостности. Его значение определяется тем, что уважение существующих границ - необходимое условия мирных отношений между государствами. В Декларации о принципах международного права 1970г. содержание принципа излагается в разделе о принципе неприменения силы: "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ". Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и отказа от территориальных претензий. Скорее соответствующие претензии резюмируются, поскольку говорится о несиловом разрешении споров, таким образом, вопрос решен в рамках принципа неприменения силы.

9.Принцип мирного разрешения международных споров государства обязаны решать свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного выбора средств разрешения спора и с учетом других принципов.Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий другими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.

10.Принцип разоружения . Разоружение- комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. разоружения Основными источниками норм в области разоружения являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.); региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.). Договоры можно также классифицировать по целям и объектам. МП не содержит нормы, прямо обязывающей государства разоружаться. Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы “в духе доброй воли вести переговоры... о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным межд.” (ст.VI Договора о нераспространении ядерного оружия). К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению: запрещение и ликвидация отдельных видов ору­жия, запрещение их производства, накопления, развертывания и применения, ограничение некоторых видов вооружений, со­кращение сферы или районов размещения различных видов вооружений. Наиболее развит комплекс норм, относящихся к оружию массового уничто­жения: - по запрету испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом про­странстве и под водой (Договор 1963 г.), а также по запрету на испытания и раз­мещение ядерного оружия в отдельных пространственных границах (Договор об Антарктике 1959 г., в Латинской Америке 1967 г., на Луне и других небесных те­лах 1984 г. и т.д.); - по нераспространению ядерного оружия (между США,Россией, Великобританией, Францией и Китаем);- по регулированию ядерных стратегических вооружений - межконтинентальных баллистических ракет, тяжелых бомбардировщиков и т.д. (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г., Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991г., Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г.);



11. Принцип м.п. ответственности . Форма международно-правовой ответ-сти - способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы международно-правовой ответственности - нематериальную и материальную. Нематер. (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфакция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим гос-ством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д. Репрессалии - ответные насильственные действия, осущ-мые постра­давшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболоведческого судна за браконьерство). От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление). Матер. выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация - возмещение матер.ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный матер.ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Рести­туция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление гос-твом-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид матер.ответ-сти как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек. На основе договоров возникает такая разновидность матер.ответ-сти как абсолютная или объективная ответ-сть. Речь идет об ответ-сти, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деят-сти. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответ-сти (максимальная компенсационная сумма). Санкции и контрмеры - виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функц МП представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам МП. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только межд.организациями. Что же касается гос-тв, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются гос-твом в случае дискриминации его граждан на тер-рии др.гос-ва, в случае недружественных ограничений эконом. и культурных связей и т д. Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые МП как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с МП.

14. Принцип сотрудничества . Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает гос-тва сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, пред­усмотренных ее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет характер идеи, так как не­возможно обязать государства сотрудничать. Гос-ва имеют право на выбор видом и форм сотрудничества, на отказ от сотрудничества. Гос-ва обязаны сотрудничать с учетом всех принипов МП, то есть равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства во внутреннюю функцию гос-ва; выгода от сотрудничества должна быть взаимной и служить благу всех гос-ств. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплению добрососедский отношений.

15. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств государства обязаны добросовестно выполнять взятые на себя международные обязательства. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

10. Принцип добровольного выполнения обязательств по международному праву . В отличие от других принципов, которые складывались в процессе развития международного права, рассматриваемый принцип утверждался вместе с этим правом. Без него международное право не было бы правом, именно в нем заключен источник юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права. На рубеже ххв. Л.А, Комаровский и В.А Уляницкий писали: "Обязательность договоров вытекает прямо и с логической необходимостью из основных положений права, обеспечивающего мирное сожительство народов".

Принцип закрепил соглашение государств о признании юридически обязательной силы за нормами международного права. И для этого принципы сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.

Одну из важнейших основ безопасности европейских государств составляет принцип нерушимости государственных границ.

признанию существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

отказу от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;

отказу от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости государственных границ наиболее полно был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. содержание данного принципа вплетается в принцип неприменения силы: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

Понимание нерушимости границ впервые получило свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем и в договорах Польши, ГДР и Чехословакии с ФРГ. В договоре между СССР и ФРГ обе стороны отметили, что они «не имеют каких-либо территориальных претензий к кому бы то ни было и не будут выдвигать таких претензий в будущем» и рассматривают как нерушимые границы всех государств в Европе, в том числе границы между Польшей и ГДР, между ГДР и ФРГ. Аналогичные положения содержатся в договорах между Польшей и ФРГ от 7 декабря 1970 г., между Чехословакией и ФРГ от 11 декабря 1973 г. и между ГДР и ФРГ от 21 декабря 1972 г. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права, юридически обязательной для государств – участников упомянутых договоров.

Распад СССР «приземлил» данный принцип международного права и на постсоветское пространство. Так, в частности, 15 апреля 1994 г. в Москве главами государств – участников СНГ была подписана Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников Содружества Независимых Государств, где среди прочего также указано, что «строя свои отношения как дружественные, государства будут воздерживаться от военной, политической, экономической или любой формы давления, включая блокаду, а также поддержки и использования сепаратизма против территориальной целостности и неприкосновенности, а также политической независимости какого-либо из государств – участников Содружества».

Принцип нерушимости государственных границ
(принцип территориально целостности государства).

Всё чаще и чаще в международных новостях попадаются ссылки на принцип нерушимости государственных границ, и принцип территориальной целостности государств.
Теоретически звучит не спорю красиво и очень заманчиво! Однако, с точки законов природы – очень непонятно, нелогично и даже глупо.
Ведь по логике вещей в нашем мире кроме Бога, ничего вечного (неизменного) нет и быть не может. Значит государства, как и все объекты нашего мира зарождаются, разрастаются, стареют, распадаются и отмирают… Затем снова, но уже на новой основе, зарождаются, развиваются и отмирают…
А с ними вместе, естественно, и их границы тоже – зарождаются, расширяются, распадаются и отмирают …
Это Законы Природы, Божественные Законы! Никакими декларациями, даже ООН, этого не изменить!
Попытка жить по законам (ООН) противоречащим Законам Природы, порождает систему двойных стандартов:
– Одни законы (ООН) провозглашаем, а по другим (Природным) приходится жить!
– Стараемся как лучше (по принципам ООН), а получается, как всегда - хуже!

И так будет всегда, пока мы не научимся жить по законам Природы! Будем стараться как лучше, а результат – как всегда!
Мало того, некоторые правительства, даже широко используют принципы ООН для «запудривания мозгов», для более успешного продвижения своих (корыстных) планов. В приложении приведены 10 основных принципов. Не один из них почти нигде и никогда, в международных конфликтах не соблюдается..

Выход только один – начать учится жить по Законам Природы. Иначе хана!

Приложение.
1 Содержание принципов международного права (Декларация о принципах международного права 1970 года)

1.1 Принцип неприменения силы и угрозы силой
1.2 Принцип разрешения международных споров мирными средствами
1.3 Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
1.4 Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
1.5 Принцип равноправия и самоопределения народов
1.6 Принцип суверенного равенства государств
1.7 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
1.8 Принцип нерушимости государственных границ
1.9 Принцип территориальной целостности государств
1.10 Принцип уважения прав человека и основных свобод

Рецензии

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании