Государство как особо сложная социально-экономическая система имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти.

Местное самоуправление – такой способ децентрализации власти, при котором она наиболее приближена к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними. Обеспечивая самоорганизацию граждан и их непосредственное участие в управлении местными делами, местное самоуправление является одной из структур гражданского общества.

В соответствии с Конституцией России местное самоуправление является как бы основой государства, фундаментом устройства государственной власти, государственного управления в стране, но не является частью некогда единой, сверху донизу пронизывающей системы власти, системы управления. Эти две самостоятельные задачи – государственная власть и местное самоуправление – и есть суть управления страной.

Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

В западноевропейских государствах местное самоуправление сложилось задолго до становления современных правовых основ как главный противовес государственной власти, как инструмент гражданского общества, благодаря которому самоорганизующееся население получило возможность отстаивать сои права. Поэтому в современной концепции местного самоуправления получило выражение либеральное представление о том, что граждане должны сами управлять своей жизнью, а государство – оберегать их от внешних врагов и следить за повсеместным соблюдением законов. Инструментом такого народного управления выступают органы местного самоуправления.

Зарубежные модели организации местного самоуправления – англосаксонская и французская (или континентальная).

Англосаксонская модель (Англия, США, Канада, Австралия и др.) характеризуется четким законодательным закреплением перечня муниципальных полномочий. В рамках этих полномочий органы местного самоуправления действуют самостоятельно, представители государства на местах отсутствуют.

Отношения между центральной властью и местным самоуправлением в странах, ориентированных на данную модель, определяются принципом «деятельность в пределах предоставленных полномочий» т.е. органы местного самоуправления могут совершать лишь те действия, которые прямо предписаны законом. Все иные действия считаются совершенными с превышением полномочий и могут быть признаны судом неправомерными.



Родоначальница континентальной модели – Франция, для которой высокая степень централизации местного управления и самоуправления является исторически традиционной. Отличительные признаки этой модели: сочетание местного самоуправления и государственного управления на местах, выборности и назначаемости; определенная иерархия системы местного самоуправления, подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим; наличие на местном уровне специального представителя центральной власти, полномочного осуществлять государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

При сравнении англосаксонской и континентальной моделей местного самоуправления обнаруживается, что сегодня в демократически развитых странах различия между ними не носят принципиального характера. Их современная форма во многом является результатом проведенных реформ местного самоуправления, что позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных муниципальных систем.

Наряду с рассмотренными моделями существуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени вобравшие в себя черты каждой из них и обладающие собственными специфическими признаками. Эти модели получили название смешанных и используются в Германии, Австрии, Японии, в некоторых развивающихся странах. Характерным признаком смешанной модели можно считать сочетание достаточно автономного местного самоуправления на низовом территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.

Местное самоуправление в России имеет давнюю историю:

· вечевая демократия Древней Руси (IX–XIII вв.);

· слободское самоуправление (XIV–XV вв.);

· казачье войсковое самоуправление (XVI–XVII вв.);

· крестьянское общинное самоуправление (XVI–XIX вв.);

· земское и городское самоуправление (вторая половина XIX – начало XX в.).

Как и многие политические институты нашей страны, самоуправление в России развивалось неровно и довольно самобытно: его результаты не слишком походили на муниципальные установления Европы. Вместе с тем безоговорочное противопоставление российского опыта самоуправления зарубежному было бы большой ошибкой – принципы гражданской активности населения, реализуемые в демократических государствах и систематически игнорируемые в России, по сути своей оставались сходными.

Попытка проведения реформы местного самоуправления была предпринята и после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приняло несколько законов о земской и городской реформе. В соответствии с законом от 21 мая 1917 г. «О волостном земском управлении» было образованно 9500 волостных земств и избрано в их состав около 300 тыс. гласных.

После победы октября 1917 г. органы земского и городского самоуправления были заменены системой Советов. Однако эта система не была ни истинным самоуправлением, ни народовластием.

Возрождение местного самоуправления в современный период связано с принятием Конституции РФ 1993 г. и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принципы местного самоуправления в современной России таковы:местное самоуправление признается и гарантируется Конституцией РФ. Государство не учреждает местное самоуправление, а лишь признает его существование, считается с его традициями, демонстрирует ему свое расположение;

ñ местное самоуправление самостоятельно; наделено собственной компетенцией, которая охватывает вопросы местного значения и полномочия по их решению: однако самостоятельность имеет рамки, обусловленные ст. 12 Конституции РФ (в пределах собственных полномочий);

ñ органы местного самоуправления независимы и не входят в систему органов государственной власти;

ñ органы местного самоуправления ответственны: перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами;

ñ органы местного самоуправления образовываются самостоятельно, в них недопустимо назначение должностных лиц должностными лицами государственной власти;

ñ судебная защита местного самоуправления служит гарантией от необоснованного воздействия на него государственной власти.

Признание местного самоуправления как особой формы власти означает, что наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует коллективный интерес местного сообщества – муниципальный, который состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания на территории.

Функции местного самоуправления различны.

1. Функция власти, политическая функция: как одна из форм публичной власти местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка, выполняет другие властные функции.

2. Хозяйственная функция: как организатор местного хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует оказание жителям ряда важнейших общественных услуг.

3. Общественная функция: как часть гражданского общества местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения.

Непосредственные насущные потребности человека в большей мере сосредоточены в рамках не государства или региона, а той конкретной территориальной единицы, в которой он проживает. Ему необходимо, чтобы его дом обслуживался коммунальными службами, чтобы в его населенном пункте работали магазины, школы, детские сады, чтобы функционировали дороги и т. д. Все эти жизненные потребности человек не может удовлетворить самостоятельно. Поэтому и сложилась схема деления государства или региона (в федеративном государстве) на небольшие территориальные единицы -муниципальные образования, имеющие единую инфраструктуру, которая может автономно управляться, обеспечивать непосредственные нужды своих жителей.

Местное самоуправление имеет свои атрибуты и критерии.

Атрибутами местного самоуправления в соответствии с действующим европейским и российским законодательством являются:

ñ территория;

ñ население;

ñ выборные органы;

ñ формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении;

ñ местный бюджет;

ñ местные налоги и сборы;

ñ муниципальная собственность;

ñ местные нормативные акты.

Лишь наличие всех этих атрибутов позволяет говорить о реальном местном самоуправлении.

В качестве критериев местного самоуправления можно выделить:

ñ оформленность территории;

ñ наличие правовой базы для деятельности и ответственности за ее результаты;

ñ определенность порядка выборов органов самоуправления и организации их деятельности;

ñ управление в интересах населения, наличие механизмов участия населения в этом управлении;

ñ разделение предметов ведения и полномочий между должностными лицами местного самоуправления;

ñ обеспеченность местным бюджетом и муниципальной собственностью;

ñ наличие развитого гражданского и правового сознания;

ñ преобладание мер организации над мерами принуждения;

ñ доступность должностных лиц местного самоуправления для граждан.

В Российской Федерации правовая база местного самоуправления – система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует. Это Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, рамочный федеральный закон, федеральные законы, принятые в развитие этого закона и регулирующие отдельные стороны деятельности местного самоуправления, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Конституционного Суда РФ, законы субъектов федерации о местном самоуправлении, уставы муниципальных образований и другие нормативные акты, принимаемые самим муниципальным образованием.

Все названные акты базируются в анализируемой сфере на Европейской хартии местного самоуправления, которая принята Комитетом министров Европы в июне 1985 г. в форме конвенции, открытой к подписанию. От имени Российской Федерации Хартия была подписана в 1996 г. и вступила в силу на ее территории с 1 сентября 1998 г.

К настоящему времени законами субъектов РФ утверждены более 24 тыс. муниципальных образований, из них: городских округов – 523; муниципальных районов – 1799; городских поселений – 1732; сельских поселений – 19 864; внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – 236. Из общего количества муниципальных образований к вновь образованным можно отнести 12,5 тыс. муниципальных образований (51,6 % от общего числа муниципалитетов в России).

Для характеристики самоуправляемой территории используется термин «муниципальное образование».

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населённая территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Именно жители муниципального образования обладают правом на местное самоуправление, которое они реализуют созданием соответствующих органов.

В России в настоящее время действуют четыре территориальные модели местного самоуправления:

ñ одноуровневая – муниципальными образованиями выступают внутриобластные районы и отдельные города, выведенные из районного подчинения. Внутри таких городов областного подчинения чаще всего отсутствуют районы, а входящие в состав внутриобластных районов поселения и части города (если они все же выделяются) не являются муниципальными образованиями, они могут создавать на своей территории только общественное самоуправление;

ñ двухуровневая – муниципальными образованиями являются внутриобластные районы, входящие в их состав сельские административные единицы и небольшие города (1-й уровень), города областного подчинения и входящие в состав этих городов внутригородские районы (2-й уровень);

ñ трехуровневая – муниципальными образованиями являются внутриобластные районы и города областного подчинения (1-й уровень), сельские округа и внутригородские районы (2-й уровень), отдельные сельские поселения и микрорайоны города (3-й уровень);

ñ смешанная – соединение муниципальных и немуниципальных образований. Эта модель имеет три варианта:

а) внутриобластные районы и крупные города не являются муниципальными образованиями, в качестве муниципальных образований выступают только небольшие города, сельские поселения, группы деревень (общинный уровень);

б) на общинном уровне существуют органы местного самоуправления, а во внутриобластных районах и крупных городах – органы государственной власти и органы местного самоуправления;

в) муниципальными образованиями являются только районы и крупные города.

Наряду с местным самоуправлением в муниципальные образования могут выделяться особые территории с общественным самоуправлением; их органы не имеют властных полномочий и не относятся к местному самоуправлению.

Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют местное имущество и местные финансы. К местному имуществу относятся:

ñ муниципальная собственность, приобретение, владение и распоряжение которой полностью является прерогативой муниципальных органов;

ñ государственная собственность, безвозмездно переданная в управление органам местного самоуправления;

ñ собственность федерации или субъекта федерации, которая служит удовлетворению потребностей населения муниципальное образование.

Таким образом, при рассмотрении территориальной организации местного самоуправления и создания муниципальных образований важно иметь в виду, что муниципальное образование – это прежде всего объединение граждан, а не только городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Именно объединение граждан составляет существо муниципального образования (а не его признак).

Муниципальные образования вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушения их конституционных прав как разновидности объединения граждан. Данным правом также обладают глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходова­ния денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Высшим должностным лицом муниципального образования является его глава, который одновременно может осуществлять исполнительную власть, возглавляя его администрацию. Глава муниципального образования может избираться или гражданами, или представительным органом местного самоуправления. Он работает на постоянной основе, не может быть депутатом представительного органа, заниматься предпринимательством. Его конкретные функции и порядок избрания регулируются уставом муниципального образования и местными нормативными актами.

Соотношение полномочий высшего должностного лица и представительного органа местного самоуправления обычно исчерпывается тремя вариантами:

ñ непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в различных пропорциях в компетенциях представительного органа и выборного высшего должностного лица;

ñ все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции представительного органа;

ñ все непосредственно делегируемые населением полномочия реализуются в компетенции выборного высшего должностного лица (при этом контрольные полномочия население оставляет за собой и реализует их посредством сходов и референдумов).

Наиболее распространенной в России оказалась модель «сильный мэр – совет». В этой модели и представительный орган местного самоуправления (совет), и высшее должностное лицо местного самоуправления (мэр) избираются всем населением. Мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета, самостоятельно формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц администрации, организует работу совета и председательствует на его заседаниях, подписывает акты, принимаемые советом. Совет обладает правом преодолеть вето мэра квалифицированным большинством голосов. Досрочное прекращение полномочий мэра возможно посредством местного референдума. Эта модель копирует отношения между ветвями власти в президентской республике.

Вместе с тем принята и другая модель «слабый мэр – совет». При ней населением избирается только совет, а мэр избирается из числа депутатов совета. Он полностью подконтролен и подотчетен совету, не имеет права вето, права формирования администрации; назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц он осуществляет только с согласия совета; пределы его полномочий ограничены решением совета. Досрочное прекращение полномочий мэра совет может осуществить как по своей инициативе, так и по инициативе населения.

Получила распространение и модель «совет – администратор». В этой модели должность мэра отсутствует. Совет избирает председателя, который и организует его деятельность, но не имеет права руководить администрацией. Административные функции передаются управляющему (администратору, «сити-менеждеру»), который нанимается советом на контрактной основе. Он единолично формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц, руководит деятельностью администрации.

Работой представительного органа руководит председатель, иногда в уставах предусматриваются должности заместителя председателя и секретаря (для ведения документов). Основные вопросы решаются на заседаниях, для которых требуется кворум. Некоторые решения могут приниматься большинством присутствующих (при наличии кворума), некоторые – большинством от списочного состава представительного органа.

В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводятся местные референдумы.

Постепенно создается система территориального общественного самоуправления – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Его формы разнообразны: домовые и уличные комитеты, товарищества собственников жилья, городские советы домовых комитетов и др.

Сам факт появления местного самоуправления в структуре организации власти связан с реализацией фундаментального принципа: сократить административную дистанцию между органом, принимающим решение, и сферой действия этого решения, достигая, таким образом, точности фокусировки самого решения, оптимизации расходов на его исполнение, первоочередного учета в нем интересов граждан.

Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте далее.

Основные моменты местного самоуправления

Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.

Особенности органов местного управления

Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.

Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:

  • представительная организация;
  • контролирующая инстанция;
  • руководящее лицо;
  • местная администрация;
  • прочие органы с автономными правомочиями.

Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.

Идея создания

Один из конституционных постулатов гласит, что единственный источник власти - народ России. Принцип прописан в 3 статье. Население вправе его осуществлять через компетентные структуры либо непосредственно.

Властными полномочиями нужно пользоваться. Эта привилегия позволяет контролировать следование конституционным правам на всех уровнях.

В законодательстве РФ существуют 2 метода реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления.

Таблица 1. Методы реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления

Метод Характеристики
№1 Касается видов прямого волеизъявления:
  • участие в референдумах и собраниях местного значения;
  • избрание главы администрации;
  • обращение в самоуправленческие инстанции;
  • формы, установленные законодательными актами Калининградской области, такими как митинги и т.д.
  • №2 Относится к опосредованному участию народа в рассмотрении локальных вопросов. Оно реализуется через структуры местного самоуправления или выборные. Перечисленные инстанции должны:
  • принимать во внимание общественное мнение;
  • реагировать на жалобы;
  • выслушивать предложения;
  • составлять отчетность по проведенной работе;
  • встречаться с представителями народа;
  • выступать с отчетами.

    В случае игнорирования этих обязанностей возможно привлечение к дисциплинарной или административной ответственности, а также отзыв с занимаемого поста.

  • Круг решаемых вопросов

    Назначение представительного органа - реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.

    Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.

    Идея местного самоуправления - автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения

    Круг рассматриваемых вопросов:

    • создание и поддержание школ, детских садов и училищ;
    • забота об общественном порядке;
    • учреждение и материальная поддержка поликлиник и больниц;
    • распоряжение фондами, находящимися в муниципальной собственности;
    • строительство дорожных полотен;
    • налаживание коммунальных услуг;
    • благоустройство территориальных единиц.

    Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции.

    Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие:

    • трещины в стенах построек;
    • отключение воды вне графика;
    • нехватка игровых площадок для детей;
    • незакрытые люки;
    • накопившийся в больших количествах мусор.

    Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе.

    Устав органов местного самоуправления

    Этим документом устанавливаются следующие позиции:

    • полномочия участников;
    • порядок учреждения общества;
    • подконтрольность инстанций;
    • вопросы, касающиеся функционирования организации.

    Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.

    Устав представляет собой мини-конституцию. Это главный документ муниципальной ячейки, разрабатываемый автономно. Учреждается представительными инстанциями. Ознакомиться можно в районной библиотеке и Городском Совете.

    Объекты собственности и денежные средства

    Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:

    • жилой фонд;
    • земли;
    • не приватизированные квартиры и дома;
    • торговые и культурные организации;
    • здания образовательных и здравоохранительных учреждений.

    Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.

    Прибыль поступает из следующих источников:

    • средства от сдачи имущества в аренду;
    • штрафы;
    • пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
    • налоги;
    • дотации.

    Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.

    Круг предоставленных полномочий

    Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.

    Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.

    Основные моменты:

    1. Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
    2. Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
    3. Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
    4. Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
    5. Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
    6. Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.

    Нормативные документы действительны сразу после обнародования.

    Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал:

    • управление казной, что подразумевает использование нераспределенного фонда;
    • инспектирование деятельности муниципальных объединений;
    • установление порядка пользования водными объектами, лесами и землями.

    Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”.

    Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

    1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
    2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

    Последний повсеместно представлен на территории РФ.

    Границы муниципальных ячеек регламентируются законодательными актами субъектов РФ.

    Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

    Структурная единица Описание
    Локальная администрация 1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения.
    2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.
    3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа.
    4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
    Представительный орган 1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа.
    2. Члены органа - избираемые населением депутаты по принципу тайного голосования.
    3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов.
    4. Численный состав определяется Уставом.
    5. Вопросы решаются коллегиально.
    6. В компетенции находятся:
  • принятие устава;
  • утверждение бюджета;
  • ведение сборами и налогами местного значения.
  • Глава 1. Считается высшим должностным лицом.
    2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией.
    3. Эта должность подконтрольна населению.
    4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях - по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
    Контрольный орган 1. Учреждается Уставом.
    2. Основная задача - контроль расходования денежных средств и имущества.
    3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата.
    4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

    Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

    Видео — Местное самоуправление

    local selfgoverning) - в Российской Федерации признаваемая и гарантируемая Конституцией федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. М.с. как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

    самостоятельна, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными и иными законами, нормами, правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации, федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления" Местное самоуправление осуществляется населением через представительные и исполнительные органы местного самоуправления. А также непосредственно - путем проведения местных референдумов, сходов, собраний, конференций жителей и в других формах. Но главным субъектом местного самоуправления является местное население. Представительные органы местного самоуправления выявляют волю, интересы местного населения и выражают их в виде решений, которые реализует местная исполнительная власть. Представительные органы выбираются населением в количестве от 5 до25 делегатов) в зависимости от численности населения соответствующей территории) сроком на 4 года. Основная часть депутатов этих органов работает на непостоянной основе. В составе представительного органа местного самоуправления работают постоянные депутатские комиссии и комитеты. Важные вопросы местного значения решаются на сессиях - собраниях депутатов представительного органа (местный бюджет, отчет о его исполнении, установление местных налогов и сборов, программа развития территории и др.).

    Местная администрация является муниципальным органом управления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции. Во главе ее находится глава администрации. В составе местной администрации создаются отделы, управления, комиссии, в крупных городах - департаменты.

    Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Однако их органы могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

    Основными принципами организации местного самоуправления являются: самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий; многообразие форм организации местного самоуправления; защита прав местного населения на местное самоуправление; выборность органов местного самоуправления; участие населения в выработке, принятии и реализации решений по проблемам местного значения; гласность и учет общественного мнения; ответственность органов местного самоуправления за принимаемые решения; сочетание интересов местных сообществ и государственных интересов и др.

    Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органом государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

    В России история местного самоуправления начинается почти с самого момента ее зарождения. Не только Великий Новгород, но и многие другие, малые города, управлялись народными собраниями - Вече. Позже местное самоуправление осуществлялось в приграничных и колонизируемых территориях, прежде всего в казацких общинах и дружинах. Особенное значение в жизни дореволюционной России местное самоуправление получило в конце XIX в. с введением института земства, ведавшего такими важными социальными функциями как медицина, образование и т. п.

    После Октябрьской революции местному самоуправлению была отведена декоративно-декларативная роль, в реальности все сколько-нибудь важные решения принимались централизованно либо по жесткой схеме, не дающей возможности для принятия собственного решения.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. вернула органам местного самоуправления дореволюционное значение, определив, что они не входят в систему государственных учреждений. Исходя из положений Основного Закона РФ, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, с учетом сложившихся традиций, соображений целесообразности и т. д.

    Экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность - собственность городских и сельских поселений и других муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, принимают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления в РФ могут осуществлять и некоторые функции государственных органов. В этом случае государство обеспечивает необходимое финансирование органов местного самоуправления и осуществляет контроль этой части их деятельности.

    Конституция РФ запрещает органам субъектов федерации или иным государственным органам ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами.

    Однако следует признать, что современное местное самоуправление в России едва ли реализует и половину своих функциональных возможностей. Дело в том, что в основе эффективного функционирования органов местного самоуправления лежит творческая инициатива местного населения, дефицит которого наблюдается в нашей стране. В то же время, пользуясь бесконтрольностью, многие мэры российских городов стали фигурантами многочисленных уголовных дел. Хищения, злоупотребления и проч. стали нормой. В этой связи, начиная, с 2006 г., в стране начала осуществляться реформа местного самоуправления, которая, с одной стороны, призвана увеличить степень ответственности органов власти местного самоуправления как перед народом, так и перед государством, а с другой стороны, пробудить инициативу широких слоев населения.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Внутренняя политика в РФ реализуется на двух уровнях. Ее осуществляют органы государственного и местного самоуправления. На втором уровне формируются исполнительные структуры муниципального значения. Государственное и местное самоуправление отличаются кругом полномочий, сферами их распространения. Муниципалитеты формируют самостоятельное направление реализации внутренней политики РФ. Они независимы от федеральных структур и неподотчетны им. Рассмотрим далее общие принципы организации местного самоуправления.

    Основные сведения

    Местная власть и самоуправление выступают в качестве одной из форм выражения волеизъявления населения страны. Оно реализуется на уровне МО - в сельских и городских поселениях, городах или их отдельных районах. Местное самоуправление решает вопросы, касающиеся жизни МО. Причем ключевую роль в этом играют граждане, проживающие в пределах конкретного муниципалитета. Волеизъявление населения выражается на выборах, референдумах, собраниях, и пр.

    Какие вопросы решает местное самоуправление?

    Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами МО определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур. Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, следует в первую очередь отметить, что в функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов. Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации. При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам. В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.

    Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, необходимо отметить важнейшую обслуживающую функцию уполномоченных структур. В их обязанности входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации. Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного МО. Нельзя не упомянуть и о том, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере благоустройства территории. В задачи структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства.

    Финансовый контроль

    Далеко не многие знают, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере бюджетного обеспечения. Между тем для надлежащей реализации своих полномочий каждое МО должно иметь на это необходимые средства. В качестве источников доходов выступают:

    1. Сборы и налоги, штрафы, часть государственных отчислений, предусмотренных в ФЗ и Уставе.
    2. Поступления от приватизации либо сдачи в аренду имущества.
    3. Отчисления с прибыли промышленных, обслуживающих, торговых и прочих предприятий.
    4. Дотации.

    Общая организация местного самоуправления

    Структура системы определена в законодательстве формально. В соответствии с ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации состоит из выборных (избираемых непосредственно гражданами) либо образуемых представительным институтом МО структур. Они наделяются собственными полномочиями. Эти территориальные структуры не входят в систему государственных органов. Для них определяется конкретный перечень направлений работы. Местное самоуправление реализуется на территории всей страны. Границы МО изменяются и устанавливаются по законодательству субъектов РФ.

    Виды территориальных структур

    Выше мы рассмотрели, какие вопросы решает местное самоуправление в целом. Однако в его структуре образуются службы, учреждения и предприятия, которые наделяются полномочиями в конкретных сферах. Органы территориального самоуправления представляют собой уполномоченные институты МО, образованные для реализации административных функций в пределах его границ в целях развития экономики, социально-культурной сферы, обеспечения интересов населения. Среди основных структур следует выделить:


    Обязательным считается наличие выборных структур и администрации. Последняя выступает в качестве исполнительно-распорядительного института. Правила создания, круг и срок полномочий, подконтрольность и подотчетность местных органов определяются в Уставе МО. Наименования территориальной администрации и ее главы, представительной структуры устанавливаются региональным законодательством. При этом учитываются культурно-исторические традиции населенного пункта.

    Представительная структура

    Местное самоуправление включает в себя выборный институт, наделенный правом представлять интересы граждан и принимать от их имени постановления и прочие нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию МО. Представительная структура включает в себя депутатов. Они выбираются гражданами, проживающими на территории МО по принципу всеобщего, прямого, равного, тайного голосования. Структура считается сформированной при избрании не меньше 2/3 от установленного в Уставе общего числа депутатов.

    Направления деятельности

    В лице представительных структур местное самоуправление решает проблемы, касающиеся:

    1. Принятия Устава МО, внесения в него дополнений/изменений.
    2. Утверждения бюджета и отчетности по его исполнению.
    3. Установления, изменения и отмены сборов и налогов на территории МО.
    4. Принятия программ и планов развития населенного пункта, утверждения отчетов по их реализации.
    5. Определения порядка распоряжения и управления имуществом, составляющим собственность МО.
    6. Контроля реализации территориальными структурами и их должностными лицами своих полномочий.
    7. Порядка принятия решений, связанных с созданием, ликвидацией учреждений и предприятий МО, а также установления тарифов на их услуги.
    8. Определения правил материально-технического обеспечения работы уполномоченных структур.
    9. Участия МО в организациях межмуниципального взаимодействия.

    Прочие полномочия представительных структур устанавливаются ФЗ, а также региональными законами и Уставами.

    Глава МО

    Это высшее муниципалитета. Глава МО наделяется полномочиями Уставом и является подконтрольным населению и представительной структуре. К его ведению относятся проблемы территориального значения, утверждение приказов о назначении служащих в администрацию. В законодательстве предусматривается порядок досрочного прекращения полномочий главы в случае отставки по личному желанию, отзыва избирателями и в ряде иных ситуаций.

    Администрация

    Местное самоуправление в Российской Федерации может осуществлять отдельные гос. полномочия. Они определяются ФЗ и региональными нормативными актами. Эти полномочия передаются в первую очередь администрации МО. В качестве руководителя может выступать непосредственный глава муниципалитета либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Он, в свою очередь, заключается по результатам конкурса. Срок полномочий руководителя определяется в Уставе. утверждается представительным территориальным органом. В нее могут входить функциональные (отраслевые) и прочие отделы.

    Права территориальных структур

    Вопросы, решаемые органами местного самоуправления, зачастую не терпят отлагательств. В этой связи у уполномоченных структур должны быть соответствующие полномочия, позволяющие устранить те или иные проблемы в кратчайшие сроки. Российское местное самоуправление наделяется рядом прав, которые передаются:


    В качестве важнейшего направления реализации функций выступает издание обязательных для исполнения нормативных актов. К ним, в частности, относят постановления и решения, содержащие правила поведения граждан и должностных лиц на территории МО. За невыполнение либо нарушение предписаний предусматривается ответственность.

    Особенности распоряжения собственностью

    В полномочия местного самоуправления входят:

    1. Управление казной МО - единым нераспределенным денежным фондом.
    2. Определение порядка пользования лесов, водных объектов и земельных участков.
    3. Контроль деятельности муниципальных предприятий.

    Уполномоченные структуры вправе:


    Дополнительно

    Правовая основа функционирования местных органов устанавливается Конституцией в ст. 130-133 и 12, ФЗ, региональном законодательстве. В Уставах МО могут предусматриваться различные должности, в том числе главы администрации и представительных структур. Руководитель муниципалитета может избираться населением, проживающим непосредственно на его территории. Глава МО может также выдвигаться представительным органом из состава своих членов. Избранный населением руководитель вправе председательствовать на заседаниях законодательной структуры, если это предусматривается в Уставе. Продолжительность полномочий главы и выборных лиц представительного органа не может составлять менее двух лет.

    Ответственность

    Территориальные структуры подконтрольны в первую очередь населению. Они также несут ответственность перед государством в порядке, установленном в законодательстве. Она наступает по решению соответствующей судебной инстанции при нарушении уполномоченной структурой положений Конституции, ФЗ, региональных нормативных актов или Устава МО. Должностные лица привлекаются к ответственности и в случае неисполнения ими либо ненадлежащего исполнения отдельных гос. полномочий. Глава региона вправе издать нормативный акт о снятии с поста главы МО в порядке, определенном законодательством. Это допускается при выявлении нарушений в работе должностного лица по результатам проверки. Период, в который он утверждается, не может быть меньше 1 мес. с даты вступления в действие последнего судебного решения, выступающего в качестве основания для его принятия. Надзор за исполнением положений Конституции и законодательных актов территориальными структурами и их служащими осуществляется прокуратурой и прочими уполномоченными федеральными органами. В нормах предусматривается возможность обжалования действий/бездействий, постановлений и иных юридических документов, изданных территориальными структурами.

    Заключение

    Местное самоуправление выступает в качестве связующего звена между населением и государством. Ключевой задачей территориальных структур выступает обеспечение благоприятных условий для населения, проживающего на территории МО. Для ее реализации местные органы наделяются соответствующими полномочиями. Вместе с этим территориальные структуры несут ответственность в первую очередь перед гражданами.

    Местное самоуправление

    Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан , обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

    В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так, распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешанная и советская модель.

    Теория местного самоуправления

    Местное самоуправление - одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление - децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ. Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем , немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816-1895), Лоренцом Штейном (1815-1890), Паулем Лабандом и другими. Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной теории самоуправления местное самоуправление - одна из форм организации местного государственного управления. В современной России местное самоуправление относится к институтам публичной власти , а не гражданского общества , вместе с тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления.

    В России

    История

    Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II . Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы - губернские и уездные земские управы. которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. В 1917 году были приняты новые положения согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местные органами государственной власти и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

    К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК . Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями), однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе , которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.

    Правовые основы

    Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

    Правовую основу местного самоуправления составляют:

    • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
    • федеральные конституционные законы,
    • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
    • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
    • уставы муниципальных образований,
    • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
    • иные муниципальные правовые акты.

    Компетенционные основы

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.

    Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.

    Формы осуществления

    В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:

    • муниципальный район - несколько городских и/или сельских поселений
      • сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов
      • городское поселение - один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
    • городской округ - городское поселение, не входящее в состав муниципального района
    • внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

    Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003-2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.

    Организационные основы

    Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

    • представительный орган муниципального образования
    • контрольный орган муниципального образования
    • иные органы местного самоуправления

    В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

    • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
    • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
    • представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту

    В муниципальном районе допускается такой вариант структуры органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

    В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

    Экономические основы

    Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

    Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

    • средства самообложения граждан
    • доходы от местных налогов и сборов
    • доходы от региональных налогов и сборов
    • доходы от федеральных налогов и сборов
    • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
    • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
    • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей
    • штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
    • добровольные пожертвования
    • субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
    • иные законные поступления.

    Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

    Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).

    Межмуниципальное сотрудничество

    В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Кроме того, закон допускает создание иных объединений муниципальных образований с учетом территориальной и организационной основы, а также межмуниципальных хозяйственных обществ и иных организаций.

    В некоторых бывших колониях Великобритании , в Австралии , Гане и Нигерии сохранилось административно-территориальное деление, предусматривающее наличие территорий местного управления.

    Правовые акты и литература

    • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с последними изменениями на сайте КонсультантПлюс

    Журналы

    • Интернет-журнал «Проблемы местного самоуправления»
    • Журнал «Управа»
    • Российский журнал «Муниципалитет»
    • Журнал «Конституционное и муниципальное право»
    • Журнал «Государственная власть и местное самоуправление»
    • Felix Böllmann: Formalprivatisierung kommunaler Aufgabenerfüllung und Transformation - Rechtsökonomische Analyse am Beispiel Russlands und Ostdeutschlands , Leipziger Universitätsverlag, Leipzig 2007, ISBN 978-3-86583-169-9

    См. также

    • Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления

    Примечания

    Ссылки

    • К вопросу о местном и региональном самоуправлении в Украине

    Местное самоуправление в России

    • Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления на селе - статья д.э.н., профессора Адукова
    • Всероссийское информационное агентство «Местное самоуправление»
    • К. И. Могилевский. Столыпинские реформы и местная элита. Совет по делам местного хозяйства (1908-1910) (отв. редактор В. В. Шелохаев), М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008
    • Политологи об «охоте на мэров»: «Все понимают, что такое политический заказ» * «Охота на мэров» - явление, давно описанное политологами

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Местное самоуправление" в других словарях:

      - (local government) Административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны; в федеральных системах – на определенную территорию в пределах субъекта федерации (штата или области, например). Власть… … Политология. Словарь.

      В РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его … Финансовый словарь

      Местное самоуправление - (англ local self government) в РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ* самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения,… … Энциклопедия права

      В РФ признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения. М.с. как выражение власти народа составляет одну из… … Юридический словарь

      Система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое… … Словарь бизнес-терминов