Тема 11. Международная миграция рабочей силы

1. Миграция рабочей силы: типы и причины.

2. Экономические эффекты миграции рабочей силы.

4. Регулирование миграции рабочей силы.

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Международная миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции и реэмиграции.

Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

Иммиграция – въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.

Реэмиграция - возвращение иммигрантов в страну эмиграции.

В соответствии с классификацией Международной организации труда различают пять типов современной международной миграции:

1. переселенцы , приезжающие на постоянное место жительства;

2. работающие по контракту , в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

3. профессионалы , имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

4. нелегальные иммигранты , в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, но занимающиеся трудовой деятельностью;

5. беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-нибудь угрозы.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн трудящихся-мигрантов, с учетом иждивенцев – более 100 млн человек. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени – служащие.

Зарождение трудовой миграции связано со становлением и развитием мирового капиталистического хозяйства. Глобальный характер мирового экономического развития, вовлечение стран в мирохозяйственный оборот, взаимосвязанность стран и неравномерность их экономического развития породили экономические причины миграции :



· различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях оплаты труда, жизни, социального обеспечения;

· различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

· несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

· состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становится поиск конкретной работы в целях самовыражения.

Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов. Среди них:

· глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;

· НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;

· развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

· фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе иностранную, возрастает, в фазе кризиса – падает;

· процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы объединяющимися странами, которые превращаются в центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

· растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны;

· развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям:

· миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

· миграция между промышленно развитыми странами;

· миграция высококлассифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

· миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;

2) по территориальному охвату:

· межконтинентальная;

· внутриконтинентальная;

3) по времени:

· безвозвратная;

· временная;

· сезонная;

4) по степени законности:

· легальная;

· нелегальная.

Международная трудовая миграция - один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Международная миграция рабочей силы по своим последствиям неоднозначна как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

Во-первых, вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.

Во-вторых, существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов.

В-третьих, иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате фирмы экономят на издержках.

В-четвертых, велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов.

По данным отчета Европейского Совета, в 80-е годы доля молодежи в возрасте до 25 лет в шести крупнейших западноевропейских странах составляла от 37 до 51% всего иностранного населения, в то время как доля молодежи местного населения не превышала 32-38%.

В-пятых, иммигранты расширяют емкость внутренних товарных рынков, а аккумулированные на их счетах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.

В- шестых, часть заработной платы иммигранты переводят на родину, что создает предпосылки для экспорта товаров стран, где работают иностранцы, в страны их происхождения. Например, в Египте эксплуатация Суэцкого канала в начале 80-х гг. давала прибыль в 970 млн долл США, туризм – 600 млн долл. США, а денежные переводы эмигрантов – 3,1 млрд. долл. США.

Вместе с тем иммиграция порождает в принимающей стране ряд проблем и противоречий:

· обостряется ситуация на национальном рынке труда;

· вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе национальной;

· провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда. После работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие. Для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причем зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей стороны, ее вес в современном мире, иногда ее исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

1) миграция из развивающихся в развитые страны;

2) миграция в рамках развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран (сходна с миграцией из развивающихся в развитые страны);

5) миграция работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны.

Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 - в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

В 80-х гг. для развивающихся стран Азии, Латинской Америки, отчасти Африки стала характерной «утечка умов». В середине 90-х гг. только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Корейской Республики. Такой разрыв объясняется тем, что многие корейские студенты по окончании учебы в США не возвращались на родину, продолжая научные исследования в американских научных и учебных учреждениях.

Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особого программного обеспечения обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс долл.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как «утечка умов», например, из Западной Европы в США. Впервые в концентрированном виде этот процесс проявился на рубеже 40-50-х гг., когда большое количество специалистов, ученых из Западной Европы стали перемещаться в США. В результате пострадал ряд научных направлений в ФРГ, Италии, Франции.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами - членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами - с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран ЮВА. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн человек рабочих только из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «тиграх», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе.

Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т.п.).

Имеет свои особенности миграция в рамках бывших социалистических стран, а также в рамках СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Ныне к их числу добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс китайцев. Наряду с организационным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным, существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.

В 90-х гг. возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: из Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - около 70 тыс человек. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. Вслед за Москвой идут Ханты-Мансийский АО - 27,3 тыс и Ямало-Ненецкий АО - 18,2 тыс человек. Подавляющее большинство мигрантов - 247,2 тыс человек, т.е. 85% от общей численности, задействованы в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом из Украины).

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах - ее экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 г., связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за «прозрачности» российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством. По данным Минтруда России, доля легальной иностранной силы в 1994 г. в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах, не превышала 8%. Экстраполируя эти цифры на все народное хозяйство, можно прийти к заключению, что в середине 90-х гг. Россия имела около 2 млн иммигрантов-нелегалов.

В настоящее время в мире сложились 7 мировых центров притяжения рабочей силы:

1) страны Западной Европы – 13 млн мигрантов и членов их семей. В этих странах целые отрасли экономики зависят от импорта рабочей силы. Во Франции эмигранты составляют четверть занятых в строительстве, треть в автомобилестроении; в Бельгии половину горнорабочих;

2) нефтедобывающие страны Ближнего Востока – 4,5 млн иностранных рабочих (80-е гг.). Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона в ОАЭ составляет 97%, в Катаре – 95,6%, в Кувейте – 86,5%. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет;

3) США – с 1995 г. ежегодный доступ иммигрантов установлен на уровне 650 тыс человек, из них 2/3 представляют собой категорию родственников и 1/3 – квалифицированные специалисты и члены их семей;

4) Австралия – 200 тыс иностранных рабочих. В страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны. В начале 90-х гг. в экономику Австралии влилось 1,2 млрд долл., а 9 тыс инвесторов и 28 тыс членов их семей получили визы;

5) страны Азиатско-Тихоокеанского региона – основные импортеры рабочей силы являются НИСы, а также Япония и Бруней;

6) страны Латинской Америки – 3 млн мигрантов. Распространена сезонная сельскохозяйственная миграция. В последние годы сюда устремились мигранты из стран Центральной и Восточной Европы, имеющие специальности нефтяников, инжененров-химиков и др.;

7) страны Африки – внутриконтинентальная миграция в 90-е годы составила более 2 млн человек. Основные принимающие страны этого региона – страны Северной Африки и ЮАР.

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной главе в основном будетуделено внимание проблемам международной трудовой миграции, международномурынку рабочей силы. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Он существует в форме трудовой миграции.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

В середине XIX века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода».

Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышения уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после победы «северян» над «южанами», а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае -- чисто экономические. Так, число желающих мигрировать из Мексики точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в США при плате 4 долл. в час. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носит в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после 2-й мировой войны, в особенности с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, основанные на временной основе, не сопровождаемые натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной рабочей силы в настоящее время становится важным элементом нормального функционирования мирового хозяйства.

  • 1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;
  • 2) миграция в рамках промышленно развитых стран;
  • 3) миграция рабочей силы между развивающимися

странами;

  • 4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);
  • 5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии -- 40% строительных рабочих.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление как «утечка умов». Например, из Европы в США.

Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран ЕС.

В разделе I «Хартии» записано: 1) «Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем»; 2) «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране».

В «Хартии» декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать его демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов

Изучение модели миграции рабочей силы в рамках ЕС весьма полезно для учета особенностей становления в перспективе рынка трудовых ресурсов СНГ.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами.

Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских эмиратов, странами--членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами -- с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы встранах-импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских «новых индустриальных странах», в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка в малоквалифицированной рабочей силе. Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном -- это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др., например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать себя и т. п.). Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует «опасность колонизации» российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46 процентов московских строителей, 34 процента работников столичного транспорта. В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические -- рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина -- 32 процента от общей численности работающих иностранцев, Турция -- 22 процента; СФРЮ -- 8 процентов, Молдова -- 4 процента, Беларусь -- 3 процента.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относится необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается, прежде всего, предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но, прежде всего, за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом с Украины).

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах -- ее экономическая выгодность.

Прежде всего -- низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию.

Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией-въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс реэмиграции - это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

В результате международной миграции за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что рабочая сила сама является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, т.е. страна, откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

    иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е годы были периодом высокого уровня иммиграции;

    работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

    нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникает через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

    лица, просящие убежища. До 80-х годов численность этой категории была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

    беженцы. По данным ООН, в мире в начале 90-х годов насчитывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек.

Можно выделить пять направлений международной миграции рабочей силы:

    1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

    2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

    3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

    4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые страны),

    5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми рабочими, без которых невозможен нормальный производственный процесс. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве; 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление, как «утечка умов», например из Европы в США.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами арабских эмиратов, странами - членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами - с другой. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских НИС, в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка малоквалифицированной рабочей силы.

Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов, например в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать себя и т.п.).

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.

В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина - 32% от общей численности работающих иностранцев, Турция - 22%, Молдова - 4%, Беларусь - 3%.

Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия - нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:

    повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

    иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

    при импорте квалифицированной рабочей силы принимающие страны экономят на затратах на образование и профессиональную подготовку;

    иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь, понижение в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ:

    экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления СКВ в страну; по данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта рабочей силы она значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл.; фактическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта;

    экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране;

    бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда.

Существуют следующие прямые источники валютных доходов от экспорта рабочей силы;

    налоги с прибыли фирм-посредников;

    непосредственные переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

    личное инвестирование эмигрантов в экономику родной страны (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

    капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

В то же время страны-экспортеры рабочей силы сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное - это «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран:

    США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс.;

    Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны, входящие в ЕС, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР;

    Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии. Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин;

    другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов - интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В результате войн в Персидском заливе в 1991 г. около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта;

    новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения, другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., объявляет свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами-участницами соглашений, а также с «третьими странами», как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к «третьим странам».

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами-людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами-людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

    работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

    специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

    представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

    специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

    крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

    профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся выпускнику по данной специальности в стране-экспортере рабочей силы;

    ограничения личного характера. Законодательства принимающих стран предъявляют жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций;

    количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество;

    экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить;

    временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней;

    географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона;

    запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев.

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

    программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (Германия, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других - через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой;

    программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средств, которые могли бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, Германия, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине;

    программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей.

Пропорционально увеличению мировой популяции растет и миграция рабочей силы – в 2015 году количество международных мигрантов, то есть тех, кто покинул свою страну с целью трудоустроиться в ином государстве, выросло втрое в сравнении с 1970 годом. Причем с каждым годом наблюдается рост этого показателя примерно на 2–3%. Легальная и контролируемая миграция трудоспособного населения рассматривается как положительное социально-культурное явление.

Ключевые термины и характеристики современной миграции рабочей силы

Процесс миграции человеческих ресурсов подразумевает перемещение индивидуума из страны, в которой он родился, на территорию иного государства. В том случае, если человек переселяется для более выгодного трудоустройства, говорят о трудовой миграции или миграции рабочей силы. Субъектами ее являются и жители страны, переезжающие в другой регион, и иностранцы, которые могут трудоустраиваться как легально, так и нелегально.

Различают такие виды миграции рабочей силы:

  • сезонная – выполнение мигрантом сезонных работ в другом государстве (например, сейчас популярна сезонная );
  • безвозвратная – выезд за рубеж на ;
  • временно-постоянная – выполнение профессиональной деятельности на территории принимающей страны в течение ограниченного срока (работа по контракту или реализация проекта);
  • маятниковая – ежедневное пересечение границы другого государства и возвращение обратно по работе;
  • – незаконное трудоустройство в другой стране;
  • «утечка мозгов» – массовая односторонняя миграция специалистов высокой квалификации (ученых, инженеров).

Страну, которая принимает жителя иного государства и предоставляет ему рабочее место, принято называть реципиентом. Иммиграция рабочей силы – это процесс въезда иностранных граждан для трудоустройства. Страна, которая поставляет рабочую силу, – это донор. Соответственно, трудоспособные граждане, выезжающие из страны-донора, являются эмигрантами. Частные подробности терминологии по этому вопросу описаны в материале « ».

На сегодня миграция рабочей силы характеризуется:

  • ростом нелегального трудоустройства,
  • усилением материальных мотивов;
  • увеличением научно-технических кадров в качестве субъектов миграции;
  • возрастанием сезонных мигрантов;
  • увеличением миграции трудовых ресурсов внутри стран.

Масштабы рабочей миграции растут из года в год, при этом возраст трудоспособных мигрантов постепенно «молодеет».

Современные трудовые мигранты – это молодежь 20–25 лет, особенно из постсоциалистических стран, которая активно ищет для себя лучшие варианты трудоустройства за рубежом в различных сферах (в основном , Польше).

Причины современной трудовой миграции

На сегодняшний день чаще всего мигрируют те, кто недоволен уровнем экономики страны и своим материальным положением в ней. Еще одним распространенным, экономически обусловленным фактором усиления рабочей миграции является затяжная безработица в слаборазвитых странах. Таким образом, основная причина, толкающая людей на переезд людей за рубеж, – поиск работы с целью повышения уровня жизни.

При этом миграционный поток направляется в страны с развитой промышленностью и экономикой. На рабочие места, подразумевающие тяжелый физический труд и не пользующиеся популярностью у местных жителей, всегда найдутся желающие из числа трудовых мигрантов, прибывших из менее развитых государств.

Основные направления международной миграции рабочей силы проходят как из развивающихся стран в более развитые, так и наоборот. Сюда же относят и перемещения граждан внутри развитых и развивающихся стран, и миграцию из бывших социалистических республик.

Что касается причин процесса трудовой миграции между или внутри развитых стран, здесь на первый план выходят неэкономические факторы:

  • престижность компании или работы;
  • возможность карьерного роста;
  • повышение квалификации;
  • культурные потребности.

Отъезд специалистов высокой квалификации из развитых стран в развивающиеся обычно обусловлен возникновением новых возможностей в работе и / или карьерным ростом. Но просто так поехать на работу за границу нельзя. Обязательно оформляется .

Популярные центры притяжения трудовых мигрантов

На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:

  • Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
  • Южная Америка;
  • Западная Европа – Франция, Германия;
  • Северная Европа – Швеция, Великобритания;
  • Юго-восточная и Западная Азия.

К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Венесуэла.

Специальности субъектов трудовой миграции

Структура мигрирующей рабочей силы определяется двумя моментами:

  1. Наличием рабочих мест для высококвалифицированных кадров и ученых в промышленно развитых странах. Цель – стимуляция качественного миграционного потока и, как следствие, более успешный научно-технический прогресс.
  2. Широкими возможностями для трудоустройства мигрантов рабочих специальностей – строителей, шахтеров, автомехаников, работников сферы торговли и услуг.

Такая структура мигрировавших трудовых ресурсов определяет выгоды и убытки стран-доноров и стран-реципиентов.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

В стране-доноре, отдающей рабочую силу, наблюдаются следующие эффекты:

  • Преимущества миграции:
    • снижается уровень безработицы;
    • отсутствие затрат на повышение квалификации кадров, ознакомление их с передовыми технологиями и обучение профессиональным навыкам;
    • пополнение бюджета за счет перевода денежных средств от эмигрантов.
  • Минусы экспорта трудовых единиц:
    • уменьшение количества налогоплательщиков;
    • отток высококвалифицированной рабочей силы, замедляющий научно-технический прогресс.

Регулирование трудовой миграции нацелено на усиление положительных и уменьшение отрицательных эффектов процесса, и состоит в разумном управлении и контроле въезда-выезда из страны трудоспособного населения. Так, одним из способов регулирования миграции является введение ограничений на въезд трудовых мигрантов.

Например, прием мигрантов на работу в 2019 году в Российской Федерации будет сокращен. Планируется привлечь больше специалистов из области горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работ, чтобы удовлетворить спрос работодателей при подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA и выполнении других проектов.

Подведем итоги

Миграция рабочей силы на сегодня достигла глобальных размеров – в ней задействовано большинство стран мира. Процесс этот обусловлен различными причинами, чаще всего связанными с внутренним социально-экономическим состоянием отдельных стран и международной экономики в целом. Приток и отток трудовых ресурсов имеют положительные и отрицательные последствия на государственном уровне. В мировом масштабе явление трудовой миграции способствует более эффективному развитию национальных экономик и укреплению межнациональных связей.

Миграции в мире XXI века, их масштабы и последствия: Видео

1. Причины международной миграции рабочей силы

М еждународная миграция рабочей силы – это перемещение рабочей силы с одной страны в другую. Она включает два основных взаимосвязанных процесса: эмиграционный и иммиграционный.

Эмиграция – это отъезд рабочей силы с одной страны в другую.

Иммиграция – это въезд рабочей силы в принимающую страну. Реэмиграция – возвращение рабочей силы в страну эмиграции (на родину).
В качестве основных форм миграционных процессов обычно выделяют:

Постоянную миграцию. Это форма преобладала до 1 мировой войны и характеризовалась тем, что значительные массы людей навсегда покидали свои страны и переселялись на постоянное проживание в США, Канаду, Австралию и пр. переселение в обратном порядке было незначительным.
- временную миграцию, которая предусматривает возвращение мигрантов на родину по окончании определенного срока. В связи с этим нужно отметить, что современная миграция приобрела ротационный характер;
- нелегальную миграцию, которая очень выгодна предпринимателям стран-мигрантов и составляет своеобразный резерв необходимой им дешевой рабочей силы.

Разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, которые пересекают национальные границы, создают международный рынок труда, который функционирует во взаимосвязи с рынками капитала, товаров и услуг. Иначе говоря, международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.

Международная миграция рабочей силы вызывается факторами внешнего экономического развития каждой отдельной страны и внешними факторами: состоянием международной экономики в целом и экономическими связями между странами. В определенные периоды в качестве факторов и движущих сил международной трудовой мобильности могут выступать также политические, военные, религиозные, национальные, культурные, семейные и др. социальные факторы. Причины международной трудовой миграции можно также понять лишь как конкретную совокупность названных факторов.

Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причину международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и структурой накопления капитала.

1) Отличия в темпах накопления капитала обуславливают отличия сил притяжения или отталкивания рабочей силы в разных регионах мирового хозяйства, что в конечном итоге определяет направления перемещения этого фактора производства между странами.
2) Уровень и масштабы накопления капитала оказывают непосредственное влияние на уровень занятости трудоспособного населения и, таким образом на размеры относительного перенаселения (безработицы), которое является основным источником трудовой миграции.
3) Темпы и размеры накопления капитала в свою очередь до определенной степени зависят от уровня миграции. Эта зависимость заключается в том, что относительно низкая заработная плата иммигрантов и возможность снизить оплату труда отечественных трудящихся позволяет снизить затраты производства и тем самым увеличить накопление капитала.

Такая же цель достигается путем организации производства в странах с дешевой рабочей силой. Транснациональные корпорации с целью ускорения накопления капитала используют или движение рабочей силы к капиталу, или перемещают свой капитал в регионы с излишними трудовыми ресурсами.

4) Причиной перемещения рабочей силы являются изменения в структуре потребностей и производства, которые вызваны НТП. Сокращение объема производства или ликвидация некоторых устаревших отраслей освобождают рабочую силу, которая ищет себе применение в других странах.

Таким образом, международная трудовая миграция – это прежде всего форма движения относительно лишнего населения с одного центра накопления капитала в другой.

Однако в международную трудовую миграцию втягиваются не только безработные, но и часть работающего населения. В этом случае движущим мотивом миграции выступает поиск более выгодных условий труда. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни и заработной платы в страны с более высоким уровнем. Национальные отличия в заработной плате являются объективной основой миграции труда.