Характеристика предмета международно-правового регулирования обусловливает трактовку проблемы международных правоотношений и международной правосубъектности.

Само понятие субъекта международного права должно, очевидно, базироваться на общетеоретическом определении субъекта права как участника отношений, регулируемых правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей (см.

Однако в течение долгого времени (ощутимо это и сегодня) традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, прежде всего межгосударственных, отношений порождало "привязку" субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники межгосударственных и иных международных отношений могли претендовать на признание их статуса субъектов.

При таком подходе имеются в виду следующие отношения:

1) между государствами1 - двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

2) между государствами и международными организациями, созданными государствами и именуемыми межправительственными;

3) между самими международными межправительственными организациями.

Поскольку каждая международная межправительственная организация - это форма сотрудничества государств, все названные виды отношений можно квалифицировать как межгосударственные.

В теории международного права сложилась концепция особого статуса субъектов как участников указанных отношений. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, не признавалась главной чертой субъекта. Его определяющим свойством объявлялась юридическая способность участников отношений к таким самостоятельным международным действиям, которые предполагают их независимое относительно друг друга положение и способность к совместному созданию международно-правовых норм. Иначе говоря, только те образования, которые не находятся под чъей-либо властью или юрисдикцией, могут обладать международной правосубъектностью.

Но наряду с межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера - между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных хозяйственных объединений и международных неправительственных организаций.

Особую категорию составляют отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными объединения и международными неправительственными организациями. Их можно охарактеризовать как международные государственно-негосударственные отношения.

Своеобразную юридическую природу имеют международные отношения с участием составных частей федеративных государств, в том числе субъектов Российской Федерации. Относительно самостоятельный, но ограниченный рамками конституционной компетенции статус они получают благодаря федеральному законодательству. Ориентиры их международных отношений (связей) строго очерчены. Для субъектов Российской Федерации - это субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, в определенных рамках - международные организации.

Наконец, по-своему уникальный характер приобретают отношения индивидов с некоторыми международными органами, прежде всего при реализации права на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Это право, обусловленное международными договорами, прямо закреплено в Конституции Российской федерации (ч. 3 ст. 46). В настоящее время наиболее перспективным становится право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека, порождающее особые правоотношения этого международного судебного учреждения с индивидами, группами лиц и неправительственными организациями. Имеются в виду также реальные или потенциально возможные отношения отдельных лиц, обвиняемых в совершении международных преступлений (преступлений против мира и безопасности человечества), с международными уголовными трибуналами (судами), обладающими компетенцией по преследованию и наказанию таких лиц.

Приведенный перечень отношений международного характера с различными по статусу участниками дает возможность высказать суждение о значительном расширении круга и категорий субъектов международного права. Соответственно бытующее и сегодня мнение о том, что поскольку физические и юридические лица, а также некоторые другие образования находятся под властью и юрисдикцией государств, они не способны обладать самостоятельным международно-правовым статусом и, следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права, отвергается.

Представляется вполне применимым к теории международного права понимание субъектов правоотношений в контексте общей теории права, что позволяет отнести к категории субъектов международного права всех названных выше участников отношений международного характера.

Что же касается участия в международном нормотворчестве, то и здесь, как и в общей теории права, следует разграничивать правосоздающих и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменя-ющие, ибо тот, кто обладает компетенцией в нормотворчестве, не может находиться в стороне от практики применения норм; 2) субъекты только правоприменяющие, но не наделенные нормотворческой способностью. К первой группе относятся суверенные государства, межгосударственные организации, в определенной мере - субъекты федеративного государства; ко второй - неправительственные организации, юридические лица, индивиды - строго в установленных рамках. Следовательно, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы.

В международных договорах и иных актах используется как термин "международная правосубъектность", так и термин "международная правоспособность", хотя реально в юридическом статусе субъектов международного права совмещены правоспособность и дееспособность, возможны лишь частичные ограничения функций дееспособности.

В заключение следует отметить что международное право не имеет "партнера" в том смысле, как это характеризует соотношение между государством и корреспондирующим ему внутригосударственным правом.

Можно встретить теоретические попытки сконструировать такого "партнера", имея в виду всю совокупность существующих государств, число которых приближается к двумстам. Сложилось соответствующее понятие "международное сообщество государств", которое употребляется в отдельных официальных актах (например, в ст. 53 Венской Конвенции о праве международных договоров). Имеется в виду реальное состояние взаимосвязанности и взаимодействия государств на основе принципа их суверенного равенства и согласованных правил общения. Международное сообщество государств в отличие от каждого формирующего его государства не имеет самостоятельного правового статуса, не обладает собственной международной правосубъектностью.

Таким образом, субъектами современного международного права являются:

Суверенные государства, а также родственные им по некоторым признакам государствоподобные образования;

Международные организации, созданные государствами и именуемые межправительственными;

Международные неправительственные организации при выполнении официальных функций;

Составные части (субъекты) федеративных государств при осуществлении международных связей в пределах конституционной компетенции;

Международные хозяйственные объединения;

Юридические лица, в том числе хозяйствующие субъекты, в процессе международных связей;

Физические лица (индивиды) в отношениях, осложненных присутствием так называемого "иностранного элемента", и в отношениях с межгосударственными органами по защите прав человека и с международными уголовными трибуналами (судами).

Суверенные государства характеризуются как основные (первичные) субъекты международного права, ибо их международная правосубъектность порождена самим юридическим фактом возникновения (образования) государства, не обусловлена чьей-либо внешней волей и имеет всеобъемлющий, абсолютный характер.

Все иные участники международно-правовых отношений относятся к категории производных (вторичных) субъектов. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они именно как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в конституционном или договорном акте, а во-вторых, содержание и объем их международно-правового статуса устанавливаются государствами в соответствии с их предназначением и функциями.

Результатом реализации международно-правовых норм будут международные правоотношения - отношения, урегулированные данными нормами.

Состав международных правоотношений образуют субъекты, со­держание и объекты.

Под субъектами правоотношений понимаются участники право­отношений, имеющие международные субъективные права и юриди­ческие обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, между­народные организации, государствоподобные образования, юриди­ческие лица (предприятия и организации), физические лица (граж­дане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образова­ния, чье поведение регулируется нормами международного права.

Субъективное право - ϶ᴛᴏ право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право - ϶ᴛᴏ возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность - ϶ᴛᴏ должное поведение субъекта. В случае если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юриди­ческой обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:

право одного участника правоотношения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует обязанности другого.

Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных правоотношений могут быть предме­ты материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), пове­дение субъектов правоотношений (действие или бездействие), ре­зультаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произве­денный предмет и т.д.)

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фак­тов.

Юридические факты в международном праве - ϶ᴛᴏ конкретные обстоятельства, с кᴏᴛᴏᴩыми международное право связывает возник­новение, изменение или прекращение международных правоотноше­ний. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе междуна­родно-правовой нормы.

Учитывая зависимость от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие) Действия - ϶ᴛᴏ факты, связанные с волей участников правоотноше­ний. Действия могут быть правомерными и противоправными (пра­вонарушения)

Существующие международные правоотношения крайне разно­образны.

Учитывая зависимость от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международ­ные правоотношения. Регулятивные правоотношения - ϶ᴛᴏ отноше­ния, возникающие на основе норм международного права, устанав­ливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомер­ного поведения субъектов и предназначены для восстановления на­рушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоот­ношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоот­ношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют про­цедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные право­отношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы)

По форме различаются международные правоотношения в собст­венном смысле слова (т.е. отношения, в кᴏᴛᴏᴩых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотноше­ния - состояния (т.е. отношения, в кᴏᴛᴏᴩых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве)

По времени существования можно выделять срочные и бессроч­ные правоотношения (например, при заключении бессрочного дого­вора между государствами)

Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения - отношения, урегулированные этими нормами.

Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту международного правоотношения. Субъективное право - это возможное поведение; его реализация зависит от воли субъекта правоотношения.

Юридическая обязанность - это должное поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.

Субъективные права и юридические обязанности взаимосвязаны:

  • право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.

Субъективные права и юридические обязанности направлены на то, что называют объектом правоотношения.

Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество , неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов .

Юридические факты в международном праве - это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия - это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения - это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 настоящей главы).

По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения - состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).

Документы и литература

  • Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Международное право в документах/ Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982. С. 196-228.
  • Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права: императивные нормы (jus cogens). Тбилиси, 1983.
  • Бирюков П.Н. Реализация международно-правовых норм в сфере внутригосударственных отношений: проблема компетенции органов государства // Проблемы реализации права . Свердловск, 1990.
  • Василенко В.А. Основы теории международного права. Киев, 1988.
  • Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980.
  • Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989.
  • Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974.
  • Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 1980.
  • Лукашук И.И. Функционирование международного права. М., 1992.
  • Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997.
  • Марочкчн С.Ю. Проблема эффективности международно-правовых норм. Иркутск, 1988.
  • Рубанов А.А. Вопросы теории международных межправовых отношений // СГиП. 1991. №10.
  • Суворова В.Я. Обеспечение реализации договорных норм международного права // СГиП.1991. №9.
  • Суворова В.Я. Реализация норм международного права. Екатеринбург, 1992.
  • Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств . М., 1979.
  • Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.
  • Шестаков Л.Н. Императивные нормы в системе современного международного права. М.,1981.
  • ШуршаловВ.М. Международные правоотношения. М., 1971.
  • Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - международные отношения, урегулированные нормами международного права. Их участниками являются носители субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение; межправительственные организации. Участвующие в М.п. государства выступают и как создатели норм международного права, и как стороны, отношения между которыми регулируются этими нормами. Народы или нации, борющиеся за самоопределение, участвуют в М.п. как формирующиеся в процессе этой борьбы государства. Межправительственные организации как участники М.п. представляют собой устойчивые формы сотрудничества государств, наделенные ими правом самостоятельно вступать по вопросам своей компетенции в межгосударственные отношения. Необходимой предпосылкой возникновения, изменения или прекращения М.п. являются юридические факты (индивидуальные и коллективные государств и других субъектов международного права, определенные события и т.д.). Субъективные права и участников М.п. определяют меру их возможного и должного поведения.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ" в других словарях:

    Урегулированные нормами международного права международные отношения. Участниками международных правоотношений являются государства, межправительственные организации, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение. См. также: Международные… … Финансовый словарь

    ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ … Юридическая энциклопедия

    - (см. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ) …

    Юридический словарь

    Международные расчёты - (International settlements) Расчёты по международным торговым операциям Основные формы и правовые особенности международных расчётов, системы для их проведения Содержание Содержание Раздел 1. Основные понятия. 1Определения описываемого предмета… … Энциклопедия инвестора

    правоотношения международные - отношения, урегулированные нормами международного права. Их участниками являются носители субъективных прав и обязанностей: государства, народы или нации, борющиеся за свое самоопределение; международные организации … Большой юридический словарь

    Юридический словарь

    ЗАКОН ИЗБРАННЫЙ СТОРОНАМИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ - ЗАКОН, ИЗБРАННЫЙ СТОРОНАМИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ (lex voluniatis) правовой принцип, означающий применение права того государства, которое выберут сами стороны участники гражданского правоотношения. Данная коллизионная привязка (формула… … Юридическая энциклопедия

    - (lex voluniatis) правовой принцип, означающий применение права того государства, которое выберут сами стороны участники гражданского правоотношения. Данная коллизионная привязка (формула прикрепления) используется лишь в регулировании договорных… … Энциклопедический словарь экономики и права

    закон, избранный сторонами гражданского правоотношения - (lex voluntatis) в международном частном праве формула прикрепления; означает применение права того государства, которое выберут сами стороны участники гражданского правоотношения. Используется лишь в договорных обязательствах и является… … Большой юридический словарь

Книги

  • Гражданин и право №12/2014 , Отсутствует. «Гражданин и право» – научно-теоретический журнал об основных правах и обязанностях граждан при урегулировании правоотношений с гражданами, организациями, а также при защите нарушенных…

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений . На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирования различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства .

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации материальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН , нормы о нераспространении ядерного оружия и др. Региональные нормы действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза , соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

Реализация международно-правовых норм

Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория , имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).

При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов .

Юридические факты в международном праве — это конкретные обстоятельства, с которыми международное право связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.

В зависимости от волевого содержания юридические факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).

Существующие международные правоотношения крайне разнообразны.

В зависимости от функционального назначения международных норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основе норм международного права, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.

Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.

По субъектному составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера (см. § 2 ).

По форме различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).

По времени существования можно выделять срочные и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами).