Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

1. Объективная действительность в романе.
2. Нравственная чистота Сони.
3.Любовь Сони и Раскольникова.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является в какой-то степени великим учебником жизни. Где еще можно обнаружить подобный накал страстей, где еще герои обнажают все самые тайные уголки своей души и где так правдиво и сурово показана человеческая действительность.

Соня Мармеладова, одна из главных героинь романа, является, пожалуй, наиболее идеальным образцом самопожертвования и милосердия. Она не рассматривает людей с точки зрения интеллектуального мудрствования, для нее каждый живущий нужен и ценен для Бога, а значит, и для жизни. Возможно, как испытание ей дается любовь к человеку, чьи рассуждения в начале книги звучат прямо противоположно.

Родион Раскольников, нищий студент, доведенный своим незавидным положением до отчаяния, разрабатывает целую теорию, согласно которой, каждый в таком несовершенном обществе, так или иначе, является преступником. Мир несовершенен и жесток, а значит, каждый человек вправе диктовать ему свои условия, хватило бы жизненных сил и стойкости. В соответствии с этим происходит деление на «право имеющих» и «вошь». Как любой порывистый юноша, Раскольников стремится доказать, и прежде всего самому себе, что относится именно к категории сильных мира сего. Поэтому поступок Родиона нельзя считать действием спонтанным и необдуманным. Он вынашивает свою идею в течение нескольких недель. Подготавливая убийство старухи-процентщицы, молодой человек искренне уверен, что принесет этим только благо окружающим. В убийстве никчемной старухи проявляется бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Но часто жизнь вносит свои коррективы в ход событий: «Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть».

Избавляясь от невольного свидетеля, Раскольников убивает и родственницу старухи, а с нею и ее еще не рожденного ребенка. Молодому человеку невероятно везет: он практически незамеченным покидает место преступления. Родион так и не смог переступить через себя и воспользоваться вещами убитой им процентщицы, более того, ее душу начинают терзать сомнения, он вдруг понимает, что не сможет дальше жить с этим грузом. Ему нужно обо всем кому-то рассказать. Доверенным лицом выступает Соня, которая и верит, что только искреннее раскаяние поможет возлюбленному возродиться к жизни: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Ругая себя за малодушие, Раскольников все же приходит в полицию с повинной. Убийство старухи и ее сестры полностью «отрезает» главного героя от прошлого. Новое осознание свершенного приводит к тому, что Родион, чувствуя себя самым жалким и ничтожным человеком на свете, не решается даже обнять сестру и мать при встрече. Соня Мармеладова является полной противоположностью Раскольникова. Ее образ вобрал в себя идею Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Жертвуя ради семьи своей девичьей честью и достоинством, девушка вынуждена торговать своим телом. Она не может по-другому прокормить свою мачеху и сводных сестер и брата. Пребывая в «грязи физической», она тем не менее сохраняет свою нравственную чистоту. Соня покорно смиряется со своей несчастной долей. Выпавшее ей страдание только укрепляет ее веру. Девушка уверена, что Бог не допустит, чтобы ее маленькие сестры подверглись той же участи. Здесь как нельзя сильно проявляется стремление, а главное готовность Сони к самопожертвованию. При этом ее душа и сердце не ожесточаются. Она не прячется в своей обиде на судьбу и открыта добрым людям и поступкам, возможно, еще более чем раньше. Девушка не отталкивает своего непутевого пьяницу-отца, из-за которого во многом именно так сложилась ее судьба, и даже иногда дает ему деньги. Она с жалостью относится к мачехе и ее детям, понимая, насколько тяжело им приходится в этом мире.

Соня готова протянуть руку всякому, кто обратиться к ней за помощью. Возможно, именно поэтому она так близко сходится с богобоязненной и безотказной Лизаветой, вместе с ней читая строки священных книг. Безусловно, окружающие не могут не заметить нравственную чистоту девушки. Именно поэтому так неистово заступается за Соню мачеха, когда Лужин обвиняет девушку в воровстве. Она, понимая всю низменность натуры несостоявшегося Дуниного жениха, заявляет о том, что он и мизинца ее не достоин. Катерина Ивановна, возможно, более других знает, на какую великую жертву пошла ее падчерица ради чужих детей, и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Раскольников, слушая рассказ своего случайного знакомого Мармеладова, заочно проникается к Соне сочувствием и симпатией. Даже у закоренелых преступников в остроге девушка вызывает только светлые чувства, хотя ничего специально и не делает для этого. Несомненно, она бесконечно далека от рассуждений Родиона о человеческой роли в существующем обществе. Она цельная натура и воспринимает окружающий мир как что-то гармонично единое, где каждое существо находится на своем месте. И над всем этим стоит только один судья и защитник — Господь. Она недоумевает, выслуживая рассуждения молодого человека: «Это человек-то вошь?»

Для нее человек — это создание Божье, и только Бог может распоряжаться его судьбой. Узнав о преступлении Родиона, девушка не обижается на него за смерть подруги, она проникается к нему сочувствием, видя, как тяжело этому человеку нести в своей душе такой грех. Соня, воспринимающая несправедливые законы этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище, жалеет молодого человека: «Что это вы над собой сделали?» Она упрашивает его пойти на перекресток, поклониться и покаяться в содеянном. По своей нравственной чистоте и доброте Соня не может оттолкнуть главного героя, поскольку чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Анализируя другие поступки молодого человека и веря, что Родион по сути своей человек не злой (отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника), Соня понимает, что ее новый знакомый просто запутался. А преследующая его идея — это что-то вроде болезни, которая, как любой другой недуг, рано или поздно обязательно пройдет. Девушка любит Раскольникова, и всей своей душой жаждет его выздоровления. Она чувствует, что, только раскаявшись, ее возлюбленный может обрести покой и гармонию в этой жизни. После окончания романа в эпилоге Достоевский кратко рассказывает читателям о дальнейшей жизни главных героев. Безусловно, внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за своим возлюбленным на каторгу. Родион долгое время не чувствует своей вины, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Его болезнь стала тем переломным моментом, который определил все его дальнейшее мироощущение и миропонимание. Серьезное душевное внутреннее противоборство происходило в Раскольникове, когда тот метался в бреду. Ему чудилось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Эти вредные существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, насколько они подвержены заражению, многие уже просто больны, считая свое мнение самым верным. Родиону казалось, заболевший сам начинает убивать, пожирать окружающих. Преодолев болезнь, молодой человек чувствует свое обновление. Его пугает весть о плохом состоянии здоровья Сони.

Он стремится увидеть ее. Убедившись, что девушке ничего больше не угрожает, Родион вдруг осознает, что любит ее. Он понимает, сколько страданий из-за него перенесла эта маленькая хрупкая девушка. В порыве нахлынувших чувств Раскольников бросается к ее ногам и плачет. К нему приходит и раскаяние за все содеянное, что приносит ему духовное облегчение, и позволяет возродиться к новой жизни. Немалая заслуга в этом именно Сонина. Ее самопожертвование и доброта принесли свои плоды.

Многие русские писатели, создавая свои произве-дения, рассматривали в них насущные проблемы со-временности, обличая пороки своего времени. Каж-дая эпоха знаменовалась новой плеядой вопросов ос-мыслению которых посвящало свое творчество не одно поколение поэтов и писателей. С развитием об-щества происходило и развитие литературы, меня-лись злободневные темы, перед творческими людьми вставали новые задачи, но неизменной, пожалуй во все века и времена оставалась одна тема - обличение социальной несправедливости, защита достоинства «маленького человека». Этот вопрос поднимался в произведениях Гоголя, Пушкина, Некрасова. Одно из ведущих мест занимает эта тема и в произведениях Достоевского. Ярким примером тому является роман «Преступление и наказание», где протест против со-циальной и нравственной униженности личности со-пряжен с поиском силы, которая могла бы вывести че-ловека из духовного и социального кризиса, из рас-четливого мира наживы в противостоящий ему мир доброты и правды.

Людские страдания, несправедливость, царящие в мире, подвигли писателя на поиск различных путей спасения человечества, но Достоевский однозначно отвергает насильственные и революционные методы воздействия, он не приемлет право одного человека вторгаться в судьбы других людей, вершить их по сво-ему усмотрению, благой целью оправдывать недозво-ленные средства. Всеобщее счастье, в основу которого положены жертвы отдельных людей, по мнению ве-ликого писателя, то же зло, облагороженное высоки-ми словами. Мысль о недопустимости этого «блага» в полной мере раскрыта великим писателем в романе о «бедном» студенте Раскольникове. Ведь главный ге-рой романа оправдывает свое преступление — убийст-во, состраданием ко всем «униженным и оскорблен-ным», разрешающим ему «кровь по совести». Но так ли это? Что такое сострадание? Co-страдать, значит «страдать вместе». А страдания Раскольникова на-правлены исключительно вглубь себя. То, что он ис-пытывает, можно назвать скорее сочувствием. Мысль об убийстве созревала в его голове постепенно. За пол-года до описываемых в романе событий Раскольников пишет статью «О преступлении», где «рассматривал психологическое состояние преступника в продолже-ние всего хода преступления», и вместе с этим затро-нул вопрос о таком преступлении, которое разрешает-ся по совести, и потому не является преступлением как таковым. В дальнейшем он создает теорию о двух разрядах людей: «тварях дрожащих» и «право имею-щих». И, естественно, задается вопросом о собствен-ной принадлежности к той или иной категории. Вот он — мотив убийства. Но никто не сознает себя пре-ступником. Каждый — борец и страдалец за правду. По этому же пути идет и Раскольников. Сначала он и от самого себя скрывает неправоту своих целей, убеж-дая себя в том, что убивает только для того, чтобы «по-святить потом себя на служение всему человечеству и общему делу». Но он с самого начала предчувствует свой самообман. «Свою собственную казуистику вы-думываем, у иезуитов научимся... убедим себя, что так надо, действительно надо для доброй цели», — так он говорит о решении сестры выйти замуж за Лужи-на, но эти слова можно отнести и к его собственному внутреннему состоянию. Слова, услышанные в трак-тире о том, что «десятки семейств, спасенных от ни-щеты, от разложения, от гибели» стоят того, чтобы убить и ограбить «ничтожную, злую старушонку», воспринимаются им как спасение, как оправдание его ужасного замысла. «Я лгать в этом не хотел даже себе...»,но все же он «лжет». Одну цель — «самоут-верждение» он пытается заменить другой — «всеоб-щее счастье». «Я сам хотел добра людям», — говорит Раскольников Дуне. «Я для себя убил, для себя одно-го», — признается он Соне. И этот самообман лишь усиливает последующие страдания героя. «Страдать вместе», но Раскольников «словно ножницами отре-зал себя от всего и всех», противопоставив всем ос-тальным. И страдания его больше из-за того, что он не смог переступить через себя, что «тварь он дрожа-щая». Хотя убеждает себя в том, что страдания пре-ступника — это непременный признак его правоты и величия.

Полной противоположностью Раскольникову яв-ляется Соня Мармеладова. именно она, по замыслу автора, является воплощением истинного милосер-дия и сострадания. Пытаясь спасти от голодной смер-ти свою семью, она выходит на улицу продавать собст-венное тело. Воспитанная по христианским запове-дям, она осознает, что совершая подобный грех, обрекает свою душу на вечные мучения. Но сострада-ние голодным детям, больной мачехе, несчастному отцу оказывается сильнее стремления спасти свою душу. При этом Сонечка остается верна своим убежде-ниям, сохраняя бесконечное человеколюбие, веру в себя и в людей. «Ты тоже переступила... Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!)...», — говорит ей Раскольников. Но и сам чув-ствует, что не «все равно». Она — ради других, а он — ради себя. Ее «преступление» не коснулось ее души. По сути Сонино «преступление» — это подвиг, в то время как Раскольников хочет выдать за «подвиг» свое преступление. Соня тяжело переживает свое па-дение, посещают ее и мысли о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора. Но образы голодных, беспомощных детей заставляют забыть о своем стра-дании.

Так же самоотверженно бросается Сонечка спасать душу Раскольникова. В ней нет осуждения его зло-деянию, безграничное милосердие проявляется в ней по отношению к его нравственным страданиям. И здесь-то как раз уместно вспомнить о том, что состра-дать, значит «страдать вместе». Соня искренне стра-дает вместе с Раскольниковым, пытаясь найти путь спасения его души. И только благодаря ее стараниям Раскольников приходит к мысли о несостоятельности своей теории. Именно Соня пробуждает его к жизни, ведет к спасению души. В эпилоге Раскольников пре-клоняет колени перед девушкой: «...он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся су-ществом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!». Ни одна теория в мире не способна побе-дить истинное милосердие и сострадание человече-ское. Именно на этом стоит вся жизнь.

Милосердие и сострадание в романе "Преступление и наказание"

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.

Л.Н.Толстой

Милосердие и сострадание.

Я хочу, чтоб жили лебеди,

И от белых стай

Мир добрее стал…

А. Дементьев

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! "Добро помни, а зло забывай", "Доброе дело два века живет", "Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души", - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта - это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Появление романа "Преступление и наказание" явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета - драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности. "Преступление и наказание" - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя - страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление - лишение жизни другого человека - под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион - мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: "Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..". герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается "преступить" нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание - вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мармеладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и "в болезни и при плаче детей не евших", а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами - этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям "нельзя оставаться детьми". Герой втолковывает испуганной Соне: "Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!.." О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого "пострадать", искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. "Сонечка, Сонечка

Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного "ненасытимого" сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, "скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает", собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он - "тварь дрожащая" и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.


Человеческая жизнь полна трудностей, с которыми мы сталкиваемся неоднократно. Реакция людей на проблемы бывает разной – некоторые становятся злыми и безразличными, а некоторые, наоборот, как бы тяжело им не было, стараются помочь окружающим, не теряют веры в людей, проявляя по отношению к ним сострадание. Согласно словарю Ожегова, сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем.

Это та черта характера, которой, к сожалению, могут похвастаться не все. Достоевский сказал: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования», попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

При размышлении над этим вопросом невольно вспоминается образ Сони Мармеладовой – одной из героинь романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Соня – бедная девушка из неблагополучной семьи, её отец постоянно выпивает, тратя на алкоголь все деньги, мачеха болеет чахоткой, а сводным братьям и сестре порой нечего есть. Понимая бедственное положение своей семьи, девушка решает начать жить «по жёлтому билету», то есть продаёт собственное тело. Она делает это не из желания получить лёгких денег, красивой жизни, а из желания помочь своим близким, из величайшего чувства сострадания к окружающим. Соня обладает сильным характером и чувством самопожертвования, ведь именно она помогает Родиону Раскольникову, совершившему ужасное преступление, встать на путь истины. Она, не жалея себя, отправляется следом за молодым человеком на каторгу, чтобы помочь ему справиться с этим. Соня является воплощением сильного духом человека, готового помочь окружающим в любой ситуации, несмотря на своё положение.

В мире есть отзывчивые люди, готовые прийти на помощь в любой ситуации, не жалея себя, своего времени и средств. Это люди с «горящим сердцем», полные любви к окружающим, к миру, готовые жертвовать собой ради человечества. В литературе огромное множество произведений с такими героями. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» основан на повествовании различных легенд, одна из таких – о горящем сердце Данко, народ которого оказался в бедственном положении. Молодой цыган, пытаясь спасти своих родных, предлагает пройти через лес. Слабые люди во время пути стали падать духом, умирать. Они обвиняют Данко в том, что тот не знает дороги. Герой не отчаивается, и не на минуту не задумываясь, вырывает из груди своё горящее сердце, которое и осветило людям путь. Его поступок – удивительный, отважный, я бы сказала, героический. Данко не побоялся пожертвовать своей жизнью ради других людей, он чувствовал огромную любовь к окружающим, его действиями можно лишь восхищаться и брать их в пример.

Невольно напрашивается вывод, что человеческая жизнь невозможна без сострадания, самопожертвования, отзывчивости, поэтому я согласна с высказыванием величайшего русского писателя. Я искренне надеюсь, что люди станут менее равнодушными по отношению друг к другу и более отзывчивыми к окружающим.

Обновлено: 2018-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Милосердие в произведении Достоевского «Преступление и наказание»

Протест против социальной несправедливости - традиционная тема литературы. Часто стремление помочь обществу осознать свой долг перед теми, кто находится «внизу», помочь людям обрести существование с человеческим достоинством, часто определяло тему и направление произведения автора. В «Переступлении и наказании» защита социального достоинства «маленького человека» занимает одно из ведущих мест. Но в романе Достоевского эта тема неразрывно связана с протестом не только против социальной, но и нравственной униженности личности, с поиском той силы, которая способна помочь людям сохранить своё достоинство в любых социальных условиях.

Раскольников и его семья, семья Мармеладовых - лишь часть мира «отверженных» в романе. Этот мир представлен и другими персонажими в романе: девушкой, встреченной на бульваре Раскольниковым, покорной сестрой старухи-процентщицы Лизаветой, многочисленными обитателями района Сенной площади. Символом же загноности бедного человека в романе, становится засечённая насмерть лошадь из сна Раскольникова. «Уездили клячу!» - кричит, умирая, Катерина Ивановна.

Справедливости и сочувствия ждут от общества «униженные и оскарблённые» герои романа. Справедливость они видят в том, чтобы занять в обществе положение, соответствующее их личным достоинствам. В результате безграничной власти денег они обречены на постоянные унижения. Но и Раскольников, и Катерина Ивановна. И Дуня чувствуют себя выше окружающих, по уму, по культуре, по способностям, по образованию. Возможность занять в обществе достойное положение им необходима, чтобы уважать себя. Гордость Раскольникова всё время уязвлена взглядами прохожих, придирками хозяйки. Соседи и квартирная хозяйка, с нескрываемым презрением относятся к Катерине Ивановне. Соня вынуждена постоянно чувствовать себя неполноценно, второсортно. Положение служанки является источником мучительных переживаний сестры Раскольникова.

Бедность всегда грозит окончательным превращением человека в вещь, которую можно продать и купить. В романе Достоевского такая угроза всё больше похожа на реальность. Именно купить себе жену пытается Лужин, а Свидригайлову это удаётся. Как на вещь смотрит Лужин на Соню. Власть денег сама по себе опасна для человеческого достоинства.

И всё же в бедственном социальном положении своих героев Достоевский особо выделяет тяжесть одиночества. Право на сочувствие, на понимание и поддержку дороже для автора романа, чем справедливость, потому что можно прожить и «внизу», если рядом с тобой люди. А не равнодушная толпа. Между тем ужас нищеты в том, что она оставляет человека один на один со своими страданиями. Жизнь каждого из «униженных» героев романа - это существование у последней черты. Каждому особо необходима моральная поддержка, человек, готовый разделить с ним тяжесть испытываемых переживаний. Но хохотом встречают посетители трактира исповедь Мармеладова. Чудом кажется Соне вежливость Раскольникова и его сестры. Нет взаимного понимания между Мармеладовым и Катериной Ивановной, несмотря на их общую судьбу. Возмущённые высказывания Разумихина о теориях социалистов, сатирический образ Лебезятникова говорят о негативном отношении автора к революционерам. Для Достоевского было неприемлемо насильственно приравнивать всех людей. Но в то же время для него неприемлема и суть Наполеона, частично воплощённая в романе судьбой Раскольникова. Характерно, что именно неспособность главного героя убить в себе чувство неразделимой связи с другими страдающими людьми стала залогом его нравственного преображения.

В символике романа единственная сила, способная изменить порядок вещей, - это сострадание. Чувство близости чужого горя. Искренний порыв сердца сильнее и чище любых теорий. В жестоком мире, изображённом в «Преступлении и наказании», немало примеров не только человеческого равнодушия, но и активного, действенного сочувствия. Раскольников помогает семье Мармеладовых, городовой - девушке на бульваре, раскаявшийся Свидригайлов - детям Катерины Ивановны. Даже Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, обвинённую в краже. Причём это не одиночные, случайные сцены.

Добро неуничтожимо в мире, оно дано человеку изначально, заложено в нём. Характерно, что сила сочувствия, жалости, чувство единства в страдании и совершают в конце романа нравственный переворот в душе главного героя. Для Достоевского это чувство было неотделимо от русской религиозной традиции, от всемирной жалости к страдающему человеку. Красота человеческой души была для автора «Преступления и наказания» добротой и верой, спасающими мир от нравственной гибели.

Милосердие и сострадание.

Я хочу, чтоб жили лебеди,

И от белых стай

Мир добрее стал…

А. Дементьев

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Появление романа "Преступление и наказание" явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета - драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности. "Преступление и наказание" - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя - страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление - лишение жизни другого человека - под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион - мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: "Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..". герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается "преступить" нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание - вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мармеладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и "в болезни и при плаче детей не евших", а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами - этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям "нельзя оставаться детьми". Герой втолковывает испуганной Соне: "Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!.." О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого "пострадать", искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. "Сонечка, Сонечка

Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного "ненасытимого" сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, "скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает", собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он - "тварь дрожащая" и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Милосердие и сострадание - это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит А.С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант «глаголом жечь сердца людей», пробуждая «чувства добрые» в их душах. На каких основах должна строиться жизнь - в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина - человека и художника.

Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором, который задал прямой вопрос: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» Тот, будучи человеком чести, мужественно ответил: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» Смысловая двойственность пушкинской фразы несомненна. Видимо, «отсутствие спасло» не только от царской немилости. Тогда от чего же? В повести «Капитанская дочка», законченной за несколько месяцев до смерти, был дан ответ - плод размышлений целой жизни. «Молодой человек! - как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка - копейка». Яснее не скажешь… Это позиция гуманиста, душа которого противится насилию в любых его проявлениях и одновременно мучается в замкнутом круге неразрешимых внутренних противоречий: ведь был же тот вышеупомянутый ответ царю! В «Капитанской дочке» нигде честь не противостоит совести, а вот в жизни все могло быть - и было - гораздо трагичней.

Какую же нравственную опору выбрать? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми ее драматическими перепетиями оказывается сложнее. Честь слишком хрупка - сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета… Об этом тоже повесть Пушкина. И не случайно глава «Суд» имеет эпиграф: «Мирская молва - морская волна». Рассчитывать на то, что можно во всех случаях сохранить о себе отличное мнение, не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий… Чем руководствоваться? За что же держаться? Ответ автора «Капитанской дочки» однозначен: держаться нужно за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Но как непосредственно в жизни следовать этому совету? И «Капитанская дочка» подсказывает: надо быть милосердным. литература милосердие истина достоевский

По Пушкину, именно милосердие лежит в основе совестливости. И это глубоко христианский, глубоко русский взгляд на столь важную нравственную категорию, которая, в свою очередь, поддерживает, преображает достоинство человека и его честь. Итак, в чем же состоит смысл повети? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один - нравственные нормы «преступить сумевший», другой - твердо держащийся законов чести и совести. И эта противопоставленность придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.

Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп. Прижимистый Савельич ропщет: подарок бессмыслен, «он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища»! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

Чем же можно ответить на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же. Не боясь уронить достоинство атамана в глазах соратников, Пугачев следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру вражеского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести, которым так часто пренебрегают в этом мире, но которого нет выше и благороднее. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое. Потому-то напряженный и драматический диалог, в котором Петр Андреич, следуя совести своей и чести, отказывается присоединиться к восставшим (рискуя отчаянно), имеет такой примиряющий финал: «Так и быть, - сказал он (Пугачев), ударяя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

То же и в третьей встрече. Прислушаемся к беседе, которую ведет с Пугачевым Гринев:

О чем, ваше благородие, изволил задуматься? - Как не задуматься, - отвечал я ему. - Я офицер и дворянин; вчера еще дрался против тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастье всей моей жизни зависит от тебя. - Что же? - спросил Пугачев. - Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

И ты прав, ей-богу, прав! - сказал самозванец. - Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья.

Во всех перипетиях откровенного и рискованного разговора, который ведет с Пугачевым герой Пушкина, направляет последнего, питает надежду опять милосердие, хотя и о достоинстве офицера Гринев никогда не забывает. Он понимает, что нарушил кодекс дворянской чести. И это тяготит Петра Андреича, который в ходе жизненных испытаний постигает нравственные законы, куда более значимые, чем набор представлений о сословной исключительности.

Петру Гриневу, в духовном облике которого так органично соединились совестливость и верность долгу, противопоставлен в повести Швабрин. Рассказ о нем от начала до конца представляет собой историю бессильной злобы, зависти, неспособности простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, он вступает на путь Каина путь насилия, предательства, мести который ведет его не только к гибели физической, но - что несравнимо хуже - к духовному самоубийству. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. Собственное «я» для этого человека - единственная ценность. За эгоизм, отход от Божьей правды Швабрин в повести наказан. Но Гринев, как и сам автор, не торжествует над униженным врагом: это согласно христианской морали стыдно. Поэтому и отворачивается от поверженного недруга любимый герой Пушкина - и в этом опять милосердие целомудренной, совестливой души.

Счастливый конец «Капитанской дочки» - вовсе не слащавая подачка читателю «романтической повести», а следствие глубочайшей уверенности писателя - гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что падший мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.