1. Стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидии (утвержден Законом города Москвы от 1 ноября 2006г. № 54 О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

2. Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.12.2019г. №1762-ПП «Об утверждении размеров стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг» с 1 января 2020г. в Москве установлены 4 типа стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг:

Для пользователей жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, нанимателей жилого помещения по договору найма в частном жилом фонде и членов ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение – стандарт 1 ;

Для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве, по договору социального найма жилого помещения и договору найма специализированного жилого помещения, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо членам семьи которых предоставляются указанные меры - стандарт 2 ;

Для собственников жилых помещений, обязанных в соответствии с требованиями жилищного законодательства уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах – стандарт 3 ;

Для собственников жилых помещений, не уплачивающих в соответствии с требованиями жилищного законодательства взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах – стандарт 4 .

Примечание: Если помимо заявителя и членов его семьи по месту жительства в данном жилом помещении зарегистрированы иные граждане, то применяется стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, приходящийся на каждого члена семьи, численность которой принимается равной количеству всех граждан, зарегистрированных в данном жилом помещении по месту жительства (независимо от их основания проживания и наличия или отсутствия у них самостоятельного права на субсидию).

3. Стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (утвержден Законом города Москвы от 1 ноября 2006г. № 54 О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Среднедушевой доход в месяц
Размер стандарта
до 800 руб. 0%
800 - 2000 руб. 3%
2000 - 2500 руб. 6%
свыше 2500 руб. 10%

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

(см. текст в предыдущей редакции)

Что такое региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи?

Размер регионального стандарта (далее - РС) максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - МДД) устанавливается с учетом прогнозного уровня социально-экономического развития Республики Татарстан исходя из следующих показателей:

уровень жизни населения; стоимость продовольственных, непродовольственных товаров, услуг (без учета стоимости жилищно-коммунальных услуг) и налогов в составе минимального потребительского бюджета; величина среднемесячного денежного дохода на душу населения; величина прожиточного минимума в расчете на душу населения. В Республике Татарстан РС МДД установлен в размере 21%.

Могут ли региональные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг меняться в течение года?

В целях отслеживания соответствия фактических размеров региональных стандартов (далее - РС) утвержденным, во исполнение постановления Кабинета Министров РТ от 21.08.2006 № 427, Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам организована работа по осуществлению ежеквартального мониторинга РС с представлением отчетов в Кабинет Министров РТ.

Обоснованное изменение фактических значений уровня жизни населения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, обеспеченности населения жилой площадью, определяемое на основе мониторинга РС, является основанием для досрочного пересмотра размеров РС в том случае, когда отклонение утвержденных РС от фактических значений, полученных в результате мониторинга, составляет более 10 процентов.

Досрочный пересмотр размеров РС может производиться не чаще одного раза в год. Не допускается пересмотр размеров РС в течение финансового года без одновременного внесения изменений в закон о бюджете Республики Татарстан на текущий финансовый год.


Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. N 54
«О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

С изменениями и дополнениями от:

См. постановление Московской городской Думы от 1 ноября 2006 г. N 303 «О Законе города Москвы «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

Настоящий Закон устанавливает стандарты города Москвы, применяемые при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии).

Законом установлены стандарты г. Москвы, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ определяют право граждан на получение субсидии для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Так, субсидии предоставляются в случае, если соответствующие расходы, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно Закону, стандарт нормативной площади жилого помещения составляет: для одиноко проживающего гражданина - 33 кв. м общей площади жилого помещения, для семьи из двух человек - 42 кв. м, а для семьи из трех человек и более - 18 кв. м.

Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из платы за содержание и ремонт жилых помещений и платы за следующие коммунальные услуги: отопление; централизованное горячее водоснабжение; газоснабжение; холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение.

Также вводится новый стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, в связи с чем признан утратившим силу Закон г. Москвы, которым данный стандарт устанавливался ранее.

Закон вступает в силу с 1 декабря 2006 г., но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования.

Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. N 54 «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

Настоящий Закон вступает в силу с 1 декабря 2006 г., но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования

Текст Закона опубликован в газете «Тверская, 13» от 23 ноября 2006 г. N 140, в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», ноябрь 2006 г., N 65 (дата выхода номера в свет 20.11.06), в московской жилищной газете «Квартирный ряд» от 14-20 декабря 2006 г. N 50, в «Ведомостях Московской городской Думы», 2006 г., N 12 (дата выхода номера в свет 26.12.06)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Статья 24. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

Статья 24. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

1. На территории края региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - региональный стандарт нормативной площади жилого помещения), устанавливается в размере 20 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек.

2. Для проживающих в коммунальных квартирах и общежитиях региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 12 квадратных метров жилой площади, рассчитанной как сумма площадей жилых комнат, на каждого проживающего члена семьи.

3. Для одиноко проживающего человека региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 33 квадратных метров общей площади жилья.

4. На семью из двух человек региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 42 квадратных метров общей площади жилья, в том числе на одного члена семьи - в размере 21 квадратного метра общей площади жилья.

5. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения увеличивается на 10 квадратных метров жилой площади или на 17 квадратных метров общей площади, но не более фактически занимаемой общей площади жилого помещения:

1) инвалидам, имеющим право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, которым в установленном законом порядке предоставлено право на дополнительную жилую площадь;

3) ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам;

4) участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам;

С - размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в рублях).

Поскольку предоставление жилищных субсидий является вопросом местного значения, финансирование расходов должно осуществляться из местных бюджетов. Однако, это положение не исключает участие в финансировании средств регионального бюджета, что возможно за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, действующее законодательство к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относит предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг Других компетенций в рассматриваемой сфере у органов государственной власти нет, кроме установления региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Учитывая фактор территориальной дифференциации, проектируемая система должна включать возможность получения субъектом РФ финансовой помощи из федерального бюджета на указанные цели (на перечисление субвенций). Объем финансовой помощи рассчитывается исходя из федеральных стандартов, которые отличаются от региональных, средства перечисляются через Федеральный фонд софинансирования расходов регионального бюджета.

Как рассчитать субсидию

Перед тем, как считать деньги, нужно понять, кому предоставляется субсидия. Финансовая помощь для оплаты ЖКУ выделяется не только гражданам РФ, но также гражданам Киргизии и Беларуси. Главный критерий – низкая платежеспособность семьи. То есть сумма в квитанции не должна быть больше, чем 22 процента от общего семейного дохода. Местные власти имеют право изменять эту цифру федерального стандарта. Например, в Москве сумма оплаты ЖКУ не должна превышать 10 процентов от общего дохода.

Если семья уже имеет льготы или социальную помощь, то величина поправочного коэффициента для нее нужно вычислять так. ПК = СЖКУс:СЖКУб. СЖКУс – это стоимость жилищно-коммунальных услуг с учетом скидки. СЖКУб – это стоимость жилищно-коммунальных услуг без учета скидки. Остальная формула остается такой же.


В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 22 процентов.

Данный стандарт определяет право граждан на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Размеры региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Так, стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, утвержденный Законом города Москвы от 1 ноября 2006 г. N 54 устанавливает следующие значения:

Среднедушевой доход в месяц, (руб.)

Размер стандарта

до 800 руб. 0%
800-2000 руб. 3%
2000-2500 руб. 6%
свыше 2500 руб. 10%

(при максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату ЖКУ 10% от совокупного семейного дохода)

С 1 января 2010 года на субсидию могут претендовать граждане г. Москвы, у которых после сложения всех источников дохода семьи совокупный доход окажется ниже указанного в таблице для семьи данного состава:

Состав семьи, (чел.)

Максимальный совокупный доход семьи, (руб.)

1 18 767,70
2 30 460,80
3 43 167,60
4 57 556,80
5 71 946,00
6 86 335,20
7 100 724,40
8 115 113,60
9 129 502,80
10 143 892,00


Популярные ответы на вопросы по ЖКХ

Какой порядок начисления управляющей компанией платы за потребление коммунальных ресурсов, рассчитанных по общедомовым приборам учета. Как поступить в случае, если управляющая компания выставляет необоснованные суммы?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в дальнейшем по тексту - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, собственники и наниматели жилых помещений должны оплачивать весь расход коммунальных ресурсов поставленных ресурсоснабжающими организациями в многоквартирный дом, включающий в себя как индивидуальное потребление коммунальных услуг в жилых помещениях, так и расход коммунальных ресурсов по показаниям общедомовых приборов учета...

Не имеет. В постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» есть такая норма...