В теории административного права объекты посягательств административных правонарушений традиционно подразделяют на четыре группы: общий, родовой, видовой и непосредственный. Такое деление имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно позволяет правоприменителю осуществить процесс квалификации административных правонарушений, то есть отнесение противоправного деяния к конкретной статье Особенной части КоАП РФ либо статье закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность.

Общим объектом административных правонарушений являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права (конституционного, трудового, земельного, экологического, финансового, гражданского), охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности..

Родовой объект – часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть взята отрасль общественной деятельности , где складываются общественные отношения (в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте…) или содержание охраняемых общественных отношений (собственность, общественный порядок, права граждан, порядок управления). Именно родовой объект лежит в основе построения Особенной Части КоАП РФ, например в гл.5 сконцентрированы проступки, посягающие на права граждан, в гл. 14- проступки, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Видовой объект – разновидность родового, специфическая группа общественных отношений, общая для правонарушений, входящих в одну главу. Выделение видового объекта является необходимым и оправданным, поскольку именно такая система объектов детально разграничивает общественные отношения между собой, что в свою очередь позволяет правоприменителю более качественно осуществлять процесс квалификации административных правонарушений и эффективно назначать виновным лицам административные наказания.

Под непосредственным объектом рассматривается та часть однородных общественных отношений, которым административное правонарушение непосредственно причиняет ущерб (например, право владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом при совершении мелкого хищения). В качестве непосредственного объекта могут выступать конкретные нормы, правила, предписания, запреты. Непосредственный объект позволяет разграничить однородные административные правонарушения между собой.

В ряде случаев объект административного правонарушения тесно связан с предметом посягательства, то есть с предметом внешнего, материального мира на который воздействует правонарушение и которым причиняется ущерб (например, налоговая декларация для административных правонарушений в области налогов и сборов). Однако предмет административного правонарушения нельзя отождествлять с объектом, даже несмотря на то, что он является элементом общественных отношений, что также предполагает его охрану.

2.2 Объективная сторона правонарушения.

Объективная сторона правонарушения – это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявление.

Объективная сторона любого характеризуется двумя группами признаков: обязательными и факультативными.

В число обязательных признаков входит само противоправное деяние (действие или бездействие), его общественно вредные последствия и логическая связь между ними . Так, например, нарушение во дителями транспортных средств Правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: пре вышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Или пример бездействия. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).

Мы с Вами говорили о том, что юридические составы административных правонарушений по своей законодательной конструкции могут быть формальными и материальными. Именно по объективной стороне административного правонарушения они и подразделяются следующим образом. То есть в число обязательных признаков объективной стороны административного правонарушения с формальным составом не входят общественно вредные последствия противоправного деяния и причинная связь между двумя этими признаками.

Для административных правонарушений с материальным составом обязательными признаками объективной стороны являются: общественно вредные последствия противоправного деяния и причинная связь между двумя этими признаками.

Факультативные признаки объективной стороны правонарушения – это дополнительные критерии, характеризующие условия и обстоятельства совершения правонарушения. В административном праве в качестве таковых выделяются: время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность. Они присущи далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонарушения, т.е. необязательными признаками.

В тоже время, для ряда составов административных правонарушений какой-либо из факультативных признаков, в силу законодательной конструкции состава, становится обязательным признаком объективной стороны правонарушения. Так, например, административное правонарушение «стрельба из оружия в не отведенных для этого местах» в качестве обязательного признака объективной стороны указывает на место совершения административного правонарушения (ст. 20.13).

С объективной стороны административные правонарушения могут простыми и сложными.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (мелкое хищение).

Сложное деяние может состоять из нескольких самостоятельных действий либо быть растянуто во времени.

Выделяют следующие виды сложных деяний:

- с двумя разными действиями (например, мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти);

- состоящее из альтернативных действий (например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожение оружия и патронов к нему);

- длящиеся;

-продолжаемые;

Так как в КоАП РФ законодатель конкретно выделяет длящиеся правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимся на них конкретнее.

Длящееся правонарушение – действие или бездействие, в результате которого длительно не исполняется обязанность. В основе длящегося нарушения лежит невыполняемая лицом в течение длительного времени правовая обязанность не нарушать правовой запрет или, наоборот, совершить предусмотренное нормой права действие. Для него характерно непрерывное осуществление нарушения, чаще всего путем длительного бездействия. Длящееся правонарушение является единым.

Начальным моментом правонарушения является действие или бездействие, повлекшее длительное нарушение запрета, или длительное невыполнение обязанности. Оно оканчивается фактически прекращением правонарушения или юридически – привлечением виновного к ответственности (например, ст. 19.15 КоАП РФ проживание гражданина без регистрации). Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. 1

Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого , под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности.

На повторность административного правонарушения прямоуказывает п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ. Повторность означает совершение одним и тем же лицом в течение определенного ст. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию.

Существует 2 варианта выражения повторности:

    Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3)

    Простой вид правонарушения превращается в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27).

Не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает привлечение лица, его совершившего, к административной ответственности. Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, для отграничения административных проступков от других видов правонарушений, в частности, от нередко схожих с ним преступлений. В этой связи следует отличать признаки административного правонарушения как понятия (как некой абстракции, некой теоретической конструкции) от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение. Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, ‑ административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождавшим ребенка (ч. 4 ст.11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте до 16 лет самостоятельно ехал без билета, то, хотя его действие отвечает всем признакам, свойственным административному правонарушению как понятию (противоправности, виновности, наказуемости), данное действие, тем не менее, в указанном конкретном случае не может квалифицироваться как административное правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством, что в данном деянии нет одного из необходимых компонентов состава административного правонарушения ‑ субъекта правонарушения, каковым может быть физическое лицо, лишь достигшее 16 лет.

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся:

· объект;

· объективная сторона;

· субъект;

· субъективная сторона.

Объект административного правонарушения – это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.


К административным правонарушениям помимо тех, которые посягают на права граждан, как уже отмечалось выше, относятся также правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования; дорожного движения; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и многие другие. Нарушаемые противоправным деянием указанные общественные отношения и есть объект соответствующего административного правонарушения.

Общественные отношения, представляющие собой объект административного правонарушения, регулируются не только нормами административного, но в ряде случаев и нормами конституционного, экологического, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. Однако охраняются они только нормами КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Если конкретное противоправное деяние посягает на общественные отношения, не охраняемые нормами этого Кодекса и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то здесь нет объекта административного правонарушения, следовательно, нет и всего состава административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения ‑ это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения. Объективная сторона состава характеризует проступок как акт внешнего поведения правонарушителя и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия .

Так, например, нарушение водителями транспортных средств Правил дорожного движения выражается в разных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и др. Вредными последствиями таких действий могут быть: создание опасности в дорожном движении, помехи другим участникам движения, аварийной ситуации, совершение дорожно-транспортного происшествия.

Кроме противоправного деяния и наступивших вредных последствий третьей составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате него вредными последствиями . Установить такую причинно-следственную связь ‑ значит выявить обстоятельства появления вредных последствий, определить, наступили ли они действительно в результате противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние повлияло на величину этих последствий и др. Однако в установлении наличия причинно-следственной связи в составе административного правонарушения, как правило, нет нужды: наступившие вредные последствия в основном нематериальны, а проявляются только в виде общественного вреда или общественной опасности, и причинно-следственная связь между противоправным деянием и его последствиями не вызывает сомнений.

Такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, называется формальным составом . Административные правонарушения (в отличие от преступлений) в подавляющем большинстве случаев имеют формальный состав, соответствующие нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от того, что никаких вредных материальных последствий не наступило. Например, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ) будет административным правонарушением с формальным составом. Еще один пример административного правонарушения с формальным составом ‑ превышение установленной скорости движения водителем транспортного средства (ст. 12.9 КоАП РФ).

Однако кроме правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено немало и правонарушений с так называемым материальным составом , который включает обязательное наступление вредных материальных последствий. Например, если ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, когда это не повлекло материальных последствий (формальный состав), то ч. 3 этой же статьи – за нарушения, которые привели к материальным последствиям в виде возникновения пожара (материальный состав).

В правонарушениях с материальным составом причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями зачастую далеко не очевидна и требует доказательства. Например, факт наезда водителем, превысившим на 15 км/ч допустимую скорость дорожного движения, на пешехода, в результате чего последнему были причинены легкие телесные повреждения, сам по себе не означает наличия состава проступка, сформулированного в ст. 12.24 КоАП РФ. Здесь в обязательном порядке требуется доказать причинно-следственную связь между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Должно быть выяснено (как правило, путем производства судебной автотехнической экспертизы), мог ли водитель избежать наезда на пешехода, если бы не превысил установленной скорости движения? Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода стал следствием нарушения Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не явился следствием превышения скорости движения, ибо в сложившейся ситуации он из-за неправомерного поведения самого пешехода был неминуем даже при движении с разрешенной скоростью. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет понести более мягкую административную ответственность, чем предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, ‑ ответственность за превышение установленной скорости движения по ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время , место , способ , характер совершения деяния, его повторность , неоднократность , злостность , систематичность .

Например, в соответствии со ст. 3.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» установлена ответственность за громкую речь, крики, пение и т.д. в период с 22 часов вечера до 6 часов утра. Естественно, что подобные деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения.

Часть 1 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за распитие пива и напитков, изготовляемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях. Распитие таких напитков в иных местах, например, у себя дома, в личном или служебном автомобиле не будет содержать состава этого правонарушения.

Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) определяется как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. В данном случае законодатель, прежде всего, подчеркивает демонстративный характер совершения деяния – выражение явного неуважения к обществу. Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие подобного характера, не будут содержать состава мелкого хулиганства. И, безусловно, для наличия состава этого правонарушения важно, чтобы соответствующие действия осуществлялись в указанных местах. Например, нецензурная брань может только тогда образовать состав мелкого хулиганства, когда она происходит в общественных местах.

Повторность предусмотрена многими статьями законодательных актов, устанавливающих административную ответственность, и означает совершение, как правило, в течение года одним и тем же лицом однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию. Например, ч.1 ст. 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных районов и городских округов, а ч.2 этой же статьи – повышенная ответственность за те же действия, совершенные повторно в течение года. Другой пример: санкция в виде дисквалификации применяется к должностному лицу, нарушившему законодательство о труде и об охране труда, только в том случае, если оно ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ).

Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое повторяется в течение года несколько раз. Например, ст. 15 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности установлена административная ответственность за систематическую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязательных медицинских обследований и лечебно-профилактических мероприятий.

Однако эти признаки состава административного правонарушения (время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность) присущи далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонарушения, т.е. необязательными признаками. В отличие от них противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между деянием и наступившими в результате его вредными последствиями являются обязательными признаками состава административного правонарушения.

Субъект административного правонарушения ‑ физическое или юридическое лицо. При этом, как уже отмечалось, физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

В законодательстве различаются также общие субъекты ‑ любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субъекты ‑ должностные лица, водители, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты – военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других ‑ ограничение применения мер административной ответственности.

Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 Кодекса военнослужащие (особые субъекты) в большинстве случаев не несут административной ответственности на общих основаниях.

В любом случае о наличии состава правонарушения речь может идти только тогда, когда лицо, совершившее противоправное деяние, является именно тем субъектом, которому за это деяние статьями КоАП РФ или законов субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Например, по ч.1 ст. 12.31 КоАП РФ за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Указанное должностное лицо является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), только его действия образуют состав этого правонарушения. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, осуществленный лицом, не отвечающим за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, не может образовать состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.31 КоАП РФ. Соответственно такое лицо не может нести ответственности, предусмотренной этой статьей.

В свою очередь, по ч.1 и 2 ст. 12.1 КоАП РФ за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра, административное наказание может быть назначено только водителю, управляющему этим транспортным средством. Водитель является субъектом данного правонарушения (специальным субъектом), только его действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ст. 12.1 Кодекса.

Субъективная сторона административного правонарушения ‑ это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны является вина субъекта административного правонарушения, возможные формы которой рассмотрены выше. В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требование дорожного знака или по неосторожности (допустим, не заметил данного знака), в любом случае он подлежит ответственности (ст. 12.16 КоАП РФ). Также не важно, умышленно или по неосторожности произошло несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (ч.1 ст. 14.25 КоАП РФ). Это никак не влияет на квалификацию соответствующего правонарушения, совершенного должностным лицом.

В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния. Например, ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, а ч. 1 ст. 12.8 этого Кодекса – за управление транспортным средством в состоянии опьянения. Понятно, что такие действия могут быть только умышленными.

Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ вводит ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы). В соответствии со ст. 7.26 этого Кодекса установлена ответственность за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем.

В отдельных составах административных правонарушений присутствуют факультативные признаки субъективной стороны: цель или мотив . Цель – это представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится. Мотив есть то побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения.

Например, ч.2 ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность, в частности, за приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, направленные на их пропаганду. Отсутствие при приобретении указанных атрибутики или символики цели их сбыта исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения по данной статье. И наоборот, ст. 6.8 КоАП РФ вводит ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов. Если указанные действия осуществлялись с целью сбыта наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов., возможность квалификации деяния по данной статьей исключается.

Еще раз подчеркнем, что только при наличии всех предусмотренных законом признаков состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

16.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за кᴏᴛᴏᴩое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность - указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за кᴏᴛᴏᴩые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение)

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, оϲʙᴏбождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

16.2. Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

  1. объект административного правонарушения;
  2. объективная сторона административного правонарушения;
  3. субъект административного правонарушения;
  4. субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит по сути в том, что он будет основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный)

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некᴏᴛᴏᴩых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины)

Учитывая зависимость от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий)

16.3. Объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения будут общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Значение объекта административного правонарушения:

  1. определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
  2. в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
  3. определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда.

Виды объектов административного правонарушения:

  1. общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);
  2. родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
  3. видовой объект (определенная группа общественных отношений, кᴏᴛᴏᴩые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
  4. непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, кᴏᴛᴏᴩым причиняется ущерб данным правонарушением);
  5. дополнительный объект (общественные отношения, кᴏᴛᴏᴩым причиняется ущерб правонарушением, но кᴏᴛᴏᴩые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
  6. факультативный объект (общественные отношения, кᴏᴛᴏᴩым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен)

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на кᴏᴛᴏᴩые правонарушитель причиняет вред ϶ᴛᴏму отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

  1. объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
  2. предмет будет факультативным элементом объекта;
  3. объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении)

16.4. Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение кᴏᴛᴏᴩого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем)

Противоправное деяние - ϶ᴛᴏ сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие - ϶ᴛᴏ общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие - противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в ϲʙᴏей совокупности единое правонарушение)

Общественно вредные последствия - негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

Учитывая зависимость от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь - ϶ᴛᴏ объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при кᴏᴛᴏᴩой данное деяние определяет появление данного последствия.

16.5. Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью)

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты - физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость - способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер ϲʙᴏего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан)

Важно заметить, что одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица - организации, кᴏᴛᴏᴩые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по ϲʙᴏим обязательствам данным имуществом, могут от ϲʙᴏего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы ᴏᴛʜᴏϲᴙтся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к кᴏᴛᴏᴩому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с кᴏᴛᴏᴩыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

16.6. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения ϶ᴛᴏ психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель)

Вина - ϶ᴛᴏ сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер ϲʙᴏего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично)

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий ϲʙᴏего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть)

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение кᴏᴛᴏᴩых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не оϲʙᴏбождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не оϲʙᴏбождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель - предполагаемый результат, к кᴏᴛᴏᴩому стремится виновный; желаемые последствия, кᴏᴛᴏᴩые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив - осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

  • доказыванию по делу об административном правонарушении;
  • учету при определении меры и вида административной ответственности;
  • анализу при изучении причин совершения правонарушения.

16.7. Виды административных правонарушений

Учитывая зависимость от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

Учитывая зависимость от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

Учитывая зависимость от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

Учитывая зависимость от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.

Учитывая зависимость от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.

Под составом административного правонарушения понимается установленная законодателем совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением .

Состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения - те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие).

В науке административного права принято выделять и различать общие родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений , каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым. Десять общих родовых объектов административных правонарушений, как уже указывалось, перечислены в ст. 1.2 КоАП РФ.

Видовые объекты сформулированы в главах особенной части КоАП РФ, которые составлены с учетом двух критериев: одна часть составов административных правонарушений сгруппирована в них в зависимости от содержания подвергающихся посягательствам общественных отношений, а другая часть - обозначением области, отрасли или сферы государственного управления. Непосредственные же объекты посягательства представлены в соответствующих конкретных статьях особенной части КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушения выступает физическое или юридическое лицо, его совершившее. Но элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и другие).

Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности . Субъектами любого действия (бездействия) всегда являются какие-то конкретные физические лица, тогда как субъектами административной ответственности могут быть и организации (юридические лица).

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно , если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично.

Совершенным по неосторожности признается такое административное правонарушение , где совершившее его лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения можно отличать от состава правонарушения. Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Например, безбилетный проезд в общественном транспорте двенадцатилетним мальчиком не может повлечь наложение административной санкции, поскольку отсутствует состав правонарушения (субъект), хотя административное правонарушение налицо. Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности.

В литературе иногда понятие состава административного правонарушения подменяется признаками административного правонарушения, утверждается, что состав административного правонарушения - «это нормативно закрепленная система признаков, с помощью которой деяние определяется как административный поступок». Но это не согласуется с законодательством. Согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях одним из обстоятельств исключающих производство по делу об административном правонарушении, является «недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста» (п. 2 ст. 227). Когда же имеется в виду невменяемость лица, то речь идет уже о совершении им действия или бездействия (п. 3 ст. 227), а не административного правонарушения, ибо необходимым его признаком является виновность, которая исключается при невменяемости.

Объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

  • - причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетних до состояния опьянения);
  • - путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
  • - путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).

Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение. Рефлекторные движения свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Бездействие - это пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много правонарушений, основанных на неисполнении обязательных правил.

О наличии объективной стороны административного правонарушения можно говорить только в том случае, если в основе действия или бездействия лежало осознанное поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического или психического принуждения, так что у нарушителя не было выбора между неправомерным и правомерным поведением.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторность. Неоднократность-это совершение однородного деяния несколько раз. Важно понимать, что неоднократные деяния в данном случае составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторности. Повторность - это совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

Субъектом административного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица.

Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Российской Федерации, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Возраст административной ответственности установлен в 16 лет.

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Законодательство об административных правонарушениях иногда выделяет другие категории лиц (специальных субъектов) по особенностям правового положения, профессиональным, социальным функциям, состоянию здоровья, принадлежности к религиозным объединениям. Для некоторых категорий лиц (должностных лиц, водителей, работников торговли и др.) предусмотрены дополнительные основания административной ответственности, составы, которые могут совершаться только этими лицами.

Законодательство определяет категории лиц, для которых предусмотрено ограничение административной ответственности:

  • а) ограничения, касающиеся административного ареста: эта санкция не может быть применена к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, недостигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп. К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться возмездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, а также лишение права охоты. За редким исключением не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, такая санкция, как лишение права управления транспортным средством;
  • б) военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные за редким исключением несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, штраф и лишение права управления транспортными средствами;
  • в) ограничения административной ответственности устанавливаются для судей, прокуроров, депутатов представительных органов власти и др.;
  • г) административная ответственность не может применяться к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим иммунитетом.

Возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности является серьезной проблемой. Нигде, за исключением Земельного кодекса РСФСР, прямо об административной ответственности юридических лиц не говорится, а указывается, что они несут ответственность в административном порядке, что не одно и то же.

Законодательство об административной ответственности юридических лиц в единую систему пока не сложилось, поэтому данная проблема еще требует серьезной научной и законодательной проработки.

Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к деянию и последствиям.