Понятие " общество " более широкое чем государство, потому что общество - это продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни с внутренними противоречиями, сущность которой заключается в различных (экономических, духовных, религиозных и других) связях и отношениях между людьми, их об объединениями. В обществе действуют социальные законы. Во взаимодействии с обществом человек совершенствуется сама и совершенствует свои социальные силы.

Общество не может обойтись без социальных , а затем и политических институтов , то есть устойчивых социальных или политических учреждений, исполняющих необходимые для общества социальные или политические функции. Жизнь людей, находящихся во взаимодействии между собой, должно быть определенным образом упорядоченное , организованное в соответствии с общепринятой и обязательной системы норм. Одним из способов такого упорядочения и организации является государство .

Исторически первым видом общества было первоначальное (догосударственное ) общество. В развитии этого общества выделяют два периода и средства его существования и восстановления: экономики, присваивает (охота, рыболовство, собирательство), и экономики, производящей (земледелие, скотоводство, металлообработка и т.п.). Исторически первым социальным институтом был род, первой формой организации к государственному общества - родовая община. Существовала коллективная работа, совместное производство и уравнивание распределения.

Первым политическим институтом была государство . По мере того, как усложнялось общество, возникали новые социально-производственные (например, кооперативы), социально-политические (в частности, профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Вместе с человеческим обществом возникла социальная власть. В широком смысле власть - всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, слоями в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Власть - явление социальное. Социальная власть - это волевые отношения между людьми по поводу организации их совместной деятельности. Власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) обладателем своей воли подвластным, а с другой - подчинение подвластных этой свободы. Социальная власть присутствует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в производственных коллективах, в государстве, то есть там, где есть реальные возможности и способность влиять на поведение людей с помощью каких-либо средств. Социальная власть предоставляет обществу целостность, организованность, порядок. Под влиянием власти общественные отношения становятся целенаправленными, управляются, контролируются, а совместная жизнь людей становится организованным.

Власть делится на два вида - неполитическая и политическая (государственная).

Социальная власть в догосударственном обществе имела публичный (общественный) характер и была в форме потестарного (от лат. Власть, мощь) власти, которая является разновидностью социальной. Потестарного власть носила анонимный характер, то есть не была монополизирована какой группой общества, лицом, а осуществлялась всеми членами рода без создания специальных органов. Источником и носителем власти был род. Субъект и объект власти совпадали, поэтому власть была неотделима от общества и неполитическая. Высшим органом общественной власти было собрание всех взрослых членов общества. Такая власть не предполагала выделение из общества социальной группы, занятой руководством на постоянной профессиональной основе. Собрание рода, племени, племенного союза наделяли властными функциями определенное лицо, и они же лишали ее властных полномочий. Власть вождей, военачальников держалась не в специальном аппарате управления и принуждения, а на их личных качествах: авторитете, харизме, силе, уме, опыте. Единственным средством реализации власти было общественное самоуправление. Решение собрания, указания вождя были обязательны для всех.

В классово-организованном обществе власть приобрела политический характер. Политическая, государственная власть предметно-материальные источники силы - органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Общество как сложная социальная система нуждается в регуляции. Регулирование означает определение поведения людей и их коллективов, предоставления направлений ее функционирования и развития, введение поведения в конкретные рамки, ее благоустройства. В целом система социального регулирования представляет собой процесс закрепления социально необходимой позитивного поведения людей с целью обеспечения целостности общества и его развития. Общественный порядок возникает в результате урегулирования общественных отношений.

Существует два вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное - это упорядочение поведения людей с помощью одноразовых персональных решений (со стороны руководителей, родителей и т.д.). Единого порядка здесь нет. Эта система регуляции допускает влияние на поведение людей с помощью как убеждение их в полезности, выгодности такого поведения (побуждения), так и принуждения. Нормативное регулирование - это упорядочение поведения с помощью общих правил, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто будет в сфере действия таких правил. Для нормативной системы более характерен такой способ регуляции, как принуждение. Влияние на поведение индивида осуществляется путем насилия в форме санкций, применяемых за нарушение установленных в обществе социальных норм.

Переход от индивидуальных до нормативных методов регулирования общественных отношений был качественным скачком в социальном регулировании.

Отношения в первобытном обществе регулировались обычаями, правилами поведения, которые исторически возникли и вошли в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Особое место в обеспечении обычаев занимали табу (запреты). Обычаи, как правило, выполнялись в силу авторитета и привычки, но когда нужно было принуждение,; общество было коллективным носителем силы - обязывало нарушителей, прогоняло их и даже применяло в отношении них смертную казнь.

Итак, общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без нее. Объективная потребность в государстве возникла с усложнением внутреннего строения общества (социальной, расслоением), обострением в нем противоречий в силу того, что не совпадали интересы отдельных социальных групп. Государство пришло на смену родовой организации, отжила свой век, как новая форма организации общества, изменилось и усложнилось. Весь опыт истории показывает, что обществу со сложной структурой, многими противоречиями внутренне присуща государственная организация.

Основное назначение государства состоит в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Политической и классовой она в силу существования в обществе классов, антагонистических отношений. С расколом общества на классы экономически господствующий класс подчиняет себе государство. Но и в этих условиях государство в значительной мере выполняет общесоциальные функции.

С появлением государства начинается сложная история ее взаимодействия с обществом . Как форма организации общества и система, им управляет, государство выполняет функции в интересах всего общества, решает противоречия и кризисные ситуации, которые возникают. Вместе с тем государство может играть деструктивную роль - подменять собой общество, "огосударствливать" его, неадекватно заполнять все общественные сферы.

Государство сохраняет относительную самостоятельность по отношению к обществу. Без этого не может быть влияния государства на общество в целом или на отдельные его сферы. Самостоятельность государства выражается в свободе выбора при принятии ею управленческих и других актов, при определении стратегии и тактики государственной политики. Самостоятельность государства ограничивается контролем общества за ее деятельностью, оценкой такой деятельности. Это характерно прежде всего для гражданского общества и правового государства. Недемократическим (неразвитым) обществам присущи неразвитые государства, сила которых концентрируется в исполнительно-принудительных и карательных органах. Такие государства могут иметь силу, которая значительно превышает объективные потребности общества, слишком большую самостоятельность, бесконтрольная власть здесь часто концентрируется в руках диктатора. Цивилизованное же гражданское общество обеспечивает демократический порядок формирования государственных органов, осуществляет контроль за их деятельностью на основе закона и права.

Право возникает как результат объективной потребности общества, усложняется. Своим регулятивным воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе. Право активно взаимодействует с обществом. В этом взаимодействии основная роль принадлежит обществу, которое определяет содержание права, влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня соответствующего общества и развивается вместе с ним. Право принимает в себя все социально ценное от обычаев, религии, морали, мировой культуры и цивилизации. В результате оно получает значительную самостоятельность относительно общества и возможность активно влиять на него. С помощью права в обществе обеспечивается необходимый правопорядок, решаются социальные конфликты и противоречия. Право удерживает общество от самоуничтожения.

Право выступает мерой общественной и личной свободы. В рамках права, правовых норм люди, их объединения и организации могут свободно действовать и совершать поступки по своему усмотрению. Но право не заменяет другие социальные регуляторы, оно входит в единой нормативной системы общества, является регулятором важнейших общественных отношений.

В обществе с антагонистическими противоречиями право является проводником воли правящей олигархии. В таких условиях право теряет гуманистические ценности, становится деспотическим и тираническим. В демократическом обществе роль права и правового регулирования возрастает. Общество, в котором превалирует право, приобретает качества правового.

Общество - (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) исто­рически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство - это организация политической власти, содейст­вующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосудар­ственные структуры (политические партии, политические движе­ния, общественные организации и объединения, трудовые коллек­тивы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и иг­рает в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам гос­подствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологические рамки общества и государства тоже не совпа­дают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю свое­го развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом, государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Причем степень этой самостоятельности посто­янно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их вза­имодействия.

Еще по теме 11. Соотношение общества и государства:

  1. § 4. Политические партии как связующее звено между гражданским обществом и государством и их роль в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина
  2. § 1. Б. Н. Чичерин о сущности государства и его составных элементах. Проблема власти. Государство и общество. Государство и общественный строй. Вопрос о правах и обязанностях граждан. Проблемы государственной политики. Вопрос о размерах государства
  3. Глава II. Правовые и нравственные регуляторы взаимодействия личности, общества, государства

Общество в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Общество - это сложная, динамическая система, сущность которой проявляется в различного рода отношениях, возникающих между индивидами и их объединениями, удовлетворяющими свои потребности за счет поддержания целостного и прогрессивного саморазвития социального объединения.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, политические партии, движения, общественные объединения и т. д.). Государство - лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство, являясь составной частью лишь политической сферы, в которую кроме него входят и иные организации, участвующие в политической жизни общества, играет решающую роль среди данных организаций. Это связано с тем, что, будучи единственным официальным представителем всего общества, на основе выявления общих потребностей и согласования социально значимых интересов, оно обеспечивает координацию всей общественной жизни, для чего наделяется материальными ресурсами, профессиональным кадровым потенциалом, возможностью принимать общеобязательные управленческие решения и обеспечивать их исполнение с помощью специально созданного аппарата. Консолидируя усилия общества, модернизируя и системно используя свои институты, государство набирает силу. Сила государства определяется его способностью, ориентируясь на общие правила поведения, которым подчиняется и общество и власть, достигать общественно необходимых результатов, преодолевая существующие препятствия.

Благодаря этому государство приобретает относительную самостоятельность от общества и влияет на развитие всех форм его жизнедеятельности. Причем степень этой самостоятельности может меняться. Так, на заре своего становления государство практически сливалось с обществом. Затем, по мере развития и усложнения управленческих отношений, росло число государственных органов, множился аппарат государственных служащих, отдающих властные распоряжения и приобретающих собственный корпоративный интерес, отличный от интересов представляемого населения. Его самостоятельности способствовали противоречия между социальными группами, обеспечивая при равенстве их сил становление режима «бонапартизма» - лавирования между интересами различных классов. Множились материальные и организационные возможности государственного аппарата. Однако привилегированное положение управленцев весьма неустойчиво и ничтожно по сравнению с возможностями экономически господствующей группы, потому государство становилось инструментом управления в интересах незначительной части населения и все больше противопоставляло себя обществу.

Максимальную степень самостоятельности государство приобретает при тоталитарных режимах, когда правящая социальная группа использует его, не считаясь с интересами болынинст§ 10. Понятие и структура гражданского общества

ва членов общества. Минимальная самостоятельность и максимальная сила наблюдаются у государства при демократическом режиме, когда население реально участвует в создании и контроле за деятельностью наиболее важных звеньев государственного аппарата, когда государственная власть пользуется поддержкой общества.

В связи с этим необходимо постоянно поддерживать научно обоснованный баланс сознательного государственного регулирования и общественного саморегулирования, причем на всех уровнях управления обществом. При разрешении общенациональных проблем вмешательство государства должно быть максимальным. При разрешении местных, локальных, региональных - минимальным. Однако при любом варианте их соотношения решающая роль должна оставаться за обществом. Ведь государство есть порождение общества и отражение его специфики. Каково общество, таково и государство.

Таким образом, государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем основную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю своего развития, нежели второе.

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определения понятиям “общество” и “государство”.

Общество в широком понимании - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент.

Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.

Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса - нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. С.87-90.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл.6.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права.М., 1995. С. 36-38. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. Гл.3.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. С.187-189.

Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. С. 51-56.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 2.

Хутыз М.Х., Сергеико П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 127-129.

48. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Теория гражданского общества создавалась такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими другими.

Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают проблему человека. Гражданское общество - это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

Совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

Общественные объединения и организации;

Политические партии и движения;

Сфера воспитания и негосударственного образования;

Система негосударственных средств массовой информации;

Церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Самоуправляемость;

Конкуренция образующих его структур и различных групп

Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

Всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

Жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

Многоукладность экономики;

Легитимность и демократический характер власти;

Правовое государство;

Сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей, и другие.

литература

Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 8.

Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 128-133.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Гл. 6.

Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. Гл.2.

Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 325-329.

Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 173-180.

Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. № 8.

Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.218-219.

Политология: Энциклопедический словарь. М,. 1993. С. 75-78. Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 154-178.

Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 144-154.

Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 205-208.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С. 258-260..

Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 7.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. Гл.10.

Черниловский З.М. Гражданское общество: Опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.

Общество - это постоянная совокупность людей, наделенных сознанием и волей, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению единых целей. Некоторые авторы определяют общество как совокупность не людей, а общественных отношений. При этом общественными отношениями считаются толь ко те социальные связи, субъекты которых выступают как носители определенной социальной роли (работник, продавец, пассажир, супруг и т.д.).

Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть - это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле.

Можно выделить два основных вида социального регулирования - индивидуальное и нормативное. Индивидуальное адресовано конкретным лицам и направлено на разрешение конкретной ситуации (например, вынесение судебного решения). Нормативное адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на разрешение не одной, а всех подобных ситуаций. Примером нормативного социального регулирования может служить принятие закона.

Чтобы участвовать в общественных отношениях, индивиду необходимо пройти процесс социализации. Социализация - это приобщение индивида к ценностям общества и правилам поведения в нем. Составной частью процесса социализации является правовая социализация.

В мировой науке проблема соотношения общества и государства является традиционной. Существовали различные мнения относительно пределов государственного вмешательства в общественную жизнь. Еще легисты считали, что взаимоотношения государства и народа строятся по принципу «кто кого», поэтому государство должно быть сильным, а общество - слабым, автоматически реагирующим на любое указание властей. Много позднее получили развитие концепции «минимального государства». Анархизм исходил из необходимости уничтожения государства, а марксисты предполагали, что будущее коммунистическое общество сможет обойтись и без государственного регулирования. В XX в. в ряде государств были сделаны попытки реализовать на практике тоталитарные теории государству, суть которых была выражена в формуле: «Все для государства, ничего против государства, ничего кроме государства». Дискуссия о соотношении общества и государства продолжается и по сей день.

Общество возникает раньше, чем государство, и затем сосуществует с ним. Государство является результатом общественного развития, общественным продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем.

Государство является аппаратом управления общественными процессами. Наиболее важные общественные отношения регулируются государством посредством права.


Вместе с тем для того, чтобы управлять социальными процессами, государство должно обладать определенной самостоятельностью, автономией по отношению к обществу. Автономия государства, по мнению некоторых авторов, затем трансформировалась в так называемое отчуждение государства от общества. Классики марксизма предлагали преодолеть такое отчуждение путем постепенного уничтожения самого государства и перехода к коммунистическому общественному самоуправлению. В современных странах Запада апробирован другой путь - партицинация, т. е. участие общества, населения в управлении делами государства.

Государство призвано содействовать развитию общества, удовлетворению общественных потребностей. Однако истории известны случаи, когда государство, наоборот, подавляло общественную активность, дотошно регламентировало общественную жизнь, сковывало инициативу индивидов и социальных групп.

Во многих современных странах провозглашена концепция социального государства, согласно которой государство должно обеспечивать достойный уровень жизни общества, оказывать помощь социально незащищенным слоям населения.