По ст. 322.1 ч.2 п. `а` УК РФ

По делу № 1-1035/11

Принят Железнодорожным районным судом г. Хабаровска (Хабаровский край)

  1. Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
  2. председательствующего Назаровой С.В.,
  3. с участием государственного обвинителя старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска Галтаевой В.В.,
  4. подсудимого ФИО120 Луншуй,
  5. защитника адвоката Чикризовой Е.А., представившей удостоверение №840 и ордер № 031120 от 26.10.2011 года,
  6. переводчика Шуваловой В.Н.,
  7. при секретаре Конончук Н.В.,
  8. рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
  9. ФИО11 Луншуй, ДД.ММ.ГГГГ ранее не судимого, содержался под стражей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;
  10. в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.1 ч.2 п. «а» УК РФ
  11. Установил:

  12. ФИО119 Луншуй в составе организованной группы совершил, организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию, иностранных граждан, при следующих обстоятельствах.
  13. Иное лицо, пользуясь авторитетом среди граждан КНР, в том числе и, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа Российской Федерации, заведомо осознавая, что организация незаконной миграции граждан КНР в РФ путем подделки официальных документов и последующего предоставления их в уполномоченные органы является высокодоходным видом преступной деятельности, разработал преступную схему, суть которой заключалась в приискании лиц, которые бы за денежное вознаграждение оказывали ему необходимую помощь в подделке официальных документов, позволяющих гражданам КНР незаконно въезжать в Российскую Федерацию, и в дальнейшем используя эти документы пребывать на территории Российской Федерации.
  14. Для этих целей он привлек к участию в организованной преступной группе ФИО12 Луншуя, ФИО13 Лунхэ (осужден Приговором Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 26.02.2008года), другое лицо, ФИО14 Хунюя (осужден Приговором Биробиджанского городского суда ЕАО от 23.11.2009года) и неустановленное лицо при этом каждому, распределив роли:
  15. ФИО15 Луншуй – сбор документов и денежных средств с граждан КНР желающих оформить Российскую визу проживающих в КНР ФИО16 Лунхэ - сбор документов и денежных средств с граждан КНР желающих оформить Российскую визу временно проживающих на территории Российской Федерации в г. Хабаровске, а также оформление им приглашений. Другое лицо - сбор документов и денежных средств с граждан КНР желающих оформить Российскую визу временно проживающих на территории Российской Федерации в г. Хабаровске, а также оформление им приглашений. ФИО17 Хунюю - сбор документов и денежных средств с граждан КНР желающих оформить Российскую визу временно проживающих на территории Российской Федерации в г. Биробиджане, а также оформление им приглашений.
  16. Таким образом, созданная иным лицом организованная преступная группа, обладающая устойчивостью, сплоченностью, объединенная на основе этнической принадлежности, совершала преступление на протяжении длительного времени, в период с декабря 2004 по конец сентября 2006 года при следующих обстоятельствах.
  17. Так согласно разработанной иным лицом преступной схеме направленной на извлечение незаконной прибыли от преступной деятельности связанной с незаконной миграцией он в декабре 2004 года, находясь в <адрес> КНР, организовал на территории КНР (<адрес>) компанию «<данные изъяты>» с дополнительным офисом в <адрес>. Деятельность данной компании была направлена на оформление документов, регулирующих вопросы въезда и выезда граждан КНР из страны, при этом, он развернул активную рекламную деятельность компании в виде рекламных вывесок и визитных карточек с перечнем и расценками предлагаемых услуг на территории Российской Федерации и КНР для поиска лиц, желающих выехать в РФ.
  18. Иное лицо зная, что организация незаконной миграции граждан КНР в РФ путем подделки официальных документов и последующего предоставления их в уполномоченные органы является высокодоходным видом преступной деятельности спланировал такую деятельность в несколько этапов.
  19. В неустановленное следствием время, но не ранее декабря 2004 года на территории КНР иное лицо познакомился с гражданином КНР ФИО18 Луншуем, сотрудником международного общества по туризму провинции Хэйлунцзян КНР «<данные изъяты>» находящегося <адрес> с дополнительным офисом в <адрес>, которое в своей рекламной деятельности в виде рекламных листов и визитных карт предлагало решить вопросы по оформлению российских виз и приглашений, оформление писем вместо виз, оформление документов в случае официального отказа в выдаче приглашения и визы, то есть подбирало лиц, желающих незаконно мигрировать в РФ. Однако, компания «<данные изъяты>» не имела специального разрешения на работу с Генеральным Консульством РФ в <адрес> КНР. ФИО20 Луншуй предложил иному лицу, у которого налажены контакты с лицами ведающими выдачей виз и имелось такое разРешение, сдавать собранные ФИО19 Луншуем документы для получения российских виз, от имени ФИО1 «Хуажуй», за вознаграждение. При этом он сообщил, что в <адрес> проживает его брат ФИО21 Лунхэ, который помогает китайцам, работающим на МТЦ «<данные изъяты>» (<адрес>) получать приглашения для въезда в РФ от ЗАО «<данные изъяты>». Иное лицо согласился работать совместно с ФИО23 Луншуем и ФИО24 Лунхэ, таким образом, иное лицо совместно с неустановленным лицом и ФИО22 Луншуй, действуя из корыстных побуждений в составе организованной преступной группы, вступили между собой в преступный сговор на организацию незаконной миграции иностранных граждан в РФ.
  20. Находясь на территории РФ в 2005 году, ФИО25 Лунхэ, зная порядок оформления документов для въезда и пребывания иностранных граждан в РФ, заранее договорившись со свои братом ФИО118 Луншуем, открыл в <адрес> фирмы – ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», занимающихся оформлением приглашений для въезда в РФ гражданам КНР. Директорами и учредителями указанных фирм выступили граждане РФ, в основном, не имеющие отношение к деятельности данных фирм, либо выполняющие поручения ФИО26 Лунхэ в деятельности по оформлению приглашений. Открытие таких фирм явилось одним из звеньев в цепи незаконной отправки и регистрации граждан КНР в РФ. Российские компании ФИО27 Лунхэ оформляли приглашения, ФИО28 Луншуй отдавал их иному лицу («<данные изъяты>») для получения виз. При этом в офисе ФИО29 Лунхэ, расположенном по адресу <адрес>, <адрес> находился компьютер для ведения учета въехавших, выехавших граждан КНР, с указанием расходов, затраченных за определенные услуги. Кроме того, офис и место жительство ФИО30 Лунхэ были оснащены телефоном и факсимильным аппаратом, с помощью которых ФИО31 Лунхэ и ФИО32 Луншуй обменивались индивидуальной информацией о гражданах КНР, которым необходимо было оформлять въездные и регистрационные документы. В КНР был открыт расчетный счет на имя их сестры ФИО33 Пин, на который гражданам КНР необходимо было перечислять деньги за оформление приглашений, российских виз и отметок о регистрации по месту пребывания.
  21. Ранее находясь в Российской Федерации в 2003 – 2004 годах иное лицо открыл ряд российских компаний на территории <адрес> и <адрес>. Для введения в заблуждение уполномоченные органы при регистрации иностранцев на территории РФ, зачастую данные фирмы, находясь в разных регионах, имели одинаковые названия – ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», также были открыты фирмы с другими названиями. Деятельность всех компаний заключалась в оформлении приглашений для въезда в РФ гражданам КНР. Учредителями фирм, в основном значились граждане РФ, которые, либо не имели отношения, либо, вообще не знали о существовании таких компаний, причем с возникновением проблем при отсутствии учредителя, фирмы перерегистрировались на других лиц, но с тем же названием, а их деятельность не приостанавливалась. Открытие указанных фирм явилось одним из звеньев в цепи незаконной отправки и регистрации граждан КНР в РФ. Для контроля деятельности российских фирм иное лицо подыскал людей из числа своих родственников, направив их в российские регионы по местам расположения указанных фирм в качестве представителей компании «<данные изъяты>» и стал платить им заработную плату.
  22. В 2003 году иное лицо, находясь в <адрес> организовал при помощи своих родственников – граждан РФ ООО «<данные изъяты>», деятельность которого заключалось в оформлении приглашений для граждан КНР и их дальнейшего пребывания в РФ, однако из-за разногласий в работе «<данные изъяты>» со своей сестрой, иное лицо Решил организовать другие фирмы и руководить ими самостоятельно, зарегистрировав на граждан РФ.
  23. Так, в 2004 году другое лицо был направлен иным лицом в <адрес>), а затем в <адрес>) в качестве исполнительного директора компании «ФИО34». Иное лицо предоставил другому лицу для проживания, принадлежащую ему квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в которой находился телефон и персональный компьютер, на котором велся учет въехавших, выехавших и желающих оформить приглашение, российскую визу и регистрацию, граждан КНР. При этом, иное лицо проинструктировал другое лицо о том, какие обязанности он должен выполнять в связи с его работой в ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>». Всю необходимую для работы информацию и направления деятельности другое лицо получал от иного лица или сотрудников «<данные изъяты>» по телефону. Оформленные в указанных фирмах приглашения отправлялись в КНР компанию «<данные изъяты>», сотрудники которой, на их основании получали российские визы для граждан КНР. Другое лицо, осознавая общественно-опасный характер своей деятельности, но желающий продолжать свою преступную деятельность отнес на хранение, принадлежащие иному лицу документы, по месту жительства сотрудницы российских компаний иного лица – ФИО7 по адресу <адрес>
  24. Компания «ФИО35» и «ФИО36» помогали оформлять необходимые для въезда в РФ документы в случае, если гражданину КНР было официально отказано в выдаче приглашения для въезда в РФ по ходатайству той или иной российской фирмы. В этом случае, в нарушение установленного порядка использовались выданные в установленном законом порядке, но не использованные по назначению приглашения, полученные компаниями иного лица, ФИО117 Лунхэ или другими российскими компаниями, у которых такие приглашения приобретались за деньги. В неустановленном месте, в период с 2005 года по сентябрь 2006 года, неустановленное лицо, согласно отведенной иному лицу роли удаляло ранее имеющуюся информацию в официально выданных бланках приглашений на въезд в РФ, и вносило новую, не действительную информацию, касающуюся личности иностранного гражданина, принимающей организации, срока пребывания на территории РФ и места получения российской визы. Таким образом, Генеральным Консульством РФ в <адрес> КНР и Генеральным Консульством РФ в САР Гонконг было незаконно выдано 27 российских виз на основании поддельных приглашений № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО <данные изъяты> <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>, № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>; № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>; № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>; № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>; № от имени ООО «<данные изъяты>» <адрес>; № от имени ООО «<данные изъяты> <адрес>; № от имени ООО «ФИО1» <адрес>, предоставляющих право на получение визы с нарушением установленного порядка, тем самым, иное лицо совместно с ФИО37 Луншуем и неустановленным лицом организовали незаконный въез<адрес> граждан КНР в Российскую Федерацию.
  25. В <адрес>) иное лицо направил своего брата <данные изъяты> Гуанчэна и представителя компании «ФИО38» ФИО39 Хайтао, которые контролировали деятельность российских фирм иного лица, используя его связи и направления работы компании «<данные изъяты>» при получении документов на въезд в РФ граждан КНР. Так, с декабря 2005 года по июнь 2006 года от представителей фирмы «<данные изъяты>» в Генеральное Консульство РФ в <адрес> КНР поступали поддельные копии писем от имени заместителя руководителя Международного комитета <адрес> с ходатайством оформить российские визы гражданам КНР, которые, якобы должны были осуществлять функции экспедиторов, переводчиков и водителей приграничной торговли. На основании таких писем Российским Генеральным консульством в <адрес> КНР выдавались визы, где приглашающей стороной выступало ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>». В таких визах не указывались номера приглашений. На основании соглашений в форме обмена нотами между Министерством иностранных дел РФ и Посольством КНР в РФ от 08.11.1995 года и 09.02.1996 года был урегулирован вопрос относительно льготного характера оформления виз водителям, экспедиторам и переводчикам, осуществляющим грузоперевозки в рамках приграничной торговли. Таким образом, предоставляя в Генеральное Консульство РФ в <адрес> КНР недействительные документы, предоставляющие право получения российских виз гражданам КНР, компания «<данные изъяты>» способствовала незаконной выдаче около 1.500 российских виз в нарушение установленного порядка, тем самым иное лицо, ФИО40 Луншуй и неустановленное лицо организовали незаконный въезд около 1.500 граждан КНР в Российскую Федерацию.
  26. На основании «Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о взаимных поездках» от 29.02.2000 года граждане одного государства могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и временно пребывать на территории другого государства по действительным проездным документам.
  27. Согласно постановления Правительства РФ от 9 июня 2003 г. N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы", виза является разРешением на въезд в Российскую Федерацию, пребывание в Российской Федерации и транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранного гражданина в течение срока действия визы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Виза выдается государственным органом Российской Федерации, специально на то уполномоченным законодательством Российской Федерации иностранному гражданину, который может обратиться в этот орган лично или через уполномоченного представителя. Обыкновенная деловая виза оформляется на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок пребывания иностранного гражданина по обыкновенной деловой визе устанавливается Министерством иностранных дел Российской Федерации по согласованию с компетентными федеральными органами исполнительной власти.
  28. В феврале 2004 года иное лицо, находясь в <адрес> познакомился с гражданином КНР ФИО41 Хунюем, проживающим в <адрес> (<адрес>). ФИО116 Хунюй, так же как и иное лицо в 2003 – 2004 году зарегистрировал в <адрес> ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», учредителями которых являлись граждане РФ. Указанные фирмы так же занимались оформлением приглашений для въезда в РФ гражданам КНР. Иное лицо, зная, что ФИО42 Хунюй давно проживает на территории РФ в <адрес>, женат на гражданке РФ, имеет много знакомых в городе и занимается оформлением приглашений с последующей регистрацией граждан КНР в РФ предложил ему незаконно проставлять отметки о регистрации по месту пребывания гражданам КНР, въехавшим по приглашениям фирм иного лица, расположенных в других регионах, получившим российские визы с нарушением установленного порядка, и вообще, гражданам КНР, находящимся в других городах РФ. ФИО43 Хунюй согласился с предложением иного лица, вступив с ним в преступный сговор, и в последствие стал получать за это денежные переводы на свой банковский счет, а иногда наличные деньги. При этом иное лицо познакомил его с другим лицом, сообщив, что тот будет передавать ему паспорта для незаконного проставления отметок о регистрации на территории <адрес>.
  29. В октябре 2005 года ФИО44 Луншуй, находясь в <адрес> обратился к ФИО45 Хунюю с просьбой, аналогичной просьбе иного лица, то есть о незаконном проставлении отметок о регистрации граждан КНР на территории <адрес>. Получив согласие от ФИО46 Хунюя о преступном сотрудничестве, ФИО47 Луншуй, сообщил, что паспорта ему будет передавать его брат ФИО48 Лунхэ, проживающий в <адрес> и начал перечислять деньги за данные услуги на банковский счет ФИО49 Хунюя.
  30. В ноябре 2005 года другое лицо, по рекомендации иного лица и ФИО50 Лунхэ по рекомендации ФИО51 Луншуя, имея умысел на незаконную регистрацию граждан КНР на территории <адрес>, из корыстной заинтересованности связались по телефону с ФИО52 Хунюем и начали передавать ему паспорта и миграционные карты граждан КНР, приглашения которым не выдавались в ЕАО, для проставления в них отметок о временной регистрации в <адрес>. Находясь на автовокзале <адрес>), примерно 1 раз в неделю другое лицо и ФИО53 Лунхэ передавали заграничные паспорта граждан КНР с вложенными в них миграционными картами водителям маршрутных автобусов, следующих сообщением <адрес> – <адрес>, которые отдавали их в <адрес> Хунюю. ФИО54 Хунюй, зная, что граждане, чьи паспорта он получил от ФИО55 Лунхэ и другое лицо не приезжали в <адрес>, из корыстной заинтересованности передавал полученные паспорта заместителю начальника службы ОФМС РФ по ЕАО ФИО8 Используя свое служебное положение, ФИО8 в нарушение ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года осуществляла незаконную временную регистрацию иностранных граждан на территории <адрес>. ФИО56 Хунюй, зная, что гражданам КНР была незаконно оформлена временная регистрация в <адрес> <адрес> в <адрес> передавал заграничные паспорта и миграционные карты граждан КНР другого лица и ФИО57 Лунхэ. Находясь в <адрес> Лунхэ и другое лицо, заведомо зная, что граждане КНР, в чьих паспортах были проставлены отметки о временной регистрации в <адрес>, находятся на территории <адрес> незаконно, возвращали их владельцам.
  31. Согласно Федеральному Закону от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» для регистрации по месту пребывания в РФ иностранный гражданин предъявляет в территориальный орган Федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, вместе с документами, необходимыми для регистрации, миграционную карту с отметкой о въезде в РФ. На основании представленных документов соответствующий орган исполнительной власти проставляет в миграционной карте отметку о регистрации иностранного гражданина по месту его пребывания, сроком на 90 суток.
  32. Таким образом, преступная группа, созданная иным лицом в составе граждан КНР другого лица, ФИО58 Луншуя, ФИО59 Лунхэ, ФИО60 Хунюя и неустановленного лица обладала всеми признаками организованной преступной группы, а именно: они заранее объединились для совершения преступлений, направленных на организацию незаконного въезда и организацию незаконного пребывания граждан КНР в РФ путем предоставления поддельных официальных документов в уполномоченные органы РФ; устойчивостью, проявляющейся в многократном повторении разработанной схемы преступных действий на протяжении длительного периода времени с распределением ролей для достижения единого преступного результата; согласованностью и соорганизованностью действий в ходе совершения преступных деяний. Сплоченностью, характеризующейся неизменностью состава созданной иным лицом и ФИО115 Луншуем. преступной группы, стала корыстная заинтересованность каждого члена группы.
  33. В период времени с ноября 2005 года до сентября 2006 года ФИО61 Луншуй, действуя умышленно, из корыстных побуждений, в составе организованной группы совместно с иным лицом, другим иным лицом, ФИО62 Лунхэ, ФИО63 Хунюем и неустановленным лицом организовал незаконный въезд и незаконное пребывание граждан КНР на территории РФ.
  34. В неустановленное следствием время на территории КНР иное лицо вступил в преступный сговор с гражданином КНР ФИО64 Луншуем, сотрудником международного общества по туризму провинции Хэйлунцзян КНР «<данные изъяты>». В своей рекламной деятельности агентство «<данные изъяты>» предлагало за деньги решить вопросы по оформлению российских виз и приглашений, но не имело специального разрешения на подачу визовых документов в ГК РФ в <адрес> КНР. ФИО65 Луншуй предложил иному лицу, у которого было такое разРешение и налажены контакты с лицами ведающими выдачей виз, сдавать документы для получения российских виз, которые ФИО66 Луншуй будет ему передавать, от имени компании «<данные изъяты>», за вознаграждение. Находясь на территории РФ в 2005 году ФИО68 Лунхэ, заранее договорившись со своим родным братом ФИО67 Луншуем, зная установленный порядок оформления документов для въезда и пребывания иностранных граждан в РФ, открыл <адрес> ряд фирм – ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», занимающихся оформлением приглашений для въезда в РФ гражданам КНР. Директорами и учредителем фирм ФИО69 Лунхэ выступали граждане РФ, выполняющие поручения ФИО70 Лунхэ в деятельности по оформлению приглашений. Открытие указанных фирм явилось одним из звеньев в цепи незаконной отправки и регистрации граждан КНР в РФ. Граждане КНР, обращающиеся в компанию «<данные изъяты>» через ФИО71 Лунхэ в <адрес> или непосредственно в КНР вносили деньги на расчетный счет № в с/х банке КНР, принадлежащий ФИО72 Пин либо наличным расчетом за оформление приглашения, российской визы и регистрации на территории РФ. При этом, ФИО73 Лунхэ арендовал офисное помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, где поставил персональный компьютер для ведения учета въехавших, выехавших граждан КНР, тех, кому необходимо было оформить приглашения или регистрацию, обратившихся в «<данные изъяты>», с указанием затраченных на услуги расходов. Кроме того, офис и место жительство (<адрес> ФИО74 Лунхэ были оснащены телефоном и факсимильным аппаратом, с помощью которого ФИО75 Лунхэ обменивался необходимой для совершения преступных действий информацией с абонентами в КНР и РФ. После чего российские компании ФИО76 Лунхэ оформляли приглашения и отправляли их в КНР, ФИО77 Луншуй отдавал оформленные приглашения иного лица («<данные изъяты>») для получения виз. После получения российской визы на имя гражданина КНР и приезда в РФ, гражданину КНР рекомендовалось обращаться к ФИО78 Лунхэ в <адрес>, который оформлял временную регистрацию о временном пребывании та территории РФ.
  35. В октябре 2005 года ФИО79 Луншуй, находясь в <адрес> познакомился с гражданином КНР ФИО80 Хунюем, проживающем в <адрес> (<адрес> Узнав, что ФИО81 Хунюй имеет вид на жительство в РФ, женат на гражданке РФ, долгое время проживает в <адрес> и имеет фирмы, занимающиеся оформлением приглашений и последующей регистрацией граждан КНР в РФ предложил ему платить деньги за незаконное проставление отметок о регистрации на территории <адрес>, тем гражданам КНР, которые въехали в РФ с нарушением установленного порядка. Получив согласие от ФИО82 Хунюя о преступном сотрудничестве, ФИО85 Луншуй, сообщил, что паспорта ему будет предавать его брат ФИО83 Лунхэ и начал перечислять деньги за данные услуги на банковский счет ФИО84 Хунюя.
  36. В ноябре 2005 года ФИО86 Лунхэ по рекомендации ФИО87 Луншуй, имея умысел на незаконную регистрацию граждан КНР на территории <адрес>, из корыстной заинтересованности действуя в составе организованной преступной группы по телефону связался с ФИО88 Хунюем и начал передавать ему паспорта и миграционные карты граждан КНР, приглашения которым, в установленном законом порядке не выдавались, а в российских визах, приглашающие организации не были зарегистрированными в <адрес>, для проставления в них отметок о временной регистрации. ФИО89 Лунхэ, по заранее обговоренному плану с ФИО90 Хунюем, находясь на автовокзале <адрес>) примерно 1 раз в неделю в период с ноября 2005 года по сентябрь 2006 года передавал заграничные паспорта граждан КНР с вложенными в них миграционными картами водителям маршрутных автобусов, следующих сообщением <адрес> – <адрес>, для ФИО91 Хунюя, а после проставления отметок, по аналогичной схеме ФИО92 Хунюй передавал их ФИО93 Лунхэ для возврата владельцам.
  37. Так, 16.09.2006 года ФИО94 Лунхэ, по запланированной ранее схеме через водителя автобуса, следующего из <адрес> в <адрес> отправил 8 паспортов граждан КНР для того, чтобы ФИО95 Хунюй незаконно проставил в ПВС <адрес> отметки о временной регистрации гражданам КНР. Юань Хунюй, получив через водителя маршрутного автобуса, следующего из <адрес> в <адрес>, 8 паспортов граждан КНР от ФИО96 Лунхэ, зная, что данные граждане КНР не приезжали в <адрес>, из корыстной заинтересованности передал полученные паспорта заместителю начальника службы ОФМС РФ по ЕАО ФИО8
  38. Используя свое служебное положение, ФИО8 в нарушение ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25.07.2004 года, незаконно зарегистрировала на территории <адрес>, граждан КНР ФИО97, проставив отметки о временной регистрации в миграционные карты, №№, № №, №; №; №; №; №, выданные им при въезде в РФ и передала их ФИО98 Хунюю. После чего, ФИО99 Хунюй, зная, что указанным гражданам КНР была незаконно оформлена временная регистрация в <адрес>, через водителей маршрутных автобусов, следующих из <адрес> в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ около 8 часов 00 минут передал 8 заграничных паспортов и миграционные карты граждан КНР с отметками о временной регистрации в <адрес>, по адресу: <адрес> для ФИО100 Лунхэ в <адрес>.
  39. 21.09.2006 года, находясь на автовокзале, расположенном по адресу <адрес>, в 11 часов 10 минут ФИО101 Лунхэ забрал у водителя маршрутного автобуса, прибывшего из <адрес> паспорта, переданные ему ФИО102 Хунюем. После чего ФИО103 Лунхэ, заведомо зная, что граждане КНР, в чьих паспортах были проставлены отметки о временной регистрации в <адрес>, находятся на территории <адрес> и других городах РФ незаконно, намеревался, возвратить их владельцам.
  40. В судебном заседании подсудимый ФИО104 Луншуй полностью согласился с предъявленным ему обвинением и признал себя виновным в совершении указанного преступления.
  41. Подсудимый добровольно и после консультации с защитником заявил ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке, осознает характер и последствия такого ходатайства.
  42. Защитник подсудимого адвокат Чикризова Е.А. ходатайство поддержала.
  43. Государственный обвинитель не возражала против заявленного ходатайства.
  44. Обвинение, предъявленное ФИО105 Луншуй обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, сомнений у суда не вызывает.
  45. Суд, Установил, что условия, предусмотренные ст. 314 ч. ч. 1 и 2 УПК РФ соблюдены.
  46. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что санкция ст. 322.1 ч. 2 п. «а» УК РФ не превышает 10 лет лишения свободы, суд считает возможным принять Решение по делу в отношении ФИО106 Луншуй в особом порядке.
  47. Содеянное подсудимым суд квалифицирует по ст.322.1 ч. 2 п. «а» УК РФ, как организация незаконного въезда в Российскую Федерацию, иностранных граждан, совершенная организованной группой.
  48. При назначении наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое относится к категории средней тяжести, состояние здоровья и личность виновного, который не судим, свою вину признал, в содеянном раскаялся, характеризуется положительно.
  49. Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому суд признает активное способствование раскрытию и расследованию преступления, полное признание вины и раскаяние в содеянном, а также наличие на иждивении малолетнего ребенка.
  50. Обстоятельств отягчающих наказание подсудимому, судом не установлено.
  51. Определяя вид и размер наказания суд учитывает конкретную роль подсудимого в совершении преступления в составе организованной группы, его активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, и считает возможным признать совокупность имеющихся у ФИО107 Луншуя смягчающих обстоятельств исключительной, и назначить ему наказание с применением ст. 64 УК РФ – более мягкий вид наказания, чем предусмотрен санкцией статьи.
  52. С учетом всех обстоятельств по делу, позиции государственного обвинителя, суд считает возможным назначить наказание подсудимому ФИО108 Луншую в виде штрафа. При определении размера штрафа суд исходит из имущественного положения подсудимого и его семьи, а так же возможности получения ФИО109 Луншуем заработной платы или иного дохода в будущем, поскольку подсудимый не имеет каких-либо ограничений в трудоспособности в силу возраста и состоянии здоровья, имеет постоянное место работы.
  53. В соответствии с ч. 10 ст. 316 УПК РФ подсудимый подлежит освобождению от уплаты судебных издержек по делу.
  54. Руководствуясь ст.316 УПК РФ, суд
  55. Приговорил:

  56. ФИО110 Луншуй признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 322.1 ч. 2 п. «а» УК РФ (в редакции Федерального закона РФ № 26-ФЗ от 07.03.2011 года) и по этой статье уголовного закона с применением ст. 64 УК РФ назначить ему наказание в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
  57. Меру пресечения в отношении ФИО111 Луншуй- залог в сумме 500 000 рублей избранный по постановлению Кировского районного суда г.Хабаровска от 28.11.2011года принятый на депозит Управления Федеральной службы безопасности 29.11.2011года отменить, вернуть сумму в размере 500 000 рублей (пятьсот тысяч рублей) залогодателю ФИО2.
  58. Вещественные доказательства: визитную карту на имя ФИО112 Луншуй, визитную карту ФИО113 после вступления Приговора в законную силу уничтожить, представив суду акт об уничтожении; USB-накопитель вернуть по принадлежности ФИО114 Луншуй.
  59. Приговор может быть обжалован в Хабаровский краевой суд в кассационном порядке в течение 10 суток со дня провозглашения, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
  60. Председательствующий: С.В. Назарова

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2008 года Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Удод Е.В.,

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Тригуб Н.Б.,

подсудимой С.,

защитника Симкина Л.Л.,

а также с участием представителя, допущенного в качестве защитника, Т.,

при секретаре Сакериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении С.,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Подсудимая С. организовала незаконное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации. Преступление совершено ею в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга при следующих обстоятельствах.

В период с 10 июля 2007 года по 26 октября 2007 года С., состоящая в должности оператора связи в почтовом отделении Екатеринбургского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Свердловской области - филиала ФГУП «Почта России», отнесенного в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2002 года № 1227-р к ведению Минсвязи России, являясь лицом, осуществляющим свою профессиональную служебную деятельность, и лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, вступили между собой в преступный сговор, направленный на организацию незаконного пребывания граждан республик Таджикистан и Узбекистан на территории Свердловской области.

Преследуя цель организации незаконной миграции иностранных граждан в Российской Федерации, С. и лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, разработали совместный план преступных действий и распределили между собой роли, согласно которых, лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, с достоверностью зная, что нарушает:

Статью 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. 29.12.2006 г. № 258-ФЗ), в соответствии с которой иностранный гражданин и лицо без гражданства считаются находящимися в России законно, если у них имеются действительные вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иные предусмотренные законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в стране;

Часть 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в соответствии с которой иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания, в том числе временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания;

Пункты «а» и «б» части 1 статьи 22 Федерального закона №109-ФЗ, в соответствии с которыми постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания; при этом иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту, а после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, а принимающая сторона, в свою очередь, с соблюдением сроков, установленных настоящим Федеральным законом № 109-ФЗ, представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания;

Пункт 7 статьи 22 Федерального закона № 109-ФЗ, в соответствии с которым подтверждением выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета либо организацией федеральной почтовой связи, тем не менее, желая скрыть факт нарушения режима пребывания иностранных граждан республик Таджикистан и Узбекистан на территории Российской Федерации, предложил С., состоящей в должности оператора связи в почтовом отделении, за материальное вознаграждение в виде продуктов питания, используя свое служебное положение, указывать в подлежащие направлению по почте в ОУФМС по Свердловской области в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга уведомления о прибытии иностранных граждан, внося в них заведомо ложные сведения о месте пребывания иностранного гражданина, указывая принимающей стороной себя, а местом временного проживания данных граждан свой домашний адрес. При этом фактически предоставлять свое жилье для временного размещения иностранных граждан от С. не требовалось.

С., из корыстной заинтересованности, осознавая, что будет вносить в являющиеся официальным документом уведомления о прибытии иностранных граждан, форма которых утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» не соответствующие действительности сведения, дала свое согласие на участие в преступной деятельности, направленной на организацию незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

Лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, совместно с С. сформировали единый механизм преступной деятельности, направленной на организацию незаконной миграции иностранных граждан в Российской Федерации.

Так, неустановленное следствием лицо, действуя по заранее разработанному плану, передавало С. паспорта граждан республик Таджикистан и Узбекистан, желавших легализовать или продлить свое пребывание на территории Российской Федерации, их миграционные карты с отметкой КПП о пересечении границы Российской Федерации. В свою очередь С., осуществляя свою профессиональную деятельность, заполняла бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина, указывая себя в качестве принимающей стороны, а свой домашний адрес в качестве места его временного пребывания. После чего отделяла отрывную часть уведомления, ставила штемпель почтового отделения с указанием даты принятия и передавала неустановленному следствием лицу, а тот, соответственно, вручал документ иностранному гражданину, тем самым, легализуя пребывание последнего на территории России.

Кроме того, достоверно зная, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона №2-ФЗ от 06.01.2007) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток; либо, в случае заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, - умышленно нарушая вышеуказанную норму российского законодательства, регулирующего правоотношения в сфере миграции, действующая в сговоре с лицом, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, С., в целях незаконного увеличения до одного года срока пребывания иностранных граждан по месту пребывания, следуя ранее разработанному преступному плану, неоднократно собственноручно заполняла бланки трудовых договоров, якобы заключенных с иностранными гражданами и ложно подтверждающими факт принятия последних на работу в несуществующую в действительности коммерческую организацию ЗАО «Э». При этом С., осознавая противоправный характер своих действий, указывала в данных договорах вымышленную фамилию руководителя вышеназванного юридического лица. Также лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, неоднократно передавало С. для направления в ОУФМС фиктивные трудовые договоры, якобы заключенные иностранными гражданами с несуществующей коммерческой организацией ООО «Р». С., заранее зная, что данные трудовые договоры являются фиктивными, с целью увеличения срока пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации до 1 года, направляла их вместе с другими документами в ОУФМС.

На основании полученных по почте уведомлений о прибытии иностранных граждан по месту пребывания, с внесенными в них С. заведомо ложными сведениями о месте проживания иностранных граждан, и фальшивых трудовых договоров, сотрудники ОУФМС, не подозревая о преступных намерениях С. и лица, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, вносили соответствующие сведения в свои регистрационные журналы и в базу данных, поставив иностранных граждан на учет как законно находящихся на территории Российской Федерации.

В результате преступных действий С. и лица, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, на территории Свердловской области было организовано незаконное пребывание 49 граждан Республик Таджикистан и Узбекистан.

Лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, за незаконное оформление разрешения на пребывание на территории Российской Федерации получал от иностранных граждан за каждое разрешение от 1.500 до 3.000 рублей в зависимости от срока пребывания, а С. передавал продукты питания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации,

ПРИГОВОРИЛ:

признать С.виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК Российской Федерации и назначить ей наказание в виде ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ сроком на 160 часов.

Меру пресечения С. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, оставить без изменения.

Вещественные доказательства хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Свердловского областного суда в течение десяти суток со дня его провозглашения путем подачи жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Приговор постановлен в совещательной комнате и его текст изготовлен с помощью технических средств.

Судья Е.В. Удод

Миграция представляет собой естественное состояние населения Земли, которому свойственна подвижность, переселение в рамках территории одного государства либо из одного государства в другое. Однако в ситуации, когда этот процесс выходит за пределы государственно-правового регулирования и не поддается контролю со стороны государства пребывания, он может представлять угрозу национальной безопасности. Отрицательное влияние миграционных процессов усиливается, когда они выступают во взаимодействии с другими негативными социальными, экономическими и политическими факторами. Социальная опасность нелегальной миграции заключается в том, что она стимулирует рост теневой экономики; способствует существованию коррупции среди государственных служащих; создает реальную угрозу изменения сложившейся демографической ситуации не только в целом по стране, но и в отдельных регионах; ухудшает благосостояние коренного населения: обостряет социальные конфликты между местными жителями и мигрантами, которые, не имея жилья и средств, совершают преступления с целью получения источника к существованию.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения потоков нелегальных мигрантов в Россию, количество которых не поддается полному учету и контролю. Наиболее привлекательны для незаконных мигрантов приграничные зоны, а также крупные мегаполисы и прилагающие к ним регионы.

Из диспозиции ч. 1 ст. ст. 322.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за организацию незаконной миграции, следует, что данная норма является бланкетной и отсылает к иным нормативным правовым актам, нарушение которых может свидетельствовать о незаконности действий виновного.

Из буквального толкования диспозиции ст. 322.1 УК РФ вытекает, что уголовная ответственность по данной статье наступает не за сам факт незаконного перемещения иностранного гражданина на территорию Российской Федерации или незаконного пребывания его в Российской Федерации, а за организацию деятельности, направленной на незаконное перемещение других лиц из числа иностранных граждан на территорию Российской Федерации и (или) создание условий для их незаконного (нелегального) пребывания в Российской Федерации.

Уголовный закон не раскрывает содержание понятия «организация» применительно к ст. 322.1 УК РФ, однако, исходя из общепризнанного толкования этого термина следует, что он предполагает совершение заранее продуманных действий, направленных на поиск лиц, желающих незаконно мигрировать в Российскую Федерацию, либо на поиск лиц, желающих привлечь иностранных граждан к труду на объектах, возводимых в Российской Федерации, с последующей разработкой способов незаконного въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, и пребывания с нарушением установленных правил.

По смыслу закона, организация незаконной миграции может выражаться в трех формах: в организации незаконного въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации; в организации незаконного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации; в организации транзитного проезда иностранного гражданина через территорию Российской Федерации.

Таким образом, уголовно наказуема организация не любой, а только незаконной миграции, в одной из вышеуказанных форм.

Для признания действий по организации пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации незаконными следует исходить из критериев пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации на законных основаниях, которые определены в соответствующих нормативных актах.

Изучение следственной практики показывает, что понятие незаконного пребывания на территории Российской Федерации органами расследования трактуется без учета положений действующего миграционного законодательства, которым определены эти критерии.

Изучение конкретных уголовных дел показало, что органы предварительного расследования возбуждают уголовные дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, в каждом случае обнаружения иностранных граждан, прибывших, в основном, из республик Таджикистан и Узбекистан, и проживающих в неприспособленных для жилья помещениях (в подвальных, полуподвальных помещениях, строительных вагончиках, бытовках, строящихся жилых домах и т.д.). При этом вопрос о законности пребывания этих граждан на территории Российской Федерации, как правило, не выясняется. В ходе расследования не исследуются такие имеющие значение для принятия решения о возбуждении уголовного дела вопросы, как наличие документов, дающих право на пребывание в Российской Федерации. Между тем, исходя из диспозиции ст. 322.1 УК РФ, незаконность пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, является обязательным элементов состава данного преступления, поэтому подлежит доказыванию.

Существующие трудности при оценке действий виновного в какой-то мере обусловлены особенностями диспозиции статьи уголовного закона, которая отсылает к неопределенно большому количеству федеральных законов, постановлений Правительства РФ и других нормативных правовых актов, которые не систематизированы, по своему объему значительны и по ряду вопросов противоречат друг другу.

Кроме указанного, у правоприменителей возникают трудности при разграничении действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, от деяний, подпадающих под признаки административного правонарушения.

Сравнительный анализ уголовно-правовых и административно-правовых норм показал, что грань между уголовным преступлением и административным правонарушением размыта, закон не содержит критериев, которые позволяли бы отграничивать одно от другого.

Например, ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящихся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.

Состав преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, образуют такие же действия, а именно: предоставление иностранным гражданам (лицам без гражданства) жилого или иного пригодного для проживания помещения, привлечение их к трудовой деятельности на объектах, возводимых в РФ, в том числе без разрешения на ведение работ, создание иных условий для незаконного пребывания иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации.

Считаем, что критерием оценки действий, образующих административное правонарушение, является законное пребывание иностранного гражданина на территории России, которое подразумевается в статьях КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение иностранными гражданами лишь правил пребывания (например, не уведомил о прибытии) либо порядка ведения трудовой деятельности (например, не получил разрешение на работу).

Таким образом, признаком разграничения правонарушения от преступления является пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации на законных либо незаконных основаниях.

Обобщая сказанное, отметим, что незаконная миграция поставила перед государством и обществом социальные и экономические проблемы, в связи с чем властью предпринимаются определенные меры по упорядочению миграционных процессов. При выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных незаконными мигрантами, сотрудники правоохранительных органов испытывают определенные трудности при поиске доказательственной информации, лежащей в основе принятия правовых решений. Надеемся, что рассмотренные выше проблемные вопросы расследования указанных преступлений и предложенные рекомендации позволят расследовать данные преступления с большей эффективностью.

Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Ч. 2 ст. 322.1 УК РФ

Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, – наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к ст. 322.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона – организация незаконной внешней миграции (переселения), т.е. любая деятельность, в результате которой создается возможность или осуществляются незаконные:

а) въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

б) их пребывание в стране либо

в) проезд через территорию РФ.

Это может быть планирование названных деяний, подбор и обучение соучастников, приискание документов, наем транспорта, руководство непосредственным совершением преступления.

2. Вывод о законности или незаконности действий, для совершения которых осуществляется организационная деятельность, должен опираться на нормы и институты публичного права, регламентирующие въезд и пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

3. Организационная деятельность может быть направлена на обеспечение въезда в Россию мигрантов с нарушением установленной законом обязанности получения и заполнения миграционной карты, без визы, документов, удостоверяющих личность, с предъявлением поддельных документов, пребывания в России с нарушением установленного порядка регистрации, передвижения, по истечения срока пребывания и др.

4. Момент окончания преступления определяется различно. Иногда утверждается, что необходимо установить факт незаконного въезда или пребывания в России либо незаконного транзитного проезда.

Комментарий к статье 322.1 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий:

а) организация незаконного въезда в РФ;

б) организация незаконного пребывания на территории РФ;

в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

3. Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

4. Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в совершении любых действий, направленных на обеспечение въезда на территорию РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, российской визы, документов, удостоверяющих личность, оформленного надлежащим образом договора о туристической поездке) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов, а также с нарушением этими лицами таможенных правил либо санитарных норм.

5. Организация незаконного пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства представляет собой совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, документов, удостоверяющих личность, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительства) или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

6. Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства – это совершение действий, направленных на обеспечение транзитного проезда через территорию РФ указанных лиц любым видом транспорта при отсутствии у них необходимых документов (например, российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ государство, визы государства назначения, проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов.

Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ;

2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

3) проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор.

7. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

9. Субъектом преступления – лицо, достигшее 16 лет.

10. Квалифицирующими признаками организации незаконной миграции являются:

а) совершение этого деяния организованной группой;

б) цель совершения преступления на территории РФ.

11. О понятии организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.

Комментарий к статье 322.1 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом преступления является режим Государственной границы РФ, установленный порядок въезда на территорию Российской Федерации и выезда из нее, а также порядок пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Объективная сторона преступления характеризуется действием – организацией незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства. Для того чтобы определить наличие признака незаконности указанных в комментируемой норме УК РФ деяний, следует обратиться к содержанию иных законодательных актов.

Как уже отмечалось выше, порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются также международными договорами Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми на основании федеральных законов постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным выше Федеральным законом, действуют правила международного договора.
Незаконность въезда или выезда, незаконность пребывания на территории Российской Федерации определяются следующими факторами: отсутствие соответствующих документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства (недействительные документы, документы, выданные ненадлежащим органом, просроченные документы, поддельные документы и т.д.); отсутствие визы или других документов, предоставляющих право въезда в Российскую Федерацию или выезда из нее, в том числе просроченная виза, поддельная виза и т.п. Признак незаконности будет иметь место и в том случае, если виза или другие документы, предоставляющие соответствующие права, получены по поддельным документам при отсутствии оснований, установленных законодательством.

Порядок пребывания на территории Российской Федерации определяется в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации. Иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. В свою очередь, обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку.
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статьей 322.1 УК РФ установлена ответственность за наиболее опасное проявление незаконной миграции – ее организацию. Организация незаконной миграции может быть осуществлена только путем действий. Они могут заключаться в создании группы, занимающейся обеспечением незаконной миграции, разработке способов и маршрутов незаконного въезда в Российскую Федерацию, подыскании лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечении их соответствующими документами, установлении незаконных контактов с лицами, осуществляющими контроль за порядком въезда на территорию страны и пребывания в ней, ведающими выдачей виз, и в совершении иных действий, направленных на обеспечение незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через ее территорию. Состав преступления формальный. Деяние будет являться оконченным с момента совершения любого из перечисленных выше действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, при котором лицо осознает, что совершает действия по организации незаконной миграции, и желает их совершить. Мотивация поведения не влияет на наличие состава преступления. Чаще всего рассматриваемое преступление совершается по корыстным мотивам.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Частью 2 ст. 322.1 УК РФ установлена ответственность за совершение преступления при наличии квалифицирующих признаков: организованной группой или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Следует отметить, что организация незаконной миграции нередко осуществляется именно организованными группами, включающими в свой состав представителей государственных служб или имеющими связи с ними. В подобных ситуациях не только упрощается организация незаконной миграции, но и повышается степень безопасности лиц, занимающихся ею.

Цель совершения данного преступления на территории Российской Федерации может заключаться в намерении совершить одно или несколько преступлений на территории России. Наличие подобной цели будет иметь место как в случае намерения совершения преступления (участия в совершении преступления) самим лицом, организующим незаконную миграцию, так и при наличии такого намерения у лиц, в отношении которых организуется незаконная миграция.

Видео о ст. 322.1 УК РФ

  1. Не связанное с лишением свободы. А лишь предусматривающее Штраф в 300 000 руб.
  2. Связанное с лишением свободы, но назначаемое «условно». (в этом случае, вы не платите Штраф в 300 000 руб.)
  3. Не связанное с лишением свободы, а связанное с «принудительными работами».
  4. Связанное с лишением свободы – но на меньший срок.

ЗНАЙТЕ — прокурорские сотрудники в Московской области, до сих пор находятся под впечатлением от «игорного дела». Ведут себя очень настороженно. Главное – перестали «важничать». И к «счастью» тех, кто попадает по ст. 322.1 идут на встречу «бедолагам» и могут заранее подсказать Вам путь, которым можно воспользоваться в суде, что бы получить нужный вам приговор.

Статья 322

Виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Порядок пребывания на территории Российской Федерации определяется в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации. Иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. В свою очередь обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища.

Приговор по статье 322

В судебном заседании (***) поддержано своё ходатайство, заявленное им на стадии предварительного расследования по делу, в ходе выполнения требований ст. 217 УПК РФ о проведении судебного разбирательства в особом порядке, которое судом удовлетворено, поскольку адвокат и прокурор не возражали против удовлетворения ходатайства подсудимого о рассмотрении дела в особом порядке, а сам подсудимый полностью признал свою вину в инкриминируемом ему преступлении.

П. Андрея Петровича (***) года рождения, уроженца г. Москвы, гражданина Российской Федерации, со средне- специальным образованием, холостого, имеющего на своём иждивении не совершеннолетнего ребёнка, не работающего, зарегистрированного по адресу: г. Москва, (***), ранее не судимого; обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч 1 ст.322.1 УК РФ,

Научно-практический комментарий «Организация незаконной миграции (ч

В случае если работодатель лишь привлекает для работы либо оказания услуг иностранную рабочую силу в нарушение установленных законом правил, то речь может идти лишь о наличии признаков объективной стороны административного правонарушения. Это может быть выражено и в том, что работодатель оформил меньшее количество разрешений на работу, чем в действительности привлек к трудовой деятельности.

В заключение следует отметить, что повышение эффективности работы по расследованию уголовных дел об организации незаконной миграции является достаточно актуальной проблемой в деятельности органов дознания и следственных подразделений при ОВД. За время действия ст. 322-1 УК РФ пока не сформировалась единообразная следственная практика, однако, имеющиеся в следственных подразделениях и в подразделениях дознания территориальных расследования организации незаконной миграции позволяют исключить многие проблемы, возникающие в следственной работе. В целях совершенствования практики применения ст. 322-1 УК РФ целесообразно рассмотреть возможность проведения мониторинга эффективности использования указанных методик. С позиции научного обеспечения расследования преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, наиболее актуальным является сосредоточение исследований на наиболее острых вопросах, имеющих региональную специфику.

Согласно положениям названного закона, действительными считаются документы, которые выданы надлежащим органом, удостоверяют личность физического лица и его право на пересечение в определенные сроки Государственной границы РФ, при этом сроки их действия на момент предъявления не истекли.

Из диспозиции ч. 1 ст. ст. 322.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за организацию незаконной миграции, следует, что данная норма является бланкетной и отсылает к иным нормативно-правовым актам, нарушение которых может свидетельствовать о незаконности действий виновного.

Комментарии к СТ 322

2. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный нормативными актами порядок законной миграции в Российской Федерации. Диспозиция нормы устанавливает, что действия могут совершаться только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, что является обязательным признаком этого состава преступления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28 июня 2009 г.) иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица с двойным гражданством (одно из которых российское) не предусмотрены в данном составе преступления. Лицо без гражданства в соответствии со ст. 3 Федерального закона — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
———————————
Российская газета. 2002. 5 июня.

3. Объективная сторона состава преступления характеризуется действиями виновного, перечисленными в законе в альтернативной форме: 1) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; 2) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства предполагает совершение комплекса действий, направленных на обеспечение возможности въезда в Россию указанных лиц вне зависимости от цели въезда. Конкретно это может выражаться: в приобретении за свой счет билетов для въезда в Российскую Федерацию железнодорожным, воздушным или иными видами транспорта; предоставлении собственного транспорта для въезда в Российскую Федерацию; оформлении незаконных приглашений для въезда в Российскую Федерацию и т.п. При этом такой въезд должен носить незаконный характер, т.е. осуществляться при наличии оснований, когда въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (см. комментарий к ст. 322 УК РФ). По смыслу диспозиции рассматриваемой нормы такие действия должны совершаться не в отношении одного иностранного гражданина или апатрида, а в отношении неопределенно большого числа лиц, поэтому данное деяние может носить продолжаемый характер или совершаться разово, но в отношении большого количества людей. Арифметический подход к установлению минимального количества незаконно въехавших лиц в данной ситуации неприменим. В каждом конкретном случае необходимо оценивать действия виновного с учетом комплекса обстоятельств. Это деяние окончено с момента незаконного пересечения Государственной границы РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Такие лица, в свою очередь, могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 322 УК, если они достигли 16-летнего возраста.
Организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может выражаться в оформлении незаконной регистрации указанных лиц по месту пребывания, незаконном оформлении миграционных карт, предоставлении жилища указанным лицам с проживанием на территории России без надлежащих документов и т.п.

Судебная практика по ст 322 1 ук рф

При назначении наказания, определении его вида и размера, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, его состояние здоровья, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, исходя из целей применения уголовного наказания.

Подсудимый Абдуллоев Х.Ф. согласен с предъявленным ему обвинением, полностью признает свою вину, в содеянном раскаялся, ходатайствовал о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, заявил, что осознает характер и последствия заявленного им ходатайства, ходатайство заявлено им добровольно, после проведения консультаций с защитником.

Статья 322

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Следует иметь в виду, что организационная деятельность составляет объективную сторону данного преступления, поэтому виновное лицо несет ответственность как исполнитель преступления. При квалификации его действий ссылка на ст. 33 УК не требуется.

1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние 15 лет практически бесконтрольным въездом в Российскую Федерацию и пребыванием в России иностранных граждан и лиц без гражданства, преимущественно из стран СНГ, а также в связи с обострившейся угрозой международного терроризма. Правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции в Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба.

Статья 322

1. Состав преступления:
1) объект: отношения в сфере порядка управления и охраны государственной границы;
2) объективная сторона: организация незаконного въезда на территорию РФ, пребывания на указанной территории или транзитного проезда через нее иностранных граждан и лиц без гражданства. Организация заключается в создании условий для пересечения указанными лицами границы РФ, поиске способов уклонения их от ответственности, предоставлении им подложных или чужих документов, укрывательство лиц, незаконно находящихся на территории РФ, обеспечение их рабочими местами и местами для проживания и др.;
3) субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет;
4) субъективная сторона: характеризуется только умышленной формой вины, когда лицо осознает, что совершая любые действия, направленные на облегчение незаконного въезда, пребывания или транзита иностранных граждан или лиц без гражданства, тем самым организует незаконную миграцию.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (гл.2 — порядок оформления и выдачи документов для выезда из РФ и въезда в РФ граждан РФ, гл.3 — порядок выезда гражданина РФ из РФ, гл.4 — порядок оформления и выдачи документов для въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, гл.5 — въезд в РФ и выезд из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства);
2) ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (гл.2 — порядок оформления приглашений на въезд в РФ);
3) ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ст. 8 — осуществление миграционного учета, гл.3 — регистрация иностранных граждан по месту жительства, гл.4 — учет иностранных граждан по месту пребывания);
4) ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (гл.8.1 — урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории РФ);
5) Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» (ст. 1 — государственная граница РФ, раздел 2 — установление и изменение прохождения, обозначение государственной границы, ст. 9 — пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами, ст. 11 — пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу, ст. 14 — разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы, ст. 23 — порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в пунктах пропуска через государственную границу);
6) Закон РФ «О вынужденных переселенцах» (ст. 10 — основные направления работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов с вынужденными переселенцами);
7) акты Президента РФ:
— Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ 13.06.2012);
— указ от 15.01.2013 N 30 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы»;
— указ от 12.03.96 N 371 «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации»;
8) акты Правительства РФ:
— постановление от 13.11.2012 N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции»;
— постановление от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы»;
— постановление от 04.06.2012 N 546 «Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»;
— постановление от 10.05.2010 N 310 «Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи»;
— постановление от 26.05.2009 N 450 «О Правительственной комиссии по миграционной политике»;
— постановление от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации»;
— постановление от 15.01.2007 N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
— распоряжение от 15.03.2005 N 277-р «О Концепции создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения»;
— постановление от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте»;
— постановление от 09.06.2003 N 335 «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы»;
9) иные подзаконные акты:
— приказ ФМС РФ от 29.02.2008 N 41 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации»;
— приказ ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации»;
— приказ ФМС РФ от 05.12.2007 N 452 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах»;
— приказ МВД РФ и Федеральной миграционной службы от 30.04.2009 N 338/97 «Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда»;
— приказ ФМС РФ от 08.11.2007 N 430 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Защита при обвинении по ст

На данный момент высоко актуальны вопросы, связанные с миграционной политикой в Российской Федерации. В первую очередь это связано с продолжающимся въездом иностранных граждан (преимущественно из стран СНГ), а также с возрастающей угрозой международного терроризма. Поэтому такое преступление, как организация незаконной миграции – одно из самых серьёзных преступлений, направленных против порядка управления.

  1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства
  2. Организация незаконного пребывания вышеуказанных лиц в Российской Федерации
  3. Организация незаконного транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации
05 Июл 2018 455