Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и развитие функций государства, их классификация. Формы и методы осуществления функций государства. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве. Социальное назначение государства.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Понятие, социальное назначение и роль государства в общественной жизни. Анализ концепций сущности государства, содержание и основные виды его функций. Эволюция и классификация функций государства. Формы и методы осуществления функций государства.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Понятие функций государства. Виды функций государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы осуществления функций государства. Определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, властно-принудительных методов.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2008

    Понятие и объективный характер функций государства, их отличие от функций государственных органов. Эволюция и классификация функций государства. Характеристика внешних и внутренних функций государства, методы и формы их осуществления и реализации.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2009

    Проблематичность вопроса о централизации и децентрализации функций государства. Реализация функций государства специально созданными органами. Теория бюрократии, ее основные типы. Теория М. Вебера. Формы и методы осуществления функций государства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Понятие, значение и объективный характер функций государства. Проблема классификации функций государства, общие черты основных функций. Основа внешнеполитического курса белорусского государства. Формы и методы деятельности звеньев механизма государства.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2011

    Понятие и основные признаки функций государства. Эволюция и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства. Степень активности воздействия государства на общество. Экономическая и социальная функции современного государства.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Правовые методы осуществления государственной власти представляют собой правомерные приемы, способы, средства, используемые государством с целью решения публичных задач и функций.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

В литературе выделяют следующие признаки методов осуществления государственной власти: 1) они представляют собой совокупность способов, приемов, средств реализации государственной власти; 2) они осуществляются государственными органами и служащими в процессе властной государственной деятельности; 3) всегда сопровождаются реализацией компетенции, то есть властных полномочий по определенным предметам ведения; 4) раскрывают как, каким образом государство в лице компетентных органов реализует общенациональные интересы (т.н. «общее благо»), решает публичные задачи и функции; 5) всегда должны иметь правовой характер, то есть соответствовать букве и духу закона. Применяются на основе и во исполнение закона при безусловном соблюдении международных стандартов в области прав человека; 6) характеризуются стадийностью - последовательным применением формализованных управленческих стадий и процедур; 7) имеют своим адресатом определенный объект управления – физическое лицо, организацию или территориальное образование.

Методы осуществления государственной власти можно классифицировать по различным основаниям: 1) по характеру нормативных предписаний - дозволение, запрет, обязывание; 2) по характеру воздействия - императивные и диспозитивные; 3) по механизму воздействия - прямые (административно-командные) и косвенные (стимулирующие); 4) по интенсивности воздействия - регулирование (определение общей политики), общее руководство (реализация определенной политики), непосредственное управление (прямое и систематическое управленческое воздействие); 5) по юридической форме - правовые (юридически оформленные и влекущие правовые последствия) и организационные; 6) по системе подчиненности - субординация, координация, реординация; 7) по сфере применения - общие и специальные.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция перехода от командных методов прямого, директивного управления к методам косвенного, стимулирующего регулирования.

По способу подчинения воли подвластного воле властвующего методы государственного управления делятся на убеждение и принуждение.

Убеждение определяется в литературе как стимулирующее воздействие с целью побуждения лица к добровольному совершению правомерных действий, в которых заинтересовано государство. Главное в убеждении - добровольность совершения действий. При этом подвластный всегда обладает определенной свободой выбора. Задача государства – заинтересовать, стимулировать правомерную активность участников общественных отношений.

Формы убеждения различны и не определяются законодателем исчерпывающим образом. К ним относятся, в частности, различного рода реклама, агитация, пропаганда; личный пример; награды; экономические и налоговые льготы; материальное поощрение; смягчение наказания и освобождение от юридической ответственности и другие. Этот перечень не является исчерпывающим, государство вправе использовать любые меры убеждения, как закрепленные, так и не закрепленные нормативно.

В отличие от убеждения, принуждение представляет собой насильственное воздействие на сознание и волю лица, императивно навязывающее ему определенный вариант поведения. В литературе государственное принуждение определяется как осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Принуждение – это средство или совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание личности, имеющих своей целью доказать необходимость строгого соблюдения законности. С точки зрения других, принуждение - психологический прием воздействия, который «преследует цель подвести профилактируемого... к внутреннему осуждению антиобщественного поведения и осознанию необходимости изменить его в лучшую сторону». Третьи рассматривают принуждение как «процесс логического обоснования необходимости соблюдения законов с целью достижения их осознанного выполнения». Каждая из приведенных точек зрения отражает важные стороны этого понятия.

Принуждение следует рассматривать, прежде всего, как социальный инструмент, как метод государственного управления, с помощью которого социальные субъекты обеспечивают достижение поставленных обществом целей в сфере обеспечения порядка и безопасности.

Сущность принуждения состоит в отрицании воли подвластного, в отсутствии у него какой-либо свободы выбора. Принуждение может иметь психологический, имущественный, физический, организационный характер. Применение принуждения - не общее правило, а часть специальной компетенции отдельных государственных органов. Совокупность последних образует правоохранительную систему государства. Главная цель принуждения - защитить правопорядок в обществе, обеспечить правомерное поведение всех участников общественных отношений. Принуждение выступает сдерживающим фактором для всех незаконопослушных граждан и обеспечивает общую обязанность выполнять правовые нормы.

Сущность и назначение принуждения заключается в механизме обеспечения личной безопасности, в регулировании широкого круга общественных отношений, включая отношения, посягающие на права и здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, на институты государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, на правонарушения в области дорожного движения, охраны собственности и многие другие виды принуждения в борьбе с правонарушениями.

В юридической науке традиционно сложилось представление о том, что государство поддерживает общие условия существования социума в форме, имеющей принудительную силу. Однако любое общество не может ориентироваться только на принуждение и наказание. Государство привлекает и такие рычаги воздействия на общественные отношения, как стимулирование, поощрение. Онтологически поощрение выражается в юридических нормах. В литературе под правовым поощрением понимают «форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия». Государственное принуждение и поощрение - правовые средства, не взаимоисключающие друг друга. Воплощенные в санкциях юридических норм (позитивных и негативных) поощрение и принуждение обеспечивают такое поведение личности, которое соответствует официально признанным нормам и системе ценностей с учетом стабильности функционирования общества как динамично развивающейся системы. Не случайно в литературе отмечается, что обещание награды и угроза санкции являются основными механизмами регулирования поведения человека. Определяемые нормами права грани свободы обеспечивают индивиду удовлетворение интересов, возможность получения определенных благ.

Принуждение имеет вспомогательный характер и применяется в силу того, что в обществе иными средствами не сформировали законопослушание. Речь идет о сбоях в механизме убеждения в необходимости исполнения субъектами своих правовых обязанностей. Вот почему важно, чтобы сформировать мотивационные механизмы осознанного добровольного соблюдения и исполнения юридических предписаний, обеспечить стабильный и устойчивый правопорядок.

Таким образом, убеждение является основным методом государственного управления, принуждение - вспомогательным . В подтверждение этого вывода можно привести несколько аргументов:

Во-первых, убеждение предшествует принуждению. В то время как убеждение – обычный, ординарный метод, принуждение всегда носит исключительный характер. Государство должно стремиться избежать принудительных методов, заменить их убеждением, если есть такая возможность.

Во-вторых, убеждение неограниченно по сфере применения, принуждение затрагивает только субординационные отношения. Есть много общественных отношений, где принуждение элементарно не допускается или его применение ограничено. Это, например, многие межличностные, межнациональные, федеративные, экономические отношения, сфера потребления, частная жизнь и многое другое. Кроме того, принуждением можно обеспечить лишь соблюдение запретов и исполнение обязанностей, но нельзя добиться использования гражданами своих прав и свобод. Так, участие граждан в выборах государственных и местных органов, содействие правоохранительным органам, реализацию права на судебную защиту и многие другие правовые возможности, в которых заинтересовано государство, можно обеспечить только путем убеждения.

В-третьих, убеждение шире по субъекту, оно практически неограниченно по адресату, носит массовый характер. Принуждение всегда индивидуально, избирательно, персонифицировано.

В-четвертых, убеждение гуманнее, демократичнее принуждения. Следует помнить: одна и та же управленческая цель может быть достигнута как убеждением, так и принудительно - в этом смысле они равнозначны. Но человек не робот, он обладает гордостью, самомнением, чувством собственного достоинства. Принуждение всегда предполагает насилие, сопровождается подавлением воли подвластного, вызывает у него внутренний протест, оставляет душевные раны, комплексы, психологические травмы. В конце концов, принуждение ожесточает общество. Поэтому для достижения управленческой цели при прочих равных условиях приоритет отдается убеждению.

В-пятых, убеждение может быть непрерывным, принуждение всегда носит временный характер.

Принципами государственного принуждения являются: верховенство прав человека; законность; государственный характер; презумпция невиновности; гуманизм; индивидуализация, соразмерность и однократность наказания; право частного лица на жалобу и на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц.

Государственное принуждение опосредуется в праве, выступает в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К мерам принуждения относятся: меры безопасности; меры пресечения; меры ответственности (санкции); меры восстановительного характера.


Похожая информация.


Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации .

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

  • на правотворческую деятельность;
  • исполнительную (управленческую) деятельность;
  • судебную деятельность.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

  • на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;
  • правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

Организационные формы

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

  • на организационно-регламентирующие;
  • организационно-хозяйственные;
  • организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо.

Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания.

Государство выполняет свои функции в присущих ему формах, применяет в своей деятельности различные методы.

Под формами осуществления функций государства понимаются, во-первых, специфические виды государственной деятельности; во-вторых, деятельность, посредством которой реализуются функции государства.

В первом случае по отраслевой специфике видов государственной деятельности к формам осуществления функций государства относят: законодательную, т. е. нормотворческую деятельность; исполнительную, т. е. управленческую деятельность; судебную деятельность; контрольно-надзорную деятельность. Согласиться с этой точкой зрения трудно потому, что здесь учение о формах реализации функций государства подменяется суждениями о формах осуществления функций различными ветвями государственной власти.

Во втором случае по признаку однородной деятельности органов государства выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Под правовыми формами реализации функций государства понимается деятельность органов государства, связанная с изданием правовых актов как нормативного, так и правоприменительного характера. Следовательно, к правовым формам осуществления функций государства относится правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, принятия или санкционирования, изменения или отмены устаревших правовых норм.

Правоприменительная деятельность - это деятельность органов государства по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей.

Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на исполнительно-распорядительную и правоохранительную. Исполнительно-распорядительная деятельность - это управленческая деятельность органов государства, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов распорядительного (управленческого) характера. Правоохранительная деятельность - деятельность правоохранительных органов, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом.

Следует согласиться с профессором В.М. Корельским, который подчеркивает, что «в наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами».

К организационным формам осуществления функций государства относят организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую деятельность.

Организационно-регламентирующая деятельность - это текущая работа организационно-технического характера, направленная на обеспечение повседневной деятельности органов государства (подготовка документов; организация различных мероприятий, как то: выборов, референдумов и т. д.; подбор и расстановка кадров).

Организационно-хозяйственная деятельность - текущая работа хозяйственного характера, направленная на материальное обеспечение выполнения различных государственных функций (снабжение, сбыт, учет, статистика, экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность и др.).

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства (разъяснение издаваемых нормативных актов, формирование общественного мнения, поднятие престижа власти и т. д.).

Анализ организационных форм осуществления функций государства позволяет прийти к выводу о том, что и они реализуются в правовых формах. Другой вопрос, что огромная организационная деятельность государства, его органов, текущая оперативная работа, разработка и осуществление программ по развитию экономики и культуры, различные экстренные меры во время ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и т. д. могут быть в тот или иной период времени не урегулированы правом. Однако это не должно рассматриваться как закономерность и умалять, а тем более отрицать первостепенную организующую роль права в общественной жизни. Поэтому, на наш взгляд, деление форм реализации функций государства на правовые и организационные не является достаточно обоснованным.

Все свои функции государство, тем более правовое государство, должно осуществлять только в правовых формах, в том числе в сферах правотворчества, исполнительно-распорядительной деятельности, применения права, контрольно-надзорной деятельности и т. д.

Более того, организационные формы осуществления функций государства не должны противопоставляться правовым.

В этом контексте тем более трудно признать состоятельной точку зрения тех, кто в основу классификации форм реализации функций государства кладет принцип деления их на правовые и неправовые.

В формах осуществления функций государства отражается нераздельная связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций только на основе права, в рамках закона. Вследствие этого они присущи всем субъектам государственной власти и вызывают правовые последствия.

Методы осуществления функций государства также достаточно многообразны. Чаще всего в юридической литературе выделяют методы стимулирования, убеждения и принуждения.

Стимулирование широко применяется государственной властью в любой стране для ориентации поведения участников общественных отношений (граждан, юридических лиц и др.), их деятельности в таком направлении, которое государство считает необходимым и которое определяют его органы. Другими словами, стимулирование - это побуждение к действию, обусловливающее мотивы поведения. Стимулы могут быть материальными и моральными. Материальные (экономические) методы стимулирования - льготные кредиты или даже беспроцентные ссуды, инвестирование, дотирование, регулирование цен и др.

Формами морального стимулирования являются почетные государственные звания, награды (ордена, медали) за успехи в труде, науке, культуре, за геройское поведение в экстремальных ситуациях и др.

Убеждение - такой метод осуществления функций государства, когда субъект воздействует на общественное и индивидуальное сознание, способствует их формированию путем обоснования, обсуждения, внушения, демонстрации определенного примера. Среди экономических методов убеждения можно выделить прогнозирование, планирование и др.

Принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения посредством определенных мер (пресечения, предупреждения, ответственности). Принуждение - такой метод, при котором желаемое поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения. Степень принуждения может быть разной. Среди методов принуждения могут быть и выговоры по службе, и штрафы за нарушение правил дорожного движения, и уголовные наказания за преступления в отношении общества, государства, личности. Экономические методы принуждения - это методы косвенного воздействия (например, высокие налоговые ставки).

Некоторые правоведы дают и другие классификации методов осуществления функций государства. Например, профессор В.Е. Чиркин выделяет методы экономические, административные и идеологические. По его мнению, «в некоторых случаях методы различаются в зависимости от деятельности государства на международной арене и внутри страны, иногда в зависимости от особенностей государственного управления, понимаемого в широком смысле этих слов, например, методы административной деятельности коренным образом отличаются от правосудия...». Различают демократические и авторитарные методы осуществления функций государства (последние связаны с насилием).

Таким образом, доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением находятся в тесной связи с демократическим содержанием осуществления функций государства, его умением и желанием учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. Как справедливо отмечает Л.А. Морозова, «государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового сообщества».

Важное значение в реализации функций государства принадлежит правоохранительным органам. Особенно это касается охранительной функции. Если для одних органов государства она является сопутствующей (государство в целом реализует охранительную функцию), то для правоохранительных органов она является определяющей, именно для реализации охранительной функции эти органы создаются. В целом правоохранительные органы осуществляют охрану, поддержание и защиту правового порядка в стране. При этом следует учитывать, что каждый из правоохранительных органов ориентирован преимущественно на решение определенного круга правоохранительных задач. Например, согласно закону «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (ст. 1, 2), решение некоторых из этих задач возложены исключительно на органы внутренних дел (охрана общественного порядка, организация исполнения и отбывания наказания). Близкие задачи возложены на иные правоохранительные органы. Так, борьбой с преступностью занимаются прокуратура, КГБ, департамент финансовых расследований КГК и др. Имеются совпадения и в методах борьбы с преступностью (например, оперативно-розыскная деятельность), а разграничение осуществляется по сфере деятельности, причём границы эти подвижны.

Правоохранительные органы активно участвуют в осуществлении всех других функций государства - экономической, идеологической, социальной, экологической и других, но только им присущими методами и средствами.

Методы осуществления функций государства есть пути, средства, конкретные способы и средства воздействия государственных органов на юридических и физических лиц с целью решения стоящих перед государством задач.

При выполнении какой-либо функции государство использует соответствующие ей методы. Например, при осуществлении функции охраны правопорядка государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Проблема методов (способов) реализации права - это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм. Что касается использования как формы реализации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Однако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно создавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

В юридической литературе называются следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:

Метод убеждения - такие специфические средства, посредством которых властвующий субъект воздействует на общественное или индивидуальное сознание, способствует его формированию (обоснование, объяснение, обсуждение, демонстрация определенного примера и др.).

Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели государство должно вести открытый диалог с обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие.

Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как государства перед обществом, так и общества перед государством. Только в этом случае можно вести речь о формировании правового государства и гражданского общества.

В любом обществе главным методом осуществления государственных функций выступает убеждение, поскольку любой акт насилия со стороны государства наносит удар по легитимности государственной власти, чреват потерей престижа государства в умонастроении населения страны. Использование принуждения есть, в определенном смысле, проявление «слабости» государственной власти, доказательством того факта, что государство исчерпало, либо не нашло иных путей для реализации своих функций;

Метод принуждения - использование в пределах правовых предписаний средств государственного воздействия в отношении физических лиц и организаций, допустивших нарушения требований законности.

Метод заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства;

  • - метод рекомендательный - разъяснительные и иные средства, ориентирующие лиц (индивидов, организаций) на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства;
  • - метод поощрения - средства, побуждающие определенных лиц следовать тому или иному варианту поведения путем использования стимулирующих (моральных или материальных) средств;
  • - метод информационного влияния на общество - оповещение населения о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях и т.д.
  • - метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.
  • - метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях.

Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:

  • - централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
  • - децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
  • - рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей.

Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

Поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы.

Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.