3. федеративное устройство

Таким образом:

4. По субъектному составу:

Института кп: особенности норм

1. Нормы этого института воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал общественных и государственных устройств.

2. Не порождают конкретных правовых отношений.

3. Определяют сущностное содержания правового воздействия на все сферы общественного отношения(ему никто не могут противоречить)

4. Адресованы всем субъектам права

5. Способ защиты этих норм- служит режимом охраны конституции, конституционного строе т.е. они могут быть изменены только новым принятием конституции.

6. Среди норм 1 института преобладают: нормы принципов,дефенинции,цели.

7. Для практической реализации целей норм 1 института необходимо включение всех отраслей права,

8. Они обеспечивают системное закрепление,концептуальных идей,которые являются основой для данного государства.

9. Они определяющие для всех других институтов конституционного права.

1. воздействует на общественное отношение в основном путем правозглашения, признания государством естественными и не очуждаемыми права человека

2. реализуются преимущественно в не конкретных правоотношениях

3. входят в сферу взаимоотношений между человеком и государством и личностью.

4. Эти нормы включают в качестве субъекта -права отношения гражданина, человека как такового вне связи с каким либо особым статусом.



5. Особая охрана норм предполагает принять новую конституцию при изменениях

6. преполагает подключение многих отраслей права

1. федеративное устройство имеет особенности того что кп отношения регулируют отношения субъектов с особой правоспособностью.

2. Нормы являются не только конституционными но и договорными

3. защита норм осуществляется путем согласования или конституционным судопроизводством.

1. Нормы преимущественного прямого действия и они реализуются в конкретных правовых отношениях

2. в качестве субъектов выступают органы государства и субъекты местного самоуправления.

3. Преобладающая часть норм, данного института устанавливаются на основе конституции,но в вахтах текущего законодательства, которые определяют порядок норм и тд…

4. Спецификой является то,что есть соотношение норм общих федералей и норм действующих на территории всех субъектов на территории РФ.

1. Понятие кп

2. Предмет и метод кп

3. Особенности предмета кп

4. База кп

5. Кп регулироемое в общих чертах

6. Соотношение кп с другими отраслями

7. Система кп

8. Обенности правовых норм по институтам

9. Признами отличия свойства

10. Классификация кп норм

Лекция № 2

Тема: «КП»

Совокупность юридических особенностей придает определенной группе кп норм качество элемента отрасли. Анализ предполагает не только выявление особенностей, но и обоснования их соотношения этих элементов и места в системе кп.

1. Нормы занимают первое место в системе данной отрасли. В ней закреплены исходные чала правового регулирования которые осуществляются нормами других кп институтов.

2. Основы правового статуса человека и гражданина.

3. Закрепляет федеративное устройства государства и создает предпосылки для организационного построения системы органом государственной власти. Нормы этого института устанавливают национально-государственная и государственно-территориальное образование,в соответствии с которым строится система органов государства.



4. Закрепляет систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

Соотношение системы отрасли конституционное право с системой конституции. Система отрасли обхватывает всю совокупность конституционно-правовых норм. А система конституции лишь часть этих норм.

Субъекты кпо

· депутаты

· органы гос власти

К субъектам относятся:

· органы государства

· президент

· органы местного самоуправления

· политические партии

· общественные организации

основания для осуществления различий норм составляющих институты права

Лекция № 4

Уставы

Уставы по субъектам

Уставы и конституции по субъектам

Законы субъектов постановления и иные нпа которые принимаются законодателем и исполнителем законодательной власти

Лекция № 5

1. Понятия источников кп и их система

2. Конституция РФ как главный источник кп

3. Законы РФ как источники кп

4. Иные источники кп

Тема: «Конституционное развитие России »

Первая конституция России 1918г. До этого конституции не было,но был манифест царя в 1905г. (О формировании некоторых свобод и о государственной думе)

в тоже время ученые говорят,что на самом деле конституционализм зарождался очень давно(Древняя Россия) когда было осуществлено объединения российских княжеств.

2 элемента:

Народ (участие) - в форме вече.

Князья не имели развитого государственного аппарата и князьям приходилось считаться со своим народом.

Таким образом, первые древние отношения определялись 2 условиями:

· слабостью княжеской власти

· наличие личной свободы у княжеских поданных.

Участие в вече - это не обязательство (участие право личной свободы)

Вече - пережиток первобытного общества.

БЛОК 1

1. Россия как демократическое государство: Статья: 1 2 3 12 Гл2 Гл 8

Местное самоуправление - это самоорганизация граждан,по месту их жительства для решения вопросов местного значения.

Формы :

1. Местный референдум

2. Территориальное-общественное самоуправление

3. представители демократии

2. Россия как федеративное государство: Статья 5 Гл 3

1. Состав субъекта РФ Ст 65

2. Порядок принятия федерации и образование новых субъектов ст 65 +ФКЗ

3. Основы статуса каждого из вида субъектов (6 видов) ст 66

4. Порядок изменения статуса субъекта ст 66

5. Вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами федерации ст 67

6. Государственный язык и право республик на установление своего государственного языка ст 68

7. Гарантии прав коренных малочисленных народов ст 69

8. Государственный ст 70 +фкз о гербе флаге гимне

9. Предметоведение РФ ст 71

10. Предметы совместног о ведения РФ и ее субъектом ст 72

11. Порядок действий федерального закона,Верховенство ФЗ ст 76

12. Основы формирования системы органов гос власти,субъектов РФ ст 77

13. Основы деятельности федеральных органов исполнительной власти а территории субъектов ст 78

14. Право РФ на участие в межгосударственных объединениях ст 79

3. Россия как правовое государство

1. высший приоритет прав и свобод человека и гражданина. Ст 2 гл 2 и тд

2. полная независимость суда ст 2

3. верховенство конститутции по отношению ко всем нпа

4. признание и приоритет международного права и иные черты

4. Россия как социальное государство

1. Ст 7 Классическое определение социального государствах

5. Россия как светское государство

1. Государство и церковь отделены друг от друга

2. В таком государстве все религии равноправны. Ст 14 ст 28 +Фз о свобод совести и вероисповедании

6. Россия как государство с республиканской формой правления

1. Россия президенско -парламенская республика

Статья 80 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.(ст.100)

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

В процессе международных договоров

В контактных с лидерами инородных государств

Статья 92 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Пробелы в конституции:

Отрешение от должности: инпичмент (ст93)

· 1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

· 2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

· 3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

2.Федеральное собрание - парламент РФ. Правовая основа (Гл.5, ФЗ о порядке формирования совета Федерации 2001г., регламент государственной думы и совета государства, ФЗ о статусе)

Статус Федерации

Статья 102 Конституции РФ

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации*(20);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации*(21);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103 Конституции РФ

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Законодательная деятельность парламента:

Первой из них является стадия реализации права законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Министерства, ведомства, политические партии и иные общественные объединения, не обладающие правом законодательной инициативы, могут вносить законопроекты только посредством указанных выше субъектов законодательной инициативы

Следующей стадией является предварительное рассмотрение законопроекта. При поступлении законопроекта Совет Государственной Думы направляет его в комитет палаты, соответствующий профилю представленного проекта и назначает данный комитет ответственным по законопроекту.

Если законопроект направляется в несколько комитетов, Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов один ответственный по законопроекту. Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются каждому из субъектов России для дачи предложений и замечаний по существу законопроектов

Третья стадия законодательного процесса включает в себя сложную процедуру рассмотрения законопроекта в Государственной Думе. В палате сложилась и нашла свое закрепление в Регламенте практика рассмотрения проектов законодательных актов в три чтения.

Первое чтение проводится в палате при поступлении законопроекта и сводится в основном к обсуждению депутатами вопроса о целесообразности принятия закона по данному вопросу. В результате обсуждения Государственная Дума вправе принять одно из следующих решений:

Одобрить законопроект и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений;

Отклонить законопроект;

Принять закон в окончательной редакции;

Направить законопроект на всенародное обсуждение.

Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета Государственной Думы. Он сообщает депутатам результаты рассмотрения законопроекта в комитете и работы с поступившими поправками.

Затем выступают представитель инициатора законопроекта, а при необходимости, представители Президента России и Правительства Российской Федерации в парламенте страны. В прениях по законопроекту могут участвовать и депутаты Государственной Думы.

Третье чтение состоит в принятии закона. Это - четвертая стадия законодательного процесса. С учетом того, что Конституция России предусматривает принятие федеральных законов (по вопросам, указанным в ст. 3, 25, 37, 41, 49, 50 и др. Конституции), а также федеральных конституционных законов (ст. 56,65, 66, 70,118,128 Конституции), порядок их принятия в соответствии с Основным законом РФ и Регламентом палаты существенно отличаются. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Государственной Думы.

Принятые Государственной Думой законы передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Лекция № 13 (Дорохов) 02.06.2017г.

Конституция Ст 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Порядок формирования правительства:

· Избранный на должность президента -президент одним из первых актов вносит предложение в гос. Дума кандидатуру в гос. Правительство получает согласие и назначает на должность председателя правительства РФ

· Тот вносит предложение президенту по кандидатурам заместителя председателя правительства и членов правительства.

· Президент рассматривает данные кандидатура и назначает на должность заместителя председателя правительства и членов правительства

Основные полномочия правительства: (ст 114) +ФЗК о правительстве РФ 1997года

Конституция ст 114:

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Структура правительства:

· Председатель правительства

· заместители,включая 2 первых

· Президиум6 председатели + помощники=1 первый заместитель

· аппарат правительства

Основной формат работы правительства:

Заседание правительства. Согласно конституции не реже 1 раза в месяц.

С участием президента

Структура иных федеральных органов исполнительной власти:

· Федеральное министерство - статус - фм -это основной федеральный орган исполнительной власти, по руководству делами и обеспечения нормы творчества в отрасли,в области деятельности. Действует с положениями в министерстве,его функциями и задачами, согласно указу президента

Виды:

1. министерство подведомственные президента - силовые министерства(их 5)

Иностранных дел

Внутренних дела

Юистиций

2. Министерство подведомственные правительства:

3. все остальные правительства

Лекция № 14 (Дорохов) 02.06.2017г.

· Федеральные службы-это федеральный орган исполнительной власти, по обеспечение контроля и надзора в области в отрасли деятельности, а также выполнение иных специальных функций в области обороны, безопасности обеспечения общественного порядка. Борьбы с преступностью.(орган специальной компетенции)

Виды:

· Федеральные агентства - это

Виды

· подведомственные президентом

· подведомственные правительству

· подведомственные министерством (самые многочисленные)

Требования кп судье(ст 8 фкз о конституционном судье РФ) найди в инете

Гражданин Рф

Не моложе 40 лет

С безупречной репутаций

Имеет высш юр образование

Стаж не менее 15 лет

Обладает признаной высокой квалификации в области права - это когда по жизни:ученная степень, наличие собст научной школы,автор научных монографий и тд.

Плономочия кп суда:

· разрешение дел фз иных нпа президента РФ совета федерации и гос думы и правительства РФ

· конституции республик уставов субъектов иных нпа субъектов Рф

· договоров между органами гос валсти РФ и ораганами субъектов РФ и договоров между органами гос валсти субъектов РФ

· Невступивших в силу международных дороворов в РФ

2. разрешает споры о копитенции:

между фед органами гос власти

между фед органами и органами субъектов

между высш гос орагами субъектов рф

3.кп суд рассматривет жалобы на нарушение прав и свобод граждан

4.Проверка конституциооности законов и их применении п запросам судов

Институты: (элементы системы кп)

1. основы конституционного строя

2. основы правового статуса человека и гражданина (совокупность прав и обязанностей)

3. федеративное устройство

4. система гос власти и система местного самоуправления

Таким образом: каждый элемент,является элементом системы общества права и характеризуется особыми правовыми чертами,которые присуще нормам именно данного института.

Основания для различения институтов:

1. По специфики правового развития на ту или иную сферу общественного отношения:

2. По особенностям механизма действия кп нормативные и по способам реализации кп норм:

3. По степени конкретной направленности кп регулирования:

4. По субъектному составу:

5. По способу правовой защиты (формам и методам ответственности защиты) :

6. По специфики форм выражения правовых норм данного института:

7. По видовому характеру норм соответствующего института:

8. По степени масштабности, включённости других отраслей права

9. По цели направленности правового регулирования

10. По функциям присуще каждому правовому института

11. По принципам,которые свойственные каждому из правовых институтов.

Институт права - это совокупность норм права, которые регулируют определенный круг однородное, однопорядковое общественное отношения и образовывают однородную группу. Это в полной мере касается и конституционно-правового института, нормы которого отмечаются определенной автономией, объединяются на основе определенных принципов и методов, отличаются относительной самостоятельностью правового регулирования. Различают отраслевые и межотраслевые правовые институты. Так, отраслевыми конституционными институтами есть: институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.п.. Примером межотраслевого института может быть институт собственности.

Конституционные институты различаются по смыслу, структурой, методами и задачами правового регулирования. Среди них есть надинституты, которые охватывают значительный круг общественного отношения и включают в своего состава ряд других институтов (подинститутов), которые, в свою очередь, могут иметь более мелкие структурные подразделы. Такими надиститутами можно считать институты власти народа, государственного суверенитета, государственной власти и т.п..

Таким образом, конституционно-правовой институт - это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это - главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько різ-новидів правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.

Конституционные институты в своей совокупности образовывают стройную систему, которая является основой Конституции Украины. Институты расположены в определенном порядке, надлежащим образом включенные в текста Конституции. Общее представление о системе этих институтов дает ее (Конституции) содержание. Это - институт общих основ конституционного порядка, институт прав и свобод человека и гражданина, институт прямого народовластия, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт территориального устройства, институт местного самоуправления, институт, который определяет порядок изменений и дополнений Конституции.

Можно предложить и другую классификацию конституционных институтов в зависимости от отношений, которые они за-кріплюють в источниках конституционного права.

I. Институт народовластия, который включает:

1) непосредственное народовластие (прямая демократия);

2) представительное народовластие (осуществляется через

избранных представителей народа);

3) местное самоуправление.

II. Институт конституционного оформления народо

1) конституционный порядок;

2) юридическая конституция;

3) конституционные законы;

4) конституционная законность;

5) конституционные обычаи, традиции.

III. Институт правового статуса человека и гражданина:

1) гражданство (постоянная связь лица и государства);

2) система основных прав и свобод человека и грома

3) гарантии основных прав и свобод.

IV. Институт государственного строительства:

1) форма государства;

2) территориальная организация Украины;

3) механизм государства.

Под конституционно-правовым институтом понимается совокупность норм конституционного права, регулирующих определенную часть системы общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов ˸

· политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;

· государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);

· избирательное право и избирательная система;

· законодательная власть и статус депутатов;

· исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;

· судебная власть и статус судей;

· конституционный контроль;

· местное управление и самоуправление.

5. Конституционно-правовые отношения и их субъекты .

Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между ᴇᴦο сторонами в основном в результате наступления юридических фактов). Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя) и судоустройства, избирательной системы, закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным [[отрасль права|отраслям права

К числу субъектов конституционного права относят˸

физические лица (прежде всего граждане , но также иностранцы , лица с двойным гражданством и лица без гражданства );

государство (посредством государственных органов );

субъекты федерации федеративном государстве ) и административно-территориальные образования ;

социальные и этнические общности (народ , нации и другие этнические группы , классы - в социалистических государствах и др.);

общественные объединения граждан (партии , общественные организации и пр.), например, в процессе избирательной кампании ).

6. Источники конституционного права Российской Федерации.

Источник права - это субстанция, содержащая норму отрасли права. Источники могут быть письмен­ные и устные.

Источники конституционного права отличаются большим многообразием, однако ведущую роль в их системе занимает Конституция РФ.

Среди источников конституционного права выде­ляют следующие.

1. Конституция РФ. Является Основным Законом РФ, обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые долж­ны в свою очередь соответствовать положениям Кон­ституции РФ. Конституция РФ имеет прямое дей­ствие. Это означает, что при правоприменении она должна быть использована непосредственно, т. е. на её нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Конституция являет­ся как бы почвой для принятия других законов, по­скольку устанавливает основы конституционного строя, федеративное устройство РФ, полномочия ря­да важнейших государственных органов, их компе­тенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основ­ные принципы функционирования механизма госу­дарства, задает систему ʼʼсдержек и противовесовʼʼ.

Институты конституционного права РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Институты конституционного права РФ" 2015, 2017-2018.

ВОПРОС №1

Понятие и предмет конституционного права РФ как отрасли права Российской Федерации.

Понятие конституционного права как отрасли российского права.

Конституционное право РФ - одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.

Предмет конституционного права как отрасли российского права.

Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:

Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

Общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.

Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:

Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.

Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).

Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.

Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.



Другие особенности.

Методы конституционного права как отрасли российского права.

Метод конституционного права как отрасли российского права - совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.

Система методов КП как отрасли:

Императивные методы:

Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)

Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)

Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)

Диспозитивные методы:

Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)

Источники конституционного права как отрасли российского права.

Источники конституционного права как отрасли российского права - это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

Конституция РФ.

Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы.

Указы и распоряжения Президента РФ.

Постановления Правительства РФ.

Законодательство субъектов РФ.

Судебные решения.

Иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.

Система конституционного права как отрасли российского права.

Система конституционного права как отрасли российского права - это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.



Система КП как отрасли:

Конституционно-правовые институты, такие как:

Институт основ конституционного строя.

Институт основ государственного устройства.

Институт государственной власти.

Институт местного самоуправления.

Институт основ правового статуса личности.

Институт гражданства РФ.

Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

ВОПРОС №2

Конституционно-правовые нормы: понятие, специфические черты, виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституционно-правовых норм, указывают следующие их отличия:

2) источники, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразие видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительный характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенности структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Классификация конституционно-правовых норм(ВИДЫ ) может быть осуществлена по нескольким основаниям:

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на их основе правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», закрепляющая, что «гражданство - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя таким образом служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, аинституты, т.е. группы норм, регу­лирующие относительно самостоятельные сферы конституцион­но-правовых отношений.

Под конституционно-правовым институтом понимается определён­ная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Для конституционного института характерны два признака:

  • наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституцион­ных норм;
  • внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регу­лирования.

Каждый конституционно-правовой ин­ститут включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Кон­ституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институтисполнительной власти - из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

Система конституционного права объективно обусловлена са­мим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между института­ми - напротив, создает принципы их взаимодействия между со­бой, чем обеспечивается единство конституционно-правового ре­гулирования. Фундаментом высту­пают единые принципы конституционного права :

    • суверенитет на­рода;
    • естественное право;
    • приоритет охраны прав и свобод;
    • разде­ление властей;
    • независимое правосудие;
    • правовое государство.

Первичное и самое общее деление правовых норм на институ­ты устанавливает Конституция. Ее разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуют­ся подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конститу­ционного права полностью не совпадают, система конституцион­ного права при определенных условиях может сложиться и раз­виваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.

Система российского конституционного права включает сле­дующие основные правовые институты с их основными внутрен­ними подразделениями (подсистемами).

Конституционное право состоит из большого числа многообраз­ных правовых норм, между которыми существуют сложные системные связи. Эти связи определяют основы дифференциации норм и их ин­теграцию в правовые институты, а также структуру этих институтов.

Под институтом конституционного права понимается совокупность правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общест­венные отношения в рамках данной отрасти права.

Помимо институтов система конституционного права включает в себя более крупные и сложные образования - подотрасли: парла­ментское право, избирательное право.

С учетом изложенной выше характеристики предмета рассмат­риваемой отрасли и системы Конституции РФ в конституционном праве можно выделить основные его институты:

Основы конституционного строя;

Основы правового статуса человека и гражданина;

Федеративное устройство России;

Избирательное право;

Система органов государственной власти;

Местное самоуправление.

Основы конститу­ционного строя

Нормы института, закрепляющие основы кон­ституционного строя, воздействуют на общест­венные отношения путем установления опре­деленных начал устройства общества и государства, нс порождая обычно конкретных правоотношений. Эти нормы определяют сущ­ностное содержание правового воздействия на все сферы общест­венных отношений, все стороны социальной реальности; нормам этого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ и других правовых актов. Нормы данного инсти­тута устанавливаются в конституционной форме, адресованы всем субъектам права. Они носят общерегулятивный характер и изложе­ны в форме норм-принципов. Они призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства, и для практической реализации содержа­щихся в них целей предполагают использование всех отраслей пра­ва. По своим функциям эти нормы являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование. Основы конституционно­го строя - это своеобразный базис, общая часть, несущая конст­рукция конституционного права.

Важно отмстить, что основы конституционного строя Россий­ской Федерации могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положе­ния Конституции нс могут противоречить основам конституцион­ного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).

Основы правового статуса человека и іражданина

Нормы института конституционного права, за­крепляющие основы правового статуса человека и гражданина, воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством прав человека естественными и неотчуж­даемыми. Нормы этого института предусматривают особую систему
охраны - не могут быть пересмотрены без принятия новой Кон­ституции. Они предполагают формирование многих отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществля­ется путем возникновения конкретных правоотношений.

Основы правового статуса человека и гражданина предопреде­лены демократичным характером Российского государства. Консти­туция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности.

Тем самым она декларирует свое понимание взаи­моотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются атри­бутом конституционного государства, его обязанностью.

Признание, еоб.поденне и защита нрав и свобод человека н граж­данина. говорится в ст. 2, обязанность государства.

Установленные Конституцией принципиальные положения, свя­занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового реіулирования статуса человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод выс­шей ценностью является фундаментальной нормой конституционно­го строя Российской Федерации, образующей основу нс только кон­ституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от попыток подавления личности, ущемления ее прав, иг­норирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценно­стью должен оказывать определяющее воздействие не только на со­держание основных прав и свобод человека и гражданина, зафикси­рованных в других нормах Конституции, но и на всю деятельность государства. Государство нс вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые нм границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает черты, которые характеризуют его как правовое. Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предостав­ления ему соответствующих прав на случай возможного их нарушения. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с по­мощью разнообразных норм материального и процессуального права.

Фе е атииное Нормы института, установившего федератив- устройствоРоссші нос Устройство, закреплены в главе 3 «Федера­тивное устройство» Конституции РФ и отли­чаются специфическим для России кругом субъектов, их особой правоспособностью. Эти нормы являются не только конституцион­ными, но и договорными. Помимо Конституции эти нормы урегу­лированы рядом федеральных законов, а также конституциями, ус­тавами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 3 ст. 11

Конституции РФ допускает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации может осуществляться договорами о разграниче­нии предметов ведения и полномочий. Для норм рассматриваемого института предусмотрен особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, путем согла­сительных процедур, проводимых Президентом РФ (ст. 85 Консти­туции РФ), или судопроизводства через Конституционный Суд Рос­сийской Федерации.

Нормы, предусматривающие порядок формиро­вания непосредственно народом органов вла­сти, представляют подотрасль конституцион­ного права и содержатся в Конституции РФ и федеральных зако­нах, а также законах субъектов РФ.

Избирательное

Избирательное право - это институт конституционного права, охв а- тывающий все правовые нормы, которыми регулируются отношении, возникающие в процессе выборов оріанов и должностных лиц государ­ственной пласти и местного самоуправления, а также при проведении референдумов.

Кроме того, есть понятие избирательного права как права избирать и быть избранными (субъективное значение): активное и пассивное, рассматриваемое как одно из основных политических прав граждан.

Выборность органов, осуществляющих государственную власть, является необходимым условием существования демократической организации общества. Объективно выборы, являясь неотъемлемой частью политического процесса в обществе, представляют собой такой момент в его развитии, когда они выступают как средство активиза­ции населения, устанавливают обратную связь между гражданами и выборными органами, могут (и должны) содействовать развитию демократии, формированию правового государства и, в свою очередь, сами по себе являются мерилом демократии.

„ Нормы института, который определяет систему

Система органов

государственной °Р ганов ’ преимущественно реализуются в кон- " власти крстных правоотношениях. Преобладающая часть

данных норм устанавливается на основе Кон­ституции России в актах текущего законодательства, детально опре­деляющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности. Для норм этого института характерно отличное от дру­гих институтов соотношение норм обшефедеральных и норм, дейст­

вующих на территории субъектов Российской Федерации.

Под ciicmevoii государственных органов понимается совокупность ее федеральных и региональных органов власти, осуществляющих в при­сущих им формах функции единой государственной власти.

Система государственных органов определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производна от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его права формировать государственные органы.

Система государственной власти в Российской Федерации обу­словливает единство принципов организации и деятельности государст­венных органов. К ним относятся: формирование государственных ор­ганов народом или от его имени; самостоятельность органов законо­дательной. исполнительной и судебной власти: территориальная