Самая немногочисленная из трех основных конфессий. Принадлежность к ней не зависит от расы, национальности или местожительства ее последователей. Вот почему сотни миллионов ее адептов находятся не только во всех регионах Азии и Дальнего Востока, но и во многих государствах на других континентах. Очерк о происхождении и становлении буддизма не менее увлекателен, чем сведения о христианстве и исламе.Возникновение буддизма как религиозного и философского течения относится к глубокой древности, но само название возникло совсем недавно ― в XIX столетии, в Европе. Родиной его была Индия, но в современном мире он признан огромным количеством народов со всевозможными обычаями. Разными учеными буддизм определяется как:

  • религия;
  • философия;
  • этическое учение;
  • культурная традиция;
  • цивилизация;
  • наука о сознании.

Рассмотрим, что лежит в его сущности.

Историческая основа

Если не знать основы буддизма, нельзя понять величайшие восточные цивилизации: Индию, Китай, Тибет, Монголию, которые буквально пропитаны его философией. Возникновение этой конфессии относится к I тысячелетию до нашей эры. Сколько лет буддизму, было определено в 1956 году, когда в ЮНЕСКО было решено отметить 2 500-летний юбилей этого учения. Символически его появление датируется 543 годом до нашей эры – годом вступления Будды в паринирвану. Современными исследованиями установлено, что дата смерти Будды – 486 год до нашей эры.

По обыкновению зарождение буддизма связывают с принцем Сиддтхартхой Гаутамой, который проживал в изобилии и великолепии, избавленный отцом от всего плохого. Побуждением к духовным переменам для царского сына стали встречи со старцем, с прокаженным и с погребальным шествием. Они осведомили Гаутаму о том, что преклонный возраст, болезни и кончина являются участью человечества. После он встретил безмятежного бедного путника, ничего не требующего от судьбы. Этот урок произвел глубокое впечатление на царевича и заставил его размышлять об участи человечества. Втайне оставив дворец, он решил заняться поисками смысла жизни и в возрасте 29 лет превратился в отшельника.

В течение 45 лет Будда распространял свою теорию, которая представляла собой учение о четырех возвышенных истинах. Последователи называли его Буддой, что означает на санскрите «просветленный, пробужденный». После его смерти не осталось ни единого написанного трактата. Позднее появлялись и иные проясненные индивиды – Будды, внесшие свою лепту в религиозное формирование цивилизации. Приверженцы отдельных школ буддизма почитают наставниками и основателей иных учений.

Фундаментальные представления

На протяжении нескольких лет наблюдая за своим разумом, Будда сделал заключение, что источником человеческих мучений и скорби становятся сами люди: их увлечение жизнью, имуществом и финансами, верование в незыблемость и вечность души. Это явилось экспериментом по созданию заблуждения, противостоящего глобальной изменяемости. Конца мучениям (вступления в нирвану) и пробуждения, при которых жизнь предстает правдивой и естественной, можно достигнуть, уничтожив все привязанности и заблуждения стабильности, чему способствует опыт сосредоточенности и ограничения, соблюдение пяти заповедей.

Будда констатировал, что его теория не является священным пророчеством, а обретена им в результате медитирования и наблюдения над собственной душой и иными вещами. Положение не стало догматичным, принимаемым на веру без критики, а эффект зависит от самого последователя. Будда наставлял принимать его учение лишь посредством испытания на своем собственном опыте, сравнивая этот процесс с процедурой проверки купцом подлинности золота при покупке. Он советовал принимать свою теорию только после убежденности в ее достоверности.

За 25 веков существования буддийская философия впитала массу разнообразных духовных практик и обрядов. Одни сторонники буддизма считают основным рефлексию на базе медитации, другие предпочитают заниматься полезными делами, третьи делают акцент на почитании Будды. Несхожесть в концепциях и представлениях разных буддийских школ обязывает принимать в качестве буддизма всякое учение, которое традиционно становится буддийским и основано на принципах, которые установил сам Будда. Но истолкование концепций в разных теориях иногда разительно отличаются. Сторонники тхеравады утверждают окончательность доктрин, а приверженцы махаяны настаивают на их условности, они считают их переходной ступенью в постижении учения. Одинаковым для различных учений является:

  • жизнеописание Шакьямуни;
  • принятие воздаяния и преображение (сансара);
  • 4 возвышенных истины и восьмеричная стезя;
  • теория зависимого возникновения.

Толкование этих компонентов в различных школах тоже многозначно. Некоторые документы махаяны описывают эти элементы лишь как умелые инструменты, чтобы привлекать внимание к буддизму людей, имеющих ординарный духовный потенциал.

Представление о Боге

Единичные буддийские школы почитают Будду Богом, но прочие приверженцы учения усматривают в нем своего основоположника, учителя и цивилизатора. Они исповедуют, что достижение просветления станет возможным лишь за счет ресурсов Вселенной. Поэтому буддизм не признает Бога-создателя, всеведущего и всесильного. Всякий человек является элементом божества. Буддисты не имеют единого неизменного Бога, каждый просветленный может получить звание Будды. Подобное представление о Боге отличает эту конфессию от многих западных духовных учений.

Сам Будда всемерно отрицал мысль о наличии творца, создавшего Землю и жизнь на ней. Специалисты по буддийской медитации в принципе считают, что вера в Бога служит помехой на пути к нирване.

Хотя буддизм и не признает Бога, в учении фигурируют создания, ориентировочно приближенные к божественной сущности, ― дэвы. Но нельзя понимать их в том же смысле, что божества в западных религиях. Они проходят испытания скорбями и муками подобно людям, подвергаясь перерождению в колесе сансары. Будда становится мудрейшим в сонме божеств, его называют учителем богов. Различные учения буддизма имеют представления, уподобленные божествам. Бог в буддийском учении зовется различными именами:

  1. создатель, или первоначало ― основание происхождения мира и всего живого, которое невозможно понять с помощью разума;
  2. брамин ― духовное существо, осознающее себя после воскресения;
  3. идеал, тождественный абсолютному разуму.

В чем заключается практика

Последователи буддизма устремлены к освобождению от помутнения разума, искажающего подлинную действительность. Они стараются избавиться от негативных качеств:

  • гнева,
  • ожесточения,
  • тревоги,
  • ужаса,
  • необразованности,
  • бескультурья,
  • самолюбия,
  • эгоцентризма,
  • лености,
  • недоверия,
  • завистливости,
  • алчности,
  • недовольства.

Достоинством доктрины является воспитание в своих адептах чистых и возвышенных свойств:

  • человечности,
  • великодушия,
  • признательности,
  • милосердия,
  • сочувствия,
  • усердия,
  • благоразумия.

Эти свойства способствуют постепенному овладению истиной и очищению разума, результатом чего становится стабильное чувство благоденствия. Работая над своим разумом, укрепляя, облагораживая и делая его ярче, буддисты снимают тревогу, раздраженность и недовольство, приводящие в итоге к неблагополучию, унынию и подавленности. Вот почему буддизм становится незаменимым условием для просветления и бесповоротного высвобождения сознания. Буддизм считается религией мировоззренческого, а не сверхъестественного плана.

Нравственность и этические нормы

Назидания и этика буддизма базируются на правилах, запрещающих причинять вред и требующих соблюдения чувства меры и скромности. Эти предписания воспитывают в людях благоразумие, глубокомыслие, концентрированность и нравственное поведение. Медитация помогает познанию и развитию приспособлений действия разума и логики между физическими, метафизическими и умозрительными операциями. Буддийские теории послужили фундаментом для множества разнообразных школ, объединенных пониманием жизнеописания Будды и его концепции и ориентированных на многогранную эволюцию человека ― рациональную эксплуатацию плоти, слова и интеллекта.

Универсальность и многосторонность буддийского учения основано не на вероисповедании, а на практике. Вот почему одно лишь изложение его сути не дает полного представления об этой конфессии. Специфика данного религиозного направления будет понятна лишь в сопоставлении с иными идеологиями и верованиями. Постигнуть концепцию Будды можно, только освободив энергию сознания от суровых этических стереотипов.

Мировое распространение

Воззвание к независимости от скорби и вера в активность космоса привели к возникновению на Западе в прошлом и позапрошлом столетиях новых теорий ментальности и мировосприятия на основе концепции буддизма. Первоначально последователями буддийской философии были переселенцы из азиатских и восточных держав, удрученные скрытыми тревогами. Позднее к ним примкнуло неверующее население различного толка.

Буддизм считался в Тибете официальной верой до того момента, когда Китай в 50-е годы ХХ столетия оккупировал страну. Далай-лама, глава буддистов, одновременно был государственным лидером края. В результате интервенции Поднебесной ему пришлось эмигрировать. Поселившись в Индии, он продолжал оттуда руководить своими последователями.

За океаном и в европейских странах учение стало весьма популярным в форме дзен-буддизма. Это направление пришло из Японии, где оно сформировалось еще в XII столетии. Признание это течение получило после яркого выступления его последователя, японского монаха, во время Чикагского религиозного конгресса. С тех пор дзен-буддизм, наряду с йогой, стал наиболее распространенной на Западе ориенталистской теорией, в которой преимущество отдается регуляции сознания над телом.

В практиках дзен нет авторитетности божественных текстов, молений и наставлений, зато повышенный интерес уделяется персональным медитациям. Как и в традиционном буддизме, в дзен разум познается через практику, высшим проявлением познания является просветление. Повышенное внимание к дзен-буддизму объясняется непритязательностью этого учения.

Концепция и мировоззрение

Буддийское учение невозможно причислить к вероучениям, центром которых является божество ― создатель мира. Это философия, предполагающая содействие в ориентации человека на стезю самосовершенствования и самопознания. Здесь отсутствует идея о существовании бессмертной души, об искуплении прегрешений, но утверждается, что все дела и помыслы человека возвращаются обратно. И это является не священным наказанием, а лишь результатом деяний и раздумий, оставляющих отпечатки на персональной карме.

Открытие Будды состояло в том, что человеческая жизнь является скорбью, а все творения изменчивы и недолговечны. Скорби образуются из-за желания. Избежать страданий получится только посредством отрешения от страстей. Целью последователей буддийского учения становится нирвана ― положение, достижение которого позволяет угаснуть страстям, вследствие чего пробуждается ощущение удовольствия и независимости. Достигнуть этой цели можно, следуя восьмеричным путем избавления.

Буддийское учение весьма универсально и примечательно тем, что не опирается на веру. Это философская теория. Значительным составляющим ее является практика. Буддизм слишком сложен для того, чтобы кратко его охарактеризовать. При сравнении этого учения с другими мировыми религиями и идеологиями выявляется все его специфическое своеобразие. Принимать это учение можно лишь в том случае, если сознание освободится от этических шаблонов.

В нашем цикле статей о Непале есть несколько материалов, посвященных буддистским святыням (к примеру, ступа ), которые являются важными туристическими достопримечательностями страны. Многим туристам нравится посещать эти места, но про Буддизм россияне знают крайне мало, и многое им просто не понятно. Этот небольшой цикл статей даст вам некоторые знание об этой религии и сделает ваши экскурсии в интереснее.

Главное о Буддизме

Первое, что нужно знать, Буддизм – это не религия в традиционном понимании этого слова россиянами. Скорее вернее назвать Буддизм идеологией.

Буддисты не верят в существование Бога – высшего существа и творца вселенной. Конечно, в буддийской космологии можно найти “дэва”, которых иногда называют “богами”. Но это представление ошибочно. Дэва не сотворили этот мир и не вершат судьбы людей. Можно сказать, что они просто люди, но из альтернативной реальности.

Вы спросите: “Кто такой Будда?”. Он просто человек, великий учитель и реальный исторический персонаж, живший около 2 500 лет назад. Его имя Сиддхартха Гаутама, он был принцем одного из индийских княжеств.

Поэтому, вопрос: “Верите ли вы в Будду?” звучит также несуразно, как “Верите ли вы в Юлия Цезаря?” или “Верите ли вы в Ивана Грозного?”.

Подробно остановимся на сути понятия Будда, так как большинство людей ассоциируют его именно с Буддой Шакьямуни (Сиддхартхой Гаутамой), но это не совсем верно. Слово “будда” переводится как “просветленный” или “пробужденный”, и оно обозначает любого человека, достигшего просветления. Таких живых существ было очень много, и все они будды.

Обычно только Великих будд принято писать с большой буквы, а всех остальных с маленькой. Среди Великих есть Бадда Настоящего – это Шакьямуни и несколько Великих Будд прошлого. Прошлых Великих по канонам разных школ от 6 до 21.

Ветви Буддизма

В Буддизме есть три основные ветви: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна.

Их правильно называть словом “течение”, и не стоит их ассоциировать с разделением церквей в Христианстве, что многие делаю.

Разделение церквей у христиан (Католическая, Православная и Протестантская) – это, прежде всего, организационное деление. У буддистов нет церквей и вообще единой организации.

Течения отличаются деталями идеологии, списком почитаемых боххитсатв, воззрениями на процессы очищения разума и просветления.

Всем известный Далай Лама не является лидером всех буддистов, и тем более не аналогичен Папе Римскому. Его зовут Тэнцзин Гьямцхо, и он является главным буддистским наставником для тибетцев и монголов. К примеру, в соседнем Китае буддисты его не признают, но уважают.

Ваджраяна очень немногочисленное течение, которое многие считают составной часть Махаяны. Образовано от слова “ваджра”, что переводиться как “алмаз”. Существует сакральный предмет с таким названием. Его можно посмотреть в Непале около ступы в Катманду.

Взаимоотношения школ Буддизма

Они всегда были исключительно мирными. Буддизм вообще очень мирная религия, запрещающая причинять любой вред живым существам.

Распространение школ по регионам

Тхеравада (или Махаяна, или Малая Колесница) считается самой древней школой и ее часто награждают эпитетом “ортодоксальный буддизм”. Тхеравада распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Количество последователей Тхеравады оценивается в 100-200 миллионов человек.

Махаяна (или Большая Колесница) распространена гораздо шире. Эта шкала Буддизма распространена в Тибете, Китае, Японии и Корее.

Количество последователей Махаяны оценить гораздо сложнее, так как нет точных данных о проценте верующих в Китае. Примерно количество последователей оценивается в 500 000 000 человек.

И отдельной большой веткой являются школы буддизма в Китае, многие из которых сложно куда-либо причислить.

Основные понятия философии Буддизма

Их очень много, мы немного остановимся на каждом из них, а в следующих статьях опишем их подробно.

Карма . Является основополагающим принципом, объясняющим причины и следствия всех действий и событий, которые происходят с нами. Вкратце принцип кармы можно охарактеризовать фразой “что посеешь, то и пожнешь”.

Воплощения . Принцип перерождения одних живых существ в других. Эта доктрина немного отличается от принципа “переселения душ”, так как не признает существования постоянной души, как, к примеру, “атман” у индуистов. Карма в результате перевоплощений переходит от одного живого существа к другому.

Четыре благородные истины . Были сформулированы Буддой Шакьямуни и являются основой идеологии Буддизма. Их перевод на русский язык очень неточен, так как между языками существует серьезная разница понятий. В одной из следующих статей мы расскажем об этом подробно.

Мы приведем четыре благородные истины, но просим вас не понимать их слишком буквально.

1. Вся наша жизнь – неудовлетворенность и страдание.

2. Причина страданий – жажда.

3. Прекращение страданий – уничтожение жажды.

4. Способ – восьмеричный путь.

Как вы заметили, эти определения весьма общие, их можно и нужно расшифровывать, чем мы и займемся в одной из следующих статей.

Просветление . Состояние разума, очищенного от негативных мыслей, эмоций и побуждений, позволяющее увидеть все вещи такими, какие они есть на самом деле, и достичь нирваны.

Нирвана . Состояние, которое не может быть описано языком людей. Поэтому мы его и описывать не будем.

Сансара . Или “колесо жизни”. Это состояние, в котором прибывают все живые существа, кроме просветленных умов.

В следующих статьях мы подробно расскажем обо всем этом. .

Читайте о Непале на нашем сайте

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как известно, знание любого предмета начинается с изучения его основ. Поэтому предлагаем вам сегодня поговорить кратко об основных идеях буддизма: узнать самое главное об этом кладезе мудрости, вернуться на две с половиной тысячи лет назад, познакомиться с Буддой Шакьямуни и изучить главные положения его философского наследия.

Также эта статья поведает об основополагающих истинах, заповедях, священных писаниях и обозначит границы между разными школами буддизма.

Немного истории

Понятие «буддизм» введено не приверженцами этого течения, а европейскими деятелями примерно два века тому назад.

Сегодня о буддизме знают на всех континентах. Особенно почитают его в азиатских странах, на Дальнем Востоке. Но буддисты, численность которых достигает почти полмиллиарда людей, живут также в западных странах.


Во многих крупных европейских городах существуют буддистские общины. Таиланд, Камбоджа, Лаос, Мьянма, Монголия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Россия – это далеко не весь список стран, где почитают наследие Шакьямуни.

Основные идеи

Важно понимать, что буддизм – это не религия в привычном понимании, это скорее философия, традиция, система взглядов на жизнь, главная цель которого – достижение просветления.

Здесь нет Бога, происхождение которого трансцентдентно, а поклонение ему – безропотно. Будда не Бог, он человек, которому удалось достичь нирваны, и он подсказывает ученикам свою дорогу.

Упор делается на то, что человек сам должен обладать желанием измениться, понять природу этого мира, очистить разум от тщетных мыслей, предаться глубоким размышлениям, достичь гармоничных отношений с окружающим миром, избавиться от страстей, желаний и спастись. Это и называется нирваной – полным освобождением от страданий.


Нирваны можно достичь путем соблюдения строгих предписаний этики, постоянными медитациями, чтением мантр, скромным, аскетичным образом поведения, а также при поддержке различных боддхисаттв и будд – существ, уже достигших Просветления.

Нирваной заканчивается вращение колеса сансары – череды перерождений. Буддисты не сомневаются в идее реинкарнации, а ведь в каждой жизни люди рождаются, болеют, умирают, что само по себе является страданием. Выйдя из , можно навсегда избавиться от него.

Важное понятие буддийской традиции, известное многим, – . Любое наше действие, чувство и даже мысль находит отражение в будущем. Они, благие или разрушительные, оставят кармический отпечаток и неизбежно приведут к последствиям.

С таким взглядом неразрывно связаны законы причины и следствия. Шакьямуни учил, что все имеет условия появления и влечет определенные последствия.

Будда говорил: «Хорошая причина образует хороший результат. Плохая причина – плохой результат. Моя причина – мой результат».

Философия определяет основные ценности:

  • Будда – великий Учитель, а также каждый, кто дошел до истины его тропой, называется буддой;
  • – учение, его положения, понятия;
  • Сангха – буддистская община, которая учит правильному следованию правилам и непреложным принципам.

На пути к освобождению нужно научиться противостоять сложностям, отметать так называемые «три яда»:

  • неведение, уход от истины;
  • потакание страстям и телесным желаниям;
  • гневливое, несдержанное поведение.

Буддийская традиция придерживается главных идей:

  • четыре благородные истины;
  • пять заповедей;
  • срединный путь;


Истины

Шакьямуни поведал ученикам четыре благородные истины:

  • в мире много страданий – дукхи;
  • они имеют за собой причину – желания;
  • есть путь избавления от страданий;
  • этот путь ведет к нирване.

Заповеди

  • не причинять вреда живым существам, не убивать их;
  • не воровать;
  • не врать;
  • не прелюбодействовать;
  • не употреблять одурманивающих средств.


Срединный путь

Будда завещал потомкам придерживаться «срединного пути». Это значит, что не следует бросаться в крайности от жизни, сплошь состоящей из наслаждений, до полной аскезы, которая может нанести человеку вред. Нужно найти золотую середину, которая будет способствовать духовному и физическому развитию.

Восьмеричный путь

Нужно пройти восемь этапов на дороге к самосовершенствованию, главной наградой в которой станет высшая ступень – нирвана. Все шаги важны, они взаимодействуют, поэтому важно направить в правильное русло:

  • понимание, видение мира;
  • мысли, намерения;
  • слова;
  • поступки;
  • образ жизни;
  • усилия, старания;
  • внимание, мысленный и чувственный контроль;
  • сосредоточенность, которая достигается медитациями.


Священные книги

Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака. Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома. Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины».

  • Виная-питака. Описывает правила поведения монахов внутри общины, порядка пятисот проводимых обрядов, приводит примеры из жизни Пробужденного и любопытные притчи о некоторых традициях.
  • Сутра-питака. Хранит в себе свыше десяти тысяч известных изречений Учителя, раскрывает подробности его жизни.
  • Абхидхарма-питака. Раздел о теории философии, в котором систематизированы понятия, знания, основополагающие принципы Дхармы.


Школы

Буддийский взгляд за многовековую историю распространился далеко за пределы родины, увлекая за собой тысячи приверженцев. Он трансформировался, изменялся, перетекал из одной формы в другую. Основа буддизма остается цельной, но все же некоторые взгляды на мироустройство могут разниться от одного направления к другому.

В одном из них, например, личности Будды поклоняются и обожествляют боддхисаттв, в то время как в другом могут не признаваться никакие авторитеты, за исключением собственного сердца. По мнению одной школы стать буддистом могут только монахи, принявшие аскезу, другая принимает в свои ряды всех желающих, верящих искренне.

Таких примеров может быть уйма, поэтому принято разделять главные течения, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие направления.

Тхеравада

Самая древняя школа, появившаяся вскоре после паринирваны Шакьямуни. Она считается самой строгой, консервативной. По мнению тхеравадинов, достичь нирваны может только монах.


Здесь нет каких-то особых обрядов, пантеона святых, изображений в виде скульптур. В основе всего лежат поступки, мысли и правильное поведение человека.

Махаяна

Школа, которая дает надежду даже мирянам вырваться из круга перерождений, а значит – страданий, и достичь Пробуждения. Она также известна под названием «Великая колесница».

Это направление представляет образы святых – боддхисаттв, будд, чтобы они помогли верующим в столь нелегком деле.


Ваджраяна

Знакомая многим также как «Алмазная колесница», в центр дхармы она ставит тантру – искусство саморазвития, оздоровления путем различных практик, медитации, самоконтроля, самоосознания.

В наше время география буддизма невероятно широка, существует несколько классификаций его течений, и в их перечислении многие называют среднюю цифру восемнадцать. Среди них тибетские школы, например, гелуг, кагью, ньингма, а также японский сингон, дзен, необуддизм и многие другие ответвления.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Буддийский мир удивительный, мы только начинаем его открывать. Делитесь этой статьей в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Будди́йская филосо́фия - система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма . Буддийская философия действует в том же проблемном поле, что и брахманское умозрение, пытаясь при этом переосмыслить его в собственных терминах; создаваемая буддийскими теоретиками философская реальность, в свою очередь, оказывает значительное влияние на развитие брахманистской мысли и в значительной степени определяет облик брахманских философских систем . Важнейшую роль в развитии буддийской философии сыграли хинаянские школы вайбхашика и саутрантика и махаянские мадхьямика и йогачара .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Геше Дымбрыл. Буддийская философия в повседневной жизни

    Буддийская Мудрость, Притчи, Афоризмы (аудиокнига)

    Александр Пятигорский. Философия буддизма. Лекция 1

    Буддизм. Лекции в музее Востока. Пятигорский А.М.

    КАК СОЗДАТЬ ГАРМОНИЮ И МИР В НАШЕЙ СТРАНЕ Буддийская философия от геше Майкла Роуча

    Субтитры

Начало буддийской философии

В случае если трактовать раннюю буддийскую философию как операциональный инструмент наставления интеллектуалов того времени на буддийский путь спасения, то «начало» буддийской философии будет совпадать с возникновением самого буддизма, а история буддийской философии, начинаясь с учения Будды, будет далее разбиваться на разные стадии в соответствии с развитием учения . Первой стадии, которую Лысенко именует досистемной в силу ситуативности содержания философских наставлений основателя буддизма, соответствуют в содержащие философскую составляющую фрагменты двух текстов Палийского канона - Виная-питаки и Сутта-питаки , второй стадии - системной - соответствуют Абхидхамма-питака и комментарии к ней. Последняя из стадий тесно примыкает к следующему этапу развития буддийской философии, связанному с появлением разных школ .

Основы буддийской философии

Основная статья: Учение о всеобщем изменении и непостоянстве

В буддизме утверждается принцип «анитья », в соответствии с которым всё существующее динамично и подвержено изменению, в том числе, и человек . Сатисчандра Чаттерджи и Дхирендрамохан Датта в своём труде «Древняя индийская философия» пишут:

Из доктрины зависимости происхождения всего сущего вытекает также теория преходящей природы вещей. Все вещи, неустанно учил Будда, подвержены изменению и разложению. Так как все сущее порождается определенными условиями, оно ликвидируется с исчезновением этих условий. Все, что имеет начало, имеет и конец .

Теория взаимообусловленного возникновения

Изменчивость, которая присуща всему существующему, не означает хаоса , поскольку подчинена закону взаимозависимого возникновения дхарм (пратитья-самутпада) . Сатисчандра Чаттерджи и Дхирендрамохан Датта в «Древней индийской философии» пишут :

Существует спонтанный и всеобщий закон причинности, который обусловливает все явления духовного и материального мира. Этот закон (дхарма или дхамма) действует стихийно, без помощи сознательного руководителя.

Согласно этому закону, возникновение одного частного явления (причина) сопровождается другим частным явлением (следствие). «Имеется причина - возникает и следствие». Существование всего обусловлено, то есть имеет свою причину. Ничто не происходит случайно, без причины.

Теория несуществования души

Теория несуществования души, или анатмава́да, является одним из основных положений буддийской философии и своим центральным пунктом имеет отрицание абсолютного непреходящего «я» , отрицание Атмана . Это положение было одним из основных разногласий буддизма с брахманизмом и оспаривалось во многочисленных философских дебатах, устраиваемых при дворах индийских царей [ ] . Признанным мастером дебатов считался Нагарджуна и его последователи.

Школы буддийской философии

Мадхьямика

Мадхъя́мака , или мадхья́мика - одно из двух основных (наряду с йогачарой) философских направлений буддизма махаяны . В центре почти всей полемики в буддийской онтологии был вопрос о реальности дхарм . Мадхъямака доказывает, что невозможно утверждать ни реальность, ни нереальность дхарм: и то, и другое решение приводит к логическим противоречиям. Важнейшим текстом Мадхъямаки и вообще Махаяны, в компактной форме излагающим учение о пустоте дхарм и отсутствии любых противоречий, является «Сутра Сердца Праджня-парамиты ».

Йогачара

В соответствии с воззрениями Йогачары, истинным является только виджняна (познание, сознание), а все явления (дхармы) и внешний мир за пределами сознания является ложным, нереальным. Реален только познающий субъект. Это положение отличает Йогачару от Мадхъямаки . При этом различается несколько уровней сознания, при этом определяется абсолютное, непрекращающееся сознание - алая-виджняна - «сознание-сокровищница», которое запускает и координирует все остальные уровни. В классической Йогачаре алая-виджняна - это не духовная субстанция, как в европейском субъективном махаянистами -йогачаринами . Кроме того, они были «репрезентативистами», то есть, признавая объективное существование внешнего мира, они отвергали учение вайбхашиков о полном соответствии образов мира, отражённых в нашем сознании, реальным вещам, рассматривая объектное содержание сознания в качестве представлений, репрезентаций, реальных вещей, которые могут и не совпадать с вещами «мира в себе».

Вайбхашика

Название Вайбхашика произошло от трактата Махавибхаша («Великий комментарий»), написанного мыслителем Паршвой (в настоящее время он сохранился только в китайском переводе). Другое название - сарвастивада (от санскритских слов сарва - «всё» и асти - «есть»), связано с тем, что её представители учили, что всё (то есть все дхармы , сарва дхарма) реально; все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом (дравья сат), будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм (праджняпти сат).

Представители этой школы прежде всего занимались классификацией и описанием дхарм в контексте религиозной доктрины буддизма. Они также были и эпистемологическими реалистами, то есть не только признавали реальное существование внешнего мира вне воспринимающего сознания, но и утверждали его полную адекватность миру, воспринятому живыми существами и включенным в их сознание в качестве объектной стороны их опыта.

УЧЕНИЕ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. Философская сущность проповедей основателя буддизма заключалась в утверждении зависимости мира от человека, а также динамичного и изменчивого (анитья) характера всего существующего, в т. ч. и человека. Будда считал, что человек состоит не из тела и неизменной души (анатма-вада ), как в брахманизме, а из пяти групп (скандх ) элементов – дхарм , формирующих явления телесного и психического. Тем не менее всеобщая изменчивость не означает хаос, поскольку подчинена закону взаимозависимого возникновения дхарм (пратитmя-самутпада ). Такова картина мира, из которой Будда выводит свои четыре благородные истины : всеобщая изменчивость вызывает страдания всего живого (первая истина); у страдания есть своя причина – желание (вторая истина); эту причину можно устранить (третья истина); существует восьмеричный путь к устранению страдания (четвертая истина).

После смерти Будды стараниями его последователей был создан буддийский канон Трипитака (пали Типитака), древнейшая версия которого сохранилась в школе тхеравада (учение старейших). С т.зр. тхеравады все, что мы наблюдаем, и мы сами – это поток мгновенно вспыхивающих элементов существования – дхарм, которые сменяют друг друга настолько быстро, что нам кажется, будто мы и вещи вокруг нас неизменны. В тхераваде культивируется идеал архата – совершенного святого, искоренившего в себе все слабости человеческой натуры, подчеркивается значение практики медитации, поэтому большую роль в ней играют классификации типов личности и методов медитации, соответствующих каждому типу.

Философские идеи школ вайбхашика и саутрантика отражены в «Абхидхармакоше» , тексте, созданном в 4 в. н.э. буддийским философом Васубандху , который впоследствии перешел в махаяну. Основная идея вайбхашики состоит в том, что все дхармы – прошлого, настоящего и будущего – существуют, но в разных формах (дхармы настоящего – проявлены, дхармы прошлого и будущего – непроявлены). Поэтому дхармы в действительности не возникают и не исчезают, а лишь переходят с одной ступеньки существования на другую. Все они делятся на составленные, постоянно пребывающие в «волнении» и заполняющие собой наблюдаемый мир, и несоставленные, «успокоенные» (прежде всего нирвана ). Сансара (эмпирическое существование) и нирвана (освобождение от перерождений) взаимно исключают друг друга: пока дхармы находятся в «волнении», нирвана не наступит, и, напротив, когда их «волнение» прекращается, мир сансары просто исчезнет. Если сансара – это состояние всего мира, то нирвана – состояние только человека. И единственный путь к нему – искоренение в себе ложного мнения о «самости», неизменном «я», которое переходит при перерождении из тела в тело. Буддист должен смотреть на себя и на окружающий мир не как на «я» и мир, или, на философском языке, субъект и объект, а как на безличный поток элементов. Представители школы саутрантика полагали, что существуют только дхармы настоящего, дхармы прошлого и будущего нереальны. Нирвана – это не какое-то особое состояние, а простое отсутствие сансары.

Философия махаяны, связанная с именами Нагарджуны , Васубандху, Чандракирти , Шантаракшиты и др., продолжает развивать буддийские учения о нирване и сансаре. Если в предшествующих школах, которые махаянисты объединили понятием хинаяна – «узкий путь», главным является противопоставление этих понятий, то здесь они практически отождествляются. Раз каждое существо способно к духовному совершенствованию, значит, в каждом есть «природа Будды» и ее необходимо обнаружить. Т.о., нирвана, понимаемая как реализация «природы Будды», подспудно содержится в сансаре. Махаяна идет дальше хинаяны и в вопросе об отсутствии души, или самости, у всего существующего. Мир и все в нем содержащееся, в т. ч. и дхармы, лишены собственной опоры, зависят друг от друга, а значит, относительны, пусты (шунья). Поэтому страдание объясняется отсутствием у этого мира смысла и ценности, нирвана же связывается с постижением его подлинной основы – пустоты (шуньята ) и с пониманием того, что любое учение о нем неистинно. Махаянские философы подчеркивают, что все понятия относительны, включая самое относительность, поэтому на высших ступенях медитации следует отказаться от понятий вообще и постигать мир чисто интуитивно.

В ваджраяне вырабатывается принципиально новое отношение к человеку – субъекту просветления. Если в других направлениях буддизма тело человека оценивалось в основном негативно, т.к. считалось символом страстей, удерживающих человека в сансаре, то тантризм ставит тело в центр своей религиозной практики, видя в нем потенциальный носитель высшей духовности. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы Будды в человеке. Исполняя ритуальные жесты (мудры), адепт реализует в собственном теле природу Будды; произнося священные заклинания (мантры), он реализует природу Будды в речи; а созериая божество, изображенное на мандале (священной диаграмме или схеме вселенной), реализует природу Будды в собственном уме и как бы становится Буддой «во плоти». Т.о., ритуал преобразует человеческую личность в Будду и все человеческое становится священным.

В.Г.Лысенко

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЛОГИКА. Учение о познании (прамана-вада), включающее логику, начинает разрабатываться в буддизме сравнительно поздно, в 6–7 вв., усилиями выдающихся индийских мыслителей Дигнаги и Дхармакирти . До них в раннем буддизме знание рассматривалось не как результат познавательной деятельности, а как средство достижения освобождения от страданий. Это не рациональное знание, а мистическая просветленность (праджня), напоминающая просветленность (бодхи) Будды. Впоследствии в школах буддизма образовался большой фонд эпистемологических идей и концепций, выдвинутых Нагарджуной, Асангой и его братом Васубандху, однако систематизированных теорий познания и логики не существовало. Значительный вклад в развитие буддийской эпистемологии и логики был внесен также Дхармоттарой (9 в.).

Теорию познания упомянутые мыслители базировали на принятом ранее в брахманских школах онтологическом разделении двух областей реальности: низшей (самвритти-сат), и высшей (парамартха-сат), рассматривая их как две независимые области познания, каждой из которых соответствует своя истина: низшая (самвритти-сатья) и высшая (парамартха-сатья). Для буддистов высшая истина – дхарма (во всех придаваемых ей в то время смыслах – онтологическом, психологическом, этическом), ведущая к высшей реальности – потоку дхарм, успокаивающемуся в нирване; она постигается с помощью практики йоги, сосредоточением, изменяющим состояния сознания. Низшая истина есть результат познания эмпирического мира в ходе специальных познавательных процедур, называемых также инструментами достоверного знания, чувственного восприятия и выведения, толкуемого буддистами и как логическая операция, и как мышление вообще. Следствием такого представления о процессе познания мира стало развитие в рамках буддийской эпистемологии логики, которая никогда не имела статуса самостоятельной и чисто формальной дисциплины, как европейская. Познавательную ситуацию буддисты описывали двояким образом: в терминах высшей реальности и в терминах эмпирической реальности. В первом случае они говорили, что в момент чувственного познания имеет место вспышка некоего комплекса дхарм, включающего цепочку элементов, конструирующих объект, и цепочку дхарм, конструирующих субъект. Две эти цепочки связаны законом взаимозависимого возникновения, поэтому одни из них вспыхивают вместе с другими: напр., дхарма цвета, дхарма органа зрения и дхарма чистого сознания, вспыхивая вместе, создают то, что называется ощущением цвета. Дхарма сознания всегда поддерживается объектом и воспринимающей способностью.

Превращение ощущения в чувственное знание (в суждение восприятия) в школах буддизма описывалось по-разному. Йогачары (к которым принадлежали Дигнага и Дхармакирти) считали, что чувственное знание является результатом внешней проекции идей сознания, а именно той его разновидности, которая составляет основу личности (адаявиджняна ). Саутрантики полагали, что имеет место обратно направленный процесс: не идеи сознания проецируются вовне, а внешняя реальность порождает в сознании идеи-копии вещей. Вайбхашики доказывали, что чувственное знание выражается не в идеях объектов, составляющих содержание сознания, а содержания сознания в момент чувственного восприятия составляют непосредственно чувственные качества самих воспринимаемых объектов. Примыкающая к концепции восприятия концепция вывода содержит эпистемологическую и логическую составляющие, потому что, с одной стороны, дает философское объяснение интеллектуальных процессов, имеющих место во время получения выводного знания, с другой стороны, вооружает средствами формально-логического анализа рассуждений, применяемыми не только в процессе познания, но и в религиозно-философской полемике. Помимо названной концепции вывода, логическая часть буддийской эпистемологии содержит в неявной форме теорию суждений, классификацию логических ошибок (доша ), включающую и полемические ошибки, теорию значений языковых выражений (апоха-вада ) и теорию аргументации и полемики (вада-ньяя, тарка-ньяя).

Говоря о выводе как мышлении вообще, буддисты отмечали, что полученное с его помощью знание не имеет никакого отношения к реальности; все, что сообщается нам мышлением о феноменальном мире, иллюзорно, «сконструировано» по особым законам разума. Главным известным свойством интеллектуальных конструкций является, по мнению Дхармакирти, их способность быть выраженными в слове. Выводное знание понималось как результат интеллектуальной обработки информации, полученной в восприятии: оно следует за восприятием логического признака объекта и обоснованием неразрывной связи между объектом и его логическим признаком.

Ядром буддийского учения о выводе были три концепции. Первая – о делении вывода на «для себя» и «для другого» в зависимости от его назначения и структуры (вывод «для себя» – это средство познания объекта по его знаку, он содержит два высказывания и похож на энтимему в западной логике: «На горе огонь, так как там дым»; вывод «для других» – это средство аргументации, он состоит из трех высказываний: «На горе огонь, так как там дым, как в очаге»). Второй была концепция трехаспектности среднего термина, в соответствии с которой средний термин вывода должен был быть распределен в меньшей посылке; всегда должен присутствовать там, где есть больший и меньший термины; отсутствовать там, где названные термины отсутствуют. Третьей была классификация выводов в зависимости от разновидностей среднего термина на «основанные на причинно-следственной связи», «основанные на тождестве» и «отрицательные выводы», для которых буддисты насчитывали 11 модусов.

Чрезвычайный интерес представляет разрабатывавшаяся буддистами теория значений (апоха-вада), обосновывающая чисто относительное или отрицательное значение всех имен и высказываний. Интересна она потому, что в ней решается проблема представления в языке содержания мышления о мире вещей, которая в западной логике получила удовлетворительное разрешение только в 19 в. В ало-ха-ваде утверждается, что слова ничего не говорят нам о реальности (дхармах) и несут информацию о физическом мире определенным образом: они, во-первых, фиксируют установленное посредством мышления некое положение дел в мире чувственных вещей, которое постоянно меняется. Поэтому слова обозначают вещи и ситуации только относительно. Во-вторых, когда мы называем вещь или утверждаем нечто о вещи в высказывании, то одновременно мы отрицаем все, названной вещью не являющееся (т.е. говоря А, мы отрицаем ˥А), и то, что данной вещи не присуще (говоря «S есть Р», мы в то же время отрицаем, что «S есть ˥Р».

Литература:

1. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990;

2. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия. – В кн.: Лысенко В.Г ., Терентьев Α.Α ., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия дхайнизма. М., 1994;

3. Дхармакирти. Краткий учебник логики, с комментарием Дхармоттары. – В кн.: Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1–2. СПб., 1995;

4. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997;

5. Murti T.R.V . The Central Philosophy of Buddhism. A Study of the Māḍhyamika System. L., I960;

6. Stcherbatsky Th. Buddhist Logic, v. 1–2. N.Y., 1962;

7. Ci R. Buddhist Formal Logic, v. 1. L., 1969;

8. Singh J. An Introduction to Madhyamaka Philosophy. Delhi etc., 1976.