НК РФ насчитывает не один десяток всевозможных налоговых правонарушений. В чем именно проще всего ошибиться и как за это придется отвечать?

Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:

  • нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
  • непредставление налоговой декларации;
  • нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплата или неполная уплата сумм налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
  • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
  • неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
  • несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.

Рассмотрим эти правонарушения и ответственность за их совершение более подробно.

Нарушение порядка постановки на налоговый учет

Налоговый кодекс обязывает все организации встать на налоговый учет по месту своего нахождения и месту нахождения своих обособленных подразделений.

В первом случае постановка на учет проводится налоговыми инспекциями одновременно с государственной регистрацией фирмы.

Чтобы встать на учет по месту нахождения обособленных подразделений, в течение месяца со дня их создания нужно подать в налоговую инспекцию сообщение.

Если вы нарушите срок подачи сообщения, налоговая инспекция оштрафует вашу фирму на 10 000 рублей. Причем не важно, насколько вы опоздали с подачей сообщения, - сумма штрафа одна, независимо от срока опоздания (п. 1 ст. 116 НК РФ).

Если обособленное подразделение открыто на территории, контролируемой налоговой инспекцией, в которой фирма уже состоит на учете, повторно становиться на учет не нужно.

Обратите внимание

Несмотря на то что филиалы и представительства считают обособленными подразделениями, сообщать об их создании не нужно (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Следовательно, и штрафовать компании, которые открывают филиалы и представительства, на этом основании нельзя.

Контролеры поставят их на учет сами после получения сведений из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). О создании других обособленных подразделений налоговую инспекцию нужно информировать.

Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию сообщение. Оно может быть подано и в электронном виде. В этом случае сообщение нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя фирмы или иного уполномоченного лица.

Подать заявление нужно в течение месяца после создания обособленного подразделения или в течение трех дней со дня изменения сведений о нем (п. 2 ст. 23 НК РФ). Таким изменением может быть, например, смена местонахождения обособленного подразделения.

Срок в один месяц истекает в тот же день следующего месяца. Если в месяце нет такого числа, то срок заканчивается в последний день этого месяца.

Если месячный срок подачи заявления оканчивается на нерабочем дне, то крайний срок переносится на следующий рабочий день (ст. 6.1 НК РФ).

Помните: чтобы взыскать штраф, инспекция должна доказать, что обособленное подразделение создано. То есть там оборудованы стационарные (созданные на срок более месяца) рабочие места.

ПРИМЕР

Компания решила открыть филиал в г. Переславле-Залесском. С этой целью она провела подготовительные мероприятия. В частности, в марте были наняты директор и бухгалтер.

В июне фирма подала в налоговую инспекцию заявление о постановке на налоговый учет. Налоговики посчитали, что датой создания филиала является день назначения на должность директора филиала. На этом основании они оштрафовали фирму на 5000 руб. Фирма обратилась в суд.

Арбитры признали решение инспекции незаконным, поскольку филиал считается созданным, если там оборудованы стационарные рабочие места (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 мая 2006 г. № А82-12661/2005-29).

Если вы вели деятельность без постановки на учет в налоговой инспекции, она может оштрафовать вашу фирму на 10% от доходов, которые вы получили за это время, но не менее 40 000 рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе не указан. Из-за этого между фирмами и налоговыми инспекциями часто случаются споры.

Поэтому, если вы не хотите тратить время на судебные разбирательства, постарайтесь подать сообщение с самой ранней из всех возможных дат (даты издания приказа о создании подразделения, заключении договора об аренде или приобретении помещения под подразделение и т. д.).

Отметим, что оштрафовать фирму могут только в том случае, если сообщение о создании ею обособленного подразделения в налоговую инспекцию не подавалось.

Если заявление подано позже установленного срока, обязанность фирмы по сообщению о создании обособленного подразделения является исполненной. В этом случае оштрафовать ее в соответствии с пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса нельзя (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2011 г. № 15АП-7650/2011).

Нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке

Если фирма или предприниматель , нужно в течение семи рабочих дней сообщить об этом в налоговую инспекцию.

За нарушение этого срока налоговики могут оштрафовать компанию или предпринимателя на 5000 рублей (ст. 118 НК РФ).

К счетам Налоговый кодекс относит расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

На такие счета зачисляют и с них можно расходовать денежные средства фирмы или предпринимателя. Это:

  • расчетный счет;
  • текущий валютный счет.

Ссудный счет, если с него нельзя напрямую (без зачисления на расчетный счет) списывать деньги, под определение «счет» не подходит. Поэтому сообщать о его открытии или закрытии не нужно.

Не надо сообщать в инспекцию и о депозитном счете. Его открывают на основании договора банковского вклада. И пока договор действует, списать деньги со счета нельзя (ч. 3 ст. 834 ГК РФ). Следовательно, он не соответствует требованиям статьи 11 Налогового кодекса (письмо Минфина РФ от 9 июня 2009 г. № 03-02-07/1-304, постановления ФАС Московского округа от 10 марта 2006 г. по делу № КА-А40/1433-06 и от 28 марта 2006 г. по делу № КА-А40/2217-06).

Транзитный валютный счет банк открывает без участия фирмы (автоматически). Таким образом, он также не соответствует определению счета, данному в Налоговом кодексе. Поэтому сообщать о нем налоговикам не нужно.

Это подтверждает и судебная практика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 августа 2011 г. № А56-67325/2010, от 13 июля 2011 г. № А56-67223/2010).

Сообщение об открытии (закрытии) счета может быть представлено в налоговую инспекцию в письменной форме лично, через представителя или по почте (заказным письмом) либо в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (п. 7 ст. 23 НК РФ).

Форма сообщения (№ С-09-1) утверждена приказом ФНС России от 9 июня 2011 года № ММВ-7-6/362@.

Если руководитель фирмы или предприниматель не сообщили об открытии или закрытии счета из-за болезни и других уважительных причин, следует назвать их суду. Он может счесть их смягчающими обстоятельствами и снизить штраф.

ПРИМЕР

Предприниматель Шаламова Т.М. открыла в филиале Сбербанка РФ расчетный счет, но не сообщила об этом в инспекцию.

Налоговики вынесли решение о привлечении Шаламовой к ответственности за нарушение срока представления в налоговой орган информации об открытии счета в виде штрафа, равного 5000 рублей.

Предприниматель штраф не уплатила. Инспекторы обратились в суд.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что Шаламова Т.М. долгое время находилась на амбулаторном лечении, в связи с чем не могла сообщить об открытии банковского счета. Кроме того, в ее жизни на тот момент имели место сложные семейные обстоятельства.

Суд признал эти причины смягчающими ответственность и снизил размер штрафа до 500 руб. (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2006 г. по делу № А33-11760/05-Ф02-258/06-С1).

Если фирма или предприниматель не сообщили об открытии или закрытии счета по вине банка, нужно объяснить это суду. Если он признает, что налогоплательщик не виноват, можно избежать штрафа.

ПРИМЕР

Фирма не сообщила в установленный срок налоговому органу о закрытии расчетного счета в банке.

Инспекция обратилась в арбитражный суд, чтобы взыскать с фирмы штраф в размере 5000 рублей.

Налоговики проиграли дело, так как суд признал, что вины компании в пропуске срока нет, поскольку инициатором закрытия счета выступил банк. О своем решении он фирму не уведомил (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 января 2006 г. № Ф04-10018/2005 (18871-А27-23)).

Обратите внимание

Обратите внимание: если фирма открывает счета для своих обособленных подразделений, то извещать об этом нужно налоговую инспекцию головного подразделения. Посылать отдельные сообщения в инспекции по месту нахождения филиалов не надо (письмо МНС России от 6 февраля 2004 г. № 24-1-10/93).

Непредставление налоговой декларации

Ответственность за это нарушение предусмотрена в статье 119 Налогового кодекса РФ. Причем независимо от срока опоздания с декларацией размер штрафа - 5% от неуплаченной суммы налога, но не более 30% от неперечисленной суммы налога по декларации и не менее 1000 рублей.

Эта норма статьи 119 Налогового кодекса действует со 2 сентября 2010 года. При этом, если фирма не представила в налоговую инспекцию декларацию, а налог перечислила, штраф будет минимальный - 1000 рублей (письмо ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37- 7/16376@).

ПРИМЕР

Фирма должна была сдать декларацию по НДС за III квартал 2011 года не позднее 20 октября, но сделала это только 25 ноября. Таким образом, задержка составила два месяца: один полный (с 20 октября по 20 ноября) и один неполный (с 20 по 25 ноября).

По декларации фирма должна уплатить 10 000 руб., к 25 ноября компания должна уплатить 2/3 от этой суммы. Сумма штрафа составит 667 руб. (6666 руб. × 5% × 2 мес.), но размер штрафа не может быть меньше 1000 руб., поэтому компания должна заплатить 1000 руб.

Организация может потребовать уменьшения размера штрафа, наложенного до 2 сентября 2010 года за не вовремя сданную декларацию. Дело в том, что после вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ порядок расчета штрафов стал более либеральным. Он имеет обратную силу в части начисления санкций (п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Первоначально ФНС сделала невозможным применение этой нормы на практике (п. 1 письма ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС- 37-7/16376@), но впоследствии изменила свою позицию.

Пунктом 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ установлено, что если редакция Налогового кодекса, действующая со 2 сентября 2010 года, предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее действовавшая редакция, то за нарушения, совершенные до 2 сентября 2010 года, назначается штраф согласно последней редакции.

Взыскание «старых» штрафов (назначенных до 2 сентября 2010 года) производится только в части, не превышающей максимального размера санкций согласно редакции, действующей со 2 сентября 2010 года.

Кроме того, ФНС России в письме от 15 марта 2011 года № ЯК-4-8/3962 обязала все инспекции пересчитать суммы предъявленных до 2 сентября 2010 года, но еще не взысканных штрафов. А суммы, взысканные начиная с этой даты без учета изменений законодательства, зачесть или вернуть.

Следовательно, если у фирмы есть задолженности по начисленным до 2 сентября 2010 года, но не взысканным штрафам, она имеет право обратиться в свою налоговую инспекцию для перерасчета санкций. Это касается, в частности, компаний, которые до сих пор судятся с налоговиками.

Оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса инспекция может только в том случае, если не представлены налоговые декларации, иначе говоря, документы, в которых приведены расчеты налогов исходя из фактической налоговой базы за истекший налоговый период.

Но по некоторым налогам нужно платить авансовые платежи, которые представляют собой часть налога, уплаченную ранее (авансом). Расчет таких платежей декларацией не считается.

Чтобы наказать фирму (предпринимателя) за непредставление документов, отличных от налоговых деклараций, в том числе и расчетов по авансовым платежам, налоговики могут применить лишь статью 126 Налогового кодекса (непредставление документов, необходимых для налогового контроля). Штраф по этой статье - 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Однако зачастую инспекторы не разделяют понятий «налоговая декларация» и «расчет авансовых платежей» и применяют одни и те же санкции.

Такие действия следует оспаривать в вышестоящей инстанции и в суде.

ПРИМЕР

ООО «Перспектива» (г. Нерюнгри) задержало подачу расчета авансовых платежей по налогу на имущество за I квартал. Налоговая инспекция привлекла фирму к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса. Чтобы взыскать штраф, инспекция обратилась в суд (в тот период времени еще действовал судебный порядок взыскания штрафов). Суд отказал в иске, поскольку расчет авансовых платежей декларацией не является.

Выводы арбитров основывались на следующем: Налоговый кодекс предусматривает два типа документов, которыми фирма отчитывается перед инспекцией: расчет авансовых платежей и налоговая декларация.

Поскольку налоговый период по налогу на имущество - год, то и декларацию подают по итогам года.

А по итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия и девяти месяцев) представляют расчет авансовых платежей. Штрафовать за нарушение сроков сдачи такого расчета по статье 119 Налогового кодекса, констатировали судьи, нельзя (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2006 г. № А58-4095/05-Ф02-6999/05-С1).

Если фирма или предприниматель задержали подачу декларации на незначительный срок или, несмотря на просрочку, сам налог заплатили вовремя, нужно обратить на это внимание налогового органа или суда. Они могут расценить это как смягчающее обстоятельство и снизить сумму штрафа.

Размер штрафа рассчитывают от неперечисленной суммы налога, а не начисленной к уплате в бюджет. Это значит, что, если ваша компания налог уплатила, а декларацию не представила, штраф cоставит 1000 рублей.

Аналогичный порядок действует, если по декларации, поданной с опозданием, сумма налога к уплате равна нулю. В этом случае с фирмы также будет взыскан штраф в размере 1000 рублей. Такие разъяснения дает ФНС России в письме от 26 ноября 2010 года № ШС-37-7/16376@.

Нарушение установленного способа представления налоговой декларации

Cо 2 сентября 2010 года в Налоговый кодекс включена статья 119.1, предусматривающая ответственность за нарушение установленного способа сдачи декларации.

В статье 119.1 предусмотрено, что несоблюдение порядка представления налоговой декларации или расчета в электронном виде наказывается штрафом в размере 200 рублей.

Это правило касается тех компаний, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, а делают это на бумажном носителе. Таким образом, штраф для таких фирм составит 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом.

При этом декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи.

Напомним, что сдавать отчетность в электронной форме обязаны компании, численность которых за предыдущий год превышает 100 человек.

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Каждая фирма обязана по установленным правилам вести учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения.

Если компания грубо нарушила эти правила, инспекция может оштрафовать ее на 10 000 рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ).

Обратите внимание

По статье 120 Налогового кодекса налоговики могут оштрафовать только фирму. Предприниматель ответственности по этой статье не несет.

Грубым нарушением правил считается:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Обратите внимание

Календарный год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря. А значит, нарушения не будут систематическими, если совершены, например, в декабре 2011 года и в январе 2012 года.

Если инспектор оштрафовал фирму за отсутствие документов, не относящихся к первичным, к счетам-фактурам или регистрам бухгалтерского учета, его решение незаконно.

К первичным закон относит документы, которыми оформляется каждый факт хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Чтобы ответить на вопрос, относится документ к первичным или нет, нужно установить, оформляет ли он какой-либо факт хозяйственной жизни. Если нет, то это не первичный документ.

Например, договор. Несмотря на то что он содержит все реквизиты первичных документов, к ним он не относится. Договор не оформляет факт хозяйственной жизни, а только устанавливает намерения сторон совершить определенные действия. Поэтому налоговики не могут оштрафовать фирму по статье 120 Налогового кодекса за отсутствие договоров.

Кроме того, инспекторы не вправе оштрафовать по этой статье, если фирма неправильно оформила первичные документы, счета-фактуры или регистры бухгалтерского или налогового учета.

ПРИМЕР 1

Налоговая инспекция оштрафовала ООО за грубое нарушение правил учета (ст. 120 НК РФ). Основанием для наложения штрафа явилось неверное заполнение авансовых отчетов.

Фирма не согласилась с этим и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекторов недействительным.

Суд удовлетворил требования ООО, потому что статья 120 Налогового кодекса устанавливает ответственность только за отсутствие первичных документов, а не за их неправильное оформление (постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2009 г. № КА-А40/14432-09).

Если фирма грубо нарушала правила учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения в течение более чем одного налогового периода, штраф возрастет до 30 000 рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ).

ПРИМЕР 2

Фирма получила аванс под будущую поставку товара. Бухгалтер отразил суммы аванса в учете, но не начислил на них НДС. Это грубое нарушение правил учета объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Подобные случаи произошли в двух разных кварталах.

Налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на 30 000 руб.

Если из-за грубого нарушения правил учета фирма занизила налоговую базу по каким-либо налогам, инспекция может оштрафовать ее на 20% от суммы неуплаченных налогов, но не менее чем на 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ).

ПРИМЕР 3

Бухгалтер фирмы за год дважды не отразил выручку от реализации в учете:

  • первый раз во II квартале - в размере 3 540 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 540 000 руб.);
  • второй раз в III квартале - в размере 1 180 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 180 000 руб.).

В ходе выездной проверки это обнаружила налоговая инспекция. Общая сумма неуплаченного НДС по итогам года составила 720 000 руб. (540 000 + 180 000).

В этом случае налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на сумму 144 000 руб. (720 000 × 20%).

Фирма может избежать штрафа за грубое нарушение правил учета, если доплатит в бюджет налог, уплатит пени, а затем подаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию по этому налогу. Сделать это нужно до назначения выездной налоговой проверки (ст. 81 НК РФ).

Между тем, по мнению финансистов, факт неуплаты недоимки и пеней в бюджет до сдачи "уточненки" в налоговую инспекцию, не является основанием для привлечения фирмы к налоговой ответственности (письмо Минфина РФ от 12 августа 2013 г. № 03-02-07/1/32578). Прежде чем выписать штраф, налоговики должны установить факт совершения правонарушения (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Большинство арбитражных судов также считают, что неуплата налога и пени до подачи уточненной декларации не является безусловным основанием для взимания штрафа (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2013 г. № А27-8594/2012, Уральского округа от 14 февраля 2013 г. № Ф09-14411/12, Поволжского округа от 8 февраля 2013 г. № А06-5490/2010). Судьи указывают, что для привлечения фирмы к ответственности инспекторы должны установить реальную задолженность по налогу, отсутствие переплаты по нему, а также по иным налогам в бюджет того же уровня. Так, в споре, рассмотренном ФАС Поволжского округа, у компании имелась переплата, которая превышала сумму к доплате по данным "уточненки". Поэтому привлечение компании к налоговой ответственности было признано неправомерным.

Неуплата или неполная уплата налога

Если фирма или предприниматель вовремя не заплатят налог, у них возникнет недоимка.

Со дня, следующего за крайним сроком уплаты налога, по день фактической уплаты включительно налоговики начислят пени. Их определяют в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка - 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

ПРИМЕР

ООО «Пассив» должно было заплатить налог в размере 100 000 руб. не позднее 15 сентября, но сделало это только 30 сентября. Пени начисляют с 16 по 30 сентября включительно, то есть за 15 дней. Ставка рефинансирования в этот период - 11% годовых.

Сумма пеней составит:

100 000 руб. × 11% : 300 дн. × 15 дн. = 550 руб.

Обратите внимание: пени не начисляют, если по решению суда счет фирмы был заблокирован. Если инициатором блокировки выступила налоговая инспекция, пени на недоимку продолжают начисляться (п. 3 ст. 75 НК РФ).

По некоторым налогам нужно платить авансовые платежи. К примеру, их уплата предусмотрена по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, "упрощенному" налогу.

Неуплата или несвоевременная уплата авансового платежа также влечет начисление пеней на сумму, не перечисленную в установленный срок (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Обратите внимание

На непогашенную задолженность по пеням еще раз пени не начисляют.

Если фирма (предприниматель) самостоятельно не погасит долг по налогу и начисленные на него пени, инспекция направит ей требование об уплате налога. Если фирма (предприниматель) не уплатит долг в отведенный в требовании срок, налоговики могут взыскать сумму долга в бесспорном порядке (без обращения в суд). Принять решение об этом они должны не позднее двух месяцев после того, как истек срок исполнения требования об уплате налога. Если они пропустят этот срок, то взыскать с должника пени и налог можно будет только через арбитражный суд (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Помимо начисления пеней налоговая инспекция может оштрафовать фирму (предпринимателя).

Размер штрафа - 20% от неуплаченной суммы налога.

Если налоговики докажут, что фирма или предприниматель не уплатили налог умышленно, то штраф возрастет до 40% от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).

ПРИМЕР

ООО «Актив», применяющее систему налогообложения в виде ЕНВД, занимается розничной торговлей. В ходе проверки налоговая инспекция установила, что организация использовала неверную величину физического показателя. В результате чего сумма ЕНВД, начисленного за II квартал, была занижена на 9000 руб.

В данном случае ООО «Актив» могут привлечь к ответственности по статье 122 Налогового кодекса. При этом штраф составит 1800 руб. (9000 руб. × 20%). Если налоговые органы докажут, что фирма намеренно исказила величину физического показателя, штраф возрастет до 3600 руб. (9000 руб. × 40%).

Обратите внимание: фирму (предпринимателя) могут оштрафовать, только если в результате неуплаты налога у нее возникла недоимка (постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Если в предыдущем периоде у фирмы (предпринимателя) была переплата в тот же бюджет (внебюджетный фонд) и она больше, чем неуплаченная сумма, оштрафовать ее нельзя.

Можно избежать штрафа, если вовремя исправить ошибку в исчислении налога. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по этому налогу (до назначения в фирме выездной налоговой проверки), доплатить налог и уплатить пени. Тем не менее, Минфин России придерживается мнения, что если до сдачи уточненной декларации вы не уплатите недостающую сумму налога и пени, это не будет являться налоговым правонарушением (письмо Минфина РФ от 12 авгута 2013 г. № 03-02-07/1/32578). Позиции финансистов придерживается большинство арбитражных судов. Подробно об этом читайте пункт «Грубое нарушение правил учета доходов и объектов налогообложения».

Нарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 (грубое нарушение правил учета, повлекшее занижение налоговой базы) и статьей 122 (неуплата или неполная уплата налога) Налогового кодекса, очень похожи. Но налоговики не могут оштрафовать вас за одно и то же правонарушение два раза (определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. № 6-О).

Обратите внимание

Фирму не могут оштрафовать по статье 122, если неуплата налога произошла из-за применения в контролируемых сделках нерыночных цен. В этом случае последуют налоговые санкции по статье 129.3 Налогового кодекса.

Невыполнение обязанности налогового агента

В некоторых случаях фирмы и предприниматели выполняют обязанности налоговых агентов. Это означает, что они должны удерживать и перечислять в бюджет некоторые налоги из денег, выплачиваемых своим контрагентам. К числу таких налогов относят:

  • налог на доходы физических лиц, который нужно удерживать из зарплаты работников и выплат другим лицам;
  • налог на прибыль организаций, который нужно удерживать, например, из выплат в пользу иностранных фирм;
  • НДС, который нужно удерживать, например, из арендной платы за пользование государственным или муниципальным имуществом.

ПРИМЕР

Работник Павлов И.Д. является акционером ЗАО. В июне 2008 года общество выплатило Иванову заработную плату, премию, дивиденды по итогам деятельности общества в минувшем году.

Со всех этих сумм ЗАО должно удержать у Павлова и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц. В этой ситуации Павлов является налогоплательщиком НДФЛ, а общество выступает как налоговый агент.

За невыполнение обязанности налогового агента инспекция может оштрафовать фирму или предпринимателя на 20% от суммы неудержанного или неперечисленного налога (ст. 123 НК РФ).

В этом случае правонарушением считается не только факт неперечисления налога (непоступления денег в бюджет), но и факт его неудержания. Даже если сумму налога агент в бюджет уплатил.

Обратите внимание

Налоговая инспекция может оштрафовать фирму (предпринимателя) по статье 123 Налогового кодекса в том случае, если компания имела возможность удержать сумму налога, но не сделала этого. Если такой возможности не было (например, при расчетах с контрагентами бартером), оштрафовать за то, что фирма (предприниматель) не удержала налог, нельзя (п. 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. № 5).

ПРИМЕР

Налоговая инспекция оштрафовала ООО «Праймери Дон-1» по статье 123 Налогового кодекса за неперечисление налогов.

Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что фирма не перечислила НДФЛ с денежных средств, выплачиваемых за питание и проживание иностранных лиц, нанятых ООО для установки специального оборудования. Фирма не согласилась с решением налоговиков и обжаловала его в арбитражном суде.

Суд, исследовав обстоятельства дела, пришел к выводу, что у ООО «Праймери Дон-1» отсутствовала реальная возможность удержать налог с денежных средств, выплачиваемых за проживание и питание иностранных специалистов. На основании этого арбитражный суд признал решение инспекции о привлечении общества к ответственности по статье 123 Налогового кодекса недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2007 г. по делу № Ф08-247/2007-105А).

Если вы не можете удержать налог, в течение месяца письменно сообщите об этом в налоговую инспекцию (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). В письме укажите сумму задолженности налогоплательщика. Получив письмо, налоговая инспекция должна взыскать налог самостоятельно.

Если этого не сделать, налоговики вправе оштрафовать вас по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля (штраф - 200 руб. за каждый непредставленный документ).

Обратите внимание

Если фирма (предприниматель) могла удержать налог, но не сделала этого, инспекция может только оштрафовать ее. Взыскать с фирмы неудержанную сумму и пени она не вправе.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 24 сентября 2007 года по делу № КА-А40/9418-07 сказано, что ответственность по статье 123 Налогового кодекса предусмотрена только в виде штрафа, составляющего 20% от суммы неудержанного налога. Взыскание же всей суммы неудержанного налога означает применение штрафа в размере 100%, что не предусмотрено Налоговым кодексом.

Несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге

Налоговики вправе арестовать имущество фирмы или принять в отношении него обеспечительные меры в виде залога.

Арест налагают, если компания в установленные сроки не платит налоги, пени, штрафы, и у инспекторов есть основания полагать, что она может скрыть свое имущество.

Обратите внимание

Арест возможен только с санкции прокурора.

Использовать арестованное имущество в работе фирма может только с разрешения и под контролем инспекции. А распоряжаться этим имуществом - сдавать его в аренду, в залог, продавать, вносить в уставный капитал других фирм и т. д. - либо вообще не может (при полном аресте), либо может, но также только с разрешения налоговиков (при залоге и частичном аресте) (ст. 77 НК РФ).

Если фирма нарушила этот порядок, инспекция может оштрафовать ее на 30 000 рублей (ст. 125 НК РФ).

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

В процессе выездной или камеральной проверки налоговики вправе истребовать у компании документы.

Для этого они должны вручить представителю фирмы лично под расписку или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, либо направить по почте заказным письмом требование, которое нужно выполнить в десятидневный срок.

Если вовремя не представить требуемые документы, налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму или предпринимателя на 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если инспекторы не указали в требовании какие-то документы, но при этом требуют их у вас, вы вправе отказать им. Оштрафовать вас и изъять такие документы налоговики не смогут.

Часто в требовании о представлении документов налоговики не указывают реквизиты и количество нужных им бумаг. Например, инспекторы могут потребовать первичные документы без указания их названий, номеров и дат, регистры бухгалтерского учета за тот или иной период тоже без указания их названия и т. п. Если в такой ситуации фирма документы не представит, оштрафовать ее не смогут.

ПРИМЕР

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «КОНСУЛ-Т» штрафа за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проверки. Суд первой инстанции удовлетворил требования истца.

Однако апелляционный суд отменил это решение и отказал налоговому органу в праве на взыскание с общества штрафа. Свою позицию он обосновал тем, что инспекторы не указали в требовании конкретный перечень запрашиваемых документов и их количество.

Суд кассационной инстанции поддержал апелляционный суд и признал его решение верным (постановление ФАС Уральского округа от 25 января 2006 г. по делу № Ф09-6305/05-С2).

Обратите внимание: оштрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса инспекторы вправе только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у фирмы (предпринимателя) в наличии и у нее была реальная возможность представить их в указанный срок.

Налоговый орган подал в суд заявление о взыскании с ООО «Харт» штрафа за непредставление в установленный срок требуемых документов (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Арбитражный суд отказал инспекции в удовлетворении иска. По его мнению, ответственность, установленную пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса, можно применить только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика в наличии и у него была реальная возможность их представить в указанный срок. Однако ООО «Харт» не имело возможности представить налоговикам необходимые документы ввиду их отсутствия (они уничтожены в результате пожара). Следовательно, оштрафовать общество по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса нельзя (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 июля 2007 г. по делу № А28-1129/2007-3/21).

Инспекция может оштрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса, если фирма вовремя не представила некоторые сведения о своей деятельности. Например, она должна сообщать:

  • обо всех случаях участия в российских (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и ООО) и иностранных фирмах - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенных сведениях об этих подразделениях: - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения, - в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении;
  • о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме его задолженности (для налоговых агентов) - в течение одного месяца со дня, когда агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • о невозможности удержать НДФЛ с доходов работника и о сумме его задолженности - не позднее одного месяца после окончания года, в котором получен доход;
  • о выплаченных гражданам доходах и удержанных налогах - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если фирма отказывается представить по запросу налогового органа имеющиеся у нее документы, уклоняется от их представления или представила документы с заведомо недостоверными сведениями, ее оштрафуют на 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Налоговая инспекция может запросить у компании информацию о деятельности других фирм или предпринимателей (например, когда проводит их проверку). Впрочем, инспекторов может заинтересовать лишь какая-то конкретная сделка. Относящуюся к ней информацию они вправе получить вне рамок выездной или камеральной проверок.

Если фирма (предприниматель) откажется представить информацию о партнере или представит документы не вовремя, ее накажут по статье 129.1 Налогового кодекса. Штраф составит 5000 рублей.

Если в этом же году налоговики снова обратятся с подобным требованием, а фирма (предприниматель) опять его не выполнит, то санкция возрастет до 20 000 рублей.

Чтобы получить у компании информацию о работе ее контрагентов, инспекция должна оформить письменное требование. Если она этого не сделала, оштрафовать фирму нельзя.

Более того, если контролеры располагаются в другом районе, запрашивать документы о работе контрагента они вправе только через налоговую инспекцию фирмы.

Для этого они направят инспекторам компании поручение об истребовании документов (информации). В нем укажут, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля возникла необходимость в дополнительных бумагах.

В течение пяти рабочих дней инспекция фирмы направит ей требование о представлении информации, приложив к нему копию поручения.

Получив требование, компания должна будет (тоже за пять рабочих дней) передать документы или сообщить о том, что этих документов у нее нет.

Если для того, чтобы найти необходимые бумаги, фирме нужно больше времени, следует сообщить об этом налоговикам. Они могут пойти навстречу компании.


Что за это будет?

Что Вам будет грозить, если чаша весов в конфликте с государством склонится не в Вашу пользу? Мобильное приложение ответит на этот вопрос.

Абсолютно все виды налоговых правонарушений поименованы в главе 16 НК РФ . Но мы рассмотрим только те из них, которые актуальны для большинства организаций и ИП. Нарушения, за которые предусмотрена ответственность для участников консолидированных групп (ст. 122.1 НК РФ), организаций, занимающихся игорным бизнесом (ст. 129.2 НК РФ), и т.д. рассматривать не будем.

Понятие и виды налоговых правонарушений

Налоговое правонарушение - это противоправное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом или иным лицом, в отношении которого НК РФ предусмотрена ответственность (ст. 106 НК РФ). Составы налоговых правонарушений и меры ответственности за них приведены ниже.

Виды нарушений налогового законодательства Размер штрафа
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в ИФНС, если такая обязанность установлена НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) 10 тыс. руб.
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в ИФНС (п. 2 ст. 116 НК РФ) 10% доходов, полученных за период ведения деятельности без постановки на учет, но не менее 40 тыс. руб.
Непредставление в срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета (п. 1 ст. 119 НК РФ) 5% не уплаченной в срок суммы налога (взносов), подлежащей уплате по не сданной декларации (расчету по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации / расчета в электронной форме, когда того требует НК РФ (ст. 119.1 НК РФ) 200 руб.
Грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) — если нарушения совершены в течение одного налогового периода - 10 тыс. руб.;
— если нарушения совершены в течение более одного налогового периода - 30 тыс. руб.;
— если нарушения привели к занижению налоговой базы (базы по страховым взносам) - 20% от суммы неуплаченного налога (взносов), но не менее 40 тыс. руб.
Неуплата / неполная уплата налога (сбора, взносов) в результате занижения налоговой базы (базы по взносам), иного неправильного исчисления, других неправомерных действий / бездействия (п. 1 , 3 ст. 122 НК РФ) — в общем случае - 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взносов);
— при совершении нарушения умышленно - 40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взносов)
Неправомерное неудержание (неполное удержание) и/или неперечисление в срок налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 НК РФ) 20% суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению
Непредставление налоговым агентом в срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в ИФНС по месту учета (п. 1.2 ст. 126 НК РФ) 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки
Непредставление в срок организацией (ИП) в налоговые органы документов и/или иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ) 200 руб. за каждый непредставленный документ
Неправомерное непредставление в срок налоговикам сведений о налогоплательщике (плательщике взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике (плательщике взносов) по запросу налогового органа, представление документов с заведомо недостоверными сведениями, кроме нарушений, предусмотренных статьей 126.1 НК РФ (п. 2 ст. 126 НК РФ) — 10 тыс. руб. для организации;
— 10 тыс. руб. для ИП;
— 1 тыс. руб. для физлица, не являющегося ИП
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ) 500 руб. за каждый представленный документ с недостоверными сведениями
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган пояснений в случае непредставления в срок уточненной налоговой декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ), кроме нарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ (п. 1 , 2 ст. 129.1 НК РФ) — в общем случае - 5 тыс. руб.;
— при совершении нарушения повторно в течение календарного года - 20 тыс. руб.
Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом в ИФНС сообщения о наличии у него объектов недвижимого имущества, транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, при неполучении налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов (п. 3 ст. 129.1 НК РФ) 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимости, транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение

Классификация налоговых правонарушений

Налоговые правонарушения можно классифицировать в соответствии с разными критериями.

По субъекту ответственности выделяют правонарушения, совершаемые:

  • только организациями;
  • организациями и ИП;
  • организациями, ИП и физическими лицами;
  • только физическими лицами.

По объему негативных последствий:

  • нарушения с материальным составом (когда бюджету наносится ущерб);
  • нарушения с формальным составом.

По причине совершения правонарушения:

  • в результате действия;
  • в результате бездействия.

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

В определенных случаях к налогоплательщикам может быть применена за налоговые преступления. УК РФ предусматривает такие виды налоговых преступлений, как:

  • уклонение от уплаты налогов / сборов с физических лиц в крупном или особо крупном размере;
  • уклонение от уплаты налогов / сборов с организаций в крупном или особо крупном размере;
  • неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;
  • сокрытие денежных средств или имущества организации (ИП), за счет которых должна быть взыскана недоимка по налогам и сборам.

В действующем законодательстве определена ответственность за каждое налоговое правонарушение, применение которой напрямую зависит от того, насколько затронули интересы организации или гражданина.

Виды нарушений и правовое регулирование

Объем ответственности за правонарушения в сфере налогов определяют: гл. 16 НК РФ, а также административное и пенсионное законодательство.

Некоторые правонарушения, описанные налоговом кодексе РФ, распространяются далеко не на всех налогоплательщиков.

Возможность использовать ту или иную санкцию периодически зависит от того, кем именно является лицо в налоговых отношениях. Например, ответственность банка определена в гл. 18 НК РФ, но перечень санкций, содержащихся в гл. 16 также может применяться к нему.

Или другая ситуация – лицо, осуществляющее в организации административно-распорядительную функцию, может нести административную ответственность и, одновременно, быть оштрафованным за налоговое правонарушение, являясь налогоплательщиком.

Административные налоговые правонарушения:

  • создать бухгалтерию и назначить ее руководителем главного бухгалтера;
  • включить в штатное расписание должность бухгалтера;
  • передать в соответствии с договором бухгалтерский учет в стороннюю бухгалтерию, специализированную организацию или соответствующему специалисту;
  • возложить бухгалтерские обязанности на себя.

Если предприятие не располагает организованным бухучетом, то руководитель может быть наказан в соответствии с административным кодексом.

Признаки финансовых преступлений

Ответственность за налоговое правонарушение наступает в соответствии с решением налогового органа. Стандартным наказанием является денежный штраф, конечная сумма которого во многом зависит от наличия смягчающего или отягчающего обстоятельства.

Не стоит путать штраф, недоимку по налогу и пеню . Последняя составляет 1/300 ставки рефинансирования . Начисление производится ежедневно до тех пор, пока не будет уплачен налог. Пеня не относится к мерам ответственности за совершенное нарушение в сфере налогов и сборов.

Налоговая ответственность наступает, если имеют место быть следующие правонарушения:

  • нарушен срок поставки на учет;
  • налогоплательщик уклоняется от постановки на учет;
  • счет в банке был открыт или закрыт, но данные сведения не были предоставлены в установленный срок;
  • владение, пользование и (или) распоряжение арестованным имуществом нарушено;
  • налоговый орган не получил сведения, требуемые для проведения налогового контроля;
  • игорный бизнес был зарегистрирован с нарушением установленного порядка.

К налоговой ответственности может быть привлечено:

  • Физическое лицо, которому уже исполнилось 16 лет, в том числе и индивидуальный предприниматель;
  • Организация (не стоит путать с привлечением должностных лиц);
  • Руководитель, главный бухгалтер или должностное лицо при наличии соответствующего основания.

Условия и порядок привлечения к налоговой ответственности

Правонарушения в сфере налогов могут рассматриваться 2-мя различными способами:

  • Если нарушения выявила камеральная или выездная проверка, то используется порядок, прописанный в ст. 101 НК РФ;
  • Если же для проведения контроля использовались иные методы, то ст. 101.4 НК РФ.

Таким образом, можно выделить состав налогового правонарушения, в основе производства которого должна лежать ст. 101 НК РФ:

  • Доход, расход и объекты налогообложения были учтены с допущением грубых нарушений;
  • Налог не был оплачен частично или полностью;
  • Налог не был удержан или перечислен.

Любое другое нарушение рассматривается в соответствии со ст. 101.4 и ст. 101 НК РФ, в зависимости от произведенных ранее контрольных мероприятий (проверка или иной налоговый контроль).

П. 1 ст. 101.4 НК РФ гласит о том, что если должностное лицо налоговой службы обнаружило признаки налогового правонарушения, то оно обязано составить соответствующий акт. Данный документ должен быть подписан 2-мя сторонами: обнаружившей нарушение и допустившей его. При этом за налогоплательщиком сохраняется право отказаться от подписания составленного акта.

Уголовная и административная ответственность

Меры налоговой ответственности представлены в следующей таблице:

№ п/п Правонарушение Величина штрафа
1 Заявление о постановке на учет было подано с нарушением установленного срока (менее 3-х мес.) 5 тыс. руб.
2 Заявление о постановке на учет было подано с нарушением установленного срока (более 3-х мес.) 10 тыс. руб.
3 Приносящая доход деятельность без регистрации продолжалась менее 3-х мес. 20 тыс. руб. или 10% от полученного дохода
4 Приносящая доход деятельность без регистрации продолжалась более 3-х мес. 40 тыс. руб. или 20% от полученного дохода
5 Счет в банке был открыт/закрыт, а сведения в налоговую не подавались 5 тыс. руб.
6 Декларация не предоставлялась в течение длительного срока (менее 6 мес.) 100 руб. или 5% от суммы налога, который нужно было заплатить.
7 Декларация не предоставлялась более 6 мес. 30% от суммы налога, который нужно было заплатить и 10% от неуплаченной налоговой суммы за каждый месяц, начиная с 181 дня.
8 При учете дохода, расхода и объектов были допущены грубые нарушения 5 тыс. руб.

Важно! Никто не отменял презумпцию невиновности! Лицо не виновно в нарушении до тех пор, пока его вина не будет установлена.

Административное правонарушение наступает при наличии противоправного, виновного действия (бездействия), за которое КоАП РФ предусматривает ответственность:

№ п/п Правонарушение Величина штрафа, тыс. руб.
1. Официальная регистрация в налоговом органе была проведена с нарушением срока 0,5 – 1,0
2. Нарушен срок регистрации в совокупности с ведением предпринимательской деятельности 2,0 – 3,0
3. Открыт/закрыт счет в банке без оповещения налоговой службы (не в установленный период) 1,0 – 2,0
4. Декларация не предоставлена вовремя 0,3 – 0,5
5. Документы, которых требует налоговый контроль, не предоставлены вовсе или не поданы в установленный срок 0,1 – 0,3
6. Грубо нарушены бух. учет и бух. отчетность 2,0 – 3,0

Возбуждение административного дела начинается с того момента, как был составлен протокол.

Экономические преступления, в том числе и налоговые, в определенных случаях могут рассматриваться в соответствии с уголовным кодексом.

№ п/п Правонарушение Длительность лишения свободы
1. Человек не платил налоги или подавал ложную налоговую декларацию (крупный размер) До 1 года
2. Те же действия, но особо крупный размер До 3-х лет
3. То же самое в крупном размере, но в отношении предприятия До 2-х лет
4. Те же действия по сговору и в особо крупном размере До 6-ти лет
5. Налоговый агент не исполнял свои обязанности, имея при этом свой личный интерес До 2-х лет
6. Те же действия, но в особо крупном размере До 6-ти лет
7. Денежные средства или имущество, которые должны использоваться для взыскания налогов, скрывались До 5-ти лет

Правила бухгалтерского учета считаются грубо нарушенными, если сумма начисленного налога или любая статья бухгалтерского отчета искажена более чем на 10% .

Обязательность уплаты налогов и сборов обеспечивается и мерами принуждения к лицам, допускающим нарушение налогового законодательства, в частности, в виде финансовых санкций. Налоговые санкции необходимы, чтобы противостоять получению дополнительных доходов путем необоснованного применения льгот, завышения расходов и др., а также для обеспечения своевременной уплаты налогов в бюджет.

В ПК РФ содержится следующее определение налогового правонарушения - это противоправное, виновное действие (бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, которыми не исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые НК РФ установлена юридическая ответственность (ст. 116 НК РФ). При этом ответственность за нарушения налогового законодательства - совокупность различных видов юридической ответственности - гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной.

Меры принуждения могут быть правовосстановительными и карательными.

Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его обязанности по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты. К таким мерам прежде всего относится взыскание недоимки и пени. Таким образом, взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. Пеня - это денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны уплатить в случае несвоевременного (с опозданием) исполнения своих обязанностей по уплате налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы страны. Пеня не является финансовой санкцией и может быть взыскана принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК РФ).

Карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Это могут быть как дополнительные выплаты (штрафы), так и иные меры воздействия. За наиболее тяжкие правонарушения - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, вплоть до лишения свободы.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику за нарушение законодательства о налогах и сборах подлежит перечислению со счета налогоплательщика только после полной уплаты начисленной суммы налога и пени.

Важным принципом принятия мер юридической ответственности за совершение налоговых правонарушений является отсутствие при этом фискальных целей, так как это нарушение конституционных основ. При установлении мер ответственности необходимо соблюдать требования дифференциации (с учетом степени общественной опасности, наибольшие - при сокрытии объектов обложения), соразмерности (с учетом величины причиненного вреда), определенности (в соответствии с установленными законодательством признаками налогового правонарушения), однократности, обоснованности, нерепрессивности.

Признаки налоговых правонарушений но их видам представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Признаки налоговых правонарушений

Действе - активная форма поведения субъекта, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета

Бездействие - пассивная форма поведения субъекта, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета

Противоправность

Нарушение норм и правил, установленных законодательством о налогах и сборах

Виновность

умышленно: лицо осознает противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий

Совершение противопоставленного деяния по неосторожности: лицо не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознать

Наказуемость

Налоговым правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность

Устанавливая ответственность за налоговые правонарушения, законодательство о налогах и сборах одновременно определяет и обстоятельства, при наличии которых налогоплательщик не подлежит ответственности за нарушение налогового правонарушения (ст. 109, 112 НК РФ). К таковым относятся:

Действия, совершенные должностным лицом вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств;

действия, являющиеся следствием выполнения письменных разъяснений по вопросам налогового законодательства, данных налоговым органом, или другим уполномоченным государственным органом, или их должностными лицами в пределах их компетенции;

Действия, совершенные налогоплательщиком -физическим лицом, находившимся в этот момент в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены в гл. 16 НК РФ (табл. 3.2). Среди них выделим: нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (от 10 тыс. до 40 тыс. руб.), нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (5 тыс. руб.), непредставление налоговой декларации (не менее 1000 руб.), грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (от 10 тыс. руб.) и др. Размер налоговых санкций за нарушение налогового законодательства зависит от обстоятельств, смягчающих или отягчающих то или иное деяние (бездействие), что определяется в судебном порядке. Сроки исковой давности привлечения к налоговой ответственности определены ст. 113 НК РФ в течение трех лет.

Согласно НК РФ (п. 4 ст. 108) привлечение организации к ответственности за совершение налоговых правонарушений не освобождает ее должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность. Уголовная ответственность за экономические и налоговые преступления предусмотрена Уголовным кодексом РФ (УК РФ).

Виды административной и уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства, а также размеры штрафов или меры ответственности представлены в табл. 3.3-3.6.

Таблица 3.2. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Вид правонарушения

Размер штрафа

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)

10 тыс. руб.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ)

10% доходов, полученных от такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб.

Нарушение срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ)

5 тыс. руб.

Непредставление налоговой декларации в срок в налоговый орган по месту учета (ст. 119 Н К РФ)

5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НКРФ (ст. 119.1 ПК РФ)

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)

В течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения

10 тыс. руб.

В течение более одного налогового периода

30 тыс. руб.

Повлекшее занижение налоговой базы

20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ)

Если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения

20% от неуплаченной суммы налога (сбора)

Если деяние совершено умышленно

40% от неуплаченной суммы налога (сбора)

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ)

30 тыс. руб.

Непредставление в установленный срок документов, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами о налогах и сборах в налоговые органы (п. 1 ст. 126 НК РФ)

200 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями (п. 2 ст. 126 ПК РФ)

10 тыс. руб.

Нарушение порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов (п.1 ст. 129.2 НК РФ)

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

Те же деяния, совершенные более одного раза (п. 2 ст. 129.2 НК РФ)

Шестикратный размер ставки налога на шорный бизнес, установленный для соответствующего объекта налогообложения

Налоговые агенты

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) неполное перечисление) в срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом (ст. 123 НК РФ)

20% ОТ суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению

Свидетели

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ)

1 тыс. руб.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128 Н К РФ)

3 тыс. руб.

Эксперты, переводчики и специалисты

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (п.1 ст. 129 ПК РФ)

Вид правонарушения

Размер штрафа

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п. 2 ст. 129 ПК РФ)

5 тыс. руб.

Банки и кредитные учреждения

Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций но счетам этого лица (п. 1 ст. 132 НК РФ)

20 тыс. руб.

Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет (п. 2 ст. 132 НК РФ)

40 тыс. руб.

Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, местной администрации или организации федеральной почтовой связи о перечислении налога (сбора), авансового платежа, испей, штрафа (ст. 133 ПК РФ)

1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения иа перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ (ст. 134 НКРФ)

20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, по не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тыс. руб.

Неправомерное неисполнение банком в срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа (п. 1 ст. 135 НК РФ)

1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа (и. 2 ст. 135 НК РФ)

30% непоступившей суммы

Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения (ст. 135.1 НК РФ)

20 тыс. руб.

Предоставление права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно предоставление указанного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица (п. 1 ст. 135.2 НК РФ)

20 тыс. руб.

Таблица 3.3. Административная ответственность должностных лиц организаций-налогоплательщиков

Вид нарушения

Мера ответственности

Основание

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Статья 15.3 КоАП РФ

Без ведения деятельности

Предупреждение или административный штраф от 500 до 1000 руб.

Сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Представление в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Предупреждение или административный штраф от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

Статья 15.4 КоАП РФ

Представление налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Предупреждение или

Статья 15.5 КоАП РФ

Административный штраф от 300 до 500 руб.

Статья 15.6 КоАП РФ

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков храпения учетных документов

Руб.

Статья 15.11 КоАП РФ

Предупреждение или административный штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб.

Статья 19.4 КоАП РФ

Административный штраф от 1 тыс. до 2 тыс. руб., для юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет

Статья 19.5 КоАП РФ

Таблица 3.4. Административная ответственность должностных лиц банков

Вид нарушения

Мера ответственности

Основание

Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю

Статья 15.7 КоАП РФ

Без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

Административный штраф от 1 тыс. до 2 тыс.

При наличии у банка или иной кредитной организации решения налоговой) органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Административный штраф от 2 тыс. до 3 тыс.

Нарушение банком или иной кредитной организацией срока исполнения:

  • - поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора;
  • - инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет

Административный штраф от 4 тыс. до 5 тыс. руб.

Статья 15.8 КоАП РФ

Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам

Административный штраф от 2 тыс. до 3 тыс.

Статья 15.9 КоАП РФ

Таблица 3.5. Административная ответственность физических лиц - налогоплательщиков

Вид нарушения

Мера ответственности

Основание

Непредставление либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Административный штраф от 100 до 300 руб.

Статья 15.6 КоАП РФ

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)

Предупреждение или административный штраф на граждан от 500 до 1000 руб.

Статьи 19.1

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства

Административный штраф от 300 до 500 руб.

Статья 19.5 КоАП РФ

Таблица 3.6. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

Вид нарушения

Мера ответственности

Основание

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического.ища путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо принудительные работы на срок до одного года либо лишение свободы на срок до одного года

Статья 198 УК РФ

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет

Статья 198 УК РФ

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, или путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199 УК РФ

То же деяние, совершенное:

  • - группой лиц по предварительному сговору;
  • - в особо крупном размере

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от одного года до грех лет

Статья 199 УК РФ

либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет, совершенное в крупном размере

Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199.1 УК РФ

То же деяние, совершенное в особо крупном размере

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199.1 УК РФ

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до грех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 199.2 УК РФ

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены главой 16 НК РФ.

Все налоговые правонарушения можно разделить на группы:

1. связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе:

· Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;

· Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

2. связанные с нарушением порядка и способа представления налоговой декларации и иных сведений:

· Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

· Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества);

· Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета).

3. связанные с представлением в налоговый орган (налоговому агенту) недостоверных финансовых сведений, либо непредставлением необходимых сведений:

· Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения;

· Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

· Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником;

· Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

· Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу;

· Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках;

· Статья 128. Ответственность свидетеля;

· Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

4. связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налогов (сборов), в том числе налоговым агентом:

· Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

· Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

· Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Отдельно можно выделить статью 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога».

Санкции, предусмотренные НК РФ за совершение налоговых правонарушений:

1. штраф в конкретно определенном размере;

2. штраф в процентном отношении от доходов, полученных за определенный период, но не менее определенной в законе суммы;

3. штраф в процентном отношении от неуплаченной суммы налога;

4. штраф в процентном отношении от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.