Все очень просто. Американцы называют этот свободный год между школой и вузом "Gap Year". И если б я прочитала нижеописанное лет 8 назад, после школы - никто бы не смог меня отговорить поступить именно так. На выпускников давят, заключают их во временные рамки принятия, возможно, самого важного решения в их жизни и лишь в редких случаях это приводит к чему-то хорошему. Читайте, впитывайте и радуйтесь возможности!

10.08.2015 Килина Мария (http://altermama.ru/)

Буквально на днях мы со знакомой девушкой обсуждали опять тему образования, и слово за слово проблема того, что только что закончивший школу подросток не знает куда податься, вылилась в то, что высшее образование не нужно вообще. Раньше я тоже так считала, но, к счастью, переросла это с годами:) Просто мне открылись новые возможности, которые дает высшее образование, оговорка – нормальное высшее образование, а у нас в стране пока (надеюсь) с ним, конечно, ощутимые проблемы. Хотя подвижки в лучшую сторону однозначно есть, т.к. по сравнению с тем временем, когда училась в университете я (в начале 2000-х), сейчас ситуация намного лучше. Узнала я об этом опять же из собственного опыта, т.к. в этом году вновь поступила в университет, потому могу сравнить. И сравнение это, что радует, определенно в лучшую сторону.

И если смотреть с той стороны, что высшее образование все-таки не лишнее, что ВУЗ действительно может быть не просто полезным, но и интересным для подростка, то возникает вопрос, который мучает многих: «Куда пойти?» или «Кем быть?». Я не знаю как вы, но я в 17 лет после окончания школы совершенно не знала, чем хочу заниматься во «взрослой жизни». По идее я уже была взрослой, но определенности никакой не было. Более того, в то время был бум так называемых престижных специальностей, в почете были экономисты и юристы, хотя сколько их плодить можно казалось бы, да и большинству студентов этих факультетов экономика и юриспруденция была просто-напросто не интересна. Так зачем спрашивается мы на них учились? И какими специалистами мы могли после этого быть? Посредственным офисным планктоном, не больше и не меньше. А разве можно быть счастливым, занимаясь тем, что тебя не вдохновляет? Мы же все-таки не роботы, дабы выполнять работу механически, а живые существа с собственными способностями и талантами. Но как их распознать к совершеннолетию, если, предположим, ни родители ни школа этого не сделали? И это огромная на самом деле проблема, но, как ни странно, западный опыт показывает, что с нею можно разобраться.

Однажды в Мумбаи я встретила молодого американца Райна, который путешествовал бекпекером целый год. Он мне поведал о такой традиции как брать год передыха после школы для того, чтобы в итоге определиться куда идти и кем быть. Для этого у них существует даже специальное понятие «gap year» или «taking a year off» - период времени (обычно год), когда молодые люди прежде чем куда-либо поступить после школы тратят его на саморазвитие и самоосознание. Как правило, этот год проводится в путешествиях или в волонтерских программах, чтобы набраться опыта реальной жизни, развить в себе новые качества, понять свой характер и свои пристрастия.

Монтсей, Энрике и Райн - испанцы и американец, которые взяли gap year для путешествий, изучения языка на практике и саморазвития.Есть мнение, что такая традиция пошла из Англии. Именно там в прошлом считалось, что человек, который не путешествовал, не получил полного образования.

В XVIII веке посещение европейских стран стало неотъемлемой составляющей образования английского джентльмена, причем образования в широком смысле - не только ума, но и души. Помимо приобретения определенных знаний, путешествие предполагало развитие вкуса, улучшение манер, усовершенствование навыков общения. А самое главное, оно было лучшим способом борьбы с их же собственными недостатками - предубеждением против всего чужеземного, отсутствием интереса к иным языкам и нравам, национальной замкнутостью и узостью мировосприятия.

На самом деле перечисленные предубеждения свойственны каждому народу, что весьма его ограничивает. И жители России не исключение. И если в XVIII веке путешествовать предполагалось в соседние европейские страны, то сегодня мир открыт гораздо шире, и я уверена, что просто преступно ограждать своих взрослых детей от такой возможности. К сожалению, в нашей стране такая традиция пока не развита. Заграничные же университеты зачастую даже поощряют тех абитуриентов, у которых есть опыт «gap year», потому как считают, что такие студенты привнесут ценные знания и умения в свою группу и университет вцелом.

Мнения из сети:

«Точно, мой собственный сын провел гап год, путешествуя по Юго-Восточной Азии сразу после университета, и это стало последним решающим аргументом в последствии при получении стипендии на PhD.»

«Провести ‘gap year’ в Китае - было лучшим решением, которое я когда-либо принимала в своей жизни. Я провела год, путешествуя по этой стране вместе с волонтерской программой ‘School Year Abroad’. Опыт этой поездки подарил мне возможности, о которых я даже не подозревала, я увидела мир, стала независимой, а главное научилась самостоятельно думать и принимать решения.»

Продолжение с главными положительными сторонами Gap Year: http://altermama.ru/alteredu/gap-year-god-posle-shkoly-vuz.html

Время вступительных экзаменов и собеседований для абитуриентов, пожалуй, самое волнительное и ответственное. В последние годы количество бюджетных мест в вузах стремительно сокращается, а требования при сдаче итоговой аттестации - ужесточаются. Что делать, если ваш ребенок все-таки не смог набрать необходимое количество баллов и не поступил, куда хотел, а все дедлайны уже прошли?

Первое, что надо сделать, это, конечно же, успокоиться.

Да, в этот раз не получилось. Но обязательно получится в другой!

Если у вашего ребенка не получилось поступить в желаемый вуз, важно отвлечь его от тревожных мыслей, пресечь первые признаки надвигающейся депрессии, поддержать словесно. Следует объяснить, что все люди ошибаются, и это естественно. В жизни каждого человека на смену достижениям и успехам приходят разочарования и неудачи.

Второе - дать понять ребенку, что вы не злитесь на него и вообще претензий не имеете. Поскольку ситуацию «непоступления» изменить невозможно, родителям лучше отказаться от желания пожурить и почитать нотации своему ребёнку, но дать понять, что его искренне любят, выразить готовность поддержать в непростой ситуации; да и вместе пережить неудачу и продумать алгоритм дальнейших действий намного проще.

Третье - обязательно скажите, что вы рядом. В первую очередь, вы - родитель. И вы обязаны оказать поддержку и посильную помощь в такой ситуации. Сейчас ему, как никогда, необходимо знать, что у него есть, на кого опереться. Главная задача взрослых - не дать ребёнку усомниться в собственных силах и разочароваться в себе, ведь первая во «взрослой» жизни осечка сильно бьёт по самолюбию, он испытывает страх перед своим будущим.

Поверьте - ребенку тоже нелегко, гораздо сложнее, чем вам.

Предоставьте ребёнку право справиться со своими переживаниями, наплакаться вволю, дать выход негативным эмоциям, и затем приступить к анализу сложившихся не в его пользу обстоятельств. Спросите, что теперь он собирается делать. Если работать, то кем и где. Если нужно, составьте вместе список, куда можно было бы попробовать обратиться. Если готовиться к перепоступлению, то каким образом. Вы можете дать дельный совет, привести примеры из личного опыта (когда смогли обратить ошибки и провалы себе на пользу), он же может вас выслушать и самостоятельно решить, что ему делать дальше.

План действий только облегчит жизнь и сможет помочь избежать пустой траты драгоценного времени.

Можно рассмотреть следующие варианты:

  1. наметить план действий на ближайшие месяцы;

Бросить все свои силы на подготовку к пересдаче экзаменов, делая упор на профильные предметы, необходимые для поступления. Стоит учесть, что от ребёнка будет зависеть многое: ему придётся проявить нешуточную силу воли, ведь заниматься придётся методично, самостоятельно.

Не исключено, что потребуется помощь репетитора, чтобы подготовиться к пересдаче ЕГЭ. Не лишним будет поинтересоваться, проводятся ли на базе интересующего вуза подготовительные курсы (уточнить: когда начинаются, сколько включают занятий и по каким предметам, велики ли шансы поступления, после посещения этих курсов).

Подобная подготовка принесёт свои плоды, но только в том случае, если поступление откладывается только до следующего года и планируется на тот же факультет.

Как показывает статистика, ребята повторно справляются с вступительными испытаниями гораздо успешнее и менее волнительно, нежели после окончания школы; они точно представляют, куда хотят пойти учиться

  1. рассмотреть вариант поступления в колледж или техникум;

Многие родители считают, что поступить в вуз – значит получить качественное и престижное образование. Но между тем среднее профессиональное образование, получаемое в колледже или техникуме, позволяет овладеть необходимыми знаниями по специальности в должном объёме и «потратить» при этом меньше времени: это - самый быстрый путь в профессию.

  1. поступить на заочное отделение того же вуза, куда планировал попасть;

Поэтому если стало известно о провале вступительных испытаний в последний момент, когда другие вузы перестали принимать заявления, и конкурсный отбор завершился, можно обратиться в приемную комиссию на заочное отделение, где приём документов осуществляется значительно дольше.

  1. устроиться на работу;

Трудовую деятельность легко совмещать с саморазвитием и параллельно получать образование (к примеру, на вечернем или заочном отделении). Но не стоит рассчитывать на высокооплачиваемую и престижную работу. Однако даже такая занятость позволит получить свой первый трудовой опыт, развить самостоятельность и ответственность, научиться налаживать контакты с людьми и планировать свой день, и, наконец, начать хотя бы частично себя обеспечивать, разгрузив родителей в материальном плане.

В западных странах существует практика предоставления вчерашним школьникам « годичного перерыва» (с англ. - «gap year»), который они обычно посвящают самоопределению и развитию. Так, вместо того, чтобы начать штурмовать высшее образование, они могут отправиться в путешествие, заняться волонтёрской деятельностью, попробовать себя на временной работе, тем самым расширить свой кругозор, получить небольшой, но важный опыт «взрослой, самостоятельной жизни», который бы они вряд ли переняли за школьной партой.

При этом ребят, взявших gap year, не принято считать неудачниками или лодырями, мало того, подобным правом за рубежом иногда пользуются и весьма успешные и перспективные абитуриенты, которые решили для себя, что им пора отдохнуть от учебных будней, восполнить энергию после тяжёлых экзаменов и освежить своё мировосприятие.

Поэтому лучше предоставить своему ребёнку уникальную возможность заняться чем-то новым (освоить модную и востребованную графическую программу, создать собственный сайт), получить навыки, на которые не хватало времени в школьные годы, посвятить свободно время самообразованию, становлению собственной личности, нежели наблюдать за тем, как он в депрессивном состоянии пытается справиться с взрослыми неудачами. Посоветуйте ребёнку завести блог о том, как он будет проводить год «свободы». Проводя с пользой время, он сможет делиться своим позитивным опытом с «друзьями по несчастью», регулярно публикуя посты о своих достижениях, переживаниях. Подобное времяпрепровождение поможет психологически разгрузиться, найти единомышленников, проявить себя в творческом плане.

Посоветуйте ребёнку отнестись к своей неудаче как к знаку судьбы, призванному показать, что выбранная профессия, возможно, не вписывается в его жизненный путь. Лучше, если ребёнок воспримет сложившуюся ситуацию как способ начать всё с нуля. Возможно, пришло время пересмотреть собственную мечту, проверить её на прочность, рассмотреть альтернативные варианты, спросить у себя: «А действительно ли я хочу связать свою жизнь с этой профессией?..»

Одним словом, не поступить в вуз с первой попытки - не только не беда, а в чем-то даже и плюс, ведь это уникальная возможность попробовать себя в реальной взрослой жизни. Главное - дать понять ребенку, что каким бы ни был его выбор - вы всегда готовы быть рядом.

Ваши надежды не оправдались, но бить в набат не стоит. Ребёнок не стал хуже только оттого, что проходной балл оказался ему не по зубам. У него будет ещё масса возможностей доказать свою профпригодность. Не ищите виноватых, успокойтесь и осознайте, что жизнь продолжается.

2. Поддержите ребёнка

Ребёнку стыдно перед вами и страшно перед завтрашним днём. Он, может, впервые в жизни столкнулся с поражением и растерян. Не нагнетайте обстановку. Покажите, что готовы поддержать его, несмотря ни на что.

3. Найдите положительные стороны

Посмотрите на это иначе. Возможно, вы избежали неминуемого исключения, нервотрёпки из-за перевода в другой вуз или чего-нибудь похуже.

В США многие школьники сознательно пропускают год после выпускного. Это время - называется оно gap year - молодые люди стараются провести с пользой: работают, путешествуют, отдыхают, помогают родителям, заводят знакомства, ищут себя. Когда наступает пора подавать документы, они чувствуют ответственность, а не принуждение. Ваш ребёнок за год также повзрослеет и поймёт, что ему нужно.

4. Поищите альтернативные варианты

По правиламПриказ Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147 (ред. от 20.04.2018) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» абитуриент может подать документы и их копии в пять образовательных учреждений, в каждом - на три специальности. То есть у вас целых 15 попыток. Если не получилось в одном вузе, попытайте счастье в другом. Если баллов мало, выберите вечернее, очно-заочное, заочное отделение или .

5. Переходите к плану «Б»

Спросите у ребёнка, что он собирается делать дальше. Большинство идёт работать, но существуют и другие варианты.

Работа или стажировка

По закону«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.07.2018) начинать карьеру можно в 16 лет. Правда, до 18 лет с некоторыми ограничениями. Вчерашнему школьнику нельзя заниматься тяжёлым, вредным и опасным трудом, работать в игорном бизнесе и ночных заведениях и более 35 часов в неделю.

Без опыта работы берут курьерами, разнорабочими, расклейщиками объявлений, промоутерами, в рестораны быстрого обслуживания. Опросите друзей: возможно, кому-то нужен стажёр или подмена на время отпуска. Также можно найти массу предложений в социальных сетях.

Волонтёрская программа

Безопасный и бюджетный вариант отправиться в путешествие, посмотреть мир, набраться опыта и сделать доброе дело. Программ, доступных школьникам, много: можно собирать урожай, участвовать в археологических раскопках, помогать больным или спасать животных.

Ребёнок получит бесценный опыт в обмен на свою помощь. Многие организации предоставляют бесплатное проживание, питание, оплачивают дорогу. В некоторых случаях придётся заплатить только за перелёт и оформление визы. Иногда требуется покрыть организационные сборы. Если нет денег, разместите заявку на Volunteer Forever - вам помогут собрать необходимую сумму.

Вот сайты, которые помогут найти волонтёрскую программу:

Армия

Юноши, признанные годными к несению воинской службы, должны отслужить год в армии. Если ребёнок не намерен поступать в аспирантуру, то лучше отозваться на призыв сразу. Результаты ЕГЭ действуют четыре года, и пересдавать экзамен в следующем году не придётся.

Кроме того, отслужившим предоставляются льготы при поступлении:

  • Право на бесплатное посещение подготовительных курсов.
  • Преимущество на зачисление при равных баллах с другими абитуриентами.

6. Готовьтесь к поступлению в следующем году

Если результаты ЕГЭ не позволяют пробиться ни в один желанный вуз, придётся потратить год на подготовку. На этот раз вам не обязательно оплачивать репетиторов. Ребёнок может выйти на работу и заниматься самообразованием. Благо возможностей для этого

| 28.06.2011

Как психологически помочь ребенку, если тот провалил вступительные экзамены в вуз.

Материалы по теме:

Многие родители воспринимают успехи и поражения своих детей, как свои собственные. Вы потратили кучу денег на репетиторов и дополнительные занятия, вместе со своим ребенком к , и даже остались довольны его результатами. Но, увы, этих результатов оказалось недостаточно, для того, чтобы поступить в выбранный . Как вести себя с ребенком, и что предпринять, чтобы год до следующей попытки не прошел впустую?

Как поддержать ребенка

Редкий родитель, узнав, что ребенок не поступил в институт, удержится от упреков. Припоминают все: и кино с друзьями вместо физики в восьмом классе, и свидание вместо урока у репетитора в одиннадцатом, и сон до обеда накануне очередного экзамена.

Кажется, будто родительский гнев в такой ситуации оправдан. Ведь большинство детей действительно иногда прогуливают, убегают в кино и бездельничают. Однако психологи утверждают, что предъявляя претензии ребенку, вы злитесь не на него, а … на себя. В глубине души все родители уверены: именно они виноваты в провале. Недоглядели, не проконтролировали. Совет тут может быть один: прекратите заниматься самобичеванием и помогите тому, кому сейчас гораздо хуже, чем вам - вашему ребенку. Его надо не обвинять, а поддерживать, утешать и вдохновлять на новые подвиги.

Ваша главная задача - не дать ребенку потерять веру в себя. После провала даже у взрослого человека могут опуститься руки. Что уж говорить о подростке, завалившем первое в своей жизни серьезное испытание!

Особенно тяжело приходится вечным отличникам и перфекционистам: ведь они-то имели все шансы на успех. Представьте себе, каково это - в течение нескольких лет слышать об окружающих: «Ну ты-то уж точно поступишь» - и не оправдать надежд!!! Тут недалеко до настоящей депрессии.

Вторая группа риска - социально активные юноши и девушки, нацеленные на успех. Для них поступление в вуз - своего рода подтверждение собственного статуса. Клеймо неудачника, замаячившее на горизонте, пугает таких детей сильнее, чем сам факт провала и дальнейшая неопределенность. Особенно сильно они переживают, если все их друзья уже стали студентами, а они - нет.

Но и легкомысленные отроки, которым, по их словам, «не очень-то и хотелось», в глубине души все равно переживают неудачу. И в чем-то им приходится даже тяжелее остальных - ведь именно на таких подростков обрушивается наибольшая волна родительского гнева. Песню «Пока нормальные дети учились, ты …» знают почти все дети. В том числе - и те самые, «нормальные». И еще никому никогда эта песня не помогала. Забудьте ее. Поговорите с ребенком по душам. Призовите на помощь всю свою родительскую интуицию и найдите нужные слова, чтобы объяснить: неудачи случаются у всех. И не вы, ни другие близкие люди не станут любить его меньше из-за того, что он не поступил в вуз. Припомните свои неудачи, расскажите, как вам удалось обратить их себе на пользу.

Объясните ребенку, что в следующий раз ему будет легче: у него появился определенный опыт, знание того, как надо вести себя на сдаче ЕГЭ и вступительных испытаниях. И к тому же у него есть целый год для того, чтобы психологически дозреть до предстоящей учебы, осознать важность образования, а быть может - и пересмотреть выбор вуза и будущей профессии. Чуть позже, когда сын или дочь успокоится, вместе составьте дальнейший план действий.

Что делать дальше

В ближайший год ребенку надо чем-то заниматься. Здесь есть три варианта.

  1. Посвятить все силы учебе, чтобы на следующий год пересдать ЕГЭ и набрать нужное количество баллов. По закону «Об образовании» пересдавать ЕГЭ можно неограниченное количество раз, но только раз в год. Хорошо, если при выбранном вами вузе есть подготовительные курсы. В этом случае ребенок будет чувствовать себя «почти студентом» и к тому же сумеет понять, нравится ли ему учиться в этом вузе, или, пока не поздно, стоит поискать другой. Если таких курсов нет, найдите репетиторов. Кроме того, составьте программу самостоятельных занятий.
  2. Совместить подготовку с работой. Идеальный вариант - работа в организации, имеющей возможность подать заявку на целевой прием в выбранный вами вуз. Таким правом, согласно «Порядку приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования», обладают органы государственной власти или местного самоуправления. Неплохой вариант - просмотр вакансий на сайтах выбранных вами вузов. это не дает, но зато ребенок получит возможность оценить свою будущую альма-матер изнури, да и учиться потом ему будет легче. Если эти варианты отпадают, пробегитесь по записной книжке - наверняка у вас найдутся знакомые, которые смогут пристроить ребенка на работу, желательно - в сфере его будущей профессии.
  3. Поступить в колледж, дающий право на льготное зачисление в вуз по выбранной специальности. Сегодня таких колледжей достаточно много, и их успешные выпускники принимаются в вуз без учета результатов ЕГЭ, причем сразу на второй или третий курс. Кроме того, что важно для юношей - такие колледжи как правило дают .

Кстати, об армии надо сказать отдельно. Конечно, туда никому не хочется. Однако постарайтесь не запугивать ребенка возможностью службы, а рассматривать армию, как один из вариантов дальнейшей жизни. С такой установкой сыну будет гораздо проще адаптироваться, если его все-таки призовут. К тому же лица, отслужившие срочную службу, пользуются преимущественным правом при зачислении в вузы.

Бывают у выпускников ситуации, когда поступить в колледж, в силу разных причин, им не удаётся. Как себя повести в данной ситуации им очень трудно определиться. Зачастую и родители не имеют возможности дельным советом помочь, потому, что они сами иногда бывают в растерянности. Не поддаваясь эмоциям, разберём эту ситуацию хладнокровно.

В данном случае может иметь место два типажа выпускников- неудачников: когда неудачно пытался поступить в среднее специальное заведение выпускник 9-го класса, и когда не поступил выпускник 11-го класса.

Что делать, если не поступил в колледж после 9 класса

Тут, как говорится, есть три варианта действий для такого выпускника:
1. Продолжить учебу в 10-м классе своей школы, хотя и придётся в первое время перенести некоторые ехидные намёки и взгляды так сказать, недоброжелателей. Однако, это вовсе не смертельно и со временем подначки одноклассников сойдут на нет. Это, между прочим, самый лучший вариант.
2. Пойти учиться на курсы, чтобы овладеть какой-либо нужной рабочей специальностью, которая может пригодиться в будущем и одновременно пополнить знания, которые нужны для того, чтобы поступить в колледж со второй попытки.
3. Пойти работать, благо сейчас много рабочих мест, не требующих квалификации, которые помогут преодолеть сложный год и подзаработать некоторое количество денег. Однако и в этом случае повышаются шансы для будущего поступления в колледж, по выбранной специальности. Он имеет возможность пройти перед поступлением подготовительные курсы в этом колледже.

Как бы там ни складывалась ситуация у выпускника после 9-го класса, у него есть выбор, что предпринять и тут немаловажный вопрос, чтобы этот выбор был поддержан и одобрен родными и близкими.

Что делать, если не поступил в колледж после 11 класса

Вышеуказанные пункты 2 и 3, актуальны и для выпускника 11 класса.

Кроме этого, если этот выпускник юноша – у него есть возможность пойти служить в армию, где также можно получить нужную гражданскую профессию. Более того, после армии у него открываются возможности продления службы по контракту, поступления в учебные заведения полиции и гражданской защиты населения, он может поступить на работу в охранные фирмы и т.п.

Однако, тут есть, как говорится и подводные течения. Армейская служба не всегда идёт на пользу – очень многое зависит от воинской части, где он проходил службу, командиров и офицеров, у которых он был в подчинении и т.д. Да и будет ли там у него возможность подготовиться к повторному поступлению в колледж, если он всё-таки твёрдо решил идти по пути получения в колледже выбранной профессии? Вопрос, как видно, риторический.

Выпускникам 11-го класса девушкам, значительно проще – у них есть масса вариантов прохождения различных курсов, поступления на работу, которая не требует специальностей и т.д.

Кстати, все преграды можно преодолеть, если есть желание учиться, главное не расстраиваться и стремиться к достижению намеченной цели.

Возможно Вас заинтересуют.