Малоимущие граждане – это граждане, признанные таковыми решением органов местного самоуправления с учетом дохода, который приходится на каждого члена семьи. Статус малоимущего дает право на получение социальной помощи от государства в виде определенных льгот и субсидий, полный список которых зависит от региона проживания.

Какие семьи могут быть признаны малоимущими?

Уровень среднедушевого дохода – главный, но не единственный критерий для выявления граждан, нуждающихся в государственной поддержке. Важно и то, чтобы лица, претендующие на социальную помощь, проживали совместно и вели общее хозяйство.

Кто считается малоимущей семьей? 2020 год при ответе на этот вопрос не принес никаких сюрпризов. Как и прежде, семьей считаются проживающие совместно и ведущие общее хозяйство супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные, пасынки (падчерицы) и отчимы с мачехами, сестры и братья. Правом на первоочередное получение государственной поддержки пользуются неполные и многодетные семьи, а также семьи, имеющие в своем составе пенсионеров и инвалидов. Бездетная супружеская пара или родитель, воспитывающий ребенка в одиночку, также при необходимости могут подать документы для получения соц помощи малоимущим.

Отметим, что в категорию малообеспеченных включаются лишь семьи, попавшие в сложное материальное положение по независящим от них обстоятельствам. Таким образом, статус малоимущих не может быть присвоен семьям, в которых трудоспособные родители сознательно тунеядствуют либо не работают из-за злоупотребления спиртными напитками.

Критерии расчета среднедушевого дохода семьи

Среднедушевой доход рассчитывается как общая сумма всех доходов каждого члена семьи за три месяца до обращения в социальную службу. В указанную сумму попадает не только заработная плата, но и пенсия, пособия, авторские вознаграждения, доходы от имущества, а также натуральные доходы (например, продукция личного подсобного хозяйства).

Полученная сумма делится дважды: сначала на три, по количеству расчетных месяцев, а затем на количество членов семьи. Результат деления сравнивается с уровнем прожиточного минимума по региону , и если его значение меньше планки прожиточного минимума, семье присваивается статус малоимущей.

Виды оказания государственной социальной помощи

Материальная поддержка малообеспеченных слоев населения осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Как правило, помощь малоимущим семьям оказывается в следующих видах:

  • денежные пособия и компенсации;
  • натуральная помощь малоимущим семьям одеждой, обувью, топливом, продуктами питания, медикаментами и другими предметами потребления;
  • повышенные субсидии на оплату услуг ЖКХ, ряд налоговых льгот, право на бесплатные юридические консультации.

Рассмотрим самые распространенные из этих мер поддержки более подробно.

Социальные выплаты

Пособие малоимущим семьям назначается в различных размерах, в зависимости от субъекта РФ и с учетом ранее выплаченных пособий. В частности, в Москве малообеспеченные семьи могут претендовать на получение ежемесячного пособия на ребенка, причем выплачиваемая сумма определяется возрастом ребенка и составом семьи. Максимальное пособие выплачивается на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которого воспитывает одинокий родитель в малообеспеченной семье.

Наряду с пособиями в качестве мер социальной поддержки в Москве и регионах широко практикуются целевые единовременные выплаты: например, к началу учебного года на школьников из малообеспеченных семей, на дополнительное питание беременным женщинам и кормящим матерям.

Студентам вузов и учащимся из малообеспеченных семей, обучающимся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, назначается государственная социальная стипендия .

Ежемесячная выплата на первого и третьего ребенка

Отдельно отметим выплату ежемесячного пособия на третьего и последующих детей до 3 лет . Указанное пособие назначается на детей, родившихся после 2012 года при условии, что среднедушевой доход семьи ниже величины 2-х прожиточных минимумов.

В 2020 году продолжаются «президентские» выплаты малоимущим за рождение первенца. В 2020 году средний размер пособия составит 12 тыс. рублей. Деньги предназначены семьям, где родился/был усыновлен первый малыш при условии, что среднедушевой доход не превышает двухкратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в регионе. С 2020 года выплата пособия продлевается до достижения ребенком 3-летнего возраста.

Дополнительные льготы детям

Дети из малообеспеченных семей могут воспользоваться правом поступления вне конкурса в государственные и муниципальные высшие учебные заведения при соблюдении следующих условий:

  • в семье только один родитель, и он имеет инвалидность не ниже I группы;
  • ребенок, решивший стать студентом, не достиг 20 лет;
  • будущий студент успешно прошел вступительные испытания, набрав заранее установленный проходной минимум баллов (в рамках ЕГЭ или вступительных экзаменов).

Социальные программы поддержки малообеспеченных категорий населения предусматривают также социальную услугу по обеспечению путевками детей в санатории и профилактории при наличии медицинских показаний. Данная услуга предоставляется не более 1 раза в течение года.

Обеспечение жильем

Если малообеспеченная семья официально признана нуждающейся в жилом помещении, она может встать в очередь на квартиру для малоимущих и, когда подойдет очередь, получить бесплатное жилье от государства по договору социального найма. Подобные гарантии предоставляются Жилищным кодексом Российской федерации.

Жилищная программа для малоимущих семей предполагает также возможность приобретения жилья на условиях социальной ипотеки. В отличие от условий коммерческой ипотеки социальное ипотечное кредитование подразумевает льготную стоимость жилой недвижимости, а также предоставление дополнительных социальных гарантий.

Субсидии на оплату ЖКУ и налоговые льготы

Каждая малоимущая семья в 2020 году, как и ранее, может воспользоваться государственной помощью по оплате квартиры и услуг ЖКХ. Субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются как собственникам, так и нанимателям жилья, сроком на 6 месяцев.

Помощь малоимущим семьям оказывается также в виде предоставления налоговых льгот в отношении сумм, получаемых ими от государства. В частности, от обложения НДФЛ освобождаются единовременные выплаты (включая материальную помощь), выплачиваемые малообеспеченным гражданам как адресная социальная помощь.

Как получить государственную социальную помощь?

Если ваша семья вправе претендовать на присвоение статуса малоимущей, вам следует обратиться в районный орган социальной защиты населения.

Необходимые документы для получения статуса малоимущей семьи:

  • заявление о присвоении семье статуса малоимущей;
  • паспорта взрослых членов семьи;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о браке;
  • справка о доходах, составленная по форме;
  • справка из Центра занятости населения и трудовая книжка (при необходимости);
  • пластиковая карта или сберегательная книжка.

Имейте в виду, что все взрослые трудоспособные члены семьи должны работать или состоять на учете по безработице, за исключением женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Если место пребывания отдельных членов семьи неизвестно, что препятствует предоставлению документов об их доходах, размер помощи малоимущим определяется при условии возбуждения дела о розыске данных отсутствующих лиц органами внутренних дел.

Помните, что некоторые документы действительны лишь в течение ограниченного срока, поэтому при решении оформить соответствующий статус не тяните с обращением в Управление соцзащиты.

Социальное реформирование позволяет выдать льготы малоимущим семьям в 2017 году. В Российской Федерации законодательно рассчитываются значительные выплаты по отношению к условиям жизни. Также возможно увеличение в размерах, обозначенных законодательно. Не только в Москве и Московской области имеются нововведения, но и по всем регионам на текущий год.

Нововведения на текущий год

Поддержка малообеспеченных семьей, которая оказывается государством, определяется регионально и федерально. Выражение имеет не только в виде финансирования, но и при помощи услуг материального обеспечения лиц продуктовым снабжением, вещевым, медикаментозным.

Вопросы по оказанию поддержки данному слою населения стоит остро на 2017 год. Так как малоимущие семьи, согласно Росстату, существенно увеличиваются с каждым годом. Выражение помощь имеет не только в виде финансирования, но и при помощи услуг материального обеспечения лиц продуктовым снабжением, вещевым, медикаментозным.

Единоразовые выплаты малообеспеченным матерям

При этом законодательно обозначается, что льготные позиции полагаются при ношении ребенка, кормящей матери, а также женщине, которая воспитывает детей одна:

Финансирование, которое выплачивается при условии, что роженица становится на учет в женской консультации до истечения четырех месяцев.

Если женщина бездетная, ей выдаются деньги.

Выплачивается ежемесячная сумма, если молодую мать увольняют по причине:

  1. Если организация признана банкротом или ее ликвидировали.
  2. Закрыли фирму, предоставляющую юридические услуги.
  3. Физическое лицо закрыло индивидуальное предприятие.
  4. Прекратилась деятельность компании, которая требовала лицензию для осуществления своей деятельности.

Единоразовая помощь матери после появления ребенка.

Законодательно обозначается, что полагаются выплаты гражданке, в независимости от того, сколько у нее рождается малышей. После рождения каждого из детей на личный счет матери идут денежные начисления.

Беременная жена , которая находится на третьем триместре, должна получить выплату в виде 24,5 тыс. руб.

Помощь малоимущим семьям

  1. для граждан, которые трудоустроены. Обычно, их предоставляют только матерям, которые были трудоустроены. Работодателем обязаны производится выплаты сотрудницам каждый месяц в сумме, составляющей обозначенную среднюю заработную плату. Каждый регион обозначает свою плату.
  2. Если ребенку меньше полутора лет. Один родитель получает денежную выплату в количестве 40% от средней зарплаты.
  3. Поддержка ребенку до трехлетнего возраста. Согласно Законодательной базе и ее изменения в Российской Федерации № 1291, выплачивается пособие в размере прожиточной минимальной платы. Именно данная сумма должна выплачиваться ежемесячно ребенку, который родился после первых двух.
  4. Ребенку, чей родитель военнослужащий, призывник (а не срочник) полагается также денежное компенсирование. Пособие могут тратить родители до того, как малыш достигает трех лет.
  5. Поддержки, если погиб кормилец, полагаются детям военнослужащих.
  6. Дети, которые находятся под опекой, получают выплаты через родителей в сумме, равной 15,5 тыс. руб. Опекуны в данном случае получают плату за опеку.
  7. Выплаты на детей, возраст которых от до 16 или совершеннолетия, должен получать каждый ребенок в малоимущей семье. Дети получают поддержку в разных размерах в зависимости от ситуации.
  8. Другая поддержка малоимущей семье. Ежемесячно малообеспеченная семья получает выплаты. Их сумму устанавливают на региональном уровне, в некоторых регионах эта помощь не дается.

Нововведения в льготах на текущий год

Льготные позиции касаются образования. Во-первых, граждане из обеспеченных семей могут обучаться в государственных вузах, если действуют следующие условия:

  1. Не достиг еще 20 летнего возраста.
  2. Положительная сдача экзамена или прохождение вступительных испытаний, набирается нужное количество баллов.
  3. У отца или матери имеются серьезные патологии и он единственный трудоустроенный.
Во-вторых, дети из малоимущих семей дошкольники могут вне очереди направляться в детский сад.

Помимо этого, ребенку до шести лет выдаются лекарства.

Во время школьного обучения ребенок получает возможность:

  1. Бесплатно два раза получать в столовой питание.
  2. Получать одежду на физкультуру.
  3. Пользования проездным билетом. В этом случае выплачивается половина стоимости.
  4. Каждый месяц ходить на выставку или музей за государственный счет.
  5. Ездить в оздоровительные детские учреждения. Если малыш имеет болезнь, то ему выдается путевка каждый год.

Родителям в текущем году выдаются такие льготы:

  1. Лояльные трудовые условия (дополнительные дни отпуска, сокращаются рабочие часы).
  2. Освобождаются от уплаты госпошлины в процессе регистрации индивидуального предпринимательства.
  3. Приобретается ипотека по льготным условиям оплаты.
  4. Получается садовый участок или квартиру по социальному найму.

Какая необходима документация

Перед тем, как обращаться по услугам социальной защиты, необходимо оформить документацию, на основании которой граждане, живущие вместе получают звание нуждающейся в финансовой поддержке семьи.

Для этого подается:

  1. Паспортные данные родителей в ксерокопии и оригинале.
  2. Данные на каждого ребенка в ксерокопии и оригинале.
  3. Прошение, оформленное в рукописном виде или электронном. Есть возможность самостоятельно оформить документацию.
  4. Свидетельство, которое подтверждает недействительными брачные отношения, при неполной семье.
  5. Документация о наличие имущества.
  6. Выписка, которая содержит информацию о прописке.
  7. Наличие всех граждан в семье.
  8. Доход по работе за последнее время.
  9. Если граждане не трудоустроены, об этом также следует подать подтверждение.
  10. Справка об инвалидности, при необходимости.

В 2020 году в сфере государственной поддержки населения акцент сместился в сторону повышения помощи малообеспеченным семьям . Это связано с анонсированными изменениями в социальной политике государства из-за перехода от старого принципа обеспечения детскими пособиями в формате «всем понемногу» (по категориям получателей) к более адресному, целенаправленному - в большем объеме, но только нуждающимся семьям в рамках каждой из категорий.

Применение критериев нуждаемости при назначении социальных выплат семьям с детьми важно по нескольким причинам:

  • необходимость экономии и целевого расходование бюджета на фоне дефицита бюджета;
  • увеличение количества малоимущих семей в стране в связи с общей экономической ситуацией;
  • необходимость минимизации социального неравенства среди семей, имеющих детей;
  • ужесточение принципов начисления пособий (необоснованных выплат пытаются лишить тех, кто фактически в них не нуждается).

В прошлые годы закладывались основные принципы выплаты детских пособий, которые широко применяются в настоящее время:

  • Адресность и нуждаемость . От принципа категориальности планируется отказаться. Многие выплаты теперь будут начисляться исключительно семьям с низким уровнем дохода (в особенности - на региональном уровне).
  • Заявительный принцип . Чтобы получить пособие по нуждаемости, родители (опекуны) ребенка должны сами подать заявление и нужные документы в соответствующий орган, подтвердив свою нуждаемость в дополнительной поддержке.

Какая семья считается малоимущей

Уже сейчас чтобы получать пособия, семья должна официально оформить статус малоимущей . Для этого нужно обратиться в орган соцзащиты по месту проживания, написать заявление и предоставить подтверждающие документы об уровне дохода, приходящегося на одного члена семьи.

Малоимущей считается семья, в которой совокупный доход в пересчете на одного человека составляет величину меньшую, чем прожиточный минимум (ПМ), установленный в регионе проживания . Об этом говорится в ст. 6 Федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» .

Региональный ПМ отличается от общефедерального. Он устанавливается раз в квартал за прошедший период. Его величина зависит от размера потребительской корзины в субъекте РФ. Некоторые особенности формирования ПМ:

  • Прожиточный минимум устанавливается в общем на душу населения (усредненный), а также отдельно на трудоспособного гражданина, ребенка и пенсионера.
  • Размеры ПМ в регионах варьируются. За один и тот же период в разных областях величины могут отличаться более, чем в два раза. Например, за II квартал 2016 г. в Ненецком АО минимум на душу населения составил 19 493 руб., а в Белгородской обл. - 8 221 руб.
  • Считается, что ПМ может меняться только в сторону увеличения. Однако фактически в 2015-2016 гг. во многих регионах из квартала в квартал цифры уменьшались из-за якобы имевшего место сокращения стоимости потребительской корзины.

Согласно Федеральному закону № 44-ФЗ от 05.04.2003 г. «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» , среднедушевой доход рассчитывается так :

  • берется полный доход родителей за предшествующие 3 месяца (с учетом пенсий, пособий, доходов от недвижимости, премий, натуральных доходов от подсобного хозяйства);
  • полученная сумма делится на 3 (месяца) и на количество членов семьи.

Результат сравнивается с размером прожиточного минимума на момент обращения в соцзащиту.

Критерии нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки

Основной критерий нуждаемости для получения статуса и пособия малоимущим - материальный (средний доход на человека по сравнению с величиной ПМ). Но есть и другие условия , соблюдение которых является обязательным для того, чтобы семью признали нуждающейся. Среди них:

  • Совместное проживание семьи (родителей и детей, одинокого родителя и ребенка, опекунов и опекаемого и т.п.), ведение общего хозяйства. Не сможет подать документы на признание малообеспеченной семья, в которой папа с мамой зарегистрированы в ЗАГСе, но фактически проживают отдельно (либо живут вместе, но не расписаны).
  • Нуждаемость по независящим от семьи обстоятельствам . Не будет признана малоимущей семья, в которой родители не работают из-за пьянства, наркомании, по иным причинам. Для получения права на дополнительную поддержку подразумевается, что все трудоспособные члены семьи должны работать, учиться или состоять в службе занятости (за исключением женщин, находящихся в декрете).

Есть также критерии, дающие приоритет в предоставлении помощи по нуждаемости. К ним относится статус многодетной семьи , наличие в ней пенсионеров или инвалидов - чаще всего по объективным причинам именно в таких семьях среднедушевой доход не дотягивает до ПМ.

Пособия малоимущим семьям в 2020 году

Выплаты малообеспеченным семьям с детьми регулируются федеральными и региональными законодательными актами. Полный список льгот и субсидий малоимущим зависит от региона , в котором проживает семья, поскольку большинство выплат нуждающимся устанавливается на региональном уровне .

Основные принципы оформления пособий малоимущим:

  • документы и заявление нужно подавать в местный орган соцзщиты;
  • традиционно оформить пособие может любой из родителей или опекунов, а не только мама;
  • чтобы получить региональную выплату, требуется постоянное проживание в конкретном субъекте РФ.

Критерии нуждаемости, по которым начисляются пособия, регионам разрешается устанавливать самостоятельно. Разработка методики определения нуждающихся семей, введение которого предполагается законом № 388-ФЗ от 29.12.2015 г. , была поручена Правительству. На начало 2020 г. выплаты нуждающимся на детей до 3-х лет на госуровне все еще не введены .

Из-за этого в разных регионах среднедушевой доход на каждого члена семьи сравнивается с величиной 1ПМ, 1.5ПМ, 2ПМ, а в некоторых случаях даже с 3.0 величины ПМ.

Выплаты малоимущим семьям с детьми до 3 лет

Работающая женщина, ухаживающая за ребенком до 1.5 лет, получает пособие в размере 40% от зарплаты или минимального размера оплаты труда (МРОТ). После того, как малышу исполняется 1.5 года, при недостатке финансов (компенсационная выплата в 50 руб. от работодателя до 3-х лет давно не спасает) мама вынуждена выходить на работу, а ребенка отдавать в ясли. С последними в стране, как известно, большая проблема.

В середине 2015 г. Премьер Д. Медведев высказал инициативу о продлении детских выплат для нуждающихся семей до 3-летия малышей. Это позволило бы полнее обеспечить интересы малообеспеченных граждан с детьми и компенсировать недостаточность региональных выплат на детей до 3-х лет.

Мера признана крайне необходимой, но затратной для бюджета, поэтому до сих пор не введена. Поэтому некоторые регионы организовали выплату дополнительных пособий на деток 1.5-3 лет самостоятельно. Деньги выплачивается преимущественно в рамках повышенного детского пособия малоимущим. Например, в Москве семьям со среднедушевым доходом менее местного ПМ (15 041 руб. на душу населения) на детей 1.5-3 лет положено специальное ежемесячное пособие в повышенном размере.

Выплаты малообеспеченным родителям на ребенка в Москве, руб.

  • в Самарской обл. на малышей 1.5-3 лет, которым не могут предоставить место в детском саду, при среднедушевом доходе семьи ниже местного ПМ предоставляются ежемесячные выплаты 1 000 руб., 1 500 руб., 2 000 руб. - соответственно на первого, второго и третьего ребенка;
  • в г. Киров на каждого из таких детей заплатят по 2 500 руб.;
  • в Липецкой области положена одна выплата на семью - 1 000 руб. (независимо от числа детей 1.5-3 лет, соответствующих условиям).

Пособие на ребенка до 18 лет в 2020 году малообеспеченным семьям

Пособие малоимущим на детей до 16 или 18 лет для всех регионов РФ закреплено на общегосударственном уровне (ст. 16 закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ).

К сожалению, для большинства субъектов РФ детское пособие малообеспеченным является вообще единственным, на которое могут рассчитывать родители деток старше 1.5 лет.

Общие условия оформления и выплаты пособия:

  • положено только малоимущим (со среднедушевым доходом ниже регионального ПМ);
  • выплачивается на каждого ребенка - родного, усыновленного , опекаемого в семье до 16 лет (или до 18 лет, если он не окончил учебу на очном отделении);
  • средства предоставляются региональным бюджетом ;
  • как правило, размер пособия подлежит ежегодной индексации в соответствии с региональными законами.

Кроме того, с 2016 года регионам разрешено самим устанавливать размер и периодичность выплаты малоимущим. Если ранее она везде была ежемесячной, то теперь ее можно выплачивать не реже одного раза квартал. Такое ежеквартальное пособие на ребенка, например, с августа 2016 г. было установлено в Иркутской области (хотя в большинстве субъектов РФ так и остается ежемесячным).

Пособие многодетным малоимущим семьям

В регионах с недостаточной рождаемостью (ниже 13,3 новорожденных на 1000 человек за последние 3 года) малоимущие многодетные семьи могут рассчитывать на специальную выплату, установленную президентским Указом № 606 от 07.05.2012 г. Она введена не только для улучшения благосостояния семей, но и для поддержки демографии в стране.

  • Пособие предоставляется на каждого ребенка в многодетной семье , начиная с 3-го, в возрасте до 3 лет .
  • Этот вид выплаты малоимущим начисляется, если заявитель и его ребенок имеют российское гражданство .
  • В общем случае размер пособия равен величине местного прожиточного минимума.
  • В 2017 г. выплата софинансировалась из федерального бюджета для 50 регионов РФ. Из них только в 42 наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация. 8 субъектов в 2016 году преодолели необходимый порог рождаемости, в связи с этим данная выплата с 01.01.2017 года в этих областях назначаться не будет, но продолжит выплачиваться на детей до 3-х лет предыдущих годов рождения.

Для некоторых регионов РФ благодаря хорошей демографии пособие не является обязательным, но существует по инициативе местных властей. В этом случае его размеры и условия выплаты могут варьироваться.

В некоторых областях существуют и другие выплаты для малообеспеченных многодетных. Например:

  • в Калининградской - ежемесячное пособие на семью в размере от 1 000 до 9 500 руб. и более (зависит от количества детей);
  • в Бурятии доплата 150 руб. за каждого ребенка и региональный маткапитал выдаются в случае, если среднедушевой доход ниже 1.5 ПМ.

Пособие к школе малообеспеченным на 1 сентября

Во многих регионах введены выплаты малообеспеченным семьям, призванные облегчить родителям сборы ребенка в школу (иногда - только в первый класс, иногда - ежегодно к 1 сентября). Официальное назначение пособия - покупка школьной и спортивной формы, школьных принадлежностей.

Этот вид помощи регулируется на региональном уровне местными законодательными документами. Например, в 2017 г. пособие к школе можно получить в таких областях (приведен не полный список):

  • В Калининградской обл. и Дагестане выплата 1 500-3 000 руб. положена многодетным семьям.
  • В Волгоградской обл. ежегодно на школьника из многодетной семьи положено пособие в размере 1 107 руб.
  • В Томской и Брянской областях к 1 сентября выплатят по 1 000 руб. на каждого школьника из многодетной семьи.
  • В Мурманской обл. выдается пособие в размере 4 090 руб. при условии, что среднедушевой доход в семье ниже 1,5 ПМ.

В некоторых регионах помощь предоставляется в виде компенсации , то есть для ее получения нужно предоставить чеки за уже купленную форму.

Социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей

Семьям с небольшим доходом положены не только денежные выплаты малообеспеченным. Им предоставляется право оформить другие виды социальной помощи, способные повысить уровень жизни и поддержать в бытовом плане. Среди них:

  • Обеспечение бесплатными лекарствами ребенка до 3 лет (по рецепту врача, список медикаментов утверждается государством).
  • Возможность встать в специальную очередь для малоимущих на получение жилья . Бесплатная муниципальная квартира по социальному найму предоставляется только тем, кто в ней нуждается.
  • Льготная ипотека и дополнительные государственные гарантии при покупке жилья.
  • Субсидия на оплату коммунальных услуг для тех, кто платит за коммуналку более 22% доходов. В регионах размер субсидии отличается, переоформлять ее нужно каждые 6 месяцев. Скидка на оплату предоставляется нанимателям и владельцам жилья.
  • Налоговые льготы на суммы, получаемые от государства. Например, единовременные выплаты, которые перечисляются семьям в виде адресной матпомощи, освобождаются от НДФЛ.
  • Бесплатная юридическая помощь в письменном и устном виде.

Различные виды соцподдержки существуют как на общегосударственном, так и на региональных уровнях. От региона к региону они варьируются. Во многих субъектах РФ действуют такие виды социальной помощи малообеспеченным:

  • обеспечение специальным дополнительным питанием беременных и кормящих женщин, деток до 3-х лет;
  • безвозмездная субсидия на ремонт, реконструкцию, покупку жилья;
  • скидки на питание детей в школе или предоставление его бесплатно;
  • скидки на оплату детсада.

Социальный контракт - это соц. поддержка семьям, которые оказались в сложной жизненной ситуации, путем предоставления денежной помощи (одноразовой или ежемесячной) на развитие собственного дела, покупку нужной для работы техники, другие важные цели.

Размер пособия малоимущим семьям в регионах

Размеры пособия для малообеспеченных на детей до 16 (18) лет, которое существует во всех регионах , могут очень отличаться. Обычно существует минимум два значения: базовое и повышенное (для ребенка матери-одиночки, а также если второй родитель отказывается платить алименты или служит в армии по призыву. В большинстве случаев в 2019 г. размеры пособия очень невелики, хотя бывают и исключения.

Размер пособия малоимущим для некоторых регионов, руб.

Особые условия Возраст
До 1.5 лет 1.5-3 года 3-7 лет 7-16 (18) лет
Москва
Базовый размер 1 500 2 500 1 500 1 500
Одинокой матери 2 500 4 500 2 500 2 500

Родитель проходит службу по призыву или уклоняется от алиментов

1 900 3 300 1 900 1 900
Московская обл.
Базовый размер 2 204 3 216 1 104 552
Одинокой матери 4 412 5 422 2 206 1 103
Родитель проходит службу по призыву или уклоняется от алиментов 3 033 4 043 1 654 827
Базовый размер 2 920 - на первого; 848 848 787
Одинокой матери 3 298 - на первого;

3 768 - на второго и следующих

848 848 787
Родитель проходит службу по призыву 1 224 1 224 1137
Из многодетной семьи 2 920 - на первого;

3 768 - на второго и следующих

1 224 1 224 1137
Родителям, у которых инвалидность I, II группы (на 1 ребенка) 5 778 5 778 5 778 4 013
На ребенка-инвалида 5 778 5 778 5 778 5 778
Ленинградская обл.
Базовый размер 528 528 440 352
Родитель проходит воинскую службу 1 056 1 056 880 704
Одинокой матери, или если второй родитель уклоняется от алиментов 1 585 1 585 1 321 1 056
На каждого ребенка из многодетной семьи 792 792 660 528

В других субъектах размер пособий нуждающимся также отличается для общего случая, одиноких матерей и для случая, если отец служит в армии или уклоняется от алиментов. Региональные выплаты в большинстве случаев более скромные, чем в обеих столицах и их областях.

Например, на каждого ребенка в семье малообеспеченные родители получат:

  • в Тверской области - 181-363 руб.;
  • в Орловской области - 270-676 руб.;
  • в Севастополе - 532-1 596 руб.;
  • в Рязанской обл. - 156-1 056 руб. (в зависимости от количества детей у родителей);
  • в Тюменской обл. - 350-583 руб.

Заключение

Семьям со среднедушевым уровнем дохода ниже ПМ в России предоставляется несколько видов пособий:

  • ежемесячное на ребенка от рождения до 16 (18) лет (во всех регионах);
  • ежемесячное многодетным , или на третьего и следующих детей (в субъектах РФ с низкой рождаемостью, а также в нескольких других);
  • ежегодное на покупку школьных принадлежностей (есть не во всех регионах, касается преимущественно многодетных).

В планах законодателей - увеличить размер пособия малоимущим на ребенка в возрасте 1.5-3 лет, так как фактически выплата не удовлетворяет нужды семьи. Другой важный момент - переход в социальной политике от категориальности к принципам адресности и нуждаемости. Регионам разрешается самостоятельно устанавливать критерии нуждаемости.

Одна из существующих проблем после получения статуса малоимущей семьи - низкий уровень существующей социальной помощи на детей, в том числе в денежном выражении. Помимо этого, многие родители боятся, что после оформления пособия малоимущим семья окажется под чересчур пристальным вниманием Органов опеки и попечительства.

Кому положено единовременное пособие малоимущим семьям, порядок расчета совокупного дохода, какой размер материальной помощи малоимущим семьям?

Единовременная материальная помощь малоимущим семьям в 2020: размеры, кому положено и как получить?

Отдельным группам россиян, оказавшимся в трудной финансовой ситуации, предусмотрена от государства материальная помощь . Круг таких людей широк и причины их сложностей разнообразны. Программ осуществления господдержки много, а суммы матпомощи зависят от комплекса факторов – уровня заработка, количества несовершеннолетних детей, факта содержания инвалидов. Семейства с доходом ниже прожиточного минимума получают поддержку разного рода, среди которых есть такой вид, как .

Какие семьи признаются малоимущими

Чтобы определить основания для отнесения к льготной категории, для начала следует разобраться с составом самого семейства. По законодательству у любой семьи есть право на преференции для малоимущих и от полноты семейного состава это не зависит.

Членами семейства рассматриваются:

  • родители, включая усыновителей;
  • ребенок (дети), в т.ч. приемные;
  • супруги;
  • бабушки и дедушки;
  • пасынки (падчерицы);
  • мачеха (отчим);
  • опекуны, попечители.

Малоимущими могут быть признаны и бездетные супруги, бабушка, воспитывающая внука, и одинокий усыновитель. Если семейная пара, находясь в официальном браке, проживает раздельно или, напротив, у проживающих совместно граждан официальный брак не зарегистрирован, то получить единовременное пособие малоимущим семьям не получится. В помощи будет отказано и трудоспособным лицам, не желающим работать, тунеядствующим либо злоупотребляющим алкоголем.

Порядок расчета совокупного дохода

При признании семейства малообеспеченным необходимо, чтобы средний доход на одного его члена составлял сумму менее прожиточного минимума, который установлен для данного региона проживания (места регистрации всех членов) . Для расчета показателя суммируется весь семейный доход за три последних календарных месяца, итог делится на три (определяется среднемесячный доход) и на количество человек.

Параметр «совокупный доход» включает такие виды:

  • заработная плата трудоспособных граждан;
  • пенсия;
  • стипендия;
  • пособие по безработице;
  • пособия, соцвыплаты;
  • иные доходы – от аренды имущества, проценты по депозиту, авторские гонорары, дивиденды по вложениям в ценные бумаги и пр.

Среднедушевой доход на одного члена семьи

Порядок расчета семейного дохода, общего и среднедушевого, установлен законом от 05.04.2003 г. №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Чтобы оценить сложность жизненной ситуации граждан, формируется специальная комиссия, которая обследует условия проживания.

Соцзащита вправе проверить:

  • место жительства/пребывания;
  • доходы;
  • степень родства;
  • право принадлежности имущества.

Итоги расследования протоколируются. Акт отражает получаемые ранее выплаты и результат расчета среднедушевого дохода на человека, исходя из многочисленности семейства. Если определенная средняя сумма получается ниже прожиточного минимума региона проживания, то основания для отнесения к малообеспеченным лицам есть.

Важно понимать: установленный на конкретную дату прожиточный минимум может пересматриваться субъектами РФ трижды в год.

Единовременная помощь малообеспеченным семьям

Социальное обеспечение малообеспеченных семей предусматривает среди прочих льгот разовую денежную выплату. Получить ее возможно только единожды. Это льготирование нормируется законодательством на уровне региональных властей. Малообеспеченные люди вправе продолжать получать выплаты согласно своему социальному статусу и другие пособия, положенные всем группам россиян при возникновении определенных обстоятельств.

Иначе говоря, получение единовременной материальной помощи малоимущим семьям не лишает граждан права претендовать на иные пособия общего характера. Разовые материальные средства выплачиваются разными формами. Самый распространенный вариант – денежная выплата, адресованная и перечисленная просителю, но возможна и единовременная помощь в виде гранта на обучение, в натуральном выражении (медикаменты, продукты питания, предметы первой необходимости).

Кому положена единовременная материальная помощь

Как было указано выше, единовременная социальная льгота не зависит от семейного состава. При этом как привилегированные, первоочередные соискатели рассматриваются многодетные и одинокие родители, пенсионеры, инвалиды. Обязательное требование для назначения выплат – должна иметься постоянная регистрация (прописка) всех членов по одному адресу, то есть все лица обязаны проживать в одной квартире/доме .

Отказ в единовременной помощи возможен, если:

  • у регионального бюджета нет средств;
  • представлены не все документы;
  • затруднительное положение разрешено собственными силами.

Статус «малоимущие» присваивается только россиянам, оказавшимся в сложной денежно-финансовой ситуации.

При таких обстоятельствах на единовременную материальную помощь могут претендовать:

  • одинокие и неработающие пенсионеры;
  • одинокие инвалиды;
  • неполные семьи, включая ребенка, потерявшего родителя;
  • семьи, воспитывающие ребенка-инвалида;
  • сироты;
  • семейства, потерявшие своего кормильца;
  • родители с инвалидностью;
  • дети, чьим родителям не исполнилось 18 лет;
  • многодетные семейства;
  • семья, где ребенок (дети) обучается на дневном отделении ВУЗа;
  • дети, чьи родители отбывают наказание по судебному решению либо находятся в розыске.

Кроме того, существуют единовременные соцвыплаты для малообеспеченных на общих основаниях, без учета их положения:

  • Выплата при ранней постановке на учет при беременности сроком до 12-ти недель . Разовая помощь дается женщинам из малоимущих семейств при наличии соответствующей справки из женской консультации.
  • Выплата в последнем триместре беременности . Помощь полагается женам военнослужащих по призыву. Супруга военнослужащего может обратиться за пособием при прохождении мужем срочной службы либо его увольнении в запас по сроку до полугода до времени обращения за пособием.
  • Пособие при рождении ребенка . Суммы выплачиваются всем родителям, включая одиноких, с подтверждением справкой о неполучении вторым родителем такого пособия.
  • Денежные средства при усыновлении. Помощь выплачивается не позднее полугода после вступления в силу судебного решения об усыновлении (удочерении). Родители получают такую финансовую поддержку независимо от возраста ребенка.

Единовременная материальная помощь малоимущим семьям , производимая на обосновании этого статуса, зависит от законодательных региональных норм и возможностей местного бюджета и в разных областях ее варианты различны. Подобные выплаты производятся не повсеместно, на федеральном уровне такая разовая матпомощь не утверждена и решение о назначении принимается на местном уровне. В основном, веским условием получения рассматривается воспитание ребенка одиноким родителем (усыновителем), болезнь.

Адресная помощь доступна взрослым лицам. Подробно об этом конкретно следует узнавать у сотрудников местных отделений социальной защиты. Как правило, поддержка может быть выделена семьям либо одинокому человеку, если:

  • у претендентов отсутствует собственное имущество;
  • у граждан нет статуса индивидуального предпринимателя;
  • неработающие и трудоспособные лица имеют официальную регистрацию безработных.

Размер материальной помощи малоимущим семьям

В связи с тем, что комплекс мер соцподдержки формируется на региональном уровне, размер единовременной материальной помощи малоимущим семьям твердо и фиксировано не определен. Помимо того, выплаты такого рода регион может не производить в силу отсутствия средств в бюджете, но во многих субъектах разовые финансовые меры все же предусмотрены.

Размер пособия может составлять до 15000 рублей для лиц, попавших в трудную ситуацию, и до 30000 рублей – при тяжелом материальном положении граждан.

Нормативно-правовая база

Основным законодательным документом, который регулирует вопросы социальной поддержки на государственном уровне, служит Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Этим регламентом определены критерии нуждающихся в мерах такого субсидирования, категории лиц, список льгот, на которые они могут рассчитывать. Законом установлено, что семейство, претендуя на разные преференции от государства, обязано подтвердить факт малообеспеченного уровня жизни.

Документ определяет понятие трудной жизненной ситуации как обстоятельства, усугубившие условия жизни и деятельности россиянина, с последствиями которых справиться самостоятельно он не в силах. Претендент на выплату должен представить доказательства ситуации финансовой нужды, наступившей по независящим от человека причинам – болезнь, травма, инвалидность, утрата имущества и пр.

Стремясь поддержать нуждающихся, государство определило ряд льгот поддержки: жилищные – в виде скидок на услуги; налоговые – как освобождение от налогообложения; образовательные – это приоритетное, внеконкурсное зачисление в высшие учебные заведения и еще один вид – денежные выплаты. Среди ежемесячных, ежегодных получаемых пособий, перечисляемых деньгами, существует и возможная единовременная материальная помощь малоимущим семьям.

Как получить материальную помощь от государства

Единовременная материальная помощь малоимущим семьям выделяется на основании решения, которое выносит государственный орган социальной защиты населения. Для этого гражданину надо обратиться с заявлением в отделение, занимающееся проблемами малоимущих граждан по их месту проживания (пребывания). Чтобы реализовать право на получение денег, один из членов семьи обращается с заявлением лично либо доверяет действия законному представителю. Заявительный документ должен описывать трудности, вызвавшие обстоятельства обращения гражданина за финансовой помощью.

Где можно получить дотацию

Заявитель может обратиться в органы соцзащиты, лично представив письменное заявление. Кроме персонального обращения, документ можно отправить по почте, в электронном варианте через официальный портал госуслуг (в отдельных регионах услуга такого рода недоступна) либо обратиться к чиновникам через многофункциональный центр, МФЦ, оказывающий гражданам государственные услуги. После подачи документов при рассмотрении заявления проверяется достоверность данных и просчитывается семейный и среднедушевой доход.

Уведомление о выделении госпомощи либо об отказе направляется просителю в письменной форме не позднее десяти дней после его обращения вне зависимости от способа подачи прошения . При необходимости проведения проверки, обследования представителями соцзащиты представленных сведений о доходах, государственный орган дает в этот десятидневный срок предварительный ответ, уведомляя о дополнительной проверке. В такой ситуации на окончательное решение, утвердительное или отрицательное, дается тридцать дней.

Заявление на получение единовременной выплаты

Как правило, заявление оформляется в адрес главы администрации области/региона проживания семьи. В документе указываются данные о семейном составе, доходах, наличии собственного имущества, информация об уже получаемых социальных льготах от государства и вид помощи, на которую заявитель претендует. В запросе на финансовое пособие описываются причины, в результате которых люди попали в затруднительное положение.

Если материальная помощь запрашивается в связи с необходимостью амбулаторного или стационарного лечения, необходимо представление дополнительных документов. Требуется приложить подтверждение (справки) из лечебно-медицинского учреждения о потребности лечения (его экстренности) и лекарств, которые человек не может получить по территориальной программе оказания бесплатной медпомощи.

Перечень необходимых документов

В каждом конкретном случае комплект документов отличается. Обобщенный пакет на семью на оформление разовой финансовой поддержки включает:

  • паспорт (удостоверение личности) заявляющего лица и остальных членов (копии, оригиналы);
  • СНИЛС;
  • данные о составе семьи;
  • документальное подтверждение родства заявителя и всех членов;
  • справки о доходах;
  • документы на право собственности жилья и иного имущества;
  • сведения об уже получаемых соцуслугах;
  • трудовые книжки (копии), справки из службы занятости;
  • справки о состоянии здоровья (для инвалидов);
  • пенсионное удостоверение (для граждан-пенсионеров);
  • банковские реквизиты счета для зачисления пособия.

Единовременное социальное пособие малоимущим в Москве

Получить в столице справку о подтверждении малообеспеченного положения возможно по стандартной процедуре с предоставлением запроса на получение справки, паспорта и трудовой книжки. Справка выдается в любом городском МФЦ. Документы о доходах за три месяца и о составе семейства должностное лицо запрашивает самостоятельно через межведомственные информационные каналы. Критерием отнесения к малоимущим служит доход на человека менее 11816 рублей – минимального прожиточного минимума, установленного для Москвы.

Неработающий пенсионер, больной инвалид, семьи с несовершеннолетним ребенком (детьми) могут получить адресную единоразовую денежную выплату, если они зарегистрированы по проживанию в Москве и оказались в экстренных жизненных обстоятельствах. Установленные объемы выплат актуализируются на официальном портале Департамента труда и соцзащиты населения г. Москвы.

В текущее время ежегодная компенсация производится в следующем размере и по основаниям:

  • для покупки одежды детям-инвалидам для посещения учебных заведений – 10000 рублей;
  • беременной женщине-супруге военнослужащего по срочному призыву – 26539 р. 46 копеек;
  • на оздоровительный отдых в летний период детям военнослужащих-срочников, которые погибли (умерли), пропали без вести или получили инвалидность, выполняя боевые задачи в вооруженном конфликте – 24158 р. 12 копеек.

Остальные пособия одинокому родителю, при уклонении родителя от алиментов, родителям-студентам, семье на содержание ребенка-инвалида выплачиваются ежемесячно. Кроме того, в Москве городским правительством предоставляется единовременная помощь малоимущим семьям в виде продовольственной помощи, получаемой зачислением 1000 баллов, эквивалентным 1000 рублям. Предварительно для этого требуется оформить социальную карту жителя города, куда поступают эти баллы.

Баллы можно реализовать, приобретая продукты первой необходимости (согласно утвержденного списка) в определенных столичных магазинах. Чтобы получить такого рода перечисления, понадобиться представить справки-свидетельства из медицинских учреждений о наличии у соискателя сахарного диабета и необходимости снабжения диабетическим набором продуктов.

Столичным городским бюджетом заложена вещевая помощь, аналогичная продуктовой, предназначаемая для приобретения одежды, обуви и товаров длительного бытового пользования. На этот вид помощи право претендовать дано инвалидам, россиянам пожилого возраста, многодетным родителям и иным лицам, экстренно нуждающимся в поддержке. Родители с детьми такую соцподдержку могут получать еще и на покупку детских товаров. Сумма вещевой помощи составляет 2000 баллов, что эквивалентно 2000 рублям.

Видео: Органы соцзащиты о материальной помощи малоимущим гражданам

Уважаемые читатели!

  • При возникновении дополнительных вопросов – пользуйтесь помощью дежурного юриста нашего сайта. Связаться с ним можно кликнув в правом нижнем углу экрана.
  • Делитесь собственным мнением в комментариях к статье.

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.