1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Довольно часто стало встречаться такое понятие как административное правонарушение. Его, как правило, можно выявить в ходе проверки, осуществляемой органами государственного контроля. По ее результатам составляется протокол. Рассмотрим более подробно, что собой представляет административное нарушение и каковы сроки составления протокола об административном правонарушении.

Причины возбуждения дела

Кодекс об административных правонарушениях РФ относит к числу причин следующие факты:

  1. Обнаружение лицами, имеющие полномочия составлять акты о такого рода нарушениях, необходимых данных, указывающих на наличие нарушения.
  2. Поступление от правоохранительных органов, госорганов, общественных организаций материалов, которые доказывают факт нарушения.
  3. Сообщение или заявление лиц, сообщение в СМИ, которые содержат данные, указывающие на факт нарушения.
  4. Регистрация нарушения в месте дорожного движения или в области устройства территорий, которые предусматривает законодательство, совершенная некоторым лицом при помощи транспортного средства или строения, оснащенных средствами, которые могут фотографировать и вести видеосъемку.
  5. Подтверждение данных, указанных в заявлении лица, владеющего транспортным средством или объектом недвижимости, о которых говорилось выше, о том, что транспорт или объект собственности находились в момент фиксации у другого лица.

Дело считается открытым

Кодекс об административных правонарушениях РФ считает дело открытым, если произошли следующие события:

  • Написан документ осмотра места, где произошедшло нарушение.
  • Составлен первый акт об использовании мер по делу о правонарушении.
  • Составлен акт о нарушении или прокуратурой вынесено постановление об открытии дела по данному факту.
  • Вынесено определение об открытии дела о нарушении при необходимости проведения расследования, согласно условий законодательства.
  • Вынесено постановление по факту рассматриваемого дела о назначении наказания без написания протокола.

Если в открытии дела о правонарушении при предоставлении всех необходимых материалов было отказано, то должностное лицо, которое рассматривает все предоставленные факты и материалы, должно вынести мотивированное определение об отказе в открытии дела.

Составление акта

  1. Если правонарушение произошло в случае, который предусмотрен ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 КоАП РФ и оно повлекло за собой причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавшего.
  2. Составление происходит незамедлительно после установления факта нарушения.
  3. Осмотр места нарушения осуществляется должностными лицами, которым законодательно разрешено составлять протоколы в присутствии двух свидетелей.
  4. В документе необходимо указать число, место написания, реквизиты должностного лица, сведения о нарушителе, сведения о свидетелях и пострадавших, иные сведения, необходимые для составления акта.
  5. В акте осмотра места, где произошло административное правонарушение, должны быть описаны:
    1. Действия должного лица, которое уполномочено составлять протоколы о выявлении данного факта в порядке его произведения.
    2. Состояние и качество дорожного покрытия, наличие разметки, должное освещение или его отсутствие той части дороги, на котором установлено правонарушение.
    3. Вид перекрестка, на котором зафиксирован факт административного правонарушения, исправность светофора, наличие знаков.
    4. Иные обстоятельства, являющиеся существенными для уточнения факта нарушения.
  6. Выслушиваются те лица и их заявления фиксируются, кто участвовал в производстве осмотра.
  7. Лицам, которые принимали участие в написании протокола о совершении факта административного правонарушения, объясняются их права и обязанности, предусмотренные законодательством. Данный факт фиксируется в протоколе.
  8. В документе необходимо зафиксировать факт фотосъемки и видео, если таковые осуществлялись, как способ фиксации вещественных доказательств. Такие материалы прикладываются к делу.
  9. Подписи в протоколе ставятся уполномоченными лицами и теми, кто участвовал в осмотре места правонарушения.

Недостатки протокола

Главным недостатком протокола можно назвать отсутствие данных, которые указаны в части 2 статьи 28, а также других сведений в зависимости от их значимости по отношению к конкретному административному делу.

К примеру, отсутствие информации о владении лицом тем языком, на котором заведено дело, а также о предоставлении переводчика.

Сроки составления

Сроки составления протокола об административном правонарушении предусматриваются статьей 25.8 соответствующего кодекса РФ. Здесь указано следующее:

  • Протокол обязаны составить незамедлительно после выявления события с нарушением.
  • Документ оформляется в течение нескольких суток с момента обнаружения нарушения, если для этого требуется выяснение дополнительных обстоятельств или данных конкретных лиц, в отношении которых возбуждается данное дело.
  • Протокол может быть составлен после административного расследования, сроки которого оговорены в ст. 27.7.

Соответственно последней части статьи 28.5, срок давности составления протокола об административном правонарушении ограничивается временем проведения расследования, что составляет 1 месяц.

Незамедлительное составление протокола

Учитывая сведения ст.28.5 КоАП РФ с комментариями, незамедлительно акт об административном правонарушении составляется, если:

a) Имеются все необходимые сведения для разрешения дела.

b) Уполномоченное лицо владеет всеми сведениями и материалами, приобщаемыми к делу.

Когда требуется время

Учитывая ст.28.5 КоАП РФ с последними изменениями, к сведениям, выясняемым в течение 2 суток относят:

  • Информацию о некоторых обстоятельствах, которые смягчают или отягощают ответственность правонарушителя, либо доказывают малую значимость нарушения.
  • Информацию о лице, совершившем правонарушение. Сюда относятся стандартные реквизиты, место, где работает нарушитель, его должность, адрес по прописке и фактическое место жительства, семейный статус, наличие иждивенцев, наличие судимости, размер дохода и т.д.
  • Если правонарушитель юрлицо, то основными сведениями будут: ИНН, ОКПО, наименование организации, фактический и юридический адрес, расчетные счета.

Сроки составления протокола об административном правонарушении могут доходить до 2 суток, потому как уполномоченному лицу необходимо будет сделать запросы в налоговые органы, ОВД, по месту работы и в другие учреждения, данные из которых могут быть приобщены к делу. При этом в некоторых случаях возможно административное задержание лица до выяснения обстоятельств.

Исходя из данных в ст.28.5 КоАП РФ, промежуток времени, в котором может быть составлен протокол, может растягиваться до полугода. Это связано с тем, что может возникнуть необходимость проведения расследования, которое длится до месяца или двух (если было подано ходатайство на продление сроков).

А если нарушение повлекло за собой причинение вреда (легкого или среднего), то как раз сроки составления протокола об административном правонарушении растягиваются на шесть месяцев.

Подписание и вручение документа

Подписание и вручение протокола о нарушении также регулирует КоАП. Срок составления протокола об административном правонарушении не нарушен, все сведения собраны? Значит можно подписывать данный документ.

Подпись в протоколе должны поставить уполномоченное лицо, а также лицо, против которого возбуждается дело. Если это физлицо, то подпись ставится непосредственно данным лицом. Если лицо юридическое, то либо им, либо его законным представителем.

После проставленных подписей копия акта передается под расписку правонарушителю и пострадавшему.

Нужно знать, что право подписи, а также право получения копии протокола не имеют ни адвокаты, ни юристы, ни представители правонарушевшей стороны. Они не являются законными представителями.

На практике нередко возникает вопрос об обжаловании акта. Так вот, на обжалование самого документа подавать нельзя, потому как он всего лишь фиксирует факт нарушения. Если гражданин, в отношении которого открывается дело, не согласен с указанными фактами или предоставленными материалами, он может на судебном заседании опровергнуть обстоятельства, указанные в протоколе, доказав свою правоту.

А что делать, если произошло нарушение срока составления протокола об административном правонарушении? Если доказано и признано нарушение по срокам, то привлечь лицо к административной ответственности за нарушение нельзя.

Рассмотрение дела

В течение 3 дней протокол о правонарушении должен быть передан судье на рассмотрение. Документ передается в суд незамедлительно после написания, если:

  • Административное наказание предполагает арест лица или его выдворение.
  • Применена мера административного наказания в виде временного запрета на деятельность.

Административные органы, которые имеют право составлять акт об административном правонарушении, указаны в статье 28.3 кодекса, органы, которые могут рассматривать дела о правонарушениях, указаны в главе 23.

Рассматриваются содержание и порядок составления протокола об административном правонарушении; анализируются нарушения, допущенные при его составлении, и правовые последствия указанных нарушений.

Протокол об административном правонарушении является основным документом предшествующей подготовки к рассмотрению дела стадии административного процесса, который должен содержать сведения, позволяющие рассмотреть дело об административном правонарушении. Поэтому содержанию протокола об административном правонарушении уделяется пристальное внимание как органом или должностным лицом, рассматривающим дело по существу, так и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, его защитником. Особое значение указанного протокола связано с тем, что при наличии в нем существенных недостатков дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено по существу либо производство по делу подлежит прекращению в ходе рассмотрения по существу или в процессе обжалования, опротестования.


Остановимся детально на процессе составления протокола об административном правонарушении и требованиях, предъявляемых к его содержанию.

С учетом того, какой перечень сведений, необходимых для рассмотрения дела, известен должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, на момент выявления правонарушения, законодателем предусмотрены следующие сроки составления протокола:

  1. известны все данные, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, - протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения;
  1. отсутствует информация о некоторых обстоятельствах дела либо сведения о физическом лице или сведения о юридическом лице, совершившем административное правонарушение, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления совершения правонарушения, - протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения.

К сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, с учетом письма ГТК РФ от 17.05.2002 N 01-06/19136 "О применении статей 28.5, 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" можно отнести следующие:

  • - информация о некоторых обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу документа, имеющего значение для правильного разрешения дела);
  • - сведения о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место работы и должность, место жительства, паспортные данные, размер его зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии - указанные сведения в случае признания лица виновным в совершении административного правонарушения в ходе рассмотрения дела позволят своевременно исполнить о назначении административного наказания). Особое внимание следует уделить правильности написания сведений об иностранном физическом лице - информация, указанная на русском языке в доверенностях, документах, заполняемых им при въезде на территорию Российской Федерации, может не соответствовать фамилии и имени, указанным в иностранном паспорте, или быть искаженной в связи с незнанием особенностей произношения иностранных фамилий и имен. В иностранных паспортах обычно отсутствует информация об отчестве лица, которое уточняется непосредственно у нарушителя, при этом в протоколе об административном правонарушении данные об отчестве правонарушителя, полученные исключительно в ходе беседы с ним и ничем документально не подтвержденные, указывать оснований нет. Представляется целесообразным указывать в протоколе об административном правонарушении установочные сведения о совершившем правонарушение иностранном физическом лице (фамилия, имя, место жительства) как на русском языке, так и рядом в скобках на иностранном языке, на котором заполнен паспорт лица (буквами латинского алфавита);
  • - данные о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, ОГРН, полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных), сведения о руководителе, организационно-правовая форма юридического лица);
  • - сведения о статусе лица, в отношении которого возбуждается дело (является ли субъект юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Указанные положения актуальны при привлечении к ответственности иностранных лиц, осуществляющих коммерческую деятельность. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении их целесообразно в тексте указывать наименование лица и адрес как на русском языке, так и на иностранном языке, на котором заполнены регистрационные документы (буквами латинского алфавита). Следует помнить, что неправильное установление субъекта административного правонарушения влечет прекращение производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
  1. отсутствует информация о некоторых обстоятельствах дела, либо сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо сведения о свидетелях, которые возможно получить путем осуществления процессуальных действий, требующих значительных (более двух суток) временных затрат, существует необходимость в производстве экспертизы - протокол составляется по окончании административного расследования.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которые должны быть достоверны, соответствовать имеющимся в деле материалам (копии паспорта и т.д.) и позволять идентифицировать лицо. Также в протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса места жительства имеющихся свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отсутствие указанных данных является существенным недостатком протокола. Также существенным недостатком протокола является отсутствие в нем иных сведений, имеющих значение для данного дела об административном правонарушении (например, отсутствие сведений о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также информации о предоставлении указанному лицу переводчика при составлении протокола и т.п.).
Соответственно, перед составлением протокола об административном правонарушении в отношении иностранного лица представляется целесообразным получить от иностранного гражданина или законного представителя иностранного юридического лица собственноручно написанное и подписанное им объяснение об обстоятельствах правонарушения на языке, которым он владеет. В случае, если лицо находится за пределами Российской Федерации, указанную информацию можно получить от них с использованием факсимильных средств связи или электронной почты. При привлечении к административной ответственности иностранного юридического лица желательно получить письмо на официальном бланке, скрепленное оттиском печати юридического лица при ее наличии. Указанное объяснение или письмо, написанное на русском языке, будет подтверждением того, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, владеет языком, на котором ведется производство по делу (особенно, если лицо укажет, что русским языком владеет и согласится на осуществление переписки с ним на русском языке).

Если же от иностранного лица получены лишь подписи в графах протокола об административном правонарушении о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей и о том, что составленный на русском языке протокол им прочитан, то в ходе обжалования постановления по делу об административном правонарушении о признании его виновным существует вероятность того, что иностранное лицо укажет, что русским языком оно не владеет и подписи в протоколе об административном правонарушении оно поставило по указанию должностного лица, составившего протокол. Доказательством того, что иностранное лицо владеет русским языком, могут, например, быть документы, свидетельствующие о его обучении в высших и средних учебных заведениях на территории Российской Федерации, наличие у него ранее российского гражданства и т.д.

Если до составления протокола об административном правонарушении у должностного лица отсутствуют сведения о том, что нарушитель владеет языком, на котором ведется производство по делу, то следует заблаговременно позаботиться о переводе уведомлений о необходимости явки к должностному лицу для участия в составлении протокола об административном правонарушении на родной язык иностранного лица. В случае, если установить, какой язык является для него родным, не представляется возможным, то уведомление направляется на официальном языке государства, чьим гражданином является нарушитель. Если нарушителем является лицо без гражданства, следует проверить у него наличие предыдущего гражданства, установить адрес его проживания на территории иностранного государства. Исходя из полученных сведений определить язык, на котором будет осуществляться общение с лицом.

Не являются существенными такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу (например, протокол об административном правонарушении содержит сведения об экспертизе, проведенной с нарушением установленного порядка, в ходе рассмотрения должностное лицо, рассматривающее дело, вправе назначить повторную экспертизу), а также несоблюдение установленных сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения должностному лицу, поскольку эти сроки не являются пресекательными (пресекательным является срок давности привлечения к административной ответственности, истечение которого влечет прекращение возбужденного производства по делу), либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Сложившаяся практика показывает, что составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и при отсутствии доказательств его надлежащего извещения о дате, времени и месте его составления является грубым нарушением процессуальных прав лица, влекущим в ходе рассмотрения дела прекращение по нему производства, так, при его составлении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены их процессуальные права и обязанности, о чем указанные лица проставляют свои подписи в протоколе.

При проведении административного расследования в случае получения от лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ходатайства с просьбой перенести дату составления протокола об административном правонарушении в связи с невозможностью прибытия к должностному лицу и дать объяснения по существу нарушения в связи с болезнью, командировкой (т.е. по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами), представляется целесообразным перенести срок составления протокола на более позднюю дату в пределах срока проведения административного расследования. В противном случае судебные органы в ходе рассмотрения жалобы лица на вынесенное по делу об административном правонарушении признают отказ в удовлетворении ходатайства лица как существенное нарушение административным органом порядка привлечения лица к административной ответственности, т.к. у него отсутствовала возможность реализовать свое на защиту в полном объеме.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в при рассмотрении дел об административных правонарушениях" существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа. При установлении в процессе рассмотрения дела факта составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суды в обязательном порядке устанавливают, было ли указанное лицо надлежащим образом извещено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым был составлен протокол, известило ли оно административный орган о невозможности явки, являются ли причины отсутствия при составлении протокола уважительными. Подобные положения содержатся и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Необходимо помнить и о том, что протокол об административном правонарушении обязательно должен быть подписан должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (в случае отказа последних от подписи отметка об этом делается в протоколе, при этом факт отказа лучше оформить в присутствии понятых (при их наличии), которые и распишутся в протоколе). Также в случае отказа лица от дачи объяснений при составлении протокола об административном правонарушении, в случае отказа в получении копии данного протокола указанные факты целесообразно отразить в протоколе в присутствии понятых.

В случае отсутствия подписи должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, он не может быть признан надлежащим документом по административному делу, т.к. указанное нарушение носит существенный характер.
Должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело, при подготовке к рассмотрению в случае выявления существенных недостатков протокола об административном правонарушении возвращает его в орган или должностному лицу, составившему протокол. Возвращение протокола не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу. В случае выявления существенных недостатков протокола об административном правонарушении в ходе рассмотрения арбитражными судами выносятся решения об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности; в ходе обжалования арбитражными судами выносятся решения о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления административного органа полностью или в части либо об изменении решения (например, при отсутствии подписи должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении; при отсутствии в протоколе об административном правонарушении события вменяемого лицу административного правонарушения; при отсутствии в протоколе об административном правонарушении сведений, позволяющих установить субъекта административной ответственности).

Если по делу проводилось административное расследование, то путем составления протокола об административном правонарушении по иной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чем указанная в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, можно изменить квалификацию совершенного лицом правонарушения; при этом должны быть соблюдены полномочия должностного лица на составление протокола об административном правонарушении. Переквалификация возможна и на стадии рассмотрения дела.

Протокол обадминистративном правонарушении является процессуальным документом, служащимоснованием для возбуждения производства по делу об административномправонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершениясоответствующего нарушения.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 28. 2Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – Кодекс) в протоколе об административном правонарушении указываютсяследующие сведения:

Дата и место его составления;

Должность, фамилия и инициалы лица составившего протокол;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело обадминистративном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительствасвидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статья Кодексаили закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административнуюответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица илизаконного представителя юридического лица, в отношении которых возбужденодело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол составляетсяпрактически во всех случаях совершения правонарушений. Кодексом установленыисключения из этого общего правила. Во - первых, дела онекоторых категориях административных правонарушений возбуждаются прокурором, который выносит соответствующие постановления (ст. 28. 4 Кодекса). Во - вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказаниев виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальноеоформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (ст. 28. 6 Кодекса). В - третьих. Федеральным законом от 24. 07. 2007 N 210 - ФЗ в ст. 28. 6Кодекса введена часть 3, которая устанавливает, что протокол не составляетсяпри выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих вавтоматическом режиме специальных технических средств или средств фото - икиносъемки, видеозаписи.

В протокол заносятсясведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно кфизическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксироватьдату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16 - летнего возраста, а к лицамв возрасте от 16 до 18 лет применяются мерывоздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите правнесовершеннолетних.

В протоколе об административномправонарушении указываются фамилии. имена, отчества, адреса потерпевших исвидетелей в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличиесвидетелей не является обязательным условием при составлении протокола.

Подробное описаниесобытия совершенного правонарушения необходимо для его правильнойквалификации, т. е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи законасубъекта Российской Федерации, которой предусмотрена административная ответственность заподобные действия (бездействие).

В протоколе указывается статья Особеннойчасти Кодекса или статья закона субъектаРоссийской Федерации, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Этокасается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Важной гарантиейполноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законномупредставителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможностьознакомления с протоколом. При этом указанныелица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержаниюпротокола, которые затем прилагаются кпротоколу в качестве материалов дела.

После составленияпротокола об административном правонарушении его копия вручается подрасписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которыхвозбуждено дело, а также потерпевшему.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФот 24 марта 2005 г. N5 «О некоторых вопросах, возникающих усудов при применении Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях» разъясняется, какие недостатки протоколаследует считать существенными или несущественными.

К существеннымнедостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28. 2 Кодекса, а также отсутствиеиных сведений в зависимости от их значимостидля данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на которомведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся:

Те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу;

Составление протокола в отсутствие лица, в отношениикоторого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или этипричины были признаны неуважительными.

А также в случае совершения должностными лицами определенных действий должен быть составлен соответствующий протокол. От того, что в нем содержится, зависит весь исход дела. Поэтому вам всегда необходимо очень внимательно знакомиться с протоколом, не подписывать протокол, если вы с ним не ознакомились, вносить соответствующие замечания на протокол в случае, если вы не согласны с тем, что там написано.

Любой протокол является главным средством фиксации доказательств по делу. Поэтому необходимо запомнить его обязательные составляющие.

Протокол об административном правонарушении . Положения о данном виде протокола содержатся в ст. 28.2 КоАП РФ. Он составляется в случае совершения лицом административного правонарушения. В протоколе об административном правонарушении обязательно указываются :

Дата и место его составления;

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

Место, время совершения и событие административного правонарушения;

Статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;

Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Следует знать, что при составлении протокола об административном правонарушении вам обязательно должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ. В протокол об этом заносится соответствующая запись. В том случае, если права и обязанности вам не разъяснены, то вы вправе отказаться от подписания протокола и внести в него соответствующую запись о данном факте. Однако вам необходимо проследить только за фактом разъяснения прав и обязанностей, запись в протоколе о разъяснении - забота сотрудника милиции. В определенной графе должна стоять ваша подпись, которая будет свидетельствовать о том, что права все-таки разъяснены. Если ее не будет - это вам только на руку.

Неотъемлемым правом лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является право знакомиться с протоколом об административном правонарушении. Если при прочтении протокола вы заметили какую-либо неточность, вы имеете право дать объяснения и внести замечания по содержанию протокола. Все дополнения и коррективы прилагаются к протоколу. Протокол обязательно подписывается сотрудником милиции, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Необходимо знать, что после составления протокола об административном правонарушении его копия вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении под расписку. Поэтому если вам копия протокола не вручена под расписку и в протоколе отсутствует ваша подпись, то эти факты будут доказательством неправомерного поведения сотрудника милиции. Привлечь вас в этом случае к ответственности нельзя - протокол об административном правонарушении признается недопустимым доказательством и не принимается как доказательство.

Иногда составление протокола об административном правонарушении не является обязательным. Это происходит в следующих случаях:

1) если дело об административном правонарушении возбуждает прокурор по делам, указанным в ст. 28.6 КоАП РФ;

2) если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Должностное лицо вместо составления протокола оформляет предупреждение или постановление-квитанцию о наложении административного штрафа. В постановлении-квитанции указываются:

Дата ее выдачи;

Должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;

Сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;

Статья КоАП РФ либо соответствующего закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;

Время и место совершения административного правонарушения;

Сумма взыскиваемого административного штрафа;

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, и адрес органа, должностное лицо которого выдало постановление-квитанцию;

3) в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Необходимо запомнить, что постановление-квитанция составляется в двух экземплярах, каждый из которых должен быть подписан сотрудником милиции и лицом, привлеченным к административной ответственности.

Если лицо не уплачивает штраф на месте (сто рублей, а при нарушении таможенных правил - одну тысячу рублей), то в этом случае производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке, а следовательно, сотрудник милиции составляет протокол об административном правонарушении. Поэтому если вы не согласны с назначением наказания, то вы имеете право не уплачивать штраф на месте (даже в том случае, когда при вас есть деньги), а потребовать составления протокола. Протокол в данном случае выступит доказательством и может предотвратить необоснованное привлечение вас к административной ответственности.

Также законом вам предоставлено право оспорить наличие события административного правонарушения и (или) назначенное вам административное наказание. В этом случае сотрудник милиции также будет обязан составить протокол об административном правонарушении.

Следует помнить, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако такая возможность существует не всегда. Есть объективные причины, когда сотрудник милиции не может составить протокол немедленно. Например, необходимо дополнительно установить свидетелей события административного правонарушения, данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, и др. Однако законом установлено, что протокол в этом случае составляется не позднее двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Также существует категория дел, для которых предусмотрено административное расследование. В этом случае протокол об административном правонарушении составляется по окончании такого расследования. Напомним, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, а равно Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - начальником вышестоящего органа на срок до шести месяцев (ст. 28.7 КоАП РФ).

Протокол о доставлении . Подробно данный вид протокола в законе не рассматривается. В п. 3 ст. 27.2 КоАП РФ говорится лишь, что о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Из этого нормативного положения можно сделать вывод, что форма протокола соблюдена, если она соответствует форме протокола об административном правонарушении или протокола об административном задержании.

Если протокол о доставлении не составляется в виде отдельного документа, то в протоколе об административном правонарушении или об административном задержании делается соответствующая запись. Например, для составления протокола об административном правонарушении производилось доставление.

Следует знать, что копия протокола о доставлении может быть вручена доставленному лицу только тогда, когда от него поступила просьба о выдаче этой копии. Это значит, что обязанность по вручению копии протокола возникает у сотрудника милиции лишь после того, как доставленный гражданин изъявит желание получить такую копию. Кстати зачастую очень сложно истребовать копию протокола, когда сотрудник милиции ее не хочет давать, а в случае выяснения обстоятельств его составления милиционер спокойно заявляет, что просьбы от гражданина на получение копии протокола не поступало. Если вы попадете в такую ситуацию, то немедленно напишите жалобу вышестоящему должностному лицу или в орган, где обязательно укажите неисполнение сотрудником просьбы о выдаче соответствующей копии.

Протокол об административном задержании . Данный вид протокола, согласно ст. 27.4 КоАП РФ, должен содержать в себе следующие обязательные составляющие:

Дату и место составления протокола об административном задержании;

Должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о задержанном лице;

Время, место и мотивы задержания.

Следует обратить особое внимание на указание в протоколе времени задержания. Так как задержание имеет временные ограничения (по общему правилу не может превышать трех часов), соответственно, время задержания будет являться точкой отсчета для всего срока задержания. Если в протоколе указано совершенно не то время, когда вас задержали (или оно вообще не указано), требуйте, чтобы сотрудник милиции исправил или внес точное время задержания. В противном случае вы можете внести замечания на протокол об административном задержании и самостоятельно в объяснениях указать точное время вашего задержания. Это будет дополнительным доказательством вашей правоты при обжаловании действий сотрудника милиции.

В протоколе также важной составляющей является указание на мотивы задержания. В главе 6 данной книги мы их подробно рассматривали. От того, на сколько точно будут указаны мотивы, зависит правомерность задержания. Поэтому советуем вам не поправлять сотрудника милиции, если он указал в протоколе неправомерный мотив задержания. Протокол с таким мотивом задержания - неотъемлемое доказательство при обжаловании неправомерных действий милиционера. О неправомерных мотивах задержания можно дискутировать с сотрудником милиции только до составления протокола задержания, призывая его не совершать изначально неправомерные действия. После - нет смысла и не в вашу пользу. В протоколе сотрудник милиции сам зафиксирует свои незаконные действия.

Советуем вам также проверить наличие сведений о лице, составившем протокол. Их отсутствие, с одной стороны, говорит об отсутствии хоть какой-нибудь юридической силы данного документа. Не указав, какое должностное лицо, действующее от имени государства, подвергает гражданина государственному принуждению, неизвестное лицо, по сути, лишается права применить к гражданину административное задержание. С другой стороны, сотрудник милиции может после вписать данные о себе, лишая вас права узнать о лице, действия которого вы собираетесь обжаловать. В этом случае либо требуйте внесения сведений о лице, составившем протокол, либо требуйте выдать копию протокола (которая, кстати, вручается задержанному только по его просьбе).

Протокол об административном задержании должен быть подписан должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. Вы имеете право отказаться подписывать протокол, однако в этом случае в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись.

Протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице . Положения о данном виде протокола содержатся в ч. ч. 6 - 8 ст. 27.7 КоАП РФ. Так же как и протокол о доставлении, он может быть как в виде отдельного документа, так и в виде соответствующей записи в другом протоколе. Однако в отличие от протокола доставления запись о досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

В протоколе обязательно должны быть указаны следующие сведения:

Дата и место составления протокола;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру;

О виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

Очень важно, чтобы в протоколе были точно указаны идентификационные признаки вещей, обнаруженных при досмотре. В том случае, когда изымаются похожие предметы, в дальнейшем сведения о вещи, содержащиеся в протоколе, будут служить основанием для разграничения таких вещей. Одна неправильно указанная цифра или отсутствие какого-либо идентификационного признака могут повлиять на весь исход дела, причем как в вашу, так и не в вашу пользу. Поэтому советуем обратить внимание на все указанные в протоколе признаки вещи, проверьте правильность и полноту их фиксации.

В ходе производства досмотра кроме протокола могут применяться технические средства фиксации данного процессуального действия - фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Поэтому в протоколе обязательно делается запись о применении этих способов фиксации. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, должен быть подписан должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Протокол изъятия вещей и документов . Этот вид протокола может быть как в виде отдельного документа, так и в виде соответствующей записи в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании.

В протоколе об изъятии вещей и документов обязательно указываются следующие сведения:

О виде и реквизитах изъятых документов;

О виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

Здесь так же, как и в протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, необходимо обратить внимание на указание идентификационных признаков изымаемых вещей. В ходе изъятия вещей и документов могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации документов. Соответственно, как и в случае с предыдущим протоколом, материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением этих способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об изъятии вещей и документов должен быть подписан должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Обратите внимание, что копия протокола обязательно вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. Наличие вашей просьбы необязательно - вручение копии данного вида протокола является обязанностью сотрудника милиции.