Лекция 4. Правовые вопросы создания конкурентной среды в сфере коммерческой деятельности

4.1. Правовое регулирование конкуренции на товарном рынке России.

Системообразующим правовым актом антимонополистического законодательства является закон РФ «О защите конкуренции». Данный закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий деятельности и эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция – исходное понятие, определяющее сущность рыночной экономики. Степень конкуренции зависит от: экономической модели рынка (совершенный или несовершенный рынок); формы рынка по количественному распространению участников на стороне предложения и спроса (количество продавцов по отношению к количеству покупателей); мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; предпринимательских реакций на изменения на рынке; степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке, и ряда других факторов.

Антимонопольное законодательство определяет понятие конкуренция так: конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Такое понятие конкуренции в наибольшей степени соответствует модели совершенного рынка, которая возможна лишь, когда на рынке много продавцов и много покупателей одного и того же товара.

Продавцы товаров могут принимать определенные меры к тому, чтобы изменять позиции на рынке – это взаимозависимость, совместные действия и т.д. Антимонопольное законодательство запрещает подобные соглашения групп хозяйствующих субъектов, если в совокупности они по их доле на рынке занимают доминирующее положение.

Доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более и не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Цели конкурентного законодательства :

1) обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики.

2) контроль за монополистической деятельностью.

С понятием «конкуренция» тесно связан термин «монополия». Термин «монополия» используется в законодательстве и научной литературе для обозначения:

1) доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке,

2) особых полномочий субъектов предпринимательства на осуществление определенного вида деятельности.

Виды монополий :

1 – монополии, создаваемые в результате регулирующего воздействия государства (государственные, естественные),

2 – монополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства (рыночные монополии),

3 – монополии, возникающие в результате обладания исключительными правами (патенты, изобретения и т.д.).

Государственные монополии создаются в целях защиты экономических интересов государства, укрепления его безопасности и внешнеторговых позиций. Данные монополии образуются в императивном порядке на основе норм закона.

Естественные монополии – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства.

Федеральное законодательство определяет основания возникновения таких монополий :

1) существенное понижение издержек производства товаров по мере увеличения товарного производства,

2) товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами,

3) спрос на товары не зависит от изменения цен на них.

Ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» устанавливает перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии :

1. транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2. транспортировка газа по трубопроводам;

3. железнодорожные перевозки;

4. услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

5. услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

6. услуги по передаче электрической энергии;

7. услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

8. услуги по передаче тепловой энергии;

9. услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Монополия предполагает доминирующее положение субъекта предпринимательства на рынке , которое определяется исходя из 2 критериев:

1) Качественный критерий содержит указания на сущность поведения субъекта на рынке. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

2) Количественный критерий позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать влияние на других субъектов.

По общему правилу, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

а) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

б) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

По общему правилу, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов.

Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничения или устранение конкуренции.

Виды монополистической деятельности:

1) индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления доминирующим положением.

2) соглашения субъектов предпринимательства, направленные на ограничение конкуренции.

Наряду с монополистической деятельностью существенным нарушением законодательства выступает недобросовестная конкуренция , под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с положениями Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция , в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Юридическая литература содержит примерный перечень видов недобросовестной конкуренции , который основан на Парижской конвенции по охране промышленной собственности:

1. Смешение между деятельностью конкурентов (т.е. продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности).

2. Дискредитация конкурента и его деятельности (например, посягательство на деловую репутацию конкурента).

3. Дезорганизация деятельности конкурента может принимать различные формы:

а) получение и разглашение информации, составляющей коммерческую тайну,

в) подстрекательство служащих конкурента к невыполнению своих обязанностей.

4. Введение потребителей в заблуждение в отношении качественных характеристик предлагаемых им товаров.

5. Демпинг - вид недобросовестной конкуренции, связанный с внешнеэкономической деятельностью государства.

Демпинг считается противоправным, если будет установлено, что он причиняет существенный ущерб определенной отрасли российской экономики либо создает угрозу такого причинения.

Тема 2 Гражданское право

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в России. Правовые аспекты ограничения монополистической деятельности на товарных рынках. Правовое регулирования конкуренции в законодательстве США, ЕС и его воздействие на российское.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

    Понятие и характеристика товарного рынка, а также правовая основа конкуренции между субъектами предпринимательства. Описание недобросовестной конкуренции и правовая защита от нее. Регулирование естественных монополий, этапы развития законодательства.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2016

    Понятие и сущность конкуренции и монополии, их классификация. Нормативно-правовая основа конкуренции в России. Генезис и основные направления развития антимонопольного законодательства на современном этапе. Правовое положение антимонопольного органа.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2018

    Сущность, причины возникновения конкуренции на рынке образовательных услуг, участники данного рынка, оценка их преимуществ и недостатков. Государственное регулирование рыночной конкуренции в данной сфере. Законодательство в сфере страховой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие, юридическое содержание конкуренции и ее основные признаки. Характерные особенности монополии и ее разновидности. Действия, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Антимонопольный орган и его правовой статус.

    презентация , добавлен 04.09.2016

    Сущность конкуренции в экономическом развитии общества, ее правовое регулирование в России. Оценка состояния и развитие конкурентной среды на федеральном и региональном уровне. Программа "Развитие конкуренции на рынках Еврейской автономной области".

    дипломная работа , добавлен 24.02.2013

    Правовые источники регулирования и состояние конкурентных отношений на товарном и финансовом рынках. Предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Основные полномочия Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Литература Конкурентное право России: учебник / Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, Е. Ю. Борзило и др. ; отв. ред. И. Ю. Артемьев, А. Г. Сушкевич; НИУ «Высшая школа экономики» . - М. , 2012. – электронная библиотечная система knigafund. ru Конкурентное право: теория и практика применения: учебник для магистров: учебник для студентов высших учебных заведении, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / Д. А. Петров; под общ. ред. В. Ф. Попондопуло. Москва: Юраи т, 2015. – электронная библиотечная система biblio-online. ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Конкурентное право России / под ред. С. А. Пузыревского. М. 2013. Городов О. А. Право промышленнои собственности: Учебник. – М. : Статут, 2011. Варламова А. Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: учебное пособие. – М. : Статут, 2010. России ское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова – М. : Проспект, 2011. Рыночное предпринимательское право Российской Федерации: учебное пособие / С. П. Бортников, А. В. Пашков. – Самара: Изд во «Самарский университет» , 2011.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Периодика Конкурентное право Конкуренция и право Российское конкурентное право и экономика Современная конкуренция

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Веб ресурсы http: //government. ru сайт Правительства РФ http: //www. fas. gov. ru сайт Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ http: //samara. fas. gov. ru сайт Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской области

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Понятие, предмет и метод конкурентного права. Термин «конкурентное право» (Competition Law) многозначен. Можно выделить, по крайней мере, четыре его основных значения: конкурентное право как отрасль (подотрасль, институт) права; конкурентное право как отрасль законодательства; конкурентное право как научная дисциплина; конкурентное право как учебная дисциплина, изучаемая в юридических и экономических высших учебных заведениях. Российская доктрина в на стоящее время формирует понимание «конкурентного права» в узком и широком смысле. В узком смысле «конкурентное право» российскими юристами используется для обозначения актов антимонопольного законодательства. В такой трактовке законодательство о конкуренции традиционно рассматривается в рамках общих курсов предпринимательского (хозяйственного) права. В широком смысле конкурентное право охватывает все нормы о развитии и защите конкуренции, содержащиеся в феде ральных законах и иных нормативных правовых актах.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Предмет конкурентного права составляют общественные отношения по защите конкуренции, включая: отношения по предупреждению и пресечению монополистической деятельности; отношения по запрету антиконкурентых действий органов власти; отношения по предоставлению государственных и муниципальных преференций; отношения по контролю экономической концентрации; отношения по обеспечению конкуренции проведению торгов; отношения по привлечению к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Метод конкурентного права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется регулирование отношений, входящих в предмет конкурентного права. При этом метод конкурентного права имеет свое уникальное сочетание императивных и диспозитивных начал регулирования, которое характеризуется: централизованным регулированием отношений в сфере защиты конкуренции на федеральном уровне и запретом регулирования этих отношений на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне; предоставлением свободы действий хозяйствующим субъектам на товарных рынках, ограниченной необходимостью защиты конкуренции; спецификой способов защиты конкуренции.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Принципы конкурентного права – это основные положения, отражающие кратко сущность системы антимонопольного законодательства и политику государства в сфере защиты конкуренции. Принципы конкурентного права в зависимости от источника их закрепления могут быть классифицированы на: конституционные принципы; отраслевые принципы конкурентного права.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования конкуренции. Общеправовые принципы: 1. Принцип свободы экономической деятельности 2. Принцип государственного регулирования рыночных отношений 3. Принцип законности

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Специальные принципы: 1. Принцип поддержки добросовестной конкуренции 2. Принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию 3. Принцип специального регулирования в сфере естественных и государственных монополий 4. Принцип единого экономического пространства 5. Принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов 6. Принцип эффективности антимонопольного регулирования 7. Принцип запрета злоупотреблений 8. Принцип сочетания предварительного и последующего антимонопольного контроля 9. Принцип защиты отечественных недобросовестной иностранной конкуренции товаропроизводителей от

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Татаринова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ)

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Признаки предпринимательской деятельности: Родовые признаки – присущи любой свободной деятельности: Самостоятельность Рисковый характер: при этом риск может объективный субъективный Видовые признаки – присущи предпринимательской деятельности: Систематическое получение прибыли Необходимость государственной регистрации быть именно

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) Предпринимательство признается незаконным в одном из следующих пяти случаев: 1) осуществляется без регистрации; 2) осуществляется с нарушением правил регистрации; 3) при регистрации в орган, осуществляющий государственную регистрацию, были представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения; 4) осуществляется без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно; 5) осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 года дает следующее определение: конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке Конкуренция имеет несколько характерных черт, в том числе: наличие нескольких соперников, принадлежность к одной и той же сфере деятельности, совпадающие цели на рынке.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Существует 4 основных вида конкуренции (структуры рынка): чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Рынок чистой (совершенной) конкуренции Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта. Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при чистой конкуренции отсутствуют. Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей день конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции. Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно. Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Рынок олигополистической конкуренции (олигополия) Если каким то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой. Такая ситуация была характерна, например, для российского рынка легковых автомобилей. Плановые органы СССР сформировали эту отрасль таким образом, что в ней были лишь три основных производителя: «ВАЗ» (изготовитель «Жигули»), «АЗЛК» (изготовитель «Москвичей») и «ГАЗ» (изготовитель «Волги»). Это машины различных классов, и каждый класс машин производится лишь одним заводом. Ситуация олигополии на отечественном рынке легковых автомобилей была разрушена лишь массовым появлением на внутреннем рынке автомобилей иностранного производства. Нетрудно догадаться, что на рынке олигополистической конкуренции возможности покупателей выторговать себе наилучшие условия покупки еще меньше, чем на рынке монополистической конкуренции. Ведь практически весь товар определенного типа производится и предлагается к продаже всего несколькими фирмами, и купить его больше не у кого.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Рынок чистой монополии На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Признаки ограничения конкуренции (ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 г.): сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке. Признаки монополии: Исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность состоит в том, что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара; Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса; Несправедливое перераспределению дохода от потребителей монополистической фирме за счет установления монопольных цен; к Исключительное право. Оно может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

Лекция 1. 1. Предпринимательство и защита конкуренции ВИДЫ МОНОПОЛИЙ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ в результате регулирующего государства непосредственного воздействия ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ в результате обладания исключительными правами ВРЕМЕННАЯ МОНОПОЛИЯ вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Татаринова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Понятие и функции рынка. Рынок – это особая форма организации хозяйственной жизни общества, предполагающая взаимодействие экономических субъектов хозяйственных единиц (производителей и потребителей). Рынок – это совокупность всех взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг в сфере обмена и реализации товаров. Рынок возникает при условии: 1. Общественного разделения труда. 2. Обособленности производителей, предполагающей ответственность за результаты деятельности. 3. Появления частной собственности. Рынок предполагает равноправие всех субъектов (производителей и потребителей), отношения между которыми выражаются в форме добровольной передачи имущественных прав на частные блага.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Классификации рынков: по экономическому назначению: рынок товаров, рынок труда, денежный ранок и др. ; по организации рыночного обмена: оптовый и розничный рынки; по формам собственности: частный, кооперативный и государственный рынки; по отраслям: текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный, компьютерный и другие; по видам конкуренции: рынки совершенной и несовершенной конкуренции (монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции); по правовому положению: легальный, «теневой» , криминальный рынки; по географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой рынки.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Существует три подхода к определению термина «товарный рынок»: Субъектный подход (экономический) Территориальный подход (легальный, существовал до 1995 г.) Объектный подход (легальный, действующее законодательство)

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Субъектный подход: Рынок – это совокупность отношений между участниками обмена, которые тесно связаны друг с другом через те или иные средства (Р. Барр) Рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товара и услуг (К. Макконелл и С. Брю) Рынок – это эффективный способ связи производства и потребления, в котором определяются потребности общества и возможности производителя, осуществляется общественная оценка эффективности (Р. О. Халфина)

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Территориальный подход: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предложил разделение товарного рынка на два уровня – республиканский и местный: Республиканский товарный рынок – это сфера обращения товаров в пределах границ РСФСР. Местный товарный рынок – это сфера обращения товаров в пределах границ республики, входящей в состав РСФСР, автономной области, автономного округа, края, области.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Объектный подход: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135 -ФЗ «О защите конкуренции» Товарный рынок – это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 ФЗ)

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Структура и инфраструктура товарного рынка: § Структура – производители, посредники и продавцы. Инфраструктура – это система организаций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления. Постановление Правительства РФ от 03. 08. 1996 № 936 «О комплексной Программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 33. Ст. 4005. Постановление Правительства РФ от 15. 06. 1998 № 593 «О Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998 2005 годы» // Собрание законодательства РФ", N 25, 22. 06. 1998, ст. 2910.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. В Комплексной Программе названы следующие подсистемы инфраструктуры товарного рынка: подсистема торговых посредников и складского хозяйства; подсистема информационного обеспечения; подсистема тароупаковочной индустрии; подсистема транспортного обеспечения (рассматривается только в части обеспечения требований к развитию и функционированию инфраструктуры товарных рынков); финансово кредитная подсистема; подсистема организационного обеспечения; подсистема нормативно правового обеспечения.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Порядок определения границ товарного рынка I Этап - определение продуктовых границ рынка: представляет собой процедуру выявления товара (его потребительских свойств) и товаров заменителей, а также формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых оцениваются как один товарный рынок). В основе этой процедуры должно лежать мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. Примерный перечень показателей, необходимых для изучения товара: Потребительские свойства товара: функциональное назначение; физические параметры (вес, габариты и т. д.); технические и эксплуатационные показатели; цена товара. Условия потребления или эксплуатации товара покупателями: обеспеченность электроэнергией; обеспеченность водоснабжением; обеспеченность услугами по сборке, транспортировке и т. п. ; обеспеченность техническим обслуживанием. Условия реализации товара: через систему оптовой, мелкооптовой торговли; через систему розничной торговли, в том числе фирменные магазины организаций изготовителей; по прямым договорам между продавцами и покупателями, в том числе посредством бартерных сделок.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. II Этап - определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все продавцы, функционирующие на товарном рынке, для которого определены продуктовые границы. Если это невозможно, выделяются группы продавцов, и для каждой из них оцениваются объемы продаж, которые в совокупности дают общий объем продаж на данном товарном рынке. Определяются все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца. Группировку покупателей следует производить по способам приобретения ими конкретного товара (оптовые покупатели, мелкооптовые, розничные). Состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: каждый покупатель выделенной группы может приобрести товар у любого продавца, реализующего товар на определенном товарном рынке. Наряду с фактически действующими желательно выявить и потенциально возможных продавцов и покупателей на определяемом товарном рынке.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. III Этап – определение географических границ товарного рынка. Географические границы товарного рынка обусловлены экономическими, технологическими, административными барьерами, ограничивающими возможности участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории, и устанавливают территорию, на которой покупатели из выделенной группы имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар, не имея такой возможности вне этой территории. Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе, заменителем товара, продаваемого в другом регионе, то эти регионы можно рассматривать как один и тот же географический рынок данного товара.

Тема 1. 3. Рынок: понятие и структура. При определении географических границ рынка, учитываются следующие факторы: возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, т. е. доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу и незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу; возможность перемещения товара между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок: незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю; сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки; отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров и пр. ; сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Татаринова Светлана Сергеевна, ассистент кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 г.)

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Запрет на недобросовестную конкуренцию (ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» № 135 -ФЗ 2006 г.) 1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; 3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; 4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; 5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. 2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. Формы недобросовестнои конкуренции: СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПОДХОД НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Введение в заблуждение (п. 2 ч. 1 ст. 14) Дискредитация применения п. 1 ч. 1 ст. 14) Некорректное сравнение (п. 3 ч. 1 ст. 14) (расширение Недобросовестные деи ствия отчуждении имущества при Незаконное использование результатов Недобросовестная конкуренция, интеллектуальнои деятельности (п. 4 ч. 1 связанная с созданием смешения ст. 14) НДК с использованием информации, Использование деловои репутации составляющеи коммерческую или иную другого хозяи ствующего субъекта охраняемую законом таи ну (п. 5 ч. 1 ст. 14) Незаконное использование приобретение и Недобросовестная конкуренция путем прав на средства дезорганизации деятельности

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Недобросовестные деи ствия при отчуждении имущества деи ствия хозяи ствующих субъектов, направленные на получение преимуществ в предпринимательскои деятельности вследствие безвозмезднои передачи товара другому лицу, если при этом дополнительное оборудование предлагается за плату. направлено на пресечение злоупотреблении под видом благотворительности исключает применение нормы к актам благотворительности, не создающим преимущества для дарителя в дальнеи шем (без необходимости приобретения в дальнеи шем дополнительного оборудования и/или расходных материалов либо без условии об обязательном приобретении их у дарителя либо его представителеи)

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения направлено на пресечение деи ствии, влекущих смешение товаров хозяи ствующих субъектов конкурентов как с использованием охраняемых средств индивидуализации, так и путем копирования внешнего вида товара, упаковки, этикетки, наименования, цветовои гаммы, фирменнои одежды, оформления торгового зала, витрины или иных отдельно не охраняемых элементов ранее факты копирования дизаи на, этикетки и т. п. могли быть предметом рассмотрения ФАС России и квалификации на основании п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции как введение в заблуждение, в том числе относительно производителя товара

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Использование деловои репутации другого хозяи ствующего субъекта касается практики получения преимуществ при осуществлении предпринимательскои деятельности путем использования репутации другого хозяи ствующего субъекта, в том числе не являющегося конкурентом, путем использования принадлежащих ему средств индивидуализации либо путем создания впечатления о причастности к предпринимательскои деятельности такого хозяи ствующего субъекта (о партнерстве, наличии правопреемства и т. п.) требует оценки конкурентнои тактики нарушителя в целом для доказывания направленности деи ствии на получение преимуществ за счет репутации иного лица напправлено на внедрение в России сложившеи ся практики применения положении Парижскои конвенции к защите «гудвилла» , что уже отражено в судебнои практики ВАС РФ, Суда по интеллектуальным правам, ФАС России (дело Vacheron Constantin)

Тема 2. 2. Правовое регулирование пресечения недобросовестной конкуренции. НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОПРОЕКТА Недобросовестная конкуренция путем дезорганизации деятельности хозяи ствующего субъекта (его работников) направлено на пресечение практики подрыва сложившихся деловых, гражданско правовых и иных контрактных связеи хозяи ствующего субъекта путем недобросовестными (незаконными) методами не может быть применено фактам распространения достовернои информации либо, например, к разовым случаям перехода работников к работодателю конкуренту

Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды, соответственно, актуальность вопроса не оставляет сомнений.

Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг. Но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Однако и недобросовестная конкуренция - действия, которые направлены на получение противоречащих закону преимуществ и которые причинили (или причиняют в перспективе) убытки конкурентам, и нанести ущерб деловой их репутации, оказывает разрушительное воздействие на экономическую сферу. Для регулирования данного вопроса создана система антимонопольного законодательства .

Вопросам правового регулирования конкуренции и развития антимонопольного законодательства в РФ посвящены работы В.К. Андреева, А.В. Баркова, B.C. Белых, О.А. Беляевой, А.Ю. Бушева, Б.М. Гонгало и других.

Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.

Формирование российского антимонопольного законодательства берет начало в конце XX века. Отправная точка в данной сфере - принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, благодаря которому уже в том же году приостановили создание свыше 30 крупных концернов, которые были наделены властью по регулированию государственного имущества, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководства.

Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ, Гражданском кодексе, фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.

Антимонопольная политика преследует несколько важных целей: ограничение монополизма; ограничение злоупотребления доминирующим положением; исполнение правил конкуренции; наказание за нарушение правил; создание конкурентной среды.

Нормы антимонопольного законодательства РФ содержат Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами, Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке, ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и иные акты. Более того, отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В 1999 году был создан МАП – Министерство по антимонопольной политике.

Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида: принимаемые на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на уровне муниципальных образований.

Продуманные меры по регулированию монополий будут всячески способствовать достижению таких целей, как стабилизация рынка, усовершенствование экономики в целом, развитие конкуренции. На данный момент различают две разновидности антимонопольной политики: в отношении искусственным монополиям и в отношении естественных монополий .

По мнению специалистов, основные причины невысокого уровня развития конкуренции на территории страны: не появилось эффективных собственников, которые заботятся про развития предприятиям, неиспользование потенциала реструктуризации предприятий, малый бизнес не получит серьезного развития .

Для успешного развития антимонопольной политики, развития конкуренции и демонополизации экономики РФ нужны такие шаги:

1. Максимально жесткие меры воздействия против региональных властей, которые препятствуют свободе перемещения капитала и товаров по РФ.

2. Создание антимонопольного контроля за проведением торгов, аукционов, конкурсов.

3. Постоянное совершенствование нормативного регулирования за использование государственных средств.

Современные запреты на монополистическую деятельность разделены на несколько видов:

Запрет развития ограничивающих конкуренцию соглашений;

Запрет предприятиям злоупотреблять доминирующим положением.

Как показывает практика, именно такие злоупотребления составляют больше 60% нарушения антимонопольного законодательства .

Современное законодательство также накладывает запрет на установление монопольно низких и монопольно высоких цен, создание дефицита путем изъятия товара из обращения и навязывание контрагентам условий, который невыгодны для них.

Современное антимонопольное законодательство РФ также не разрешает сделки и действия, по итогам которых устанавливаются или расширяется рыночная власть коммерческой организации в случае, если негативные последствия для конкуренции не будут компенсированы повышением конкурентоспособности на международном и внутренних рынках. Таким образом, существующая форма контроля не мешает отечественным предприятиям интегрироваться для успешной конкуренции с зарубежными производителями .

Сегодня в РФ очень широко используют реестр в качестве инструмента антимонопольного контроля. По итогам анализа состояния товарного рынка, а также доли предприятий-участников они могут быть внесены или исключены из государственного реестра.

К сожалению, РФ подверглась негативному воздействию отраслей, которые являются естественными монополистами на рынке. На данном этапе работают более четырех тысяч монополистов (естественных монополистов – 500), продукция их составляет 7% от общего количества выпускаемых товаров.

Яркими примерами естественного монополиста являются «Газпром», Министерство путей сообщения, РАО «ЕЭС России».

Правительство использует следующие методы регулирования естественных монополий: прямое определение тарифов или же назначение их предельного уровня, определение потребителей для обязательного обслуживания, установления минимального уровня обязательного обеспечения потребителей; контроль деятельности естественных монополистов (инвестиционные проекты); реализация или сдача в аренду имущества, сделки по приобретению прав собственности.

Ключевыми проблемами, препятствующими развитию экономики, конкуренции, повышению качества товаров и снижению их стоимости для потребителя, являются сохранение государственно-монополистических тенденций в экономике, картелизация, системные проблемы законодательства о закупках, несовершенство системы тарифного регулирования.

Фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции значительная доля является хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности. Несмотря на наличие положительных примеров и практик ещё остаётся большое количество не решённых проблем, тормозящих развитие конкуренции.

Конечно, нельзя сказать, что в Российской Федерации регулирования конкуренции сейчас идет оптимальным путем. Безусловно, государством создаются законы и подзаконные акты, мероприятия, способные регулировать этот процесс. Однако проблемы есть, а наличие этих проблем приводит к тому, что в России уже несколько лет не происходит значительных сдвигов в сторону оздоровления и развития конкуренции. Проблема требует дальнейшего рассмотрения на законодательном уровне и более тщательной и детальной проработки. Только комплексный вопрос способен сдвинуть вопросы конкуренции на российском рынке с мертвой точки.

Список литературы:

  1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2012.
  2. Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: Научно-практическое руководство. М.: Статут, 2014.
  3. Истомин В.Г. К дискуссии об основных направлениях развития форм и способов защиты прав и законных интересов участников конкурентных отношений // Конкурентное право. 2015. N 2. С. 3 - 6.
  4. Кванина В.В. Правовые средства защиты частных прав и интересов в антимонопольном законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 6.