Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется системой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирования определены Конституцией РФ. Статья 8 Конституции закрепляет основополагающий принцип рыночной экономики - свободу конкуренции, п. 2 ст. 34 содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства в государстве - необходимое условие поддержки конкуренции.

Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, связанные с объектами исключительных прав, попадают в сферу его применения тогда, когда использование данных объектов направлено на ограничение конкуренции. На услуги, оказываемые на рынке ценных бумаг, Закон распространяется только в том случае, если складывающиеся на этом рынке отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарном рынке. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, являются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (далее - Закон о конкуренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон понимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денежных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, включает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются специальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. "О естественных монополиях".

Наряду с законами, правовое регулирование рассматриваемой сферы общественных отношений представлено большим количеством подзаконных нормативных актов. Например, Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. определены мероприятия по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках РФ в 1998-2000 годах. Большую роль в системе антимонопольного регулирования играют акты федерального антимонопольного органа.

Помимо специального законодательства, нормы, определяющие антимонопольные требования при осуществлении предпринимательской деятельности, содержатся в иных актах. Во-первых, это нормы ст. 10 и 1033 ГК РФ. Кроме того, следует отметить ст. 17 Закона РФ "О недрах", ст. 32 Федераль-ногс^закона "О банках и банковской деятельности", ст. 5 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", ст. 15, 17, 20 Федерального закона "О связи" и другие акты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Становление и тенденции развития антимонопольного законодательства в России. Правовые аспекты ограничения монополистической деятельности на товарных рынках. Правовое регулирования конкуренции в законодательстве США, ЕС и его воздействие на российское.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

    Понятие и характеристика товарного рынка, а также правовая основа конкуренции между субъектами предпринимательства. Описание недобросовестной конкуренции и правовая защита от нее. Регулирование естественных монополий, этапы развития законодательства.

    дипломная работа , добавлен 12.04.2016

    Понятие и сущность конкуренции и монополии, их классификация. Нормативно-правовая основа конкуренции в России. Генезис и основные направления развития антимонопольного законодательства на современном этапе. Правовое положение антимонопольного органа.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2018

    Сущность, причины возникновения конкуренции на рынке образовательных услуг, участники данного рынка, оценка их преимуществ и недостатков. Государственное регулирование рыночной конкуренции в данной сфере. Законодательство в сфере страховой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие, юридическое содержание конкуренции и ее основные признаки. Характерные особенности монополии и ее разновидности. Действия, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Антимонопольный орган и его правовой статус.

    презентация , добавлен 04.09.2016

    Сущность конкуренции в экономическом развитии общества, ее правовое регулирование в России. Оценка состояния и развитие конкурентной среды на федеральном и региональном уровне. Программа "Развитие конкуренции на рынках Еврейской автономной области".

    дипломная работа , добавлен 24.02.2013

    Правовые источники регулирования и состояние конкурентных отношений на товарном и финансовом рынках. Предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Основные полномочия Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

Конкуренция - одно из важных условий эффективного осуществления предпринимательской деятельности, представляет собой состязательность, возникающую в связи с производством и обменом материальных прав между участниками предпринимательской деятельности.

Конкурентные отношения регулируются и поддерживаются государством. Поддержка государством конкуренции осуществляется посредством предусмотренных законодательством правовых способов. Законодательство, регулирующее конкуренцию, включает в себя:

  • 1) акты антимонопольного законодательства - нормативно-правовые акты, направленные на ограничение монополизации путем государственного контроля за положением субъектов предпринимательства, капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждение и преследование монополистической деятельности;
  • 2) законодательство о недобросовестной конкуренции - совокупность нормативных правовых актов, направленных на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции.

Различают конкуренцию:

  • 1) на товарных рынках, т.е. состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке;
  • 2) на рынке финансовых услуг, т е. состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке.

Признаками конкуренции являются:

  • 1) самостоятельные действия;
  • 2) конкурирующие субъекты;
  • 3) существование определенных экономико-правовых сфер предпринимательской деятельности, именуемых рынками.

Особыми методами осуществления предпринимательской деятельности являются конкурентные действия, которые направлены на приобретение субъектами предпринимательства преимуществ в своей деятельности, направленных на получение прибыли путем привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей. Различаются следующие конкурентные действия:

  • 1) ценовые действия, при которых субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара, работы, услуги, привлекая к себе покупателей (потребителей) ;
  • 2) неценовые действия. Это другие конкурентные действия, не связанные непосредственно с установлением или снижением цен и выражающие свободный доступ на рынок для осуществления сходной предпринимательской деятельности по удовлетворению потребностей покупателей.

Субъектами конкуренции (конкурентами) признаются лица, имеющие право осуществлять конкурентные действия в виде:

  • 1) хозяйствующих субъектов. Сюда относятся российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, кроме не занимающиеся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели;
  • 2) финансовых организаций. Это юридическое лицо, которое осуществляет на основании лицензии банковские операции и сделки либо предоставляет услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера.

Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды, соответственно, актуальность вопроса не оставляет сомнений.

Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг. Но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Однако и недобросовестная конкуренция - действия, которые направлены на получение противоречащих закону преимуществ и которые причинили (или причиняют в перспективе) убытки конкурентам, и нанести ущерб деловой их репутации, оказывает разрушительное воздействие на экономическую сферу. Для регулирования данного вопроса создана система антимонопольного законодательства .

Вопросам правового регулирования конкуренции и развития антимонопольного законодательства в РФ посвящены работы В.К. Андреева, А.В. Баркова, B.C. Белых, О.А. Беляевой, А.Ю. Бушева, Б.М. Гонгало и других.

Антимонопольное законодательство РФ направлено на недопущение создания монополий, а также способствование формированию, развитию и поддержанию конкурентной среды.

Формирование российского антимонопольного законодательства берет начало в конце XX века. Отправная точка в данной сфере - принятие закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 № 948-1, благодаря которому уже в том же году приостановили создание свыше 30 крупных концернов, которые были наделены властью по регулированию государственного имущества, созданию и ликвидации таких учреждений, а также назначению их руководства.

Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ, Гражданском кодексе, фундаментальным актом является закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.

Антимонопольная политика преследует несколько важных целей: ограничение монополизма; ограничение злоупотребления доминирующим положением; исполнение правил конкуренции; наказание за нарушение правил; создание конкурентной среды.

Нормы антимонопольного законодательства РФ содержат Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 в виде запрета, ограничения, дискриминации на пользование недрами, Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 № 60-ФЗ указывает на недопущение отказа заключения государственного контракта с поставщиками, занимающими доминирующее положение на рынке, ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ и иные акты. Более того, отношения в этой сфере могут регулироваться постановлениями Правительства РФ, а также актами антимонопольного органа. В 1999 году был создан МАП – Министерство по антимонопольной политике.

Уровни антимонопольного законодательства делятся на 3 вида: принимаемые на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ, на уровне муниципальных образований.

Продуманные меры по регулированию монополий будут всячески способствовать достижению таких целей, как стабилизация рынка, усовершенствование экономики в целом, развитие конкуренции. На данный момент различают две разновидности антимонопольной политики: в отношении искусственным монополиям и в отношении естественных монополий .

По мнению специалистов, основные причины невысокого уровня развития конкуренции на территории страны: не появилось эффективных собственников, которые заботятся про развития предприятиям, неиспользование потенциала реструктуризации предприятий, малый бизнес не получит серьезного развития .

Для успешного развития антимонопольной политики, развития конкуренции и демонополизации экономики РФ нужны такие шаги:

1. Максимально жесткие меры воздействия против региональных властей, которые препятствуют свободе перемещения капитала и товаров по РФ.

2. Создание антимонопольного контроля за проведением торгов, аукционов, конкурсов.

3. Постоянное совершенствование нормативного регулирования за использование государственных средств.

Современные запреты на монополистическую деятельность разделены на несколько видов:

Запрет развития ограничивающих конкуренцию соглашений;

Запрет предприятиям злоупотреблять доминирующим положением.

Как показывает практика, именно такие злоупотребления составляют больше 60% нарушения антимонопольного законодательства .

Современное законодательство также накладывает запрет на установление монопольно низких и монопольно высоких цен, создание дефицита путем изъятия товара из обращения и навязывание контрагентам условий, который невыгодны для них.

Современное антимонопольное законодательство РФ также не разрешает сделки и действия, по итогам которых устанавливаются или расширяется рыночная власть коммерческой организации в случае, если негативные последствия для конкуренции не будут компенсированы повышением конкурентоспособности на международном и внутренних рынках. Таким образом, существующая форма контроля не мешает отечественным предприятиям интегрироваться для успешной конкуренции с зарубежными производителями .

Сегодня в РФ очень широко используют реестр в качестве инструмента антимонопольного контроля. По итогам анализа состояния товарного рынка, а также доли предприятий-участников они могут быть внесены или исключены из государственного реестра.

К сожалению, РФ подверглась негативному воздействию отраслей, которые являются естественными монополистами на рынке. На данном этапе работают более четырех тысяч монополистов (естественных монополистов – 500), продукция их составляет 7% от общего количества выпускаемых товаров.

Яркими примерами естественного монополиста являются «Газпром», Министерство путей сообщения, РАО «ЕЭС России».

Правительство использует следующие методы регулирования естественных монополий: прямое определение тарифов или же назначение их предельного уровня, определение потребителей для обязательного обслуживания, установления минимального уровня обязательного обеспечения потребителей; контроль деятельности естественных монополистов (инвестиционные проекты); реализация или сдача в аренду имущества, сделки по приобретению прав собственности.

Ключевыми проблемами, препятствующими развитию экономики, конкуренции, повышению качества товаров и снижению их стоимости для потребителя, являются сохранение государственно-монополистических тенденций в экономике, картелизация, системные проблемы законодательства о закупках, несовершенство системы тарифного регулирования.

Фактором, отрицательно влияющим на развитие конкуренции значительная доля является хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности. Несмотря на наличие положительных примеров и практик ещё остаётся большое количество не решённых проблем, тормозящих развитие конкуренции.

Конечно, нельзя сказать, что в Российской Федерации регулирования конкуренции сейчас идет оптимальным путем. Безусловно, государством создаются законы и подзаконные акты, мероприятия, способные регулировать этот процесс. Однако проблемы есть, а наличие этих проблем приводит к тому, что в России уже несколько лет не происходит значительных сдвигов в сторону оздоровления и развития конкуренции. Проблема требует дальнейшего рассмотрения на законодательном уровне и более тщательной и детальной проработки. Только комплексный вопрос способен сдвинуть вопросы конкуренции на российском рынке с мертвой точки.

Список литературы:

  1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2012.
  2. Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: Научно-практическое руководство. М.: Статут, 2014.
  3. Истомин В.Г. К дискуссии об основных направлениях развития форм и способов защиты прав и законных интересов участников конкурентных отношений // Конкурентное право. 2015. N 2. С. 3 - 6.
  4. Кванина В.В. Правовые средства защиты частных прав и интересов в антимонопольном законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 6.