Стиннет Баллу

Доктрина второго пришествия Христа всегда вызывала споры. Многие прилежные христиане не могут согласиться с тем, что говорит Библия о Втором Пришествии Христа. Я молюсь, чтобы Дух Святой помог нам «правильно понимать Слово Истины.»

Начнем с Божьих обещаний, касающихся Второго Пришествия Христа. Здесь невозможно досконально рассмотреть все обещания, которые даны в Библии по этому вопросу, но мы остановимся на некоторых из них.

Сегодня многие отрицают то, что Христос снова придет на землю, поэтому так много людей, даже среди верующих, которые сомневаются о Его Втором Пришествии. Очень много спорят о том, что произойдет в Его Второе Пришествие. Бог знал, что такие люди появятся, поэтому Он сказал Петру написать о них в Божьем Слове. Во 2-Петре 3:3-4, Писание говорит: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается также». Мы определенно живем в те дни.

Обратите внимание во 2-Петра 3:9, «Не медлит Господь с исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» Здесь мы видим, что неважно что говорит человек, Господь не медлит со Своим обещанием. Обратите внимание, что слово «обещание» использовано в единственном числе, говоря об одном обещании. Господь не медлит ни с одним из Своих обещаний, но то обещание, о котором Он говорит здесь — это Его обещание придти снова. Неважно, есть те, кто сомневается в этом обещании, кто попытается опровергнуть его, — что бы там ни говорили, ИИСУС ХРИСТОС ПРИДЕТ СНОВА, КАК ОН ОБ ЭТОМ СКАЗАЛ В СВОЕМ СЛОВЕ.

В Божьем Слове есть так много обещаний о Втором Пришествии Христа, что даже трудно выбрать, с чего начать. Я буду говорить только об обещаниях в Новом Завете. Одно из обещаний Нового Завета, которое ясно указывает на Второе Пришествие Христа, содержится в книге от Матфея 16:27. «Ибо придет Сын человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам их.» И если бы это было единственным во всей Библии обещанием, данным нам о наступлении Второго Пришествия, этого было бы достаточно для нас, чтобы поверить, что Он придет снова.

Для меня, одно из Его самых ценных обещаний о Его втором приходе, находится в книге от Иоанна 14:1-3, «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю место вам, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я.» Здесь обещание о Втором Пришествии Христа как бы зависит на других событий: «Если Я пойду» и «приготовлю место для вас». Теперь мы должны ответить на эти два вопроса. Он пошел? И приготовил ли Он место для нас? Опять же ответы на эти вопросы находятся в Писании. В Деяниях 1:9-11, у нас свидетельство того, что Он уходит. Когда Господь Иисус стоял на горе Еллионской со Своими учениками, мы читаем: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.» Здесь мы видим, что Он ушел.

Второе состояние, которое наш Господь помещает в обещание Своего Второго Пришествия, от Иоанна 14:3 — это «и приготовлю место вам». В Откровении 21:2, этот же Иоанн сказал: «И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.» Господь сказал: «Если Я пойду и приготовлю». Он пошел и Он приготовил, и Он придет опять, как пообещал. Верите ли вы этому или нет, это не изменит того факта; ОН ПРИДЕТ СНОВА, КАК ПООБЕЩАЛ.

Здесь список некоторых других ссылок, найденных в Новом Завете, где вы сможете найти обещание о Втором Пришествии Христа. Изучите их все. Можно было упомянуть много других ссылок, но пока этих будет достаточно.

  1. Матфея 24:44
  2. Филиппийцам 3:20
  3. 1-Фессалоникийцам 1:10
  4. 1-Фессалоникийцам 4:13-18
  5. Титу 2:13
  6. Евреям 9:28
  7. Евреям 10:37
  8. Иакова 5:7-8
  9. 1-Иоанна 2:28
  10. 1-Иоанна 3:1-3
  11. Иуды 14-15
  12. Откровение 1:7
  13. Откровение 3:11
  14. Откровение 22:7
  15. Откровение 22:12
  16. Откровение 22:20

Программа второго пришествия Христа.

Есть много разных мнений о Программе Второго Пришествия Христа. Одни будут учить, что Второе Пришествие Христа было в день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой. Этого не может быть потому, что 15 или 16 ссылок перечисленных выше, были написаны после Пятидесятницы. Другие говорят, что Второе пришествие Христа это и есть само спасение, но и это не так. Когда Христом спасал нас, Он пришел на землю, чтобы жить среди нас, в нашем доме. А во Втором Своем пришествии, Он придет и заберет нас на небеса, чтобы жить с Ним уже в Его доме. Некоторые говорят, что когда святой умирает, Господь приходит, берет его и несет на небеса. Таким образом, они делают смерть святого Вторым Пришествием Христа. Но это неверно. В момент смерти, На Второе Пришествие, Он придет Сам, чтобы взять нас и дать нам особенный эскорт по воздуху на небо. Поэтому, мы видим очень ясно, что, когда Христос говорил о Своем Втором Пришествии, Он не говорил о Пятидесятнице, или же о спасении, или смерти святого, но Он говорил об определенном времени в будущем, когда Сам Господь лично в теле придет снова.

Есть два важных события во Втором Пришествии Христа. Первое, Восхищение Церкви перед периодом Великой Скорби. Под этим, мы понимаем, что Христос спустится на воздухе, чтобы забрать Свою Церковь перед тем, как начнется период скорби. Святые, которые уже умерли в Господе все воскреснут, а живые святые изменятся. Они восхищены будут не встречу с Господом, 1-Фесс. 4:16-17. Потом мы все с Ним пойдем на небеса. Второе главное событие — это Возвращение Христа будет перед Тысячелетним Царствованием. Оно наступит, когда Он придет на землю, чтобы сесть на престоле Своего отца Давида, чтобы править тысячу лет. Это будет по окончанию периода скорби.

ДК. СТИННЕТ БАЛЛУ,

Основные библейские доктрины для начинающих верующих.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ - в христианском вероучении второе появление Христа (Спасителя) на Земле в «конце мира» (конце света) по завершении земного существования человечества. Обещание пришествия — один из мощных аргументов в воспитательном воздействии церкви на паству (верующих), ибо вместе со вторым пришествием ожидается и Страшный суд над грешниками.

Ожидание следующего появления Спасителя за 2 тыс. лет породило немало несбывшихся предсказаний, разочарований в пророчествах и пророках.

Вернется ли Христос во второй раз? Первым на этот вопрос ответил (разумеется, положительно) сам Христос. Позже ни один смертный (за исключением отъявленных богохульников и рядовых атеистов) не сомневался во втором пришествии. Сроки коего всегда назывались разные, и каждый раз — достаточно близкие.

Ни одно из многочисленных правдивых предсказаний не сбылось с той только оговоркой, что все психбольницы завалены лже-Иисусами. Впрочем, мы должны признать — появись сейчас и настоящий Христос, увы, но в погрязшем в грехе мире он со своими «несовременными взглядами» тоже сильно рисковал бы попасть в психлечебницу.

В 1917 году знание о месте второго пришествия утвердилось у католической церкви сразу после явления перед многотысячной толпой свидетелей Божьей Матери в деревушке Фатима, недалеко от Лиссабона в Португалии. Этот феномен имеет название «третий секрет Фатимы». Единственная девочка (из трех детей), которая прожила дольше своих друзей, навсегда была заточена в застенках монастыря, без права общения с журналистами.

В чем заключался секрет Фатимы — до сих пор открыто не оглашалось (преднамеренная утечка информации якобы гласила: было «повеление свыше, чтобы Россия была обращена в католичество»). Слухи утверждают также, что католическая церковь якобы скрывает и сообщенное в 1917 году время второго пришествия. Так это или нет — неизвестно.

11 августа 1999 года (в день, когда многие предсказывали конец света), по мнению астролога Н.Н. Глазковой, скорей всего, должен был родиться некий великий человек. Объясняет она свою догадку тем, что планеты Солнечной системы выстроились крестом — так же, как это было при рождении Александра Македонского: Земля и Меркурий «сверху креста», Юпитер и Сатурн «справа», Уран и Нептун «снизу», Плутон и Марс «слева».

Темы Христа и даты его появления остаются популярными во всем христианском мире уже две тысячи лет. И в разное время ясновидящие указывали на такие даты явления Христа.

В 1—11 веках н.э.; в 1042; 19 октября 1814 (И. Сауткотт); 1928 [«Атлантида» 1995, № 1, с. 3]; мае и июне 1990; начале 1991; 1992; 28 октября 1992; 1993; 24 ноября 1993 («Белое братство»); 1994 (Ф. Бонжан); 31 марта 1996; 1998 (реинкарнация Бога по X. Чену); 1999; 11 августа 1999 (Н. Глазкова); 12 ноября 1999 (Р. Джеффрис); 2000; конец 2000 (клонирование Христа); 2001; и других годах.

Где появится Спаситель? Очень много выпадало предсказаний на год окончания XX века. Многие российские ясновидящие почти в один голос утверждали, что «явится Он, конечно же, в России». Голливудские фильмы непременно помещали Иисуса в Сан-Франциско, французы — в Париж, и так — почти в каждой христианской стране. Американцы утверждали, что «один из новых мессий уже живет в Лондоне». Лишь некоторые, впрочем,вспоминали про Иерусалим, место казни Христа.

В текстах Библии сам Иисус Христос и апостолы не только не указывают определённо на день и час второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности для человека знать это (Мф. 24:36; Деян. 1:6-7; 2Пет. 3:10 и др.). Впрочем, они указали некоторые признаки этого времени, как то: появление многих лжехристов (Мф. 24:5; 1Ин. 2:18), распространение проповеди евангельской по всему миру, всем народам (Мф. 24:14), оскудение веры и любви в людях (Мф. 24:12; Лк. 18:8), страх перед бедствиями, которые должны постичь Землю (Лк. 21:26) и явление беззаконника (греч. ὁ ἄνομος) (2 Фес. 2:8), то есть антихриста.

В притче о смоковнице (Мф. 24:32-33; Лк. 21:29-31) Иисус Христос указал способ определения приближения Дня Господня: когда деревья распускаются — то лето близко. Когда «пришествие Сына Человеческого» будет «близко, при дверях», то ученики будут способны это узнать (Мф. 24:33). Христос просит учеников увидеть приближение Царствия Божьего и восклониться (Лк. 21:28; Лк. 21:31).

Как и в пророчествах Ветхого Завета, пророчества Нового Завета говорят о том, что второму пришествию будут предшествовать многие катаклизмы (землетрясения) и знамения на небе (помрачения солнца и луны, падения звёзд с неба).

«И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою
(Мф. 24:29,30)»

Согласно текстам Нового Завета, Второе пришествие Христово для суда над миром будет видимым для всех людей на Земле.

Отк. 1:7 — «и узрит Его всякое око»;
Мф. 24:30 — «и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою»;
Мр. 13:26 — «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою»;
Лк. 21:26,27 — «люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою».

Следующие исторические события некоторыми богословами XIX века (Иосиф Вольф, Эдвард Ирвинг, Уильям Миллер, Джозеф Смит, Леонард Келбер, Мейсон, Уинтроп) рассматривались как возможное начало исполнений пророчества Иисуса Христа о его втором пришествии:

Лиссабонское землетрясение 1 ноября 1755 года
Солнечное затмение 19 мая 1780 года
Двухдневный звездопад с 12 по 13 ноября 1833 года
Эдикт о веротерпимости в Святой земле 21 марта 1844 года
Религиозное возрождение в конце XVIII и первой половине XIX века в Англии и США

В настоящее время следующие люди утверждают или утверждали ранее, что являются пришедшим во второй раз Иисусом Христом, и пользуются доверием некоторого количества последователей (в скобках указана страна и год объявления себя вторым пришествием):

Федор Рыбалин (Россия, примерно 1920) — пользовался доверием около 7 тысяч человек, отправлен в психиатрическую лечебницу.
Мун Сон Мён (Республика Корея, примерно 1960) — лидер секты «Церковь объединения»
Константин Руднев — лидер тоталитарной секты Ашрам Шамбалы (СССР, 1989)
«Мария Дэви Христос» (СССР, 1990) — лидер деструктивной секты «Белое братство»
Виссарион (СССР, 1991) — лидер секты «Церковь последнего завета»
Сёко Асахара (Япония, начало 1990-х) — лидер террористической тоталитарной секты «Аум Синрикё»
Григорий Грабовой (Россия, 2004) — осуждён за мошенничество в особо крупных размерах, провёл несколько лет в заключении
Мехмет Али Агджа, Турция, 2010.

И в конце самое свежее предсказание о втором пришествии.

Раввин Йосеф Бергер утверждает, что 2022 год станет осуществлением библейского пророчества. Великое Пришествие Иисуса Христа состоится в 2022 году и этому будет предшествовать объявленное учеными рождение новой звезды.

В 2022 году на ночном небе вспыхнет новая звезда. Ее возникновение является результатом столкновения двух других небесных тел. На протяжении шести месяцев эта звезда будет самой яркой на небе - для невооруженного глаза.

Если учесть, что это первый случай, когда люди смогут наблюдать подобный момент, не прибегая к сложной технике, то это важное событие в человеческой истории само по себе, однако, может статься, что оно еще важнее, чем нам кажется.

Раввин утверждает, что новая звезда прямо указывает на пришествие Мессии. Он высказал предположение, что эта звезда явится осуществлением библейского пророчества из Книги Чисел, согласно которому звезда предшествует появлению сильного военного лидера.

Библия говорит о втором пришествии Иисуса Христа. Насколько можно верить этому пророчеству и еще многим предсказаниям современных и ветхозаветных пророков, какие признаки скорого пришествия Спасителя, есть ли у человечества возможность избежать страшного апокалипсиса?Библия

В самом начале книги Деяний написано о том, как Иисус вознесся в облаке на небеса и просто исчез из вида. Далее сказано, что ученикам, которые видели это чудо, явились два небесных Ангела и провозгласили о том, что Иисус вернется точно так же, как и ушел. В других посланиях совершенно очевидно сказано о пришествии Сына Человеческого с неба на облаке и о том, что все народы увидят Его славу.
О времени пришествия никто не знает, но просчитать это совсем нетрудно. Есть ряд зашифрованных указаний и примет в Новом и Старом Завете, которые начинают сбываться в наше время.
Например, существует явное указание на взрыв Чернобыля в книге Откровений, где сказано о звезде по имени Полынь (в укр. языке Чернобыль), которая упадет на землю при трубном звуке 4-го ангела и часть вод станут горьки. Все мы знаем, что это пророчество сбылось 20 лет назад, при взрыве Чернобыльской АЭС, когда произошла экологическая катастрофа, последствия которой проявляются до сих пор. Если учесть, что трубящих Ангелов будет семь, нетрудно догадаться, сколько осталось человечеству времени до пришествия Иисусу Христа.
Еще одной явной приметой приближения конца света является компьютеризация. О том, что не будут продавать и покупать за деньги, тоже есть указание в Библии.

Пророчества Даниила (Старый Завет)

Пророк Даниил обладал сверхъестественной способностью к расшифровке сновидений, а также к предсказаниям событий ближайшего и далекого будущего. Существует его пророчество и о конкретной дате второго пришествия Иисуса Христа. Естественно оно тоже зашифровано. Путем несложных вычислений можно определить приблизительный год пришествия Мессии (2036-2038 г).

Пророчества современных провидцев о втором пришествии Христа

Эдгар Кейси.
Существует несколько интерпретаций и вариантов на эту тему.
1. Вариант.
Рождение неземного ребенка (2013 г), который будет творить сверхъестественные чудеса исцеления. Его признают Иисусом Христом, он будет осуществлять посредническую миссию между человечеством и инопланетянами (фантастика для наивных). Кстати, чудеса исцеления сегодня встречаются буквально в каждой церкви, любой деноминации, просто по молитве пасторов, батюшек и обычных верующих людей, что является явным признаком приближения Небесного Царства.
2. Вариант.
Мессия явится с неба в начале 21-го века. Признаком приближения Его пришествия будет находка библиотеки Атлантов под сфинксом в Египте.

Ванга.
Конкретного указания даты о пришествии Иисуса Христа у этой провидицы не было, но она говорила о белом одеянии Иисуса и о том, что пришествие близко.

В течениях сектантства, сформировавшихся на фоне постоянного нагнетания эсхатологических страстей, всегда налицо стремление к предсказанию конкретных дат Второго пришествия. Как правило, для этой цели применяется формула “день за год”, возникшая в первом столетии по Р. Х. в среде раввинов, истолковывавших так периоды времени в 1290, 1335 и 2300 дней из книги пророка Даниила. Мы встречаем подобные способы расчета у аббата Иоахима Флорского (XII в.), известного своим эсхатологическим рвением. Пользуясь этим методом, он объяснял и 1260 дней, упомянутых в Откр 11:3; 12:6.

Время шло, и разные толкователи устанавливали длинную череду дат. Американский богослов Джонатан Эдвардс (1703–58) предрек открытие царства Христова в Америке в конце XIX–начале XX в.

Европейские политические катаклизмы начала XIX века породили новый всплеск предсказаний. Англичанин Джон А. Браун в начале 1800-х гг. напечатал объяснение 2300 дней из Дан 12, доказывая, что они закончатся в 1844 г. В 1831 г. отец адвентизма Миллер “позаим­ст­вовал” у него этот год, назначив явление Спасителя на 22 октября 1844 г.; после долгих колебаний он остановился на промежутке между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Его последователь Х. Эдсон скорректировал дату конца мира, перенеся ее на 1914 г., потом - на 1932–1933 гг. Последнее предсказание адвентистов назначало апокалипсис на 1995 год.

В 1832 г. представители харизматических толков духоборов, живших в Крыму, распродали имущество и целыми семьями двинулись в Закавказье - встречать на горе Арарат Христа. В 1864 г. кавказские молокане села Карабулах объявили о Втором пришествии. Закавказские духоборы ожидали конца мира 29 июня 1895 г., когда, по их мнению, с неба должен был явиться их вождь Петр Калмыков. В 1928 г. дух сказал одной представительнице евангельских христиан пятидесятников сионистов из деревни Романовка, что надо срочно ехать на Сион встречать Христа. Подобное случалось неоднократно в сектах хлыстов, скопцов, молокан, малевановцев.

По предположениям Свидетелей Иеговы, Второе пришествие будет совершаться при их деятельном участии. “И скоро произойдет «откровение сынов Божиих». В Армагеддоне братья Иисуса будут открыты людям в их небесной славе как те, кто уничтожит врагов Иеговы . В учении “Сторожевой башни” существует несколько дат, связанных с этим предполагаемым событием . Они имеют свою предысторию, уходящую корнями в прошлое.

Уже упомянутый Джон А. Браун огласил дату: 1914 г., причем получил он ее так же, как впоследствии руководство Свидетелей Иеговы. Впервые Браун опубликовал свое истолкование “семи времен” из Дан 4 в 1823 г. Согласно его методу, эти “семь времен” превращаются в 2520 лет точно таким же образом, как в сегодняшних публикациях “Сторожевой башни”. Правда, Браун начал отсчет с 604 г. до Р. Х., поэтому “дни” заканчивались в 1917 г., когда “полная слава царства Израиля найдет свое совершенство”. Дальнейшая коррекция привела к исправлению этой даты. После того, как пророчество о 1844 г. не исполнилось, произошел раскол адвентистских групп движения Второго пришествия, большинство из которых установило новые даты возвращения Христа. Одна из таких групп сформировалась вокруг Н. Х. Барбора из города Рочестер (штат Нью-Йорк). Барбор изучил работы Брауна, принял большинство его толкований, но изменил начало отсчета 2520 дней на 606 г. до Р. Х., получив в результате 1914 г. (на самом деле он ошибся в расчетах, так как добавил только 2519 лет).

Для приверженцев движения Второго пришествия Барбор издавал журнал под названием “Полночный крик”, а затем “Вестник утра”. В июле 1878 г., то есть за год до выхода первого выпуска “Сторожевой башни”, редакция “Вестника утра” заявила, что “времена язычников” заканчиваются в 1914 г.

В это время помощником редактора упомянутого журнала движения Второго пришествия стал Ч. Т. Расселл, который позже в своей статье, помещенной в номере “Сторожевой башни” от 15.07.1906 г., не скрывал факт сотрудничества с Барбором, заимствование его хронологии, многое в которой, в свою очередь, было заимствовано у Джона А. Брауна.

Толкование “семи времен” и даты 1914 г., принятые Расселлом, были связаны с 1874 г., имевшем первостепенное значение в глазах Барбора и его приверженцев (до 1914 г. были еще десятки лет, а 1874 г. только что прошел). Они считали, что 1874 г. отмечал конец 6000 лет человеческой истории, и ожидали в этом году возвращения Христа. Иногда, впрочем, назначалась другая дата вхождения человечества в седьмое тысячелетие, “тысячелетие Царства Бога” - 1872 г.

По прошествии 1874 г. пришлось наметить еще одну дату - 1878 г. “Единственная цель этого действия отметить параллельную точку времени этой жатвы, когда Он в действительности должен принять царственное положение и власть. Эта дата приходится на весну 1878 года, то есть три с половиной года спустя после Своего Второго пришествия, в начале периода жатвы в 1874 году . Когда названные сроки прошли, наступило очередное разочарование. В это время один из членов движения Второго пришествия Б. У. Кит обнаружил, что в одном из переводов Нового Завета - “Эмфатической диаглотте”, в стихах о возвращении Христа вместо слова coming ‘пришествие’, употреблялось слово presence ‘присутствие’. Кит подал Барбору идею о том, что Христос действительно вернулся в 1874 году, но невидимо, и что Он незримо “присутствует”, выполняя дело суда.

Понятие “невидимого присутствия” позволило адвентистам, связанным с Барбором, сказать, что, в конце концов, их “дата (1874 год) оказалась верной, но ожидания в связи с этой датой были неверными ” . Это объяснение было принято и заимствовано Расселом. Позже он изменил дату на 1914 год: “…глаз человека не увидит Его во время Второго пришествия, и что Он не придет во плоти <…> Иисус Христос взошел на Царство в 1914 году по Р. Х., но невидимо для людей… ” .

Учение о невидимом возвращении Господа на землю и о реализации Его воли в деятельности общества Сторожевой башни противоречит яснейшим указаниям Священного Писания, свидетельствующим о видимом Втором пришествии: “ибо, как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого <…> и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою” (sper gr strapѕ xrcetai p natolоn ka fanetai wj dusmоn, otwj stai parousa toа uѓoа toа nqrиpou <…> ka yontai tn uѓn toа nqrиpou p tоn nefelоn toа oranoа met dunmewj ka dxhj pollj, Мф 24:27,30). В настоящее время Свидетели Иеговы придерживаются приведенного выше мнения Рассела, что слово parousa обозначает здесь не ‘пришествие’, а ‘присутствие’. В Новом Завете это слово употребляется и в других местах, например, апостол Павел пишет: “Я рад прибытию Стефана” (carw dќ p t parousv Stefan,1 Кор 16:17). Слово parousa явно означает здесь именно, что Стефана был в другом месте и пришел к апостолу Павлу, а не незримо присутствовал с ним в духе. Parousa Господа нашего Иисуса Христа будет совершенно явной, ибо Он “придет таким же образом, как <…> видели Его восходящим на небо” (Деян 1:11).

Сегодня несколько миллионов Свидетелей верят и учат о том, что невидимое присутствие Христа началось в 1914 г. Однако в течение почти пятидесяти лет Общество Сторожевой башни, выступая в роли пророка, относило сие событие к 1874 г. .

В 1922 г. было принято решение о том, что Христос официально начал править Своим Царством в 1914 г., хотя до этого иеговисты десятилетиями учили, что это произошло в 1878 г.

Современная точка зрения Корпорации на начало воскрешения помазанных христиан, умерших со времен Христа до наших дней, указывает на дату 1918 г. Ранее утверждалось, что произошло это событие в 1881 г.

Со дня своего основания Сторожевая башня учила, что “жатва” будет идти с 1878 до 1914 г., а в 1914 г. будут разрушены все учреждения этого мира, созданные человеком. Сейчас это начало “жатвы” относят к 1919 г.

Падение “мировой империи лжерелигии”, “Вавилона великого”, первоначально назначалось на 1878 г., но по причине неисполнения было перенесено на 1914, а затем на 1918 г., впрочем с тем же результатом.

Итак, в старых выпусках “Сторожевой башни” начиная с 1879 г. видна убежденность членов общества в том, что в 1874 г. Христос начал Свое незримое присутствие, то есть вошел в правление Своим Царством. Ожидался скорый переход в небесную жизнь, после которого для людей исчезнет возможность стать частью “невесты Христовой”. Все смуты должны закончится к 1914 г., когда будут ликвидированы все человеческие системы правления, которые заменит Христово Правление: “…сроки жатвы еврейского и евангельского времен параллельны не только по своему началу, но и по продолжительности; жатва еврейского времени продолжалась все 40 лет <…> Наша жатва, начавшись в 1874 году, завершится вместе с концом «дня гнева» и концом «времен язычников» ” . В дополнительной статье, озаглавленной “Долго ли, Господи?”, утверждалось: “…переход из естественного в духовное состояние настанет в первой половине или к осени текущего 1881 года <…> святые перейдут в духовное состояние и дверь в высокое призвание закроется к 1881 году ” . Разумеется, ожидания “помазанных христиан”, принадлежащих к “классу невесты”, не осуществились. Несмотря на это, они продолжали считать, что Христос начал Свое совершенное правление в 1878 г.: “Действительное присутствие Господа как жениха и жнеца - октябрь 1874 года н. э. Власть и титул царя, принятые спустя 3,5 года - 1878 год н. э. Номинальный христианский дом отвергнут; очищение духовного храма. Полное разрушение номинального христианства, совершившееся через 37 лет после отвержения или через 40 лет после начала жатвы - 1914 год н. э. ” . В 1911 г. Сторожевая башня все еще утверждала, что “Вавилон великий” пал в 1878 г., а его “полный конец” придет в октябре 1914 г. Однако закрытие небесной двери отсрочили: “…дверь в собрание небесных наследников еще не закрыта, она остается открытой на некоторое время для того <…> чтобы другие вошли принять свои венцы… ” .

Конечная дата - 1914 г. - была теперь близка. От этого срока ожидали очень многого. В книге “Время близко”, выпущенной за 25 лет до 1914 г., выделены семь моментов:

В этой главе мы представим библейское доказательство, что окончание времен язычников, окончание их права на власть, наступит в 1914 году; и что кроме этого, эта дата будет границей правления несовершенных людей. И, заметьте, если это будет твердо основано на Священном Писании, тогда окажется:

1. Этот год будет началом Царства Божия, ибо Сам наш Господь учил молиться, говоря: «Да приидет Царствие Твое». Царство Божие в это время будет полностью всем управлять, твердо будет основано на земле.
2. На нашей земле правление возьмет в свои руки новый правитель земли <…> но на протяжении значительного времени до этой даты он низвергнет все земные правительства и учредит вместо них Свое праведное правление.
3. Некоторое время перед окончанием 1914 года последний член божественно-признанной церкви Христа, «царственного священства», «тела Христова» будет прославлен с главою Христом, ибо каждый член должен царствовать со Христом, будучи сонаследником Царствия.
4. От 1914 года и впредь Иерусалим не будет более попираем язычниками, но восстанет из праха унижения к чести, ибо времена язычников окончатся.
5. С этого времени прекратится ожесточение Израиля, ибо их ожесточение простирается до времени, «пока войдет полное число язычников».
6. Время великой скорби, которой не было с начала мира и не будет, достигнет своей кульминации во всемирном господстве анархии.
7. …будут сокрушены и разбросаны «все власти» (гражданские и церковные) - железо и глина .

Подобные высказывания не были единичными. В книге “Приблизилось время”, вышедшей в 1889 г., мы читаем: “…в течение ближайших 26 лет все существующие правительства будут свергнуты и распадутся <…> В свете сильного библейского свидетельства о временах язычников, мы считаем установленной истиной то, что окончательное падение царств этого мира и полное установление Царства Божьего совершится к концу 1914 года н. э. ” . В 1891 г. была издана книга Рассела “Да приидет Царствие Твое”, где на с. 153 сказано: “…к концу 1914 года полностью уйдет то, что Бог называет Вавилоном, а люди - христианским миром… ” . В 1892 г., в выпуске от 15 января “Сторожевая башня” утверждала, что “дата завершения «брани» определенно указана в Писании как октябрь 1914 года ” . Короткая статья из выпуска “Сторожевой башни” за июль 1894 г. показывает, что политическое положение того времени рассматривалось как явное доказательство того, что мир вот-вот должен войти в состояние агонии, причем утверждалось “что это Божьи сроки, а не наши <…> что 1914 год означает не начало, а конец времени бедствий ” .

С приближением 1914 г. прогнозы становились все осторожнее. Если раньше Рассел настаивал, что буря бедствий и всеобщая анархия разразятся до наступления октября 1914 г., то в выпуске журнала за 1904 г. он писал: “Теперь мы полагаем, что анархическая кульминация великого времени бедствий, предшествующая тысячелетнему благословению, произойдет после октября 1914 года н. э. - мы считаем, что это произойдет очень скоро, - «в один час», «внезапно» ” .

Далее последовали еще более осторожные высказывания. Если в 1894 г. Рассел утверждал, что приводимые даты были “Божьими сроками, а не нашими ”, то за семь лет до наступления 1914 года он вдруг заявил, “что мы никогда не объявляли свои вычисления непогрешимо верными <…> мы всегда утверждали, что они основаны на вере ” . Таким образом, получилось, что если кто-то выражал сомнения в связи с хронологией Общества, то ставилась под сомнение не эта хронология, а вера и отношения с Богом сомневающегося.

Рассел умер в 1916 г., оставив после себя пророчества о сроках, из которых не исполнилось ни одно, и тысячи сбитых с толку последователей. В книге “Свет - я”, изданной в 1930 г., сложившаяся ситуация описывалась следующим образом: “Весь Божий народ с радостным нетерпением ждал 1914 год. Когда он настал и прошел, последовало много разочарований, скорби и печали, и на Божий народ посыпалось множество упреков. Над ним насмехались священники и особенно их союзники, на него показывали с презрением, потому что так много говорилось о 1914 годе и о том, что должно было произойти, а эти «пророчества» не исполнились ” . Такое положение дел унаследовал судья Резерфорд (в литературе эта фамилия часто не вполне корректным образом передается как Руттерфорд), избранный Президентом Общества в январе 1917 г. Перед ним стояли два варианта действий: признать ошибку или попытаться оправдать ложные предсказания предшественника. Судья выбрал второй путь.

Чтобы оживить слабеющее доверие читателей “Сторожевой башни”, Резерфорд в экстренном порядке организовал издание книги “Разга­данная тайна”, вышедшей в свет в 1917 г.

В книге были сделаны попытки передвинуть некоторые из ожидавшихся событий с 1914-го на 1918 г., при помощи параллели с разгромом еврейского восстания римлянами. 1918 и 1920 гг. были объявлены временем уничтожения церквей, которое начнется с России и распространится по всему миру. Весне 1918 г. приписывалось величайшее значение: “В 1918 году, когда Бог разом разрушит все церкви и миллионы членов церквей, все, кто избежит этого, придут к работам пастора Рассела, чтобы познать, что означает падение «христианства» ” .

В 1920 г. “Разгаданная тайна” была переиздана с под­строчным примечанием, касающимся даты 1918 г.: “Исполнение этого пророчества начнется в России в 1918 г. ” .

Грандиозные события должны были осуществиться, по мнению автора, и в 1920 г. К этому сроку гигантские революции, начавшиеся в 1918 г., достигнут кульминации, в результате чего всякое упорядоченное правительство исчезнет: “Даже республики исчезнут осенью 1920 года. Все царства земли погибнут, их поглотит анархия ” . Впрочем, самому революционному движению, по мнению автора, также не повезет:“…оно будет полностью сокрушено, все целиком. Все его следы исчезнут в ярости мировой всепоглощающей анархии осенью 1920 года ” .

Несмотря на эти грозные слова очередного пророчества и убежденность читателей, внимающих им, ничего даже близко похожего не произошло ни в этот год, ни предшествующие 1914 и 1918. “Всплеска бедствий ” в христианском мире так и не случилось, правительства не были свергнуты, церкви не были разрушены.

В 1920 г. президент Общества Сторожевой башни опубликовал брошюру под названием “Миллионы живущих теперь не умрут вовек”. Эта броская фраза и по сей день используется организацией, но тогда она имела другой смысл, так как была привязана к новой дате - 1925 год. Подразумевалась, что многие миллионы из живущих в 1920 году доживут до 1925-го, когда “…прежний порядок, ветхий мир заканчивается и поэтому скоро погибнет, что наступает новый порядок, что 1925 год принесет воскресение достойных праведников древности и начало восстановления, представляется резонным заключить, что миллионы людей, живущих сейчас на земле, все еще будут на земле в 1925 году. Тогда, основываясь на обетованиях божественного слова, мы должны сделать твердый и неоспоримый вывод о том, что миллионы живущих теперь не увидят смерти вовек ” .

Резерфорд, впрочем, не был изобретателем идеи о воскресении ветхозаветных праведников. Еще на 1915–1916 гг. его предшественник впервые напророчил воскресение патриархов Ветхого Завета. “Начало первой фазы Царствия в конце 1914 года, как мы понимаем, состоит в воскресении святых древности, - от Иоанна Крестителя до Авеля, Авраама, Исаака, Иакова и всех святых пророков . Рассел был уверен, что “Бог не сделал ни одной ошибки и Его планы не изменяются , но после его смерти Руттерфорд перенес “воскресение” на 1925 г.“Несомненно сатана верил, что тысячелетнее царство должно быть установлено в 1915 году <…> Но есть доказательство, что установление Царства в Палестине вероятно наступит в 1925 году, десять лет спустя, что мы однажды и вычислили .

Как и предыдущие, эти предсказания не сбылись, но несмотря на это заявления о точности хронологии, предлагаемой организацией, становились все более жесткими. Если ранее писалось, что 1914 г.“…будет началом Царства Божия ”, то теперь появились заявления, что оно будет установлено на земле позже, правда “вскоре ”и“на развалинах современных институтов власти ” . Прославление “последнего члена призванной свыше Церкви Христа ” также уже не было приурочено к 1914 г. Все несбывшиеся предсказания замалчивались, но сомнений в датах не допускалось.

Во время второй половины президентства Резерфорда большинство прежних пророчеств, которые так яростно отстаивались в первой половине его пребывания у власти, были отвергнуты или передвинуты во времени.

Начало “последних дней” было перенесено с 1878 г. на 1914-й. Присутствие Христа также было смещено на 1914 г., а “официальное” начало Его управления Своим Царством - с 1878 г. на 1922-й. Начало воскресения было передвинуто с 1878 на 1918 г. В течение какого-то времени даже утверждалось, что 1914 г. на самом деле принес “конец мира ” в том смысле, что Бог “официально ” отменил право правления на земле мирских народов. Но от этого тезиса вскоре отказались, и “завершение системы вещей было отнесено в будущее.

После смерти Резерфорда в 1942 г., директивным решением Организации реконструируемая дата первого разрушения города Иерусалима была перенесена с 606 г. до Р. Х. на 607 г. до Р. Х. Нет никакого исторического свидетельства, ни одной научной теории, которые считали бы, что разрушение Иерусалима произошло на год раньше, чем это известно из истории. Руководство общества пошло в этом случае на прямую фальсификацию. Такое действие предпринято в связи с тем, что 2520 лет, отсчитанные с момента падения Иерусалима в 606 г., заканчиваются на самом деле в 1915 г., а не в 1914-м, как заявляла Организация в течение более 60 лет. Но стремление сохранить 1914 год как дату, значение которой подчеркивалось на страницах практически всех изданий Общества, требовало передвинуть дату разрушения Иерусалима на один год, что и было сделано в новых изданиях “Сторожевой башни”. При этом был обойден вопрос о наличии у руководителей организации элементарных арифметических знаний.

К середине 1940-х гг. было решено, что во время президентства Рассела и Резерфорда была неправильно рассчитана дата сотворения Адама. Поэтому конец шеститысячелетнего периода человеческой истории на самом деле приходится не на 1874 г., а на 1975-й. Эта идея широко распространяется с 1966 г. в связи с тем, что в период с 1960 по 1966 г. темпы роста организации значительно снизились. В этой ситуации Общество Сторожевой башни выпустило новую книгу и установило новый срок конца света. В своей работе “Жизнь Нескончаемая в Свободе Сынов Божиих” вице-президент Франц (1894–1992 гг.) пришел к выводу, что осень 1975 ознаменует начало седьмого периода человеческой истории. “Согласно достойной доверия библейской хронологии - 6000 лет, считая от сотворения человека, окончатся в 1975 году, и седьмой период - 1000 лет человеческой истории начнет свой отсчет осенью 1975 года .

В том же 1966 г. в журнале “Пробудитесь!” была напечатана статья под названием “Как долго это еще будет продолжаться?” с подзаголовком “6000 лет завершаются в 1975-м”, где говорилось, что тысячелетие - это последние 1000 лет в 7000 лет дня отдыха Бога и “что «последние дни» начались в 1914 году и что физические факты наших дней, свидетельствующие об исполнении пророчества, отмечают последнее поколение этого беззаконного мира ” . Эти “физические факты наших дней ” появлялись в изданиях Общества постоянно. Публикации “Сторожевой башни” приводили утверждения известных людей или “экспертов” в любой сфере деятельности, любым образом упомянувших 1975 год. Например, высказывание бывшего госсекретаря США Дина Ачесона, сделанное в 1960 г.: “Я достаточно хорошо знаю, что происходит вокруг, чтобы уверить вас: через пятнадцать лет с сегодняшнего момента в этом мире будет слишком опасно жить ” . Книга “Голод - 1975!”, написанная двумя экспертами по продовольствию, цитировалась постоянно: “К 1975 году мир столкнется с бедствием беспрецедентного масштаба. Голод, какого еще не было в истории, обрушится на неразвитые народы. К 1975 году гражданские выступления, анархия, военные диктатуры, безудержная инфляция, крушения транспорта и беспорядочные волнения станут повседневной реальностью для многих голодных народов ” . Все эти заявления были направлены на поддержание у читателей совершенно определенных надежд и упований; впрочем, общество с самого зарождения возбуждало людские надежды на определенные даты, а потом эти даты проходили, а надежды не оправдывались.

“Сторожевая башня” от 15 августа 1968 г. даже высказалась о том, что не нужно слишком серьезно относится к словам Самого Христа: “Не время играть словами Иисуса о том, что «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). Напротив, сейчас каждый должен хорошо знать, что конец настоящей системы вещей быстро идет к своему ужасному завершению. Не сомневайтесь, достаточно того, что Сам Отец знает «день и час» ” . Здесь уже авторитет организации стоит выше авторитета Священного Писания.

Несколько прямых заявлений вышло из служебного отдела штаб-квартиры, который выпускает ежемесячную газету “Наше царственное служение”, предназначенную только для Свидетелей, а не для широкой публики. В марте 1968 г. эта газета призывала начать полновременное проповедническое служение (“пионерскую деятельность”): “Ввиду того, что осталось совсем немного времени, мы хотели бы делать это как можно чаще, так часто, как только могут позволить обстоятельства. Только подумайте, братья, осталось всего около девяноста месяцев до того, как завершатся шесть тысяч лет существования человека на земле ” . В номере за май 1974 г. говорилось о том, насколько “мало осталось времени ”: “Есть сообщения, что братья продают дома и собственность, планируя провести оставшиеся дни этой системы в пионерском служении. Несомненно, это чудесный способ использовать короткое время, оставшееся до конца этого развращенного мира ” . Довольно много Свидетелей именно так и поступили. Некоторые бросили работу, продали дома, фермы и вместе с женами и детьми переехали служить туда, “где они были больше нужны”, рассчитывая, что оставшихся средств хватит до 1975 г. Другие (в том числе и пожилые люди) взяли свои деньги по страховке и по имевшимся у них ценным бумагам. Некоторые отложили хирургические операции в надежде, что с приходом нового тысячелетия нужды в них уже не будет.

Когда 1975 г. прошел, средства этих людей истощились, здоровье серьезно ухудшилось, и теперь им нужно было справляться с жестокой реальностью и начинать жизнь сначала. В прессе много говорилось о крахе ожиданий организации, связанных с 1975 г., достаточно было разговоров и в руководстве. Некоторые члены Руководящей корпорации заговорили о необходимости сделать какое-либо заявление, при­знающее, что организация ошиблась, но Мильтон Хеншель решил, что наиболее разумным будет просто об этом не упоминать, чтобы со временем этот скандальный случай забылся, как и другие. Реакция рядовых членов секты была естественной. Начался массовый отток членов общества, поэтому было сделано заявление, признающее, что организация несет ответственность за допущенную ошибку. Оно было напечатано в “Сторожевой башне” от 15 марта 1980 г., то есть через пять лет после самого события.

Для чего же сектантам нужны эти лжепророчества? Ведь существуют совершенно ясные слова Господа о сроках Второго пришествия: “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф 24:36). Несмотря на эти всем понятные строки, руководители сект снова и снова назначали конкретные даты, конечно корректируя при этом старые предсказания, которые не исполнились. И всегда находилось некоторое число людей, готовых им верить. Что же по этому поводу говорит Священное Писание? Бог сказал Моисею: “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей” (Втор 18:22). Такого пророка в Ветхом Завете было повелено предавать смерти (см. Втор 18:20). В наш век, конечно, никто не рискнет побивать камнями за ложную дату конца света, тем более что рядовые члены различных сект сами стремятся к тому, чтобы оказаться обманутыми. Они постепенно принимают в свое сознание образ мыслей, используемый в организации, отдавая при этом обществу годы жизни, здоровье, и материальные средства. Поэтому оказавшись в конце концов перед возможностью полного разочарования в учении общества, они оказываются одновременно и перед возможностью краха всей своей жизни. В таком случае они готовы поверить любому малоправдоподобному аргументу, оправдывающему руководство секты, только бы сохранить свои иллюзии.


Вопрос: В Библии говорится о Втором пришествии Христа. Как и когда оно произойдет? Александр
Ответ: События настоящего времени вызывают огромный интерес у всех живущих на земле. Но Бог всегда предупреждал людей о будущих разрушениях. Те, кто верил в Его знамения и действовал с верой, повинуясь заповедям Божьим, избегал судов, постигавших непокорных и неверных.
Помните Ноя? И было слово к Ною: “Войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною” (Бытие 7:1). Ной повиновался Богу и был спасен. А история Лота? И Лоту с семейством было сказано: “Встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город” (Бытие 19:14). Лот вверил себя попечительству небесных вестников и был спасен.

Закончились ли Божьи предупреждения Ветхим Заветом? Нет. Христос предсказывал Своим ученикам, что Иерусалим будет разрушен. История говорит о том, что те, кто наблюдали за знамениями приближающейся катастрофы и покинули Иерусалим, избежали гибели во время его разрушения.
Так и сегодня нам дано предупреждение о Втором пришествии Христа и гибели всего мира. Кто прислушается к предостережению, будет спасен.
Во-первых, мы НЕ МОЖЕМ знать точную дату пришествия Христа. В Библии написано: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матфея 24:36). Но есть признаки, наблюдая за которыми мы можем сказать, что это событие близко:

1. Войны: «Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство…» (Матфея 24:7). 20 млн. человек погибло во время Первой Мировой войны, 50 млн. чел. – во время Второй Мировой войны. И сейчас постоянно происходят военные действия. Вы скажете: войны были и раньше. Да, были. Только число погибших на этих войнах исчислялось сотнями и тысячами, а сейчас миллионами.

2. Голод: «…И будут глады…» (Матфея 24:7). Еженедельно от голода погибают 250 тысяч человек. В этом десятилетии от голода умрет более 100 млн. детей.

3. Эпидемии: «… И будут … моры...» (Матфея 24:7). Несмотря на успехи современной медицины, в наше время существует множество болезней, которые вызывают массовую гибель людей.

4. Экология: Еще одним знамением времени служит загрязнение окружающей среды и глобальное потепление. Библия предсказывает, что наш мир обветшает. В книге пророка Исаии 51:6 Бог говорит: «Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда…».

5. Землетрясения: «И будут… землетрясения по местам» (Матфея 24:7). Ежегодно в мире регистрируется около 1-го миллиона землетрясений. Только за последние 90 лет погибло 1 500 000 человек. И эта статистика растет год от года.

6. Развращенность общества: Библия предупреждает: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тимофею 3:1-5). Глядя на окружающий нас мир, мы понимаем, что комментарии излишни.

7. Страх (терроризм): «Люди будут издыхать от страха» (Луки 21:26). Нападение на Нью-Йорк, взрывы в метро Лондона, удушливый газ в метро Токио, гибель невинных людей на улицах Москвы, Тель-Авива, Багдада и многих других городов. Сегодня эти события становятся обыденностью и заставляют жителей Земли постоянно опасаться за собственную жизнь и жизнь своих детей.

8. Проповедь Евангелия: Иисус сказал: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матфея 24:14). Евангелие проповедуется по всему миру с телеэкранов, по радио, через Интернет, через литературу и просто в личных беседах.

Во-вторых, потопа НЕ будет – так сказал Сам Бог: «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Бытие 9:11). Будут цунами, наводнения (что мы сейчас наблюдаем), но Земля не погибнет от вод потопа.

В-третьих, пришествие Христа будет реальным событием: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11), видимым и слышимым для всех людей: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матфея 24:27); «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фессалоникийцам 4:16).

В-четвертых, пришествие Христа попытаются подделать. Иисус предупреждал Своих учеников: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Марка 13:5-6).

В-пятых, это будет кульминационное событие, после которого жизнь на нашей измученной грехом планете полностью изменится. «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы и не придут на сердце» (Исаии 65:17).

Добавим, что события Второго пришествия Христа не будут казаться такими страшными, если ждать не чего-то (то есть бедствий и разрушений), а Кого-то – любящего Господа и Спасителя, Который не позволит погибнуть тем, кто искренно верит в Него. Потому что Бог приготовит новое небо и новую Землю, на которой будут обитать искупленные.