По улицам Петербурга идет молодой человек. Высокий, стройный, он замечательно хорош собой, но трудно поверить в это, видя его изможденное, измученное лицо, грязную, смятую, изношенную одежду. А взгляд... Какой-то затравленный, отрешенный… Это Родион Романович Раскольников идет «делать явку с повинной». Он преступник, убийца. На его совести жизни двух беззащитных женщин. Как, почему это случилось?

Много вопросов рождает роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - книга великой боли за человека и великой тревоги о

Нем, о его будущем.

Заглавие очень точно указывает на содержание произведения. Совершено страшное преступление: молодой человек, измученный унизительной бедностью, вынужденный оставить университет, боящийся встречи с квартирной хозяйкой, ибо нечем заплатить за комнатушку-«шкаф», мечтающий облагодетельствовать нищих и несчастных, убивает «бесполезную», вредную старуху процентщицу, а заодно (так уж вышло) и ее безобидную сестру. Он собирается с помощью старухиных денег сделать много добра для обездоленных, для любимых матери и сестры, закончить университет и всю жизнь честно трудиться, помогая людям.

Даже не это главная причина его преступления. Раскольников создает теорию о праве «сильной личности», индивидуалистическую теорию «сверхчеловека». История, считает он, доказывает, что извечно существовали две категории людей: первая - «твари дрожащие», которые безропотно и покорно принимают любой порядок вещей, любые нравственные нормы и законы, и вторая - люди, смело нарушающие моральные нормы и порядок, принятый большинством, во имя новых законов. При этом великие личности (будь то Ликург или Наполеон) не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью и история их оправдывает. Раскольников, естественно, причисляет себя ко второй группе, к «избранным». Его протест против жестокого, несправедливого мира отравлен ядом индивидуализма, стремлением господства. «Свобода и власть, а главное, - власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!..» Он признается Сонечке:

«Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Не для того, чтобы матери помочь, я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного… Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?..»

Итак, перед нами не уголовник, а «идейный» преступник. Далее, казалось бы, писатель должен был показать, как государство покарало человека, нарушившего его законы. В этом и заключалось бы «наказание» героя романа. Но у гениального Достоевского все иначе. Писатель заставляет задуматься о том, какие страшные последствия могут иметь и для отдельного человека, и для всего общества индивидуалистические «идеи» о праве сверхчеловека повелевать «дрожащей тварью». Совершив преступление, Раскольников неожиданно для себя понимает, что, словно «ножницами, отрезал себя от всего и всех». Больше всего на свете любил он мать и сестру - и вот, с отвращением к ним и к себе, почувствовал, что начинает ненавидеть их, «физически ненавидеть», что он утратил право на человеческие чувства: дружбу, любовь. «Я принцип убил!» - говорит Раскольников. Да, он хотел убить принцип гуманизма, освободить себя от человечности, совести, человеколюбия. До самого конца романа он так и не сможет понять логически, в чем неправильность его «идеи», которая продолжает казаться ему арифметически точной. Но всей своей «натурой» он не верит более в справедливость этой «идеи». Мы видим невыносимые муки Раскольникова, который понимает, что преступление разъединило его с людьми. Для него настоящая пытка - осознавать, что теперь он чужой людям, что его удел - ужас и пустота, агония и смерть человеческой души. Он жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно еще жить, чувствовать себя человеком. После смерти Мармеладова он, как ему показалось, получил эту возможность, взяв на себя заботу о его семье, о детях.

Но Раскольников слишком «поспешил с заключением». Придя домой и увидев там приехавших к нему мать и сестру, он понял, что не смеет обнять их, говорить с ними. Переживание было таким острыми и таким мучительным, что он «ступил шаг, покачнулся и рухнул на пол в обмороке».

Действительность сразу показала ему, что он не сможет жить по-человечески после содеянного, что он утратил связи с людьми, разъединен с ними. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Каждое слово - удар, рана, боль. Одиночество среди людей - это и есть самое страшное наказание за преступление. Каторга должна показаться раем по сравнению с такой мукой. Нет, не удалось Родиону Романовичу убить принцип, преодолеть в себе человека! На это намекает и страшный сон Раскольникова, в котором он вновь убивает старуху, вновь и вновь опускает на ее голову топор, а она смеется над ним.

Несбыточной была надежда на возвращение к людям. А понимание того, что и ненавидимый им Лужин живет по его теории («все дозволено»), и со страшным, безнравственным Свидригайловым они «одного поля ягоды», приводит Раскольникова на грань сумасшествия. Перед ним - тупик, потому что он человек, потому что его «натура» оказалась гораздо выше, человечнее теории, им созданной. Это прекрасно видит умный Порфирий Петрович. В его словах: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать», - ключ к пониманию трагедии «идейного» убийцы. Раскольникову кажется: вся беда в том, что он ошибся, причисляя себя к «избранным», «властелинам», что он оказался слабым, «тварью дрожащей», как все. Но автор романа, а вслед за ним и читатель видят другое: «натура» героя выше, человечнее, благороднее его «идеи».

Пусть Раскольников и не признается себе в этом, но нравственными мучениями, разъединенностью с людьми, одиночеством он наказал себя так, как никакой суд не накажет. Я думаю, именно поэтому о суде над убийцей в романе сказано мимоходом. Ведь внутренний суд уже свершился, а приговор юридический не имеет значения для героя. Его приговор в том, что победила «правда» Сони Мармеладовой, ее готовность смиренно, покорно нести свой крест.

Вот почему он идет «делать явку с повинной». Вот почему от сострадания к нему, беспощадно наказавшему себя, стремящемуся во что бы то ни стало вернуться к людям, сжимается сердце читателя. Болью за человека, но и гордостью за его неистребимую душу проникнут великий роман Ф. М. Достоевского. В беспощадном наказании, которому подвергнул себя Раскольников, - надежда на его возвращение к людям, на новую жизнь. Тот, кто способен так покарать себя, не безнадежен, он может возродиться и прийти к гуманизму, к человечности - с такой мыслью мы закрываем книгу.

Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько "задавлен бедностью", что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. "Я и сам жить хочу", — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из "Пиковой дамы" Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: "Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!" Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. "Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это "твари дрожащие", которые обязаны быть послушными и достойными презрения. "Необыкновенные" люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание "тварей дрожащих" Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: "Мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?". Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: "Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал..."

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство "по теории". И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории "сильного человека".

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: "Сохрани тебя Бог!" Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: "Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца!" И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит "раз навсегда".

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

Литературный персонаж Родион Раскольников - образ непростой. Многие считают его самым противоречивым персонажем русской литературы XIX в. Что же это за герой, в чем суть его душевных метаний и какое преступление он совершил? Давайте разберемся в этом.

Кто таков Родион Раскольников

Прежде чем рассмотреть образ Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», стоит узнать о его биографии.

Родион Романович Раскольников - студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, возраста 23 лет. Он красив, умен и образован. Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России.

Поскольку его отец умер несколькими годами ранее, а мать и сестра живут весьма скромно, юноше приходилось рассчитывать только на свои силы.

Жизнь и учеба в Петербурге была довольно дорогой, и, чтобы заработать, молодой провинциал давал частные уроки дворянским детям. Однако усталость и истощение организма привели к тому, что юноша серьезно заболел и впал в глубокую депрессию.

Перестав преподавать, Родион лишился единственного источника дохода и вынужден был бросить учебу. Находясь в тяжелом моральном состоянии, он спланировал и осуществил убийство и ограбление старухи-процентщицы. Однако из-за появления нежелательной свидетельницы юноше пришлось убить и ее.

Большую часть романа Раскольников анализирует свой поступок с разных сторон и пытается найти себе как оправдание, так и наказание. В это время он спасает сестру от навязанного ей замужества и находит для нее достойного и любящего супруга.

Кроме того, он помогает семье проститутки по имени Соня Мармеладова и влюбляется в нее. Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу. Девушка едет за ним и помогает Раскольникову найти силы для будущих свершений.

Кто был прототипом главного героя романа «Преступление и наказание»

Образ Раскольникова Ф. Достоевским был взят из реальной жизни. Так, в 1865 г. некий Герасим Чистов в процессе ограбления убил топором двух женщин-служанок. Именно он стал прототипом Родиона Раскольникова. Ведь Чистов был старообрядцем, то есть «раскольником» - отсюда и фамилия героя романа.

Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира

Анализируя образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в первую очередь стоит обратить внимание на то, как же добродушный юноша из приличной семьи решил стать убийцей.

В те годы в России популярностью пользовался труд «Жизнь Юлия Цезаря», написанный Наполеоном III. Автор утверждал, что люди делятся на обычных и личностей, творящих историю. Этим избранным можно игнорировать законы и идти к своей цели, не останавливаясь перед убийствами, воровством и другими преступлениями.

Эта книга в годы написания «Преступления и наказания» была весьма популярной в Российской империи, и поэтому многие интеллектуалы мнили себя именно этими «избранными».

Таким был и Раскольников. Однако его увлечение идеями Наполеона III имело другую подоплеку. Как было указано выше - герой был провинциалом, совсем недавно прибывшим в столицу. Судя по его доброму нраву, который он (вопреки собственным желаниям) часто демонстрирует в романе (помог Соне с похоронами, спас незнакомую девушку от негодяя), изначально юноша был полон самых светлых надежд и планов.

Но, прожив в столице несколько лет, убедился в безнравственности и продажности ее жителей. Будучи высоконравственным человеком, Родион Романович так и не смог приспособиться к такой жизни. В результате - оказался на ее обочине: больным и без денег.

В этот момент чувствительная юношеская душа, неспособная принять окружающую действительность, начала искать отраду, которой и стала для нее идея избранности, высказанная Наполеоном III.

С одной стороны, эта вера помогла Раскольникову принять окружающую его действительность и не сойти с ума. С другой - стала ядом для его души. Ведь желая проверить себя, герой решился на убийство.

Убийство как проверка себя

Рассмотрев предпосылки для совершения преступления главным героем романа, стоит перейти к самому убийству, которое стало переломным событием, повлиявшим на образ Родиона Раскольникова.

Взяв на себя ту миссию, Раскольников мнит, что совершает благое дело, ведь он избавляет униженных и оскорбленных от процентщицы-мучительницы. Однако Высшие силы показывают герою всю ничтожность его поступка. Ведь из-за его рассеянности невменяемая сестра старухи становится свидетельницей убийства. И теперь, чтобы спасти свою шкуру, Родион Раскольников вынужден убить и ее.

В результате, вместо того, чтобы стать борцом с несправедливостью, Раскольников становится банальным трусом, ничем не лучше своей жертвы. Ведь ради своей выгоды он лишает жизни невинную Лизавету.

Преступление и наказание Раскольникова

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке.

Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину. Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей. Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это.

Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу. Ею становится Соня Мармеладова - девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных.

Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова

Именно ее греховность становится тем, что привлекает Раскольникова. Ведь, как и он, девушка согрешила и чувствует свою вину. А значит, испытывая стыд за содеянное, она сможет его понять. Эти доводы становятся причиной того, что признается девушке в убийстве Родион Раскольников.

Образ Сонечки Мармеладовой в этот момент противопоставлен главному герою. С одной стороны, она жалеет и понимает его. Но с другой - призывает Родиона признаться и понести наказание.

На протяжении второй половины романа, а особенно в финале, происходит противопоставление: Раскольников - образ Сонечки. Полюбив Родиона и вынудив его признаться, девушка берет на себя часть его вины. Она добровольно отправляется в Сибирь, куда сослан ее возлюбленный. И, несмотря на его пренебрежение, продолжает заботиться о нем. Именно ее самоотверженность и помогает Раскольникову (запутавшемуся в своих мудрствованиях и моральном самобичевании) уверовать в Бога и найти силы жить дальше.

Родион Раскольников и Свидригайлов: две стороны одной медали

Чтобы лучше раскрыть заблуждение главного героя, Достоевский ввел в роман «Преступление и наказание» образ Свидригайлова. Хотя его идеалы, кажется, отличаются от Родионовых, главный движимый им принцип: можно делать зло, если конечная цель - благо. В случае с этим персонажем, его злые поступки далеко не единичны: он был шулером, ненамеренно убил слугу и, возможно, «помог» своей супруге отправится на тот свет.

Поначалу кажется, что он не таков, как Раскольников. Образ его - это полная противоположность Родиону как во внешнем облике (стар, но ухожен и невероятно хорош собой), так и в манере поведения (имеет нужные связи, прекрасно понимает психологию людей и умеет добиваться своего). Более того, долгое время Свидригайлов успешно убеждает и Раскольникова, и себя в том, что ему чуждо чувство вины, и единственная его слабость - это его неуемные желания. Однако ближе к финалу эта иллюзия рассеивается.

Мучимого виной за гибель супруги героя преследуют галлюцинации с ее образом. Кроме того, персонаж не только хранит тайну Родиона (не требуя взамен ничего), но и помогает деньгами Сонечке, как будто каясь в том, что не смог в свое время принять наказание за свои проступки.

Довольно интересно выглядит и противопоставление любовных линий Раскольникова и Свидригайлова. Так, полюбив Соню, Родион взваливает на нее часть своих мук, рассказав ей правду о своем преступлении. Их отношения можно описать словами Шекспира: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним».

Отношения Свидригайлова с Дуней начинаются на похожей ноте. Хорошо разбираясь в женской психологии, мужчина изображает ищущего искупления негодяя. Жалея его и мечтая наставить на путь истинный, Дуня влюбляется в него. Но осознав, что ее обманули, скрывается от возлюбленного.

Во время последней встречи Аркадию Ивановичу удается добиться от девушки своеобразного признания своих чувств. Однако понимая, что, несмотря на их взаимную любовь, будущего у них нет из-за его прошлого, Свидригайлов отпускает Дуню, решив ответить за свои грехи самостоятельно. Вот только, в отличие от Родиона, он не особо верит в искупление и возможность начала новой жизни, поэтому кончает с собой.

Каково возможное будущее героев романа

Ф. Достоевский оставил открытым финал своего романа, лишь поведав читателям о том, что главный герой раскаялся в содеянном и уверовал в Бога. Но действительно ли изменился Родион Романович? От своей идеи, избранности для великого подвига, он так и не отказался, лишь адаптировав ее под христианскую веру.

Хватит ли ему сил начать действительно новую жизнь? Ведь в прошлом этот персонаж не раз демонстрировал непрочность своих убеждений и склонность пасовать перед трудностями. К примеру, при финансовых проблемах, вместо того, чтобы искать пути их решения, забросил учебу и перестал работать. Если бы не Соня, возможно, он и не признался бы, а застрелился, на брудершафт со Свидригаловым.

При таком совсем не оптимистическом будущем одна надежда на любовь Сонечки. Ведь именно она в романе демонстрирует настоящую веру и благородство. Борясь с финансовыми трудностями, девушка не впадает в философствование, а продает свою честь. А став проституткой, она изо всех сил пытается сохранить свою душу.

Взяв на себя ответственность за любимого человека, она получает шанс начать жизнь сначала - Свидригайлов обеспечивает деньгами ее родных, да и самой девушке оказывает финансовую помощь, зная о ее намерении ехать за Родионом на каторгу. А оказавшись на каторге, среди отбросов общества, Соня изо всех сил старается помочь каждому из них. Иными словами, эта героиня не готовит себя к некому великому подвигу на благо человечества, а ежедневно совершает его. Ее "Любовь... деятельная - это работа и выдержка… ", в то время как у Родиона она "мечтательная, жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого, и чтобы все на него глядели". Научится ли Родион мудрости и смирению у Сони или продолжит мечтать о подвиге? Покажет время.

Артисты, воплотившие образ Родиона Раскольникова на киноэкране

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых известных среди наследия Достоевского.

Поэтому он не раз был экранизирован, причем не только в России, но и за рубежом.

Наиболее известные исполнители роли Родиона Раскольникова - это Робер Оссейн, Георгий Тараторкин и Владимир Кошевой.

«Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Автор раскрывает не только внутренний мир отдельных героев, но и психологию разных кругов общества. Он затрагивает внутреннее состояние обездоленных низших слоев населения, которые живут в нужде и постоянных унижениях.
Глазами главного героя романа Раскольникова мы смотрим на Петербург 60-х годов XIX века: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Такими же отвратительными рисуются дома и комнаты-гробы, в которых живут герои. И эта обстановка, и душная, давящая атмосфера неразрывно связаны с героями, их поступками.
Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Раскольников мучительно, но упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и наконец приходит к мысли, что человечество Делится на две основные группы: на обыкновенных людей, которых большинство, и людей необыкновенных, которые подчиняют себе первых, имеют власть над ними и которым «все дозволено».
Раскольников долго обдумывает свой замысел, мучается в сомнениях и все-таки совершает преступление, преступление самое страшное - убийство. К этому его подталкивают случайности, которые прямо или косвенно помогают ему утвердиться в своем решении. Раскольников убивает старуху, никому не нужную, бессовестную, «маленькую, гаденькую» старуху процентщицу. Убивает жестоко. Но даже не заглядывает в кошелек, не использует деньги и вещи ростовщицы. Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу другим людям, мечтая за счет процентщицы переустроить общество, помочь людям.
Самое большое место в романе занимает не само преступление, а осуществление наказания, которое начинается буквально сразу же после совершения убийства. Но, с другой стороны, оно начинается еще до преступления. Оно выражается в том, что Раскольников мучается мыслью, которая терзает его душу: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах...» Но особенно страшным наказание становится уже после преступления. Раскольников начинает испытывать нравственные мучения, но он еще верит в свои идеи. Он считает, что власть - это главное, власть «надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!».
Достоевский показывает, что любое преступление влечет за собой последующее. И поэтому опять случайность: Рас- кольникову приходится убить Лизавету, которая случайно стала свидетелем первого убийства. Убийство Лизаветы только подчеркивает суть совершенного.
Все чаще и чаще Раскольникова терзают сомнения. Он мучается, задумываясь снова и снова над вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Но чем чаще он думает об этом, тем лучше понимает, что он и принцип свой убил, и оказался «вошью», а не Наполеоном. И он начинает понимать, что не вправе был убивать ни эту гадкую старушонку, ни кого-либо еще.
Очень хорошо мы ощущаем внутреннее состояние героя в разговорах с Порфирием Петровичем. Раскольников находится буквально на грани нервного срыва, в смятении.
Мы видим, что автор любит своего героя, сочувствует ему. Но без наказания Раскольников просто не перенесет этих терзаний.
Раскольников переживает сильнейшую душевную драму. К тому же он понимает, что его теория соответствует убеждениям тех людей, к которым он питает отвращение, - Лужина и Свидригайлова. И опять мы видим противоречие: Раскольников хочет оградить униженных и обездоленных от таких злодеев, как Свидригайлов и Лужин, а получается, что его теория сближает его с ними. И поэтому Раскольников мучается все сильнее и сильнее, понимая, что его теория заключает в себе какую-то неисправимую ошибку. Он уже никому - ни себе, ни Соне - не может объяснить, почему и зачем убил. «Я не старушонку убил, я себя убил», - объясняет он Соне, сознавая, что никуда ему теперь не уйти от этих мук. Он понимает, что, убив старуху, он теперь никогда не избавится от этих страшных мыслей. И Раскольников неимоверно страдает, испытывает глубокую душевную боль. Он страдает и от того, что любит окружающих людей, любит мать, сестру, друзей, но понимает, что недостоин быть любимым ими. Он сознает, что виноват перед ними, не может смотреть им в глаза.
Перед ним встают неразрешимые вопросы, его мучают неожиданные чувства, о которых он не подозревал. Раскольников принужден сам донести на себя, потому что он не может пережить отчуждения от людей, он хочет опять вернуться к жизни.
Раскольников не вызывает у читателей отвращения, как обычный преступник. В нем мы видим человека, который очень чутко воспринимает чужую боль и несчастья. Он, рискуя жизнью, спас из огня детей, поделился последними деньгами с семьей умершего МармелаДова, хотел защитить девочку от негодяя, дал ей денег. Это одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом. И он вызывает глубокое сочувствие.
Задумывая преступление, он не учел, не знал, что будет так мучиться, что в нем все-таки живут человеческие чувства, что он не сможет пережить общения с людьми, которые его любят, верят в него. Он думал, что сумеет исправить общество к лучшему, но ошибся. И теория его рушится. Мы видим, что Раскольников наказан не столько за само преступление, сколько за свой замысел, за то, что он посчитал себя «имеющим право» на преступление.
Главное наказание - это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки. Писатель исследует трагические противоречия внутренней сущности - души и сердца человека.

Нами будет рассмотрена классика отечественной литературы в основе романа Ф. М. Достоевского. Мотивы преступления Раскольникова, его взгляды на современность и основной жизненный путь героя-убийцы.

Достоевский, его роман и современный читатель

Роман "Преступление и наказание" внесён в школьную программу и уже много лет заставляет задумываться над проблемой преступления. Что руководит преступником? Какое влияние на личность, склонную к преступлению, оказывает окружающая среда? Происходит ли внутри человека борьба с самим собой? На многие из всех этих вопросов можно найти ответ в произведении, которое создал Достоевский,

Раскольников - герой, прошедший весь путь внутренних терзаний. Но роман был бы лишён всякого смысла, если бы содержал только то, что творилось в воспалённом мозгу убийцы. Ценность этого уникального литературного шедевра в том, что человек всегда взаимодействует с другими людьми.

Что толкнуло Раскольникова на преступление

Герои романа раскрыты Достоевским с пониманием и глубиной. Мотивы преступления Раскольникова не лежат на поверхности, как кажется с первого чтения. Только внимательное и вдумчивое изучение содержания романа даст полную картину исканий главного героя. Не глупый, образованный молодой человек вынужден влачить нищенское существование. А ведь в нём содержится зерно доброты и человечности. Он видит, что люди, которые гораздо хуже него, богаты. Они живут в роскоши.

Можно ли всё изменить? Почему всё общество разделено на тех, кто имеет на всё право. Эти люди не соблюдают устоев морали, закреплённой в человеческом обществе. Им вынуждены прислуживать те, кто гораздо выше их духовно и нравственно.

В чем главная причина преступления Раскольникова

Убийство - это преступление, страшное преступление перед людьми и Богом. Нужно подробно изучить произведение и разобраться, каковы же мотивы преступления Раскольникова. Убийство совершает, казалось бы, абсолютно безобидный человек. Он не богат, без претензий на что-либо в этой жизни. Его очень тяготит жизненная несправедливость угнетения одних людей другими. Бог создал всех по своему подобию, почему же происходит такое разделение в обществе?

Фантасмагория

Тема Раскольникова присутствует на каждой странице произведения. По-другому быть не может. Это герой главный, который испытывает мучительные переживания, он видит знаковые сны. Эти сны Достоевский специально приводит в романе, чтобы подчеркнуть высшую степень терзаний, не покидающих Раскольникова даже в краткие моменты забытья в объятиях Морфея.

Что увидел он перед убийством? Родиону приснился мальчик, на глазах у которого избивают измождённую лошадь. Животное умирает. Раскольников протестует, возмущается. Но это безмолвный душевный протест. Писатель показывает своему читателю, что герой не безнадёжен, в его душе есть место сочувствию и состраданию.

Мотивы преступления Раскольникова постепенно становятся ясны. Вся жизнь униженных и оскорблённых людей проходит на глазах молодого человека. Все они обречены на медленную смерть. Несчастная семья Родиона - они очень похожи в своей безысходности. Соня торгует собой ради того, чтобы брат и сёстры имели кусок хлеба. Сестра Раскольникова собирается пожертвовать своей жизнью, выйдя замуж за нелюбимого человека. Она не думают о себе, семья бедствует. А что главный герой предпринимает в этой ситуации?

Забитая насмерть лошадь в сновидении провоцирует страшный замысел, зародившийся в воспалённом сознании. Теория об избранности объясняет мотивы преступления Раскольникова, так как он себя именно к таким "избранным" и причисляет. Он пытается доказать, что это на самом деле так. Доказать прежде всего самому себе.Намерения Родиона благие: он желает помочь семье, ему не хочется, чтобы рано или поздно его сестра Дуня повторит судьбу

прояснились, но принесло ли ему желаемое удовлетворение убийство? Старуха-процентщица, по мнению героя, существо жалкое, всех обдирает, как липку. Разве может такая женщина жить на свете. Логика преступника вполне объяснима. Но чем помешала Раскольникову Лизавета? Она в чём провинилась перед убийцей, разве она его притесняла, ссужала деньги? А ведь какой вполне оправданный получился бы главный мотив преступления Раскольникова: восстановить справедливость и помочь своим близким.

Только Достоевский делает важное предупреждение для читателей романа. Одно преступление повлечёт за собой другие. Человек уже перешёл черту дозволенного, не имеет он правалишать жизни другого.

Потерял ли Раскольников человеческий облик

Совершив бесчеловечный поступок, внешне Раскольников не превратился в алчного зверя. Однако вся окружающая действительность меняется для убийцы. Но есть ещё огонёк надежды на спасение. Страдание, мучения, взывание совести героя заставляют его стать одиноким изгоем. Внутренне Родион сломлен. Нужные слова для того, чтобы вернуть душевное равновесие и вселить добро в душу преступника, Достоевский поручает произнести представителю закона следователю Порфирию Петровичу. Он даёт совет Раскольникову, чтобы тот стал чем-то заметным, вроде солнца, высоким и добрым, дарящим свет и теплоту другим людям.

В чем главная причина преступления Раскольникова?В том, чтобы герой пришёл к мысли о настоящей жизни с добром и любовью.

Есть ли у Раскольникова выбор

Достоевский раскрывает историю преступления, которое совершено героем романа. Показывает всей читательской публике, что человек, совершивший противозаконный поступок, не может жить безнаказанно. При этом писатель затрагивает некоторые особенности духовной жизни общества, его моральные и нравственные проблемы. Есть ли у Родиона Раскольникова выбор в создавшейся обстановке или нет, трудно сказать определённо. Но правильным было бы не убивать, не лишать людей жизни, дарованной им Богом.

Роман "Преступление и наказание" является философским и глубоко реалистичным произведением. Всё, описанное в содержании, выглядит правдоподобно. Раскольников встал на путь преступления. Это его выбор. Он считал, что таким образом он сможет помочь не только себе, но и своей семье. Терзается герой, мучается, но не все читатели станут ему сочувствовать. Одна из Божьих заповедей гласит: "Не убий!" И не может быть иначе, ведь жизнь даётся человеку только один раз.

Каков исход пути убийцы

Путь Раскольникова к убийству чрезвычайно сложен. Читатель видит его размышления, его внутренний мир и переживания, как на ладони. Каждое его действие сопровождает возврат к самому себе. Сомнения, вопросы, умение убеждённо доказать, что он на правильном пути. Раскольников не желает крови, но совершенно хладнокровно находится рядом с убитыми им женщинами, пытаясь спрятаться от свидетелей его преступления. Но тут же оправдывает себя, говоря, что старуха стара.

Теория "сверхчеловека" ещё ни разу не помогала героям литературных произведений стать лучше.