1. Таможенным кодексом предложена новая редакция статьи, предусматривающей состав преступления - контрабанду (ст.219), и вводятся две новеллы, признающие преступлением уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.220) и незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями (ст.221). Круг преступлений, наносящих ущерб таможенному делу, значительно расширен Федеральным законом от 1 июля 1994 года "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР".

Такими преступлениями в настоящее время являются:

контрабанда (ст.78 УК); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.78.2 УК); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.162.6 УК); незаконные сделки с валютными ценностями (ст.162.7 УК); нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (ст.169.1 УК).

Перечисленные составы преступлений, посягая на таможенное дело, в конечном результате наносят ущерб экономической безопасности страны. Весьма вероятно, что в новом Уголовном кодексе эти преступления будут отнесены к экономическим. Новая редакция ст.78 УК почти полностью восприняла положения ст.219 Таможенного кодекса.

Контрабандой признается перемещение через таможенную границу, совершенное одним из следующих способов: помимо таможенного контроля; с обманным использованием средств таможенной идентификации; сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

От уголовно наказуемой контрабанды следует отличать контрабанду - проступок, ответственность за который предусмотрена нормами административного законодательства (ст.187 Кодекса об административных правонарушениях).

Критерий разграничения между ними проходит по степени общественной опасности, одним из показателей которой является предмет контрабанды:

наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества;

вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие, патроны к нему и боеприпасы (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и патронов к нему);

ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового уничтожения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через границу;

стратегически важные сырьевые товары, в отношении которых установлены специальные правила вывоза;

предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Квалифицированным составом контрабанды является совершение ее: лицом, ранее судимым за аналогичное преступление; специальным субъектом; организованной группой. Отягчающим обстоятельством является прорыв таможенной границы.

Таможенный кодекс относит к преступлению при отягчающих обстоятельствах контрабанду в крупном размере, не раскрывая при этом, какой размер следует считать крупным.

Закон от 1 июля 1994 года не ставит общественную опасность перемещения через таможенную границу противозаконными способами в зависимость от стоимости перемещаемых товаров. Значение придается характеристике и назначению самих товаров. Следовательно, лицо, совершившее контрабанду одним из вышеуказанных способов, привлекается к уголовной ответственности и несет наказание независимо от стоимости самих товаров.

Контрабанда наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Контрабанда при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества. Одним из таких обстоятельств является совершение ее должностным лицом с использованием своего служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля.

Таможенный кодекс употребил термин "публичное должностное лицо", не известный уголовному законодательству и не воспринятый новой редакцией ст.78 УК. Под контрабандой, совершенной публичным должностным лицом, имеются в виду случаи совершения преступления должностным лицом таможенного органа или с его участием, что создает возможность уклониться от таможенного контроля, обманного использования документов или таможенного обеспечения. К числу их относятся также должностные лица, использующие для совершения контрабанды предоставленные им таможенные льготы.

Повышенную опасность представляет контрабанда, совершенная организованной группой.

Криминогенная обстановка, рост организованной преступности повышает актуальность борьбы с групповыми преступлениями. Закон от 1 июля 1994 года выделяет формы организованной преступности, дает понятие организованной группы и преступного сообщества. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч.2 ст.17.1 УК). Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет за это ответственность, а также за все совершенные группой преступления, если они охватываются его умыслом.

Самостоятельным квалифицирующим обстоятельством, как уже говорилось, является прорыв таможенной границы. Термин, первоначально введенный Таможенным кодексом, воспринят уголовным законом и означает открытое перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль.

Таможенным кодексом расширено понятие контрабанды за счет признания таковой невозвращения на таможенную территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение обязательно. Закон от 1 июля 1994 года дополнил Уголовный кодекс статьей аналогичного содержания (ст.78.2). Такие действия наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой, но с обязательной конфискацией невозвращенных предметов.

2. Таможенным кодексом сформулирован новый состав преступления - уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.220). Указанный выше Закон дополнил Уголовный кодекс ст.162.6, установив уголовную ответственность за умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах. Действие статьи охватывает уклонение от уплаты таможенной пошлины, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензий, платы и других платежей, взимаемых в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации (п.18 ст.18 Таможенного кодекса).

К уголовной ответственности может быть привлечено только физическое лицо, что прямо оговорено в ст.220 Таможенного кодекса, несмотря на то, что понятие "лицо" в таможенном законодательстве предполагает как физических, так и юридических лиц (п.6 ст.18 Кодекса). Принимается во внимание, что по действующему законодательству субъектом уголовно - правовой ответственности может быть только конкретный гражданин.

Уклонение носит умышленный характер, что свидетельствует о преднамеренности действий и нежелании выполнить требование закона. Бремя доказывания лежит на органах дознания, к компетенции которых отнесено расследование таких дел.

Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах означает уклонение от уплаты, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупных размерах - 1000 минимальных размеров оплаты труда (примечание к ст.162.6 УК). В зависимости от размера причиненного ущерба определяется наказание. Так, виновный в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере может быть наказан лишением свободы на срок до одного года или штрафом от 300 до 800 минимальных размеров оплаты труда, в то время как уклонение от уплаты в особо крупном размере влечет лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без нее или штраф от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Отягчающим обстоятельством является совершение таких действий лицом, ранее судимым за аналогичное преступление (наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества).

3. Таможенный кодекс относит к разряду преступлений совершение незаконных валютных операций и иных деяний с валютными ценностями (ст.221). До принятия Закона от 1 июля 1994 года Уголовный кодекс содержал норму об ответственности за нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляцию валютными ценностями и ценными бумагами (ст.88 УК). Норма носила общий характер и распространялась на любую сферу деятельности. Таможенный кодекс формулирует состав применительно к определенной сфере - таможенному делу, конкретизируя объект посягательства. С этих позиций норму можно рассматривать как новеллу. Раскрывая содержание незаконных валютных действий, ст.221 Таможенного кодекса перечисляет наиболее распространенные из них. Более детально понятие валютных ценностей, признаки осуществления валютных операций определены Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле".

Законом от 1 июля 1994 года ст.88 УК отменена. Кодекс дополнен двумя новыми нормами, установившими ответственность за противоправные валютные операции, - ст.162.7 "Незаконные сделки с валютными ценностями" и ст.162.8 "Сокрытие средств в иностранной валюте".

Статья 162.7 УК предусматривает различные способы незаконных валютных операций (купля - продажа, обмен и др.), субъектами которых могут быть как граждане, так и должностные и юридические лица. К сфере таможенного дела можно отнести лишь некоторые из них - незаконную перевозку или пересылку драгоценных камней или драгоценных металлов в любом виде и состоянии (за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий). Мерой наказаний за подобные действия являются штраф от 30 до 100 минимальных размеров оплаты труда или лишение свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. Преступления, совершенные при отягчающих обстоятельствах (повторно, по предварительному сговору группой лиц, должностным лицом, в крупных размерах), - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества. Под крупным размером следует понимать сумму сделки, в пятьдесят раз превышающую минимальный размер оплаты труда.

Иной характер носят преступления, предусмотренные ст.162.8 УК. К ответственности привлекаются должностные лица - руководители предприятий, учреждений и организаций (независимо от формы собственности) за сокрытие средств в иностранной валюте в крупных размерах, при условии их обязательного перечисления на счета в банках Российской Федерации. Статья направлена на пресечение оставления валютной выручки за рубежом. Крупный размер сокрытия валюты определен суммой, превышающей 50 тысяч долларов США. Виновный наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Если такие действия совершены повторно, либо группой лиц, либо в особо крупных размерах (сумма валютных средств превышает 250 тысяч долларов США), виновный может быть наказан лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Таким образом, уголовное законодательство восприняло основные положения Таможенного кодекса по ужесточению борьбы с валютными нарушениями.

4. Специфика перемещаемых через таможенную границу товаров определяет степень общественной опасности преступления. Помимо контрабанды (ст.78 УК), уголовная ответственность установлена за действия, которые по внешним признакам совпадают с объективной стороной контрабанды, но отличаются от нее характеристикой товаров, перевозимых через границу.

Уголовный кодекс дополнен ст.169.1 "Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации". Уголовная ответственность установлена за перемещение в крупных размерах через таможенную границу товаров (за исключением перечисленных в ст.78 УК) теми же способами, что и упомянутые в ст.78 УК. Такие действия контрабандой не признаются, менее общественно опасны и наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без нее, но с конфискацией перемещаемых товаров.

Таким образом, незаконное перемещение товаров через таможенную границу влечет уголовную ответственность либо по ст.78, либо по ст.169.1 УК. На квалификацию влияют характер перемещаемых товаров и их стоимость.

Если же таможенное законодательство нарушают лица, наделенные особыми полномочиями, общественная опасность таких преступлений повышается и виновные наказываются лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества.

Отягчающим обстоятельством являются также действия, предусмотренные ст.169.1 УК, совершенные лицами, ранее судимыми за нарушение таможенного законодательства или контрабанду, либо организованной группой (наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества). Перемещение товара в крупных размерах в данном случае означает, что стоимость его превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством на момент совершения преступления (примечание к ст.169.1 УК).

Следовательно, Таможенный кодекс Российской Федерации предусмотрел ответственность за совершение самостоятельного вида преступлений, объектом посягательств которых является таможенное дело (непосредственный объект), внешнеэкономическая деятельность и экономическая безопасность России (общий объект). Изменениями и дополнениями, внесенными в уголовное законодательство, расширено понятие контрабанды, установлены ее новые квалифицированные формы, введены новые составы преступлений, урегулированы правовые основания привлечения к ответственности как граждан, так и должностных лиц.

Демократизация общества и активное расширение внешнеэкономической деятельности России способствует увеличению числа ее участников, а, следовательно – и более активному вывозу из страны и ввозу в нее товаров. При этом отмечается рост преступности в таможенной сфере . В период с января по декабрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4539 уголовных дел, что на 10,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (4116 дел) то есть ежедневно – в среднем 12 уголовных дел . ФТС России, МВД России, ФСБ России и другие государственные органы активно участвуют в пресечении таможенных преступлений и правонарушений, однако криминогенная ситуация в этой сфере остается по-прежнему напряженной .

В настоящее время законодателем в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» выделена группа преступлений, подведомственных таможенным органам, которые в науках уголовного права, таких как криминалистика, криминология получили название «таможенные преступления».

Характерно, что криминология, выделяя среди видов преступности – таможенную, определяет ее как «… совокупность таможенных преступлений связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию РФ через таможенную границу товаров и ценностей» . Конечно, при решении этого вопроса ряд ученых связывают таможенные преступления с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в результате внешнеэкономической деятельности. Однако С. Ю. Иванова подчеркивает, что: «Таможенные правонарушения вообще и таможенные преступления, в частности, характеризуются специфической особенностью: они представляют собой сложный поведенческий акт, выражающийся в невыполнении или ненадлежащем выполнении нормативного предписания».

В таможенном преступлении воздействие происходит на нормативно урегулированные правила поведения субъектов отношения. Отступление от порядка и технологии совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру [п.2 ст. 173 ТК ТС] влечет за собой общественно опасные последствия. Таким образом, в таможенном преступлении можно выделить два момента. Прежде всего, материальный, который отражает процесс причинения вреда общественным отношениям и правовой указывающий на нарушение таможенных правил, закрепленных в законодательстве.

В свою очередь Л.Д. Ларичев отмечает, что это преступления, «… которые в ряде работ получили наименование «таможенных преступлений» очевидно в связи с тем, что их совершение связано с пересечением таможенной границы». Подобную позицию разделяет А.И. Сучков .

В.А. Жбанков и О.А. Огнева определили таможенные преступления как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Таким образом, таможенные преступления можно выделить в отдельную самостоятельную группу преступлений с присущими данной группе признаками: повышенная общественная опасность; совершение в результате внешнеэкономической деятельности; направлены на нарушение таможенного регулирования в различных сферах таможенного законодательства; причиняют значительный вред деятельности таможенных органов; совершаются преимущественно организованными преступными сообществами; многообъектность; бланкетность; высокая латентность.

К таможенным преступлениям относятся: а) незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); б) невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); в) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); г) уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ); д) контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (226.1 УК РФ); е) контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (229.1 УК РФ).

В отличие от прежних взглядов, в условиях таможенного союза, по нашему мнению определение таможенного преступления в настоящее время выглядит следующим образом.

Таможенное преступление это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное законодательством государств – членов таможенного союза под угрозой наказания, в условиях реализации внешнеэкономической деятельности, сопряженное с пересечением границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственной границы Российской Федерации и существенно нарушающее работу таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством государств – членов таможенного союза.

Вместе с тем таможенные преступления относятся к категории трудно раскрываемых и трудно доказуемых . Трудности в выявлении и расследовании преступлений, совершаемых в таможенной сфере, на наш взгляд чаще всего обусловлены следующими объективными факторами: высокой степенью их латентности; тщательной подготовкой к совершению преступления; сложность механизма совершения преступления; трудности в обнаружении следов таможенных преступлений.

Большинство из указанных факторов, объективно устранимы за счет возможностей использования достижений науки и техники в ходе выявления и расследования преступлений, которые традиционно связываются с возможностями использования специальных знаний для этих целей.

Учитывая, что таможенные преступления в основной своей части связаны с товарами, в частности контрабандой и недостоверным декларированием товаров, должностные лица таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль и дознание по уголовным делам, достаточно часто привлекают сотрудников экспертно-криминалистических служб ФТС РФ в качестве специалистов и экспертов .

В новых экономических условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана накопив значительный эмпирический материал, и кардинально поменяв законодательную базу, возникла необходимость в обобщении, анализе и научной систематизации современного состояния использования специальных знаний при расследовании таможенных преступлений.

Тем не менее, правоприменительная практика свидетельствует, что при рассмотрении понятия и сущности специальных знаний необходимо исходить из того, что Они должны толковаться как в широком, так и узком смысле. В широком смысле специальные знания могут потребоваться в самых различных ситуациях поиска истины, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Они нужны при расследовании налоговых преступлений, востребованы в таможенном деле. Всюду, где нормоприменяющий субъект обнаруживает, что его познания, во-первых, недостаточны, во-вторых, и что главное, его суждения не могут быть положены в основу принятия решения, поскольку соответствующие правила, инструкции, подзаконные акты, законы требуют квалифицированного мнения именно специалиста в данной конкретной области знания. В узком смысле знания наиболее востребованы в раскрытии и расследовании преступлений .

Основной целью использования специальных знаний в следственных действиях, как это следует из содержания ст. 58 УПК РФ, определяющей понятие специалиста, является содействие следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов которое осуществляется, прежде всего, путем применения необходимых технических средств и способов (ч. 6 ст. 164 УПК РФ) . Таким образом, общей целью использования специальных знаний является получение доказательств по уголовным делам , которое достигается специалистом путем оказания содействия следователю в применении экспертно-криминалистических методов и средств при собирании, изучении (исследовании), проверке, оценке и использовании судебных доказательств .

Исходя из законодательно закрепленных положений, специальные познания в ходе раскрытия и расследования преступлений могут применяться для: 1) производство судебной экспертизы и дача заключения (ст. 57 УПК РФ); 2) участие специалиста в процессуальных действиях (ст. 58 УПК РФ), в том числе:

а) оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов;

б) оказания содействия в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела;

в) постановки вопросов эксперту;

г) разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в профессиональную компетенцию специалиста.

Так, применительно к расследованию, осуществляемому таможенными органами, нерешенными являются вопросы правовых основ и форм использования специальных познаний на стадии возбуждения уголовного дела: допустимости производства судебных экспертиз, возможностей использования заключений экспертов, полученных в рамках таможенного контроля, административного расследования, оперативно-розыскной деятельности .

Учитывая подследственность преступлений, по которым таможенные органы в настоящее время уполномочены выполнять неотложные следственные действия, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 189 УК РФ, должны передаваться для производства предварительного следствия следователям органов Федеральной службы безопасности РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 190, 193, 226.1 УК РФ – следователям органов внутренних дел РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ – следователям Следственного комитета РФ. О преступлениях, предусмотренных ст. 229.1 – следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ.

Если среди участников указанных преступлений будет установлено лицо, указанное в пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, т.е. должностное лицо органов исполнительной власти, военнослужащий или гражданское лицо персонала Вооруженных сил РФ и других воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей, то после выполнения неотложных следственных действий такие уголовные дела должны быть переданы для продолжения расследования следователям Следственного комитета РФ.

Ввиду рассмотренных изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, полномочия таможенных органов как органа дознания, существенно сократились, но их и в настоящее время вполне достаточно для выявления и пресечения преступлений в таможенной сфере и влияния на соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства Таможенного союза .

Литература

1. Таможенное право России: учебник для вузов / И.В. Тимошенко – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. С. 413.

2. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в период с января по декабрь 2011 года, в сравнении с аналогичным периодом 2010 годом [Электронный ресурс] Режим доступа: http://customs.ivs/index.php?option=com_content&view=article&id=15537:-2011-2010-&catid=55:2011-01-24-16-40-26.

3. Таможенная преступность / Долгова А.И., Криминология: учебник под редакцией А.И. Долговой 4-е издание переработанное и дополненное // НОРМА ИНФРА-М, Москва, 2010.

4. Иванова С.Ю., Уголовно-правовая охрана деятельности таможенных органов России / Иванова С.Ю. // Ульяновск, 2000.

5. Ларечев В.Д., Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности / Ларечев В.Д., Милякина Е.В., Орлова Е.А., Щербаков В.Ф., Шикунова О.Г. // Экзамен, Москва, 2002.

6. Сучков Ю.И., Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации/ Экономика, Москва, 2005.

7. Материалы научно-практических конференций Московского военного института ФПС России. / Жбанков В.А., Огнева А.О. / К вопросу о сущности и криминалистической характеристике таможенных преступлений [Электронный ресурс] Режим доступа: http://voenprav.ru/doc-3586-6.htm .

8. Жданов С.П. Значение специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности / Актуальные вопросы применения уголовно-процессуального и уголовного законодательства в процессе расследования преступлений: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Ч. 2. – М.: Академия управления МВД России, 2009, С. 320 – 327.

9. Нестеров А.В. Актуальные вопросы современной сыскной теории и практики // Оперативник (сыщик). № 1 (26) январь 2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hse.ru/org/persons/68747 .

10. Криминалист в следственных действиях: Учебно-практическое пособие / А.М. Зинин. – М.: Издательство «Экзамен», издательство «Право и закон» 2004.

11. Cнетков В.А. Применение экспертно-криминалистических методов и средств сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений // Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений. – М., 1996. С. 5.

12. Снетков В.А. Основы деятельности специалиста экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. – М., 2001. С. 47.

13. Сайт Федеральной таможенной службы – О компетенции таможенных органов как органов дознания. [Электронный ресурс] Режим доступа:

Преступления в сфере таможенного дела условно принято называть таможенными преступлениями. Ответственность за них предусматривается уголовным законодательством. К таким преступлениям относятся:

Контрабанда (ст. 188 УК РФ);

Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ),

Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Наиболее распространенным и общественно опасным преступлением является контрабанда. Контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием определенных средств, веществ, товаров.

Согласно ТК РФ контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством РФ.

Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий. Наступление преступных последствий не требуется.

Статья 188 УК РФ предусматривает два вида квалифицирующих признаков:

неоднократность, использование служебного положения, совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

совершение преступления организованной группой.

Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники влечет уголовную ответственность (ст. 189 УК РФ), что обусловлено международными обязательствами нашей страны по нераспространению оружия массового поражения.

Экспорт или передача признается незаконными, если они осуществляется в нарушение предусмотренного законодательством запрета и в обход специального экспортного контроля.

Субъектом преступления является лицо, в силу своей обязанности обладающее соответствующей информацией о незаконном экспорте.

Преступление совершается с прямым умыслом - лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.


Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий. Наступление преступных последствий не требуется. Статья 189 УК РФ предусматривает два вида квалифицирующих признаков

Неоднократность или совершение преступления группой лиц по предварительному сговору;

Совершение преступления организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным, является уголовно наказуемым деянием. В УК РФ ответственность за данное преступление предусмотрена ст. 190.

Объективная сторона выражается в бездействии, то есть в невыполнении обязанности по возвращению данного предмета. Субъектом преступления является любое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Преступление совершается с прямым умыслом - лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.

Преступление считается оконченным, когда лицо после истечения срока возвращения имело реальные возможности выполнить обязанность по возвращению предмета, но не сделало этого.

Статья 221 ТК РФ устанавливает, что незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела, являются преступлениями и наказываются в соответствии с нормами уголовного права.

Такими деяниями являются:

Умышленное заявление таможенным органам РФ ложных сведений с целью сокрытия полученных в результате осуществления внешнеэкономической деятельности доходов в валютных ценностях;

Занижение их размера;

Несоблюдение установленных требований об обязательном ввозе или переводе в РФ полученных таким путем валютных ценностей;

Совершение платежей в иностранной валюте или платежных документах в иностранной валюте по фиктивным внешнеэкономическим сделкам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу;

Другие незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела.

Статья 193 действующего УК РФ предусматривает ответственность руководителя организации за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Установление уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей предусмотрено ТК РФ. В УК РФ (ст. 194) определены критерии уклонения от уплаты таможенных платежей, при наличии которых лицо может быть привлечено к уголовной ответственности (например, крупный размер, неоднократность уклонения).

Состав преступления образует уклонение от уплаты всех требуемых либо совокупности нескольких, либо одного вида таможенного платежа

Субъектом является лицо, обязанное уплатить таможенные пошлины. Уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться как в действиях, так и в бездействии.

Преступление совершается с прямым умыслом - лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения.

Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий (бездействия).

Выполнила: студентка гр. ЮЗ-401 Цуканова И.В.

Москва 2011

Введение

Исторический анализ уголовного и таможенного законодательства советского государства подтверждает, что на протяжении всего периода его существования это законодательство не выполняло в достаточной степени своей задачи по обеспечению нормального функционирования названной отрасли народного хозяйства.

В России продолжается формирование таможенного законодательства, отвечающего требованиям рыночной экономики. 29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", который регулирует отдельные правоотношения, а также устанавливает дополнительные условия, требования и особенности нормативного правового регулирования, отнесенные Таможенным кодексом Таможенного союза к уровню национального законодательства. В соответствии с пунктом 6 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 N 17 Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, в рамках которого принят Таможенный кодекс таможенного союза, вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Поскольку многие вопросы об ответственности за таможенные преступления, совершаемые в РФ в теории уголовного права и в уголовном законодательстве остаются нерешенными, в данной работе предпринята попытка с современных позиций юридической науки осуществить всестороннее исследование сущности преступлений, посягающих на общественные отношения и экономическую безопасность страны, складывающиеся в процессе осуществления внешнеэкономических связей с другими государствами, а также проанализировать концепцию учения о составах исследуемых преступлений.

1. Понятие таможенного преступления

Таможенное законодательство и судебная практика свидетельствуют, что таможенное преступление осуществляется путем ввоза товаров в страну или их вывоза из страны в нарушение действующего законодательства или через использование плательщиком налога мошеннических приемов с целью избавления от уплаты всего налога или его части. Из этого факта вытекает неосуществление государством своего права по взиманию налога. Это наносит ущерб государственной казне, поскольку она лишается положенного ей источника в виде этих налогов, которые считаются важнейшими поступлениями в казну. Таким образом, любое лицо, перемещающее запрещенные товары или товары, облагаемые таможенными пошлинами, без их уплаты или не соблюдающее нормы запрета, является нарушителем сущности таможенного законодательства. Нарушение запретов влечет уголовную ответственность.

Таможенные преступления - это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Под перемещением через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию России либо вывозу с данной территории товаров, ценностей или транспортных средств любым способом.

Перемещение включает в себя пересылку с использованием международной почтовой связи, трубопроводного транспорта и линий электропередачи.

Под перемещением помимо таможенного контроля понимается перемещение вне определенных таможенными органами мест или вне установленного ими времени производства таможенного оформления.

Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.

В таможенную территорию включаются: сухопутная территория РФ, территориальные воды, воздушное пространство над ними, а также искусственные острова, установки и сооружения в экономической зоне РФ, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела.

2. Характеристика таможенных преступлений

К таможенным преступлениям относится группа преступлений, предусмотренных УК РФ, проведение по которым дознания и неотложных следственных действий отнесено УПК РФ к компетенции ФТС России.

К числу таможенных преступлений относятся:

1) Контрабанда (ст.188 УК РФ);

2) Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК РФ);

3) Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст.190 УК РФ);

4) Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193 УК РФ);

5) Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст.194 УК РФ).

Контрабанда, а также незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, посягают на порядок таможенного контроля и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с установленными правилами; невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте нарушают порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации в части несоблюдения требований заявленных таможенных режимов; уклонение от уплаты таможенных платежей - порядок взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также их уплаты.

3. Контрабанда

Контрабанда, как квалифицированное правонарушение, появилась в XIV–XVI вв., когда для осуществления контроля над провозом товаров и взимания пошлин и иных сборов, установленных государством, на сухопутной границе и в морских портах были созданы специальные государственные учреждения – таможни. Всякое нарушение установленных законом и другими нормативными актами правил провоза товаров и ценностей через границу, с сокрытием их от контроля со стороны таможен, стало именоваться контрабандой .

В соответствии с современным уголовным законодательством РФ, контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй статьи 188 УК РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием:

а) товаров или иных предметов;

б) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

Деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 188 УК РФ, совершенные неоднократно либо должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 188 УК РФ, совершенные организованной группой.

Объект контрабанды. При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров и предметов нарушается порядок государственного регулирования ВЭД, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов – специальный порядок перемещения их за границу.

Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

В качестве предмета контрабанды первого вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета второго вида контрабанды дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также в отношении, которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

Субъектами контрабанды могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды признаются должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

Наказание за контрабанду по статье 188 УК РФ предусмотрено:

– по части первой – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет;

МГСУ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по таможенному праву

Тема:

«Преступления в сфере таможенного дела»

Студентки 5 курса

Десятого семестра

Заочного отделения

ИСАЕВОЙ МАРИНЫ ВИКТОРОВНЫ

г. МОСКВА

2001 г.

ПЛАН

Введение стр. 3

    И стория создания органов борьбы

с контрабандой на границе стр. 4

2. Структура и задачи правоохранительных

подразделений ГТК России стр. 5

3.

экономической безопасности стр. 7

4. З аключение стр. 9

С писок использованной литературы стр. 11

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации « О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации » и Постановлением Правительства Российской Федерации « О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на Государственной границе Российской Федерации » , Государственный таможенный комитет Российской Федерации сосредоточил свои усилия на решении таких задач, как:

- обеспечение экономической основы суверенитета и государственной безопасности страны, защита интересов народа Российской Федерации;

- пополнение федерального бюджета путем взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

    участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля;

- создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

За прошедшие несколько лет удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации о Таможенном тарифе .

Возросла роль Государственного таможенного комитета России как ведомства, активно участвующего в разработке таможенной политики Российского государства. Внедрение новых технологий взимания таможенных платежей, обеспечение своевременного и правильного их начисления, организация контроля за их поступлением в полном объеме в федеральный бюджет позволили добиться весомых экономических результатов.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений (в 1991 г. было 2), 150 таможен (в 1991 г. - 84), 503 таможенных поста (было 122). Сегодня таможенная служба России - это около 60 тыс. сотрудников .

    И стория создания органов

борьбы с контрабандой на границе

Как свидетельствуют исторические источники, контрабанда - явление давнее. О нем встречаются упоминания в древнегреческих и римских источниках. В середине века слово kontrabandos служило для обозначения товаров, запрещенных и подлежащих конфискации. « Несовершенство таможенного управления, подкупность чиновников, неопределенность ставок тарифов, масса исключений... все это привело к массовой контрабанде » .

В России контрабанда появилась еще в начале XVII века. Однако контрабанда в XVI -XVII веках в Московском государстве носила случайный характер. Поэтому не было нужды охранять границу от проникновения контрабандистов.

В начале XVIII века в связи с развитием промышленности и внешней торговли России с Западом и принятием в 1724 году таможенного тарифа контрабанда приобретает массовый характер. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

Следует заметить, что большое количество контрабанды проходило мимо таможен. Для этого использовались также различные ухищрения. Например, чтобы узнать размещение пограничных нарядов, высылались « ложные » контрабандисты. С этой целью направляли не только людей под видом заблудившихся, пьяных и т.п., но и натренированных собак, которые бежали впереди переходящих границу.

Применяя различные хитрости и уловки, контрабандисты наводняли рынки своими товарами и подрывали этим самым экономику страны.

Меры, принимаемые по борьбе с контрабандой в первой и во второй половине XIX века, не привели к желательным результатам. Контрабанда росла. Всего же за период с 1846-го по 1855 год зафиксировано 27 010 случаев задержания контрабанды . Ширилась и сеть пособников контрабандистам .

Наряду с привлечением сил и средств для борьбы с контрабандистами, правительство России уделяло важное внимание оперативной работе для выяснения лиц, участвующих в переправе товаров через границу в приграничных районах страны и в сопредельных государствах. Списки контрабандистов были изданы типографским способом, размножены и направлялись во все таможенные округа и регулярно обновлялись.

Социальные корни контрабанды состояли в слабой экономике России .

    Структура и задачи правоохранительных

подразделений ГТК России .

Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 « О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации » и от 22 декабря 1993 года № 2253 « Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям » . С вводом в действие в августе 1995 года федерального Закона « » таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности, чем была устранена существовавшая до этого момента юридическая коллизия.

Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:

    На уровне Государственного Таможенного Комитета России - Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя:

Отдел организации дознания;

Отдел таможенных расследований;

Отдел расследования уклонений от таможенных платежей;

Отдел по борьбе с особо опасными видами конрабанды;

Отдел по борьбе с котрабандой наркотиков;

- отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран ;

Информационно-аналитический отдел ;

Отряд быстрого реагирования.

    На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы :

- о ;

Отдел дознания ;

Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями ;

Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков ;

    На уровне таможен созданы :

- о тдел таможенных расследований ;

- о тдел дознания;

- о тдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- о тдел по борьбе с котрабандой наркотиков.

Все указанные структурные подразделения имеют горизонтально-вертикальное подчинение.

З адачи оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в соответствии со ст. 2 федерального Закона « Об оперативно-розыскной деятельности » можно сформулировать следующим образом:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;

3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;

4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших;

5) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;

6) участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

7) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

8) обеспечение собственной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

9) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;

10) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов.

    Борьба с контрабандой и обеспечение

экономической безопасности.

В общей части УК РСФСР даются понятия преступления, необходимой обороны и крайней необходимости, а также перечислены другие уголовно-правовые институты и нормы, которыми нужно руководствоваться при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В настоящее время преступления в сфере таможенного дела являются одним из распространенных видов преступной деятельности, наносящих существенный ущерб экономическим и политическим интересам Российской Федерации.

Среди них наиболее опасным преступлением выступает контрабанда. Контрабандные операции в последнее время стали совершаться преимущественно организованными преступными группами. Все более распространенный и опасный характер приобретает контрабанда оружия, боеприпасов, наркотиков, которые в больших количествах ввозятся в Россию, существенно обостряя криминогенную обстановку. Имеют место факты противоправного вывоза за рубеж радиоактивных материалов. Значительный ущерб причиняет России вывоз валютных ценностей, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации. Большой экономический ущерб России наносят противоправные операции по вывозу из Российской Федерации иностранной валюты и ввозу фальшивых валютных купюр иностранного происхождения. Стали многочисленными факты ввоза из-за рубежа некачественных продуктов питания и лекарственных препаратов, употребление которых представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

В этих условиях значительная роль в борьбе с таможенными преступлениями в сфере таможенного дела отводится оперативно-розыскным подразделениям таможенных органов, которые в соответствии со статьями 224, 225 и 226 Таможенного кодекса РФ и с пунктом 13 Федерального закона РФ « Об оперативно-розыскной деятельности » от 12 августа 1995г. имеют право осуществлять оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов.

Значительная доля нарушения таможенных правил приходится на экспортные операции с другими видами стратегически важных и сырьевых материалов - цветными металлами, а также лесом и лесоматериалами. На эти группы товаров падает наибольший объем изъятых товаров.

Несмотря на преобладание экспорта над импортом количественные и качественные показатели таможенных правонарушений при импорте значительно превышают соответствующие показатели при экспортных операциях. Основные позиции по импорту занимают продукты питания, алкогольная продукция и автомобили. К этой группе товаров относится основное количество правонарушений.

Нарушения таможенных правил зарегистрированы по:

Продуктам питания - в 2160 случаях;

Алкогольным напиткам - в 806 случаях;

Автомобилям - в 659 случаях;

За последние 9 месяцев прошедшего 2000 года таможенными органами Российской Федерации в ходе контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через таможенную границу, было обнаружено и задержано в 510 случаях 5213 кг наркотиков, 1,8 млн. ампул и таблеток сильнодействующих психотропных веществ, 200 кг химических продуктов, служащим основным сырьем нелегального производства наркотиков. За аналогичный период 1995 года было задержано в 205 случаях 1440,85 кг наркотиков, что свидетельствует об увеличении числа задержаний в этом году в 2,5 раза и общего количества задержанных наркотиков в 3,6 раза.

Одной из самых серьезных остается проблема организации эффективной борьбы с незаконным оборотом оружия, « благодатной почвой » для которого являются незатухающие военные конфликты в « горячих точках » и криминализация обстановки в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .

Известно, что контрабанда и другие экономические преступления и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется.

Поэтому, основным резервом эффективной деятельности таможенных органов является ускоренное освоение и внедрение методов оперативно-розыскной деятельности.

В России, как и повсеместно, у истоков организации борьбы с контрабандой стояла служба таможенно-пограничной стражи.

Однако в советский период нашей истории объективно сложилось так, что ведущая роль в борьбе с контрабандой и некоторыми другими видами посягательств на государственные экономические интересы перешла к органам госбезопасности и пограничным войскам. В течении десятилетий ни у кого не вызывало сомнений, что борьба с контрабандой и с нарушением правил о валютных операциях относится к числу пререгатив органов контрразведки.

Ведя борьбу с этими видами преступлений, органы госбезопасности одновременно выявляли и пресекали факты использования иностранными разведками в своих целях контрабандистов и валютчиков, а также перехватывали нелегальные каналы осуществления ими разведывательно-подрывных операций.

Пограничники помимо осуществления своей главной функции охраны государственных рубежей, выявления и пресечения попыток нарушения неприкосновенности границ всегда решали и задачи выявления и пресечения фактов перемещения через Государственную границу любых видов контрабанды.

Сотрудники подразделений таможенной службы, прежде не являвшейся самостоятельной структурой, выполняли свои профессиональные обязанности в тесном взаимодействии с пограничниками и (при возникновении оперативной необходимости) с сотрудниками местных органов госбезопасности.

В этой до недавних пор существовавшей строгой и отлаженной системе ниша каждой из участвовавших в общем деле сторон была определена четко.

С появлением органов Государственного таможенного комитета как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими рычагами воздействия, да еще и с приданными им правоохранительными функциями, произошло объективно неизбежное изменение расстановки сил в обеспечении экономической безопасности страны.

С резким расширением и изменением самого механизма внешнеэкономической деятельности масштабы и опасность контрабанды и других экономических преступлений неизмеримо возросли. Значительная тяжесть борьбы с ними легла на плечи таможенных органов.

Таможенная служба - один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.

Сегодня каждый третий налоговый рубль попадает в государственную копилку из таможенных органов.

Одно из заключительных особенностей российской таможни является ее державный характер. Эта традиция идет из глубины российской истории. Таможня всегда играла большую роль в утверждении русской государственности. Известная всем крылатая фраза «таможенника» Верещагина: «Я мзду не беру. За державу обидно!» стала символом государственно-мыслящего человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Конституция Российской Федерации, 1993 г.

    Уголовный кодекс Российской Федерации, 1996 г.

    Таможенный кодекс Российской Федерации, 1993 г.

    Закон РСФСР от 05.03.92 г. «О безопасности», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992г. № 15.

    Закон РФ от 01.04.93 г. «О государственной границе Российской Федерации», Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993 г. № 17.

    Федеральный закон от 12.08.95 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», Собрание законодательств РФ. 1995 г.

    Таможенное законодательство. М., 1994 г. с тр . 5.

    Указ Президента РФ « О некоторых мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе РФ», М., 1993 г., с тр .16.

    Приказ ГТК РФ № 7 от 09.01.94 г. «Об организации отделов дознания в таможенных органах России».

    Приказ ГТК РФ № 687 от 22.12.94 г. «Об изменении структуры и штатной численности правоохранительных подразделений таможенных органах».

    Приказ ГТК РФ «Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2, с тр .4.

    Габригидзе Б.Н. , Зобов В.Е. «Таможенная служба в РФ». -М., 93 г. с тр . 96.

    Габригидзе Б.Н. «Таможенное право». -М. Издательство «Бек». 1995 г. с тр .313.

    Гуценко К.Ф . «Правоохранительные органы». Учебник для ВУЗов. М. Издательство «БЕК». 1995 г. с тр . 1-5.

    Долгов А . И . , Дьяков C. В . «Организованная преступность». -М. «Юридическая литература». 1989 г. с тр . 210,211, 253.

    Круглов А.С. «Таможня меняет приоритет». -М . «Экономика и жизнь». 1993 г. № 17, с тр .16.

    Кулишер И.М. «Очерки по истории таможенной политике».-СПб. 1903 г., с тр . 19, 33.

    Чернушевич М. «Материалы к истории пограничной стражи.», Ч.1. -М. 1900 г., с тр . 27, 46, 62, 78,83,89.

    Белая книга Российских спецслужб . Издание 2, информационно-издательское агенство «обозреватель». -М. 1996 г.

    Таможенный вестник, № 7, издание ГТК России. -М. 2000 г.

И.М.Кулишер « Очерки по истории таможенной политике. - СПб.1903, с.19 »