Большинство из тех, кто проживает в многоквартирных домах наших городов, беспокоятся - обладают ли они законным правом использования воды без установки счётчика. А также - способен ли водоканал в принудительном порядке заставить их произвести подобную установку. Много вопросов возникает также в связи с введением так называемого повышающего коэффициента на воду.

Прибор учета - ставить или нет?

Согласно мнению многих, реальной выгоды в результате процедуры установки счетчика на воду не так уж и много. При этом на монтаж его приходится потратить немалые средства, что может позволить себе далеко не каждая семья. Жильцы (владельцы) городских квартир, которые еще не обзавелись счетчиками, платят согласно определенным государством средним нормативам воды на одного проживающего. При этом с некоторых пор в практику введены повышающие коэффициенты к нормативам потребления воды, о которых поговорим ниже.

Согласно именно таким средним нормам до недавнего времени и велись все расчёты. Но ситуация изменилась с 2015 года. И сегодня мы подробно рассмотрим, имеет ли право кто-либо (государство, управляющая компания и т. п.) принудительно заставить гражданина - владельца квартиры - установить прибор учета воды. А также какими санкциями чреват отказ от данной процедуры и кто имеет право игнорировать данный вопрос.

По каким нормам платят без счетчика

Как правило, водоканалом устанавливается для тех жильцов, которые живут без установки счётчика, оплата по единой норме. Давайте прежде всего разберемся, что это за тариф. Действует подобное положение на территории всей страны. Сколько же, по мнению государства, расходует каждый из нас воды?

Утвержденный свыше регламент принимает ежемесячно холодной воды каждым жителем равной примерно 7 кубометрам (если быть совершенно точным - 6, 935). Если квартира оборудована многоточечным газовым проточным нагревателем, данную величину следует умножить на специальный повышающий коэффициент на воду и назначить равной 10 м³. Если таковой установлен лишь в ванной, показатель принимают равным 9,5 "кубиков". Если же ванной дом не оборудован, коэффициент применяется понижающий, и норма уменьшается до величины 4,57 м³. Когда речь идет о горячей воде, норматив несколько ниже и равен 4,7 куба ежемесячно.

Вооружимся калькулятором

Из этих расчетов мы видим, что водоканал "отпускает" каждому из нас в месяц примерно 11 с половиной "кубиков" воды. Путем несложных расчетов (переводим в литры и делим на 30 дней) получаем свыше 380 л в день на каждого. Для сравнения: наполненная ванна содержит около 250 литров. То есть подразумевается, что все без исключения члены семьи ежедневно принимают ванну (чего на самом деле нет) и пользуются, кроме того, водой для бытовых нужд в объеме не менее 130 литров.

Согласно проведенным исследованиям, в среднем люди потребляют около двух кубов горячей и трех - холодной воды. То есть без счетчика мы переплачиваем примерно за 6 кубов каждый месяц. И сумма в квитанции завышена по сравнению с реальной примерно вдвое.

Экономим со счетчиком

Чтобы развеять оставшиеся сомнения на тему целесообразности установки счётчика, следует учесть тот факт, что обязанность платить за воду каждый месяц не исчезает даже в ситуации реального отсутствия людей в квартире (отъезда жильцов). Установив же прибор, вы обязаны будете оплатить лишь реально израсходованный объем. То есть за все периоды своего отсутствия вы имеете возможность сэкономить немаленькую сумму. Главное - не забывать о регулярной обязанности сообщать цифры показаний счетчика в водоканал.

Некоторым людям психологически трудно после установки счётчика расходовать сразу много воды. Они опасаются огромных сумм в квитанции. Но переживать по этому поводу не следует. Как показывает практика, реальный расход чаще всего в пару-тройку раз меньше того, который принят в качестве среднего показателя.

Посчитаем выгоду

Все преимущества налицо в случае регистрации полного состава семьи в данной конкретной квартире. С учётом возросших тарифов на оплату в отсутствие счетчика с 1 июля 2015 года расходы эти намного возросли. Подобный прибор устанавливается за сумму от 20 до 60 у. е., но расходы могут быть и большими в случае необходимости подготовки места или определённого переустройства в планировке квартиры.

В вышеупомянутом случае (регистрации всех членов семьи по месту проживания) выгоду оспаривать трудно. Уже через несколько месяцев расход на установку прибора окупится. А как быть, если прописан один (максимум два человека), а реально проживают четверо или пятеро? В большинстве таких ситуаций владельцы квартир счетчики ставить отказываются.

Еще совсем недавно согласно закону любой владелец жилья имел полное право самостоятельно принимать решение по данному вопросу. Постановлением Правительства РФ утверждалось, что заставить осуществить процедуру постановки вас никто не имеет права. В том числе неправомочен был в этом деле и сам водоканал. То есть вопрос этот решался по усмотрению владельца квартиры.

Что изменилось

Но согласно статье номер 13 Закона "Об энергосбережении..." (номер 261) с 2015 года каждый гражданин РФ обязан обзавестись приборами учета воды, тепла и электрической энергии. С самого начала действия данного акта предусмотрен штраф за неустановленные агрегаты учета для управляющих компаний. Очевидно, со временем подобные санкции могут быть применимы к обычным жильцам.

Нормативный срок, отпущенный рядовым владельцам квартир для установки агрегата, - три с половиной года с даты выхода закона. В первые два с половиной из них разрешалось поставить прибор на средства водоканала. То есть счётчик воды обходился владельцу фактически бесплатно. Последний же год данного срока плата за установку возлагалась на самого жильца.

Казалось бы, выгода от быстрого и своевременного приобретения счётчика лежит на поверхности. Но лишь 60% всего населения пошло на это.

О возможности принудительной установки

Часть квартировладельцев в силу собственной юридической некомпетентности опасаются возможности прихода в их жилище сотрудников управляющих компаний с целью принудительной установки приборов. Кто-то из людей ошибочно полагает, что в случае оказания сопротивления жильцами возможно обращение сотрудников водоканала в органы полиции.

Что же на самом деле? Нормативный документ разъясняет, что обеспечение доступа в квартиры сотрудников управляющего органа - обязанности граждан. Но это далеко не равнозначно неизбежности принудительной установки счётчика. Фактически данное мероприятие по-прежнему является сугубо личным решением каждого квартировладельца. Никаких штрафов или санкций в настоящее время не предусмотрено за неустановленные счетчики воды. - вот способ наказать несговорчивых жильцов. С каждым полугодием владельцы квартир, не оборудованных счетчиками, платят всё больше и больше.

Холодная и горячая вода - повышающий коэффициент по годам

Такие коэффициенты введены в РФ с 2015 года. По ним рассчитываются тарифы для тех абонентов, кто до сих пор не пользуется агрегатами воды. Именно для них постоянно и неуклонно растут. Динамику можно проследить в цифрах:

С начала 2015 года повышающий коэффициент на холодную воду (как и на горячую) был равен 1, 1.

Второе полугодие этого же года принесло повышение его на 0, 1 (то есть он стал равен 1,2).

В течение первого полугодия 2016 года использовался повышенный коэффициент на воду без счетчиков 1,4.

С середины и до окончания того же 2016 года он вырос до 1,5.

Ну а какой повышающий коэффициент на воду действует сейчас? С начала 2017 года его величина составляет 1,6.

Что из этого следует

Судя по динамике роста к нормативу на воду, вывод напрашивается один - оплата за коммунальные услуги растет и будет продолжать увеличиваться впредь. Если в январе 2015 года жильцам без счётчика предстояло заплатить всего лишь на 10% больше, чем в декабре 2014 года, то в январе 2017 г. разница составила уже 60%. Не секрет, что подобный рост цен для карманов рядовых граждан очень и очень ощутим.

Целью введения повышенного коэффициента на горячую воду (равно как и на холодную) государством и коммунальными службами было стимулирование гражданами скорейшего перехода на систему учета потребляемых ресурсов при помощи соответствующих приборов. Но несмотря на все старания властей, повсеместной установки счётчиков так и не произошло.

Когда все началось

Сама идея ввода повышающего коэффициента на воду и другие ресурсы появилась достаточно давно - с 2011 года. Несколько позже (а именно в 2013 году) применение его было официально закреплено в принятом Постановлении правительства России номер 344. Кроме него, существуют Правила 306, где прописан регламент норм потребления каждой из коммунальных услуг. Именно данный документ сыграл руководящую роль в расчёте региональными властями размеров повышающего коэффициента на воду, тепло, электричество и утверждении стандартов потребления ресурсов коммунального характера.

Следует еще раз подчеркнуть, что речь идёт о жильцах тех домов, в которых имеется техническая возможность установки приборов учета, в случае их сознательного отказа. Там же, где условия не позволяют устанавливать счётчики, приняты другие нормативы.

В каких случаях прибор не ставится

1. Когда здание или строение, где расположено ваше жилье, в официальном порядке признали аварийным либо ветхим.

2. Если установка прибора водоканалом невозможна без капитального ремонта сетей или всего дома.

3. Прибор запрещается ставить с несоблюдением принятых норм.

4. Агрегат не подлежит установке на водопроводные трубы, находящиеся в плохом или аварийном состоянии.

5. Когда условия эксплуатации счетчика не подходят для нормальной его работы. Речь идёт о повышенной влажности, температуре либо наличие электромагнитных волн. В данном случае приборы устанавливать не следует, а имеющиеся требуется вывести из эксплуатации.

Как же быть, если вы попадаете в одну из перечисленных выше категорий, но тем не менее получаете квитанции на оплату с повышающим коэффициентом? Ваши действия в таком случае должны быть следующими:

1. Вызываете сотрудника УК, которому предстоит осмотреть то место, где прибор смонтирован, оценить состояние водопроводных труб и всего помещения.

2. Его обязанность - составить соответствующий акт с четким указанием в нём причин невозможности установки учетного оборудования. Документ обязательно должен содержать конкретные данные - номера дома и квартиры, название улицы.

3. Если вы уже пользуетесь прибором, но условия эксплуатации его изменились и перестали соответствовать нормальным, то имеете право сделать запрос на демонтаж агрегата до исправления текущего состояния.

В целом же каждый владелец квартиры решает самостоятельно, имеет ли смысл ему вести учет расходования воды согласно счётчику либо остановиться на варианте оплаты по нормативу. Помните, что в юридическом смысле никто не вправе заставить вас осуществить установку его принудительно. Данный шаг является незаконным.

Текущая ситуация с ЖКХ такова, что владельцы недвижимости, потребляющие коммунальные ресурсы, обязаны устанавливать счетчики, а при их отсутствии – оплачивать повышенные тарифы. Если вначале внедрения данной политики тарифная переплата составляла около 30%, то к 2017 году повышающий коэффициент, применяемый к установленным тарифам, составляет уже 1,5. Таким образом, коммунальные платежи для тех, кто не установил приборы учета воды и электроэнергии, и не подает показания счетчиков, переплата может составить до 60%.

Законодательство о тарифах ЖКХ

Ныне реализуются те повышения, которые были запланированы еще с 2009 г. Тогда вышел закон №261-ФЗ, устанавливающий тарифы и нормативы по всем видам коммунальных ресурсов.

Пока не утвержден порядок назначения штрафов из-за отсутствия приборов учета, однако меры, предпринимаемые государством, вынуждают устанавливать счетчики путем введения высоких коэффициентов, применяемых при расчете услуг ЖКХ в отношении квартир и домов, не передающих показания расхода ресурсов соответствующим надзорным органам.

В порядке применения новых повышающих коэффициентов остаются некоторые неясности, не разъясненные законами РФ. В 2011 году Правительство России издает Постановление №354, в 31-м пункте которого появляется подпункт «у», вменяющий в обязанность передачу переплат по коммунальным платежам при применении повышающих коэффициентов на реализацию энергосберегающих программ и мер по эффективному использованию энергоресурсов. Впоследствии, в 2013 году, российское Правительство вводит изменения в акты, связанные с регулированием вопроса предоставления коммунальных услуг.

Согласно действующему законодательству, применение коэффициента в 2017 году предусмотрено в следующих обстоятельствах:

  • жилой дом, квартира в МКД не имеет счетчиков на воду и электроэнергию;
  • счетчики в жилье установлены, однако нуждаются в ремонте или замене в связи с поломкой или истечением срока эксплуатации;
  • при выявлении поломки или повреждении приборов учета, закон допускает сохранение тарифа сроком не более 3 месяцев, чтобы устранить поломку или исправить недочет, а при игнорировании своих обязанностей, к жилью будет применен повышающий коэффициент;
  • собственник жилья не обеспечил сотрудникам УК или ТСЖ доступ к приборам, и в результате проверка показаний и технического состояния счетчиков становится невозможной.

Квитанции ЖКХ содержат отдельные строчки, предоставляющие расчет с применением повышающего коэффициента. Это позволяет собственникам увидеть реальную разницу между платежами с применением повышающих тарифов, и без них.

Установка приборов в частных домах и поквартирно производится самостоятельно, а для оборудования общедомовыми счетчиками на отопление и электричество в МКД привлекаются сотрудники управляющих компаний.

Исключения из правил

Законодательство РФ предписывает направлять средства, полученные от собственников, не установивших счетчики, дополнительно в результате применения коэффициента, на обслуживание имеющихся систем.

Существует некоторое отклонение, освобождающее от повышенных тарифов при следующих обстоятельствах:

  • в быту используется горячая вода, полученная при конвертировании в источник отопления;
  • потребление водных ресурсов и электроэнергии жильцами коммунальных квартир;
  • использование водного ресурса при водоотведении;
  • техническая невозможность установки приборов учета ввиду особенностей конструкции дома.

К числу домов, где установка счетчиков невозможна, относят аварийные дома, ветхие, подлежащие сносу строения, здания, требующие капитального ремонта.

Существует еще один показатель, который должен быть соблюден при освобождении от повышающего коэффициента: энергопотребление – не более 5 киловатт, отопление – до 0,2 гКал/час.

В вышеозначенных домах ни представители УК, ни сотрудники определенных коммунальных служб не вправе выполнять экспертизу на предмет возможности установки приборов. Ограничивающие критерии, как правило, находят свое отражение в основной техдокументации объектов.

Порядок применения повышающего коэффициента

Чтобы определить размер оплаты за коммунальный ресурс, необходимо умножить определенный норматив по потреблению ресурса на величину коэффициента. Полученные данные и величину переплаты указывают в квитанции ЖКХ.

Порядок регламентируется Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 г. (подпункт «г» пункта 69). Данное Постановление определяет правила оказания услуг коммунальными службами для жильцов МКД и частных домов.

При определении порядка расчетов исходят из конкретных обстоятельств применения:

  1. Прибор учета воды (холодной и горячей), а также ПУ электричества не установлены в квартире.
  2. Многоквартирный дом не оборудован общедомовым счетчиком тепла.
  3. Паркинг дома не имеет прибора учета воды и электроэнергии.
  4. Индивидуальные приборы в МКД вышли из строя либо закончился срок их использования.
  5. Исполнителем, представителем надзорного органа, составлен акт, свидетельствующий об отказе в доступе к счетчику, расположенному в квартире владельца.
  6. Не определяется мощностью оборудования внутри квартиры, самовольно подключенного собственником к внутридомовым инженерным коммуникациям.
  7. При проверке выявился факт несанкционированного вмешательства в функционирование счетчика в помещении, где нет свободного доступа (вмешательство возможно только с согласия потребителя) и составлен соответствующий акт.

Когда отсутствие счетчиков выгодно

Счетчики отсутствуют не только в тех случаях, когда их установка технически невозможна, но и с целью извлечения выгоды, когда реальное потребление водных и электро- ресурсов гораздо больше, чем начисляется по квитанции, исходя из количества зарегистрированных жильцов.

Например, в квартире прописано двое, а фактически проживает и пользуется водой и электрическими приборами пятеро и более человек. В квитанции расчет делается с учетом количества зарегистрированных граждан, а остальные пользуются ресурсами бесплатно. В такой ситуации владельцу выгоднее платить по нормативу, не устанавливая счетчики.

Привести в соответствие реальный объем потребления и оплаты можно с помощью установки счетчиков. По этой причине государством предпринимаются меры по стимулированию населения к установке приборов учета. Кроме того, оплата потребляемых ресурсов по счетчику вынуждает с большей осторожностью использовать природные ресурсы.

По какой формуле рассчитывается норматив и сверхнорматив по ОДН за электричество? Где установлен повышающий коэффициент. Может ли повышающий коэффициент относиться к тарифу. Или только к нормативу. если нет технической возможности установить ОД, применяется ли повышающий коэффициент

Ответ

Плата за ОДН рассчитывается по нормативу. Специальной формулы расчета нет. Тарифы утверждаются региональными властями. Для определения размера платы надо тариф умножить на норматив, который также определяется региональными властями. Данные правила действуют, если в доме выбрана управляющая организация.

В остальных случаях плата за ОДН считается в соответствии по п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354. Нормативы ОДН определяются также на региональном уровне.

Повышающие коэффициенты не применяются к случаю, когда плата за ОДН входит в состав платы за содержание общего имущества.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Управление МКД» .

«С 1 января 2017 года применяются положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату:

  • холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, а также
  • отведения сточных вод в целях содержания такого имущества.

Эти положения закреплены в пункте 2 части 1, пункте 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ.

Для реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения Правительство РФ утвердило постановление от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498).

Это постановление изменило:

  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491);
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354);
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее - Правила № 124);
  • Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306).

Внесенные изменения предусматривают:

  • случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в МКД (далее - коммунальные ресурсы на СОИ);
  • случаи и порядок начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (далее - ОДН);
  • новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО) коммунальных ресурсов, используемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК для содержания общего имущества.

В чем отличие коммунальных ресурсов на СОИ от коммунальных услуг на ОДН

С 1 января 2017 года холодная вода, горячая вода, электрическая энергия и отведение сточных вод, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, - это:

  • либо коммунальные ресурсы на СОИ;
  • либо коммунальные услуги на ОДН.

Все зависит от способа управления МКД.

Если домом управляет УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, то речь идет о коммунальных ресурсах на СОИ. Дело в том, что с 1 января плата за перечисленные выше ресурсы по общему правилу входит в плату за содержание жилого помещения. Это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ и пунктами 29, 33 Правил № 491. Однако перечисленные ресурсы относятся к коммунальным услугам на ОДН, если собственники помещений:

  • не выбрали способ управления;

В каждом из этих трех случаев плата за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, включается в плату за коммунальные услуги. Это установлено частью 5статьи 154 Жилищного кодекса РФ и пунктом 40 Правил № 354. В то же время отопление всегда считается коммунальной услугой. Независимо от выбранного способа управления МКД ее нужно оплачивать совокупно без разделения на плату за потребление в жилом или нежилом помещении и потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Это закреплено в абзаце 2 пункта 40 Правил № 354.

Потребители должны оплачивать коммунальные ресурсы на СОИ в рамках платы за содержание жилого помещения. Это установлено пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.

Первоначально при включении расходов на оплату этих коммунальных ресурсов в плату за содержание жилого помещения их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Для первого включения принимать решение на общем собрании собственников помещений не требуется. Это закреплено в части 10 статьи 12 Закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 176-ФЗ).

После первого включения размер расходов на оплату коммунальных ресурсов на СОИ нужно определять исходя из нормативов их потребления. Это определено абзацем 4 пункта 29 Правил № 491.

Нормативы потребления должны утвердить уполномоченные органы субъекта РФ в порядке, который предусматривают региональные нормативные акты. Это установлено пунктом 3Правил № 306.

Срок для утверждения - до 1 июня 2017 года. До того как нормативы утвердят, нужно применять нормативы потребления коммунальных услуг на ОДН, которые установлены субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Это предусматривают пункты 2-3 Постановления № 1498.

Нормативы должны утвердить исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ и услуг, услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее - Минимальный перечень). Это следует из пункта 2 Правил № 306. Если перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД превышает Минимальный перечень, то собственники помещений вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение коммунальных ресурсов сверх установленного норматива. Это закреплено в абзаце 4 пункта 29 Правил № 491.

Внимание: после первоначального включения расходов на коммунальные ресурсы на СОИ для изменения их размера требуется решение собственников помещений. Если субъект РФ утвердил норматив потребления коммунальных ресурсов на СОИ, но собственники не приняли указанное выше решение, то расходы на эти ресурсы нужно учитывать:

  • в составе платы за содержание жилого помещения;
  • в размере норматива, действующего на дату выставления платы;
  • без изменения размера платы за содержание общего имущества.

А значит, в результате изменится доля расходов на содержание общего имущества в МКД.

Такая позиция изложена в пункте 3 письма Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».

Порядок расчетов с РСО определен в пункте 21 Правил № 124.

Если МКД оборудован ОДПУ, то объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, нужно определять по показаниям этого ОДПУ за вычетом объема, потребленного в нежилых помещениях по прямым договорам с РСО. Если МКД не оборудован ОДПУ, то такой объем необходимо определять по формуле, приведенной в подпункте «в» пункта 21 Правил № 124, исходя из норматива потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества. Если исполнитель не обязан оплачивать коммунальный ресурс в полном объеме, то он должен оплатить коммунальный ресурс на СОИ:

  • в объеме норматива потребления при отсутствии ОДПУ или
  • в объеме разницы показаний ОДПУ и всего объема, который должны оплатить потребители.

Это предусмотрено пунктом 21(1) Правил № 124.

Такие ситуации возможны, например, в случаях, если:

  • собственники решили сохранить прежний порядок предоставления и расчетов за коммунальные услуги при смене непосредственного управления (ч. 18 ст. 12 Закона № 176-ФЗ);
  • РСО воспользовалось правом на односторонний отказ от договора с исполнителем (п. 30 Правил № 124).

Если МКД управляет УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, то потребитель вносит плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом или нежилом помещении. Коммунальные услуги на ОДН не начисляются. Коммунальный ресурс на СОИ нужно оплачивать в рамках платы за содержание жилого помещения.

Потребители оплачивают коммунальные услуги на ОДН отдельно от коммунальных услуг, потребленных в жилых или нежилых помещениях, в случаях, если собственники:

  • выбрали непосредственное управление МКД;
  • не выбрали способ управления;
  • не реализовали выбранный способ управления.

Это предусмотрено пунктом 40 Правил № 354 и частью 5 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.

Порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, за исключением отопления, закреплен в пункте 42 Правил № 354.

Плату за коммунальные услуги, потребленные на ОДН, нужно определять в порядке, который установлен пунктами 44-46 Правил № 354.

Плату за отопление необходимо рассчитывать без разделения на потребление внутри помещения или на ОДН в порядке, установленном пунктами 42(1) и 42(2) Правил № 354. Начисление зависит от установленного субъектом РФ способа оплаты:

  • в течение отопительного периода;
  • равномерно в течение календарного года.

Потребителям в нежилых помещениях исполнитель начисляет плату за отопление в порядке, определенном пунктом 43 Правил № 354*.»

Вечер добрый!

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
К НОРМАТИВАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в связи с поступлением многочисленных обращений по вопросу применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг с 1 января 2015 года направляю прилагаемую к настоящему письму информацию по указанным вопросам и прошу довести ее до уполномоченных на установление нормативов потребления коммунальных услуг органов, а также иных заинтересованных лиц.

А.В.ЧИБИС

Приложение
к письму заместителя Министра
строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от __________ N ______

ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ К НОРМАТИВАМ ПОТРЕБЛЕНИЯ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1. По вопросу расчета норматива потребления коммунальной услуги с учетом повышающего коэффициента.
Применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению и по водоотведению на общедомовые нужды) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета предусмотрено Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 и от 17 декабря 2014 г. N 1380.
Повышающие коэффициенты составляют:
1. с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
2. с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
3. с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
4. с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
5. с 2017 года - 1,6.
Как следует из действующей редакции Правил N 306, определение норматива с учетом повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, но при наличии технической возможности их установки.
В этой связи следует обратить внимание на следующее:
органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами N 306 необходимо определить для каждого вида коммунальных услуг:
- нормативы потребления без применения повышающего коэффициента (далее - базовый норматив);
- нормативы потребления с применением повышающего коэффициента (далее - повышенный норматив).
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется привести свои нормативные правовые акты об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с действующей редакцией Правил N 306, предусмотрев, что они должны содержать как «базовые нормативы», так и «повышенные нормативы» по указанным периодам их действия.
Необходимо отметить, что из взаимосвязанных положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 3 Правил N 306 полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). В этой связи применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего «повышенного норматива» потребления коммунальных услуг.
Следовательно, для применения исполнителем коммунальных услуг «повышенных нормативов» потребления коммунальных услуг необходимо принятие уполномоченным органом указанного выше нормативного акта.
При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего «повышенный норматив» потребления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления (за исключением случаев, установленных пунктами 60, 60(1), 60(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).

2. По вопросу применения нормативов потребления коммунальных услуг, рассчитанных с учетом повышающих коэффициентов.
Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Из положений действующей редакции Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться «повышенный норматив».
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленном по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется «базовый норматив».
Поскольку наличие или отсутствие технической возможности установки приборов учета выявляется на дату обследования, а в последующем, например, в результате ремонта или реконструкции, ситуация может измениться, в этой связи в целях определения необходимости применения «повышенных нормативов» Минстрой России полагает целесообразным проведение обследований многоквартирных домов и жилых помещений исполнителями коммунальных услуг с участием организаций, на которые решениями собственников многоквартирных домов возложены функции по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Указанные обследования призваны зафиксировать основания для возможности применения «повышенного норматива» при расчете платы за коммунальные услуги для потребителей.
«Базовый норматив» также применяется при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в домах, отнесенных к ветхим или аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также в домах, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), поскольку на такие дома не распространяется требование статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) в части обеспечения оснащения их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов.

КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 с 1 января 2017 года подпункт «у(1))» пункта 31 признан утратившим силу.

КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в пункт 21 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, введен п. 21(1), касающийся порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения.

3. По вопросу применения подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив:
а) объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «в» пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124). При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле применяются значения «базового» или «повышенного» нормативов.
Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей «повышенного норматива».
В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов), в связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354;
б) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей «повышенных» или «базовых» нормативов.
Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей «повышенного норматива».
В случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей «повышенных» нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса.
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением «повышенных нормативов» (повышающих коэффициентов) направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом N 261-ФЗ.
Кроме того, выполнение исполнителем коммунальных услуг требований подпункта «у(1)» пункта 31 Правил N 354 распространяется на случаи применения исполнителем «повышенного норматива», установленные пунктами 60, 60(1) 60(2) Правил N 354.
Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, источником финансирования которых являются в том числе средства, поступившие исполнителю в результате применения в отношении потребителей коммунальных услуг «повышенных нормативов» и повышающих коэффициентов к «базовым нормативам», осуществляется в соответствии с договором управления многоквартирным домом. При этом исполнитель коммунальных услуг в установленном ЖК РФ порядке инициирует внесение изменений в договор управления многоквартирным домом в части включения в перечень выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома соответствующих мероприятий по энергосбережению, финансирование которых осуществляется в соответствии с подпунктом «у(1)» пункта 31 Правил N 354.

4. По вопросу расчета платы за коммунальные услуги потребителям в нежилых помещениях.
Размер платы за коммунальные услуги потребителям в нежилых помещениях с применением «повышенных нормативов» определяется только при расчете приходящейся на них платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также платы за коммунальную услугу по отоплению, в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.
В случаях, когда многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, а расположенное в нем нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса в порядке, установленном Правилами N 354.

5. Особенности расчета размера платы за коммунальную услугу по водоотведению.
В отношении расчета платы за коммунальные услуги водоотведения в жилых помещениях применяется порядок, установленный в пункте 42 Правил N 354, при котором в отсутствие в жилом помещении индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной и (или) прибора учета горячей воды размер платы за коммунальные услуги водоотведения определяется исходя из норматива потребления коммунальных услуг водоотведения. При этом соответственно применяются «повышенные нормативы» (при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета).

6. Особенности расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
«Повышенные нормативы» потребления коммунальной услуги по отоплению устанавливаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации только при утверждении им «базового норматива», рассчитанного в соответствии с Правилами N 306.
В таком случае «повышенные нормативы» применяются в отношении потребителей во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, не оснащенного общедомовым прибором учета тепловой энергии (при наличии технической возможности его установки или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), независимо от наличия или отсутствия в отдельных помещениях такого дома индивидуальных приборов учета тепловой энергии. Это обусловлено общим принципом распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещения в многоквартирном доме, предусмотренного пунктом 42(1) Правил N 354.
В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению принято решение о применении (сохранении) порядка, предусмотренного пунктами 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года, то при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются базовые нормативы.
Ко всему вышеизложенному Минстрой России считает значительно важным проведение органами местного самоуправления, а также исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями информационно-разъяснительной работы с гражданами-потребителями коммунальных услуг об обязательности учета используемых коммунальных ресурсов с применением соответствующих приборов учета, о необходимости их установки, в том числе доведение до сведения потребителей информации о необходимости представления в адрес исполнителя коммунальной услуги акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, предусмотренного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627, и наличие которого является необходимым для применения при расчете размера платы за коммунальную услугу соответствующего вида норматива потребления коммунальной услуги («базового» или «повышенного»).

С момента вступления в силу норм о повышающих коэффициентах к нормативам потребления коммунальных услуг возник вопрос о правомерности применения этих повышающих коэффициентов к нормативу потребления водоотведения. С одной стороны, жилищное законодательство не содержит положений о применении повышающего коэффициента к нормативу потребления водоотведения, да и Федеральный закон от 23.11.2009 N261-ФЗ не предусматривает обязанности по оборудованию помещений индивидуальными приборами учета сточных вод. С другой стороны, норматив потребления водоотведения равен сумме нормативов холодного водоснабжения (ХВС) и горячего водоснабжения (ГВС), и в случае применения «повышенных» нормативов потребления ХВС и ГВС, норматив водоотведения, складывающийся из нормативов потребления ХВС и ГВС, так же получался «повышенным».

Ранее на сайте АКАТО публиковались статьи об использовании повышающих коэффициентов и . Вопрос применения повышающего коэффициента к нормативу потребления водоотведения в числе прочих попытался разрешить Минстрой России в разъяснениях, данных им . Несмотря на нечеткую формулировку, разъяснения Минстроя в большей части субъектов РФ были истолкованы таким образом, что в случае отсутствия приборов учета ХВС и/или ГВС и при наличии технической возможности установки таких приборов повышающий коэффициент к нормативу потребления водоотведения подлежит применению.

Еще не успел обозначенный вопрос ококнчательно разрешиться, как Правительство РФ внесло ряд поправок в постановления, регулирующие порядок предоставления и коммерческого учета коммунальных услуг. Разъяснения ряда вопросов применения повышающих коэффициентов с учетом последних изменений законодательства представлены в , размещенном на сайте АКАТО. Необходимо отметить, что исчерпывающие разъяснения порядка применения повышающих коэффициентов эксперты АКАТО дают на .

В проанализирован вопрос применимости повышающих коэффициентов при расчете стоимости водоотведения.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее - Правила 354) предусматривают три варианта расчета стоимости водоотведения, предъявляемого к оплате потребителям:

1) Наличие индивидуального прибора учета (ИПУ) сточных вод
В этом случае стоимость водоотведения определяется путем умножения объема водоотведения, определенного по ИПУ, на тариф (абзац 1 пункта 42, абзац 1 пункта 43, формула 1 Приложения 2 Правил 354);

2) Наличие ИПУ тех услуг (ХВС и/или ГВС), которые потребляются потребителем
В этом случае объем водоотведения принимается равным сумме объемов ХВС и ГВС, определенных по ИПУ ХВС и ГВС. Стоимость определяется путем умножения рассчитанного объема водоотведения на тариф (абзац 6 пункта 42, абзац 5 пункта 43, формула 1 Приложения 2 Правил 354);

3) Отсутствие ИПУ ХВС и/или ИПУ ГВС
В этом случае стоимость водоотведения расчитывается путем умножения норматива на тариф (абзац 6 пункта 42, формула 4 Приложения 2 Правил 354).

Наибольшее число вопросов вызывает третий случай, поэтому разберем его подробнее.

В соответствии с абзацем 6 пункта 42 Правил 354: «Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения ».

Формула 4 устанавливает:

P i = n i × N j × T кр ,

где:
n i
- количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
N j
- норматив потребления j-й коммунальной услуги;
T
кр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации .

Таким образом, повышающий коэффициент при расчете стоимости водоотведения применению не подлежит .

Дополнительно необходимо отметить следующее: если до вступления в силу повышающий коэффициент применялся к нормативам потребления коммунальной услуги , то теперь он применяется в отдельных случаях исключительно при расчете размера платы за коммунальную услугу. Из Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных ПП РФ от 23.05.2006 N306 (далее - Правила 306) понятие «повышающий коэффициент » исключено вовсе, и теперь органы госвласти не имеют права использовать этот коэффициент, не имеют права утверждать «базовые » и «повышенные » нормативы потребления коммунальных услуг - норматив потребления каждой из коммунальных услуг устанавливается единственный, без разделения на «базовый » и «повышенный ». А поскольку норматив потребления водоотведения складывается из суммы нормативов потребления ХВС и ГВС, то и такой норматив (как и нормативы потребления ХВС и ГВС) должен быть один. Повышающий коэффициент может быть применен исключительно при расчете стоимости потребленной услуги, но ни в коем случае не применяется к нормативу потребления услуги, как это было раньше.

Следовательно, повышающий коэффициент при расчете стоимости водоотведения не применяется , независимо от применения/неприменения повышающего коэффициента при расчете стоимости ХВС и/или ГВС (применение повышающего коэффициента при расчете стоимости ХВС и ГВС предусмотрено формулой 4.1, которая не применяется для расчета стоимости водоотведения ).