Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство - сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.- Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в статьях «Употребление терминов» правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории». В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внутренним правопорядком. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным изменением социально-экономического и политического строя государства-предшественника; 2) при возникновении нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части территории и образовании на ней самостоятельного государства. Существуют несколько объектов правопреемства: права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государственные архивы; долги.

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения решения международным судебным органом.

Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия, захват чужой территории.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. установила общее правило, согласно которому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).

Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту правопреемства, если в момент его правопреемства государство-предшественник являлось договаривающимся государством в отношении территории, ставшей объектом правопреемства. Согласно п. 1 ст. 19 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров, «если до момента правопреемства государств государство-предшественник подписало многосторонний договор под условием ратификации, принятия или утверждения и при этом выразило намерение распространить этот договор на территорию, являющуюся объектом правопреемства государств, то новое независимое государство может ратифицировать, принять или утвердить этот договор, как если бы оно его подписало само, и тем самым оно может стать договаривающимся государством или участником этого договора». Подписание государством-предшественником договора, если иное намерение не вытекает из положений договора или не установлено иным образом, рассматривается как выражение его намерения распространить этот договор на всю территорию, за международные отношения которой государство-предшественник несло ответственность. Когда же из договора явствует или иным образом установлено, что его применение в отношении нового независимого государства явилось бы несовместимым с объектом и целями договора или коренным образом изменило бы условия его действия, то данное государство в таком многостороннем договоре участвовать не может. Кроме того, если из положений договора или из ограниченного числа участвовавших в переговорах государств и из объекта и целей договора следует, что участие в таком договоре любого другого государства требует согласия всех его участников или всех договаривающихся государств, «новое независимое государство может стать договаривающимся государством или участником этого договора только при наличии такого согласия» (п. 4 ст. 19). Следует также иметь в виду, что когда договор не считается находящимся в силе в отношении какого-либо государства на основании Венской конвенции о правопреемстве государств 1978 г., то это обстоятельство ни в коей мере не затрагивает обязанности данного государства выполнять любое записанное в договоре обязательство, которое имеет для него силу в соответствии с международным правом независимо от договора.

Государства, возникшие в результате освобождения их народов от колониальной зависимости, как правило, подтверждали участие в многосторонних договорах, которые были связаны с укреплением мира, поддержанием добрососедских отношений, имели гуманитарный характер. Так, Мальта заявила о том, что она продолжает нести обязательства, вытекающие из московского Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., который был ратифицирован Англией, несшей ответственность за территорию Мальты. Алжир в 1960 г. присоединился к четырем Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. Некоторые новые независимые государства заявили, что они будут продолжать выполнять свои обязательства по всем многосторонним договорам, в отношении которых были сделаны запросы Секретариатом ООН.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров устанавливает также условия преемства обязательств по двусторонним соглашениям. Двусторонний договор, находившийся в силе в отношении территории, являвшейся объектом правопреемства, считается находящимся в силе между.новым независимым государством и другим государством-участником, если: а) они явственно договорились об этом; Ь) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность (ст. 24).

В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство любой договор, находившийся в силе в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника. Исключение cоставляют случаи, когда государство-преемник и другое государство-участник либо другие государства-участники договорились об ином или из договора явствует либо иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия (ст. 31).

Когда же часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, презюмируется следующее решение: а) любой договор, находившийся в силе в отношении всей территории государства-предшественника, продолжает находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника; б) любой договор, находившийся в силе в отношении лишь той части территории государства-предшественника, которая стала государством-преемником, продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника (ст. 34).

Согласно Венской конвенции 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов государственная собственность государства-предшественника означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации, если иное не обусловлено заинтересованными сторонами или не решено соответствующими международными органами. Государство-предшественник принимает все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственной собственности, которая переходит к государству-преемнику. Когда государство-преемник является новым независимым государством, недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, также переходит к государству-преемнику (ст. 15). В случае объединения двух или нескольких государств в одно государственная собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику. Когда государство разделяется и прекращает свое существование, а на разделенных частях территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не условились иначе: а) недвижимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится; б) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях; в) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику; г) иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях (ст. 18).

Когда часть территории государства передается им другому государству, переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если же соглашение отсутствует, то недвижимая собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику. Движимая собственность также переходит к государству-преемнику, если она была связана с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, ставшей объектом правопреемства (ст. 14).

Государственные архивы являются частью государственного имущества. В связи с этим правила правопреемства в отношении государственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности как таковой. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Та часть государственных архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией - объекта правопреемства - должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28).

Когда государство разделяется и прекращает свое существование и на бывшей его территории образуются два или несколько государств-преемников, то, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).

Однако проблема целостности архивных фондов, исключительная важность содержащейся в них информации порождают определенную специфику этого вопроса. Поэтому Венская конвенция 1983 г., касаясь разделения государства, устанавливает при решении вопроса принцип справедливости и учета всех соответствующих обстоятельств. Подробнейший подход определен при правопреемстве нового независимого государства. В частности, в определенных Конвенцией случаях он предусматривает возможность заключения соглашений между новым независимым государством и государством-предшественником по поводу перехода или надлежащего воспроизведения частей государственных архивов последнего «таким образом, чтобы каждое из этих государств могло самым широким и справедливым, насколько это возможно, образом извлекать пользу из этих частей государственных архивов государства-предшественника» (ст. 28). Соглашения подобного рода не должны наносить ущерб правам народов государств-участников на развитие, на информацию об их истории и на их культурное достояние. При этом государство-предшественник обязано предоставить новому независимому государству достоверные архивные сведения, которые касаются титулов на территорию или границы последнего или необходимы для выяснения смысла определенных документов государства-предшественника, переходящих к новому независимому государству. Государство-предшественник обязано также сотрудничать с государством-преемником в деле возвращения ему любых архивов, принадлежащих территории - объекту правопреемства - и рассеявшихся в период зависимости.

Венская конвенция 1983 г. под государственным долгом понимает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом. Конвенция устанавливает принцип, согласно которому правопреемство государств само по себе не затрагивает прав и обязательств кредиторов. Поэтому она однозначно исходит из того, что, когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству преемнику. В остальных случаях, т. е. при передаче части территории государства, отделении части или частей его территории, разделении государства, возникновении нового независимого государства, соответствующие стороны (государство-преемник и государство-предшественник либо государства прежнего субъекта) заключают соглашение друг с другом, регулирующее вопрос о переходе государственного долга. Причем подобное соглашение, заключенное новым независимым государством, не должно наносить ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, и осуществление этого соглашения не должно подрывать основ экономического благосостояния данного государства. Если же соглашение отсутствует, то вопрос решается в зависимости от способа возникновения государства-преемника. Когда преемник возникает как новое независимое государство в результате освобождения его народа от колониальной зависимости, то при отсутствии указанного соглашения никакой государственный долг государства-предшественника к новому государству не переходит. Когда же государство-преемник возникает в результате передачи, отделения части или частей территории другого государства либо разделения государства, то государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом (ст. 37- 38, 40-41).

2. Право убежища в международном гуманитарном праве. Виды убежища

Под правом убежища понимается юридически закрепленная возможность получения лицом разрешения на проживание в предоставляющем убежище государстве. Обычно использование такой возможности вызвано преследованием лица по политическим, религиозным и иным мотивам в государстве, гражданином которого это лицо является или на территории которого постоянно проживает. Законодательство РФ признает право убежища за иностранными гражданами и лицами без гражданства.

В международном праве нет специальных правил применительно к предоставлению убежища и пользованию им. Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит такого рода нормы. Можно отметить положение Всеобщей декларации прав человека, не являющейся, однако, нормативным актом. Согласно ст. 14, «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем». Но это право не признается и не может быть использовано при совершении лицом неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Подобный подход проявлен и в Декларации о территориальном убежище, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации.

Поскольку основанием для обращения лица и предоставления ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера (в соответствии с упомянутой декларацией ООН государство, представляющее убежище, само формирует его основания), во многих государствах принят термин «политическое убежище». Российская Федерация, как сказано в ч. 1 ст. 63 Конституции, «предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

Понятие территориального убежища ориентировано на использование лицом территории другого государства с учетом его законодательства.

В рамках локального регулирования (Конвенция об убежище 1928 г., принятая на конференции американских государств) допускается, хотя и с определенными условиями, убежище, предоставляемое «политическим правонарушителям» в дипломатических или консульских представительствах и на военных кораблях, но лишь на ограниченное время с последующим выездом с территории преследующего государства. Такая практика именуется дипломатическим убежищем.

Однако общий принцип дипломатического и консульского права сформулирован в конвенциях о дипломатических сношениях и консульских сношениях следующим образом: помещения представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями (соответственно ч. 3 ст. 41 и ч. 2 ст. 55).

Лица, получившие убежище в каком-либо государстве, имеют на его территории статус иностранных граждан, если, конечно, им не предоставлено гражданство этого государства. В Российской Федерации получение убежища на ее территории считается обстоятельством, облегчающим прием в гражданство РФ (ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве).

Но независимо от статуса, лица, получившие убежище, пользуются правовой защитой предоставившего им убежище государства. На этой основе в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г., ссылка на общепризнанные принципы и нормы сопровождается словами: «с учетом государственных интересов Российской Федерации». Российская Федерация предоставляет такое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Поэтому в случае преследования лица за действия, признаваемые в Российской Федерации преступлением или противоречащие целям и принципам ООН, политическое убежище не предоставляется.

3. Международная организация гражданской авиации (ИКАО): цели, компетенция и органы

Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization) - учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации - воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов - идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.

В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержала ООН.

Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации (также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

Конвенция состоит из 18 Глав (Annexes), которые перечисляются в основной статье - Чикагская конвенция.

И у ИКАО, и у ИАТА есть собственная система кодов для аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырехбуквенные коды аэропортов и трехбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX = KLAX). В Канаде, аналогично, к коды ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всем остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).

ИКАО также отвечает за выдачу цифробуквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полетов.

ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трехбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названия авиакомпании. Например, код для Aer Lingus - EIN, а позывной - Shamrock, для Japan Airlines International код - JAL, позывной - Japan Air. Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован «EIN111», а произнесен по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать», рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен «Japan Air Сто одиннадцать». ИКАО отвечает за стандарты для регистрации самолетов, включающие цифробуквенные коды, обозначающие страну регистрации.

Высшим органом является Ассамблея с представительством всех членов ИКАО. Собирается не реже раза в три года. Совет является постоянным органом ИКАО, подотчетный Ассамблее, управляемый Президентом, который избирается Ассамблеей на три года. В Совете представлены 33 государства.

Подразделы:

Аэронавигационная комиссия;

Авиатранспортный комитет;

Юридический комитет;

Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;

Финансовый комитет;

Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;

Комитет по кадрам;

Комитет по техническому сотрудничеству;

Секретариат.

Региональные бюро

Европа и Северная Атлантика (Париж);

Африканское (Дакар);

Ближневосточное (Каир);

Южно-американское (Лима);

Азиатско-тихоокеанское (Бангкок);

Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико);

Восточно-африканское (Найроби).

Список литературы

    Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 г. // Международное право в документах. М., 2007.

    Венская конвенция о праве международных договоров от 1969 г.: Вступила в силу 27.01.1980 // СССР присоединился к Конвенции с оговорками и заявлением (Указ Президиума ВС СССР от 04.04.1986 N 4407-XI). Грамота о присоединении сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 29.04.1986. Конвенция вступила в силу для СССР 29.05.1986.

  • 2. Международное право периода древнего мира
  • 3. Международное право средних веков
  • 4. Классическое международное право
  • 5. Международно-правовая наука в России до 1917 г. И русском зарубежье (1918-1939 гг.)
  • III. Субъекты международного права
  • 1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
  • 2. Международная правосубъектность государства.
  • 3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.
  • 4. Международная правосубъектность международных организаций
  • 5. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
  • 6. Международно-правовой статус субъектов федерации
  • 7. Проблема правосубъектности индивидов и юридических лиц
  • 2. Международный договор
  • 3. Международный правовой обычай
  • 4. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций
  • V. Признание и правопреемство в международном праве
  • 1. Признание в международном праве
  • 2. Формы и виды признания
  • 3. Правопреемство в международном праве
  • 4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
  • 5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
  • 6. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
  • VI. Территории в международном праве
  • 1. Понятие и виды территорий в международном праве
  • 2. Государственная территория и государственная граница
  • 3.Международные пограничные реки и озера
  • 4. Правовой режим Арктики
  • 5. Правовой режим Антарктики
  • VII. Мирные средства разрешения международных споров
  • 1. Понятие международных споров
  • 2. Мирные средства разрешения международных споров:
  • 3. Международная примирительная процедура
  • 4. Международная судебная процедура
  • VIII. Ответственность и санкции в международном праве
  • 1. Понятие и основание международно-правовой ответственности
  • 2. Понятие и виды международных правонарушений
  • 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
  • 4. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
  • 5. Виды и формы международно-правовых санкций
  • IX. Право международных договоров
  • 1 Понятие и виды международных договоров
  • 2. Заключение международных договоров
  • 3. Действие договоров
  • 4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров рф
  • Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-фз
  • «О международных договорах Российской Федерации»
  • X. Право международных организаций
  • 2. Организация Объединенных Наций (оон)
  • Генеральные секретари оон
  • 3. Специализированные учреждения оон
  • 4. Региональные международные организации
  • 5. Содружество Независимых Государств (снг).
  • Рост численности членов оон в 1945-2000 годах
  • XI. Дипломатическое и консульское право
  • 1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств
  • 2. Дипломатические представительства
  • 3. Консульские представительства
  • Привилегии и иммунитеты консульских представительств
  • 4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
  • XII. Международное гуманитарное право
  • 1. Понятие международного гуманитарного права
  • 2. Понятие населения в международном праве.
  • 3. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.
  • Приобретение гражданства
  • Упрощенный порядок приобретения гражданства
  • Прекращение гражданства
  • Двойное гражданство
  • Правовое положение иностранцев
  • 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
  • Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
  • XIII. Международное право в период вооруженных конфликтов
  • 1. Право войн и вооруженных конфликтов
  • 2. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне
  • 3. Участники военных действий. Режим военного плена и военной оккупации
  • 4. Ограничение средств и методов ведения войны
  • XIV. Право международной безопасности
  • Универсальная система коллективной безопасности представлена оон
  • Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
  • XV. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  • 2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи
  • 3. Международные организации в борьбе с преступностью
  • 4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера
  • XVI. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
  • 1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.
  • 2. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
  • 3. Международное воздушное право
  • 4. Международное космическое право.
  • 3. Правопреемство в международном праве

    Регулируя поведение государств как участников международного общения, международное право не остается в бездействии в случаях перемен в их судьбе и статусе, таких как объединение одного государства с другим, отделение от государства какой-либо его части или его разделение на несколько самостоятельных государств.

    Крупными примерами такого рода изменений являются: вхождение в 1990 г. бывшей ГДР в состав Федеративной Республики Германии и образование единого германского государства; отделение в 1991 г. Латвии. Литвы и Эстонии от тогда еще существовавшего Союза ССР: последовавшее несколько позднее полное прекращение существование этого Союза и возникновение на его территории двенадцати независимых государств, включая Россию; образование в 1992 г. на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехословакии самостоятельных Чехии и Словакии. Объединение, разделение государств, отделение от государства части территории, повлекшие правопреемство, имели место и в более ранние годы: в 1947 г. из состава Индии выделился Пакистан, а из него в 1971 г. - Бангладеш; в 1958 г. Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику, но уже в 1961 г. Сирия вернулась к статусу независимого государства; как самостоятельный участник международного общения вновь стал выступать и Египет; в 1964 г. Танганьика и Занзибар слились в Объединенную Республику Танзанию; в 1965 году Сингапур выделился из состава Малайзии; в 1990 г. Йемен и Демократический Йемен объединились в единое государство Йемен; в 1993 г. Эритрея выделилась из состава Эфиопии.

    Конечно, исчезновение государства или, наоборот, его возникновение обусловлены прежде всего политическими, социальными и иными подобными факторами. Роль международного права в этих случаях состоит в том, что оно определяет значимость происшедших изменений с юридической точки зрения, связывает с ними соответствующие правовые последствия. Своё концентрированное выражение это получает в институте правопреемства государств.

    Под правопреемством в международном праве понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств .

    Правопреемство - давний институт международного права , который получил весьма широкое распространение в международной практике. О нем речь шла в 60-70-е гг. применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных держав; таких государств насчитывается около восьмидесяти. Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран как Россия, на месте которой в октябре 1917 г.) возникла РСФСР, а в 1922 г.- СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима.

    В осуществлении правопреемства , сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник , которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник , то есть государство , к которому эта ответственность переходит . Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности . Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения.

    Нередко в соглашениях по вопросам правопреемства содержится ссылка на третьи государства - в том смысле, что права этих государств правопреемством не затрагиваются. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются: объединение государств; разделение государств; отделение от государства части территории; передача части территории одного государства другому . В отношении международно-правового регулирования различают определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется . Речь идет о правопреемстве государств в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов, а также государственной территории, границ государства, членства в международных организациях и органах. Это последнее отличается от правопреемства международных организаций как таковых, например, в отношении осуществления функций депозитария по международным договорам, как это имело место между Лигой Наций и ООН в отношении некоторых многосторонних договоров, заключенных под эгидой Лиги .

    Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств , носят во многом характер норм обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государства. При этом немалую роль играют международная практика и прецеденты, решения международных органов, а в ряде случаев и национально-правовые и другие индивидуальные акты государств . Вместе с тем были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. . Обе эти конвенции , задуманные в качестве средства «обеспечения более надежной правовой основы международных отношений», не получив к началу 1998 года минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15), не стали действующими .

    Однако они имеют определенное значение для решения вопросов правопреемства государств, так как содержат ряд положений отражающих общепринятую практику. Они, в частности, исходят из сложившегося принципа, в силу которого вопросы правопреемства могут решаться по соглашению между заинтересованными государствами, а положения соответствующей конвенции применялись бы только в случае отсутствия такого соглаш ения. В конвенциях также оговаривается, что не предусмотренные ими вопросы правопреемства по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права.

    Другой существенный момент, который нашел отражение в конвенциях, заключается в том, что сформулированные в них правила применяются только к правопреемству, которое осуществляйся в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН. Иначе говоря, не может быть речи о правопреемстве когда на ведение международных дел какой-либо территории претендует государство, совершившее в отношении этой территории акт агрессии, аннексии или оккупации . Немаловажно и наличие в Венских конвенциях положений о порядке урегулирования споров до вопросам правопреемства.

    Комплекс договоренностей по вопросам правопреемства достигнут между странами, вошедшими после распада СССР в Содружество Независимых Государств (СНГ); ими же принят и ряд решений по правопреемству. В числе этих актов можно назвать датированные 1992 г. Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом, Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, решение Совета глав государств СНГ от 20 марта 1992 г. по вопросам правопреемства. Ряд положений, имеющих прямое отношение к правопреемству, содержится в учредительных актах СНГ, а также в Соглашении Беларуси, Казахстана, России и Украины о совместных мерах в отношении ядерного оружия.

    В связи с прекращением существования СССР и возникновением на его месте государств-правопреемников положения по вопросам правопреемства стали включаться во многие соглашения, заключаемые Россией как с государствами СНГ, так и с другими странами (Великобританией, Германией, Италией, Францией). При решении вопросов правопреемства значение имеют и другие ноты заинтересованных государств, как, например, имевшее правовое значение Письмо министров иностранных дел ГДР и ФРГ, направленное в 1990 г. министрам иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции, в связи с подписанием Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии.

  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • 88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.
  • 90. Запрещенные методы и средства ведения войны.
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср

    М/н правопреемство - переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории (пределы правопреемства определяются суверенной волей государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП).

    Правопреемство государств - смена одного государства другим в несении ответственности за м/н отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие "момент правопреемства " означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:

    1) объединение государств;

    2) разделение государства;

    3) отделение от государства части территории;

    4) передача части территории одного государства другому.

    Теории правопреемства государств:

    1) теория универсального (полного) правопреемства (государство - ю/л, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику);

    2) теория частичного правопреемства (государство - предшественник сохраняет договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранение суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией; государство - преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении);

    3) теория правопреемственности (ю/л государства аннулируется при изменении государственного строя; новое ю/л принимает на себя права и обязанности прежнего лица, как будто они были его собственными);

    4) теория неправопреемственности (обязанности государства - предшественника не передаются государству - правопреемнику; права переходят в руки лица, ставшего во главе государства);

    4) теория tabula rasa (новое государство не связано м/ни договорами государства - предшественника);

    5) теория континуитета (все существующие договоры остаются в силе).

    Пример применения теории континуитета.

    Россия в 1991 провозгласила себя правопродолжателем СССР (Президент РФ информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство в ООН, в том числе в СБ ООН, во всех других органах и организациях ООН, продолжается РФ при поддержке стран СНГ, РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства).

    Перед этим СНГ, Европейское сообщество и его государства - члены приняли к сведению , что м/н права и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться РФ.

    Генеральный секретарь ООН разослал обращение Президента РФ всем членам ООН (исходил из того, что оно носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН).

    Вопрос о правопреемстве возникает (при территориальных изменениях (распад или слияние государств); при социальных революциях; при образовании новых государств в результате отделения колоний от метрополии).

    Правопреемство связано с проблемой идентичности и непрерывности субъектов МП (государство - преемник наследует в основном все м/н права и обязанности своих предшественников).

    Вопрос о правопреемстве связан с правом м/н договоров, ответственностью государств, членством в м/н организациях, правосубъектностью.

    Основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983).

    Правопреемство государств в отношении м/н договоров.

    Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.

    Указанное требование не применяется , если из договора явствует, что его применение в отношении нового государства несовместимо с объектом и целями этого договора или изменило бы условия его действия.

    Если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников , то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника договора только при наличии такого согласия.

    При уведомлении о правопреемстве новое государство может выразить свое согласие на обязательность для него части договора или седлать выбор между различными его положениями (если это допускается договором).

    Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме (практически все многосторонние м/н договоры СССР представляют интерес для государств - участников СНГ (эти договоры не требуют совместных решений или действий, вопрос об участии в них решается странами СНГ самостоятельно)).

    Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства, считается находящимся в силе (если новое государство и вторая сторона договорились об этом или в силу поведения считаются выразившими такую договоренность) (ряд двусторонних договоров СССР затрагивает интересы двух и более участников СНГ (такие договоры требуют принятия решения или действий со стороны тех участников СНГ, к которым они применимы)).

    Правопреемство в отношении государственной собственности.

    Переход государственной собственности государства - предшественника влечет прекращение прав этого государства и возникновение прав государства - преемника на государственную собственность, которая к нему переходит (дата перехода собственности - момент правопреемства государства).

    При передаче части территории переход государственной собственности регулируется соглашением между предшественником и преемником.

    При отсутствии соглашения передача части территории может происходить двумя способами:

    1) недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, являющейся объектом преемства, переходит к государству - преемнику;

    2) движимая государственная собственность, связанная с деятельностью государства - предшественника в отношении данной территории переходит к государству - преемнику.

    При разделении территории государства и образовании нескольких государств - преемников недвижимая государственная собственность предшественника переходит к преемнику, на территории которого находится (если она находится за пределами территории предшественника - переходит к преемникам в справедливых долях).

    Движимая государственная собственность предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства , переходит к соответствующему преемнику (иная движимая - в справедливых долях).

    Движимая и недвижимая собственность СССР за рубежом, зарубежные инвестиции были распределены в соответствии со шкалой фиксированных долей (каждая сторона Соглашения о разделе собственности СССО за рубежом 1992 имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение фиксированной долей и право на выдел ее в натуре).

    Правопреемство в отношении государственных архивов.

    Государство - предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожению государственных архивов , переходящих к государству - преемнику.

    При разделе государства на несколько государств часть архивов, находящихся на территории государства - преемника, переходит к нему (если преемники не условились иначе).

    Правопреемство в отношении государственных долгов.

    Переход государственных долгов влечет прекращение обязательств государства - предшественника и возникновение обязательств государства - преемника (правопреемство не затрагивает прав и обязательств кредиторов).

    При переходе части территории этим соглашением регулируется переход государственного долга (при отсутствии такого соглашения государственный долг переходит в справедливой доле с учетом переходящего имущества, прав и интересов).

    Если преемник - новое независимое государство, государственный долг к нему не переходит (если соглашение между ними не предусматривает иное).

    При разделе государства на несколько государств государственный долг переходит к ним в справедливых долях с учетом переходящего имущества, прав и интересов (если они не условились иначе) (каждая из сторон несет раздельную ответственность по выплате своей доли дога).

    Правопреемство в отношении гражданства ф/л.

    Европейская конвенция о гражданстве 1997 (содержит положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств) (принята Советом Европы).

    Декларация о последствиях правопреемства государств для гражданства ф/л 1996 (принята Европейской комиссией за демократию через право (орган Совета Европы)).

    Лицо, которое на дату правопреемства имело гражданство государства - предшественника имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств (независимо от способа приобретения гражданства).

    Затрагиваемые государства должны принимать меры для недопущения того, чтобы лица, имевшие гражданство государства - предшественника стали лицами без гражданства в результате правопреемства (обязаны принять законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах).

    При отделении части территории государства и образовании новых государств при сохранении предшественника государство - преемник предоставляет свое гражданство (лицам, имеющим обычное место жительства на его территории; лицам, имеющим надлежащую правовую связь административно-территориальным образованием предшественника, которое стало частью преемника).

    "

    Новые государства приходят на смену старым, прекращающим свое существование. В связи с этим возникает вопрос о межгосударственном правопреемстве (рис. 14).

    Правопреемство государств – переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с возникновением нового государства, вхождением одного государства в состав другого, при разделении, отделении государства и т.п.

    Правопреемство может иметь место и между иными субъектами международного права, в частности международными организациями.

    Рис. 14. Виды правопреемства

    Вопросы правопреемства государств урегулированы в двух международных конвенциях: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 года и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 года. В обеих конвенциях термин "правопреемство государств" определен как означающий "смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории". Однако эти конвенции еще не вступили в силу. Вот почему можно считать, что в международном праве пока нет договорных норм о правопреемстве, которые были бы общеобязательными для всех государств. Теория и практика государств в данном вопросе весьма противоречивы. Ввиду этого вопросы правопреемства решаются в специальных соглашениях двух или более заинтересованных государств.

    Объектом правопреемства государств могут быть: международные договоры, государственная собственность, государственные долги, архивы, границы, членство государств в международных организациях.

    Особое значение имеет правопреемство государств в отношении международных договоров, поскольку последние являются главным источником международных прав и обязанностей государств; в них закрепляются многие указанные объекты, в том числе определяются государственные границы, членство в международных организациях.

    Вопрос о правопреемстве государств встает: 1) при возникновении нового государства в результате социальной революции; 2) при возникновении нового независимого государства в ходе национально-освободительной борьбы (в результате деколонизации); 3) при разделении или отделении частей государства; 4) при объединении государств; 5) при частичных территориальных изменениях государства. Правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных границ, обязательств и прав, относящихся к режиму границы (ст. 11 Венской конвенции 1978 г.).

    Образование Содружества Независимых Государств и правопреемство . В связи с образованием Содружества Независимых Государств (СНГ) встал вопрос о правопреемстве этих государств от прекратившего существование СССР в отношении его международных договоров, собственности, долгов и т.д. В Соглашении о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. было гарантировано выполнение независимыми государствами – участниками СНГ международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений, подписанных бывшим Союзом ССР. Это не значит, что все государства Содружества автоматически стали сторонами всех договоров СССР. Каждое государство Содружества как правопреемник СССР было вправе по Венской конвенции 1978 года выразить свое согласие или несогласие на обязательность для него того или иного международного договора СССР. Что касается России, то Нотой МИД Российской Федерации главам дипломатических представительств от 13 января 1992 г. было заявлено, что Россия "продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров", заключенных СССР, и "просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны для всех действующих международных договоров вместо Союза CCP".

    Международно-правовое преемство или правопреемство государств – это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому. Правопреемство может иметь место и в отношении других субъектов международного права – например, международных организаций (ООН – правопреемница Лиги Наций). Кодификация института правопреемства в международном праве произведена довольно давно – Венские конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. В 2000 г. под эгидой ООН принят документ "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств". Однако на практике институт правопреемства регулируется в основном на уровне двусторонних соглашений и норм международных обычаев.

    Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность (в том числе и находящаяся за рубежом), государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

    По поводу правопреемства в доктрине международного права существуют прямо противоположные теории.

    • 1. Теория универсального правопреемства (разработана в трудах Г. Гроция в XVIII в.) – новое государство полностью наследует международную личность государства- предшественника.
    • 2. Негативная теория правопреемства (основоположник – английский юрист С. Кейтс): государство-преемник не наследует международных обязательств государства- предшественника. Разновидность негативной теории – доктрина tabula rasa (лат. – чистая доска для письма): новое государство начинает свое существование с "чистого листа", и для него не имеют никакого значения права и обязанности его предшественника.

    В современном мире признана практическая нежизнеспособность обеих теорий. В международной практике решение конкретных вопросов правопреемства в основном зависит от суверенной воли государства-преемника, которое не должно нарушать императивные нормы международного права, наносить ущерб другим государствам.

    Правопреемство при возникновении нового государства в результате социальной революции связано с появлением нового субъекта международного права. Франция (XVIII в.), Россия (1917 г.) объявили себя новыми государствами и отказались считать себя связанными обязательствами своих предшествующих правительств. Советская Россия отказалась платить долги царского правительства и денонсировала все международные соглашения Царской России. В доктрине существует точка зрения: поскольку социальная революция представляет собой внутреннее дело государства, то в подобных случаях вопросы внешних сношений не затрагивают проблем правопреемства. Вопросы правопреемства в результате социальной революции в Венских конвенциях не урегулированы.

    Международная практика – в случае социальной революции государственные границы остаются в неприкосновенности, т.е. к государству-преемнику полностью переходит территория государства-предшественника. Государственная собственность и государственные архивы (в том числе и все, что находится за границей) полностью переходят к государству-преемнику.

    Государственный долг – это любое финансовое обязательства государства-предшественника в отношении какого-либо другого субъекта международного права. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредиторов государства. Однако в случае социальной революции этот вопрос должен решаться на основе взаимной договоренности нового государства и его кредиторов. Общее правило – государство-преемник наследует долги своего предшественника.

    Участие в международных договорах – Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило: новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника (исключение – договоры относительно границ и договоры, устанавливающие когентные нормы международного права). Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника. Членство в международных организациях – аналогичное решение вопроса. Здесь могут возникнуть проблемы в случае наличия финансовой задолженности и отсутствия согласия других государств – членов данной организации (но только в том случае, если организация не является универсальной).

    Возникновение нового государства в результате деколонизации: в соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип tabula rasa (за исключением территории государства), – новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии. Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства. Государственные архивы – это часть государственной собственности, и правила их правопреемства аналогичны правопреемству государственной собственности. Вопрос правопреемства архивов в случае деколонизации отличается особой сложностью, – архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости, с учетом равного права всех на информацию. Бывшая метрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения. Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии. Поскольку колония по определению не является членом международных организаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.

    Правопреемство при объединении государств имеет место тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственные границы – новые в соответствии с территорией объединившихся государств. Государственная собственность и государственные архивы (в том числе и находящиеся на территории других государств) переходят новому государству. Государственные долги (согласно Венской конвенции 1983 г.) – долги всех государств-предшественников переходят к государству- преемнику. Участие в международных договорах и членство в международных организациях – эти вопросы решаются волеизъявлением нового государства (аналогично образованию нового государства в результате социальной революции).

    Правопреемство при частичных изменениях государственной территории (продажа какой-либо территории одним государством другому, обмен территориальными единицами, безвозмездная передача части территории). Это проявление принципа подвижности границ. На переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которому она перешла (то же самое – относительно членства в международных организациях). Государственные долги, как правило, остаются за каждым государством свои собственные. Если долг напрямую касается передаваемой территории (например, кредит на ее развитие), то этот вопрос решается на основе взаимной договоренности. Особо сложные вопросы – правопреемство в отношении государственной собственности и государственных архивов. Недвижимость остается на передаваемой части и поступает в распоряжение того государства, которому отошла данная часть территории. Движимое государственное имущество, как правило, вывозится на территорию государства, которое передает территорию. Государственные архивы, относящиеся к передаваемой территории, как правило, отдаются государству, к которому перешла территория. Общее правило – судьба государственной собственности и государственных архивов передаваемой территории решается по взаимной договоренности между государствами.

    Правопреемство при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств : отделение от государства его части и образование нового независимого государства (выделение Пакистана из состава Индии; выделение из состава Пакистана Бангладеш; выделение Эритреи из состава Эфиопии). Венская конвенция 1978 г. устанавливает общее правило – когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось (за исключением тех договоров, правопреемство в которых является неделимым). Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован. Международная практика показывает, что старое ("материнское") государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся – вступает в них как новый субъект международного права. Государственная собственность – и движимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части, – поступает в распоряжение нового государства. Проблемой является раздел государственной собственности, находящийся за рубежом.

    Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию. В связи с этим возникает проблема: в чьей собственности должны оставаться архивы, относящиеся к истории единого государства. В международной практике этот вопрос решается по взаимной договоренности государств. Государственный долг должен быть поделен между "материнским" государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Решение вопроса может быть достигнуто на основе договора между государствами и соглашений с их кредиторами. По общему правилу на новое независимое государства не переходят долги его предшественника. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.

    Наиболее сложный вопрос – это распад империи и образование па ее территории нескольких независимых государств. В современном мире этот вопрос может иметь различное решение в зависимости от того, сохраняется ли за одним из новых государств роль "материнского" (т.е. возникает ли институт правопродолжательства). Если ни одно из новых государств не является правопродолжателем бывшей империи, то все вопросы правопреемства решаются только на основе взаимной договоренности между этими государствами (раздел государственной собственности, архивов, долгов). Проблемы – судьба государственной собственности, находящейся за границей, и государственных архивов, относящихся к истории единой империи. Каждое новое государство вправе продолжить свое участие во всех договорах государства-предшественника, за исключением тех договоров, участие в которых является неделимым. Членство в международных организациях – все государства должны заново вступать в организации как новые субъекты международного права. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии с новым территориальным делением.