Основные элементы системы безопасности

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Основные функции системы безопасности

Основными функциями системы безопасности являются:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

Органы исполнительной власти:

Обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

Организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

Осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

В соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;

осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Руководство государственными органами обеспечения безопасности

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.

Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности

Проблемы обоснования правового регулирования безопасности жизнедеятельности

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.
Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является

Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • Федеральные законы.
  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства РФ.
  • Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
  • Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
  • Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности:
1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 - ФЗ от 21.12. 1994 г.

2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 - ФЗ от 12.02.1998 г.


3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.

Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.

Экологическая безопасность . Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия.
Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через три группы норм:

  • нормативы качества окружающей среды;
  • экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;
  • механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Госсанэпиднадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.
Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.
Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов.Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).
Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).
Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Декларация Стокгольмской конференции ООН (1972 г.) провозгласила право человека на жизнь в благоприятной среде. Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель - установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.
Охрана труда . Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.
Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются

правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».
В 1994 г. была создана межведомственная комиссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.
На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов , содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:
- государственные стандарты (ГОСТы);
- система стандартов безопасности труда (ССБТ);
- отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;
- санитарные правила СП;
- гигиенические нормативы ГН;
- правила безопасности ПБ;
- инструкции по безопасности ИБ;
- правила по охране труда отраслевые ПОТО;
- типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.
Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов.
ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:
- к производственному оборудованию;
- к производственным процессам;
- к средствам защиты работающих.
Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.
Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности последнего входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы.
В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне отвечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.
Чрезвычайные ситуации . Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Все население страны делится на категории:
1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны, обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений обучаются по соответствующим программам дисциплин БЖД и ОБЖ.
5. Неработающее население обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.
В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.
Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.
За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях. В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. В 1975 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 30 государств, задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.
Руководство России принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.

Выводы

1. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных институтов власти и граждан, закрепляет и регулирует функциональное предназначение всех органов власти в области защиты от ЧС, определяет степень и меру ответственности.
2. Природная среда непосредственно влияет на безопасность жизнедеятельности человека, поэтому природоохранное законодательство направлено на ее охрану, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
3. Проблемным остается регулирование в области ядерной и экологической безопасности, влияние неразумного вмешательства человека в окружающую природную среду.

Фокин Сергей Владимирович, преподаватель Социально-правового института экономической безопасности.

В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы обеспечения безопасности бизнеса, указывается на целый ряд проблем, которые связаны с обеспечением безопасности бизнеса. В работе обращается внимание на административно-правовые средства, которые могут носить наиболее эффективный характер в сфере обеспечения безопасности бизнеса.

Ключевые слова: бизнес, предпринимательская деятельность, предприниматель, бизнесмен, безопасность, средство, регулирование, рейдерство, рейдер, противодействие.

Administrative and legal regulation of business security

The article considers the legal and organizational problems of business security. The author of the article points out a number of problems related to business security. Special attention is paid at administrative and legal measures which can be more effective in the sphere of business security.

Key words: business, entrepreneurship, entrepreneur, businessman, security, mean, regulation, raider, combating.

В настоящее время проблемы безопасности бизнеса имеют крайне актуальное значение. Угрозы безопасности бизнеса достаточно разнообразны. Для того чтобы минимизировать угрозы в сфере бизнеса, необходим комплекс административно-правовых и организационных средств. Данные средства должны касаться как самого предпринимателя (бизнесмена), так и собственно хозяйственной предпринимательской деятельности. Кардинальное реформирование экономической системы, развитие экономики и связанные с этим объективные противоречия в административно-правовом регулировании предпринимательской деятельности привели к существенным изменениям в административных правоотношениях. Необходимо согласиться с тем, что административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности находится в стадии становления, в связи с чем имеет целый ряд проблем <1>.

<1> См.: Чмырев С.Н. Административно-правовые основы пресечения милицией административных правонарушений в области предпринимательской деятельности // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь, 2005. С. 52.

Предпринимательскую деятельность в Российской Федерации осуществляют различные субъекты. Согласно действующему законодательству субъектами предпринимательской деятельности являются физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, юридические лица - хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Во всех случаях субъекты предпринимательской деятельности осуществляют общественно полезную деятельность, которая согласно действующему законодательству осуществляется самостоятельно, на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ). В научной литературе предпринимательская деятельность определяется несколько иначе.

Предпринимательская деятельность обладает следующими признаками: носит самостоятельный характер; осуществляется на свой риск; осуществляется под имущественную ответственность; направлена на систематическое получение прибыли от пользования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Субъекты предпринимательской деятельности подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <2>. Предпринимательская деятельность регламентируется нормами права, которые содержатся в законодательных актах различной отраслевой принадлежности, в частности, данные нормы содержатся в таких законодательных актах, как: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" <3>, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <4>, Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" <5>, КоАП РФ и др.

<2> См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
<3> См.: Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.
<4> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
<5> См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Следует отметить, что государственная регистрация является одним из административно-правовых средств обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, а также субъектов предпринимательства. Формирование регистрационно-разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности как средства обеспечения безопасности субъектов предпринимательской деятельности объективно необходимо <6>.

<6> См.: Журавлев Р.А. Формирование разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2007. N 7. С. 56.

Связано это с тем, что Российская Федерация стремится войти во Всемирную торговую организацию, ежегодно привлекает в экономику финансовые ресурсы зарубежных предпринимателей, а также международных финансовых институтов. Все это возможно только при должном уровне безопасности предпринимательской деятельности. Несмотря на предпринимаемые усилия в сфере обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, говорить о том, что в этом направлении имеются большие успехи, пока к сожалению, не приходится.

В этой связи вполне понятно, что независимо от организационно-правовой формы и форм собственности субъекты предпринимательской деятельности хотят осуществлять свою деятельность в условиях безопасности. Без должного режима безопасности невозможно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, планировать получение прибыли, распоряжаться своим имуществом и финансовыми ресурсами и др. В этой связи в современных условиях вопросы безопасности предпринимательской деятельности выдвигаются на первый план.

Как отмечает А.А. Фомин, "безопасность - это социально-правовое явление, которое должно рассматриваться в единстве функционального и институционального подходов как совокупность механизмов предупреждения и эффективного реагирования на возникающие угрозы личности, обществу и государству, в результате чего достигается состояние защищенности социальных отношений, обеспечивается их устойчивость и нормальное функционирование, гарантируется независимость от влияния негативных факторов, стимулируется экономическое, политическое, культурное развитие общества" <7>.

<7> См.: Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008. С. 12.

А.Б. Антонов, В.Г. Балашов, проанализировав категорию "безопасность" с философской и правовой точек зрения, отмечают, что "сегодня есть множество определений безопасности, каждое из которых по-своему раскрывает природу данного явления. Безопасность приобретает фактически значение философской категории, поскольку охватывает все аспекты жизни и играет в ней существенную и определяющую роль. Исследователям пока не удалось выявить четкие и существенные признаки этого явления, и оно выступает пока некой абстрактной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости объектов материального мира. Представление о безопасности развивается от поверхностного к более глубокому пониманию данного явления" <8>.

<8> См.: Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996. С. 26.

Безопасность - это отсутствие опасности. Общественно опасная обстановка разрушает общественную безопасность, являясь проявлением реальной действительности. Как отмечает В.В. Лукьянов, общественная безопасность - это состояние реальной действительности, которая исключает причинение вреда <9>.

<9> См.: Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? // Государство и право. 1996. N 3. С. 83.

Состояние безопасности нарушается различными факторами, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Предпринимательской деятельности, а также субъектам предпринимательства угрозу, как правило, представляют действия людей, которые осуществляют недобросовестную конкуренцию, различными незаконными действиями создают угрозу предпринимательской деятельности и субъектам предпринимательства.

Исходя из общих определений безопасности, в научной литературе начинает разрабатываться содержание различных видов социальной безопасности, некоторые из них непосредственно связаны с безопасностью предпринимательской деятельности. В частности В.У. Хатуаев, разрабатывая содержание имущественной безопасности, отмечает, что имущественная безопасность представляет собой состояние защищенности имущества от противоправных посягательств правовыми, организационными, инженерно-техническими, воспитательными, предупредительными и иными мерами <10>.

<10> См.: Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 10.

По мнению И.Г. Напалковой, экономическая безопасность как политико-правовой институт представляет собой систему нормативно оформленных мер, направленных на защиту экономических интересов того или иного институционально-правового субъекта от несанкционированных вторжений и посягательств по отношению к формам его функционирования и деятельности, которые имеют целью реализацию полноценного общественно полезного и расширенного воспроизводства данного субъекта <11>.

<11> См.: Напалкова И.Г. Политико-правовые средства обеспечения экономической безопасности РФ: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 15.

В научной литературе разрабатывается понятие правовой безопасности, в частности, Б.В. Дрейшев говорит о том, что правовая безопасность занимает ведущее место среди других видов безопасности <12>.

<12> См.: Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение. 1998. N 2. С. 11.

Обеспечивая различные виды безопасности, так или иначе обеспечивается безопасность предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность осуществляется субъектами различных форм собственно, а также в различных организационно-правовых формах. Государство в начале 90-х гг. XX в. освободилось от части своей собственности в связи, с чем бремя обеспечения безопасности данной собственности перешло к новым собственникам. В этой связи прав В.В. Вандышев, говоря о том, что "...неизменно возрастает роль собственника, на котором лежит обязанность по принятию мер, обеспечивающих безопасность предприятий. Однако это обстоятельство не снимает ответственности с государственного гаранта безопасности всех областей жизни гражданского общества" <13>.

<13> См.: Вандышев В.В. Обеспечение безопасности предприятий в условиях рыночных отношений // Экономическая преступность. М., 1994. С. 83.

Как уже указывалось, государство не обладает монопольным правом осуществлять предпринимательскую деятельность, государство также не обладает монопольным правом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, а также субъектов предпринимательской деятельности. Во многих государствах субъектами обеспечения безопасности являются негосударственные службы безопасности, частные детективные и охранные структуры. Как отмечает А.В. Крысин, "одной из существенных экономических причин развития частных детективных и охранных структур в США явилось стремление предпринимателей в условиях обострения конкурентной борьбы на многих товарных рынках и в сфере банковско-страховых услуг максимально сохранить конфиденциальность своих коммерческих операций <14>.

<14> См.: Крысин А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 1996. С. 26.

Безопасность предпринимательской деятельности (бизнеса) осуществляется по целому ряду направлений, в частности, безопасность обеспечивается посредством:

  • физической охраны сотрудников предприятия;
  • технических средств охраны и личной безопасности субъектов предпринимательской деятельности;
  • материально-финансового обеспечения безопасности предпринимательской деятельности;
  • информационно-технического обеспечения безопасности предпринимательской деятельности;
  • осуществления частной охранной и сыскной (детективной) деятельности в интересах охраны руководства и персонала предприятия. В нашей стране негосударственные охранные структуры начали создаваться в начале 90-х гг. XX в. Связано это было с принятием Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <15>.
<15>

Однако данный Закон далеко не в полной мере создал должный административно-правовой режим функционирования частных детективных и охранных предприятий. Данный законодательный акт по подсчетам В.В. Вандышева содержит около 40% статей, которые отсылают к подзаконным нормативным правовым актам различных ведомств. В этой связи деятельность негосударственных субъектов обеспечения безопасности регламентируется не законом, а инструкциями, которые защищают ведомственный интерес <16>.

<16> См.: Вандышев В.В. Указ соч. С. 83.

По данным информационных центров МВД в Российской Федерации на учете в органах внутренних дел состоит свыше 23 тысяч частных охранных предприятий и около 4 тысяч служб безопасности, под охраной которых находится около 250 тысяч объектов, общая численность сотрудников частных охранных предприятий составляет 740 тысяч человек. На вооружении частных охранных предприятий находится 119 тысяч единиц огнестрельного оружия, 83,7 тыс. пистолетов. По данным специалистов, частные охранные предприятия и службы безопасности осуществляют следующие услуги, которые прямо или косвенно направлены на обеспечение безопасности предпринимательской деятельности: охрана грузов и объектов; личная охрана; информационное и техническое обеспечение предпринимательской деятельности; сыск, расследование; криптографическая защита информации; комплексное обеспечение безопасности банков; обеспечение тайны переговоров; борьба с электронным шпионажем; защита коммерческой тайны (информации); проведение экспертиз; проведение расследований (обследований) по фактам пропажи и исчезновения людей, материальных ценностей и др.; производство охранной сигнализации; сбор информации о контрагентах по договорам, сбор информации относительно платежеспособности клиентов и др.; разработка и внедрение средств обнаружения подслушивающих устройств; защита компьютерных систем и программ от компьютерных вирусов и вредоносных программ; экспертиза сделок <17>.

<17> См.: Дашков Г.В. Зарубежный опыт деятельности частных детективных и охранных служб // Экономическая преступность. М., 1994. С. 80.

Перечень услуг, которые оказывают негосударственные субъекты обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, выходит за те рамки, которые определены Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <18>. В этой связи субъекты негосударственной системы обеспечения безопасности предпринимательской деятельности вызывают серьезные нарекания.

<18> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

В механизме обеспечения безопасности субъектов предпринимательской деятельности необходимо использовать силы и средства правоохранительных органов, а также служб собственной безопасности хозяйствующих субъектов. Для консолидации усилий различных субъектов в обеспечении безопасности субъектов предпринимательской деятельности необходимо создание соответствующего правового режима, в частности, назрела объективная необходимость в принятии таких законодательных актов, как закон "О рейдерстве", "Об основах обеспечения безопасности хозяйствующих субъектов", "Об охранной и детективной деятельности в Российской Федерации". Кроме того, в КоАП РФ необходимо внести соответствующие составы административных правонарушений, в которых целесообразно предусмотреть ответственность за создание угрозы безопасности, субъектов предпринимательской деятельности.

К административно-правовым средствам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности необходимо отнести: лицензионные средства; регистрационные средства; информационные средства; административно-технические средства; контрольно-надзорные средства; административно-юрисдикционные средства.

В завершение исследования рассматриваемой проблематики необходимо отметить, что безопасность предпринимательской деятельности - это состояние защищенности субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, состояние защищенности информации, а также материально-технических средств, с помощью которых осуществляется предпринимательская деятельность, от внутренних и внешних угроз посредством информационных, технических, организационных, экономических и правовых средств.

Библиографический список:

  1. Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996.
  2. Вандышев В.В. Обеспечение безопасности предприятий в условиях рыночных отношений // Экономическая преступность. М., 1994.
  3. Дашков Г.В. Зарубежный опыт деятельности частных детективных и охранных служб // Экономическая преступность. М., 1994.
  4. Дрейшев Б.В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение. 1998. N 2.
  5. Журавлев Р.А. Формирование разрешительной системы в сфере предпринимательской деятельности // Российская юстиция. 2007. N 7.
  6. Крысин А.В. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 1996.
  7. Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различие? // Государство и право. 1996. N 3.
  8. Напалкова И.Г. Политико-правовые средства обеспечения экономической безопасности РФ: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов-н/Д, 2007.
  9. Чмырев С.Н. Административно-правовые основы пресечения милицией административных правонарушений в области предпринимательской деятельности // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь, 2005.
  10. Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
  11. Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008.

Тема 13 Административно-правовое регулирование в области обеспечения безопасности

Вопрос 1. Понятие, содержание и правовые основы управления государственной безопасностью

Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности. В частности, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ говорится о безопасности государства, в п. «м» ст. 71 – об отнесении безопасности к ведению Российской Федерации; в п. «д» ст. 114 подчеркивается, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности; в п. «ж» ст. 83 указывается, что Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности.

Современное понятие безопасности сложилось не сразу, причем за последние годы законодательно-правовое оформление указанной сферы управления претерпело существенные изменения.

Так, 5 марта 1992 г. был принят Закон РФ «О безопасности», однако в условиях углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической функций государства его оказалось недостаточно. Значительно изменилась и система органов безопасности. Поэтому 26 июля 2002 г. указанный закон был принят в новой редакции.

В широком смысле безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности – ее прав и свобод; общества – его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Государственная безопасность – это состояние прочности, незыблемости и нерушимости политической и экономической основы и государственной границы. Охрана государственной безопасности как объект управления представляет собой область общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности государственных органов и общественных организаций, имеющей своей целью обеспечить неприкосновенность и защиту государственной границы.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, ведущие федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти – в первую очередь ФСБ России и Служба внешней разведки (далее – СВР России).

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Предметом обеспечения безопасности Российской Федерации являются ее конституционный строй (форма государственной власти, политическое и экономическое устройство, обеспечение свободы личности и ряд других элементов), суверенитет (возможность государственной власти свободно и самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику, то есть независимость государства во внешнеполитической сфере и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних) и территориальная целостность.

Обеспечение безопасности Российской Федерации включает в себя:

Выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

Выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;

Борьба с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

Обеспечение безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

Защита сведений, содержащих государственную тайну;

Осуществление разведывательной деятельности органами внешней разведки;

Защита и охрана государственной границы Российской Федерации;

Обеспечение безопасности органов власти и должностных лиц, а также ряд других видов деятельности.

Вопрос 2. Система и компетенция органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации

Для обеспечения безопасности (то есть состояния защищенности важных интересов личности, общества и государства), спокойного развития страны и противодействия внешним и внутренним врагам государство имеет в своем распоряжении и на службе определенные органы.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В ст. 2 Закона «О безопасности» (в ред. 2009 г.) к органам, осуществляющим безопасность, относятся чуть ли не все государственные органы вне зависимости от их принадлежности к ветвям государственной власти: государство осуществляет функции в области обеспечения безопасности «через органы законодательной, исполнительной и судебной властей».

Согласно ст. 8 указанного Закона систему безопасности страны образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Значит, налицо два элемента системы безопасности: 1) законодательство; 2) органы безопасности (в совокупности – система органов безопасности). Понятно, что органы судебной и законодательной власти не могут быть включены в перечень органов безопасности хотя бы потому, что, как сказано в абз. 1 ст. 11 Закона: «Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации», – а в правовом государстве президент не может руководить законодательной и судебной ветвями власти.

Основными функциями системы безопасности являются:

Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны Президента РФ, Министерство внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Совет безопасности Российской Федерации

Президент РФ возглавляет Совет безопасности РФ; определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Согласно Закону «О безопасности» Совет безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.

Основной задачей Совета безопасности РФ является разработка проектов указов и иных правовых актов, например указов о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения. Совет безопасности РФ наделен обширными контрольными полномочиями в сфере деятельности силовых федеральных министерств и ведомств.

В состав Совета безопасности РФ входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Секретарем, постоянными членами и членами Совета безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Президент РФ назначает и освобождает от должности постоянных членов и членов Совета безопасности РФ, причем последние не вправе участвовать в его заседаниях. К ведению членов Совета безопасности РФ отнесено предварительное рассмотрение проектов указов Президента РФ, выносимых на заседания Совета безопасности РФ, проводимые его секретарем. Только постоянные члены Совета безопасности РФ простым большинством голосов принимают решения по вопросам, отнесенным к ведению этого органа. Решение Совета вступает в силу после его утверждения председателем.

Таким образом, Совет безопасности РФ является органом политико-правового руководства. В его компетенцию входит не только разработка основ государственной политики в сфере безопасности, но и ее осуществление.

Заседания Совета безопасности РФ проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Постоянные члены Совета безопасности РФ обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета безопасности РФ участвуют в его работе с правом совещательного голоса.

Правительство РФ также осуществляет функции в сфере безопасности. К ним относятся обеспечение руководства в пределах определенной законом компетенции государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации, организация и контроль разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

В системе специализированных федеральных министерств и ведомств, действующих в сфере безопасности, наиболее обширными полномочиями обладает Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Основные полномочия ФСБ России подразделяются на следующие группы:

Контрразведывательная деятельность;

Руководство пограничными органами;

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ России;

Разрешительные полномочия.

ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ.

ФСБ России не имеет в своем составе подведомственных войск, однако только в центральном аппарате этого органа насчитывается 4 тыс. военнослужащих.

В ФСБ России предусмотрены коллегиальные формы деятельности, но полномочия коллегии, как и в других правоохранительных органах, ограничены совещательными и рекомендательными функциями. В отличие от общегражданских министерств и ведомств, в состав коллегии входят лишь военнослужащие; участие в ее деятельности ученых и специалистов, не осуществляющих военно-служебные обязанности, исключается.

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

Государственная фельдъегерская служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации.

Ее основные задачи:

Обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;

Доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ и (или) Правительства РФ;

Доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств – участников Соглашения о Межправительственной фельдъегерской связи;

Доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации.

Федеральная службы охраны Российской Федерации

В компетенцию Федеральной службы охраны РФ (далее – ФСО России) входит обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной охране, а именно: Президента РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, Генерального прокурора РФ, председателей высших органов судебной власти, а также глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания на территории России. По решению главы государства государственная охрана может быть предоставлена и иным государственным служащим. Всем упомянутым должностным лицам, за исключением Президента РФ, который подлежит государственной охране пожизненно, охрана предоставляется на срок полномочий.

В состав ФСО России входит подчиненная главе государства служба безопасности Президента РФ. Таким образом, Президент является единственным должностным лицом, личная безопасность которого обеспечивается всей системой органов государственной охраны.

Служба внешней разведки Российской Федерации

Обеспечение безопасности Российской Федерации на территории зарубежных государств осуществляется в процессе проведения внешней разведки. Полномочия в этой сфере осуществляются органами силовых министерств и ведомств.

СВР России осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической и экологических сферах, участвует в обеспечении безопасности дипломатических и иных представительств России за рубежом, а также находящихся на территории зарубежных государств граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ осуществляет разведывательную деятельность преимущественно в военной и военно-политических сферах. Полномочия в сфере внешней разведывательной деятельности входят также в компетенцию ФСБ России. Назначает на должность и освобождает от нее руководителей органов внешней разведки, а также утверждает положения об этих органах Президент РФ.

В осуществлении функций органов СВР России принимают участие лица, оказывающие этим органам конфиденциальное содействие. Правовое регулирование в этой сфере (в частности, установление прав, обязанностей, форм и методов деятельности указанных лиц) осуществляется ведомственными актами органов СВР России. Ограничения в персональном составе лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам СВР России, такие же, как и в сферах правового регулирования аналогичной категории граждан, действующих в системе ФСБ России.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

К органам исполнительной власти, обеспечивающим общественную и экологическую безопасность при возникновении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относится Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС РФ). К его ведению отнесено осуществление государственного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности. Указанные полномочия находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что обусловливает наличие территориальных и иных органов, подчиненных МЧС РФ.

В систему МЧС РФ входят региональные центры, Государственная противопожарная служба, иные органы управления, а также образовательные, научно-исследовательские и другие организации.

МЧС РФ лицензирует деятельность по предупреждению и тушению пожаров, а также производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. МЧС РФ совместно с Госгортехнадзором России лицензирует деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.

В структуру центрального аппарата МЧС РФ входит совещательный орган – коллегия МЧС РФ, которая состоит из министра (председателя коллегии) и его заместителей – членов коллегии по должности, а также из иных руководящих работников МЧС РФ. Разрешение коллизий, возникающих в работе коллегии МЧС РФ, осуществляется Президентом рф.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности 1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

СТАТЬЯ 3. Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с

Из книги Административно-правовое регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации автора Братановский Сергей Николаевич

Раздел V. Административно-правовое регулирование в области экономики Тема 17. Область экономики как объект государственного регулирования и управления (общая характеристика) 1. Социально-правовая характеристика структуры экономики как объекта государственного

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Тема 18. Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления 1. Реформирование отношений собственности и формирование стратегических собственников

автора Автор неизвестен

Тема 19. Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах 1. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя

Из книги Административное право автора Петров Илья Сергеевич

1. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе Промышленность как крупная комплексная отрасль товарного сектора рыночной экономики включает в себя множество отраслей (угольная, нефтяная, машиностроительная, пищевая промышленность и т.д.), которые, в

Из книги автора

2. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе Строительные предприятия, фирмы весьма многочисленны и разнообразны по своим наименованиям (строительные управления, строительно-монтажные управления, строительные отряды, например, мостоотряды,

Из книги автора

3. Административно-правовое регулирование в агропромышленном комплексе Агропромышленный комплекс (АПК) страны включает в себя много отраслей сельскохозяйственного и органически связанного с ним промышленного и иного производства: основные отрасли

Из книги автора

4. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе Общая социально-правовая характеристика состава и структуры хозяйственно-обслуживающего комплекса.В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа организационно самостоятельных

Из книги автора

Раздел VI. Административно-правовое регулирование в социально-культурной

Из книги автора

§ 2.1. Административно-правовое регулирование формирования служебного прокурорского аппарата и прохождения службы В современной России прохождение государственной службы является сложным правовым явлением и связано с комплексом социально-экономических отношений.

Из книги автора

8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ Безопасность персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, – это обеспечение неприкосновенности личности персонала органов и учреждений ФСИН России, их чести и

Из книги автора

9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Обеспечение личной безопасности осужденных – это организационно-правовой комплекс, функционирующий в целях обеспечения права осужденного на

Из книги автора

Тема 14 Административно-правовое регулирование в сфере обеспечения обороны Вопрос 1. Организационно-правовые формы управления оборонойВ соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» оборона – это система политических, экономических, военных,

Из книги автора

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере Государственное управление – это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства

Из книги автора

Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной и административно-политической сфере Управление в социально-культурной сфере охватывает отрасли социального развития и социальной политики, культурного

Нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: 1. законы 2. подзаконные акты. Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции РФ, основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие, и применяется на всей территории РФ

Все действующие законы группируются следующим образом: основные законы (Конституция Российской Федерации, Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставы иных субъектов Российской Федерации); федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосредственно Конституцией Российской Федерации); федеральные законы; законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Видами подзаконных нормативных правовых актов являются: Указы Президента Российской Федерации; постановления правительства Российской Федерации и постановления правительств субъектов Российской Федерации; приказы и другие виды актов, издаваемых в министерствах и ведомствах (директивы, инструкции, наставления и т. п.); локальные акты (издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации).

Права и обязанности человека в области обеспечения безопасности жизнедеятельности закреплены в ст. 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции РФ, устанавливающих как право граждан на безопасные условия труда, социальные гарантии, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, так и обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Правовую основу государственной безопасности обеспечивают следующие законы: Федеральный закон от 28. 12. 2010 № 390 -Φ 3 "О безопасности", Федеральный закон от 21. 12. 1994 № 68 -ФЗ (ред. от 01. 04. 2012) "О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 31. 05. 1996 № 61 -ФЗ (ред. от 08. 12. 2011) "Об обороне", Федеральный закон от 12. 02. 1998 № 28 -ФЗ (ред. от 23. 12. 2010) "О гражданской обороне", Федеральный закон от 06. 03. 2006 № 35 -Φ 3 (ред. от 08. 11. 2011) "О противодействии терроризму".

Особое значение имеет Указ Президента РФ от 12. 05. 2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", представляющий собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.

Граждане России имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте; при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях; получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий; на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граждане России обязаны: соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям; изучать основные способы защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях; знать сигналы оповещения и порядок действия по ним; активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ; четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.

Ответственность за нарушение законодательства Российским законодательством предусмотрено четыре вида ответственности за нарушение требований трудового права, охраны труда и промышленной безопасности: - дисциплинарная; - материальная; - административная; - уголовная.

Ответственность за нарушение законодательства определяют следующие федеральные законы: Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ); Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Ко. АП РФ); Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ); Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

Дисциплинарная ответственность Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный поступок. Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником но его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган, который пользуется правом приёма на работу, т. е. работодатель.

Увольнение работника как мера дисциплинарного взыскания Расторжение трудового договора с работником по инициативе работодателя, как мера дисциплинарного взыскания, может быть на основании п. п. 5, 6, 7, 8, 10, 11 ст. 81 ТК РФ. 5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (с учетом мнения выборного профсоюзного органа согласно ст. 82); 6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня); б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий; 7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя; 8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; 9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации; 10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей; 11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

Дисциплинарные взыскания на работников могут быть наложены по представлению органов госнадзора или прокуратуры. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарною взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарною взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарною взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников (ст. 194 ТК РФ).

Дисциплинарное взыскание применяется собственником непосредственно за выявлением проступка, но не позже одного месяца со дня его выявления, и не может быть наложено позже шести месяцев со дня совершения проступка. Для наложения дисциплинарного взыскания необходимо потребовать объяснение виновного. За каждое нарушение может быть применено лишь одно дисциплинарное взыскание. Взыскание оглашается в приказе и сообщается работнику под расписку.

Административная ответственность. Статья 5. 27 Ко. АП РФ: 1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа: - на должностных лиц в размере от 500 до 5000 рублей; - на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, - от 500 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; - на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Статья 20. 4. Нарушение требований пожарной безопасности: штраф для гражданина составляет от 1000 до 1500 руб. , для должностного лица - от 6000 до 15 000 руб. , для организации - от 150 000 до 200 000 руб. Статья 20. 5. Нарушение требований режима чрезвычайного положения; Статья 20. 6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Материальная ответственность наступает, когда действие (или бездействие) виновного привело к материальному ущербу. Привлечение работника к уголовной, дисциплинарной или административной ответственности за действия, которыми причинён ущерб, не освобождает его от материальной ответственности. Размер материальной ответственности может быть полным, если в действиях работника имеются признаки преступления, или частичным, если признаки преступления отсутствуют.

В соответствие со ст. 242 и 243 ТК полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: 1) когда на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; 3) умышленного причинения ущерба; 4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; 5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда; 6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом; 7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную).

В ущерб могут входить: уничтожение оборудования, имущества, строений в следствие пожара, взрыва, разрушения; порча материалов, готовых изделий; (Прямой ущерб) суммы, выплаченные предприятием потерпевшим (утраченный заработок, единовременное пособие, на погребение, возмещение морального ущерба); выплаты страховым кампаниям; оплата труда экспертных комиссий. (Косвенный ущерб)

Уголовная ответственность Видами наказания являются (ст. 44 УК РФ): - штраф; - обязательные работы; - исправительные работы; - конфискация имущества; - ограничение свободы; - лишение свободы на определенный срок; - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

В соответствие со ст. 143 Уголовного кодекса РФ: 1. Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека - наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 Уголовного кодекса РФ) Ответственность за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217 УК РФ) Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности (статья 219 УК РФ) Ответственность за преступления, связанные с использованием взрывчатых материалов (статьи 218, 222, 226 Уголовного кодекса РФ.

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 343.34:351.86

Страницы в журнале: 33-35

Т.Т. АЛИЕВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации [email protected]

С.С. САННИКОВА,

аспирант Поволжского кооперативного института РУК Центросоюза РФ

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, нормативные правовые акты, понятие, закон.

Legal Regulation of Ensuring National Security of the Russian Federation

Aliev T., Sannikova S.

The article examines the legal basis of national security, analyzes basic normative acts in the field of study, formulates the conclusion that at the present time in spite of the large number of documents regulating relations in the sphere of national security, the legislation needs to be expanded and improved.

Keywords: national security, public safety, normative act, concept, law.

Обеспечение национальной безопасности возведено в ранг приоритетных задач любого государства мира. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, развитием мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В первую очередь решение проблем в области обеспечения национальной безопасности зависит от уровня правового регулирования в указанной области деятельности. Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности устанавливает в качестве своей цели организацию системы обеспечения национальной безопасности государства, а также регламентирование поведения участников общественных отношений в данной сфере.

В юридической литературе долгое время превалировали две тенденции в вопросах обеспечения безопасности Российской Федерации. Одна из них развивалась с начала 1990-х годов в рамках российского законодательства, в котором детально закреплялись правовые механизмы обеспечения безопасности, и прежде всего государственной безопасности. В первой половине 1990-х годов были приняты Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее - Закон о безопасности 1992 года), имевшие целью укрепление Российского государства; о национальной безопасности в них не упоминается.

После опубликования Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300) сложилась вторая тенденция, в рамках которой политологический, экономический, социологический и другие аспекты безопасности выдвинулись на первый план: понятие «национальная безопасность» стало противопоставляться дефинициям «безопасность» и «государственная безопасность».

На сегодняшний день правовые нормы, формирующие основу обеспечения национальной безопасности, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня. Среди них можно выделить Конституцию РФ, международные правовые акты (например, Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности 2010 года), федеральное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, а также акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основа правового регулирования национальной безопасности заложена в Конституции РФ, поскольку задача по обеспечению безопасности основывается на принципах конституционного строя и строго подчинена им. Так, ст. 13 устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Подрыв безопасности государства - один из главных критериев неконституционности любого общественного объединения. Термин «безопасность» в Конституции РФ используется неоднократно (например, в статьях 13, 55, 56, 72), однако Конституция РФ не раскрывает его содержания и юридической природы. Следует согласиться с Н.С. Бондарем, который отмечает: «Как конституционная категория понятие безопасности призвано отражать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства на основе последовательного обеспечения их баланса».

Поскольку акты международного права являются составной частью российской правовой системы, то соответственно и в сфере обеспечения национальной безопасности также существует значительное количество актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. В данной группе можно выделить Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года, целью которой является активизация усилий стран мирового сообщества, направленных на предупреждение терроризма и его негативного воздействия на полное осуществление прав человека, в частности права на жизнь, посредством мер, принимаемых как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества, с учетом действующих многосторонних или двусторонних международных договоров или соглашений.

Еще одним международным актом, регулирующим отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, выступает Конвенция о ядерной безопасности 1994 года, направленная на обеспечение высокого уровня ядерной безопасности во всем мире на основе укрепления национальных мер и международного сотрудничества и поддержания такого уровня; на создание на ядерных установках эффективных средств защиты личности, общества и окружающей среды от потенциальной радиационной опасности, вредного воздействия ионизирующих излучений от таких установок; на предотвращение аварий с радиологическими последствиями.

В целях обеспечения безопасности могут издаваться федеральные законы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на объединение в политические партии. Так, был принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - Закон о безопасности), который определил основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Однако следует признать, что Закон о безопасности весьма несовершенен. По сравнению с ранее действовавшим Законом о безопасности 1992 года он стал еще более абстрактным и пустым по содержанию.

Помимо Закона о безопасности в сфере обеспечения безопасности в Российской Федерации приняты и действуют федеральные конституционные законы от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», федеральные законы от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 23.06.1995 № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» и т. д.

Закон о безопасности стал следствием подготовки и принятия одного из ведущих документов, регламентирующих концептуальные основы безопасности государства и общества, - Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия). Именно Стратегия дает легальные определения основных понятий в области национальной безопасности, а также устанавливает виды национальной безопасности: во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в области науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в области общественной безопасности.

Стратегия - это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В Стратегии установлены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них названы стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства (п. 2 Стратегии).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать самостоятельные нормативные правовые акты в отношении обеспечения безопасности и правопорядка на принадлежащей им территории.

В целом законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации определяет компетенцию государственных органов, входящих в систему национальной безопасности Российской Федерации, необходимость координации их деятельности и взаимодействия, структуру организации системы обеспечения национальной безопасности. Однако, как справедливо замечает В.Е. Чеканов, рассматривая структуру национальной безопасности, на современном этапе ее правовую основу составляет более 250 законодательных и около 1000 подзаконных (в том числе ведомственных) нормативных актов, «однако до сих пор не определены объект, предмет, метод правового регулирования, функции и принципы права национальной безопасности».

В заключение следует отметить: несмотря на наличие достаточно большого объема нормативных правовых актов в области обеспечения национальной безопасности, необходимость совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации не вызывает сомнения. В частности, надлежит более детально закрепить основные термины, определить методы обеспечения национальной безопасности, а также основные средства, с помощью которых будет достигнута основная цель.

Вместе с тем представляется, что проблема обеспечения безопасности также может быть решена посредством формирования региональной правовой базы в области обеспечения национальной безопасности, гибко реагирующей на политические и государственно-правовые реформы, которые проходят сегодня в обществе.

Библиография

1 См.: Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: науч.-практ. пособие. - М., 2005. С. 4-5.

2 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. - М., 2011. С. 182.

3 Чеканов В.Е. Некоторые проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. - М., 2006. С. 219.

Поделитесь статьей с коллегами: