Основные обязанности пешехода Обязанности пешеходов регулируются Постановлением Правительства от г «О правилах дорожного движения» в статье 4.


Движение по дороге Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части.


Движение по обочинам При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.


Движение пеших колонн Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.


Правила перехода дороги Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.


Пересечение нерегулируемых пешеходных переходов На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.


Пересечение дороги Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).


Спецмашины При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.


Остановки Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.




Сигналы светофора Данный светофор всем понятен, зеленый-иди, желтый-жди, красный-стой! Светофоры со стрелками применяются для регулирования движения транспортных средств, определяя дополнительные ограничения на направления движения Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов.


Сигналы регулировщика со стороны левого и правого бока пешеходам разрешено переходить проезжую часть; со стороны груди и спины движение пешеходов запрещено. пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.


Ответственность за нарушения правил дорожного движения пешеходами «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от N 195-ФЗ регулирует нормы ответственности пешеходов за нарушения правил дорожного движения


Ответственность за нарушения Нарушение пешеходом Правил дорожного движения - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере двухсот рублей. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, - влечет наложение административного штрафа в размере трехсот рублей. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.


МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад №15 «Дельфин»

Проект

«Изучаем правила дорожного движения. Юные пешеходы»

Старшая группа

Подготовила:

воспитатель Рыжей Е.В.

Актуальность:

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20 000 получают травмы.

Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения.

Часто трагедии на дорогах связаны с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Обучение правилам безопасного поведения является одним из требований ФГОС.

Актуальность проекта заключается в том, что у детей познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых.

Важно как можно раньше пробудить, развить и повысить стремление к получению практических навыков пешеходного безопасного движения.

Для достижения более эффективного результата в работу с детьми необходимо вовлекать родителей. Взрослым необходимо повышать познавательный интерес детей к социальной действительности. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично исследовать, проявлять самостоятельность под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет направлять ребенка, а не подменять. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице.

Одной из форм работы с родителями на основании ФГОС является реализация совместных образовательных проектов.

Участники проекта :

Воспитатели, родители, дети старшей группы

Сроки реализации :

05.09.16 - 31.05.17г.

Тип проекта:

Долгосрочный

Этапы проекта:

    Подготовительный (аналитический);

    Основной (реализация намеченных планов)

    Заключительный (презентация, продукт деятельности)

Цель проекта:

Создание в группе максимально эффективных условий, для организации работы по формированию у детей основ безопасного поведения на дороге, в транспорте, знание правил дорожного движения.

Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.

Способствовать формированию у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

Задачи проекта:

Образовательные :

Знакомить детей с правилами дорожного движения;

Уточнить знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Развивающие :

Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте.

Воспитательные:

Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Итоговое мероприятие:

Выставка работ «Азбука дорожного движения»

Этапы проекта:

1 этап

(постановка проблемы)

Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»

Определить продукт проекта:

а) создание макета улицы города;

б) знание правил дорожного движения.

(обсуждение проблемы, принятие задач)

Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»

Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта.

Составить перспективный план работы.

Изучить методическую литературу: К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»; В.А.Добряков «Три сигнала светофора»; В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»; Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»; Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и другие.

Провести с детьми беседы по теме: «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Внимание, дорожные знаки!», «Кто управляет дорогой?», Как вести себя на улице и в транспорте?».

Пополнить предметно-развивающую среду.

Провести с родителями анкетирование и родительское собрание.

2 этап (работа над проектом)

График проектных мероприятий с детьми

Дата

Тематика мероприятий

Сентябрь

НОД «Улица»

Дидактическая игра «Что такое улица»

Беседа «Дорога до детского сада»

Целевая прогулка «Наша улица»

Дидактическая игра «Какие бывают машины»

Ролевая игра «Автобус»

Дидактическая игра «Кто такой пассажир?»

Дидактическая игра «Светофор»

Загадки о светофоре, транспорте

Аппликация «Светофор»

Целевая прогулка «Светофор»

Дидактическая игра «Пешеход»

Аппликация «Поезд»

Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке

Рисование «Дети вышли гулять»

Конструирование «Мосты»

Целевая прогулка к перекрестку

Беседа с полицейским-регулировщиком

Конструирование «Выставка машин»

Сюжетно-ролевая игра «Машины и пешеходы»

Экскурсия к автостоянке

Настольно-печатные игры по ПДД

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм

Сюжетно-ролевая игра «Умный светофор»

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

1.Анкетирование родителей по ПДД.

2.Папка – передвижка, памятка «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».

3.КВН «Знатоки Правил Дорожного Движения».

4.Привлечение родителей к изготовлению рисунков по ПДД. 5.Индивидуальная беседа «Как воспитать примерное поведение при пользовании общественным транспортом.

6.Интеллектуальная игра «Что, где, когда?».

7.Консультация «Безопасность детей - забота родителей».

8.Родительское собрание «Ребенок и правила дорожного движения»

9.Памятка «Правила перевозки детей в автомобиле».

10.Просмотр с детьми мультфильма или кинофильма о Буратино. Обсуждение поведения Буратино.

11. Оформление папки в приемной «Правила юного пешехода».

Образовательная область

Совместная деятельность взрослых и детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Соци-ально-коммуни-кативное развитие

Составление рассказа по картине «Случай в автобусе»

Игры по словообразованию (словарик по ПДД)

Пересказ рассказа «Заборчик вдоль тротуара» Г. Юрмин

Составление рассказов : «Что случилось, если бы не было правил дорожного движения», «Если бы все знаки перепутались», «Истории в транспорте», «Игры зимой» (из опыта работы)

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке», «Юный пешеход»

Игровая ситуация: «Расположи дорожные знаки правильно» (на макете улицы), «Как правильно перейти проезжую часть»

Д идактические игры: «Дорожная азбука», «Основы безопасности во дворе и на улице», «Это я, это я…», «Безопасный путь»

Настольно-печатные игры (разрезные картинки, игры с правилами), пазлы.

Беседы: «Улицы Керчи», «Как работают водители», «Волшебные цвета светофора».

Ситуативный разговор : «Как правильно перейти через дорогу», «Чего не должно быть», «Какие знаки помогают пешеходу в пути», «Что надо знать, если находишься на улице один», «В автобус вошла бабушка»

Наглядно-иллюстрационный материал: (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями).

Настольный перекресток (набор маленьких дорожных знаков, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей)

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, форма полицейского, дородные знаки: наглядные и переносные, модель светофора)

Конструкторы разных размеров для построек, машинки.

Плакат «Правила поведения на дороге»

Познава-тельное развитие

Формирование целостной картины мира:

Тема: «Какие бывают машины»

Тема: «Школа пешеходных наук»

Конструирование: «Грузовой транспорт», «Наша улица»

ФЭМП: Игровые упражнения «Будь внимательным», «Чья дорога длиннее, короче».

Целевая прогулка к пешеходному переходу.

Наблюдения: за действиями пешеходов в условиях улицы (разбор ситуаций), рассматривание грузового транспорта привозящего продукты, трудом шофера

Викторина «Пешеход на улице»

Рассматривание плаката : «Правила дорожного движения», «Правила поведения в транспорте»

Создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда»

Настольные игры «Внимание дорога», «Законы улиц и дорог», «Специальный транспорт», «Культура поведения»

Строительные игры: «Мосты бывают разные», «Строим гараж»

Пособия и игры по обучению детей ПДД

Домино «Дорожные знаки», «Каждый знак на свое место», «Специальный транспорт»

Художественно-эстетическое

речевое развитие

Заучивание

стихотворения Р. Фархади «У любого перекрестка нас встречает светофор»

Чтение и пересказ рассказа

С.Волкова «Про правила дорожного движения»

Рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Знаки сервиса» (мой любимый дорожный знак)

Лепка: «Идем на экскурсию», «Постовой»

Аппликация: «Знаки в нашем поселке», «Вырежи, отгадай и наклей»

Музыкально-дидактическая игра: «Угадай как звучит транспорт», «Сигналы светофора»

Разучивание песен: «Машина стоп», «Наш город», «Едет, едет паровоз»

Пипгумов Я. «Машины», Берестов В. «Это еду я бегом», Пляцковский М. «Стоп, машина!», Михалков С. «Если свет зажегся красный», Яковлев С. «Нужно слушаться без спора», Маршак С. «Мяч», Михалков С. «Дядя Степа-милиционер», Жидков Б. «Что я видел», «Светофор», «Какое такси», И. Лешкевич «Светофор» И.Мигунова «Друг светофор», В.Иришин «Прогулка по городу».

Вечер загадок о транспорте

Разучивание считалок («Стоп машина», «Светофор»), пословиц о транспорте, стихотворений

Работа в книжном уголке : оформление выставки книжек по ПДД

Рисование «Разноцветный светофорик», «Дома на нашей улице», «Транспорт будущего»

Слушание песен «Дорожный знак», «Светофор», «Когда поют светофоры»

Пальчиковый театр для малышей «Веселый Светофорик»

Просмотр мультфильмов: «Кот Леопольд», «Ну, погоди!»

Музыкальное развлечение: «Путаница в стране дорожных знаков»

Детская художественная литература по тематике дорожного движения.

Иллюстрации различных машин, светофора, полицейского

Макет светофора.

Выставка рисунков «Мой любимый дорожный знак», «Все о дороге»

Методическое пособие по изо «Как правильно нарисовать постового» Изображение дорожных знаков Шаблоны транспортных средств, дорожных знаков, раскраски Ватман, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеенки

Физи-ческое развитие

Игровые упражнения : «Катание на велосипедах», «Лошадки», «Горелки»

Логоритмические упражнения «Мы по улице идем», «Бегут машины разные», «Внимательно смотри на дорожный знак, который впереди»

Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки», «Светофор», «Будь внимателен», «Цветные машины», «По дороге», «Пешеходы и автомобили»

Игры-забавы гонки на велосипедах и самокатах

Игры-соревнования: «Веселые старты», «Кто быстрее»

Велосипеды

Цветные картинки с изображением транспорта разного назначения

Волшебные палочки. Флажки, геометрические фигуры зеленого, красного и желтого цвета

Рули, обручи зеленого, красного и желтого цвета

Коляски с куклами для пешеходов

Предполагаемые результаты:

Использование данного проекта будет способствовать более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения.

Дети научатся применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставить перед собой задачи, находить пути их решения.

Будут объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространяться знания о правилах дорожного движения среди родителей.

Разработаются наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирующие у детей знания о культуре поведения на дороге, обучению умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.

Список литературы:

1.Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004г. 2.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000г. 3.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2010г. 4.Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973г. 5.Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008г. 6.Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984г. 7.Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 2009г. 8.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009г. 9.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

Приложения

Результаты тестирования родителей по ПДД «Грамотный пешеход»

В тестировании приняло участие 26 семей воспитанников старшей группы, что составляет 87% списочного состава группы.

    98% родителей знакомят детей с правилами дорожного движения.

    92% опрошенных семей показывают безопасную дорогу от дома до детского сада и всегда ей пользуются.

    90% родителей считают, что семья и детский сад совместно должны заниматься вопросами ПДД.

    80% родителей считают себя образцом для подражания в соблюдении ПДД.

Когда необходимо начинать знакомить с правилами ПДД?

с 3-х лет с 4-х лет с 5-ти лет

Ребенок может преподать родителю урок безопасного поведения

на дороге

да иногда никогда

Родители обсуждают нарушения ПДД

с детьми с воспитателями не обсуждают

Тестирование проводилось в начале года. Анализ тестов показал, что дети знают правила дорожного движения, охотно их соблюдают, но некоторые семьи недостаточно четко представляют себе важность данной проблемы.

Выявлено ряд вопросов по ПДД, требующие продолжения реализации учебно-воспитательной деятельности по данному направлению.

В проекте разработан план работы с родителями на учебный год, разработаны индивидуальные и групповые консультации, обновлена информация в уголке родителей, разработаны конспекты по ОД, беседы, подобраны картотеки разных видов игровой деятельности и т.д.

«Школа пешеходных наук»

Участники проекта:

воспитатели, родители, дети старшей группы

Срок реализации:

Один учебный год

Тип проекта:

краткосрочный

Создание проблемы:

Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Уважает ли он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?

Актуальность проблемы:

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.

Цель проекта:

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи проекта:

1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.

3. Закрепить знания о работе светофора.

4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

План проекта:

Названия мероприятий

Тема

Работа с детьми

Занятия

Развитие речи, ознакомление с окружающим миром, беседа:

«Школа пешеходных наук»;

«Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается!»;

«Что мы видели на улице?»;

«Правила и безопасность дорожного движения»;

«Улица полна неожиданностей»;

«Безопасность на дорогах».

Продуктивные виды деятельности:

«Моя улица» - конструирование;

«Улица города» - рисование;

«Дорожные знаки» - рисование;

«На нашей улице» - аппликация;

«Светофор» - аппликация, лепка.

Игры

«Поле чудес»;

«Что? Где? Откуда?»;

«Лучший пешеход»;

«Отгадай загадку»;

«Будь внимателен!»;

«Нам на улице не страшно» (сюжетно-дидактическая игра);

«Путешествие в деревню» (игра-драматизация);

«Путешествие по городу» (сюжетно-ролевая игра).

Знакомство с литературой

Носов Н. «Автомобиль»;

Михалков С. «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»;

Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»;

Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

Дугилов А. «Моя улица»; Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках.

Целевые прогулки

По улице, где находится детский сад.

К автобусной остановке.

К проезжей части с двусторонним движением.

К проезжей части, где находится светофор и пешеходная дорожка.

Работа с родителями

Собрание

«Безопасность детей на улицах»;

«Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице»;

«У нас в гостях сотрудники Госавтоинспекции, врачи – травматологи».

Беседы, консультации, анкеты

«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»;

«О поведении в общественном транспорте»;

«Улица требует к себе уважения»;

«Пешеходом быть – наука!».

Познавательно-игровые конкурсы

«Правила дорожного движения»;

«Счастливый случай»;

«КВН»;

«Вечер вопросов и ответов»;

«Поле чудес» и т.д.

Работа с педагогами

Помощь в подборе материала для чтения детям.

Помощь в подборе дидактических игр по данной теме.

Организация совместных викторин, конкурсов, игр - соревнований, инсценировка на темы:

«Счастливый случай»;

«Мы едем, едем, едем…»;

«В стране Светофории»;

«Школа светофорных наук»;

«Что? Где? Откуда?» и т.д.

Итоги проекта:

1. Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…

2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.

3. Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Приложение:

Советы родителям старших дошкольников:

* Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

* Закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним.

* Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком то, что увидели.

* Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о том, что прочитали.

* Закрепите правила поведения на улице и в транспорте:

Ходить по тротуару следует с правой стороны;

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны;

Переходить дорогу полагается только шагом;

Необходимо подчиняться сигналу светофора;

В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень), чтобы не упасть;

Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки;

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;

Играть можно только во дворе.

Плакаты:

Кто знает правила,

Для тех они не ребус:

Вагон трамвая – впереди

На остановке обходи,

По переходу обходи

Автобус и троллейбус.

В жизни, в пути не однажды

Знак тебе встретится каждый.

Требуют знаки дорожные:

Будьте всегда осторожными!

Как бы ни был труден путь,

Ты в дороге вежлив будь.

Место старшим или старым

Уступить не позабудь.

Полезно знать для пешеходов

Обозначенье переходов.

Чтоб выбрать верный и прямой

Путь к школе, скверу и домой!

Где поворачивает транспорт,

Быть невнимательным опасно!

Не просто так сигнал мигает,

Он пешеходам помогает.

Занятие

Тема: «Безопасность на дорогах»

Задачи: Закрепить знания об опасностях, которые ждут на улице. Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения. Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Материал:

Рисунок – схема с изображением улицы (незаконченный).

Иллюстрации с ситуациями (дети на проезжей части).

Шапочки – маски: заяц, медведь, огоньки светофора.

Макеты дорожных знаков: (предупреждающие, запрещающие, указательные).

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

В два ряда дома стоят,

10, 20, 100 подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят. (Улица).

Ребята, дома такие большие и их много, улица длинная и широкая. А мы такие маленькие по сравнению с домами. Поэтому мы с вами должны знать, как вести себя на улице, чтобы с нами не случилась беда.

Как вы думаете, для чего предназначена улица? На какие части она делится? Как называют людей, идущих по улице? Как пешеход должен идти по улице? Где люди могут переходить проезжую часть? Как узнать, где переход? Для чего нужны «зебра» и «островок безопасности»?

Ребята, посмотрите на этот незаконченный рисунок-схему с изображением улицы. На тротуаре стоят дети и не знают, где им перейти улицу. Давайте поможем им и дорисуем то, что необходимо.

По городу, по улице

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правил,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

(Воспитатель предлагает детям для рассматривания иллюстрации с ситуациями : мальчик с шайбой на проезжей части играет в хоккей….)

Можно играть на дороге? Где должны играть дети? Как надо переходить улицу? Где можно кататься на велосипеде?

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить нам не мешало.

Но основные из правил движенья

Знать, как таблицу должны умноженья.

На мостовой не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

А теперь давайте вспомним правила поведения пешеходов – и взрослых и детей!

Игра-инсценировка . Воспитатель предлагает детям шапочки животных и шапочки с огоньками светофора.

У светофора окошечка три:

При переходе на них посмотри.

(Стихи рассказывают дети)

Если в окошечке красный горит:

«Стой! Не спеши!» - он говорит.

Красный свет – идти опасно,

Не рискуй собой напрасно.

Если вдруг желтое вспыхнет окошко,

Подожди, постой немножко.

Если в окошке зеленый горит,

Ясно, что путь пешеходу открыт:

Зеленый свет зажегся вдруг,

Теперь идти мы можем.

Ты, светофор, хороший друг

Шоферам и прохожим.

Ребята, а теперь посмотрите, что случается с теми, кто не выполняет правила дорожного движения.

(Дети инсценируют действия по тексту)

Мы частенько замечаем

И для вас изображаем

Шалунов на мостовой,

Тех, кто к правилам движенья

Не имеет уваженья

И рискует головой

Чтоб несчастья избежать,

Просим им не подражать.

Вдоль по улице гонялся

С клюшкою мальчишка.

Хорошо, что жив остался,

В синяках да шишках.

Ты не в цирке! Здесь дорога!

Повернется руль немного –

Ну, кого ты удивишь,

Под машину угодишь.

А это что еще за мода –

Перебегать наискосок?

Ты видел знаки перехода?

А где дорогу пересек?

Друзья несутся во всю прыть,

А мы за них в тревоге:

Машину быстро не остановить

На ледяной дороге.

Нужно правила движенья выполнять без возраженья!

На улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и что нельзя делать на дороге.

(Воспитатель знакомит детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными.)

Город, в котором мы с тобой живем

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука, над головой,

Знаки развешены над мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Правила дорожного движения для детей-пешеходов

Ежедневно по городу идут тысячи людей, и ездит не меньшее количество транспорта. Чтобы в городе царил порядок, а автомобильных аварий было меньше, пешеходы обязательно должны придерживаться правил и знаков дорожного движения. Подрастающих малышей важно обучить правилам дорожного движения, чтобы быть спокойными за них, когда они выйдут на улицу без родителя. Обучать ребенка правилам поведения на дороге, можно в игровой форме или стихотворной, чтобы ему не было скучно.

Правила дорожного движения для пешеходов

Если каждый человек будет соблюдать правила дорожного движения, в городе будет царить слаженность и уменьшится количество происшествий, связанных с транспортом. Помимо правил, существуют и дорожные знаки для детей, суть которых также важно им объяснить.

Правило 1: Двигаться по переходным дорожкам и тротуарам можно с правой стороны

Правило 2: Движение в темное время суток

    При движении по краю проезжей части или по обочине в темное время суток, необходимо иметь на одежде светоотражающие полоски или фонарь в руке, чтобы водители могли видеть человека.

Правило 3: Переход дороги

    Чтобы перейти через дорогу, следует найти светофор, и переходить на зеленый его свет.

    Если светофор отсутствует, можно найти знак «Зебры». Переходя по зебре необходимо посмотреть сначала влево, чтобы не было машин, после вправо.

    Существуют для перехода улиц подземные переходы с соответствующим знаком, там можно проходить спокойно, транспорт в них отсутствует.

    Если ребенок маленький, он обязательно должен держаться за руку взрослого человека.

    Переходя дорогу, нельзя останавливаться на ней и задерживаться. Если перейти вовремя не удалось, следует дождаться зеленого сигнала светофора заново, находясь на линии, разделяющей две проезжие части.

    Если светофор или переход отсутствует, необходимо дождаться полного прекращения движения машин, и переходить дорогу быстро и под прямым углом.

    Переходить дорогу с велосипедом можно только везя его рядом с собой.

Правило 4: При выходе из общественного транспорта

    При выходе из автобуса на нужной остановке, следует обходить его сзади, перед этим убедившись, что за ним не едет другой транспорт.

    Выходя, из трамвая, можно дождаться пока он отъедет от остановки. Если ожидать нет времени, можно обойти его спереди, предварительно посмотрев, нет ли другого трамвая, двигающегося навстречу первому.

Правило 5: Движение групп людей

    Движение больших групп людей должно быть организованным, по колоннам.

    Если места на тротуаре мало, можно идти на проезжей части навстречу транспорту.

    Впереди и позади колонны на расстоянии 10 – 15 метров должны идти сопровождающие лица с красными флажками и фонариками в руках (при сумерках и в темноте). Впереди человек должен нести белый фонарик, сзади – красный.

    Колонны детей можно вести только по тротуарам или пешеходным дорожкам. В крайних случаях можно выйти на обочину навстречу транспорту, но не в темное время суток.

Правило 6: Пешеходам запрещено

    Выходить или выбегать на дорогу или пешеходный переход внезапно, машина может не успеть затормозить.

    Выходить на проезжую часть, предварительно не посмотрев налево и не убедившись, что опасность отсутствует.

    Переходить проезжую часть не на светофоре или не по «зебре», если на дороге больше трех полос движения в обоих направлениях.

    Задерживаться или останавливаться на проезжей части при переходе.

    Самостоятельно выходить детям дошкольного возраста на проезжую часть без взрослых.

    Играть возле проезжей дороги детям запрещается даже возле дома, для этого есть игровые площадки.

Правила дорожного движения в стихах

Правила дорожного движения – очень важны для безопасности детей. Чтобы обучение проходило увлекательно и хорошо запоминающее, можно читать и учить вместе с малышами стихи о правилах и знаках дорожного движения.

Стих 1:

Город, в котором

Мы с тобой живем,

Можно по праву

Сравнить с букварем.

Азбукой улиц,

Проспектов, дорог

Город дает нам

Все время урок.

Вот она, азбука,-

Над головой:

Знаки развешаны

Вдоль мостовой.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда.

Стих 2:

Светофор нас в гости ждет.

Освещает переход.

Загорелся красный глаз:

Задержать он хочет нас.

Если красный – нет пути.

Красный свет – нельзя идти.

Желтый свет – не очень строгий:

Жди, нам пока нет дороги.

Ярко-желтый глаз горит:

Все движение стоит!

Наконец, зеленый глаз

Открывает путь для нас.

Полосатый переход

Пешеходов юных ждет!

Стих 3:

Встали мы на переходе,

Перед нами светофор.

И при всем честном народе

Смотрит на нас он в упор.

Красный глаз его открылся,

Значит, хочет он сказать:

Как бы ты не торопился,

Должен сейчас ты стоять!

Вот мигает желтым глазом.

Приготовься, говорит!

Как закрою этот – разом

Будет третий глаз открыт.

Третий глаз горит зеленым,

Все машины встали в ряд.

Можем мы идти, (имя),

Мама с папой говорят.

Стих 4:

Через лес бежит дорога,

Светофор моргает строго.

К переходу все спешат:

От лосей и до мышат.

Иногда через дорогу

Пешеходов очень много

Ходит, скачет, пролетает,

Пробегает, проползает.

Мама ежика учила,

Мама пальчиком грозила: -

Помни правила, малыш!

Если красный свет – стоишь!

Если желтый – просто жди,

На зеленый – проходи!

Непослушный пешеход

Сделал все наоборот!

Ежик сильно торопился

И клубочком покатился

Прямиком на красный свет!

Можно так? Конечно, нет!

Завизжали тормоза,

И зажмурил еж глаза.

Толстый старый самосвал,

Забибикал, зарычал: -

Еле я остановился,

Чуть с дороги не свалился!

Что, не знаешь правил ты?!

Ну-ка быстро марш в кусты!

Дам я, еж, тебе совет:

Не ходи на красный свет!

Еж тихонько пропыхтел: -

Извините, не хотел.

Рассказал нам светофор:

Еж исправился с тех пор.

Лучше всех порядок знает,

Ничего не нарушает!

Стих 5:

И проспекты, и бульвары -

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

Запрещается!

Быть примерным пешеходом

Разрешается.

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей вперед.

Ехать «зайцем», как известно,

Запрещается!

Уступить старушке место

Разрешается.

Если ты просто гуляешь,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

Запрещается!

При зеленом даже детям

Разрешается.

Стих 6:

Если надо перейти

Тебе через дорогу,

С этой целью по пути

Всегда есть переходы!

Переходы могут быть

Разными, ребята!

Чтобы это не забыть

Надо знаки изучить:

Есть знак «Подземный переход» -

Ступеньки вниз ведут!

Спускайся смело и иди –

Ведь нет движения тут.

С дорожкой полосатой

Стоит у «зебры» знак

Должны вы знать, ребята,

Что это не пустяк:

Переходя по «зебре»

Сначала убедись,

Что все стоят машины –

Затем поторопись!

Стих 7:

Иногда у остановок перехода нет

Надо перейти дорогу?

Знай один секрет:

Из автобуса ты вышел

Сзади обходи,

Если хочешь ты дорогу

Сразу перейти.

Если ехал ты в трамвае,

Все наоборот –

Спереди трамвай обходим,

Смотрим и вперед.

А вообще еще надежней –

Лучше обожди,

И когда отъедет транспорт,

Вот тогда иди.

Стих 8:

Улицу нужно нам перейти,

Но, светофора нет на пути.

С шумом мимо несутся машины.

Но, для волнения нет причины:

Есть специальный для нас переход,

«Зеброй» его называет народ.

Смело идем полосатой дорожкой,

Водители, вы подождите немножко!

Вправо и влево посмотрим сначала,

Чтобы опасность не угрожала,

И полосатый друг-переход

Через дорогу нас поведет.

Стих 9:

Думаешь, велосипед

Настоящий транспорт?

Нет! Помни: на проезжей части

Трудно избежать несчастья!

Если есть велосипед,

Но, не дорос до нужных лет,

Катайся лучше во дворе.

Там безопасно детворе.

Стих 10:

Для тех, кто в городе живет,

Нужен подземный переход.

Дорогу проще перейти

Нам по подземному пути.

Машинам нет там хода,

Там только пешеходы.

Чтобы обучить ребенка правилам дорожного движения, необходимо много времени и усилий. Каждый раз на улице следует повторять с ребенком основные правила в ненавязчивой форме. Мягкие беседы дадут больше позитивных плодов, чем крики и плач.

Правило 1: Двигаться по переходным дорожкам и тротуарам можно с правой стороны. Если тротуары отсутствуют, можно двигаться по велосипедной дорожке с правой стороны. Двигаясь по велосипедной дорожке, не стоит мешать велосипедисту, идти следует по обочине, как можно правее. В случае отсутствия велосипедной дорожки, можно идти по краю проезжей части навстречу транспорту. Правило 2: Движение в темное время суток При движении по краю проезжей части или по обочине в темное время суток, необходимо иметь на одежде светоотражающие полоски или фонарь в руке, чтобы водители могли видеть человека. Правило 3: Переход дороги Чтобы перейти через дорогу, следует найти светофор, и переходить на зеленый его свет. Если светофор отсутствует, можно найти знак «Зебры». Переходя по зебре необходимо посмотреть сначала влево, чтобы не было машин, после вправо. Существуют для перехода улиц подземные переходы с соответствующим знаком, там можно проходить спокойно, транспорт в них отсутствует. Если ребенок маленький, он обязательно должен держаться за руку взрослого человека. Переходя дорогу, нельзя останавливаться на ней и задерживаться. Если перейти вовремя не удалось, следует дождаться зеленого сигнала светофора заново, находясь на линии, разделяющей две проезжие части. Если светофор или переход отсутствует, необходимо дождаться полного прекращения движения машин, и переходить дорогу быстро и под прямым углом. Переходить дорогу с велосипедом можно только везя его рядом с собой. Правило 4: При выходе из общественного транспорта При выходе из автобуса на нужной остановке, следует обходить его сзади, перед этим убедившись, что за ним не едет другой транспорт. Выходя, из трамвая, можно дождаться пока он отъедет от остановки. Если ожидать нет времени, можно обойти его спереди, предварительно посмотрев, нет ли другого трамвая, двигающегося навстречу первому. Правило 5: Движение групп людей Движение больших групп людей должно быть организованным, по колоннам. Если места на тротуаре мало, можно идти на проезжей части навстречу транспорту. Впереди и позади колонны на расстоянии 10 – 15 метров должны идти сопровождающие лица с красными флажками и фонариками в руках (при сумерках и в темноте). Впереди человек должен нести белый фонарик, сзади – красный. Колонны детей можно вести только по тротуарам или пешеходным дорожкам. В крайних случаях можно выйти на обочину навстречу транспорту, но не в темное время суток. Правило 6: Пешеходам запрещено Выходить или выбегать на дорогу или пешеходный переход внезапно, машина может не успеть затормозить. Выходить на проезжую часть, предварительно не посмотрев налево и не убедившись, что опасность отсутствует. Переходить проезжую часть не на светофоре или не по «зебре», если на дороге больше трех полос движения в обоих направлениях. Задерживаться или останавливаться на проезжей части при переходе. Самостоятельно выходить детям дошкольного возраста на проезжую часть без взрослых. Играть возле проезжей дороги детям запрещается даже возле дома, для этого есть игровые площадки.