Требования к оформлению иностранных документов

I. Юридическая сила (законность) всех предоставляемых иностранных документов (кроме паспорта) должна быть подтверждена одним из следующих способов:

Путем проведения процедуры легализации в порядке, предусмотренном законодательством государства, в котором выдан документ;

Путем проставления штампа апостиль (для документов, выданных в странах-участницах Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов).

В случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международным договором легализацию или проставление апостиля осуществлять не требуется, документы предоставляются без каких-либо дополнительных заверений.

II. Документы, выполненные на иностранном языке, представляются с переводом на русский язык. Переводу подлежит весь, находящийся в оригинале иностранный текст, включая фамилии должностных лиц, печатей и штамп апостиль . Лист с текстом перевода должен быть скреплен с копией переводимого документа. Верность перевода или фамилия переводчика заверяется нотариусом в установленном порядке, в соответствии с Приложением 1.

III. Все предоставляемые документы должны быть оформлены на имя и фамилию, указанные в паспорте , с которым будет пересекаться граница Российской Федерации. Если имя и/или фамилия изменялись, то необходимо дополнительно представить свидетельство о перемене имени и фамилии (или свидетельство о браке). Если данное свидетельство выдано в иностранном государстве и выполнено на иностранном языке, оно также должно быть оформлено в соответствии с пунктами I и II.

IV. Написание имени и фамилии на русском языке должно быть одинаковым в переводах всех представляемых документов и совпадать с русскоязычным написанием имени и фамилии во въездной визе.

Иностранным гражданам, которым необходимо оформить переводы до получения визы для въезда в Российскую Федерацию, следует предварительно уточнить в российском посольстве (консульстве), как их имя и фамилия будут написаны в визе.

Приложение 1

Для определения конкретного варианта процедуры легализации и перевода на русский язык выберите страну, в которой был выдан документ:

Страны, с которыми Российской Федерацией заключены многосторонние и двусторонние договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

1. Легализацию документов осуществлять не требуется , они предоставляются без каких-либо дополнительных заверений.

2. Перевод документов на русский язык и его нотариальное заверение можно осуществить одним из следующих способов:

В той стране, где был выдан документ у национального переводчика с заверением у местного нотариуса;

В той стране, где был выдан документ в российском посольстве (консульстве);

На территории России у российского переводчика с заверением у российского нотариуса.

1. Все предоставляемые документы должны быть заверены путем проставления штампа апостиль в уполномоченных органах государства, в котором был выдан документ.

2. После проставления штампа апостиль осуществляется перевод документов на русский язык в российском посольстве (консульстве) в той стране, где был выдан документ или у российского переводчика на территории России. Верность перевода (или подпись переводчика) заверяется только российским нотариусом

Другие страны

1. Иностранные документы, предназначенные для использования в Российской Федерации, должны быть легализованы в порядке, предусмотренном законодательством государства, в котором выдан документ.

2. Перевод документов на русский язык осуществляется ПОСЛЕ процедуры легализации в российском посольстве (консульстве) в той стране, где был выдан документ или у российского переводчика на территории России. Верность перевода (или подпись переводчика) заверяется только российским нотариусом (в посольстве, консульстве или на территории России).

С 01.01.2015 вступают в силу изменения действующего законодательства, регулирующие порядок проживания и трудоустройства в России иностранных граждан .

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ на основании визы

Согласно статье 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее - Закон № 115-ФЗ) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание .

Согласно статье 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется следующим образом:

    в отношении иностранного гражданина, имеющего визу на въезд в Российскую Федерацию, - равен сроку действия выданной ему визы;

    в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - не может превышать 90 суток;

  • в отношении иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и членов его семьи - равен сроку действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ.

По истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации.

При въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин обязан получить и заполнить миграционную карту, которая подтверждает его право на временное пребывание в Российской Федерации (в случае прибытия в РФ в порядке, не требующем получения визы), а также служит для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства .

Форма миграционной карты, порядок ее использования и порядок финансирования мероприятий по обеспечению миграционными картами устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 "О миграционной карте".

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта является одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации. Миграционная карта должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4.2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу .

Виза - это выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит следующие сведения:

    дату выдачи визы;

    разрешенный срок пребывания в Российской Федерации;

    номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа;

    срок действия визы; цель поездки;

    данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице);

    кратность визы.

Виза может выдаваться дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, его представительством на территории Российской Федерации, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная виза либо виза временно проживающего лица (ст. 25.1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

При наличии визы иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, ограничен (90 суток), однако федеральным и региональным законодательством могут предусматриваться исключения.

Чтобы привлечь к труду временно пребывающего в России иностранца, который приехал на основании визы , работодателю нужно выполнить ряд последовательных действий:

    предварительно договориться с потенциальным иностранным работником, оформить с ним проект трудового договора ;

    получить разрешение на привлечение и использование иностранного работника;

    подать в территориальный орган ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд в РФ иностранного работника;

    получить для временно пребывающего иностранца разрешение на работу в России ;

    уведомить налоговый орган в течение 10 дней по месту своего учета (с 01.01.2015 требование утратило силу на основании Закона № 357-ФЗ).

Привлечение к работе иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы

Для приема на работу безвизового иностранца работодателю не нужно в обязательном порядке получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформлять для них приглашение на въезд в РФ.

Такой иностранец должен иметь , которое он может получить самостоятельно или через работодателя. Если разрешение на работу получает работодатель, то он и должен подать в территориальный орган ФМС России документы, необходимые для выдачи иностранцу разрешения на работу.

После получения разрешение на работу работодатель может заключить с ним трудовой договор (если такой договор не был заключен до получения разрешения на работу) и допустить его к работе.

В течение трех дней с момента приема на работу каждого безвизового иностранного работника необходимо уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения обо всех случаях:

    заключения с иностранными гражданами трудовых договоров;

    допуска к фактической работе без оформления какого-либо договора;

    предоставлении отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

29 мая 2014 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация заключили Договор о Евразийском экономическом союзе. Договором установлено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства, поэтому иностранным работникам - гражданам Белорусии и Казахстана не требуется иметь разрешение на работу, а работодатели не обязаны уведомлять органы ФМС, службы занятости и налоговые органы о заключении и расторжении трудового договора.

Вопрос о необходимости уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранной рабочей силы является спорным. Споры о правомерности подобных действий рассматривались в Высшем Арбитражном Суде РФ и Верховном Суде РФ. Так как выводы высших судебных инстанций противоположные, рекомендую направлять уведомление в ФМС, службу занятости и налоговый орган в отношении каждого иностранного работника.

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным гражданином, временно пребывающим в России

миграционная карта и виза (для иностранных граждан, прибывших в визовом порядке);

разрешение на работу или патент ;

трудовая книжка (российского образца);

полис добровольного медицинского страхования;

документ об образовании и (или) о квалификации, который должен быть легализован путем консульской легализации или проставлением апостиля и переведен на русский язык, а перевод заверен российским нотариусом или посольством (консульством) России.

Привлечение работников-иностранцев, временно проживающих в РФ

Согласно статье 2 Закона № 115-ФЗ временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постановлением Правительства РФ № 732 от 05.09.2011 иностранцу, въезжающему в РФ по приглашению для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, и членам его семьи будет выдаваться многократная обыкновенная рабочая виза на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 3 года

Следующей особенностью оформления на работу иностранного высококвалифицированного специалиста является требование о том, что и иностранный высококвалифицированный специалист, и члены его семьи , въезжающие на территорию РФ, должны иметь полис медицинского страхования , а на весь период работы такую гарантию должен обеспечить работодатель, что в обязательном порядке должно быть указано в трудовом (гражданско-правовом) договоре.

Если работодатель (заказчик) по своей вине не выполнит своих обязательств, установленных Законом № 115-РФ и договором с иностранным специалистом, то такой работодатель повторно привлекать высококвалифицированных работников сможет только спустя два года начиная со дня, когда об указанных нарушениях стало известно ФМС России.

При трудоустройстве высококвалифицированного специалиста работодатель обязан сообщить территориальному органу ФМС России в 30-дневный срок сведения о постановке специалиста на учет в налоговом органе, а также обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, подавать уведомления в территориальные органы ФМС России:

    об исполнении обязательств по выплате им заработной платы;

    о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

    расторжении трудового (гражданско-правового) договора.

О привлечении и использовании высококвалифицированного иностранного специалиста работодатель обязан сообщить и в налоговую инспекцию по месту своего учета.

В какой налоговый орган обращаться:

Особенности привлечения работников-иностранцев - граждан республики Беларусь, республики Казахстан и переселенцев

При трудоустройстве в России граждан Республики Беларусь (а с 26.07.2011 - и граждан Республики Казахстан; с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии) требования о получении различных разрешений, об обязательном уведомлении органов власти и соблюдении ограничений по использованию его в отдельных видах деятельности не действуют.

Законодательство предусматривает особенности привлечения на работу в РФ граждан Республики Беларусь и Республики Казахстан (с 02.01.2015 - Республика Армения; с 12.08.2015 - граждан Киргизии), согласно которым гражданам этих стран:

    для трудоустройства не нужно иметь разрешение на работу в России;

    работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование таких иностранных работников;

    на них не распространяются установленные в России квоты;

    они вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России;

    о приеме на работу таких иностранцев от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения;

    предоставляется освобождение работнику и членам его семьи от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию России;

    срок временного пребывания такого работника и членов его семьи определяется равным сроку действия трудового договора;

    предоставляется право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор (в том числе с другим работодателем) в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию России;

    не нужно информировать о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с такими работниками и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

В отношении доходов таких лиц налоговая ставка устанавливается в размере 13 % вне зависимости от того, сколько времени такое лицо находится в России на дату выплаты дохода .

Для своих работников работодатель является , т.е. лицом, который обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц - работников с выплачиваемых каждому работнику доходов.
Поэтому работодатель обязан на дату выплаты дохода определять статус каждого иностранного работника.

И, наконец, есть еще один нюанс, указанный в статье 7 Налогового кодекса РФ, который заключается в том, что если с государством, гражданином которого является иностранный работник, Россия заключила международный договор о налогообложении доходов физических лиц, то доходы такого работника будут облагаться в соответствии с правилами этого договора.

Правила перерасчета НДФЛ при смене статуса налогового резидента и налогового нерезидента России

Если в течение работы иностранца его налоговый статус не менялся, то исчислять и удерживать достаточно просто - по одной из указанных выше ставок (в зависимости от налогового статуса работника). Сложнее дело обстоит в случае, когда в течение налогового периода статус работника изменился - ведь в этом случае получается, что с его доходов НДФЛ удержали больше, чем положено.

Иностранный работник приобретает статус налогового резидента РФ, только если пробудет на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, поэтому его нужно определять на каждую дату выплаты налогоплательщику дохода.

Как правило, в процессе работы по найму статус иностранного работника меняется с налогового нерезидента (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке - 30%) на налогового резидента РФ (работодатель удерживал с доходов такого работника НДФЛ по ставке - 13%). Разница между НДФЛ, удержанным по ставке 30%, и налогом, который пересчитан работодателем по ставке 13%, является излишне удержанной суммой налога и подлежит возврату налогоплательщику.

С 01.01.2011 действуют правила, согласно которым иностранный работник , налоговый статус которого изменился, в связи с чем имело место излишнее удержание НДФЛ вправе обратиться по окончании налогового периода в налоговую инспекцию по месту жительства (пребывания) для возврата излишне уплаченного налога.

Особенности налогообложения доходов иностранных работников - высококвалифицированных специалистов

Административная ответственность работодателя

За нарушение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан работодатель и его должностные лица несут следующую административную ответственность:

Сущность административного правонарушения

Наказание за административное правонарушение

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего или временно проживающего в РФ, если у него нет
разрешения на работу
либо патента (в том числе - и когда трудовой договор не оформлен, но иностранный работник фактически допущен к работе)

Внимание (!) : разрешение на работу для временно проживающих в России иностранных граждан не требуется с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Штраф (за каждое правонарушение):
- на граждан - от 2 000 до 5 000 рублей;
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 250 000 до 800 000 рублей,

Привлечение на работу в РФ иностранного гражданина, временно пребывающего в РФ на основании визы, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 25 000 до 50 000 рублей;
250 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неуведомление о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина:
- территориального органа ФМС России;
- органа власти субъекта РФ по вопросами занятости населения ;
- налогового органа

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 35 000 до 40 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 400 000 до 800 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Несоблюдение работодателем (заказчиком работ (услуг)) установленных в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

Штраф (за каждое правонарушение):
- на должностных лиц от 45 000 до 50 000 рублей;
- на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от 800 000 до 1 000 000 рублей,
либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

5

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и статьи 18.9 и 28.3 КоАП" уточнена административная ответственность за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства

Важно помнить, что своевременное и правильное офомление всей разрешительной документации и уведомление ФМС, налоговой инспекции и службы занятости позволит избежать больших штрафов и других претензий гос. органов.

Поэтому собираясь подавать принимать на работу работника - иностранного специалиста, лучше обратиться к квалифицированным специалистам , которые помогут определить - какие документы надо оформить, по каким формам, какие гос. органы и в какие сроки необходимо уведомить, если организацию или должностных лиц привлекают к административной ответственности - оценят законность и обоснованность действий гос. органов.

Как принять на работу иностранца, зависит от правового статуса иностранного гражданина на территории РФ, от того, является ли иностранец высококвалифицированным специалистом, требуется ли мигранту получение визы или он прибыл в Россию в безвизовом порядке, а также от его гражданства.

Прием на работу иностранных граждан

Основными документами, отличающими прием на работу иностранца от приема на работу гражданина России, являются разрешение на привлечение и использование иностранных работников (для работодателей), разрешение на работу или патент (для иностранного гражданина) ().

Трудовая деятельность иностранных граждан в России регламентируется Законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Покажем в таблице, в каких случаях необходимо иметь патент или разрешение на работу иностранному гражданину, а также в каких случаях работодателю нужно оформлять разрешение на привлечение иностранной рабочей силы:

Статус иностранного гражданина Документ, подтверждающий разрешение на нахождение на территории России Разрешение на привлечение и использование иностранных работников
(для работодателя)
Разрешение на работу в России или патент
(для иностранца)
Временно пребывающий из стран с визовым режимом с Россией (ст. 5 , ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Виза, миграционная карта Нужно Разрешение на работу
Временно пребывающий в безвизовом порядке (кроме граждан из стран — участниц ЕАЭС) (п. 4.5 ст. 13 , ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Миграционная карта Не нужно Патент на работу
Граждане из стран, входящих в состав ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии) (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014) Паспорт соответствующего государства Не нужно Не нужно
Временно проживающий в РФ (ст. 6 , п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Разрешение на временное проживание Не нужно Не нужно
Постоянно проживающий в РФ (ст. 8 , п. 4 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Вид на жительство либо отметка в национальном загранпаспорте о временном проживании в РФ Не нужно Не нужно
Высококвалифицированный специалист (п. 4.5 ст. 13 , ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ) Вид на жительство,
виза (при необходимости)
Не нужно Разрешение на работу, где в графе «Особые отметки» указано «Высококвалифицированный специалист»

Список стран с описанием режима въезда в Россию иностранных граждан (визовый, безвизовый) приведен в Письме МИД России от 27.04.2012 N 19261/кд .

Также следует отметить, что временно пребывающие в России граждане других государств могут работать только в должности, указанной в разрешении на работу, и только в том регионе, на территории которого им было выдано разрешение на работу или патент (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ). Временно проживающий в России иностранец может работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ ).

Уведомление о приеме на работу иностранного работника

При приеме на работу иностранного гражданина работодателю необходимо уведомить МВД по месту работы иностранца о заключении с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты подписания договора (п. 8 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N N 115-ФЗ ).

За неуведомление территориального органа МВД РФ работодателю грозит штраф на должностных лиц в размере от 35 000 руб. до 50 000 руб., на работодателя — от 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 суток до 90 суток (п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ ).

Подробнее об уведомлении о заключении трудового договора с иностранцем читайте .

Разрешение на работу для иностранных граждан

Оформление визовых иностранцев на работу в 2019 году, а также высококвалифицированных специалистов производится при наличии разрешения на работу. О том, как получить разрешение на работу в России иностранным гражданам, определено в Приказе МВД России от 01.11.2017 N 827 .

Разрешение на работу для иностранцев (прибывших в визовом режиме, высококвалифицированным специалистам) выдается ГУВМ МВД России, а также подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России (п. 22 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827).

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, временно пребывающим из стран с визовым режимом с Россией, работодатель представляет следующий пакет документов (п. 45 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827):

  • заявление об оформлении разрешения на работу отдельно на каждого иностранца по форме, утвержденной Приказом МВД России от 14.08.2017 N 637 ;
  • копия документа, удостоверяющего личность иностранца;
  • медицинское заключение о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний у иностранного гражданина по форме, утвержденной Приказом Минздрава России от 29.06.2015 N 384н ;
  • сертификат об отсутствии у иностранца ВИЧ-инфекции.

Решение о выдаче разрешения на работу иностранцам, временно пребывающим в РФ в порядке, требующем получения визы, принимается в течение 15 рабочих дней со дня приема документов (п. 31 Приказа МВД России от 01.11.2017 N 827).

Работодателям важно обращать внимание на два момента в разрешении на работу иностранного работника:

  • территория действия разрешения, указанная на оборотной стороне документа, должна совпадать с тем регионом, где мигрант будет фактически трудиться;
  • профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности) иностранца должна соответствовать указанной в разрешении на работу.

Куда бы ни отправился человек, в пути ему понадобятся не только деньги или личные вещи, но и паспорт гражданина той страны, где он проживает на постоянной основе. И да, действительно, паспорт - это самый главный и первый документ, который необходимо предъявлять в любой инстанции для удостоверения личности. Регистрация в финансовом учреждении, устройство на работу, осуществление купли-продажи имущества, а также другие немаловажные события могут потребовать от человека обязательного предоставления удостоверения личности (в некоторых случаях это не обязательно может быть паспорт). Другими словами, без подобных документов человек является «призраком», лицом, не имеющим полноценного гражданства.

Основные виды документов, подтверждающие личность

Итак, какие же документы, удостоверяющие личность гражданина, существуют на территории государства? Согласно актуальному законодательству, к таковым относятся:

  • внутренний (гражданский) паспорт РФ;
  • свидетельство о рождении.

Первый из списка документ действует на территории Российской Федерации еще с октября 1997 года. Данный документ предъявляется практически в любых юридически значимых случаях. Например, во время:

  • голосования на выборах;
  • покупки/продажи квартиры, дома или какой-либо нежилой недвижимости;
  • трудоустройства;
  • поступления в высшее учебное заведение;
  • приписки или выписки из места жительства;
  • подачи судебных исков;
  • других ситуаций, которые требуют юридического вмешательства.

Примечательно то, что хоть многие правомерные действия и можно совершать лишь при наличии паспорта, в законах и нормах Российской Федерации нет ни одного упоминания о том, что необходимо обязательно носить с собой данное удостоверение. Отсутствие паспорта на работе, учебе или в магазине не считается каким-то преступлением, и за это гражданин не понесет никакого административного штрафа.

Второй документ из списка - свидетельство о рождении. По сути, оно является заменой паспорту до того времени, пока ребенок не достигнет необходимого возраста для его получения. Помимо этого, свидетельство является главным атрибутом для оформления гражданского паспорта или проездного, а также в некоторых других случаях, например при поступлении в школу.

Дополнительные документы для граждан РФ

Дополнительные документы, удостоверяющие личность на территории РФ:

  • паспорт моряка;
  • военный билет;
  • проездной документ ребенка;
  • паспорт дипломата;
  • паспорт работника прокуратуры.

Все вышеперечисленное относится именно к дополнительным документам, так как в некоторых юридически значимых ситуациях они могут заменить собой паспорт. Но это не значит, что во всех инстанциях смогут принять военный билет, если в списке документов обязательным пунктом отмечен гражданский паспорт.

Основные виды документов, подтверждающие личность иностранцев

Основные документы иностранных граждан, которые прибыли и временно прибывают на территории государства:

  • паспорт иностранца (паспорт, выданный соответствующей организацией на территории страны владельца);

Как исключение, к списку документов можно добавить и ВНЖ (вид на жительство). Но он является основным только для той категории людей, у которых нет гражданства. Это могут быть, например, беженцы с других стран, которых лишили права на гражданство.

Узнать более детально об основных иностранных документах можно в ст. 10 закона № 115-ФЗ. В данной статье также перечислены некоторые требования, которые предъявляются к документам иностранцев.

Дополнительные документы для иностранцев

Дополнительные документы, удостоверяющие личность на территории РФ, для иностранцев:

  • паспорт моряка;
  • паспорт дипломата;
  • удостоверение беженца.

Многие могут поспорить с тем, что удостоверение беженца является дополнительным документом, ведь в некоторых случаях его можно предъявлять вместо паспорта. Но, по сути, это временный документ, который позволяет оформить полноценное гражданство либо разрешение на временное проживание, а затем ВНЖ для дальнейшего предъявления в соответствующих инстанциях.

Требования к основным документам граждан РФ

Основные документы, удостоверяющие личность на территории РФ, - свидетельство о рождении и внутренний (гражданский) паспорт. Каких-либо особых требований к этим двум документам законодательством не предъявляется. В них должны содержаться лишь следующие реквизиты:

  1. Имя, фамилия и отчество владельца.
  2. Фото.
  3. Где и какой организацией был выдан.
  4. Подпись и печать организации, выдавшей документ.
  5. Срок действия.
  6. Другие данные, которые могут подтвердить личность и статус владельца.

Требования к основным документам иностранцев

Как уже известно, основные иностранные документы- это паспорт иностранца и заграничный паспорт. Последний имеет законную силу только в том случае, если у туриста имеется действующая виза. Исключением являются только граждане тех стран, с которыми правительство РФ подписало договора о безвизовом режиме. В заграничном паспорте должны содержаться все необходимые реквизиты (имя, фамилия, отчество, фотография, срок действия визы владельца и др.), которые могут подтвердить личность.

К гражданскому паспорту иностранца особых требований не предъявляется. Разве что, он должен быть обязательно признаваемым федеральным законом либо заключенным договором между Российской Федерацией и родным государством иностранца, а также содержать все необходимые данные о владельце.

Документы, не являющиеся удостоверением личности

Есть документы, удостоверяющие личность на территории РФ, а есть и те, которые не выполняют данной функции, и некоторыми лицами ошибочно считаются таковыми. К ним можно отнести те, которые лишь подтверждают статут человека в обществе. Например:

  • адвокатское удостоверение;
  • трудовая книжка;
  • удостоверение гражданского служащего;
  • билет студента;
  • водительские права;
  • справка, подтверждающая, что гражданин находился под стражей или отбывал наказание в месте лишения свободы;
  • другие документы, которые в полной мере не могут быть теми, что подтверждают личность человека на территории государства.

Как и было сказано ранее, вышеперечисленные документы относятся к тем, которые не удостоверяют личность человека, а лишь подтверждают его социальный статус. То есть адвокатское удостоверение принадлежит только адвокату, а студенческий билет - студенту.

Такие документы могут помочь, например, во время приобретения билетов на поезд или самолет, при покупке алкогольной продукции, сигарет либо какого-нибудь другого специфического товара, но совершить правомерные действия (заключить рабочий контракт, проголосовать на выборах, совершить куплю-продажу недвижимости и т. д.) с ними не получится.

Ответственность работодателя за подлинность представляемых иностранными работниками документов всегда вызывала массу вопросов. Речь идет, как правило об иностранцах из так называемого Ближнего зарубежья, которым для работы в России требуется получать патенты, а также, как ни странно о тех, кто получил разрешение на временное проживание в Российской Федерации (поскольку часто подделываются штамп «разрешено временное проживание» и штамп о регистрации по месту жительства, проставляемые в паспорт иностранца).

В случае выявления органами государственного контроля на территории работодателя N-ного количества иностранцев с поддельными патентами у проверяющих возникает естественное желание привлечь работодателя к ответственности за допуск к работе иностранцев при отсутствии у них «разрешительных документов, выданных в установленном законе порядке» (часть 1 статьи 18.15 КоАП РФ).

Несмотря на то, что действующее законодательство как в сфере труда, так и в сфере миграции не возлагает на организацию обязанности по проверке документов, представляемых работником при трудоустройстве, на их подлинность, все же многие возлагают на своих сотрудников обязанность по первичной проверке документов.

Представляю некоторые из документов первичного документооборота, которые призваны доказать, что при трудоустройстве работников-иностранцев работодатель предпринимал все возможные меры для недопущения правонарушения и исключить привлечение к административной ответственности. Вместе с тем, обязательными при ведении документооборота, они, конечно же, не являются.

Первым из таких документов является расписка, которая отбирается у каждого иностранца, принимаемого на работу.

Генеральному директору ООО «Рога и Копыта»

от________________________________


Расписка ​

Я, ________________________(Ф.И.О. дата рождения) при трудоустройстве в ООО «Рога и копыта»

представил следующие документы на мое имя:

Паспорт серии _____________ № ___________________ выданный ____________________

Патент серии _____________ № ___________________ выданный _____________________

Договор (полис) ДМС (ОМС) _____________ № ___________________ выданный __________

Подлинность представленных документов гарантирую.

«___» __________201_____

Подпись ________________

Дополнительно приказом по организации назначается сотрудник, ответственный за прием на работу и ведение кадрового документооборота иностранных работников. Приказом на такого сотрудника возлагается обязанность по проверке документов, представляемых при трудоустройстве, но не на подлинность (для проверки документов на подлинность у сотрудника отсутствуют необходимые навыки, полномочия и техническое оснащение), а на соответствие установленным законом требованиям к форме таких документов. В ряде случае такой приказ позволяет переложить ответственность с юридического лица на должностное.​

Генеральному директору

_________________(название организации)

от__________________________(должность)

______________________________(Ф.И.О.)

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА​

Довожу до Вашего сведения, что «____» ______201__г. в службу персонала/отдел кадров (название организации) по вопросу трудоустройства обратился иностранный(ая) гражданин(нка) __________________________(Ф.И.О.), 19___г.р., который(ая) предъявил(а) патент серии __ № ______________, выданный __________________ (наименование органа, выдавшего патент) «___» ________201__г. (дата выдачи) сроком действия до «___» _______ 201__г.

В соответствии с Приказом Генерального директора от«___» _______ 201__г. № _____ мной представленный _____________________ (Ф.И.О.) патент был визуально проверен на предмет наличия несоответствий и расхождений форме патента, утвержденной Приложением к приказу ФМС России от 08.12.2014 N 638"Об утверждении формы бланка патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы"

В ходе визуальной проверки каких-либо разночтений и несоответствий не выявлено.

С гражданином ________________ (Ф.И.О.)

«___» _______ 201__г. заключен трудовой договор № ______

«___»_______ 201__г.

Должность ________________

(Ф.И.О)___________________

Подпись__________________

Оба указанные выше документа оформляются при приеме работника на работу и помещаются, например, в личное его дело. Их предназначение – быть предъявленными в ходе проведения проверки при возникновении вопросов у сотрудников полиции к документам иностранных работников.

При трудоустройстве иностранцев, в паспорте которых проставлена отметка «Разрешено временное проживание» (так называемые РВПшники – получившие статус временно проживающих в России) внимание следует уделять форме проставленного штампа «Разрешено временное проживание» и штампа о регистрации по месту жительства . Очень часто жулики "прокалываются" на том, что штамп о регистрации по месту жительства проставляют по форме, утвержденной для граждан России , которая визуально отличаются от той, что проставляется для иностранных граждан.

Чтобы быть наверняка уверенным в том, что статус РВП получен иностранцем на законных основаниях, следует попросить его предъявить уведомление о разрешении временного проживания в России . Такое уведомление направляется иностранцу по результатам рассмотрения его заявления и является основанием для проставления в его паспорте отметки «Разрешено временное проживание».

Утверждена Приложением N 2 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 29.08.2013 г. N 364;