1.1 Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ

Юридическая ответственность - это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности, без правонарушения нет ответственности.

Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками: а) государственным принуждением;

  • б) отрицательной оценкой деяния, формирующего правонарушение, и субъекта, совершившего это деяние;
  • в) наступлением для правонарушителя неблагоприятных последствий, что и составляет сущность наказания.

Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:

  • 1) данная ответственность установлена непосредственно бюджетным законодательством (причем, только Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами);
  • 2) к ответственности привлекается субъект бюджетного правоотношения;
  • 3) ответственность предусматривает применение мер наказания к лицу, виновному в неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний, предусмотренных нормами бюджетного законодательства;
  • 4) в основании ответственности лежит бюджетное правонарушение, то есть нарушение бюджетного законодательства;
  • 5) ответственность состоит в применении специфических бюджетных санкций;
  • 6) привлечение к бюджетно-правовой ответственности производят органы, исполняющие бюджеты;
  • 7) привлечение к ответственности осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством;
  • 8) бюджетно-правовая ответственность является средством обеспечения надлежащего исполнения требований бюджетного законодательства.

При привлечении бюджетного правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели.

Первая цель - обеспечение исполнения бюджетного законодательства. Особенно это характерно для ситуации, когда к ответственности привлекается получатель бюджетных средств.

Вторая цель - наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.

Третья цель - защита имущественных интересов участников бюджетных правоотношений.

В рамках финансовой ответственности ответственность за нарушения бюджетного законодательства формирует особый вид ответственности - бюджетно-правовую ответственность.

Бюджетно-правовая ответственность - это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю бюджетного законодательства мер юридической ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений имущественного характера.

Характеризуя правовой статус субъектов Российской Федерации в системе ответственности за нарушение бюджетного законодательства, необходимо отметить следующие обстоятельства:

Во-первых, субъекты Российской Федерации не правомочны устанавливать ответственность за нарушения бюджетного законодательства (в форме как административной, так и бюджетно-правовой ответственности). Такую ответственность правомочны устанавливать лишь уполномоченные федеральные органы государственной власти.

Однако, во-вторых, именно нарушение бюджетного законодательства субъектов Российской Федерации может выражать собою объективную сторону бюджетно-правового или административного бюджетного правонарушения, которое будет лежать в основании привлечения правонарушителя соответственно к бюджетно-правовой или административной ответственности;

В-третьих, субъекты Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны привлекать правонарушителей к бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений, в порядке установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В-четвертых, субъекты Российской Федерации в лице органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации, правомочны возбуждать дела о привлечении правонарушителей к административно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства путем составления протокола о совершении бюджетного правонарушения.

В-пятых, субъекты Российской Федерации в лице уполномоченных органов государственной власти сами могут быть привлечены к бюджетно-правовой ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.

В-шестых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющие бюджеты, а также их должностные лица могут привлекаться к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства в качестве правонарушителей.

1.2 Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Традиционно в теории права выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. Гражданская ответственность за правонарушения в бюджетной сфере применяться не может, так как правонарушения носят публичный, а не частноправовой характер.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины, а материальная - в случае причинения работником ущерба предприятию. Поэтому бюджетные правоотношения напрямую не охраняются дисциплинарной и материальной ответственностью. За нарушения бюджетного законодательства может наступать уголовная ответственность, если в правонарушении содержатся признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Как было сказано выше, в определенных случаях за нарушения в бюджетной сфере предусмотрена административная ответственность Кодексом РФ об административных правонарушениях. Следовательно, тот факт, что за нарушения бюджетного законодательства предусмотрена уголовная и административная ответственность, возражений не вызывает.

Говоря об административной ответственности, следует иметь в виду, что ее мерами охраняются не только нормы административного права, но и конституционного, финансового, трудового и других отраслей права. Из этого следует, что за нарушения бюджетного, налогового, земельного, экологического законодательства может наступать административная ответственность. См. подробнее: Козырин А.Н. Налоговые преступления и проступки: опыт зарубежных стран // Налоговый вестник. 2002. № 8.С.12.

Однако действующее бюджетное законодательство дает нам основания выделять финансовую ответственность в самостоятельный вид юридической ответственности, во-первых, по причине существования бюджетного (финансового) правонарушения, являющегося основанием такой ответственности. Во-вторых, это связано с предусмотренными ст.282, 289-306 Бюджетного кодекса РФ мерами принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.

Согласно статье 282 Бюджетного кодекса РФ к таким мерам относятся:

  • 1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • 2) блокировка расходов;
  • 3) изъятие бюджетных средств;
  • 4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • 5) наложение штрафа;
  • 6) начисление пени и иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

К иным мерам можно отнести сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст.290 БК РФ), выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст.293 БК РФ), аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст.300 БК РФ).

Нетрудно заметить, что названные меры носят различный характер, поэтому их следует систематизировать. Прежде чем предложить свой вариант систематизации, считаю необходимым сделать несколько предварительных пояснений относительно соотношения понятий "меры государственного принуждения", "юридическая ответственность", "наказание", "санкция".

В теории права, а также в отраслевых правовых науках выделяют следующие меры государственного принуждения: меры пресечения, предупредительные меры, правовосстановительные меры и юридическую ответственность. То есть меры государственного принуждения - это более широкое понятие по сравнению с юридической ответственностью. Наказание возможно только в рамках привлечения к юридической ответственности, являясь мерой юридической ответственности. Что касается санкции, то под ней в теории права понимается часть правовой нормы, в которой содержатся последствия выполнения или невыполнения самого правила поведения, а также нормативное определение мер государственного принуждения См.: Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2000.С. 54 (но не юридической ответственности). В Бюджетном кодексе РФ не используются термины "санкция", "наказание", а употребляется термин "меры принуждения", что наиболее точно отражает сущность закрепленного в Кодексе.

Можно предложить следующий вариант классификации мер принуждения, применяемых за нарушение бюджетного законодательства РФ.

К пресекательным мерам государственного принуждения относятся:

  • 1) блокировка расходов (ст.231 БК РФ);
  • 2) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • 3) сокращение или прекращение всех форм финансовой помощи из соответствующего бюджета (ст.290 БК РФ);
  • 4) аннулирование государственных или муниципальных гарантий (ст.300 БК РФ).

Перечисленные меры являются пресекательными, так как направлены на прекращение, пресечение противоправных действий в бюджетной сфере, предотвращение причинения имущественного вреда общественно-территориальным образованиям. Никаких дополнительных обременений в случае применения этих мер принуждения нарушители бюджетного законодательства не несут.

Правовосстановительными мерами являются:

  • 1) изъятие в бесспорном порядке следующих видов бюджетных средств: а) используемых не по целевому назначению; б) подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; а также процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил (ст.289-291, 296-299, 302-303 БК РФ);
  • 2) пеня
  • 3) выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования (ст.293 БК РФ).

Перечисленные меры направлены на компенсацию, устранение вреда и убытков, причиненных как общественно-территориальным образованиям, так и бюджетополучателям неправомерными действиями в бюджетной сфере. При применении этих мер дополнительные обременения в отношении нарушителей не наступают.

Наиболее спорным является вопрос относительно пени. Пеня - это финансовая санкция, как и штраф, относящаяся к мерам финансово-правовой ответственности. С этим трудно согласиться, так как пеню нельзя рассматривать как наказание, кару. Ее значение - в компенсации потерь, ущерба, причиненного общественно-территориальному образованию правонарушением в области бюджета. Если провести аналогию с Налоговым кодексом РФ, то можно увидеть, что гл.11 названного Кодекса пеня отнесена к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, но не к мерам ответственности. Такая же позиция отражена в Кодексе РФ об административных правонарушениях, в ст.3.2 которого пеня не называется в качестве административного наказания. Представляется, что пеню в бюджетном праве следует рассматривать как разновидность правовосстановительных мер государственного принуждения, но не мер юридической ответственности.

Теперь определим сущность штрафа и предупреждения как мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства РФ (на примере ст.292 БК РФ "Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением", в санкции которой указан штраф, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, а также предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса). Статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наложение административного штрафа за правонарушение, аналогичное правонарушению, определенному в ст.292 Бюджетного кодекса РФ. То есть можно сделать вывод о том, что штраф, предусмотренный за правонарушение ст.292 Бюджетного кодекса РФ, является мерой административной ответственности.

Как уже отмечалось, в Бюджетном кодексе РФ (ст.282) перечислены меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства, среди которых названы предупреждение и штраф. Если соотнести ст.282 "Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства" и ст.289-306 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие ответственность за нарушения в бюджетной сфере, со ст.3.2 "Виды административных наказаний" Кодекса РФ об административных правонарушениях, то получается, что в ст.282 Бюджетного кодекса РФ речь идет именно об административном штрафе. Заметим, что во всех статьях Бюджетного кодекса РФ, где наказание определено в виде штрафа, содержится отсылка к Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф согласно ст.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основным административным наказанием, он может налагаться вместе с одним дополнительным административным наказанием, к которым относятся возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Что касается предупреждения, то Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.3.2) выделяет его в качестве административного наказания, причем так же, как и штраф, - основного (ст.3.3). Но два основных административных наказания не могут быть наложены одновременно. В то же время Бюджетный кодекс РФ предполагает одновременное применение обоих видов наказания - штрафа и предупреждения. Следовательно, штраф - это административное наказание, то есть мера административной ответственности, а предупреждение не является административным наказанием. Проводя аналогию с действующим законодательством - трудовым и административным, где предупреждение называется в качестве мер ответственности, соответственно, дисциплинарной и административной, - предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса также следует отнести к мерам ответственности, которая будет носить личный характер. Так как предупреждение, предусмотренное Бюджетным кодексом РФ, нельзя отнести к административным, дисциплинарным и другим мерам ответственности, о чем уже было сказано, появляется основание выделять новый вид юридической ответственности - финансово-правовую ответственность.

Таким образом, действующая редакция Бюджетного кодекса РФ дает нам право выделять три вида ответственности за нарушения бюджетного законодательства - уголовную, административную и финансовую. Получается, что за правонарушения, предусмотренные ст.292, 294-302, 306 Бюджетного кодекса РФ, может наступать одновременно два вида ответственности: административная в виде штрафа и финансовая в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Следовательно, такие правонарушения являются сложными - административно-финансовыми.

Одним из видов финансово-правовой ответственности является ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Ей присущи все признаки юридической ответственности.

Во-первых, она является разновидностью мер государственного принуждения, т.е. внешнего воздействия государства на поведение участников правоотношений, не зависящего от их воли. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства - это реакция государства на противоправное поведение субъектов бюджетного процесса.

Во-вторых, ответственность за нарушения бюджетного законодательства заключается в определенных лишениях имущественного или организационного характера, которые претерпевает нарушитель. С точки зрения государства, ответственность представляет собой применение к нарушителю установленных в законодательстве санкций, мер ответственности.

В-третьих, ответственность за нарушения бюджетного законодательства реализуется в строго определенном порядке, в процессуальной форме. Процессуальная форма позволяет не только упорядочить процесс применения мер ответственности к нарушителям, но и полностью и объективно установить обстоятельства совершения того или иного правонарушения. Кроме того, в процессе привлечения к ответственности выясняются обстоятельства, которые могут иметь значение для выбора мер юридической ответственности и их размера.

В-четвертых, ответственность за нарушение бюджетного законодательства применяется только при наличии оснований. В качестве фактического основания ответственности выступает совершение лицом правонарушения. Такими основаниями могут быть:

  • а) бюджетное правонарушение;
  • б) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки административного правонарушения;
  • в) нарушение бюджетного законодательства, содержащее признаки преступления.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства является обязанностью лица, совершившего такое правонарушение, претерпевать лишения государственно-властного характера, выражающиеся в применении к нему санкций, установленных законодательством.

Юридическим основанием для привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает наличие в деянии всех признаков состава правонарушения. Под составом бюджетного правонарушения понимается совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) признаков правонарушения, необходимых и достаточных для признания деяния тем или иным правонарушением и применения мер юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Еще одним основанием ответственности за нарушение бюджетного законодательства является правоприменительный акт уполномоченного государственного органа или должностного лица, который и возлагает на нарушителя определенные санкции (процессуальное основание). Без такого акта (решения, предписания, приговора и т.д.) ответственность наступить не может.

В-пятых, меры ответственности к нарушителям бюджетного законодательства применяются специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами.

В соответствии со ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Из данного определения следует, что бюджетное правонарушение: 1) деяние (действие или бездействие); 2) всегда виновное деяние; 3) деяние общественно опасное, т.е. причиняющее или могущее причинить вред обществу; 4) деяние, противоречащее нормам права; 5) деяние, за совершение которого предусматривается правовая ответственность. При этом необходимо учитывать, что "бюджетное правонарушение" и "нарушение бюджетного законодательства" соотносятся как "общее" и "частное". Любое бюджетное правонарушение нарушает бюджетное законодательство, но не всякое нарушение бюджетного законодательства является бюджетным правонарушением. Между этими двумя правовыми понятиями нельзя ставить знака равенства.

Объектом бюджетного правонарушения являются бюджетные правоотношения, т.е. "урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов".

Объектами нарушения бюджетного законодательства являются:

  • бюджетная система РФ;
  • перераспределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня;
  • бюджетный процесс в Российской Федерации.

Структура бюджетного правонарушения следующая. Субъекты нарушений бюджетного законодательства - это прежде всего непосредственные участники бюджетных правоотношений, к которым принято относить территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лиц, которые их возглавляют.

БК РФ конкретизирует круг субъектов бюджетного нарушения. Так, в ст. 306. указаны: финансовый орган, главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств, главный администратор доходов бюджета, главный администратор источников финансирования дефицита бюджета. Должностные лица указанных участников бюджетного процесса являются субъектами бюджетного правонарушения и не освобождаются от ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий (бездействия).

Субъективная сторона нарушения бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Анализ норм бюджетного законодательства и исследований указанных вопросов позволяет отметить, что бюджетное право не считает субъективное состояние правонарушителя обязательным основанием ответственности, т.е. состав бюджетного правонарушения обладает своеобразной трехэлементной структурой: объект, объективная сторона, субъект. Несмотря на то что бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, равно как и несвоевременный их возврат и т.д., могут иметь место только в форме умысла или неосторожности.

За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены меры уголовной, административной или финансовой ответственности.

Меры уголовной ответственности - если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки состава преступления. Так, ст. 285.1 УК РФ указывает на такое правонарушение, как нецелевое расходование бюджетных средств. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 285.2 УК РФ предусматривает наказание за расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере. Крупным размером в указанных статьях признается сумма бюджетных средств, превышающая 1,5 млн руб., а особо крупным размером - 7,5 млн руб.

Уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства применяется в уголовно-процессуальной форме. Назначению наказания предшествует предварительное расследование, которое может проводиться в форме предварительного следствия или дознания. Как правило, в делах о "бюджетных преступлениях" проведение предварительного следствия обязательно. Оно осуществляется следователями Следственного комитета РФ. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции. При этом правоприменительным актом, служащим основанием для применения уголовной ответственности, является обвинительный приговор (ст. 302 УПК РФ).

Меры административной ответственности применяются, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки административного правонарушения. Например, за нецелевое использование бюджетных средств предусматривается ответственность в ст. 15.14 КоАП РФ. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

В КоАП РФ закреплены следующие 17 составов нарушений бюджетного законодательства: нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14); невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 15.15); неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 15.15.1); нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 15.15.2); нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (ст. 15.15.3); нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций (ст. 15.15.4); нарушение условий предоставления субсидий (ст. 15.15.5); нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет (ст. 15.15.7); нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий (ст. 15.15.8); несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи (ст. 15.15.9); нарушение порядка принятия бюджетных обязательств (ст. 15.15.10); нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (ст. 15.15.11); нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.15.12); нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга (ст. 15.15.13); нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде (ст. 15.15.14); нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.15); нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства (ст. 15.15.16).

Привлечение лиц, виновных в совершении нарушений бюджетного законодательства, содержащих признаки административных правонарушений, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ. Производство по делам об административных правонарушениях подробно регламентируется нормами разд. IV КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства осуществляется должностными лицами Росфиннадзора (ст. 23.7 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

  • 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;
  • 2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;
  • 3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, также вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1,15.14-15.15.16 в пределах своих бюджетных полномочий. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители. Следует отметить, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Правоприменительным актом, на основании которого реализуется ответственность за нарушения бюджетного законодательства, выступает постановление о назначении административного наказания (ст. 29.9 КоАП РФ).

Меры ответственности, предусмотренные БК РФ, применяются, если действия (бездействие) виновного лица содержат признаки бюджетного правонарушения.

В действующем бюджетном законодательстве определены следующие меры принуждения за нарушения бюджетного законодательства:

  • бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
  • бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ;
  • бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета. Пеня как мера принуждения в бюджетном нраве обычно применяется как дополнительная к основной мере наказания за невозврат или несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом;
  • приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);
  • передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Составы бюджетных правонарушений перечислены в ст. 306.4- 306.8 БК РФ. В их числе: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; нарушение условий предоставления бюджетного кредита; нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Привлечение к ответственности за совершение бюджетных правонарушений осуществляется в особой процессуальной форме. При этом следует отмстить, что БК РФ разграничивает полномочия федеральных органов исполнительной власти и полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ, в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. Финансовая ответственность за бюджетные правонарушения применяется в порядке, который определен бюджетным законодательством.

БК РФ в ст. 306.3 указывает на полномочия финансовых органов и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения. Относительно определения конкретных полномочий финансовых органов законодатель ограничился лишь положением, предусматривающим порядок принятия решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений о применении мер принуждения. В соответствии с указанной статьей Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) применяет бюджетные меры принуждения, предусмотренные ст. 306.4-306.8. БК РФ (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в соответствии с решениями финансового органа об их применении.

Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения. Орган государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения не позднее 30 календарных дней после даты окончания проверки (ревизии).

Факт получения уведомления является юридическим фактом и основанием для применения бюджетных мер принуждения в течение 30 календарных дней после получения уведомления финансовым органом.

"Налоги" (журнал), 2009, N 3

В последнее время тема ответственности за нарушение бюджетного законодательства выступает одной из актуальных тем бюджетно-правовой теории и практики. Президент РФ в Бюджетном послании от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах" неоднократно затрагивает вопросы ответственности в бюджетной сфере, рассматривая ее в качестве гарантии целенаправленности и результативности осуществления расходов бюджета, эффективности реализации полномочий органов власти. Повышенное внимание к вопросам ответственности вызвано стремлением усилить контроль за развитием бюджетных отношений, сделать бюджетную деятельность публично-правовых образований максимально эффективной - в конечном итоге обеспечить финансовую дисциплину.

Установление ответственности за нарушение бюджетного законодательства находится в исключительном ведении Российской Федерации, исходя из ст. 71 Конституции РФ, ст. 7 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ). Закрепление в данном случае регулирующих полномочий за Российской Федерацией вызвано необходимостью соблюдения важнейшего принципа бюджетной системы - принципа единства бюджетной системы. Этот принцип означает "единство бюджетного законодательства... санкций за нарушение бюджетного законодательства..." (ст. 29 БК РФ). Отсюда статус субъектов РФ, а также муниципальных образований не включает правомочие регулировать ответственность за нарушение бюджетного законодательства. В лице органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, публично-правовые образования данного уровня реализуют лишь полномочия применять меры принуждения за соответствующие нарушения. В то же время на практике немало случаев установления оснований и видов ответственности за нарушение бюджетного законодательства субъектами РФ, что рассматривается судом как нарушение требований федерального законодательства к разграничению полномочий органов государственной власти (Определение Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 г. N 58-Г06-15).

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства отвечает признакам, свойственным юридической ответственности:

наступает за нарушение норм права;

в мерах ответственности выражена правовая оценка деяния от имени государства;

регулируется нормами права;

влечет за собой применение к нарушителю правопорядка мер государственного принуждения;

является механизмом охраны правопорядка, а именно соблюдения финансовой дисциплины;

привлечение к ответственности только в случае доказанности факта совершения правонарушения;

реализуется в процессуальных формах <1>.

<1> См.: Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985. С. 6 - 28.

Эти признаки применительно к рассматриваемой ответственности имеют особое содержание.

Ответственность наступает за нарушение норм бюджетного права, внешняя форма выражения которых - бюджетное законодательство. Бюджетное законодательство состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов о бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Бюджетные правоотношения - специфический вид отношений, связанных с функционированием бюджетов публично-правовых образований. В силу значимости данных фондов для финансового обеспечения функций государства на различных территориальных уровнях государство, оценивая общественную опасность правонарушений в бюджетной сфере, устанавливает меры ответственности за их совершение. В установлении мер ответственности выражается правовая оценка государством противоправного деяния в бюджетной сфере. Исходя из того что применение ответственности - назначение санкций - связано с лишениями, обременениями в адрес нарушителей, возложение ответственности регулируется в нормативном порядке. В данном случае это установлено БК РФ, иными федеральными законами, к положениям которых он отсылает. Нормы, устанавливающие ответственность, являются охранительными. Положения БК РФ, закрепляющие охранительные бюджетно-правовые нормы, имеют и карательное, и превентивное значение, позволяя судить о том, какие именно деяния признаются правонарушениями. Следовательно, возложение ответственности за нарушение бюджетного законодательства является механизмом охраны правопорядка, гарантией соблюдения финансовой дисциплины.

Принятие решения о привлечении к ответственности возможно лишь в случае доказанности факта совершения правонарушения. При решении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение бюджетного законодательства в каждом конкретном случае суды, иные уполномоченные органы анализируют документы и материалы, указывающие на факт совершения нарушения (акты проверок <2>, сопоставление показателей бюджета и иных документов, предполагающих выделение средств из бюджета <3>, и др.).

<2> См. судебную практику: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2006 г. N А05-2762/05-20.
<3> Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2006 г. N Ф09-3487/06-С5.

Существенным признаком юридической ответственности является процессуальная форма ее реализации. БК РФ не регулирует процессуальный порядок привлечения к ответственности за нарушения норм. Это еще раз подтверждает не всестороннее регулирование БК РФ бюджетных отношений, позволяет судить о недостатках этого кодифицированного акта. Статья 284 БК РФ закрепляет, что применение мер принуждения осуществляется в "порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами". Однако "иных федеральных законов" с соответствующими процессуальными нормами на настоящий момент не принято. Действует Приказ Минфина России от 26 апреля 2001 г. "Об утверждении Инструкции о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации" <4>. В Инструкции установлены порядок и сроки принятия Федеральным казначейством постановления о списании (взыскании) денежных средств, уведомления об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований, направления этих актов нарушителю (п. п. 7 - 26).

<4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 30.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства характеризуется и специфическими признаками. Они обусловлены особенностями сферы совершения нарушений - бюджетной деятельностью государства и муниципальных образований. В рамках бюджетной деятельности происходит развитие бюджетных правоотношений, направленных на образование, распределение и использование бюджетов в целях финансового обеспечения государства.

Специфическими признаками ответственности за нарушение бюджетного законодательства являются:

особые основания применения мер ответственности;

сочетание норм бюджетного, административного, уголовного права при назначении мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

особый круг субъектов, подлежащих ответственности;

сочетание компетенции финансовых органов и судебных органов в применении мер ответственности.

Охарактеризуем приведенные специфические признаки ответственности подробнее.

Основания рассматриваемой ответственности имеют особое содержание - неисполнение либо ненадлежащее исполнение положений бюджетного законодательства. Согласно ст. 281 БК РФ нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы. Бюджетное законодательство, в частности его специальный источник - БК РФ, формулирует требования к отношениям, возникающим между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, регулирования и осуществления государственных и муниципальных заимствований, отношениям, возникающим в ходе бюджетного процесса, бюджетного учета и контроля. Отсюда основания применения ответственности связаны с разного рода нарушениями финансовой дисциплины в ходе бюджетных отношений. Такими нарушениями могут быть: неисполнение правового акта о бюджете, нецелевое использование средств бюджета, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, несоответствие бюджетной росписи правовому акту о бюджете, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и т.д. Перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства закреплен ст. 283 БК РФ.

Применение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства урегулировано положениями гл. 28 БК РФ. Однако БК РФ (ст. ст. 289 - 306) при установлении мер ответственности за совершение отдельных нарушений отсылает к положениям Кодекса РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 15.14 - 15.16) и к Уголовному кодексу РФ (ст. ст. 285.1, 285.2). Это дает основание полагать, что ответственность за нарушение бюджетного законодательства устанавливается не только нормами бюджетного права, но и нормами административного и уголовного права. Иными словами, за нарушения бюджетного законодательства применяются виды ответственности - административная ответственность, уголовная ответственность и ответственность, установленная БК РФ. Такого подхода придерживается законодатель. Например , ст. 289 БК РФ устанавливает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Данное правонарушение влечет применение следующих мер ответственности: а) наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях - административно-правовая ответственность; б) изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, - ответственность в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; в) назначение наказания в соответствии с Уголовным кодексом РФ при наличии в действиях виновных лиц состава преступления - уголовно-правовая ответственность. Таким образом, анализ положений БК РФ позволяет сделать вывод о правильном терминологическом обозначении ч. 4 Кодекса - "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации": ее содержание подразумевает установление мер ответственности не только бюджетным законодательством, но и административным, в отдельных случаях - уголовным законодательством.

Следующей особенностью ответственности за нарушение бюджетного законодательства является особый круг субъектов, привлекаемых к ответственности. Таковыми могут быть субъекты, задействованные в бюджетной деятельности, т.е. реализующие определенные бюджетные полномочия в рамках своей компетенции: полномочия перечислять из бюджета средства их получателям, использовать полученные средства, осуществлять иные операции с бюджетными средствами, зачислять доходы в бюджет, предоставлять отчеты и иные сведения, необходимые для составления проектов и исполнения бюджетов и т.д. (по анализу ст. ст. 289 - 306 БК РФ). Исходя из узкого круга субъектов бюджетного права, их специального статуса, обусловленного спецификой бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, узким является и круг субъектов, привлекаемых к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. К таким субъектам относятся, например, получатели бюджетных средств, кредитные организации, органы, ответственные за исполнение бюджета, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Полномочием привлекать к ответственности за нарушение бюджетного законодательства наделены прежде всего специальные финансовые органы - органы, исполняющие бюджеты (Федеральное казначейство РФ и его территориальные подразделения), а также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы. Полномочия органов власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства регулируются ст. ст. 284 - 285 БК РФ, ст. 23.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Счетная палата РФ также имеет полномочия, связанные с принуждением относительно проверяемых субъектов. Согласно ст. 24 Федерального закона от 11 января 1995 г. (в ред. от 29 марта 2008 г.) "О Счетной палате РФ" <5> при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия Счетной палаты РФ может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. При наличии в нарушении бюджетного законодательства состава преступления меры ответственности назначаются судом в соответствии с уголовным законодательством (ст. ст. 289, 293, 296 - 303 БК РФ, ст. ст. 285.1, 285.2 Уголовного кодекса РФ).

<5> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

Действия уполномоченных субъектов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства могут быть обжалованы в судебном порядке.

Таким образом, ответственность за нарушение бюджетного законодательства следует определить как применение уполномоченными органами власти установленных законом мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства. Специфика привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства обусловлена особой сферой совершаемых правонарушений - бюджетной деятельностью государства и муниципальных образований.

Х.В.Пешкова

Российской академии правосудия

(Центральный филиал)

55. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 БК РФ.

К ним относятся:

1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ перечислены в ст. 283 БК РФ. К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.

При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, исполь-зо ванных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 БК РФ).

Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 БК РФ).

Из книги Пользование чужим имуществом автора Панченко Т М

Глава 25. Ответственность за нарушение обязательств Статья 398. Последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь В случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, в хозяйственное ведение, в

Из книги Учет и налогообложение расходов на рекламу автора Климова М А

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

68. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в НК РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).В Кодексе РФ об

Из книги Лизинг автора

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. Ответственность за нарушение налогового законодательства Налоговая ответственность – охранительное правоотношение между государством и правонарушителем (налогоплательщиком, налоговым агентом и т.д.), где государству в лице налоговых органов и судов принадлежит

Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.

7.1. Общее понятие юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей Действующее российское законодательство предусматривает четыре вида юридической ответственности. Это:1) уголовная ответственность за совершение преступления на

Из книги Вмененка и упрощенка 2008-2009 автора Сергеева Татьяна Юрьевна

7.3. Контроль и применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или иных

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Отсутствие выкупной цены при условии выкупа, как нарушение законодательства и риск для лизингополучателя В последнее время в деятельности компаний все чаще встречаются лизинговые операции, поскольку использовать лизинг бывает намного проще и выгоднее, чем получать

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

44. Меры, применяемые при нарушении бюджетного законодательства Нарушения бюджетного законодательства при формировании, исполнении бюджета города, подготовке финансовой отчетности влекут применение мер, предусмотренных бюджетным законодательством.Подготовка

Из книги Наличные денежные расчеты: с учетом последних изменений в законодательстве автора Корнийчук Галина

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины Наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:– отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;– выплаты

Из книги Доходы и расходы по УСН автора Суворов Игорь Сергеевич

9.3. Ответственность за нарушение налогового законодательства Непредставление налоговой декларации.В соответствии со статьей 119 Налогового Кодекса РФ:1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации

автора

Глава 3. Нарушение норм трудового законодательства

Из книги Проверки Федеральной инспекции труда автора Васильчикова Наталья Витальевна

3.1. Ответственность за нарушение норм трудового законодательства Административная ответственность за нарушения положений трудового законодательства определена КоАП РФ.Случаи привлечения к административной ответственности.1. Отказ работодателя предоставить

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

35. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушение бюджетного законодательства.Ежегодно на уровне закона принимается бюджет и ежегодно

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

56. Виды нарушений бюджетного законодательства Виды нарушений бюджетного законодательства, а также ответственность за них установлены ст. 289–306 БК РФ. При этом существующая редакция БК РФ не согласована с действующим административным законодательством: имеющиеся

Из книги Закон о СМИ автора Автор неизвестен

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Статья 56. Возложение ответственностиУчредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения,

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. В соответствии со ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:

предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

блокировка расходов;

изъятие бюджетных средств;

приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

наложение штрафа;

начисление пени;

иные меры.

Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:

неисполнение закона (решения) о бюджете;

нецелевое использование бюджетных средств;

неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

неполное или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

5 Мальцек

несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Центрального банка Российской Федерации;

иные основания, установленные Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Правом применения мер принуждения обладают руководители федеральных органов исполнительной власти и их территориальные органы, в первую очередь Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Руководители федеральных органов исполнительной власти (их террито-риальных органов) в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета имеют право:

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;

списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных субсидий, межбюджетных субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, используемых не по целевому назначению их получателями, и другие права, предусмотренные главой 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Специальные полномочия установлены для руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов. Им предоставлено право:

принимать решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм, предоставленных из федерального бюджета и использованных не по целевому назначению их получателями;

выносить руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

привлекать к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одним из распространенных видов нарушений бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, выражающееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. За данное нарушение применяется наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц, от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда на юридических лиц), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления - уголовное наказание, предусмотренное ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации1.

В случае невозврата либо несвоевременного возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечению срока, установленного для их возврата, применяется наложение штрафа на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии со ст. 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе и процентов (платы) за пользование бюджетными средствами. Взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, производится в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Предусмотрена ответственность за неперечисление бюджетных средств или их перечисление в меньшем объеме, а также за несвоевременное перечисление получателям бюджетных средств. В этих случаях производится наложение штрафа на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и выплата компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования. При наличии состава преступления должностные лица привлекаются к уголовной ответственности в соответ-ствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

В случае финансирования расходов сверх утвержденных лимитов на руководителей государственных органов, органов местного са-моуправления, допустивших это, налагается штраф в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации производится изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств или вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления - уголовные наказания. К тому же ст. 287 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате Российской Федерации. Данное положение распространяет свое действие и на информацию, применяемую в бюджетном процессе, обязательность предоставления которой закреплена Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Устанавливается ответственность за нарушение порядка предоставления бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий, осуществление государственных или муниципальных закупок и др.

Действия Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и их должностных лиц по привлечению к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации могут быть обжалованы в установленном порядке. К тому же должностные лица указанных федеральных органов за свои действия (бездействия) несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.

Руководители и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях по отчету о бюджете, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или Совета Федерации, назначивших конкретное должностное лицо, с соблюдением требований ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение бюджетного процесса.

Каковы принципы бюджетного процесса?

Кто является участником бюджетного процесса?

Назовите стадии бюджетного процесса.

Охарактеризуйте стадию составления проекта бюджета.

Каков порядок рассмотрения и утверждения проекта бюджета?

Каковы функции Федерального казначейства на стадии исполнения бюджета?

В каких случаях вводится временная финансовая администрация?

Как осуществляется подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета?

Какие меры применяются к нарушителям бюджетного законодательства?

Назовите основания для применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.