Вопрос:

Система экспертных учреждений в Российской Федерации. Структура экспертно-криминалистической службы МВД. Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России. Экспертные учреждения Минздрава России.



Ответ:

Система экспертных учреждений в Российской Федерации

Систему экспертных учреждений РФ образуют специализированные учреждения, в которых проводятся судебные экспертизы. Такие учреждения входят в структуру различных ведомств: МВД, Минюста, Минздрава, Минобороны, ФСБ и некоторых других.

Структура экспертно-криминалистической службы МВД:

1) экспертно-криминалистический центр МВД России (осуществляет организационные и научно-методическое руководство всеми экспертными подразделениями):

а) организационно-техническое управление;

б) федеральную пулегильзотеку;

в) научно-исследовательскую лабораторию;

г) отделы: трасологических, дактилоскопических и автотехнических экспертиз; экспертиз документов, денежных знаков и ценных бумаг; экспертиз видео- и фотодокументов; экспертиз материалов, веществ и изделий; взрыво- и пожаротехнических экспертиз; экспертиз биологических объектов; экспертиз почвенно-ботанических и минералогических объектов; фоноскопических экспертиз; медико-криминалистических экспертиз;

2) экспертно-криминалистические подразделения (управления), имеющие в своем составе базовые межрегиональные подразделения (отделы);

3) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов;

4) экспертно-криминалистические подразделения (отделы) МВД республик, ГУВД (УВД) краев и областей, а также городов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара;

5) экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы, лаборатории) горрайорганов.

Структура экспертно-криминалистической службы Минюста России:

1) Российский федеральный центр судебных экспертиз Минюста России (осуществляет научно-методическое руководство):

а) лаборатории: почерковедческой экспертизы; технической экспертизы документов; трасологической экспертизы; баллистической экспертизы; видеофонографических исследований; криминалистической экспертизы волокнистых материалов; криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий; исследования объектов почвенного и биологического происхождения; инструментальных методов исследования; судебно-авто технической экспертизы; строительно-технической экспертизы; судебно-взрывотехнической экспертизы; инженерно-техническая; автоматизации экспертного производства.

б) отделы: организационно-методической работы; методической работы; научной информации; экономических экспертиз; товароведческих экспертиз; экспертных исследований пожаров и взрывов;

2) Управление судебно-экспертных учреждений (осуществляет организационное руководство);

3) Северо-Западный региональный центр судебных экспертиз (г. Санкт-Петербург);

4) Южный региональный центр судебных экспертиз (г. Ростов-на-Дону);

5) лаборатории судебных экспертиз в республиках, краях, областях, их филиалы и группы экспертов.

В УПК четкого закрепления понятия экспертизы не дано. В литературе криминалистическая экспертиза определяется как процессуальное действие, в рамках которого эксперт, проведя исследование, дает заключение по специфическим вопросам, требующим специальных познаний в той или иной отрасли.

Суть экспертизы заключается в исследовании, осуществляемом лицом, имеющим специальные познания. В советский период законодательно был определен круг специальных познаний – технические, научные и др. В настоящее время в статье 57 УПК РФ определено лишь то, что познания должны быть специальными. К специальным познаниям не могут относиться общежитейские познания, они должны быть получены в процессе обучения (как правило, к эксперту требуется наличие высшего профессионального образования, в некоторых случаях экспертом может быть лицо, имеющее среднее специальное образование), знания эксперта не должны быть юридическими.

Так, в литературе выделяются четыре группы сведений, не относящихся к специальным познаниям:

1. Знания, связанные с уголовно-правовой квалификацией деяния. Например, не может к специальным знаниям относиться ответ на вопрос, нарушил ли водитель Правила дорожного движения (следует ставить вопрос как необходимо было действовать водителю или по чьей вине произошло ДТП).

2. Знания, связанные с юридической оценкой представленных на экспертизу предметов преступления. Так, к таким вопросам относится вопрос «является ли представленная на исследование денежная купюра поддельной?».Правильно указывать вопрос «соответствует ли предоставленная купюра требованиям действующего стандарта?».

3. Знания, связанные с установления факта выполнения должностными лицами организаций требований норм уголовно-правовых фактов. Например, «На ком из должностных лиц лежала обязанность по соблюдению правил противопожарной безопасности сварочных работ?».

4. Знания, связанные с гражданско-правовой квалификацией договорных отношений, установление их фиктивности (например, трактовка договора, установление сути обязательств, вопросы фиктивности сделки, размеры причиненного ущерба и др.).

Хотя некоторые авторы, например Е.Р. Рассинская, считают положения о запрете использования правовых знаний при производстве экспертиз не оправданными и не соответствующими требованиям закона, т.к. при производстве некоторых экспертиз используются нормы права. Так, при баллистической экспертизе, при производстве экспертизы наркотических средств, применяются НПА (Закон об оружии, подзаконные акты, Перечень наркотических средств и др.), т.е. используются и правовые знания. Хотя другие авторы полагают, что это просто специфика отдельных видов экспертиз, где применение нормативных актов является неотъемлемой частью производства самой экспертизы.

Специальные знания – знание, полученные субъектом в результате обучения и практического опыта работы в той или иной сфере деятельности человека. Правовые знания к специальным не относятся за исключением экспертизы НПА в деятельности Конституционных, Уставных судов и Судов общей юрисдикции.

Специальные знания выражаются в заключениях по делу эксперта и в суждениях специалиста, оформленные в протоколах допроса, иного следственного действия или судебного заседания, а также в виде справки.

Классификация экспертиз.

В зависимости от объема, характера целей и задач экспертного исследования:

1. Классификационные экспертизы – решаются вопросы об отнесении предмета к определенной группе или к виду (например оружия, наркотических средств или наркотических веществ).

2. Идентификационные экспертизы – в ходе их решается вопрос об индивидуальном тождестве объекта или о тождестве объекта самому себе.

3. Диагностические экспертизы направлены на установление свойств, состояния объекта, механизма объекта и причинно-следственной связи.

В зависимости от объема производимых исследований:

1. Первичные экспертизы – экспертиза объекта, проводящаяся впервые и заключающаяся в исследовании объекта в полном объеме в соответствии с вопросами, сформулированными в постановлении о назначении экспертизы.

2. Повторные экспертизы – экспертизы уже исследовавшегося объекта, проводящаяся в полном объеме, в случае, если результаты первичной экспертизы вызывают сомнения в их обоснованности, достоверности, объективности. Повторная экспертиза всегда проводится другим экспертом.

3. Дополнительная экспертиза – это экспертиза объекта, подвергавшегося исследованию, но исследованного не в полном объеме. Дополнительная экспертиза проводится в том случае, когда необходимо получить ответы на вопросы, которые не ставились и, соответственно, не исследовались при производстве первичной экспертизы. Как правило, дополнительная экспертиза проводится экспертом, проводившим первичную экспертизу.

В зависимости от состава экспертов:

1. Ординарные комиссии – экспертиза проводится экспертом единолично.

2. Комиссионная экспертиза – проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности. Классическими видами комиссионных экспертиз являются судебно-медицинскими, психиатрическими экспертизами. При производстве комиссионной экспертизы заключение подписывается всеми экспертами. Если один из специалистов имеет иное мнение, нежели комиссия, заключение подписывается всеми членами комиссии, а особое мнение данного специалиста прилагается к общему заключению.

3. Комплексная экспертиза – осуществляется специалистами в разных областях исследования в случаях, если объект исследования тот же самый. Классическим примером такой экспертизы является судебно-медицинская экспертиза, поскольку ее осуществляет судебный медик (патологоанатом), эксперт, исследующий выделения тела человека, эксперт, осматривающий соответствие расположения ран на теле и одежде у жертвы. При производстве этой экспертизы каждый эксперт подписывает лишь свою часть исследования.

В зависимости от предмета экспертизы:

1. Классы экспертиз состоят из родов и видов:

a. Криминалистические экспертизы: баллистическая, трасологическая, дактилоскопическая, фототехническая и т.д.

b. Новые виды криминалистических экспертиз: фоноскопические исследования (голоса, аудиозаписей и т.д.).

c. Экономические экспертизы: судебно-бухгалтерские, финансово-экономические, аудиторские экспертизы и др.

d. Экологические экспертизы

e. Биологические экспертизы (исследование выделений).

f. Химические экспертизы (пищевых продуктов, ГСМ и др.).

g. Инженерно-технические экспертизы: автотехническая экспертиза, пожарно-техническая экспертиза и др.

h. Информационно-технические (компьютерные) экспертизы – связаны с экспертизой самих материальных носителей информации, создания программного обеспечения, связанные с возможностью неправомерного доступа к использованию информации.

Структура судебно-экспертных учреждений РФ.

1. Система учреждений Минюста РФ. Основным органом является Федеральный центр криминалистических экспертиз. Осуществляет все виды экспертиз.

Центральные научно-исследовательские лаборатории, расположенные в отдельных зонах (в Сибирском ФО она находится в Новосибирске). Осуществляет все виды экспертиз.

Научно-исследовательские экспертизы столицы субъекта РФ. Проводятся основные виды экспертиз. Например, в Кемерово не проводится экспертиза генной идентификации человека.

2. Система экспертных органов МВД. Осуществляет экспертизу по делам, которые ведут органы МВД. ЭКЦ (экспертно-криминалистический центр) осуществляет ведение полной базы данных. Проводит все виды экспертиз. ЭКУ (экспертно-криминалистические управления) субъекта РФ и имеет ЭКО (экспертно-криминалистический орган) практически в каждом городе субъекта. На территории субъекта имеется ЦНИЭКЛ (центральная научно - исследовательская экспертная криминалистическая лаборатория), которая осуществляет, преимущественно, научную разработку методик и правил проведения экспертиз.

3. Система экспертных органов при Министерстве здравоохранения и социального развития. Главное учреждение – Российский Центр судебных экспертиз. В городах имеются бюро судебно-медицинских экспертиз. Данные органы осуществляют судебно-медицинские и психиатрические экспертизы. Психиатрические экспертизы проводятся в специальных психиатрических лечебницах. Центральным органом, осуществляющим психиатрическую экспертизу на уровне Федерации – НИИ имени Сербского . Для производства психологических экспертиз, как правило, привлекают психологов с кафедр вузов региона (специалист должен иметь высшее профессиональное образование, научную степень, стаж работы, специализацию по конкретному вопросу и др.). При НИИ имени Сербского находится научно-исследовательская лаборатория Психологических исследований.

Экспертизы могут проводиться любым лицом, обладающим специальными знаниями, или экспертными учреждениями. Основные экспертные учреждения в России находятся в системах органов внутренних дел, юстиции и здравоохранения.

Центральное руководство экспертными подразделениями органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.

В структуру ЭКЦ входят: организационно-методическое управление, включающее в себя отделы организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений, методического, технико-криминалистического, информационного, технического обеспечения и автоматизации экспертной деятельности, технико-криминалистического обеспечения; федеральная пулегильзотека МВД России; отделы криминалистических экспертиз и исследований; научно-исследовательская лаборатория.

Кроме того, экспертные подразделения на местах входят в структуру региональных управлений или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов РФ и крупных городов.

Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются: региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Некоторые ЛСЭ в городах своей зоны обслуживания имеют отделы (филиалы) или экспертные группы.

Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических подразделений. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому эксперту. Головным учреждением, осуществляющим научное и методическое руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.

К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут привлекаться профессора, доценты, преподаватели кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов и университетов, специалисты учреждений здравоохранения.

В системе органов здравоохранения РФ также осуществляются судебно-психиатрические экспертизы (стационарно и амбулаторно). Стационарные судебно-психиатрические экспертизы проводятся в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров или общих отделениях психиатрических больниц. Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (в том числе заочные и посмертные) проводятся специально создаваемыми для этих целей судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, которые функционируют при психиатрических или психоневрологических учреждениях. Персональный состав комиссии (не менее трех специалистов) ежегодно утверждается органом здравоохранения (республики, края, области, крупного города)-

Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов-психиатров во всероссийском масштабе возложено на Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского.

Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, в том числе и судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, возложено на главного психиатра медицинского управления (органа здравоохранения) региона.

Государственные судебно-экспертные учреждения существуют, кроме того, в Минобороны, ФТС, ФСБ, ФСКН России.

В последние годы в России создана сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, лабораторий и экспертных центров.

Систему судебно-экспертных учреждений России составляют, в первую очередь, государственные судебно-экспертные учреждения. В последние два десятилетия в стране появились и негосударственные судебно-экспертные учреждения, но доля производимых ими экспертиз пока не очень велика.

Государственная судебно-экспертная деятельность в соответствии со ст. 1 ФЗ ГСЭД осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами. Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия субъектам, назначающим экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 ФЗ ГСЭД). Правовую основу этой деятельности составляют, помимо вышеназванного Закона, Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы (ст. 3 ФЗ ГСЭД).

Государственная судебно-экспертная деятельность основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (ст. 4 ФЗ ГСЭД).

Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется государственными судебно-экспертными учреждениями, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданными для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы. Эти учреждения проводят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11 ФЗ ГСЭД).

Судебно-экспертные учреждения в России создавались исходя из необходимости удовлетворения потребностей в выполнении экспертиз прежде всего для двух ведомств - Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ. Для МВД экспертизы выполнялись и выполняются в основном в связи с раскрытием и расследованием уголовных преступлений. Для Министерства юстиции экспертизы выполняются как в интересах уголовного судопроизводства - по заданиям судов и прокуратуры, так и в интересах гражданского, арбитражного судопроизводства, а также в связи с обращениями других организаций, ведомств, частных лиц, которые нуждаются в экспертных исследованиях.

Судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертизы выполняются соответствующими структурами (центрами, бюро, лабораториями) Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Экспертная служба была создана при Министерстве обороны РФ. Она обеспечивает производство как судебно-медицинских, так и криминалистических экспертиз по делам, подследственным военной прокуратуре.

Для обеспечения потребности в экспертизах, специфичных для их деятельности, созданы экспертные службы в ФСКН, ФТС, МЧС, ФСБ России.

Таким образом, первым принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений России является их ведомственная принадлежность (в отличие от ряда других стран, например Белоруссии, Казахстана и др., где созданы и функционируют единые экспертные центры).

Вторым принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений является региональность, т. е. приближение их к местным правоприменительным органам, позволяющая все более расширять эту систему.

Выполнение судебных экспертиз требует единообразия применяемых методик, налаженной системы подготовки и усовершенствования экспертов, контроля за уровнем выполняемых экспертиз, изучения и обобщения экспертной практики. Все это возможно тогда, когда нижестоящие экспертные учреждения и организации осуществляют свою деятельность в рамках единого научно-методического подхода при выполнении экспертиз. Контроль за его обеспечением возлагается на головные и вышестоящие экспертные учреждения. Таким образом, третьим принципом формирования системы судебно-экспертных учреждений является соблюдение единого научно-методического подхода при выполнении экспертиз независимо от их ведомственной принадлежности.