МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения о порядке проведения
служебного расследования дорожно-транспортных
происшествий

В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике аварийности и повышения качества служебного расследования обстоятельств и причин дорожно-транспортных происшествий

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.

2. Руководителям главных управлений и отделов центрального аппарата Министерства, территориальных производственных объединений автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий и других организаций, непосредственно подчиненных Министерству, обеспечить изучение и неукоснительное исполнение указанного Положения.

3. Считать утратившими силу Положение о порядке служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий и Методические указания по служебному расследованию дорожно-транспортных происшествий , утвержденные приказом Министерства от 05.08.75 N 13 "Об утверждении Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий" .

Министр Ю.С.Сухин

Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

Обстоятельства, предшествующие происшествию;

Причины происшествия;

Влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

Последствия происшествия;

Лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

Недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

1.4. Служебное расследование проводится:

Руководителем автотранспортного предприятия (организации) всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

Руководителем территориального производственного объединения - дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

Руководителем Министерства, а также начальниками: Отдела по безопасности движения, главных управлений по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) - дорожно-транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организации, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.

2. Передача информации о дорожно-транспортном происшествии и действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при получении этой информации

2.1. Водители предприятий Министерства, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны без промедления сообщать об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия.

2.2. При невозможности сообщения о дорожно-транспортном происшествии в свое предприятие, водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно-транспортного происшествия в Отдел по безопасности движения Министерства по месту дислокации транспорта.

2.3. Информация о дорожно-транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно-эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно-транспортном происшествии не от ГАИ, последняя немедленно ставится об этом в известность.

2.4. Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно-транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю.

2.5. Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта - также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза.

При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно-транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов.

2.6. Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов.

Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в Отдел по безопасности движения, в главные управления по транспортному обслуживанию населения и(или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства - также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей.

В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по Министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу.

Отдел по безопасности движения Министерства немедленно информирует о происшествии Отдел охраны труда ЦК профсоюза.

2.7. Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы:

дата, время, место и вид происшествия;

модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии;

вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе);

обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия;

последствия происшествия;

фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие;

дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги;

сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства;

фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП.

2.8. Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, Отдела по безопасности движения, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно-транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п.1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании.

2.9. Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов.

2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно-транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ.

2.11. Руководитель службы безопасности движения территориального объединения при поступлении к нему информации о дорожно-транспортном происшествии с участием транспорта Министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в Отдел по безопасности движения Министерства и по месту дислокаций транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия.

3. Действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия

3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению "вторичных происшествий"* и выявлению очевидцев происшествия.

* Сноски в оригинале нет.

3.2. Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

Осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;

Уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

Дату и точное время (местное) происшествия;

Место происшествия;

в городе - улица, район;

Модель и номерной знак транспортного средства;

Число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);

Техническое состояние транспортного средства;

Характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

Кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);

Состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);

На каком часу работы водителя произошло происшествие;

Цель поездки;

Вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные;

По назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

Вид дорожно-транспортного происшествия;

Погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

Освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;

Дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

Ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;

Зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия;

Осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз или билетно-учетный лист.

3.3. При анализе происшествия необходимо:

Выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;

Выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;

Оценить:

Действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

Дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

Имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии).

3.4. При совершении дорожно-транспортного происшествия водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан составить акт по установленной форме (приложение) и вручить его пассажиру или наследникам для получения страховой суммы в органах государственного страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года.

4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при проверке организации работы по безопасности движения в предприятии (организации)

Для установления связи между причинами возникновения дорожно-транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить:

Соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и(или) грузовых перевозок;

Соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

Имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

Как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

Какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях);

Обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

Проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

Техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

Как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

Как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия;

Соблюдается ли порядок стажировки водителей.

Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасность движения и комиссии по борьбе с пьянством.

5. Порядок оформления результатов служебного расследования дорожно-транспортных происшествий (составление и представление акта служебного расследования)

5.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности:

В территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими;

В Отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек;

При необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д.

5.2. Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов.

В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.

Во втором разделе акта "Условия, предшествующие происшествию" указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.

Третий раздел акта "Сведения о дорожных условиях" должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если такое имеется).

В четвертом разделе "Сведения о водителе" указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.

В пятом разделе "Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)" отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.

В шестом разделе "Состояние профилактической работы по безопасности движения" дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.

В седьмом разделе "Заключение" или "Выводы" указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.

К акту прилагаются:

копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;

копия схемы дорожно-транспортного происшествия;

объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия;

список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

6. Разбор дорожно-транспортного происшествия в автотранспортном предприятии (организации), территориальном производственном объединении

6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими, с участием общественных организаций в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

6.2. Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в семидневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий.

Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий.

Приложение. Акт N о несчастном случае с пассажиром на автотранспорте

Приложение

Место углового Только для органов Госстраха (составляется в

штампа двух экземплярах: первый экземпляр высылается
автотранспортного (выдается) на руки пассажиру или его наследникам,
предприятия второй остается в автотранспортном предприятии,
автовокзале, автостанции)

Акт N
о несчастном случае с пассажиром на автотранспорте

1. Настоящим подтверждается, что гр.

(фамилия, имя, отчество пострадавшего пассажира)

"___"____________19___года ______час.______мин.

при посадке в автобус_______________________________________________
(государственный номер)

во время поездки автобусом,

следовавшим по маршруту__________, получил(а) травму,

(город) погиб

при следующих обстоятельствах:______________________________________
(краткое описание обстоятельств получения пассажиром травмы, гибели)

2. Расследование обстоятельств данного несчастного случая
(дорожно-транспортного происшествия) велось
____________________________________________________________________
(наименование следственного органа)

"___"____________19___года Начальник автотранспортного
предприятия, автовокзала,
автостанции

М.П. _____________________________
(подпись)

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра Председатель ЦК профсоюза
внутренних дел РСФСР рабочих автомобильного
Ф.Ф.Семилетов транспорта и шоссейных дорог
22 марта 1990 года А.А.Пузин
7 августа 1989 года

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Зам.председателя Заместитель Министра
Госстраха СССР автомобильных дорог РСФСР
А.М.Морозов Н.И.Голованов
7 августа 1989 года 15 августа 1989 года

Текст документа сверен по:
Сб. норм.-прав. матер. по
обесп. безоп. дор. движ.
на авт. трансп. Ч., 1990

Каждый субъект предпринимательской деятельности, на балансе которого числится одно или несколько автотранспортных средств, обязан предпринимать все меры для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Руководитель компании и другие ответственные лица должны проводить аналитику частых аварий, что позволит им предупреждать причины возможных ДТП.

Важно! Федеральным законодательством 196-ФЗ, действующим на территории России, утвержден порядок проведения мероприятий, направленных на выявление виновных в происшествии. Служебное расследование ДТП позволит определить причины аварии, положение машины в момент столкновения, и установить все нарушенные правила дорожного движения.

Если автотранспортное средство субъекта предпринимательской деятельности стало участником дорожно-транспортного происшествия, то этот факт должен быть оформлен документально. Для этого на предприятии в обязательном порядке начинается служебное расследование, по окончании которого составляется акт (образец размещен ниже). Эти мероприятия предусматривают проведение экспертами осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Нахождение в непосредственной близости от места аварии позволит специалистам понять, кто является ее виновником и какие факторы поспособствовали произошедшему.

​Внимание! Федеральным законодательством России для проведения служебного расследования по ДТП выделяется всего 5 дней. Именно поэтому на предприятии должна быть быстро создана комиссия, которая составит объективный акт (образец находится немного выше).

Комиссия, которая назначается на предприятии директором, в ходе расследования должна собрать максимум информации относительно дорожно-транспортного происшествия. В качестве доказательной базы могут выступать:

  • фотографии (пока ведется расследование сотрудниками ДПС, нельзя менять положение автомобиля);
  • показания свидетелей аварии;
  • заключение экспертов;
  • видеосюжет, снятый на камеру или телефон (может задействоваться любой гаджет);
  • схема ДТП, составлена при помощи компьютерной техники (образец расположен немного ниже);
  • объяснение водителя, который был за рулем автомобильного транспорта, числящегося на предприятии (составляется на бумажном носителе, образец размещен ниже);
  • если работник, ставший участником ДТП, отказывается давать объяснения, то это нужно зафиксировать на бумаге и приложить ко всем собранным документам;
  • протокол, акт и другие документы, составленные представителями ДПС.

Если автотранспортное средство, оформленное на предприятии, сильно пострадало в дорожно-транспортном происшествии, то его в обязательном порядке нужно транспортировать до ближайшей стоянки, или к месту привычной дислокации. Для этих целей обычно задействуется эвакуатор либо буксировка осуществляется посредством другого грузового транспорта.

Как собрать доказательную базу

Сформированная на предприятии комиссия, которая уполномочена провести внутренне служебное расследование, может столкнуться с некоторыми проблемами, особенно при получении в органах ДПС и других государственных инстанциях важных документов. Для этого им следует составить письмо на имя начальника ГИБДД, в котором рекомендуется кратко изложить просьбу о получении копий, которые необходимы для проведения внутренней проверки ДТП.

​Важно! Полученный протокол, акт и другие справки члены комиссии могут использовать для проведения профилактических бесед с членами трудового коллектива, особенно это касается водительского состава.

Организационные моменты

Каждый субъект предпринимательской деятельности, в лице директора, своим приказом определяет штатных или сторонних специалистов в состав комиссии. В этом документе в обязательном порядке должны быть указаны следующие моменты:

  • сроки проведения служебного расследования;
  • цели этой проверки;
  • порядок оформления (составляется акт, образец которого находится в нижней части статьи);
  • определяются полномочия членов комиссии и т. д.

Важно! Во время проведения служебного расследования эксперты должны выяснить все детали дорожно-транспортного происшествия. Свои выводы члены комиссии должны отразить в соответствующем документе. По окончании проверки ними составляется акт, который является внутренним документом, но, может быть использован на суде в качестве доказательства невиновности водителя.

Особенности акта

Акт, составляемый после проведения служебного расследования (образец которого находится немного ниже), может иметь форму бланка, а может оформляться на бумажном носителе от руки. В обязательном порядке этот документ должен содержать следующую информацию:

  • номер акта (порядковый);
  • дату оформления;
  • адрес, по которому составляется документ;
  • модификация автотранспортного средства, ее государственный и инвентарный номер, а также вся доступная техническая информация;
  • срок ввода автомобиля в эксплуатацию;
  • сумма начисленного до момента дорожно-транспортного происшествия износа;
  • персональные данные виновника аварии, в данном случае водителя;
  • описывается место происшествия, положение машины;
  • указывается наличие пострадавших в аварии;
  • делается вывод-заключение экспертной группы и т. д.

Правила оформления

При составлении акта члены комиссии должны в обязательном порядке следовать требованиям, действующим на территории Российской Федерации законодательства. Данный документ состоит из пяти частей, в которые необходимо заполнять соответствующие данные:

  1. Первая часть акта содержит информацию относительно членов комиссии. Здесь же указываются полные данные всех участников дорожно-транспортного происшествия. Если во время аварии пострадали люди, то сведения о них также вписываются в первый раздел документа.
  2. Вторая часть акта предназначена для информации, которая касается водителя, который во время аварии управлял автомобильным транспортом, находящимся на балансе организации. Здесь указывается стаж этого работника, характеристика и другая информация.
  3. В третьем разделе документа члены комиссии описывают дорожные и погодные условия на момент аварии, положение автотранспортного средства, наличие дорожной разметки и знаков.
  4. Четвертая часть акта о служебном расследовании содержит сведения о техническом состоянии авто, его исправности на момент происшествия. Обязанность членов комиссии заключается в том, чтобы определить факторы, в частности, и технического характера, которые могли привести к дорожно-транспортному происшествию.
  5. Пятый раздел заполняет комиссия только тогда, когда готова сделать выводы о проведенном служебном расследовании.

По каждому ДТП, произошедшему с ТС, принад­лежащим предприятию, руководитель предприятия проводит служебное расследование. Служебное расследование проводится в соответствии с приказом Министра транспорта РФ от 26.04.90 г. № 49 (прил. 2). Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, со стороны водителя, а также со стороны инженерно-технических работников предприятия с указанием конкретных виновных должностных лиц. При проведении служебного расследования выясняются все упущения в работе по профилактике аварийности на предприятии. Для этого необходимо проверить:

Соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок;

Соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период;

Имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался;

Как организовано на предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

Какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозка пассажиров на грузовых автомобилях);

Обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

Проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

Техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось тех­ническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на их устранение со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены;

Как в АТП организовано техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобилей, соблюдается ли периодичность ТО автомобилей;

Соблюдается ли порядок стажировки водителей. Служебное расследование проводится руководителем предприятия в срок до 5 суток. Если при ДТП погибло 3 и более человек или пострадало 5 и более человек, то к проведению расследования привлекается представитель вышестоящей организации и срок проведения устанавливается до 7 суток; если при ДТП погибло 7 и более человек или пострадало 15 и более человек, то к проведению расследования привлекаются представители министерства или ведомства и срок его проведения устанавливается до 10 суток.

По окончании служебного расследования комиссия составляет акт (см. прил. 2), в котором указываются:

состав комиссии, дорожные условия в момент ДТП и предшествующие ему, сведения о водителях и ТС, участвующих в ДТП, состояние профилактической работы по предупреждению аварийности на предприятии, указываются также причины ДТП и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. К акту прилагаются копии материалов, полученных из ГИБДД. Акт направляется в вышестоящую организацию. По результатам служебного рассле­дования на предприятии составляется план мероприятий, направленных на исключение возможности повторения подобных ДТП впредь. Причины ДТП, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива.

Многими бизнес-субъектами, напрямую не связанными с пассажирскими или грузовыми перевозками, используются в производственных целях легковые автомобили. К сожалению, они не застрахованы от аварий на дорогах. И когда таковые случаются, важно оперативно и грамотно провести ДТП. Игнорирование этой необходимости чревато привлечением к ответственности компании вне зависимости от ее формы собственности.

Служебное расследование – понятие, цели, регламентация

В случае аварии сотрудники ГИБДД, приезжающие на место, а также представители следственных органов (если последствия ДТП тяжелые) обязаны выяснить причины случившегося, определить виновность водителя транспортного средства и других участников в целом.

Если автомобиль принадлежит бизнес-субъекту, то в дополнение к этому проводится локальное служебное расследование, в ходе которого изучаются:

  • обстоятельства, предшествующие аварии;
  • причины происшествия;
  • имеющиеся последствия;
  • участники аварии, их действия и вина.

Следовательно, целями проведения данного мероприятия являются:

  • установление обстоятельств и причин случившегося;
  • определение нарушений правил, локальных инструкций и нормативов;
  • принятие мер по недопущению ДТП в будущем.

Целевая направленность служебного расследования зафиксирована в Приказе Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 г. № 19. Помимо этого нормативного акта, вопрос регламентируется ФЗ от 10.12.1995 г. № 196 (абз. 6 указывает на необходимость анализа происшествия и устранения его причин), Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647 (касается учета происшествий и определяет его обязательность независимо от места ДТП и виновников) и Приказом Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 г. № 49.

Регулирующим процесс проведения расследования, является соответствующее Положение. Оно должно содержать методику разбора происшествия и документальное сопровождение.

Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП

Форма документа на законодательном уровне не проработана. При его составлении следует руководствоваться делопроизводственными нормами.

На практике, Положение может включать такие смысловые блоки:

Кто проводит служебное расследование ДТП

По каждому ДТП издаётся административное распоряжение, в котором указаны конкретные сроки и ответственные лица (в составе комиссии).

Чаще всего, комиссия включает трех членов (один из них – председатель, в роли которого выступает административное лицо компании или предприятия, либо же его зам). Обязательно включение лица, ответственного за БДД (безопасность дорожного движения). В качестве иных членов выступают, чаще всего, кадровики, сотрудники бухгалтерии, сторонние специалисты.

Для объективности непосредственный руководитель попавшего в ДТП сотрудника членом быть не может.

Сроки проведения служебного расследования ДТП руководителем предприятия

Процедура расследования происшествия имеет четкие временные рамки, равные 5 дням с даты ДТП. На них не влияют никакие факторы (даже тяжесть аварии).

Администрации территориальных производственных коопераций на расследование ДТП с 2 погибшими или четырьмя и больше пострадавшими, дается на расследование 7 дней.

Аварии, повлекшие смерть 7 и больше лиц, а также травмирование более 14 человек, расследуются 10 суток.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Свое начало расследование берет на месте происшествия. Руководство компании, чей сотрудник стал участником ДТП, обязано в кратчайшие сроки делегировать туда своего представителя (чаще всего – специалиста по БДД) или комиссию для оказания помощи пострадавшим и доставки их в медицинские учреждения, а также фиксирования следов аварии и поиска свидетелей.

Сбор информации считается первым этапом процедуры. Для качественного анализа следует собрать как можно больше данных, включая:

  • время происшествия;
  • место аварии и имеющиеся погодные условия;
  • дорожные условия, обстановку;
  • характеристику транспортного средства;
  • наличие и число пострадавших, характер травм;
  • информацию о подчиненном-водителе, его состоянии;
  • цель и вид поездки;
  • документы (на автомобиль, путевой лист);
  • наличие или отсутствие отклонений от заданного маршрута;
  • вид ДТП.

Фиксировать их стоит в заранее продуманной бумаге на протяжении осмотра места происшествия и опроса участников.

Также можно вести фото- и видеосъёмку. На ее основании должны четко определяться:

  • место аварии;
  • положение автомобиля в пространстве;
  • следы транспортного средства и его повреждения;
  • номера автомобилей-участников ДТП.

В процессе следует контактировать с работниками ГИБДД (не только для выяснения нюансов, но и контроля правильности составления ими документов). В случае несогласия с их мнением следует внести поправки и коррективы.

Обязательно нужно сделать копии составляемых автоинспектором бумаг. Получить их можно и другим способом – отправив письмо начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии.

После сбора данных наступает второй этап – само расследование. В ходе него анализируются полученные сведения, определяются намерения и действия водителей, а также их соответствие правилам, выясняются причины происшествия, делаются выводы.

Особо тщательно нужно проводить расследование, если сотрудник за рулем был пьян. Кроме того, важно установить связь между инцидентом и недоработками организации по обеспечению БДД. Для реализации последнего проверяются:

Заключительным этапом расследования станет составление Акта, визируемого членами комиссии. К его оформлению нужно подходить грамотно, так как он может стать доказательством невиновности подчиненного в суде ил понадобиться следственным органам.

Структурно документ включает 7 разделов. В первом указывается состав комиссии, данные о ТС, пострадавших и обстоятельствах происшествия.

Во втором отмечается, на каких основаниях водитель отправился в поездку, проходил ли он медосмотр, маршрут следования.

Третий раздел содержат информацию о дорожных и природных условиях.

Информация о водителе указывается в следующем разделе. Это должен быть его стаж работы, повышение квалификации, состояние здоровья, репутация и так далее.

Пятый раздел отводится под указание данных о пострадавших ТС.

6 раздел показывает работу, проводимую на предприятии по обеспечению БДД. Здесь указываются выявленные в процессе расследования недостатки и дается оценка системе.

Заключительный раздел содержит выводы и предложения. Указывается, что комиссия считает предпосылками происшествия, какие меры предотвращения повторной ситуации предлагаются.

К акту нужно приложить:

  • копии бумаг из ГИБДД (особенно схему);
  • документы, уточняющие обстоятельства, в том числе свидетельские показания;
  • данные об участниках аварии.

После этого заполняется форма учёта ДТП, включающая две части: первую, которая ежемесячно уточняется в органах внутренних дел, и вторую, используемую на локальном уровне.

Подытоживая вышенаписанное, следует еще раз акцентировать внимание на том, что любое ДТП, в котором задействован легковой автомобиль компании и ее сотрудник, подлежит расследованию специально созданной комиссией. Его продолжительность зависит от тяжести происшествия. В процессе расследования уточняются обстоятельства и причины ДТП с целью предотвращения подобного в будущем.

У многих предприятий на балансе находится собственный автотранспорт. И вот один из автомобилей попадает в аварию.

В этом случае необходимо провести служебное расследование ДТП. Его назначение – установить объективную картину происшествия и степень вины в нем водителя предприятия.

В этой статье:

Служебное расследование ДТП на предприятии

Оно должно быть проведено в течение 5 дней с момента аварии. В исключительных случаях (наличие жертв или большого числа пострадавших) служебное расследование по факту ДТП растягивается на более продолжительное время.

Для того чтобы началась работа по установлению причин аварии должен быть издан приказ о служебном расследовании ДТП. Им назначается комиссия и устанавливается срок ее работы.

Цель служебного расследования ДТП состоит в том, чтобы выявить причины и условия, способствовавшие возникновению аварии.

Если выяснится, что виновником происшедшего является водитель, то результаты работы комиссии лягут в основу привлечения работника к материальной ответственности.

При этом проведение служебного расследования не заменяет собой работу правоохранительных органов и иных структур, призванных разобраться в причинах аварии.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Работа комиссии начинается с непосредственного изучения места происшествия. На данном этапе фиксируются все детали, с помощью которых можно воссоздать достоверную картину ДТП.

При выяснении обстоятельств события допускается опрос иных водителей, фотосъемка, составление схем и т.д. Комиссия вправе запросить и материалы от правоохранительных органов.

Затем анализируются обстоятельства возникновения ДТП. Здесь анализируются состояние водителя на момент аварии, погодные условия и дорожная обстановка, техническая исправность автомобиля, соблюдение всеми участниками происшествия правил дорожного движения.

Кроме того, во время служебного расследования устанавливаются и общее состояние транспортного хозяйства на предприятии. Комиссия проверяет, соблюдаются ли водителями должностные инструкции и трудовая дисциплина.

В завершении своей работы, комиссия должна выработать рекомендации для снижения риска возникновения ДТП в будущем.

Акт служебного расследования ДТП

По окончании работы комиссии ее выводы оформляются актом служебного расследования. Условно этот акт состоит из пяти частей. Вначале следует общая информация о составе комиссии, участниках ДП, количестве пострадавших и причиненном ущербе.

После этого в акте делается акцент на дорожной обстановке. Здесь описываются состояние дороги, погодные условия, наличие разметки и дорожных знаков.

Должен быть в акте и блок, посвященный техническому состоянию машины. Здесь указываются сведения об ее исправности (неисправности), дате последнего техосмотра и т.д.

Завершают акт выводы комиссии относительно лиц, виновных в ДТП. Итоговый документ может содержать и приложения. К их числу относятся схема ДТП, пояснения водителей и иных участников аварии, рекомендации комиссии по предотвращению подобных инцидентов в будущем.