Целью регионального деления России, выделение в структуре отдела продаж территориальных девизионов является необходимость обеспечения управляемого стабильного сбыта, необходимость выстроить маркетинговый канал, опираясь на крупных торговцев аналогичным товаром в регионах.
Правильном управление сбытовым каналом выстроенным по девизионной схеме сделает возможным прогнозируемый сбыт, возможность создания продуманной производственной программы.

В соответствии со спецификой продаж ТНП (для иных групп товаров региональная девизионная структура может быть иной), все ниже сказанное будет базироваться именно на таком сегментировании России.

Принципы, по которым происходило деление следующие:

    Территориальная (географическая) удаленность от границ, столицы и т.п.

    Сложившиеся товарные и финансовые потоки.

    Схожесть близ расположенных регионов по макро экономическим показателям (инфраструктура, экономика, соотношение городского/сельского населения и т.п.).

    Доступность «вытянутой руки» (Транспортное сообщение вокруг региональных центров)

1. Центр Европейской части

(Центр, близость к столице)

Городское население около 60% (без Москвы).

В качестве «столицы» региона, естественно, выступает Москва. Снабжение всех областных центров осуществляется непосредственно из Москвы, отчасти, за исключением северных областей региона. Последние могут снабжаться товаром Питера. При жестком отслеживании товарооборота региона, возможны проблемы перекрестных товаро-потоков.

2. Север

(без С.-П.)
Не смотря на большую численность населения, С.-Петербург является традиционно достаточно проблемным городом для торговли. Подобная «специфика» характерна для всей группы ТНП.
Традиционные товаро-потоки: Москва – Псков – Питер, Москва-Мурманск, Москва – Архангельск, Котлас, Воркута. Слабые звенья: Калининград, Вологда, первый - в силу отдаленности, границ. Второй – мало перспективный.

3. Волга

Городское население свыше 60%.

Достаточно интересный регион, в силу расположения. Легкий способ проникновения на рынок региона – региональные тематические выставки.
Стратегия удержания товарооборота – надежное «закрепление» в Казани, Самаре, через нее, в большей мере, чем при прямых поставках из Москвы, - Саратове, Волгограде, без условно – в Н.-Новгороде. Остальные регионы снабжаются, в основном, из этих городов. Хорошие магазинные продажи обеспечиваются при хорошей рекламной компании, особое внимание необходимо уделить facing товара.

4. Юг

(Юг России, Приазовье, Северный Кавказ)

Бесспорной столицей региона является Краснодар, в силу своей расположенности на перекрестке товарных путей.
Традиционные товаро-потоки: Москва-Ростов-Краснодар-Новороссийск, Москва-Ростов-Краснодар-Ставрополь, Москва-Ростов-Краснодар-Закавказье. Если рассмативать вопрос об открытии регионального склада, филиала, Ростов – предпочтительнее, в силу расположения, специфики города – как промышленного, а значит удобного для транспорта, переваливания, складирования товара, наличия свободных площадей под офисы и склады.

5. Урал

(Регион «миллионников»)

Городское население свыше 70%

Промышленный регион, с хорошими перспективами подъема промышленности, с хорошей инфраструктурой, самодостаточный. Отсюда, возможные сложности торговли, при несомненно высоких экономических показателях. Достаточный ассортимент ТНП производится в регионе, где и потребляется без наценок, неизбежных при транспортировке.
Специфика хороших продаж: «продается то, что рекламируется» и «хорошо продаются новинки». Хорошо налаженные транспортные потоки Москва-Екатеринбург. Москва-Башкирия. Последний стоит несколько обособленно от всего региона, поэтому, возможно, выгоднее и просто целесообразнее возить товар непосредственно из Москвы.
Специфика Уфы – способность на местном рынке организовать разделение сфер влияния, достаточно часто слышал, что если один занимается брендом «Х», то другие возят этот товар не очень охотно. Поэтому здесь наиболее четко просматривается схема: «один клиент – один город».

6. Сибирь

Городское население около 60%.

В силу протяженности региона и отсутствии постоянных товаро-потоков, у региона нет единого центра.
Постоянные товаро-потоки: Москва - Тюмень - Омск, Ханты-Мансийск - Салехард, Москва - Новосибирск-Кемерово, Томск, Горно-Алтайск. Пожалуй, не стоит ожидать большого валового товарооборота в регионе. Государственные инвестиции в регион не значительны. Большинство бюджето-образующих отраслей прямо, или косвенно, ориентированы на добычу и транспортировку газа и нефти. Отсюда, реинвестирование прибыли на добычу, и отнюдь не на социальную сферу

7. Восток

Городское население свыше 60%.

Большая территория региона - не показатель большой деловой активности, а общая численность в 17 милл. человек – скорее характеризует его, как не густонаселенный. Нет единого делового центра, деловая активность размыта по нескольким крупным городам. Наиболее перспективным, в качестве опорного центра, является Красноярск, с оговоркой.

8. Приморье

Городское население около 80%.

Удаленность от столицы, низкая численность населения (см. цифры численности) и близость Китая, не способствуют большому валовому товарообороту. Хорошо продается группа товара не специфичная для производства в Китае, или та, аналоги которой, производимые в Китае, не выдерживает конкуренции цена/качество. Необходимо отметить, что при определении ценовой политики необходимо учитывать, что стоимость транспортировки из западных районов значительна, и может поднять стоимость товара до 30%, а срок поставки достигать 10-15 дней.

На начальном этапе регионального развития, или в силу специфики рынка некоторые девизионы стоит объединить. Например: Урал и Сибирь, Восток и Приморье.

Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти - и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР , кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента - Совет Федерации - формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Соотношение между административным и муниципальным устройством

В России применяется два вида территориального деления:

  • административно-территориальное устройство - для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО)
  • муниципальное устройство - для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления :

  • совмещение двух видов деления - границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов. Пример: Административно-территориальное деление Челябинской области
  • юридическое разведение двух видов деления - границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Пример: Административно-территориальное деление Свердловской области

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
    • 146 «внутригородских территорий города федерального значения» (см. Местное самоуправление в Москве)
  • административно Москва делится на:
    • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) - административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления
    • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями)

Административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ, согласно которым большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы , к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города - города областного (краевого, республиканского, окружного) значения , а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области). В рамках местного самоуправления муниципальные образования со статусом муниципального района и городского или муниципального округа . На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения , а также сельские населённые пункты , посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы . В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами.

По состоянию на 1 января 2010 года субъекты РФ включали: 1868 административных районов , 579 городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения (всего 1099 городов), 328 внутригородских районов , 1295 посёлков городского типа .

Муниципальное устройство

Муниципальное образование - это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение , городское поселение , муниципальный район , городской округ , внутригородская территория города федерального значения , городской округ с внутригородским делением , внутригородской район , муниципальный округ . Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район , по населению - городской округ город Новосибирск .

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов . Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа , названия и состав которых определяется указом президента РФ . Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа , состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента , никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов . Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Экономические районы

Военные округа

  • Объединённое стратегическое командование «Север» - штаб в Североморске ;
  • Западный военный округ - штаб в Санкт-Петербурге ;
  • Южный военный округ - штаб в Ростове-на-Дону ;
  • Центральный военный округ - штаб в Екатеринбурге ;
  • Восточный военный округ - штаб в Хабаровске .

Федеральные округа

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Часовые зоны

KALT Калининградское время MSK–1 (UTC+2) 13:41
MSK Московское время MSK +0 (UTC+3) 14:41
SAMT

Административно-территориальное устройство является необходимым атрибутом государства. Однако если унитарное государство непосредственно делится на административно- территориальные единицы, то федеративное государство состоит из субъектов, территория которых подразделяется в свою очередь на административно-территориальные единицы.

Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве и иные нормативные правовые акты субъекта РФ.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ – это научно обоснованное разделение его территории на административно-территориальные единицы, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей и сложившейся инфраструктуры.

Границей административно-территориального образования является закрепленная в установленном порядке линия, определяющая пределы территории административно-территориального образования, т.е. пространственный предел действия соответствующих органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ, как правило, совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Научно обоснованное разделение территории субъекта Федерации на административно-территориальные единицы базируется на принципах.

Важнейшим принципом экономический принцип. Он предполагает учет естественных рубежей, экономического профиля территории, численности и плотности населения, тяготение населенных пунктов к определенным экономическим центрам; направление и характер путей сообщения, развитие средств связи, обеспечение экономических и организационных условий для формирования эффективно действующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Вторым принципом соответствие исторически сложившейся системы расселения тенденциям развития данной системы.

Третьим принципом административно-территориального устройства субъекта РФ является национальный принцип. Он означает учет национального состава населения, его специфических особенностей, обеспечение его компактного проживания в рамках одной административно- территориальной единицы. Цель этого принципа – развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп малочисленных народов, проживающих на территории субъекта РФ.

Четвертым принципом административно-территориального устройства субъекта РФ можно считать максимальное приближение к населению как государственного аппарата, так и органов местного самоуправления.

Обязательным принципом административно-территориального устройства субъектов РФ является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых, упразднении существующих административно-территориальных единиц.

Административно-территориальная единица – часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций государственного управления, полученная в результате административно- территориального деления субъекта Федерации, имеющая установленный законодательством статус и наименование.

Виды административно-территориальных единиц многообразны. Территория субъекта РФ делится в первую очередь на сельские районы и города.

Сельский район – административно-территориальное образование, не входящее в состав других административно- территориальных образований, состоящее из нескольких сельсоветов, поссоветов и (или) городов районного значения и имеющее единый административный центр.

Разновидностью сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории субъекта РФ. Так, в Алтайском крае имеется Славгородский немецкий национальный район.

Город краевого (областного, республиканского) значения – административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов. Город краевого (областного, республиканского) значения должен насчитывать не менее 50 тыс. человек.

Крупные города делятся на внутригородские районы. Внутригородской район – административно-территориальное образование, входящее в состав города краевого (областного, республиканского) значения, состоящее из части его территории и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

Па территории субъекта Федерации имеются города районного значения – административно-территориальное образования, входящие в состав сельского района, состоящие из города с прилегающими к нему землями, необходимыми для развития и обслуживания города. Город районного значения должен насчитывать не менее 11–15 тыс. человек. Численность населения города регулируется законами об административно-территориальном устройстве каждого субъекта РФ по-разному. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

На территории сельского района находятся поселки и села.

Поселок городского тина (рабочий, курортный, дачный) – территориальная единица, на территории которой имеются промышленные организации, объекты строительства, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры либо основным назначением которой является обслуживание санаторными услугами или организация летнего отдыха населения, с численностью населения не менее 3000 человек. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

Сельский населенный пункт – село, деревня, хутор и другие типы сельских населенных пунктов, жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. Сельское поселение – территориальная единица, состоящая из нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, границы которой совпадают с границами муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения.

На территории субъекта РФ может находиться закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО). ЗАТО – это административно-территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной власти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Например, в Московской области находятся три ЗАТО: город Краснознаменск, поселок Восход, поселок Молодежный.

Административным центром административно-территориального образования является городской или сельский населенный пункт, расположенный на территории соответствующего административно-территориального образования, который в установленном порядке определен в качестве местонахождения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.

В последние 20 лет появились новые, нетрадиционные административно-территориальные единицы. Так, территория города Москвы делится на округа, округа – на городские районы.

В результате укрупнения субъектов РФ, объединения двух и более субъектов Федерации некоторые бывшие субъекты РФ стали административно-территориальными единицами с особым статусом. Так, Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 № 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" в ч. 1 ст. 5 закрепил, что в составе нового субъекта РФ в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа создаются административно-территориальные единицы с особым статусом. Этот особый статус устанавливается федеральными законами, уставом (конституцией) и законами нового субъекта РФ.

Особый статус административно-территориальных единиц предполагает сохранение за ними территории, которую они имели до объединения с другими субъектами РФ.

В уставах вновь образованных субъектов РФ имеются специальные нормы об этнических меньшинствах, проживающих на территории административно-территориальных единиц с особым статусом.

В структуре исполнительных органов государственной власти субъектов РФ может действовать специальный исполнительный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом. Так, в Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководитель которого (министр) является префектом – представителем края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание состоит из 60 депутатов, двое из которых представлены по квоте, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Аналогичная норма имеет место в Красноярском крае. Другие административно-территориальные единицы с особым статусом аналогичного представительства в парламенте субъекта РФ не имеют.

Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта РФ. Так, к вопросам административно- территориального устройства законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, как правило, относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление и перенос административных центров районов; рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам или их переименовании.

К ведению исполнительного органа власти субъекта РФ (губернатор, глава администрации) относятся: образование, объединение, преобразование и упразднение городов районного подчинения, поселков (рабочих или дачных), сельских населенных пунктов (сел, деревень, хуторов и других типов сельских населенных пунктов); внесение в законодательный орган государственной власти субъекта проектов нормативных правовых актов по вопросам административно-территориального устройства; подготовка материалов с предложениями о присвоении наименований административно-территориальным единицам и их переименовании, направление их в законодательный орган государственной власти; присвоение имен государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и других лиц, имеющих заслуги перед государством, улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов; регистрация, учет и систематизация административно-территориальных единиц субъекта Федерации.

Регион Районы Города Городские районы и округа ПГТ Сельские н.п.
Российская Федерация 1868 1096 327 1353 153784
Центральный федеральный округ 422 308 68 319 59967
Белгородская область 21 11 2 18 1574
Брянская область 27 16 4 24 2671
Владимирская область 16 23 3 9 2475
Воронежская область 32 15 6 21 1832
Ивановская область 21 17 4 14 2998
Калужская область 24 19 3 10 3179
Костромская область 24 12 0 7 3502
Курская область 28 10 3 22 2775
Липецкая область 18 8 4 0 1590
г. Москва 0 1 10 0 0
Московская область 38 80 0 69 6137
Орловская область 24 7 4 13 2921
Рязанская область 25 12 4 23 2747
Смоленская область 25 15 3 12 4888
Тамбовская область 23 8 3 12 1710
Тверская область 36 23 4 28 9526
Тульская область 23 20 5 24 3416
Ярославская область 17 11 6 13 6026
Северо-Западный федеральный округ 155 145 36 146 29654
Архангельская область 21 14 9 21 3969
в т.ч.Ненецкий автономный округ 0 1 0 2 41
Вологодская область 26 15 0 9 8005
Калининградская область 13 21 5 3 1081
Республика Карелия 16 13 0 11 775
Республика Коми 12 10 1 29 725
Ленинградская область 17 31 0 32 2882
Мурманская область 5 16 3 12 136
Новгородская область 21 10 0 15 3727
Псковская область 24 14 0 14 8354
г. Санкт-Петербург 0 1 18 0 0
Южный федеральный округ 259 135 52 94 9620
Республика Адыгея 7 2 0 5 224
Астраханская область 11 6 4 8 429
Волгоградская область 33 19 8 23 1496
Республика Дагестан 41 10 3 19 1591
Республика Ингушетия 4 4 6 0 41
Кабардино-Балкарская Республика 10 8 0 2 167
Республика Калмыкия 13 3 0 0 262
Карачаево-Черкесская Республика 10 4 0 7 137
Краснодарский край 38 26 12 12 1723
Ростовская область 43 23 8 7 2261
Республика Северная Осетия - Алания 8 6 4 1 201
Ставропольский край 26 19 3 7 736
Чеченская Республика 15 5 4 3 352
Приволжский федеральный округ 448 197 77 297 34351
Республика Башкортостан 54 21 7 3 4532
Кировская область 39 18 4 42 4389
Республика Марий Эл 14 4 0 15 1596
Республика Мордовия 22 7 3 14 1287
Нижегородская область 48 28 8 62 4818
Оренбургская область 35 12 7 1 1718
Пензенская область 28 11 4 16 1462
Пермский край 33 25 7 38 3713
Самарская область 27 11 12 16 1311
Саратовская область 38 18 6 27 1813
Республика Татарстан 43 21 7 19 3082
Удмуртская Республика 25 6 5 7 1957
Ульяновская область 21 6 4 30 960
Чувашская Республика-Чувашия 21 9 3 7 1713
Уральский федеральный округ 119 115 25 79 5854
Курганская область 24 9 0 6 1230
Свердловская область 30 47 12 26 1847
Тюменская область 38 29 3 34 1537
в т.ч.Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 9 16 0 24 167
в т.ч.Ямало-Ненецкий автономный округ 7 8 0 5 101
Челябинская область 27 30 10 13 1240
Сибирский федеральный округ 325 130 59 233 11608
Республика Алтай 10 1 0 0 245
Алтайский край 60 12 5 7 1610
Республика Бурятия 21 6 3 16 623
Забайкальский край 31 10 4 41 750
Иркутская область 33 22 7 54 1487
Кемеровская область 19 20 14 23 1075
Красноярский край 48 23 7 40 1707
Новосибирская область 30 14 10 17 1558
Омская область 32 6 5 21 1516
Томская область 16 6 4 1 644
Республика Тыва 17 5 0 1 139
Республика Хакасия 8 5 0 12 254
Дальневосточный федеральный округ 140 66 10 185 2730
Амурская область 20 9 0 21 598
Еврейская автономная область 5 2 0 11 99
Камчатский край 11 3 0 5 80
Магаданская область 8 2 0 28 57
Приморский край 22 12 5 30 616
Сахалинская область 17 15 0 5 223
Хабаровский край 17 7 5 24 427
Чукотский автономный округ 7 3 0 13 45
Республика Саха (Якутия) 33 13 0 48 585

Сверено по: Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2008 года: статистический сборник. Росстат. - М:, 2008, с. 10-12

В последнее время в прессе и в политических кругах все чаще муссируется тема очередной реформы АТД, несмотря на почти 50-летнюю устойчивость существующей системы АТД России; существуют два подхода к ее проведению - унитарный и дифференцированный. В первом случае все субъекты федерации должны иметь равные права и не должно быть различий между рядовыми (областями, краями) и особыми субъектами (национальными республиками, округами, городами федерального значения). Во втором - наоборот, ранжируются субъекты федерации на два сорта - простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода особым в первую очередь относят, естественно, национальные республики; хотя число их в 2,5 раза меньше, чем областей и краев, тем не менее они считаются более важными в политическом плане, чем рядовые.

Ярким примером первого подхода является идея В.В. Жириновского разделить всю территорию России на 7 огромных губерний, которые чем-то напоминают «большие» госплановские области 1929 г., но в отличие от них «режут по живому» некоторые старые экономические районы, при этом ряд губернских центров имеют сильный эксцентриситет по отношению ко всей территории губернии (Нижний Новгород вместо Самары). Эти губернии должны включать, по его мнению, следующие субъекты.

1. Северная. Состав: республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ, области Архангельская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская. Центр - Санкт-Петербург. Территория - 1880,3 тыс. км2.

2. Московская. Состав: области Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, город Москва. Центр - Москва. Территория - 448,8 тыс. км2.

3. Южная. Состав: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чеченская; края Краснодарский и Ставропольский; области Астраханская и Ростовская. Центр - Ростов-на-Дону. Территория - 500,3 тыс. км2.

4. Поволжская. Состав: республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия; области - Волгоградская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская. Центр - Нижний Новгород. Территория - 656,6 тыс. км2.

5. Уральская. Состав: республики Башкортостан и Удмуртская, Коми-Пермяцкий автономный округ; области Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская. Центр - Екатеринбург. Территория - 1091,6 тыс. км2.

6. Сибирская. Состав: республики Алтай, Тыва, Хакасия; автономные округа Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Ямало-Ненецкий; края Алтайский и Красноярский; области Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская. Центр - Новосибирск. Территория - 5638,2 тыс. км2.

7. Дальневосточная. Состав: республики Бурятия и Саха (Якутия), Еврейская АО; автономные округа Агинский Бурятский, Корякский и Чукотский; края Приморский и Хабаровский; области Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Читинская. Центр - Хабаровск. Территория - 7127,7 тыс. км2.

Второй подход в перекройке АТД ярко представлен в высказываниях А. Тулеева в феврале 2000 г. о необходимости объединить «простые» субъекты федерации в более крупные для лучшей управляемости страны, не трогая при этом национальные республики, Москву и Санкт-Петербург. В результате такого объединения на территории страны должно остаться 30-35 субъектов федерации вместо нынешних 89. По всей видимости, существуют и иные проекты пересмотра системы АТД России. Общая идея всех таких проектов, как унитарных, так и дифференцированных, - стремление к укрупнению единиц АТД. Таким образом, назревает новая волна изменений в системе АТД, которая напоминает реформы
Павла I и первую советскую. Отражением этих стремлений служит известный указ от 13 мая 2000 г. о формировании 7 «президентских» федеральных округов, на удивление имеющих много общего с губерниями В.В. Жириновского*.

Административно-территориальное устройство - одна из важнейших на сегодняшний день составляющих организации общества в территориальном отношении. На его основе выстраивается система органов местного самоуправления, государственной власти, совокупность рыночных институтов, система различных общественных объединений. Роль политико-территориального деления в условиях России особенно важна из-за обширности территории этой страны, из-за разнообразия географических, экономических, национальных, природных

и демографических особенностей. Это обеспечивает актуальность данной темы.

В сегодняшнем обществе политико-территориальное устройство - не просто перечень названий, а сложный механизм, связанный с общественной и государственной формой управления. Он является базой для политической, экономической, организаторской, идеологической деятельности субъектов и государства в целом.

Принципы, положенные в основу устройства Российского государства

В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия - уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.

Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них - национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип - административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.

Количество субъектов РФ и их особенности

Рассмотрим особенности административно-территориального деления России более подробно. Российская Федерация в административном отношении состоит из 89 субъектов (регионов). Они равноправны. Среди них есть области, края, республики, автономные округа, а также 2 города федерального значения (Санкт-Петербург и Москва) и одна автономная область. Эти субъекты сильно отличаются по экономическому потенциалу, численности населения, территории (в тысячи раз). Однако все они относятся к одному уровню районирования, так как обладают одним и тем же правовым статусом.

Каждый регион (кроме Санкт-Петербурга и Москвы) делится, в свою очередь, на административные районы. Административно-территориальное деление России, кроме того, включает городские округа и районы, города, волости, сельсоветы, поселки городского типа.

Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ

РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело - двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.

1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.

2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).

3. У них имеется свой законодательный орган.

4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.

5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы - высшие должностные лица (президент - в республиках, губернатор - в областях, мэр - в городах федерального значения).

6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.

7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр - в областях, столица - в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.

История административно-территориального деления России в дореволюционный период

Наша страна - государство, имеющее богатую историю. Поэтому административно-территориальное деление России нельзя рассматривать, не оглядываясь в прошлое. Так, в дореволюционный период существовали единицы, которые после прихода большевиков были упразднены. Это уезды, волости, генерал-губернаторства и губернии.

Волости

В Древней Руси волостью считалась вся территория некоторой земли (княжества), подчиненная городу сельская территория, полусамостоятельный удел. С конца 14 века она начинает рассматриваться как часть уезда, а с 1861 года становится единицей сословного крестьянского управления.

Уезды

С 13 века уездом считалась совокупность волостей, которые тяготели к тому или иному центру. Он управлялся наместниками князя, а начиная с 17 века - воеводой. С 18 века уезд входил в состав губернии. В нем с 1775 года осуществлялась исправником полицейско-административная власть, это была низшая финансовая, судебная и административная единица.

Губернии

Административно-территориальное деление России было отмечено тем, что основной единицей с 1708 года была губерния. В ее состав входили уезды. При этом некоторые губернии объединялись, формируя генерал-губернаторства. В России к 1917 году было 78 губерний. Из них 25 перешли к Прибалтийским государствам, Финляндии, Польше.

Генерал-губернаторства

В России генерал-губернаторства существовали с 1775 по 1917 год. В состав их входила одна или несколько областей или губерний. Управлялись они генерал-губернатором.

Особенности устройства СССР

Понять сущность административно-территориального деления России можно, только обратившись к устройству СССР. Отметим, что число уровней в иерархиях экономически процветающих и политически стабильных государств составляет не более трех, в крайнем случае четырех. Увеличение их количества приводит, как правило, к конфликтам между различными уровнями. В СССР число их составляло пять в республиках, имевших районное деление (поселение - город - район - республика -СССР) и шесть в республиках, имевших областное деление (поселение - район - город -область(край) - республика - СССР). Распад Советского Союза, как и регионализацию современной России, можно воспринимать как деформацию структуры иерархий устройства политико-территориального, которая сопровождалась уменьшением числа уровней.

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть "старше", чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна - это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР - ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Сходство устройства современной России с устройством СССР

Можно считать, что единицы административно-территориального деления России во многом схожи с единицами СССР. Сохраняются и отношения, приведшие к распаду Советского Союза. Прежде всего это различие между областями, которые являются аналогами республик СССР с делением на области; и республиками, аналог которых - республики СССР, имевшие районное деление. Кроме того, наблюдается специфическое несоответствие иерархий этих единиц между уровнями "район-город". Эта система деления досталась нашей стране в "наследство". Она не обеспечивала необходимого устойчивого развития государства в новых экономических условиях.

Реформирование системы

Необходимость изменения административно-территориального деления России недавно была осознана. Современный этап отмечен кардинальным ее реформированием. Относительно недавно был сделан первый шаг в данном направлении, которым стал Указ президента РФ, изданный 13 мая 2000 года. В нем говорилось о создании семи федеральных округов, а также об утверждении Положения и необходимости учреждения полномочных представителей президента РФ в федеральных округах.

Созданные федеральные округа современное административно-территориальное деление России в корне не меняют. Однако они являются стратегической формой упрочения вертикали власти в нашей стране. Федеральные округа в дальнейшем будут являться основой, на которой будет строиться административно-территориальное деление России. Перспективы их развития, по крайней мере, на сегодняшний день именно такие.