Главные герои сказки «Спор воды с огнем» — две природные стихии, огонь и вода. Они поспорили друг с другом, кто из них двоих сильнее. Спор перешел в борьбу, но решительной победы не мог одержать ни один из них. Тогда огонь и вода решили обратиться к ветру, чтобы тот рассудил их и решил, кто же сильнее.

Обращаясь к ветру, огонь хвалился своей грозной силой, рассказывал, как он легко умеет разрушать и уничтожать. И вода от него не отставала, тоже хвалилась перед ветром своей разрушительной мощью.

Мудрый ветер дал ответ обеим стихиям. Он пояснил, что то, чем они хвалятся — это не сила, а злость. Ветер попросил огонь и воду рассказать о добрых делах, которые те умеют делать.

Вода стала рассказывать, что избавляет от жажды все живое, помогая и животным и людям и растениям. Одновременно она ругала огонь, жар которого превращает плодородные края в пустыни. Огонь же возражал воде, говоря, что без его тепла ничто живое существовать не может, и что без тепла вода превращается в лед.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Спор воды с огнем» состоит в том, что нельзя сравнивать несравнимое. Также нельзя и сравнивать противоположные сущности. Кроме того, сказка учит нас, что чью либо силу и значимость следует оценивать по добрым и полезным для общества делам.

В сказке мне понравился персонаж ветер, который проявил терпение, выслушивая спорящих, и был объективным.

Какие пословицы подходят к сказке «Спор воды с огнем»?

Огонь да вода все сокрушат.
Спор противников находит, а согласие к хорошему приводит.
Жизнь дана на добрые дела.

Урок – Игра «Пожарная безопасность»

Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре.

Задачи:

    Закреплять и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности.

    Прививать навыки осторожного обращения с огнем.

    Формировать навыки детей пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях.

Оборудование:

1.Плакаты

2. Пожарный номер: 01»

3.Выставка детских рисунков по теме «Пожарная безопасность»

4.Книжная выставка на пожарную тему

Ход урока

Организационный момент

Ведущий : Ребята, сегодня на нашем уроке посвящено правилам пожарной безопасности.

Огонь – давний друг человека. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах, на заводах, на фермах, в сельскохозяйственном производстве.

Приручив огонь, люди приобрели не только помощника, но и коварного врага, ищущего малейшую возможность продемонстрировать свою силу и независимость.

Скажи, на что похож огонь?
Играет он, куда-то рвётся.

И в руки людям не даётся.
Огонь - как непослушный конь.

Дети разделяются на две команды и выбирают капитана.

«Визитная карточка»

Каждой команде придумать название и выбрать капитана.

Конкурс №1 «Кроссворд»

Команды разгадывают кроссворд.

Создан совместно с Кроссменом на сайте

3

4

2

1

9

13

12

5

7

6

11

10

8

3

4

2

1

9

13

12

5

7

6

11

10

8

1.Обожженное место на теле.

2.Сыпучее вещество для тушения пожара.

3.Что может взорваться при пожаре.

4.Им тушат пожар.

5.Человек, который тушит пожар.

6.Жидкость для тушения пожара,

7.Средство тушения огня.

8.Отравляющий газ, выделяющийся при пожаре.

9. Частица горящего или раскалённого вещества.

10. Поднимающиеся вверх серые клубы – летучие продукты горения.

11. Система сигналов о пожаре.

12.Защищает голову пожарного.

13. Горящий и светящийся, раскалённый огонь.

Конкурс № 2 «Отгадай»

Каждой команде предлагается одинаковый набор пословиц. Кто быстрее и правильно дополнит пословицы.

На воре и шапка…

Нет дыма без …

Из огня…

Спички детям …

И днем с…не найдешь

Один с огнем – другой с…

Конкурс № 3 «Загадки»

1.Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает (Огонь)

2.Где с огнем беспечны люди,

Обязательно он будет (Пожар)

3.Дым увидел, не зевай,

Нас скорее вызывай (Пожарные)

4.Раскаленная стрела

Дуб свалила у села (Молния)

5.Летела мошка, осиновая ножка

На стог села, все сено съела (Спичка)

6.Нашумела, нагремела

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округе полила (Гроза)

7.То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море (Утюг)

8.Серое сукно
Тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется . (Дым)

9.Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу. (Свеча)

10.Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Противогаз)

Конкурс №4 «Капитаны»

За одну минуту надо составить больше слов из слова «Задымленность» и записать их.

Конкурс №5 «Знатоки литературных произведений»

Отгадать из каких произведений отрывки, назвать автора:

    Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!» (К.И. Чуковский «Путаница») (11 слайд)

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, машет красным рукавом. (С.Я. Маршак «Кошкин дом»)

    Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом. (С. Михалков «Дядя Степа»)

    Огонь и вода заспорили между собой, кто из них сильнее. Спорили долго, дрались даже. Огонь донимал воду своим пламенным языком, вода, шипя от злости, заливала расходившееся пламя, но спора решить не могли и выбрали себе в судьи ветер.

(К.Д. Ушинский «Спор воды с огнем»)

Подведение итогов

Пока жюри подводит итоги, звучит песня «Если вдруг»

Шилова Т.А. – воспитатель речевой группы МДОУ №226

Цель: Расширить знания детей о роли воздуха, огня и воды в жизни человека, объяснить, что все в природе взаимосвязано и взаимообусловлено.

Ход.

Поспорили как-то раз ветер, огонь и вода кто из них самый главный!

Огонь: Посмотрите все на меня, какой я горячий, нарядный. Нет ничего красивей меня. Много лет я служу человеку верой и правдой: я обогреваю ему жилище и даю свет. А человек до сих по не назвал меня самым главным помощником.По моему мнению, нет в миреравного мне!

Вода: Ты лучше помолчи, хвастун, а то я на тебя как брызну, ты будешь долго шипеть. Кто человека напоит в жару, кто поможет человеку убраться в доме? Кто помоет его самого? Кто напоит деревья и травы, цветы, ягоды, овощи? Без меня в чугунке и обед не сваришь. Вот и выходит, что без воды сидел бы огонь без работы. Значит я самый главный!

Ветер: Завыл ветер: о чем спор ведете? Не было бы тепла и воды, человек бы прожил некоторое время. А как без воздуха, ведь дышать нужно каждую секунду. А о силе своей я не говорю. Захочу – раздую тебя, огонь, захочу – затушу. И тебя, вода, из кувшина вылью, разобью на маленькие капельки, дыхну горячим ветром и испарю.

Земля из цветочного горшка: Ты огонь, вода, ветер и сам человек – это все дети матери природы. А среди детей нет лучших. Каждое дитя дорого, за каждого сердце болеет.

И задумался огонь, успокоилась вода, улегся ветер. Спор прекратился и все уснули.

Михаил Пришвин «Берестяная трубочка»

Я нашёл удивительную берестяную трубочку.

Когда человек вырежет себе кусок бересты на берёзе, остальная береста около пореза начинает свёртываться в трубочку.

Трубочка высохнет, туго свернётся.

Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь.

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть.

Вокруг берёзы не было орешника.

Как же он туда попал?

«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, — подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».

Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки.

Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился — кто бы мог подумать? — паучишка и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.

Михаил Пришвин «Клюква»

Егерь Кирсан умел так рассказывать, что поначалу кажется, будто это у него всё правда, и только под самый конец поймёшь, правду он говорит или дурачит нас. Так вот он стал рассказывать нам однажды, какая это кислая ягода клюква.

— Кто же этого не знает, Кирсан Николаевич? — сказал ему кто-то из нас.

— Я не про это, — ответил Кирсан. — Кто же, правда, не знает, что ягода клюква кислая? На то ведь она и есть клюква! А вот однажды мне пришла в голову мысль, и летом я жену попросил, чтобы она и на мою долю клюквы побольше собрала в болоте. Прошло лето, и осень прошла; лёг снег. Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Делать нечего, поднялись тетерева на берёзы и стали кормиться древесными почками. А после ягоды, после зерна какая же это пища — берёзовая почка? Вот я подумал об этом и поставил под берёзами шалашик. Когда тетерева пригляделись к шалашику и перестали на него обращать внимание, забрался я рано поутру в него и на снегу раскидал клюкву. Вот прилетели тетерева, расселись по берёзам, клюют горькие почки, а внизу, видят, клюква красная на белом снегу. Один петух слетел, осторожно подходит. Что делать? Ружьё моё длинное — чуть шевельнёшься, догадается и сам улетит, и все улетят. Скажите, что бы вы на моём месте сделали?

— Что сделали? — сказал один охотник. — Я бы дал первому поклевать...

Другой охотник еще что-то сказал, третий ещё, заспорили. А Кирсан всё сидел и молча улыбался.

— Ну, скажи, Кирсан Николаевич, — обратились мы наконец к самому хозяину, — расскажи, как же ты поступил?

— Я поступил просто, — ответил Кирсан. — Когда петух взял клюквину в рот, стало ему после берёзовых почек очень кисло; он от кислого зажмурился, и тут я в него из ружья.

Смеялись мы, но другой егерь, Камолов, сказал:

— На этот раз у тебя сорвалось, Кирсан Николаевич, не сумел ты соврать. Это сказка есть о трёх зайцах, что охотник им клюквы дал, они зажмурились, и он их связал, без ружья обошёлся. А ты с ружьём — эка невидаль!

Константин Ушинский «Ветер и солнце»

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Константин Ушинский «Спор воды с огнём»

Огонь и вода заспорили между собой, кто из них сильнее.

Спорили долго, дрались даже.

Огонь донимал воду своим пламенным языком, вода, шипя от злости, заливала расходившееся пламя, но спора решить не могли и выбрали себе в судьи ветер.

— Ветер-ветрило, — сказал судье огонь, — ты носишься по целому свету и знаешь, что в нём делается. Тебе лучше, чем кому-нибудь, известно, как я обращаю в пепел целые селения и города, как своими всё уничтожающими объятиями обхватываю необозримые степи и непроглядные леса, как пламя моё рвётся к облакам и как бежит передо мною в ужасе всё живое — и птица, и зверь, и бледный дрожащий человек. Уйми же дерзкую воду и заставь её признать моё первенство.

— Тебе известно, могучий ветер, — сказала вода, — что я не только наполняю реки и озёра, но и бездонные пропасти морей. Ты видал, как я кидаю, будто щепки, целые стаи кораблей и хороню в моих волнах несметные сокровища и дерзких людей, как мои реки и ручьи вырывают леса, топят жилища и скот, а мои морские волны заливают не то что города и сёла, но целые страны. Что может сделать бессильный огонь с каменной скалою? А я уже много таких скал источила в песок и засыпала им дно и берега моих морей.

— Всё, чем хвастаетесь, — сказал ветер, — обнаруживает только вашу злость, но ещё не вашу силу. Скажите мне лучше, что вы оба делаете доброго, и тогда, быть может, я решу, кто из вас сильнее.

— О, в этом отношении, — сказала вода, — нельзя огню и спорить со мною. Не я ли даю питьё и животным, и человеку? Может ли без моих капель прозябать самая ничтожная травка? Где нет меня, там только песчаная пустыня, и сам ты, ветер, поёшь в ней печальную песню. Без огня могут жить во всех тёплых странах, но без воды ничто жить не может.

— Ты забыла одно, — возразил соперник воды, — ты забыла, что и в солнце горит огонь, а что могло бы жить без солнечных лучей, несущих повсюду и свет, и тепло? Там, куда я редко заглядываю, ты сама плаваешь мёртвыми глыбами льда посреди пустынного океана. Где нет огня, там нет жизни.

— А много ли жизни даёшь ты в африканских пустынях? — спросила злобно вода. — Ты жжёшь там целый день, а жизни нет как нет.

— Без меня, — сказал огонь, — вся земля была бы безобразною замёрзшею глыбою.

— Без меня, — сказала вода, — земля была бы глыбою бездушного камня, сколько бы ни жёг её огонь.

— Довольно, — решил ветер, — теперь дело ясное: поодиночке вы оба можете приносить только вред и оба одинаково бессильны на доброе дело. Силён же только тот, кто заставил вас да и меня также повсюду бороться друг с другом и в этой борьбе служить великому делу жизни.