1. Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

2. В срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

3. В срок предварительного следствия не включается время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса, а также время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

4. Срок предварительного следствия, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

5. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

6. При возобновлении производства по приостановленному или прекращенному уголовному делу, а также при возвращении уголовного дела для производства дополнительного следствия руководитель следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, вправе устанавливать срок предварительного следствия в пределах одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю вне зависимости от того, сколько раз оно до этого возобновлялось, прекращалось либо возвращалось для производства дополнительного следствия, и вне зависимости от общей продолжительности срока предварительного следствия. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.1. В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в частях первой и первой.2 статьи 237 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

6.2. В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446.5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.

7. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

8. Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Закреплено, что неотъемлемые элементы предварительного расследования - следствие и дознание. Выбор одного из них в рамках открытого уголовного производства оказывает существенное влияние на законность последующих процессуальных мероприятий. Рассмотрим далее подробно формы предварительного расследования, соотношение следствия и дознания, а также краткую характеристику судебного следствия.

Предварительное следствие

Нормы, регламентирующие его проведение, закреплены в 22 главе УПК.

Предварительное следствие - обязательная форма предварительного расследования по делам обо всех преступлениях, кроме тех, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК. В рамках этих производств выполняется дознание.

Как основная форма предварительного расследования предварительное следствие рассматривается в качестве системы процессуальных мероприятий и решений следователя. Их суть сводится к принятию материалов дела в производство, осуществлению процессуальных действий, предъявлению обвинения, применению мер принуждения, закрепленных в законе, приостановлению, окончанию следствия, исполнению решений по делу.

Уполномоченные лица

Предварительное следствие как форма предварительного расследования имеет ряд специфических черт. Особенности в первую очередь проявляются в субъектном составе лиц, уполномоченных его проводить.

В законодательстве указываются конкретные органы, осуществляющие предварительное следствие. При расследовании дел о деяниях, перечисленных в:

  • Пункте 1 ч. 2 151 статьи УПК - следователи СК РФ.
  • П. 2 2 части ст. 151 - следователи органов ФСБ. Эти же лица уполномочены на проведение предварительного следствия в случаях, закрепленных в ч. 4 ст. 151.
  • Пункте 3 части 2 151 статьи - следоватеи ОВД.
  • П. 5 2 части ст. 151 - сотрудники органов, реализующих функции контроля за оборотом психотропных и наркотических веществ.

Законодательство допускает проведение предварительного следствия или расследования органами, выявившими деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 151 УПК. В случаях, определенных частью 6 этой же нормы, процессуальная деятельность выполняется служащими той госструктуры, к подследственности которой относятся деяния, по которым открыто уголовное производство.

Общие правила

Порядок выполнения предварительного следствия как формы предварительного расследования регламентируется комплексом норм, закрепленных статьями 162-170 УПК.

Основанием для начала процессуальной деятельности является постановление о возбуждении дела или о принятии материалов к производству. Последнее имеет место в случае, когда дело возбуждено органом дознания.

Следствие в предварительном расследовании заканчивается прекращением дела (об этом выносится специальное постановление), оформлением обвинительного заключения или направлением материалов производства в суд для вынесения решения о применении принудительных медицинских мер.

Время проведения

Для предварительного следствия как формы предварительного расследования предусмотрены определенные сроки. В соответствии с положениями 162 статьи УПК, процессуальную деятельность уполномоченные служащие обязаны завершить в течение 2 месяцев с даты возбуждения дела. В этот период входит время со дня открытия производства до дня передачи материалов в прокуратуру с обвинительным заключением/постановлением о передаче материалов в суд для применения медицинских мер или до дня вынесения решения о прекращении производства.

В период проведения следствия не входит время, отведенное на оспаривание следователем постановления прокурора о возвращении дела для выполнения дополнительного следствия, корректировки объема обвинения (квалификации деяния) либо пересоставления заключения и устранения обнаруженных недостатков. Не учитывается и время, на протяжении которого производство было приостановлено по основаниям,

Продление периода

Срок следствия допускается продлевать до 3 месяцев, решение должен принять руководитель соответствующего органа. По делам, расследование которых сопряжено с особыми сложностями, период проведения процессуальных мероприятий может быть увеличен до 12 месяцев. Соответствующее решение принимается руководителем следственного подразделения по субъекту РФ или иным руководителем, приравненным к нему, или их заместителями.

Последующее увеличение срока следствия осуществляется в исключительных случаях. Основанием для этого выступает постановление председателя СК, руководителя следственного подразделения соответствующего федерального исполнительного органа или их заместителей.

При возвращении следователю материалов дела из прокуратуры в соответствии с частями 1.1 ст. 211, 1 ст. 214 и пунктом 2 1 части 221 статьи УПК, срок для выполнения указаний прокурора определяется начальником следственного органа, принявшего дело к своему производству. При этом он не может быть больше 1 месяца с даты поступления материалов.

В случае возобновления прекращенного или приостановленного дела или возвращения его для выполнения дополнительного расследования срок следствия не должен превышать 1 мес. со дня принятия его следователем. Последующее увеличение срока производится по общим правилам, закрепленным 162 статьей УПК (части 4, 5, 7).

Особенности осуществления процессуальных мероприятий

По общим правилам, в рамках предварительного расследования, осуществляемого следователем, предварительное следствие производится служащим единолично. При этом законодательство допускает выполнение процессуальных действий следственной группе. Такая необходимость возникает при расследовании особо сложных дел или при большом объеме процессуальных мероприятий.

Руководитель следственного подразделения принимает решение о привлечении группы специалистов и о корректировке ее состава. В соответствующем постановлении приводится перечень всех служащих, которые привлекаются к процессуальной деятельности. В обязательном порядке указывается лицо, руководящее и координирующее их действия. К работе группы могут привлекаться служащие органов, ведущих оперативно-розыскную работу.

Подозреваемые, обвиняемые, их представители знакомятся с перечнем служащих, уполномоченных осуществлять досудебное расследование в форме предварительного следствия.

Завершающий этап

Предварительное следствие как форма предварительного расследования может заканчиваться составлением обвинительного заключения, если все процессуальные мероприятия были выполнены, а собранных доказательств достаточно для предъявления обвинения. При этом должны отсутствовать основания для прекращения дела.

Прежде чем уполномоченный служащий приступит к составлению заключения, он должен выполнить ряд обязательных процессуальных действий. Среди них:

  1. Уведомление обвиняемого и разъяснение ему права ознакомиться с материалами дела самостоятельно или с помощью защитника (представителя). Соответствующее действие оформляется протоколом.
  2. Уведомление представителя (защитника), потерпевшего, гражданских ответчика и истца или их представителей.

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования, таким образом, включает в себя множество процессуальных действий. Все они должны быть зафиксированы в соответствующих протоколах и постановлениях.

Составив обвинительное заключение, следователь незамедлительно отправляет материалы прокурору. Дальнейшие решения и действия по делу регламентируются нормами главы 31 УПК.

Дознание

В рамках не всегда является обязательным. В случаях, предусмотренных законодательством, вместо него проводится дознание.

С законодательной точки зрения дознаватель не является единственным субъектом, уполномоченным проводить дознание. В выполнении может участвовать и следователь. Между тем, по мнению ряда авторов, упоминание этого должностного лица представляется достаточно сомнительным. Обусловлено это следующим.

Следствие и дознание как формы предварительного расследования имеют много общего, однако вместе с тем их отличают некоторые специфические признаки. Так, следователь не может руководствоваться процессуальными правилами, предусмотренными для дознавателя о сокращенном сроке выполнения расследования, составлении обвинительного акта, утверждении его у руководителя органа дознания и т. д.

В теории уголовного права традиционным считается мнение о том, что в рамках предварительного расследования предварительное следствие выполняется одними субъектами, а дознание - другими. Каждый из них наделяется соответствующими полномочиями. Следствие ведет следователь, а дознание - дознаватель. Этим и некоторыми другими признаками данные формы расследования разграничивались.

По производствам, подследственным дознавателю, следователь вправе вести расследование, но исключительно в порядке предварительного следствия. Согласно 4 части 150 статьи УПК, по письменному распоряжению прокурора дела, указанные в п. 1 ч. 3 этой же нормы, могут передаваться для выполнения предварительных следственных мероприятий. На практике еще не было случаев, когда следователь производил дознание.

Специфика применения норм

Правила производства дознания в общем виде закреплены в частях 1 и 2 223 статьи УПК. Оно осуществляется в порядке, определенном главами 21, 22, 24-29 с некоторыми изъятиями, указанными в гл. 32 Кодекса. Из этого следует, что на дознание распространяются абсолютно все положения, касающиеся проведения предварительного расследования, осуществления процессуальных действий, приостановления, возобновления следствия и прекращения производства. Если правила, установленные для дознания, не согласуются с порядком предварительного следствия, применению подлежат специальные нормы, регламентирующие именно эту форму расследования.

Общие положения

Дознание выполняется по делам о деяниях средней и небольшой тяжести, перечисленных в 1 пункте 3 части 150 статьи УПК, по которым следствие необязательно. Также эта форма расследования может применяться в рамках производства по иным преступлениям, но по письменному распоряжению прокурора.

В соответствии со статьей 223 УПК, на дознание отводится 30 суток с даты открытия дела. При наличии оснований он может быть продлен не больше чем на 30 суток. Соответствующее постановление выносится прокурором. При необходимости, в т. ч. для проведения экспертизы, срок может быть увеличен до 6 мес. Соответствующее решение уполномочен принять прокурор района, города, приравненный к нему или их заместители. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с выполнением запроса об оказании правовой помощи, сформированного и направленного по правилам 453 статьи УПК, допускается увеличить до 12 месяцев. Решение об этом принимает прокурор субъекта РФ или военный прокурор, приравненный к нему.

Направление уведомления

В случае, когда дело возбуждено по факту совершения уголовного деяния и в рамках дознания получен достаточный объем информации, дающий основания подозревать гражданина в причастности к этому посягательству, в законодательстве предусмотрена обязанность дознавателя составить специальный процессуальный документ. Им является уведомление о подозрении лица в совершении преступления.

Согласно правилам, закрепленным частью 2 ст. 223.1 УПК, в этом документе должны указываться:

  1. Место и дата составления.
  2. Ф. И. О. служащего.
  3. Ф. И. О. подозреваемого гражданина, дата его рождения.
  4. Описание признаков деяния с указанием времени и места совершения, иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии с пунктами 1 и 4.1 части 73 статьи УПК.
  5. Конкретная норма УК, ее часть, пункт, предусматривающие наказание за преступление.

Выводы

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно четко определить, чем отличается предварительное следствие от расследования. Последнее понятие является более общим. Оно охватывает два вида процессуальной деятельности - дознание, осуществляемое преимущественно дознавателями, и предварительное следствие.

Отличия предварительного расследования от иных видов процессуальной деятельности очевидны. В законодательстве четко устанавливается состав субъектов, уполномоченных на его выполнение, порядок осуществления необходимых действий, в т. ч. сбора и фиксации доказательств.

Какие признаки отличают судебное следствие от предварительного расследования?

Процессуальная деятельность суда, направленная на исследование полученных доказательств и установление фактических обстоятельств деяния, считается центральным звеном судопроизводства. Судебное следствие позволяет создать фундамент, на котором базируются дальнейшие предусмотренные законом процедуры. Речь, в частности, о прениях сторон и вынесении приговора. Законность и обоснованность итогового постановления по делу во многом определяются качеством судебного следствия.

От предварительного расследования эта процессуальная деятельность отличается рядом существенных черт. В первую очередь, исследование собранных по делу доказательств в суде осуществляется устно, гласно, непосредственно и непрерывно. Это позволяет максимально достоверно воссоздать события.

Судебное следствие выполняется другим лицом - судьей. При этом стороны производства принимают непосредственное и активное в нем участие. При этом в ходе процесса обеспечивается одновременное изучение и анализ собранных доказательств с различных позиций.

В процессе разбирательства проверке подлежат любые возможные версии происшедшего. Суд будет следовать той, которая отражена в обвинительном заключении. Он должен принять решение, основываясь на доказательствах, изученных и проанализированных в судебном заседании.

Ход процесса

Перед началом исследования материалов суд оглашает содержание документов, отражающих обвинение. Далее обсуждается и устанавливается порядок изучения доказательств.

Оглашение обвинительного документа направлено на публичное сообщение о предмете разбирательства.

Если дознание либо следствие по делу не осуществлялось, заседание начинается с оглашения заявления жертвы преступления. При наличии в материалах дела гражданского иска его содержание также сообщается участникам слушания.

После оглашения обвинения суд должен выяснить отношение к нему подсудимого. Для этого председательствующий опрашивает его. В ходе опроса устанавливается, признает ли гражданин себя виновным в содеянном. После этого обсуждаются и устанавливаются правила исследования доказательств.

Стоит сказать, что, несмотря на достаточно подробную регламентацию процессуального порядка выполнения каждого судебного действия, в законодательстве не закрепляется заранее определенной последовательности их осуществления. Это обусловлено спецификой доказывания по каждому конкретному делу.

Закон предусматривает для суда право самостоятельно определить в начале следствия наиболее целесообразный порядок изучения доказательств. Для этого заслушиваются предложения обвинителя, защитника, подсудимого, гражданских ответчика и истца, потерпевшего, их представителей о последовательности допросов лиц, привлеченных к разбирательству (в т. ч. экспертов и специалистов). По результатам их изучения суд выносит постановление, в котором отражает порядок изучения представленных материалов. В любой момент при этом он может изменить установленные ранее правила, о чем выносит соответствующее определение.

Заключение

Предварительное расследование считается самой продолжительной частью уголовно-процессуальной деятельности. В ходе него составляется достаточно большое количество документов. На стадии досудебного расследования решается множество уголовно-процессуальных задач.

Деятельность следователей и дознавателей основывается на принципах законности, общих правилах, закрепленных УПК. Выполнение законодательных предписаний способствует повышению эффективности борьбы с преступностью, воспитанию у граждан уважения к нормам права, укреплению правопорядка.

Вместе с тем производство предварительного расследования при отсутствии достаточных к этому оснований признается грубейшим нарушением закона. В таком случае причиняется значительный ущерб интересам общества и государства, правам и свободам отдельных лиц.

Еще сравнительно недавно часто фиксировались случаи нарушения сроков расследования, порядка его проведения, игнорирование процессуальной независимости следственных органов и прочие нарушения. Все это приводило к необоснованной трате средств, сил, времени правоохранительных органов, отвлечению их внимания от раскрытия тяжких преступлений. Несомненно, любые нарушения закона сотрудниками уполномоченных органов подрывают их авторитет.

В настоящее время случаи несоблюдения предписаний встречаются все реже. Сегодня предварительному расследованию как стадии досудебного производства уделяется повышенное внимание. Прокуроры тщательно проверяют поступающие к ним материалы, не допускают необоснованных обвинительных заключений. Обеспечению соблюдения законности способствует и судебное следствие. В рамках разбирательства все собранные доказательства исследуются повторно независимым должностным лицом.

Предварительное расследование ограничено жесткими временными рамками, что препятствует неоправданному затягиванию ведения уголовного дела, утрате доказательств, обеспечивает реальный доступ участников судопроизводства к правосудию. Для каждой формы расследования закон устанавливает самостоятельные процессуальные сроки.

Согласно ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть завершено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

В случаях возбуждения уголовного дела органом дознания в лице капитана морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителя геологоразведочной партии или зимовки, удаленной от мест расположения органов предварительного расследования, главы дипломатического представительства или консульского учреждения РФ срок дознания и предварительного следствия исчисляется с момента принятия ими такого решения.

Конечным моментом срока предварительного следствия установлен день:

  • направления прокурору уголовного дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;
  • вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия исчисляется месяцами и истекает согласно правилу ст. 128 УПК в соответствующее число последнего месяца. Если месяц не имеет соответствующего числа, срок заканчивается в последние сутки месяца. Если же истечение срока выпадает на нерабочий день, он заканчивается в первый следующий за ним рабочий день.

В срок предварительного следствия не включается время сто приостановления по основаниям, указанным в ст. 208 УПК, а также время на обжалование следователем решения прокурора в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК.

При невозможности завершить предварительное следствие в двухмесячный срок он может быть продлен до трех месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

Если расследование уголовного дела представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту РФ и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия находится в компетенции Председателя Следственного комитета РФ, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти и их заместителей, разрешается в исключительных случаях.

Для решения следователем вопроса о продлении срока предварительного следствия он должен составить соответствующее постановление (в нем указываются сведения о возбуждении уголовного дела, обстоятельства совершения преступления, доказательства причастности к нему обвиняемого, состояние расследования, объем предстоящей следственной работы) и представить его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с ч. 1.1 ст. 211,ч. 1 ст. 214 и и. 2 ч. 1 ст. 221 УПК срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с выявлением судом обстоятельств, указанных в ч. 1 и 2 ст. 237 УПК, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 ст. 162 УПК.

В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном ст. 446.5 УПК, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном ч. 4, 5 и 7 сг. 162 УПК.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее пяти суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Дознание производится в более сжатые сроки: в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненными к ним военными прокурорами и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в установленном порядке (ст. 453 УПК), срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета РФ, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета РФ в порядке, установленном ч. 3-5 ст. 223 УПК.

Срок дознания в сокращенной форме регламентируется ст. 226.6 УПК и составляет 15 суток, который может быть продлен прокурором до 20 суток. Дальнейшее продление не допускается.

Предварительное следствие - одна из двух формпредварительного (досудебного) расследованияпреступлений (наряду сдознанием) поУголовно-процессуальному кодексуРоссийской Федерации.

По своей сути предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Предварительное следствие производится следователямисогласноподследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.

Подследственность уголовных дел (ст. 151 УПК)

    Следователи Следственного комитета РФ - убийства; изнасилования; похищение человека; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.

    Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.

    Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления

    Следователи ФСКН - о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Предварительное следствие - это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем.

По общему правилу срок предварительного следствия составляет 2 месяца. Однако для обеспечения быстроты расследования дела при наличии возможности следствие должно быть закончено как можно раньше, не дожидаясь истечения этого срока.

Началом течения 2-месячного срока следствия служит день возбуждения дела, при этом текущие сутки не учитываются. Поэтому срок начинает течь с начала следующих суток (ст. 128 УПК РФ). Для исчисления срока следствия неважно, какой орган возбудил уголовное дело, поэтому в срок следствия входит время выполнения неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК РФ), а также время проведенного дознания (ст. 223 УПК РФ) после направления дела для производства следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Окончание срока предварительного следствия происходит в день: а) вынесения постановления о прекращении дела (ст. 213, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ) либо б) направления уголовного дела прокурору (с обвинительным заключением - ч. 6 ст. 220 или с постановлением о передаче дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера- п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ). Сроки дальнейшей деятельности прокурора установлены отдельно (10 суток по обвинительному заключению - ч. 1 ст. 221 и 2 суток по обвинительному акту - ч. 1 ст. 226 УПК РФ). В отличие от срока предварительного следствия срок дознания оканчивается в день составления обвинительного акта, а время ознакомления сторон с материалами дела в срок дознания не входит.

Процессуальный закон допускает возможность только одного перерыва в течение срока следствия - время приостановления дела в связи с невозможностью участия в деле подозреваемого или обвиняемого, когда его место нахождения известно (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), или в случае его тяжкого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). В срок предварительного следствия включается все время ознакомления участников процесса с материалами оконченного предварительного следствия (ст. ст. 216, 217 УПК РФ), а также время обжалования и рассмотрения жалобы следователя на постановление прокурора о возвращении дела для дополнительного расследования (ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

Срок предварительного следствия, установленный частью первой статьи 162 УПК РФ, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном статьей 162 УПК РФ.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей статьи 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Предварительное следствие - это наиболее полная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и реализации прав участников процесса. Предварительное следствие - это и основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание (ч. 2, 3 ст. 150 УПК) и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения (ст. 318). Для предварительного следствия в полной мере действуют все общие условия расследования, в нем реализованы все его институты, оно четко разделено на рассмотренные выше этапы. При этом надо иметь в виду, что процессуальная форма предварительного следствия может быть еще более усложнена по делам о применении принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетних и лиц, обладающих служебным иммунитетом.

Предварительное следствие включает производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.

Основным видом предварительного расследования является следствие, так как именно в форме следствия осуществляется расследование подавляющего большинства уголовных дел, за исключением преступлений небольшой и средней тяжести, перечисленных в ч.3 ст.150 УПК, по которым предварительное расследование производится в форме дознания.

Между формами расследования - следствием и дознанием нет принципиального различия, так как обе они направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на единых принципах всего судопроизводства, общие условия предварительного расследования распространяются и на дознание за отдельными исключениями. Доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные на предварительном следствии. Органы следствия и дознания по делам, отнесенным к их компетенции, производят все необходимые следственные действия и через прокурора передают дело в суд.

Вместе с тем имеются определенные различия между дознанием и следствием по кругу и характеру дел, отнесенных к дознанию и следствию; по срокам, органам и отдельным особенностям процессуальной формы производства дознания и его окончания.

Срок досудебного следствия – промежуток времени, установленный на уровне законодательства процессуального характера для своевременного и безотлагательного выполнения действий процессуального и следственного характера, позволяющих в наиболее короткие сроки раскрыть преступление и привлечь к ответственности виновного человека.


Своевременное завершение следствия досудебного характера без нарушения сроков способствует в максимально краткие промежутки времени раскрыть преступление, а также определить, зафиксировать и использовать найденные в процессе проверок и обысков доказательства. Это позволит создать прочную доказательную базу для разбора дела в суде, для обеспечения предоставления возможности сторонам и иным лицам в процессе принять необходимое содействие.

По основному правилу, длительность досудебного следствия и иные временные промежутки исчисляются в месяцах, поэтому такой срок заканчивается в тот день, когда заканчивается указанный месяц. Если отрезок времени заканчивается в выходной или выпадает на праздничный день, последний день срока передвигается на следующий за нерабочим.

Ст. 162 УПК РФ в действующей редакции рассматривает, когда начинают исчисляться сроки досудебного исследования дела и какова их максимальная продолжительность по любым преступлениям (к примеру, по делам о грабеже, мошенничестве и другим).

Согласно части первой рассматриваемой статьи провести расследование досудебного характера по различным делам, имеющим уголовную направленность, и завершить это дело ведущий дело сотрудник должен в двухмесячный срок после вынесения документа о возбуждении дела о совершённом преступлении.

Срок в два месяца на осуществление досудебных мероприятий следственного характера по делам в сфере уголовных нарушений заключительным не является, хотя, подчиняясь классическому законодательству, ведущий дело сотрудник должен реализовать все зависящие от него действия и процедуры, чтобы его не нарушить. Также ведущий дело сотрудник обязан пользоваться возникающими возможностями провести досудебное расследование быстрее.

Срок следствия включает время с даты, когда дело было возбуждено, и до момента, когда ведущим дело сотрудником было вынесено и направлено прокурору заключение с предъявляемым обвинением.

При необходимости заключение обвинительного характера заменяется постановлением для суда об активации к задержанному принудительных мер медицинского характера. Если дело прекращается без выдвижения обвинения, то в день издания нужного постановления срок считается завершённым.

Из двухмесячного срока исключаются следующие периоды:

  1. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат документов по делу для осуществления других действий и мер процессуального характера.
  2. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат документов по делу для пересмотра обвинительных пунктов.
  3. Когда уполномоченное лицо обжалует прокурорский возврат дела для переквалификации преступных действий преступника.
  4. Когда прокурором принято решение возвратить следователю дело для устранения установленных вышестоящим лицом недочётов в вынесенном уполномоченным лицом обвинительном заключении.
  5. Период приостановления движения дела.

Эти версии оснований обязательны для исключения их из общего срока досудебного следствия.

В том случае, если в течение двухмесячного срока проведённые следственные действия не дали никаких результатов или в течение двух месяцев имя преступника не стало известным, дело считается не имеющим фигуранта. Дело находится как бы в состоянии «спячки», и при появлении новых данных продолжает рассматриваться.

Длительность досудебного расследования может затянуться до трёх месяцев. Для этого ведущему дело следователю необходимо обращаться за санкцией к руководителю подразделения. Если дело о криминальном деянии является особо сложным, то срок досудебного следствия может быть передвинут до двенадцати месяцев при условии, что ведущий дело сотрудник обратится с ходатайством к вышестоящему руководству.

Руководитель обязан изучить поданное заявление и вынести решение. Если необходимость увеличения срока явилась следствием бездействия ведущего дело сотрудника, начальник имеет право составить отказ о продлении.

Чтобы продлить время проведения досудебного следствия, ведущий дело сотрудник обязан составить ходатайство, в котором указываются следующие сведения:

  • дата возбуждения дела об уголовном правонарушении;
  • даты (периоды) предыдущих промежутков времени, в которые продлевались сроки досудебного следствия;
  • обоснование позиции о невозможности своевременного окончания досудебного следствия;
  • планируемые дознавателем или следователем процессуальные или следственные действия в период увеличения срока;
  • подробная информация о рассматриваемом деле (если необходимо).

Требуемые данные позволяют руководителю принять объективное решение о необходимости увеличения сроков расследования в связи с обстоятельствами, в которых отсутствует вина ведущего дело дознавателя или следователя.

Возникновение исключительных ситуаций допускает дальнейшее увеличение срока. Принятие решения о продлении находится в компетенции Председателя российского Следственного комитета, руководителя органа следствия уполномоченного федерального исполнительного органа власти или руководителя (заместителя), находящегося при федеральном исполнительном органе следственного отдела.

Предельный месячный срок устанавливается:

  1. Когда остановленное движение дела возобновляется.
  2. Когда дело возращено для организации дополнительных мероприятий.

По обоим из оснований месячный срок может фиксироваться независимо от возобновления или возвращения дела на доследование. Кроме того, на установление месячного срока не влияет общая продолжительность срока следствия досудебного характера.

Если прокурор, изучив полученное от следователя дело, вернул документ из-за выявленных судом нарушений (составленные следователем или дознавателем заключение, акт или постановление обвинительного характера имеют нарушения, из-за которых суд не может вынести обвинительный приговор) или в случае, когда обвиняемым не получена копия обвинительного документа по независящим от него причинам, следует назначение нового срока. Этот срок, принятый для производства действий следственного или процессуального характера, составляет максимум один месяц с момента возвращения материалов уголовного дела следователю.

Увеличение сроков досудебного следствия происходит посредством вынесения следователем или дознавателем постановления, представляемого руководителю органа следствия в течение пяти дней до момента истечения окончательных сроков следствия.

Если сроки продлены, ведущий дело сотрудник обязан сообщить об этом в письменной форме следующим лицам:

  • потерпевшему;
  • представителю потерпевшего;
  • обвиняемому;
  • защитнику обвиняемого.

Указанные лица – обязательные участники уголовного процесса, поэтому должны быть информированы.

Конституционным судом Российской Федерации установлено, что ведущий дело сотрудник, занятый процессом досудебного расследования, должен оповестить потерпевшего с представителем, обвиняемого и защитника обвиняемого о вынесении постановления для пролонгации сроков такими формами и способами, которые исключают возможность разглашения тайны следствия.

Одно из громких судебных дел рассматривали в Тверском районном суде. Районный судья рассматривал возможность привлечения гражданина Ильи Фарбера за злоупотребление полномочиями должностного характера и получение денежной суммы в качестве взятки к уголовной ответственности.

Суть обвинения, по версии следствия, состоит в следующем. Гражданином Ильёй Фарбером немного ранее была получена взятка в размере трёхсот тысяч рублей от главы субподрядной строительной организации, затем обвиняемый потребовал новую сумму в сто тридцать две тысячи рублей.

После вымогательства второй суммы главой субподрядной строительной компании было подано заявление в отдел полиции по факту вымогательства. На основании полученного заявления оперативниками Тверского отделения управления Федерального отдела по безопасности была установлена слежка за подсудимым, что содействовало задержанию гражданина при обнаружении факта передачи денежных средств.

После задержания Фербера посадили в камеру досудебного заключения на одни сутки. Следователь заявил о том, что есть основания увеличить этот срок до девяноста дней. Представитель гражданина Фарбера подал прошение об отмене документа, дающего право на увеличение срока, заявив, что продление срока досудебного содержания является незаконным, а указанные причины задержания – необоснованными.

Адвокат заявил о нарушениях этим Постановлением законодательных норм уголовно- процессуальной сферы и о том, что увеличением времени содержания обвиняемого в камере нарушаются его конституционные права.

Свою жалобу адвокат направил в вышестоящую по отношению к районному суду апелляционную инстанцию. Жалоба содержала доводы о том, что суд неправильно проанализировал позицию следователя относительно того, что, пребывая вне места заключения, задержанный может скрыться для дальнейшего занятия криминальной деятельностью, уничтожить доказательства, которые ещё не обнаружены полицией, угрожать заявителю, вследствие чего расследование дело может пострадать. Также представитель заявил, что вынесение следователем письменного документа, продлевающего срок задержания подсудимого, является неподтвержденным фактами, а выводы несостоятельны и не подтверждены доказательствами.

Апелляционная судебная инстанция изучила доводы обеих сторон, проанализировала содержание жалобы и документы по уголовному делу и сделала следующие выводы.

Уголовное законодательство во второй части сто девятой статьи УПК определило возможность увеличения срока содержания под стражей сроком до полугода в том случае, если досудебное следствие в течение установленного законом двухмесячного срока закончить не представляется возможным. Увеличение срока больше, чем до шести месяцев, можно применить только к лицам, которые совершили преступления высокой степени тяжести или особой, и только при условии высокой сложности дела.

Сто десятая статья Кодекса устанавливает возможность отмены пресекательной меры в случае отпадения необходимости в ней или же изменения наказания за совершённое уголовное правонарушение в сторону смягчения или ужесточения.

Документы по делу, предоставленные следователем суду, указывают на то, что оформление прошения об увеличении времени содержания обвиняемого Фарбера в камере предварительного заключения было проведено в полном соответствии с уголовными нормами: субъект подачи ходатайства был надлежащим и процессуально соответствующим; прошение, содержащее в документе, было составлено в рамках рассматриваемого уголовного дела; продление судом сроков ареста на досудебном этапе было оформлено надлежащим образом, с учётом положений уголовно-процессуального законодательства и с исполнением содержащихся в сто шестьдесят второй статье Кодекса требований. Кроме того, прошение, составленное следователем, ведущим дело, было санкционировано вышестоящим руководством следственного органа, с учётом положений сто девятой статьи.

Позиция адвоката, изложенная в письменной жалобе, не получила своего подтверждения. Документами по делу подтверждалось, что у следствия были достаточные основания для увеличения срока задержания подсудимого до конца проведения всех необходимых следственных процедур в рамках уголовного производства. Доводы защитника о том, что у следствия не было доказательств, на основании которых оно сделало выводы, что подсудимый может скрыться от сотрудников полиции или суда, каким-либо образом повлиять на свидетельские показания, угрожать истцу, нейтрализовать подтверждающие вину доказательства либо продолжать заниматься противозаконной деятельностью, оказались не подтверждёнными.

Суд со своей стороны изучил предоставленные следователем документы и пришёл к правомерному выводу, что подсудимый гражданин Фарбер, пребывая вне места принудительного заключения, может осуществить следующие незаконные действия:

  1. Скрыться от сотрудников полиции или суда.
  2. Оказать влияние на свидетельские показания.
  3. Нейтрализовать подтверждающие вину доказательства, включая те, которые ещё не были найдены.
  4. Другим способом помешать судебному делопроизводству.

Указанные сведения позволили суду вынести верный вердикт о необходимости утверждения ходатайства об увеличении срока пребывания подсудимого под арестом.

Сведения о личности гражданина Фарбера, которые его адвокат требовал отнести к неоспоримой и достаточной причине изменить подсудимому пресекательную меру, также, по мнению суда, не нашли подтверждения. Суд указал на то, что применение вышеуказанной меры правомерно, так как основания её применения не были законом отменены и не стали более мягкими.

Суд, изучив материалы, которые ему передал сотрудник полиции, занимающийся расследованием, санкционировал оформление более длительного срока задержания. Нарушений в сфере процессуального порядка при уголовном преследования и задержании подсудимого, согласно Кодексу, коллегия судей не выявила. Предъявление обвинения задержанному было осуществлено следователем с соблюдением всех процессуальных норм. Ни одна из инстанций каких-либо нарушений в действиях сотрудников отдела полиции не выявили».

Судом определена обоснованность и процессуальная правильность применения пресекательной меры в виде содержания в камере до завершения досудебного разбирательства.

При рассмотрении ходатайства и самого уголовного дела в судебном процессе судом были предоставлены сторонам равные права для защиты и реализации принципа состязательности. Доказательства, которые стороны предоставили суду, были им тщательно изучены и надлежащим образом зафиксированы.

Апелляционная инстанция суда не нашла ни одного нарушения проведения судебного разбирательства в процессуальном плане, которое суд мог применить в качестве повода к отмене вынесенного следователем постановления об увеличении срока нахождения подсудимого под арестом.

На основании всех фактов и выводов апелляционная инстанция вынесла постановление не отменять решение Тверского районного суда об увеличении срока задержания обвиняемого под арестом, а жалобу представителя подсудимого Фарбера не удовлетворять.

Передавать жалобу в вышестоящие инстанции представитель подсудимого не стал.

Для правильного и своевременного рассмотрения дела главную роль, помимо профессионализма сотрудников следствия, играет соблюдение сроков расследования.