1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час -

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины.

2. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час -

влечет наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

3. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать и более километров в час -

влечет наложение штрафа в размере от трех до десяти базовых величин.

4. Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, -

влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятнадцати базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года.

5. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от десяти до двадцати километров в час -

влечет наложение штрафа в размере пяти десятых базовой величины.

6. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от двадцати до тридцати километров в час -

влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин.

7. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от тридцати до сорока километров в час -

влечет наложение штрафа в размере четырех базовых величин.

8. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от сорока и более километров в час -

влечет наложение штрафа в размере шести базовых величин.

Законом Республики Беларусь от 11.07.2014 N 176-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 176-З), вступившим в силу с 28.07.2014, статья 18.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) дополнена частями 5 — 8, предусматривающими административную ответственность за превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, на десять и более километров в час.

Ранее, до 28.07.2014, статья 18.13 КоАП состояла из четырех частей, устанавливавших административную ответственность за превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на десять и более километров в час независимо от способа фиксации такого правонарушения — работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо непосредственно должностным лицом органа Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — ГАИ). При этом часть 2 статьи 18.13 КоАП предусматривала и продолжает предусматривать административную ответственность за превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час, часть 3 статьи 18.13 КоАП — за превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать и более километров в час, а часть 4 статьи 18.13 КоАП — за действия, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 18.13 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

В связи с этим возник вопрос о квалификации превышения лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на двадцать и более километров в час, совершенного не ранее 28.07.2014 и зафиксированного непосредственно должностным лицом органа ГАИ, в случае, когда такое нарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, совершенное до 28.07.2014 и зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Согласно действующей практике такие деяния квалифицируются по части 4 статьи 18.13 КоАП, санкция которой предусматривает такое альтернативное административное взыскание, как лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года. Такая же позиция высказана в ряде комментариев к положениям статьи 18.13 КоАП <1>.

<1> См., например, статьи:

  • Повторность за скорость по камерам в «переходный период»: нарушение — до изменений в закон, наказание — после. Лишат ли прав? [Электронный ресурс] / Интернет-ресурс TUT.BY. — Режим доступа: http://auto.tut.by/news/road/413378.html;
  • Консультация адвоката. Превышение на камеру, а потом — «на жезл»: имеет ли право инспектор привлечь как за повторное? [Электронный ресурс] / Интернет-ресурс TUT.BY. — Режим доступа: http://auto.tut.by/news/exclusive/421681.html?sub=1.

Данный подход мотивирован тем, что поскольку первичное административное правонарушение квалифицировано по части 2 или части 3 статьи 18.13 КоАП (в редакции, действовавшей до 28.07.2014), то повторное правонарушение образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.13 КоАП, исходя из формального толкования редакции данной правовой нормы.

Полагаем, что указанный подход неправомерен и противоречит действующему законодательству Республики Беларусь.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния.

Частью 4 статьи 18.13 КоАП (в редакции, действующей с 28.07.2014) установлена административная ответственность за действия, предусмотренные частями 2 и 3 указанной статьи (превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час и на тридцать и более километров в час соответственно), совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

При этом Законом N 176-З, вступившим в силу с 28.07.2014, статья 18.13 КоАП дополнена частями 5 — 8, которыми установлена административная ответственность за превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. Соответственно данные деяния с 28.07.2014 перестали образовывать объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 статьи 18.13 КоАП.

Таким образом, с 28.07.2014 частями 1 — 4 статьи 18.13 КоАП предусмотрена административная ответственность за такое превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, которое зафиксировано не работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, а должностным лицом органа ГАИ. Соответственно норма части 4 статьи 18.13 КоАП, предусматривая ответственность за действия, предусмотренные частями 2 и 3 названной статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания именно за такие же нарушения, с 28.07.2014 применима только в отношении ситуации, когда и первичное, и повторное превышения скоростного режима зафиксированы не работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, а должностным лицом органа ГАИ.

То есть превышение скоростного режима, зафиксированное специальными техническими средствами, с 28.07.2014 не подпадает под применение частей 1 — 4 статьи 18.13 КоАП (в том числе частей 2 и 3 статьи 18.13 КоАП), поскольку по данным нормам возможно привлечение к ответственности только за нарушение скоростного режима, зафиксированное должностным лицом органа ГАИ. В рассматриваемом случае дачи правовой оценки повторному превышению скорости движения преюдициальное (первичное) нарушение отсутствует — административное взыскание наложено за превышение скорости движения, зафиксированное работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи. Формальное совпадение номеров частей статьи 18.13 КоАП, на основании которых квалифицировано первичное правонарушение (части 2 или части 3 статьи 18.13 КоАП (в редакции, действовавшей до 28.07.2014)), с аналогичными номерами частей статьи 18.13 КоАП, перечисленными в действующей редакции части 4 статьи 18.13 КоАП, не имеет правового значения, поскольку к моменту совершения повторного нарушения скоростного режима (после 28.07.2014) изменилось фактическое содержание, фактический объем деяния, образующего объективную сторону данных норм. То есть, несмотря на формально совпадающую нумерацию и даже формально совпадающие редакции норм, в абзаце первом части 2 и абзаце первом части 3 статьи 18.13 КоАП (в редакции, действующей с 28.07.2014) в сравнении с абзацем первым части 2 и абзацем первым части 3 статьи 18.13 КоАП (в редакции, действовавшей до 28.07.2014) содержатся уже другие по содержанию нормы, не предусматривающие административную ответственность за рассматриваемое первичное правонарушение.

Поскольку нет первичного (в целях применения части 4 статьи 18.13 КоАП) правонарушения, постольку невозможно привлечение лица к административной ответственности на основании части 4 статьи 18.13 КоАП, требующей наличия преюдиции.

Действующий неправомерный подход к квалификации рассматриваемого деяния по части 4 статьи 18.13 КоАП был бы применим в случае, если бы норма части 4 статьи 18.13 КоАП была изложена в следующей редакции:

«4. Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания на основании частей 2 и 3 настоящей статьи».

Однако часть 4 статьи 18.13 КоАП изложена в иной редакции, не совпадающей с вышеприведенной гипотетической.

В связи с вышеуказанным превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на двадцать и более километров в час, совершенное не ранее 28.07.2014 и зафиксированное непосредственно должностным лицом органа ГАИ, в случае, когда такое нарушение совершено повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на двадцать и более километров в час, совершенное до 28.07.2014 и зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.13 КоАП, санкция которого предусматривает такое альтернативное административное взыскание, как лишение права управления транспортными средствами сроком до одного года. Рассматриваемое деяние подлежит квалификации по части 2 статьи 18.13 КоАП, если превышение установленной скорости движения составляет от двадцати до тридцати километров в час, либо по части 3 статьи 18.13 КоАП, если превышение составляет тридцать и более километров в час.

Кому теперь грозит "повторность" за скорость и стоит ли владельцу переписывать "письма счастья" на водителя, разбирались корреспонденты auto.tut.by.

Все важные изменения в административное "водительское" законодательство вступили в силу 28 июля - через 10 дней после официального опубликования Закона № 176-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы РБ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения".

С октября же начнут работать нормы, касающиеся принудительной эвакуации автомобилей без помещения их на штрафстоянку.

Принципиально новое в законе - это фотофиксация нарушений правил остановки и стоянки (проще говоря, "письма счастья" за парковку), и дополнение "скоростной" статьи отдельными частями за превышения, зафиксированные именно камерами. 28 июля на практике заработает не все.

Сейчас ведется активная подготовка к работе по фотофиксации парковочных нарушений, сообщил на прошедшей неделе журналистам начальник ГАИ Минска Дмитрий Корзюк.

В Минске тестируется несколько приборов. Производятся тендерные закупки оборудования, которое позволит и фиксировать, и технически все обрабатывать. В ближайшее время мы сможем показать и рассказать, как это все работает. Организация, которая этим будет заниматься, уже согласована, но еще не утверждена.

Скорость и повторность

Вместе с тем, по его заверению, "скоростные" статьи будут работать уже с понедельника. Несмотря на предыдущие разъяснения, что по штрафам с камер повторности не будет, у автолюбителей все равно оставались сомнения: когда же теперь будет применяться ч. 4 ст. 18.13 КоАП?

В случае, если первое нарушение ЗА ГОД скоростного режима было зафиксировано видеокамерой, а второе нарушение инспектором, будет ли в этом случае иметь место "повторность" ибо теперь исходя из нововведений видеофиксация и обычное фиксирование инспектором нарушений скорости разнесено по разным статьям? Или теперь есть четко разделение - фиксация инспектором и только в этом случае идет повторность с последующим лишением прав и фиксация средств видео и фото фиксации без повторности соответственно", - интересовался Евгений (орфография и пунктуация пользователя сохранены. - прим. auto.tut.by).

Разбираемся с этим вопросом подробнее.

Новые части ст. 18.13 КоАП:

ч. 5. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от десяти до двадцати километров в час, влечет наложение штрафа в размере 0,5 базовой величины.

Ч. 6. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от двадцати до тридцати километров в час, влечет наложение штрафа в размере 2 базовых величин.

Ч. 7. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от тридцати до сорока километров в час, влечет наложение штрафа в размере 4 базовых величин.

Ч. 8. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, от сорока и более километров в час, влечет наложение штрафа в размере 6 базовых величин.

Как было?

За повторное в течение года нарушение скоростного режима, зафиксированное камерами или инспектором, владелец (или водитель) нес ответственность по ч. 4 ст. 18.13 КоАП - а ее санкции предусматривали в том числе и лишение прав.

Как стало?

4-я часть ст. 18.13 будет применяться только в случае, если водителя впервые и повторно остановил инспектор ГАИ. Все, что касается нарушений, зафиксированных камерами, подпадает под части 5-8 ст. 18.13. То есть если владелец хоть ежедневно получает "письма счастья" за превышение на 40 км/ч - он каждый раз платит штраф в размере 6 базовых величин (сейчас - 900 тыс. рублей). Вопрос о лишении прав более не стоит.

"Переписанные" штрафы

Как было?

Так как по закону ответственность за превышение скорости (а теперь - и нарушение правил остановки и стоянки) по умолчанию несет владелец автомобиля, а за рулем в момент нарушения может находиться кто угодно, то ему дано право "переписать" ответственность на фактического нарушителя. Но здесь был нюанс: если владелец по умолчанию получал минимально предусмотренный санкцией статьи штраф (например, 3 базовые за превышение на 30 км/ч), то фактический водитель, "взявший на себя" это нарушение, рассматривался уже на общих основаниях - то есть мог получить и 10 базовых за то же превышение.

Как стало?

Все будут нести одинаковую ответственность - и владельцы по умолчанию, и водители, взявшие на себя нарушение в ГАИ. Наказание для них более не имеет "вилки" и зафиксировано в базовых величинах в чч. 5-8 ст. 18.13 КоАП. По мнению представителей ГАИ, это - своеобразное послабление для нарушителей, с другой стороны, здесь ожидают, что станет меньше "хитрых" заявлений о пересмотре нарушений: когда, например, владельцу "светила" повторность и, соответственно, лишение прав, он искал среди своих знакомых водителей, у которых нарушение будет первым за год, хотя тот на самом деле его не совершал и за рулем этой машины, возможно, никогда и не сидел.

Полный текст ст. 18.13 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 18.13 КОАП РФ.

1. Осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией (абзац в редакции, введенной в действие с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 3 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июня 2005 года N 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Часть дополнительно включена с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ)
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание дополнительно включено с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ).

Комментарий к статье 18.13 КоАП РФ

1. Цель данной статьи - защитить права и законные интересы граждан РФ в сфере труда за границей.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп.) для осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей, требуется лицензия.

По Закону РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп.) лицензия для осуществления этой деятельности может быть выдана только российским юридическим лицам в соответствии с установленными законодательством правилами. Правила лицензирования указанной деятельности определяются Правительством РФ. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия этой деятельности.

2. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с установленным порядком коммерческой деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей.

3. Объективную сторону правонарушения составляют осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, без лицензии либо любые нарушения условий действия лицензии.

4. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие вышеуказанную деятельность.

5. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 18.13 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 18.13 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.