ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО


Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" , регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, установлен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

ФОМС в целях дальнейшего совершенствования деятельности по организации защиты прав и законных интересов граждан на обращение, а также создания эффективной системы организации рассмотрения обращений граждан разработал Примерное Положение "О порядке рассмотрения обращений граждан в территориальном фонде обязательного медицинского страхования" и рекомендует территориальным фондам обязательного медицинского страхования использовать его при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации.

Председатель
А.В.Юрин

Примерное положение "О порядке рассмотрения обращений граждан в территориальном фонде обязательного медицинского страхования"


Настоящее Примерное Положение "О порядке рассмотрения обращений граждан в территориальном фонде обязательного медицинского страхования" (далее - Порядок) разработано на основании Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ("Российская газета" N 95, 05.05.2006, Собрание законодательства Российской Федерации, 08.05.2006, N 19, ст.2060), которым регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, N 31, ст.3448), Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования , утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.93 N 4543-1 (с изменениями и дополнениями) ("Российская газета", N 81, 28.04.93), и устанавливает примерный порядок рассмотрения обращений граждан территориальными фондами обязательного медицинского страхования и его должностными лицами.

Настоящий Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на обращения граждан, поступившие в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Настоящий Порядок определяет общие правила приема и рассмотрения обращений граждан территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС).

1. Общая часть

1.1. Термины, используемые в настоящем Положении:

обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в ТФОМС, его филиалы и представительства письменные предложения, заявления или жалобы, а также устные обращения граждан;

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, развитию и улучшению деятельности учреждений и организаций системы обязательного медицинского страхования;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе учреждений и организаций системы ОМС и должностных лиц, либо критика деятельности указанных учреждений и организаций системы ОМС или должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя ТФОМС либо выполняющее организационно-распорядительные функции в ТФОМС, а также представители учреждений и организаций системы обязательного медицинского страхования.

1.2. Сведения о поступивших обращениях и результатах их рассмотрения используются при составлении ТФОМС отчета по форме ведомственного статистического наблюдения N ПГ "Организация защиты прав и законных интересов граждан в системе обязательного медицинского страхования" в установленные сроки.

1.3. В случае служебной необходимости выборочные результаты регистрации, учета поступивших и рассмотренных ТФОМС обращений, жалоб, консультаций могут быть представлены в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) по запросу последнего и в сроки, определяемые ФОМС в каждом конкретном случае.

2. Права гражданина при рассмотрении обращения и гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

2.1. При рассмотрении обращения гражданин имеет следующие права и гарантии:

2.1.1. Представлять дополнительные документы и материалы, касающиеся рассмотрения обращения, либо обращаться с просьбой об их истребовании.

2.1.2. Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

2.1.3. Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2.1.4. Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.5. Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

2.2. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности учреждений и организаций системы ОМС либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2.3. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

3. Порядок рассмотрения обращений

3.1. Обращение, поступившее в ТФОМС, подлежит обязательному рассмотрению в соответствии с компетенцией.

3.2. В случае необходимости обращение может быть рассмотрено с выездом на место.

3.3. Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений, принятие заведомо незаконного решения, разглашение сведений о частной жизни граждан, ставших известными в ходе рассмотрения обращений, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений по обращениям граждан влекут дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.4. Должностные лица, осуществляющие рассмотрение письменных обращений, прием и консультации граждан, несут ответственность за правильность принятых ими мер, а также за соответствие законодательству принятых лично ими решений, данных разъяснений, рекомендаций.

4. Письменные обращения

4.1. Требования к письменному обращению

4.1.1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование учреждения, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

4.1.2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

4.1.3. Обращение, поступившее в ТФОМС или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Порядок рассмотрения отдельных обращений

4.2.1. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (анонимное обращение), ответ на обращение не дается.

4.2.2. Анонимные обращения, содержащие сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, подлежат направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией, о чем в учетных формах делается соответствующая отметка.

4.2.3. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

4.2.4. При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4.2.5. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

4.2.6. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель или должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

4.2.7. В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

4.2.8. В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение.

5. Порядок регистрации, учета, сроки рассмотрения письменных обращений и оформления документации по письменным обращениям

5.1. Прием и регистрация письменных обращений граждан осуществляется общим отделом или канцелярией ТФОМС.

5.2. Все письменные обращения регистрируются в 3-дневный срок с момента поступления.

5.3. На письменном обращении проставляется регистрационный штамп, дата регистрации и регистрационный номер, кроме того, в общем отделе или канцелярии каждое обращение регистрируется в регистрационной карточке учета.

5.4. Письменное обращение гражданина должно быть подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным, но подлежит регистрации в установленном порядке.

5.5. Письменное обращение направляется исполнительному директору (заместителю исполнительного директора) ТФОМС для предварительного рассмотрения по компетенции обращения и наложения резолюции по обращению.

5.6. По каждому обращению исполнительным директором или заместителем исполнительного директора ТФОМС не позднее чем в трехдневный срок должно быть принято одно из следующих решений:

- о принятии обращения к рассмотрению,

- о направлении обращения по принадлежности в другое учреждение, если вопросы, поднятые в нем, не относятся к компетенции ТФОМС,

- об оставлении обращения без рассмотрения (в случае если содержание обращения лишено логики и смысла или в случае анонимного обращения, согласно пунктам 4.2.2-4.2.6 настоящего Порядка).

5.7. После предварительного рассмотрения обращения граждан с резолюцией директора (заместителя директора) направляются в структурные подразделения ТФОМС по компетенции для детального рассмотрения по существу поставленных вопросов и подготовке ответа заявителю.

5.8. Обращение, рассмотрение которого не входит в компетенцию ТФОМС, и поступившие от заявителя подлинные документы передаются в другое учреждение для рассмотрения по принадлежности не позднее чем в семидневный срок, с извещением об этом заявителю.

5.9. В случаях, когда в обращениях наряду с вопросами, относящимися к компетенции ТФОМС, содержатся вопросы, подлежащие рассмотрению в других учреждениях, не позднее чем в семидневный срок в соответствующие учреждения направляются копии обращений или выписки из них, о чем извещают заявителей.

5.10. Не допускается направление обращения для рассмотрения в организации и (или) тем должностным лицам, действия которых обжалуются.

5.11. Обращения, связанные с деятельностью медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, могут быть рассмотрены в пределах компетенции ТФОМС и (или) направлены в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

5.12. Обращения, связанные с деятельностью медицинских учреждений, не работающих в системе ОМС, должны быть направлены в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации не позднее чем в семидневный срок.

5.13. О передаче заявлений для рассмотрения в другие учреждения делаются соответствующие отметки в регистрационной карточке.

5.14. По результатам окончательного рассмотрения обращения в регистрационную карточку учета заносятся сведения о заявителе и рассмотренном обращении, указания об исполнителе, сроке исполнения, о характере обращения, причинах, проставляется дата отправления ответа заявителю. На тексте обращений надписи не делаются.

5.15. Письменное обращение, поступившее в ТФОМС в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

5.16. В случаях, требующих проведения соответствующих проверок, изучения и истребования дополнительных материалов, принятия других мер, сроки рассмотрения могут быть, в порядке исключения, продлены заместителем исполнительного директора не более чем на 30 дней. При этом в течение месяца с момента поступления обращения его автору письменно сообщается о принятых мерах и о продлении срока рассмотрения обращения.

5.17. Исполнитель, получивший заявление для рассмотрения, обязан принимать меры к своевременной и полной его проверке, подготовке ответа, выявлению причин его подачи и (или) формированию предложений по возможным путям устранения причин.

5.18. Обращения граждан считаются рассмотренными, если по всем вопросам приняты необходимые меры либо даны исчерпывающие ответы, соответствующие законодательству.

5.19. Ответ на обращение готовится на бланке ТФОМС и регистрируется в общем отделе или канцелярии.

5.20. Гражданам сообщается о решениях, принятых по их обращениям, в случаях неудовлетворительного решения дается мотивированный отказ с разъяснением порядка его обжалования.

5.21. Ответ на обращение подписывается исполнительным директором или заместителем исполнительного директора ТФОМС.

5.22. Вместе с сообщением о результатах рассмотрения обращения заявителю возвращаются поступившие от него подлинные документы, за исключением подлинного экземпляра обращения, если они не подлежат направлению вместе с заявлением в другое учреждение для рассмотрения по принадлежности.

5.23. Ответ на обращение, поступившее в ТФОМС или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

5.24. В случае поступления в ТФОМС обращения, направленного из ФОМС по принадлежности, ФОМС информируется о результатах рассмотрения обращения и о принятых по рассмотрению обращения мерах.

5.25. Обращения граждан, копии ответов на них и материалы, связанные с их обращением, формируются в дела в соответствии с утвержденной номенклатурой и хранятся постоянно.

5.26. Делопроизводство по обращениям граждан ведется сотрудниками общего отдела или канцелярии ТФОМС, структурного подразделения ТФОМС, ответственного за работу с обращениями граждан, а также сотрудниками информационного структурного подразделения ТФОМС при автоматизированной системе учета документооборота.

6. Личный прием граждан

6.1. Личный прием граждан в ТФОМС проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами в установленные дни и часы. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

6.2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

6.3. Учет (регистрация) устных обращений граждан при личном приеме осуществляется в журнале или в электронной системе учета. Форма ведения журнала или электронной системы учета определяется ТФОМС.

6.4. В обязательном порядке журнал должен включать следующие разделы:

- дата обращения;

- ФИО, дата рождения обратившегося;

- адрес регистрации и фактического проживания;

- категория (работающие/неработающие граждане, дети до 14 лет, инвалиды);

- тематика обращения;

- ФИО и должность уполномоченного за рассмотрение;

- результат рассмотрения;

- проведенные мероприятия.

6.5. Лицо, уполномоченное осуществлять личный прием граждан, руководствуясь законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в пределах своей компетенции вправе принять одно из следующих решений:

- удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения;

- отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;

- принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины, по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок рассмотрения письменного обращения.

Если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно в письменной форме изложить срою просьбу, лицо, осуществляющее прием, обязано оказать ему в этом необходимую помощь.

6.6. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

6.7. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Положением.

6.8. В случае если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию ТФОМС или должностного лица, осуществляющего прием, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться, и по возможности ему оказывается необходимое содействие.

6.9. В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

6.11. В случае если устные обращения граждан приняты по телефону, даются устные ответы по вопросам, входящим в компетенцию ТФОМС.

6.12. Регистрируются устные обращения граждан, принятые по телефону, в журнале в установленном порядке.

7. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан.

Руководители ТФОМС и должностные лица, ответственные за работу с обращениями граждан, осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Обязательное медицинское страхование
в Российской Федерации,
N 5, 2009 год

Вниманию жителей Челябинской области!

ТФОМС Челябинской области напоминает, что при изменении данных документа, удостоверяющего личность, а также при получении нового паспорта, Вам необходимо обратиться в Вашу страховую медицинскую организацию (её контактные данные указаны в полисе ОМС) в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли.


Составляем обращение правильно

Наша жизнь устроена так, что зачастую мы сталкиваемся со сложными ситуациями, которые не можем решить самостоятельно, и нуждаемся в помощи профессионалов. В некоторых случаях разрешить проблему или получить квалифицированную консультацию можно только путем официального обращения в органы государственной власти и госучреждения, осуществляющие публично значимые функции.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано ст. 33 Конституции Российской Федерации, а порядок подачи и рассмотрения обращений утвержден Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно нормам действующего законодательства, гражданин может обратиться, как в устной, так и письменной форме. Само обращение в зависимости от его содержания принято делить на три основных вида - предложение, заявление и жалобу:

1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Традиционно в структуре обращений граждан ведущее место занимают вопросы социальной сферы, в том числе связанные с получением бесплатной медицинской помощи.

Специалисты ТФОМС Челябинской области ежедневно принимают десятки обращений граждан, и каждый год их количество остается стабильно высоким. Например, за первое полугодие 2014 года в фонд и страховые медицинские организации, работающие в сфере ОМС Челябинской области, поступило 279 тыс. обращений, а за аналогичный период 2015 года их количество составило уже 290 тысяч. Рост количества обращений неминуемо влечет существенное увеличение нагрузки на специалистов фонда и страховых компаний, перед которыми стоит ряд важных задач: осуществление защиты прав застрахованных граждан, организация проведения экспертизы качества медицинской помощи, информирование граждан о правах и обязанностях в сфере ОМС и т.д. При этом качество и сроки подготовки ответа заявителю во многом зависят от того, насколько грамотно составлено обращение гражданина. Специалисты ТФОМС Челябинской области предлагают читателям ознакомиться с несколькими основными правилами составления письменных обращений. Их соблюдение существенно ускорит работу специалистов и позволит заявителю получить объективный ответ в оптимальные сроки.

Правило №1

Необходимо правильно выбрать адресата обращения

Обращение целесообразно направлять в то ведомство, в компетенцию которого входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов. Поэтому гражданину следует удостовериться, действительно ли в компетенцию выбранного им органа власти входит решение данного вопроса.

Например, управление сферой здравоохранения осуществляет сразу несколько структур, которые имеют различные функции и полномочия.

Вопросы, связанные с организацией оказания медицинской помощи, (график работы медицинских учреждений, наличие талонов к врачам, очереди при получении медицинской помощи и т.д.), относятся к компетенции органов управления здравоохранением. Это, как правило, управление здравоохранения муниципалитета, на территории которого находится медучреждение, или Министерство здравоохранения Челябинской области, если речь идет о медицинских организациях областного подчинения.

Кроме того, к компетенции Министерства здравоохранения Челябинской области относится разработка и реализация областных программ развития здравоохранения, обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и ее компонентами, а также лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, в том числе для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности и т.д.

Ряд контрольных и надзорных функций, в том числе государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, контроль за обращением медицинских изделий, за применением цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, и некоторые другие функции выполняет Территориальный орган Росздравнадзора по Челябинской области.

В компетенцию ТФОМС Челябинской области входит обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав, а также предъявление требований к страхователю, страховой медицинской организации и медицинской организации, в том числе в судебном порядке, связанных с защитой прав и законных интересов застрахованных граждан в сфере обязательного медицинского страхования.

В случае возникновения вопросов, связанных с нарушением прав граждан, застрахованных в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе при неудовлетворенности качеством оказания медицинской помощи или при необоснованном отказе в её оказании, гражданам необходимо обращаться в страховую медицинскую организацию, в которой они застрахованы по обязательному медицинскому страхованию, или в Территориальный фонд ОМС.

Согласно закону, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа или должностного лица, в течение семи дней со дня его регистрации направляется в соответствующее ведомство по компетенции. Очевидно, что обращение, направленное не по компетенции, увеличивает сроки предоставления ответа гражданину.

По словам начальника отдела по обеспечению и защите прав застрахованных граждан ТФОМС Челябинской области Игоря Перекопского, около трети вопросов, поступающих в фонд, перенаправляются в другие ведомства по компетенции.

Правило №2

Необходимо правильно выбирать форму обращения в зависимости от сути вопроса, поставленного в нем.

Практика показывает, что зачастую граждане не могут выбрать оптимальный способ подачи обращения. Сложные вопросы, требующие детального изучения, адресуются по телефону, а вопросы общего характера, наоборот, принимают форму письменных обращений.

На сегодняшний день в ТФОМС Челябинской области работает несколько каналов обратной связи с населением. Для оперативного получения ответов на вопросы общего характера, такие как: «Как получить полис ОМС?», «Как выбрать или заменить страховую компанию по ОМС?», «Где действует полис ОМС?» и т.д., целесообразно использовать сервис обратной связи «Форум: вопрос-ответ» на сайте фонда http://сайт/ или позвонить на бесплатную «горячую» линию по номеру телефона 8-800-300-1-003.

Если обращение связано с качеством оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, в том числе содержит персональные данные пациента, описание лечения больного, указание причин неудовлетворенности оказанием медицинской помощи, необходимо направлять письменное обращение посредством почтовой связи или через Интернет-приемную на сайте фонда.

Правило №3

При составлении письменного обращения необходимо указывать все обстоятельства произошедшего и оставлять полные контактные данные заявителя.

«К нам часто поступают письменные обращения, в которых отсутствует информация, необходимая для его рассмотрения. Например, жалобы такого рода: «Моей маме отказали в медицинской помощи, ей стало хуже. Что нам делать?» Как зовут маму, где ей отказали и в какой помощи она нуждается, непонятно. А если человек не оставил свои контактные данные, выяснить все обстоятельства не представляется возможным, что затрудняет работу специалистов фонда и не способствует оперативному рассмотрению, возможно, действительно неотложного, жизненно важного вопроса, - говорит Игорь Перекопский.

Поэтому при подаче письменного обращения, необходимо указать свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и контактные данные - желательно не только почтовый адрес, но и телефон, адрес электронной почты, чтобы специалисты могли связаться с заявителем и уточнить необходимую информацию, а также подробно изложить суть события с указанием всех обстоятельств, участников, места и времени произошедшего.

Правило №4

При составлении обращения необходимо соблюдать закон.

Каждому заявителю необходимо помнить, что, согласно нормам действующего законодательства, основаниями для отказа в рассмотрении обращения являются:

Отсутствие в обращении фамилии гражданина, направившего обращение, или адреса, по которому должен быть направлен ответ.
Наличие нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.
При наличии в обращении текста, не поддающегося прочтению.

Также необходимо учитывать, что жалобы на качество оказания медицинской помощи, чаще всего, влекут за собой проведение экспертного контроля, который возможен только в случае получения обращения от самого застрахованного лица или его законного представителя (в частности, родителей несовершеннолетних граждан, опекунов, представителей по доверенности). Необходимо понимать, что соседи, знакомые и иные лица в случае отсутствия соответствующей нотариально заверенной доверенности не являются законными представителями гражданина.

Органы государственной власти обязаны рассмотреть поступившее обращение и направить ответ в течение 30 дней со дня его регистрации. В ряде случаев срок рассмотрения обращения может быть продлен ещё на 30 дней, при обязательном уведомлении об этом гражданина, направившего обращение.

В современном обществе реализация права на обращение имеет важное социальное и политическое значение. С одной стороны, это законный способ свободно высказывать свое мнение по тому или иному вопросу, поднимать проблемы и добиваться их решения. С другой стороны — обращения граждан служат источником информации для органов публичной власти о потребностях, интересах и проблемах граждан.

Поэтому работа с обращениями граждан требует не только исполнительности от представителей органов государственной власти, но и сознательности гражданина, который должен подходить к составлению обращения максимально ответственно, с осознанием цели своего обращения, и пониманием того, что за рассмотрением каждого обращения стоит труд специалистов различных ведомств.

Куда пожаловаться на врача

Вы не знаете, куда пожаловаться на врача? Тогда эта статья будет для вас очень полезной. Вот несколько вариантов того, кому жаловаться на врачей:

  1. Руководству медучреждения. Это первый и самый простой способ восстановления справедливости. В зависимости от серьезности совершенного врачом деяния можно выбрать между написанием жалобы его непосредственному руководителю (например, заведующему отделением) или же сразу руководителю медицинского учреждения (чаще всего это главный врач). Руководящее лицо обязано принять меры по рассмотрению поступившего обращения и принять решение о виновности или невиновности медработника. При этом вам должны дать письменный ответ на поступившую жалобу. Обычно такого обращения достаточно для разрешения конфликтной ситуации, но бывает, что из врачебной солидарности руководство больницы встает на сторону виновного. Если в вашем конкретном случае получилось именно так, то переходите к следующему пункту.
  2. В Министерство здравоохранения. В каждом территориальном образовании имеется такой орган. При министерстве всегда действует общественная приемная, деятельность которой непосредственно связана с приемом и обработкой обращений граждан, на основании которых проводятся проверки и привлекаются к ответственности виновные в нарушениях. Письменно оформите свою жалобу и отдайте ее в территориальное Министерство здравоохранения. Более того, на сегодняшний день имеется возможность подать жалобу несколькими способами:

    Лично, то есть отвезти жалобу непосредственно в вышестоящий орган;
    - почтовым отправлением (при этом нужно непременно сохранить квитанцию об отправке);
    - посредством электронной почты на адрес министерства;
    - или же оставить обращение на официальном сайте.

    В любом из этих случаев жалоба должна быть рассмотрена и вам должны дать официальный ответ на нее. В соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ваше обращение должно быть рассмотрено и ответ вам должен быть направлен не позднее чем через 30 дней с момента поступления жалобы. Ответ направляется в той форме, которая указана в вашем заявлении, а в случае отсутствия такого пожелания — посредством почты на адрес, указанный в обращении.

  3. В прокуратуру. В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ», этот орган осуществляет надзорную функцию и в числе прочих обязанностей проводит проверки по поступившим обращениям граждан. В связи с этим, в случае если в отношении вас были совершены действия, которые идут вразрез с действующим законодательством, вы имеете полное право инициировать проведение прокурорской проверки по данному факту. Следует также отметить, что правила подачи жалобы, а также сроки рассмотрения и направления ответа аналогичны тем, что мы указали в предыдущем пункте.
  4. В соответствии с Конституцией РФ, каждый гражданин имеет право на судебную защиту. Таким образом, еще одним органом, в который вы можете обратиться, является суд. В исковом заявлении необходимо отразить полное наименование суда, в который вы обращаетесь, изложить суть спора и обязательно указать, какие именно права были нарушены — желательно, с правовым обоснованием таких нарушений (ссылками на статьи законодательства РФ). Также нужно приложить имеющиеся у вас доказательства таких нарушений: справки, выписки, договоры, иные документы, а также видео и фотографии; сошлитесь и на свидетельские показания, если таковые имеют место быть.
  5. Не будем забывать и о полиции. Да, в полицию вы также можете обратиться с заявлением. Однако органы полиции рассматривают лишь правонарушения, связанные с умышленным причинением вреда жизнь и здоровью, то есть преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Поэтому в полицию писать заявление имеет смысл только в том случае, если врач умышленно причинил вам вред. Справедливости ради следует сказать, что такие случаи бывают крайне редко. Кроме того, следователь или дознаватель рассмотрит обращение и в случае, если в ваш адрес поступили угрозы, имело место вымогательство или же были оскорблены ваши честь и достоинство. Также полицейские примут меры в отношении врача, допустившего административное правонарушение.

Куда жаловаться на врачей поликлиники

Почему-то принято разделять всех работников здравоохранения на «обычных» врачей, то есть специалистов, работающих в больницах, и врачей поликлиник. Отсюда возникает вопрос: куда жаловаться на врачей поликлиники? Отвечаем: туда же, куда и на врачей больниц. То есть, если у вас что-то случилось в поликлинике, все перечисленное выше применимо и для этих случаев.

Образец жалобы на врача

Никакого специального образца для составления жалобы на сегодняшний день не существует. Следовательно, писать свое обращение будете по самой общей форме. Один из возможных образцов жалобы на врача выглядит так:

  1. В верхнем правом углу указываете наименование органа, в который направляете свое обращение. Если данное обращение касается должностного лица (например, руководителя больницы), то помимо его фамилии, имени и отчества необходимо указать и занимаемую должность. Если же обращение идет в определенный госорган, то достаточно указать его полное наименование и фактическое место расположения. Ниже укажите свои личные данные (ФИО, адрес места жительства и контактный номер телефона).
  2. По центру укажите наименование документа (например, «Жалоба на действия врача-терапевта» или «Претензия»).
  3. После этого можно приступать к описанию сложившейся у вас ситуации. Например: «01.01.2014 я обратился в городскую поликлинику №1 с жалобой на боль в груди. В регистратуре я предъявил паспорт, а также медицинский полис, но, так как я постоянно проживаю в другом городе, а обращаюсь по месту временного пребывания, мне было отказано в оказании медицинских услуг. Данные действия считаю нарушением ст. 41 Конституции РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», гарантирующими право каждого гражданина на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории Российской Федерации».
  4. Далее следует указать свои требования в связи с изложенными нарушениями. Например: «Ввиду вышеизложенного, прошу:

    Обеспечить мне возможность реализовать свое право на получение медицинской помощи;
    - компенсировать мне расходы, понесенные в связи с вынужденным обращением за платной медицинской помощью;
    - принять меры в отношении виновных лиц».

  5. Завершается жалоба так же, как и любое другое заявление, личной подписью составившего его лица и датой составления.
  6. Если вы прикладываете к своему заявлению какие-либо документы, служащие в качестве доказательств, их необходимо перечислить ниже в качестве приложений к обращению. Важно сказать, что к заявлению прикладываются копии документов, но оригиналы вас тоже могут попросить предоставить позднее — для проведения сверки. Например, в нашем случае приложение может выглядеть следующим образом: «Приложения:

    Договор на оказание платных медицинских услуг (копия) — 1 экз. на 2 листах;
    - кассовый чек (копия) — 1 экз. на 1 листе».

Важно отметить, что в случае с исковым заявлением форма обращения будет немного иной. Все требования, предъявляемые законодательно к исковому заявлению, устанавливаются ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей, исковое заявление должно помимо указанной информации содержать сведения об ответчике (его контактные данные) и соблюдении досудебного порядка. Соблюдением досудебного порядка является наличие обращений гражданина к руководству медицинского учреждения с требованием о восстановлении нарушенного права. Согласно процессуальному законодательству, прибегать к судебной защите нужно в том случае, если ранее уже были предприняты действия к разрешению конфликтной ситуации мирным путем, но успехом они не увенчались.