МАНУ МАНУ

(др.-инд. Manu, «человек», от корня man, «мыслить»; ср. готск. Manna, нем. Mann, англ. Man), в индийской мифологии первопредок, прародитель людей. В ведийской традиции М. - сын Вивасвата (солярного божества) и брат Ямы; при этом М. рассматривается как первый человек, живший на земле, и царь людей, а Яма - как первый человек, который умер, и царь умерших предков (РВ VIII 52; АВ VIII, 10; Шат.-бр. XIII 4, 3). Пураны и эпос насчитывают уже 14 М.: семь бывших и семь будущих. От каждого из них ведёт своё начало человечество в соответствующий мировой период - манвантару («период М.»), охватывающий 71 махаюгу, или 306720000 человеческих лет (см. Юга ). Первым из 14 М. считается М. Сваямбхува, сын Сваямбху - «самосущего» (Брахмы) и его жены Шатарупы (по другой версии мифа, Сваямбху разделился на мужскую и женскую половины, от них родился Вирадж, а от Вираджа - М. Сваямбхува). М. Сваямбхува, царствовавший в эпоху критаюги, сотворил семь Праджапати, или великих риши. Ему же приписывается создание авторитетного кодекса законов индуизма - «Манавадхармашастры» («Законов Ману»). Из остальных 13 М. наиболее известны: М. Реванта («сверкающий»), сын Вивасвата и Саранью (Санджни) в её ипостаси кобылы (матери Ашвинов} - пятый М.; М. Чакшуша («различимый глазом»), сын Тваштара - шестой М.; М. Вайвасвата, сын Вивасвата и Саранью в её божественном облике, прародитель живущих в настоящее время людей - седьмой М.; М. Саварни, сын тени Саранью - Саварны - восьмой и первый из будущих М. С седьмым М., Вайвасватом, связана древнеиндийская легенда о потопе, сходная с соответствующими шумерским, семитским и греческим мифами. Впервые эта легенда изложена в «Шатапатха-брахмане» (Шат.-бр. I 8, I): однажды во время ритуального омовения в руки М. попала маленькая рыба. Рыба попросила М. вырастить её, обещая, что спасёт его от грядущего потопа. Когда она превратилась в большую рыбу, М. отпустил её в море и снарядил по её совету корабль. Вскоре начался потоп; М. привязал корабль к рогу приплывшей рыбы, и она провела его к одиноко возвышавшейся над водами северной горе. Через некоторое время потоп схлынул, унеся с собой всё живое, и М. остался на земле один. Он принёс богам жертву, и из этой жертвы поднялась девушка - Ила (Ида). Ила стала его женой, и от неё он имел потомство - создал человеческий род, который и зовётся «родом Ману» (на санскрите «человек» - мануджа или манушья; букв. «рождённый Ману»). В «Махабхарате» (III 185) рыба, спасшая М., - воплощение Брахмы, а на корабле вместе с М. находятся ещё семь риши. По «Матсья-пуране» (I 11-34; 2, 1-19), рыба - аватара Вишну и спасает она не одного М., а множество живых существ и семена разнообразных растений.
Лит.: Hohenberger A., Die indische Flutsage und das Matsyapurana, Lpz., 1930;
Sûrya Kanta, Flood legends in Sanskrit literature, Delhi, 1951.
П. Г.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Синонимы :

Смотреть что такое "МАНУ" в других словарях:

    Манул … Русское словесное ударение

    Национальный заповедник в Перу, расположенный на площади 1,716 млн. га, является наибольшей охраняемой территорией Перу и одним из самых больших в мире. В него входят долина и бассейн реки Ману, протекающей по территории департаментов Куско и… … Географическая энциклопедия

    - (инд.). 1) у индусов, родоначальник человеческого рода. 2) древнейшая законодательная книга у индусом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАНУ 1) праотец человеческого рода, по Индийским преданиям; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка

    МАНУ, в ведийской и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальник человеческого рода. В ведийских мифах (см. ВЕДИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ) сын Вивасвата (см. ВИВАСВАТ), брат Ямы (см. ЯМА). В пуранах и эпосе насчитывается 14 Маннов 7 настоящих и 7… … Энциклопедический словарь

    В ведийской и индуистской мифологии древний мудрец, родоначальник человеческого рода. См. Ману законы … Большой Энциклопедический словарь

    Мануш (цыг., муж.) человек Цыганские имена. Словарь значений.. Ману (муж.) человек Древние индийские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    Отец, полубог Словарь русских синонимов. ману сущ., кол во синонимов: 2 отец (55) полубог … Словарь синонимов

    Мануїл - іменник чоловічого роду, істота ім я … Орфографічний словник української мови

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ману (значения). Ману (санскр. मनु) титул, которым в текстах индуизма называют прародителя человеческого рода. Ману это также первый царь, правивший землёй и единственный человек,… … Википедия

    1. (Manus) (Санскр.) Четырнадцать Ману являются покровителями или стражами расовых циклов в Манвантаре, или Дне Брамы. Изначальных Ману семеро, четырнадцатью они становятся в Пуранах. 2. (Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя… … Религиозные термины

Книги

  • Ману-самхита. Законы человечества , . "Ману-самхита" - шедевр древней классики ведической литературы, представляющий для всех слоев человеческого общества вечные законы, нормы, обязанности, правила поведения и отношения между…

Большое отступление в недалекое и далекое прошлое

В 1913 г. вышел в Петербурге вышел перевод «Законов Ману» (Ману буквально - человек, здесь переводится как прародитель человечества) С. Д. Эльмановича. Перевод, наверно, не совсем удачный, так как содержал в себе ряд грубых стилистических ошибок и прямых ошибок в самом переводе. Очевидно, что трудность при переводе заключалась и в санскритском слове «дхарма». Так С.Д. Эльманович слову «дхарма» придавал несколько значений: это и правда, и заслуга, и обязанность, и право, и много-много других значений (всего около 30 значений). В 1992 г. в Институте востоковедения РАН перевод С.Д. Эльмановича был проверен и исправлен Г.Ф. Ильиным. (ссылка: в тексте использованы некоторые комментарии Г.Ф.Ильина, которые даны в предисловии к изданию). В таком виде была и помещена электронная версия в Интернете.
«Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии
Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи ХII- XIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний.
«Законы Ману» больше напоминают пособие по морали и духовному развитию личности. Поэтому к точному научному названию «Законов Ману» следует отнести следующее название - «Наставления Ману в дхарме». Как указано в предисловии электронной версии перевода «Законов Ману» «под законом в настоящее время обычно понимается обязательная норма, установленная высшим законодательным органом власти. Слово «дхарма» не имело такого значения. Оно означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения». Отнесем понятие Дхарма к состоянию души личности в обществе (опред.авт). Интересно, так можно ли жить без законов? Если говорить о законах Ману, исключая их правовое значение, то да. Можно жить по нормам морали. Но это из области фантастики.
Стиль изложения позволяет его отнести к памятникам литературы. Студенты исторических факультетов изучают законы Ману как исторический источник. Нашлось место и для частно-правовых правил. С первой по седьмую главу гражданско-правовые нормы встречаются эпизодически, а вот восьмая глава почти вся полностью посвящена цивилистике, исключая, конечно же, процессуальные правила, которые также нашли отражение в этом разделе.
И последнее, что осталось выяснить, это когда написаны Законы Ману.
Логично предположить, что такой антисоциальный текст, предписывающий не просто удручающее положение определенной части населения (шудры), а его уничижающий на века статус, был создан в период нестабильности (мягко говоря). Так и есть. Империя Маурьев распространила буддизм и расцвела после похода на восток Александра Македонского. А через 50 лет после смерти царя Ашоки последний царь Маурьев Брихадратха был жестоко убит во время военного парада своим военачальником Пусьямитра Шунга, который объявил себя царём и создал новую династию.
Реакция брахманов одна – укрепить свое шаткое положение и упорядочить все общественные отношения. Поэтому царь в законах Ману - это очередная ступень к процветанию, не более того. Рядом с Богом царь быть не может. Кстати, царь не был собственником всей обрабатываемой земли в государстве. «Если царь взимает налоги, не охраняя подданных, то он идет немедленно в ад». Такой царь назывался «крадущим шестую часть урожая».
Итак, хронологически, это примерно от 185 г. до н.э. Дальше историки нас предупреждают о том, что не весь материал, содержащийся в сборнике законов Ману, может относиться к этому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав наиболее древними считаются II-VI главы, однако в них также встречаются стихи, которые являются позднейшими добавлениями. Поэтому уточняют, что разбежка дат может колебаться в пределах до I века н. э.

Законы Ману

По Ману человечество делится на четыре варны (сословия). И определенные дхармы должны соответствовать каждой варне.
Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) – для брахманов (жрецов, рожденных из уст Бога).
Охрана подданных, раздача (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и не приверженность к мирским утехам – для кшатрия (воинов, созданных из рук Бога).
Пастьба скота и также раздача (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговля, ростовщичество и земледелие – для вайшия (торговца, рожденного из бедер Бога).
Но только одно занятие Владыка (Бог) указал для шудры (слуги, сотворены из ступней Бога) – служение этим варнам со смирением.
Первые три варны относились к дваждырожденным (в древней Индии потомки ариев, над которыми совершали обряд упанаяны - второго рождения: обряд получения священного шнура, в ходе которого молодого человека одной из трёх высших варн (брахманов, кшатриев или вайшьев) формально посвящают в изучение Вед. Обряд упанаяны знаменует окончание детства и вступление юноши в одну из трёх высших варн).
Первому сословию брахманам вследствие превосходства своего по рождению, а не по призванию предписывалось владеть и распоряжаться всем существующим в мире.
Вайшия (рожденные из бедер Бога), по буквальному толкованию, сословие, составляющее процветание и богатство. Все те, кто по определению теоретиков марксизма-ленинизма, создавал средства производства.
Как говорят ученые-юристы, субъект установлен, необходимо было установить и объект. Поэтому Ману определил дхарму жены и мужа, дхарму наследования, дхарму искоренения воров, шпионов и других преступников. Действия по ликвидации преступников в 115 правиле 1 главы обозначили как «удаление шипов». Не забыли и про процессуальные правила опроса свидетелей.
Цивилистика не может обходиться без индивидуализации лица, будь оно юридическое или физическое. У потомков Ариев вряд- ли существовали юридические лица, хотя деятельность неких корпораций можно допустить, но вот индивидуализация физического лица строго определялась.
При благоприятном созвездии или в счастливую минуту лунного дня отец нарекал именем свое чадо, но не позднее двенадцатого дня после рождения. Соответственно своей варне ребенок получал имя. Имя брахманы должно напоминать что-то благоприятствующее, у кшатрия имя должно быть связано с силой, имя вайшия должно указывать на богатство, ну, а шудра довольствовался чем-то презрительным, связанным с услужением.
Вот как приводятся примеры в приложении к «Законам Ману». «Брахманам следует давать имена божеств, риши и оканчивающиеся на carman (охрана), svannin (господин), datta (данный),bhuti (благо) и т. д.; кшатриям – «охраняющий подданных», «неодолимый в битве» и т. д.; вайшиям – «имеющий большое богатство», «имеющий много коров» и т. д., шудрам-презрительные имена вроде krpanam (убогий), dina (убогий) и с окончаниями на dasa (раб): devadasa (раб богов), brahniandasa (раб брахмана) и др.»
У женщин имя – легко произносимое, не страшное, имеющее ясный смысл, приятное, благоприятствующее, оканчивающееся долгим гласным, содержащее благословение.
Рождение ребенка – благо не только для семьи, но и для общества. На четвертом месяце после рождения ребенка, его выносили для всеобщего обозрения, на шестом месяце проводился обряд кормления рисом. Обряд пострижения для первых трех сословий проводился либо в первый либо на третий год жизни.
Второе рождение (посвящение - упанаяна) на восьмом году от зачатия для брахмана, на одиннадцатом – для кшатрия и для вайшия – на двенадцатом. 37 правило 2 главы Законов, очевидно предполагает возрастные рамки совершеннолетия, тогда когда можно говорить о дееспособности. «Время чтения Савитри (стих, обращенный к солнцу) для брахмана не истекает до шестнадцати лет, для кшатрия - до двадцати двух, вайщия – до двадцати четырех».
Брачные отношения – дело священное, и, конечно же, должны быть облечены в правовые рамки. Для женщин брак приравнивался к ведийскому ритуалу, служение жены мужу расценивалось как жизнь (бытие) у гуру (гуру – учитель), а ведение домашнего хозяйства как поддержание священного огня.
Дееспособность супругов (в особенности женщин) при заключении брака детально регулировалась. Кровным родственникам в брак вступать запрещалось. Нельзя брать в мужья (жены) из семейств, которые пренебрегали обрядами, не имели мужчин, в которых не изучается Веда, имеющие волосатые части тела подвержены геморрою, чахотке, плохому пищеварению, падучей, белой или черной проказе. «Не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую, носящую имя созвездия, дерева, реки, название низшей касты, горы, птицы, змеи, слуги или устрашающее имя.
Надо брать в жены женщину, свободную от телесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона (т.е мягкая и плавная), нежные волосы на теле и голове, красивые зубы, нежные члены».
Супруг (а) предписывался из соответствующей ему касты (из своей Варны). Взявший в жены «низкорожденную» женщину мог быть низведен в положение шудры. Брахман возведя на ложе шудрянку попадет в ад, а «произведя от нее сына, он лишается брахманства».
В Древней Индии единой формы брака не существовало. Вот некоторые из них.
По договоренности между родителями. В этом случае отец фактически дарил дочь.
Вручение дочери жрецу. Дочь расценивалась как вознаграждение, т.е. дар имеющий характер замаскированной продажи.
Брак, который заключался с обязательным предоставлением «колыма» (быка или коровы).
Прямая покупка невесты. Брак заключался тогда, когда сумма родителей невесты удовлетворяла.
Добровольный союз.
Заключение брака силой, под угрозой расправы, и могло сопровождаться убийствами и разрушениями строений.
Заключение брака, при котором «невестой» овладели силой, либо безумной или нетрезвой.
Муж – абсолютный глава семьи. Даже без «если». Женщина куплена в брачной сделке, поэтому она – собственность супруга и сыновей. В детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Супруг мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена могла быт казнена, вплоть до смертной казни.
В древности цивилистика была смешана с процессуальными нормами (к слову Римские законы 12 таблиц также не разделяли нормы материальные и процессуальные). Поэтому главу 8 Ману логично начинает именно с процедур судебных тяжб.
Восемнадцать видов судебных дел определил Ману для рассмотрения споров царем вместе с брахманами и опытными советниками. Полагаем, что опытные советники являлись предвестниками квалифицированных юристов.
Неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в (торговом или другом) объединении, отказ от возврата имущества (например, по ссуде), неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние, дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад.
Спор рассматривался или царем лично или брахманом, назначенным царем непосредственно. Брахману, вершившему суд (суд Брахмы) помогали трое судей.
В случае недоказанности отсутствия добродетели, обмана, продажности, неправедности (на ведийском – это звучит как «адхарма», т.е противоположность значению дхарма) распределение вины осуществлялось следующим образом: «четверть вины от совершения адхармы идет виновнику, четверть - лживому свидетелю, четверть - всем судьям, четверть – царю». Распределение вины влияло на степень наказания. Такое распределение не производилось, когда адхарма предписывалась определенному лицу.
Толкованием правил или обычаев с любезнейшего соизволения царя мог выступить любой ученый из касты (вайшья и кшатрия только в крайних случаях), за исключением шудры.
Процессу, очевидно, придавался вид состязательности, так как царю предписывалось разрешать дела, взвешивая дхарму и адхарму, пользу и вред. Судящему надо было обладать недюжинными способностями психолога. Так, внутреннее настроение людей надо было узнавать по внешним признакам: по звуку голоса (имеется ввиду интонация), цвету и выражению лица, движениям, глазам, жестам, речи. По выражению глаз и лица могла быть разгадана сокровенная мысль.
Разрешение спора могло обеспечиваться тем, что царю предписывалось охранять наследственное имущество ребенка, пока он не вернется из под «опеки» гуру, либо в случае его малолетства (до достижения ребенком 16 лет).
Имущество безвестного хозяина хранилось 3 года. По истечении трехлетнего срока имущество забирал царь. Заявивший об имуществе, как о своем, обязан описать внешние признаки утерянного имущества, и если описанные признаки совпадали с реальной вещью, то лицо получало владельческие права на это имущество. На указавшего неверные признаки той вещи, которая хранилась у царя, налагался штраф в размере стоимости утерянной вещи.
За хранение вещи бралась плата: «царь, помня дхарму благочестивых, может взять шестую часть найденного или утерянного, десятую или даже двенадцатую».
Наказание за воровство было жестоким. Изобличенного вора имущества растаптывали слоном.
За найденный клад в казну бралась мзда в размере шестой или двенадцатой части стоимости имущества. Тот, кто указал неправильное место нахождение клада, подвергался штрафу в размере восьмой части имущества, принадлежащего лгуну.
Брахман, завладевший сокровищем, мог рассчитывать на полную стоимость клада. Царь же, найдя клад, обязан был отдать половину брахманам. Ворованное имущество должно быть возвращено царем всем варнам. Царь, который присваивал ворованное имущество, приравнивался к вору.
Процесс доказывания сводился к установлению истины. Классификация участников процесса строго регламентировалась: царь как судья, спорящие, свидетели. Рассмотрению дела предшествовало установление предмета иска (иск - на ведийском artha), обстоятельства дела, место и время совершения поступков.
Царь, как знающий дхарму, рассматривая дхармы каст и семейств, устанавливал ту дхарму, которая свойственна им. Царю запрещалось провоцировать потенциальных участников процесса судиться либо преждевременно прекращать рассмотрение тяжбы в уже начатом судебном процессе.
«Как охотник ищет след животного по каплям крови, так царю надо обнаруживать след дхармы посредством расследования».
При установлении истины источником права служили обычаи страны, семей и каст. Царь принимал решения на основании показаний свидетелей, клятв, ордалии.
Исполнительное производство, как таковое отсутствовало. Поэтому имущество, переданное должнику по договору ссуды (взаймы) обратно возвращалось кредитору посредством дхармы (убеждением и уговорами), судебного преследования (речь идет о розыскных мероприятиях), хитростью. Самыми изощренными способами возврата имущества являлось принуждение и возврат имущества силой. В первом случае кредитор захватывал жену, детей и животных должника, осаждал его дом до тех пор, пока долг не возвращался. Во втором, должник превращался в заложника, в буквальном смысле этого слова. Кредитор избивал и морил голодом несчастного до того момента, когда тот соглашался вернуть долг.
Кредитор обязан указать место или представить другое доказательство, подтверждающее нахождение имущества, в случае если должник в суде отрицал факт передачи имущества. Доказанный же факт передачи имущества должнику, отрицающему данное обстоятельство, давал право кредитору на взыскание штрафа, который вдвое превышал стоимость задолженности. Трое свидетелей в присутствии брахмана, назначенного царем, могли подтвердить правоту истца, в случае если ответчик не соглашался с его требованиями.
Самовольный возврат имущества кредитором без царского благословения поощрялся. Во всяком случае, в отношении кредитора возвратившего свое имущество без помощи судебной власти судебное преследование не проводилось. Однако у истца, отказавшегося от иска или заявившего лживые требования, также наступали не менее тяжкие последствия. Он подвергался телесному наказанию (чаще всего секли). Кроме этого, он еще и штрафовался в двойном размере от стоимости заявленного требования. Отказ от дачи показаний, равно как и дача противоречивых показаний влекли лишение имущества. Отказ от ранее заявленных свидетелей лишал истца права на иск. Любые жалобы, поступившие от любого в отношении кредитора, пытающегося вернуть долги любыми средствами, не принимались. Жалобщика могли наказать штрафом - уплатить четвертую часть долга
Поручитель, не обеспечивший явку должника, возмещал долг из своего имущества. А если гарант к моменту рассмотрения спора умер, то это правило распространялось и на наследников.
Ответчик проигрывал дело, если в течение полутора месяцев не поступало возражений против иска. «Он в отношении дхармы побежден», - так говорили в Древней Индии.
Свидетели, выступающие на стороне истца, должны были следовать особым правилам при рассмотрении дела. Естественно, они должны были говорить только правду и истину, только увиденное и услышанное своими глазами.
Лица из всех каст, включая шудр, могли давать показания, выступая в качестве свидетелей. Мужчинам как свидетелям отдавалось предпочтение, так как женщины, в силу непостоянства женского ума, ими быть не могли. «Свидетельские показания относительно женщин давали женщины, относительно дваждырожденных - такие же дваждырожденные, честные шудры - относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные».
Эти лица должны вызывать уважение и доверие, не быть жадными, знать дхарму, и, конечно же, быть незаинтересованными в исходе дела и беспристрастными. Не мог выступить свидетелем ни царь, ни ремесленник (зависел от тех, кому выполнял заказы), ни актер. Бедствующий и отрекшийся от мирских уз также не могли быть свидетелями. Больные и изобличенные ранее во лжи не допускались к даче свидетельских показаний. Список дополнялся низкорожденными (т.е. чандала - самая презренная из низших каст в Индии, смешанного происхождения, от отца-брахмана и матери-шудры), совершившими тяжкие грехи, осуждаемыми людьми, предающимися недозволенными занятиями, лишенными какого-либо органа чувств, пьяными, безумными, мучимыми голодом, любовью и жаждой, изнуренными усталостью, гневающимися и ворами.
При отсутствии надлежащих свидетелей, показания могли быть даны ребенком, стариком, изучающим веды (учеником) или даже родственником, рабом или слугой. Такие показания считались ненадежными и подлежали оценке, как предполагается, по внутреннему убеждению царя. Напротив, свидетельские показания, данные в отношении воровства, насилия, оскорбления или прелюбодеяния были настолько очевидными, что не требовали перепроверки и считались надлежащими. Т.е. благородства для их установления, как определил Ману, не требовалось.
Царю, рассматривающему дело, весьма было сложно определить в каком состоянии находится свидетель. Однако, кем бы ни являлся свидетель, при крайних обстоятельствах, например, при опасности лишения жизни, он мог дать свидетельские показания. Преимущество в показаниях отдавалось мнению большинства, при отсутствии такового – лицам, наделенных выдающимися качествами, и, естественно – брахманам.
Лжесвидетельство считалось большим грехом. Лжесвидетель подвергался божьей каре и мог попасть в ад. Свидетель штрафовался, если с ним в течении семи дней после дачи показаний случались пожар, болезнь или смерть родственника. Такие несчастья служили доказательством лжесвидетельству. Свидетель, знающий о долге и не давший показания о нем, в течение 45 дней подвергался штрафу в размере десятой части от размера долга. Неправда поощрялась, если она направлялась на спасение человеческой жизни лица любой из каст.
Отсутствие свидетелей служило поводом к даче клятвы спорящими сторонами для установления истины. Ложная клятва не могла быть произнесена под страхом смерти, которая могла наступить по божьему велению. Показания не считались лжесвидетельством, если они были даны в отношении любовных делах женщиной, брака, корма для скота, дров для жертвоприношения, оказания помощи брахману. Показания же, данные по глупости, из-за жадности, страха, дружбы, любви, гнева, невежества и беспечности, считались неверными.
Брахман клялся своей правдивостью, кшатрий - колесницами и оружием, вайшья - коровами, зерном и золотом, шудра - всеми тяжкими преступлениями. Клятва могла сопровождаться ритуалом: «тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и с кем вскоре не случается несчастья, должен считаться чистым в клятве». Установленное ложное показание отменяло решение, при этом обязательство считалось неисполненным.
За дачу ложных показаний штрафовали и изгоняли, наказывали телесно. Брахманов только изгоняли. Штраф классифицировали тремя видами: Двести пятьдесят пан (денежная единица, серебряная или медная монета в Древней Индии), считаются первым видом штрафа, пятьсот - средним, тысяча - высшим.
Порядок применения наказаний также был установлен. Сначала несчастный отделывался легким предупреждением, затем предупреждением более строгим, потом налагался штраф, телесное наказание, и применение всех четырех видов в совокупности. Строго регламентированы те объекты и предметы (человеческие органы и вещи) к которым может быть применено наказание. Вот они. Орган деторождения, чрево, язык, обе руки, обе ноги, а также глаз, нос, оба уха, имущество и туловище. Царь принимает на себя великое бесчестие и идет в ад, если, заслуживающему наказание, его не применил, и наказал того, кто не заслужил его.
Процессуальные правила законов Ману без всякого логического перехода сменялись гражданскими (цивилистическими).
Для торговцев были определены меры веса. Крошечную пылинку, которую видно в луче солнца, и проходящую через оконную решетку (трасарену (trasarenu), - считают первой из этих мер веса. Восемь трасарен равнялось одному яйцу вши. Три яйца вши эквивалентно зерну черной горчицы. Шесть зерен белой горчицы равноценно среднему зерну ячменя, три зерна ячменя – кришнале. Кришнала - употреблялась ювелирами и золотых дел мастерами. Она соответствует 0,122 грамма или 1,875 грена, маша - равная весу боба,-0,61 г; суварне -9,76 г; пала - 39,04 г; дхарана - 390,4 г; серебряная машака -0,244 г; серебряная дхарана, или пурана,- 19,52 г; каршапана, называющаяся также карша и пана - 9,76 г; шатамана -195,2 г; нишка - 39,04 г.
Ростовщик, обеспечивая возврат кредита залогом, мог получать 15 процентов годовых. Кредит необеспеченный залогом давал право на получение 2% в месяц. Заложенное имущество хранилось у ростовщика (залогодержатель). Он и обеспечивал его надлежащее хранение и исключал возможность ее утраты. После окончательного расчета с кредитополучателем ростовщик обязан был вещь возвратить. Использование заложенной вещи с согласия заемщика в качестве получения прибыли, не давало право на получение процентов от кредита. Заложенное домашнее животное (корова, верблюд, лошадь) отменяло право на получение процентов, так как являлось заведомо тем предметом, по которому можно было получить доход. Использование залога без согласия собственника давало право собственнику на получение половины от полученной прибыли за использование заложенной вещи.
Долг считался погашенным, если уплаченные проценты вдвое превышали долг. При этом проценты по взятым взаймы зерну, плодам, шерсти и вьючным животным могли превышать только в пять раз.
Статус лица согласно иерархии варн влиял на размер процента. С брахманов брали 2%, с кшатрия - 3%, с вайшия - 4%, с шудр -5%. Другим процент быть не мог. Это противоречило закону.
Повторный кредит был возможен только после полного расчета по первому. Кредитор имел право включить в сумму нового договора оставшуюся часть долга. Ростовщику устанавливался порядок (стих VIII, 153) получения процента, давал право на либо один раз в год, либо один раз в месяц. В другом порядке устанавливать получение процентов запрещалось, а равно, как и запрещалось брать проценты по уже уплаченному долгу, а также уплачивать его физическим трудом или с использованием животных и рабов.
При выдаче кредита или передаче вещи по договору кредитор оценивал платежеспособность должника через наличие родственников, его статус, порядочность и честность, богатство. Вещи, полученные по ссуде, должны быть возвращены без ухудшения их потребительских свойств.

Семь способов приобретения собственности предусматривал Ману: 1) получение наследства; 2) находка; 3) покупка; 4) добыча; 5) ссуда под проценты; 6) исполнение работы; 7) получение подарков. Первые три способа являлись законными для всех варн, четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшиев, седьмой только для брахманов.

По истечении десяти лет вещь переходила в собственность (право приобретательной давности!) пользователя без права обратного истребования, если собственник в указанные сроки не заявлял требования о возврате. Знающий о нахождении своей вещи в определенном месте, собственник также терял право собственности. При этом собственность царя, имущество детей, заложенный предмет, вещи, переданные на хранение и граница земельного участка (очевидно речь идет о сервитуте), ни при каких обстоятельствах не могли быть утеряны для собственника.
Перевозка регулировалась лаконично: перевозчик получал вознаграждение только тогда, когда груз доставлялся в точно обозначенное место и время. Цена на перевозку была свободной, но устанавливалась квалифицированными специалистами, умеющими устанавливать ее в зависимости от дальности и сложности маршрута и объема доставляемого товара.
Обязанность выплатить долг наступала не только непосредственно для должника и его гаранта, но и их наследников, в случае смерти должника или гаранта. Разделенное имущество между наследниками не могло служить препятствием к выплате долга, оставленного наследодателем, потому что расходы были произведены им для блага своих родственников. Сын-наследник освобождался от уплаты долга, если отец-наследодатель оставил долги по сомнительным сделкам, например, дарение проституткам, проигрыш в азартных играх, состояние нетрезвости.
Замена предмета исполнения допускалась, но с определенными условиями. Так, вайшия –должник, не имевший денег, для выплаты долга, мог долг отработать только равному либо более высокому по статусу. Высокий статус лица давал право отдавать долг в рассрочку и обязывал брезговать отработкой.
Наследник поручителя, получившего деньги с должника и не передавшему кредитору, обязан был уплатить кредитору. Причины, побудившие лицо стать поручителем, необходимо было выяснить, т.к. такое установленное обстоятельство служило основанием для уплаты долга наследником поручителя.
Сделка могла быть признана недействительной, если она совершалась под влиянием обмана, насилия, принуждения, а также, если в ней одна из сторон является недееспособной (ребенок, старик, душевнобольной, неуполномоченный, раб). Договор, заключенный рабом с пользой для семьи, считался действительным.
Также договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействительной считалась сделка, совершенная с обманом, принуждением, с нарушением обычаев, принятых в деловых отношениях.
Обычаи делового оборота очень чтились. Неприменение дхармы в делах коммерческих служили последствием признания сделки недействительной. Даже если сделка подкреплялась письменными доказательствами. И дар либо продажа, произведенные не собственником, также признавались недействительными.
Вообще купля-продажа - один из основных договоров. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца выступал собственник вещи.
В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Объяснение такому подходу кроется, скорее всего, в том, что в Индии торговля считалось занятием для высших каст.
Учитывая то, что Законы Ману кроме всего прочего содержали стратегию и тактику военного искусства того времени. То можно с уверенностью сказать, что это достойный образец универсального свода жития и бытия (поведения) человека (если таковым можно считать шудру) на все случаи жизни.
Конечно, санскрит сам по себе сложен для перевода, но понять, что в законах Ману догматически отражена идеология брахманизма, можно. Кроме того, там содержатся древнейшие представления о происхождении Вселенной, культовые предписания, наставления о государственном управлении, предписания о покаянии и ритуальном очищении и другое. А существующий строй неравенства и угнетения объявляется установленным Богами, вечным и неизменным (!).
Еще Фридрих Ницше писал: Сегодня много рассуждают о семитическом духе Нового Завета: но то, что так именуют, на самом деле есть просто священнический дух, - а в Законах Ману, в этом арийском своде законов чистейшей расы, такого рода «семитизм», то бишь священнический дух, выражен отвратительнее, чем где бы то ни было ещё.

Словари

МАНУ (Manus) (Санскр.) Четырнадцать Ману являются покровителями или стражами расовых циклов в Манвантаре , или Дне Брамы . Изначальных Ману семеро, четырнадцатью они становятся в "Пуранах ".

Источник:

МАНУ (Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит от санскритского корня ман, "мыслитель"; на самом деле - человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому из Ману, который возник от Сваямбху, "самосущего", поэтому - Логос и прародитель человечества. Ману является первым Законодателем, почти Божественным Существом.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

МАНУ СВАЯМБХУВА (Санскр.) Небесный человек, Адам-Кадмон, синтез четырнадцати Ману.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Тайная Доктрина, том 1

Востоковеды в своих словарях говорят нам, что термин «Ману» происходит от корня «man», «мыслить», отсюда «мыслящий человек». Но эзотерически каждый Ману, как очеловеченный покровитель своего особого цикла (или Круга), есть лишь олицетворенная мысль «Божественной Мысли» (как Герметический Пэмандр); потому каждый Ману является особым богом, создателем и формировщиком всего того, что является в продолжении его соответствующего цикла бытия или Манвантары. Фохат исполняет поручение Ману (или Дхиан-Коганов) и побуждает идеальные прототипы развертываться изнутри, то есть пройти постепенно, по нисходящей скале, все планы от нуменов до низшего феноменального, чтобы, наконец, расцвести на последнем в полную объективность, – в высшую степень Иллюзии, или грубейшую материю.

Эта тождественность между Духом и его материальным «Двойником» – в человеке это наоборот – еще лучше объясняет путаницу, на которую уже намекалось в этом труде, в именах и индивидуальностях, так же как и в численности Риш и Праджапати; особенно тех, относящихся к Сатья Юге и Периоду Махабхараты. Это также бросает добавочный Свет на то, чему учит Тайная Доктрина о Коренных или Ману-Семени. Не только эти прародители нашего человечества, но каждое человеческое существо, так учат нас, имеет своего прототипа в духовных сферах и этот прототип есть высшая сущность его седьмого принципа. Таким образом, семь Ману становятся четырнадцатью, Коренной Ману, будучи Перво-Причиной, а Ману-Семени ее следствием; и от Сатья Юги (первой стадии) до Героического Периода, эти Ману или Риши достигают числа двадцати одного.

«Тринадцать зависят от тринадцати форм» – это относится к тринадцати Периодам, олицетворенным тринадцатью Ману, с Сваямбхува четырнадцатым – 13, вместо 14, есть добавочное сокрытие – эти четырнадцать Ману царствуют на протяжении срока Маха-Юги, одного Дня Брамы. Эти тринадцать-четырнадцать форм объективной Вселенной зависят от тринадцати-четырнадцати парадигматических, идеальных Форм.

Тайная Доктрина, том 2

В своей превосходнейшей лекции на Бхагават Гиту («Theosophist», Апр. 1837, стр. 444) лектор говорит:

«Существует особенность, на которую я должен обратить ваше внимание. Он [Кришна] говорит здесь о четырех Ману. Почему говорит он о четырех? Мы сейчас находимся в седьмой Манвантаре – Манвантаре Вайвасвата Ману. Если он говорит о прошлых Ману, то он должен был бы сказать о шести, но он упоминает лишь о четырех. < ... >

Вы припомните, что утверждается [в Оккультизме]. что мы сейчас находимся в Пятой Коренной Расе. Каждая Раса рассматривается как Сантати одного определенного Ману. Теперь Четвертая Раса прошла или, другими словами, в прошлом было четыре Ману.»

Внимание читателя обращается на июльский номер «Theosophist"a» 1883 г.

< ... > «Кто был Ману, сын Сваямбхува? Тайная Доктрина утверждает, что этот Ману не был человеком, но как бы представлением первых человеческих рас, развившихся с помощью Дхиан-Коганов (Дэв) в начале Первого Круга. Но в его Законах (1–80) говорится, что имеются четырнадцать Ману для каждой Кальпы или «промежутка времени между двумя творениями» – читайте, вернее, промежуток от одной малой Пралайи до другой» – и что «в настоящий божественный век до сих пор было лишь семь Ману». Те, кто знают, что имеются семь Кругов, из которых мы прошли три и находимся сейчас в Четвертом, и кому преподано, что существуют семь Зорь и семь Сумерек или четырнадцать Манвантар и что при начале и при конце каждого Круга, и на планетах [Глобусах или Сферах], и между ними существует «пробуждение к иллюзорной жизни» и «пробуждение к истинной жизни»; и что, кроме того, имеются Коренные Ману и то, что мы должны неуклюже переводить, как Ману-Семени – семена для человеческих рас грядущего Круга (или Шишта – пережившие и наиболее приспособленные , тайна открываемая лишь тем, кто прошли третью степень Посвящения), те, кто узнали все это, будут лучше подготовлены понять смысл следующего. В индусских Священных Писаниях говорится, что «Первый Ману породил шесть других Ману [в общем семь первичных Ману], и каждый из них, в свою очередь, породил семь других Ману (Бхригу , I., 61–63), – создание последних указано в оккультном трактате как 7×7. Таким образом, становится ясным, что Ману – последний Прародитель нашего человечества Четвертого Круга – должен быть седьмым , ибо мы в нашем Четвертом Круге , и имеется Коренной -Ману на Сфере А, и Ману-Семени на Сфере G . Так же как каждый планетный Круг начинается с появлением Коренного Ману (Дхиан-Коган) и заканчивается Ману-Семени, так Коренной Ману и Ману-Семени появляются соответственно при начале и завершении человеческого периода на какой-либо планете [Сфере] . Из предыдущего утверждения легко понять, что Манвантарный период (Ману-антара) означает, как само слово предпосылает это, время между появлениями двух Ману или Дхиан-Коганов; следовательно, Малая Манвантара есть продолжительность Семи Рас на одной из планет [Сфере], а Большая Манвантара есть период одного человеческого Круга вдоль Планетарной Цепи. Кроме того, как сказано, каждый из семи Ману порождает 7×7 Ману, и что имеются 49 Коренных Рас на семи планетах [Сферах], в течение каждого Круга , так каждая Коренная Раса имеет своего Ману. Нынешний седьмой Ману именуется «Вайвасвата Ману» и в экзотерических текстах он изображает того Ману, который в Индии представляет Ксисуфра вавилонского и еврейского Ноя. Но в Эзотерических книгах мы видим, что Ману Вайвасвата, прародитель нашей Пятой Расы – спасший ее от наводнения, почти уничтожившего Четвертую Расу или атлантов – не есть седьмой Ману, упомянутый в номенклатуре Коренных или Первых Ману, но один из 49 Ману, происшедших от этого Коренного Ману. Для более ясного понимания мы приводим имена 14 Ману в их соответствующем порядке и в их отношении к каждому Кругу.
Круг Тип Ману Планета (Сфера) Имя Ману
1 1-ый (Коренной) А Сваямбхува
1-ый (Семянной) G Сварочи или Сварочиша
2 2-ой (К.) А Ауттами
2-ой (С.) G Тамаса
3 3-ий (К.) А Раивата
3-ий (С.) G Чакшуша
4 4-ый (К.) А Вайвасвата (Наш Прародитель)
4-ый (С.) G Саварна
5 5-ый (К.) А Дакша-саварна
5-ый (С.) G Брама-саварна
6 6-ой (К.) А Дхарма-саварна
6-ой (С.) G Рудра-саварна
7 7-ой (К.) А Раучья
7-ой (С.) G Бхаутья
Таким образом. Вайвасвата, хотя и седьмой в данном порядке, является первоначальным Коренным Ману нашей Человеческой Волны Четвертого Круга (читатель должен всегда помнить, что Ману не человек, но коллективное человечество), тогда как наш Вайвасвата был лишь одним из семи Малых Ману, которые главенствуют над семью Расами этой нашей планеты [Сферы]. Каждый из них должен стать свидетелем одного из периодических, вечно повторяющихся катаклизм (огнем и водою), которым заканчивается цикл каждой Коренной Расы. И именно этот Вайвасвата – индусское идеальное олицетворение, именуемый соответственно Ксисуфр, Девкалион, Ной и другими именами – и есть аллегорический « Человек», спасший нашу Расу, когда почти все население одного полушария погибло под водою, тогда как другое полушарие пробуждалось из своей временной обскурации» .

Таким образом, показано, что нет настоящего разногласия, когда говорится о Вайвасвата Манвантаре (Ману-антара буквально означает «между двумя Ману»), как имевшей место 18,000,000 лет тому назад, когда физический, или Человек в полном смысле этого слова, впервые появился на своем Четвертом Круге на этой Земле; и о другом Вайвасвате, то есть, Ману Великого Космического или Небесного Наводнения – Тайне, – или же о Ману Вайвасвате потопленной Атлантиды, когда расовый Вайвасвата спас избранных из человечества, Пятую Расу, от совершенного истребления. Так как эти несколько совершенно различных событий намеренно смешаны в Вишну и других Пуранах в одно повествование, то, все же, может остаться много недоумении в уме читателя. Потому, ввиду необходимости постоянного пояснения, нас можно извинить за неизбежные повторения. «Покровы», скрывающие истинные тайны Эзотерической Философии, велики и вызывают смущение, и даже теперь последнее слово не может быть дано. Однако покров может быть еще немного приподнят и некоторые объяснения, в которых до сих пор было отказано, теперь могут быть предложены серьезному искателю.

Как заметил это, если мы не ошибаемся, полковник Ванс Кеннеди: «первый принцип в индусской религиозной философии есть единство в многообразии ». Если все эти Ману и Риши называются одним собирательным именем, то это, в силу того факта, что все они являются проявленными Энергиями одного и того же Логоса, небесными и земными Вестниками и Пермутациями того Принципа, который всегда находится в состоянии деятельности – сознательной во время течения Космической Эволюции, бессознательной (с нашей точки зрения) в период Космического Покоя,– ибо Логос спит в Лоне ТОГО, что «не спит» и также никогда не просыпается, ибо оно есть Сат или «Бытийность», не Существо. От ТОГО происходит великий Невидимый Логос, который выявляет всех других Логосов; Первичный Ману, дающий бытие всем другим Ману, которые коллективно эманируют Вселенную и все в ней заключающееся, и в совокупности своей представляют Проявленного Логоса . Потому мы узнаем из Комментариев, что, тогда как ни один Дхиан-Коган, ни даже самый Высший, не может вполне осознать…

«Условие предыдущей Космической Эволюции… Ману удерживают знание своих опытов во всех Космических Эволюциях на протяжении Вечности».

Это очень ясно: Первый Ману именуется Сваямбхува, «Самопроявленный» Сын Непроявленного Отца. Ману являются Создателями Создателей нашей Первой Расы – Они Дух Человечества, – что нисколько не мешает тому, что эти семь Ману были первыми «Пред-Адамическими» Людьми на Земле.

Ману заявляет, что он был создан самим Вирадж или Вайшванаром, Духом Человечества , что означает, что его Монада исходит от никогда не покоящегося Принципа при начале каждой новой Космической Деятельности – что Логос или Всемирная Монада (коллективный Элохим), излучающий из самого себя все эти Космические Монады, которые становятся центрами деятельности – Прародителями бесчисленных Солнечных Систем, так же как и еще недифференцированных человеческих Монад на Планетных Цепях и всего на них сущего. Сваямбхува или Саморожденный есть имя, присущее каждой Космической Монаде, которая становится Центром Силы, изнутри которой возникает Планетная Цепь (таких цепей в нашей системе семь). И излучения этого Центра становятся затем столькими же Ману Сваямбхува (таинственное собирательное имя, означающее гораздо больше, нежели это кажется), и каждый из них становится, как Воинство, Творцом своего собственного Человечества.

Генеалогии эти [Генеалогии Патриархов] охватывают период в три с половиною Круга; они говорят о до-человеческих периодах и поясняют сошествие в зарождение каждого Ману – первых проявленных искр от Единства – и, кроме того, показывают, как каждая из этих человеческих Искр разделяется и множится сначала на Питара, человеческих предков, а затем на человеческие Расы. Ни одно существо не может стать Богом или Дэвом, если оно не прошло через человеческие Циклы.

«Небесный Человек» есть Адам Кадмон – синтез Сефиротов, так же как «Ману Сваямбхува» является синтезом Праджапати.

Геология устанавливает, что когда-то существовал всемирный океан, и этот факт подтверждается однообразными напластованиями отложений, встречающимися повсюду; но это относится даже не к эпохе, упоминаемой в аллегории о Вайвасвата Ману. Последний есть Дэва-Человек (или Ману), спасающий в Ковчеге (женском принципе) зародыши человечества, а также семь Риши – которые здесь означают символы семи человеческих принципов, – эту аллегорию мы уже приводили. «Всемирный Потоп» есть Водная Бездна Изначального Принципа, по Берозию (См. Станца II до VIII в первой части).

Разоблачённая Изида

В «Законах Ману» ясно упоминается шесть рас, последовавших одна за другой.

«От этого Ману Свайамбхува (меньшего, соответствующего Адаму Кадмону), происшедшего от Свайамбхува или Существа, существующего через себя самого, произошли шесть других Ману (человеческих прародителей); каждый из них породил расу людей... Эти Ману, всемогущественные, из которых Свайамбхува является первым, каждый в свой период – антара – вырабатывал и направлял этот мир, состоящий из подвижных и неподвижных существ» («Законы Ману», кн. I).

Мано назареев – это просто копия индусского первого Ману – эманации Ману Сваямбхувы – из которого один за другим исходят шесть других Ману – прототипы последующих людских рас.

Протоколы Ложи Блаватской

ВОПРОС - Каково действительное значение слова "Манвантара" или, вернее, "Ману-антара"?

ОТВЕТ - Оно в действительности означает промежуток "между двумя Ману", число которых в "Дне Брамы" составляет четырнадцать, причем "День" состоит из 1000 совокупностей четырех веков, или 1000 Великих Веков ­Маха-Юг. Анализируя слово "Ману", ориенталисты находят, что оно образовано от корня мал - "думать" и, следовательно, означает "думающий человек". Но эзотерически каждый Ману, как антропоморфный покровитель своего особого цикла, или Круга, есть ничто иное, как персонифицированная идея Божественной Мысли (как Пимандер герметистов). Следовательно, каждый из Ману - особый Бог, Создатель и Ваятель всего, что появляется во время Его собственного цикла бытия, или Манвантары.

ВОПРОС - Является ли Ману также персонифицированной единицей человеческого сознания или только индивидуализацией Божественной Мысли для целей Манвантары?

ОТВЕТ - И тем, и другим, так как человеческое сознание - всего лишь Луч Божественного. Наш Манас, или Эго, исходит от Махата и является (образно выражаясь) Сыном Махата. Ману Вайвасвата (Ману нашей пятой расы и Человечества в целом) - главный персонифицированный представитель мыслящего Человечества пятой коренной расы, и, следовательно, он представлен как старший Сын Солнца и прародитель Агнишватт. Так как "Ману" - производное от мал - "думать", идея ясна. Мысль в своем воздействии на человеческий мозг бесконечна. Поэтому Ману представляет собой и содержит потенциальность всех мыслящих форм, которые будут развиты на Земле именно из этого источника. В экзотерическом учении Он является началом этой Земли, и от Него и Его дочери Илы рождается человечество; Он представляет собой единство, которое содержит все множества и их разновидности. Каждая Манвантара, таким образом, имеет своего собственного Ману, и от этого Ману происходят различные Ману или, вернее, все Манасы Кальп. В качестве аналогии можно сравнить его с белым светом, который объединяет в себе все другие лучи и который дает им рождение, проходя через призму дифференциации и эволюции. Но это уже относится к эзотерике и метафизике.

ВОПРОС - Можно ли сказать, что Ману имеет такое же отношение к каждой Манвантаре, как Первый Логос к Маха-Манвантаре?

ОТВЕТ - Если хотите, можно сказать и так.

ВОПРОС - Можно ли сказать, что Ману - это индивидуальность?

ОТВЕТ - В абстрактном смысле, конечно, нет, но аналогию провести можно. Ману - это, скорее, синтез Манасов, и Он представляет собой единое сознание в том смысле, в каком все клетки, из которых состоит человеческое тело, различны и обладают различным сознанием; тем не менее существует единое сознание человека. Но подобное единство не есть отдельное сознание: оно является отражением тысяч и миллионов сознаний, которые человек вобрал в себя. Ману, в действительности, не индивидуальность, Он представляет все человечество. Можно сказать, что Ману - это общее имя для Питри, прародителей человечества. Они приходят, как я уже объясняла, с Лунной цепи. Они рождают человечество, ибо, став первыми людьми, они дают рождение другим, развивая их тени, или их астральные "я". Они дают рождение не только человечеству, но также животным и всем другим созданиям. В этом смысле в Пуранах великих Йогов о них говорится, что Один из Них дал рождение всем змеям, другой - всем птицам и т. д. Но так же как Луна получает свет от Солнца, так же и потомки лунных Питри получают свой высший ментальный свет от Солнца, или "Сына Солнца". Кто знает, может быть Ману Вайвасвата - Аватар, или персонифицированный Махат, уполномоченный Всемирным Разумом вести вперед и направлять мыслящее Человечество.

ВОПРОС - Мы знаем, что усовершенствовавшееся человечество одного Круга становится Дхиани-Буддами, или Руководящими Правителями следующей Манвантары. Какое отношение тогда имеет Ману к множеству Дхиани-Будд?

ОТВЕТ - В экзотерическом учении - никакого. Я же могу вам сказать, что Дхиани-Будды никак не связаны с низшей практической работой на земном плане. Для иллюстрации можно сравнить Дхиани-Будду с великим правителем любой сферы жизни. Предположим, что это просто домашняя жизнь: великий правитель не имеет прямого касательства к грязной работе кухарки. Высшие Дхиани развивают низшие иерархии все более уплотненных и более материальных Дхиани - вплоть до этой планетарной цепи. Причем последние Дхиани являются Ману, Питри, или Лунными предками.

Законы Ману — древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев" . Манавадхармашастра — одна из двадцати дхармашастр.
Здесь представлены избранные фрагменты (перевод Георгия Федоровича Ильина).

Законы Ману

Первый Ману Сваямбху ("самосущий") является создателем древнего сборника законов -
"Законы Ману" (Дхармашастра, Манавадхармашастра, Манусмрити).

  • глава 1 о происхождении Вселенной, сословий;
  • глава 2 правила жизни в период обучения;
  • глава 3 правила жизни семьянина-домохозяина;
  • глава 4 установление об образе жизни брахмана;
  • глава 5 правила жизни, долг женщины;
  • глава 6 правила жизни странствующего аскета;
  • глава 7 обязанности царя;
  • глава 8 обязанности царя;
  • глава 9 долг мужа и жены;
  • глава 10 обязанности сословий;
  • глава 11 предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;
  • глава 12 описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни
  • Глоссарий к Законам Ману

«Законы Ману» (Манавадхармашастра) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Из дхармасутр выросли дхармашастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами.
Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой Закона Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П. В. Кане и К. П. Джаясвалы, отстаивающих самостоятельный характер возникновения «Манавадхармашастры» (Закона Ману). Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармашастра Ману (Закон Ману) в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н. э. - II в. н. э., в науке утвердилась. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы.
«Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (XII-ХIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхаванаиды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления «Законов Ману» многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение - без них многие стихи «Законов Ману» оказались бы совершенно непонятными.
Первый перевод «Законов Ману» с санскрита на английский язык был издан еще В. Джонсом в 1794 г.; «Законы Ману» и после этого неоднократно переводились полностью или частично на европейские языки и на некоторые языки Индии. Наиболее совершенны уже упоминавшийся английский перевод «Законов Ману» Г. Бюлера, а также А. К. Бернелла и Е. У. Хопкинса. Следует упомянуть также переводы, изданные М. Н. Даттом и Г. Н. Джха.
В 1913 г. вышел в Петербурге перевод «Законов Ману» С. Д. Эльмановича. Уже тогда русские санскритологи были не вполне удовлетворены этим переводом; в некоторых отношениях он действительно имел серьезные недостатки. И все же опубликование этого перевода имело немалое значение. Широкая читающая публика в нашей стране смогла ознакомиться на своем родном языке с одним из самых замечательных памятников индийской литературы — «Законом Ману», сохранившим сведения о многих важнейших сторонах жизни древнеиндийского общества. Не только специалисты-индологи, но и историки самых различных профилей - историки культуры, религии и т. д., юристы, этнографы и др.- использовали, в своей работе данные «Законов Ману».
Перевод «Законов Ману» С. Д. Эльмановича, выпущенный небольшим тиражом, стал уже библиографической редкостью. Поэтому решено было переиздать его, подвергнув проверке и переработке.
С. Д. Эльманович переводил с текста, изданного Делоншаном. В свое время это было хорошее издание. Вообще многочисленные манускрипты с текстом «Законов Ману», сохранившиеся в Индии, отличаются единством - различия в них невелики. Все же представлялось целесообразным новое издание перевода давать не по изданию Делоншана, а по более новому. Выбрано было издание Джолли; это лучшее из имеющихся в нашем распоряжении изданий текста «Законов Ману».
Подавляющее большинство стихов (шлок), содержащих установления, написано в желательном наклонении. В сущности и перевод названия сборника - «Законы Ману» не совсем точно передает санскритское наименование "Манавадхармашастра". Следовало бы перевести точнее: «Наставления Ману в дхарме».
В русском языке нет слова, которое в точности соответствует санскритскому "дхарма". Приведу пример того, как в нескольких случаях его вынужден переводить С. Д. Эльманович: достоинств, добродетель, правда, заслуга, обязанность, священный закон, закон, главнейший закон, закон, обязанность, законы, правила, законоположение, духовная заслуга, предписанная обязанность, достойное награды деяние, форма (брака), правосудие, право, нравственное убеждение, обычай, религиозный обряд, справедливость, религиозный обряд, обязанность, долг, возложенное дело, исполнение обязанностей, религиозная цель, образ (действий), благочестивая цель. Очевидно, лучше этот термин совсем не переводить. «Дхарма - одно из тех санскритских слов, которые делают тщетными все попытки найти точное соответствие в английском или в каком-либо другом языке». Так начинает П. В. Кане свое фундаментальное исследование «History of dharmashastra» (vol. I, р. 7).
Под законом в настоящее время обычно понимается обязательная норма, установленная высшим законодательным органом власти. Слово «дхарма» не имело такого значения; оно означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения. Итак, Дхармашастра Ману - это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Дхармашастры были только основой законодательства, но отнюдь не кодексами самих действующих законов.
В младших классах школы в дореволюционной России преподавался «закон божий»; вели этот предмет обычно священнослужители. На уроках детям внушались правила морали, основанные на «священном писании». Многое из того, что осуждалось в «законе божьем», государственная власть считала наказуемым деянием (убийство, кража, насилие, мошенничество и т. д.), многое же осуждалось только с точки зрения «закона божьего», но не считалось преступлением с точки зрения действующего законодательства (лживость, тщеславие, скупость, пренебрежение религиозными обязанностями и т.д.). Нельзя утверждать, что «закон божий» и древнеиндийская дхарма - одно и то же, но общее сходство имеется. Вследствие этого дхармашастры и являются столь разнохарактерными по содержанию - они включают предписания не только относительно гражданского и уголовного законодательства, но и относительно обязанностей членов различных варн, норм семейной жизни, культовые и даже санитарно-гигиенические предписания и т. д.

Законы Ману представляют собой сборник правил и норм (дхарм). Их основная задача - определить поведение индийского народа в повседневной жизни.

Актуальность исследования

Для чего изучаются Законы Ману? Характеристика источника позволяет узнать культуру и социально-экономическую Данная цивилизация является одной из самых древних в мире. Сложилась она в долине Инда более четырех тысячелетий назад. Центрами этой цивилизации были Харапп и Махенджо-Ларо. В месте, где существовали эти города, были проведены археологические раскопки. Их результаты позволили установить тот факт, что в центрах древнеиндийской цивилизации были хорошо развиты ремесленное производство, торговля и земледелие. Имелось в них и имущественное расслоение общества. Об этом периоде истории Индии наука располагает весьма скудными сведениями.

Наиболее многочисленные данные о культуре и социально-экономических связях индийского народа имеются за тот временной промежуток, который начинается во второй половине первого тысячелетия до н. э. и заканчивается первым веком новой эры. Это так называемый магадхо-маудийский период, в течение которого существовало самое крупное не только в Индии, но и на всей территории Древнего Востока. Им была империя Маурьев.

Литературными памятниками данного периода являются многочисленные религиозно-ритуальные и правовые брахманские компиляции - дхармашастр и дхармасутр. Есть среди них и наиболее известные в настоящее время. К ним можно отнести дхармашастру, или Законы Ману.

Общее описание

Религиозно-моральные наставления, изложенные в стихотворной форме, - вот что представляют собой Законы Ману. Общая характеристика этого сборника дает представление об индивидуальной и общественной жизни народа Древней Индии. Считается, что наставления, изложенные в данном своде, даны от имени полубога Ману, являвшегося легендарным прародителем всего человечества.

Слово «дхарма» происходит от санскритского. Оно обозначает «единое, поддерживающее и охватывающее все вещи». Дхарма - это космический вечный порядок или закон, который включает в себя обычные права и нормы, установленные в государстве. Дхарма всегда считалась также законом общественной и индивидуальной жизни. Следовать ей должны были все в обязательном порядке.

Весьма значимыми в жизни древнеиндийского народа были Законы Ману. Общая характеристика, источники, структура этого сборника в настоящее время уже тщательно исследованы учеными-историками.

Каковы же Законы Ману (общая характеристика)? Кратко основную направленность данного документа можно понять из описания его глав. В первой излагаются сведения о мироздании, а также о божественном Самосущем (Творце). Говорится в ней и о происхождении варн (основных 4 сословий), а также о роли брахманов, охраняющих сокровища вселенского Закона, предначертанного для всех людей.

Во второй главе дается повествование о воспитании индуса, придерживающегося правовых норм. Согласно ему человек должен быть приобщен к знанию Вед. Только в таком случае его можно считать подготовленным к новому духовному существованию. Повествует вторая глава о той роли, которую играют ритуалы и обычаи в жизни правоверного индуса. Говорится в ней и о священной мудрости, которой является дхармашастр.

Какие еще направления включают в себя Законы Ману? Общая характеристика свода правил описывает требования, а также нормы, предъявляемые к семейной жизни. Их можно прочесть в главе III. В тексте этого раздела говорится о правильных браках (ануломах) и о последствиях неправильных семейных уз (пратилом). Здесь же выдвигаются и требования к проводимым обрядам.

В главах от IV до VI приводятся сведения о повседневных правилах гигиены, способах сакрализации обыденной жизни, а также о правильном распорядке дня. В них же даются перечисления запрещенных поступков, описываются ритуалы очищения и образ жизни.

Какие еще нормы содержат в себе Законы Ману? Общая характеристика седьмой главы может дать представление о дхарме, которой должен придерживаться царь. Излагается в этом повествовании о той роли, которую играет наказание и правосудие, поддержание порядка, а также защита «всех творений». Даются в VII главе советы, касающиеся налоговых, административных, военных и других дел.

Интересны Законы Ману, характеристика статей этого документа, касающаяся поводов, по которым следует обращаться в суд. Всего их насчитывается 18. Изложены они в главе VIII. По Законам Ману поводом для может стать преступное деяние или нарушение заключенных договорных отношений, насилие или кража, оскорбление действием или клевета, прелюбодеяние, игра в кости и т. д. Описаны в этой главе правила о принятии решения о наказании. Здесь же говорится о невиновности тех, кто действовал с целью защиты от насилия женщины, ребенка или священника-брахмана.

Поведение в семье также описывают Законы Ману. Общая характеристика девятой главы дает представление об имущественных и личных правах мужа и жены, а также об их обязанностях и правах наследования. Излагается здесь и роль царя, налагающего наказание в случае нарушения описанных норм.

В X главе Законов Ману можно найти правила для варн. Они включают в себя 7 законных способов, по которым возможно приобретение собственности, а также 10 способов, которые дозволены для существования тех, кто находится в бедственном положении.

XI глава регулирует образ жизни неприкасаемой касты, которая появляется при заключении межварновых, смешанных, неправильных браков, осуществленных в нарушение дхармы.

В главе XII дается предписание относительно ритуалов, культа, а также обязанностей их участников. Здесь же повествуется о той ответственности, которую несет человек при недостаточном контроле над своим телом, мыслями и словами.

Таковы Законы Ману. Общая характеристика (кратко) всех его глав позволяет получить представление об этом документе.

Формирование общества

Социальное расслоение древнеиндийского народа началось еще в недрах существующих племенных общин. Характеристика Законов Ману позволяет получить об этом процессе наиболее полное представление.

Родоплеменные отношения постепенно разлагались. Данный процесс был частью исторического развития общества. Более влиятельные и сильные роды сосредотачивали в своих руках военную охрану, функции управления и жреческие обязанности. Итогом этого стало развитие имущественного и возникновение рабовладения. Племенная верхушка превратилась в родовую аристократию.

Социальное деление в происходило по кастовой системе. Все население было разделено на четыре группы - варны:

Брахманы (жрецы);

Вайшы (земледельцы);

Кшатрии (воины);

Шудры (неприкасаемые).

Характеристика Законов Ману дает четкое представление о том, что являлось основным критерием для деления населения на группы. Так, брахманы обязаны были изучать Веды уже с восьми лет. Их считали совершеннолетними с шестнадцатилетнего возраста. Кшатриям было положено изучать Веды с одиннадцати лет. Их совершеннолетие наступало с двадцатидвухлетнего возраста. С двенадцати лет изучали Веды вайшы. Они согласно Законам Ману становились совершеннолетними только в двадцать четыре года.

Еще одним критерием, позволяющим выявить принадлежность человека к той или иной варне, был факт его рождения. Со временем появлялись смешанные браки. В связи с этим возникло и другое деление социальной принадлежности человека, которое учитывало происхождение его родителей.

Отдельной варной являлись неприкасаемые (шудры). Им нельзя было селиться в местах обитания других сословий, а одеваться по Законам Ману они должны были только в лохмотья. По юридическому статусу этих людей приравнивали к собакам.

Основой социальной структуры древнеиндийского государства являлась община. Она представляла собой коллектив свободных земледельцев, или, проще говоря, деревню. Община в Древней Индии - самостоятельный самоуправляющий орган. Если говорить про Законы Ману, характеристика ст. 219 является конкретным подтверждением того, что коллектив свободных земледельцев имел возможность себя экономически обслуживать, заключая сделки даже с частными лицами.

Формирование каст (джати)

С развитием общества и углублением процесса разделения труда продолжался процесс его расслоения. Четкое представление об этом дают Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати (касты) существует в Индии и на сегодняшний день.

В средневековом государстве существовала следующая иерархия:

Высшие касты, представленные классом средних и крупных феодалов;

Низшие касты, в которые входили торговцы и ростовщики, мелкие феодалы и землевладельцы.

Джати в отличие от варн представляли собой своеобразные корпорации. Внутри каст были сформированы органы управления, существовали специфические обряды, обычаи и ритуалы. Такая корпорация всецело поддерживала своих членов и стояла на страже их интересов.

О многих специфических особенностях Индии могут рассказать Законы Ману (общая характеристика). Деление на варны и джати существовало только в этом государстве. При этом касты обладали строго иерархичной системой. Законы Ману позволяли заключать браки только между членами джати, утверждали наследственное членство и т. д.

Право собственности

Изучив Законы Ману, общая характеристика источников институтов этого государства становится очевидной. Все они сгруппированы по отдельным отраслям права. Причем основных направлений несколько. Это и уголовное право, и право собственности, а также наследственное и обязательное право. Все они отражены в Законах Ману.

Особенно хорошо разработано в Древней Индии было право собственности. Его основными компонентами считали владение (бхукти), распоряжение (свамью), а также пользование (бхагу).

Тем, кто исследует Законы Ману, характеристика глав этого документа укажет на множественные предписания, направленные на охрану права собственности различных видов движимого имущества, скота, домашнего инвентаря, зерна, а также рабов. Принадлежать человеку могла и земля. Однако она становилась собственностью по прошествии длительного срока владения ей (30-60 лет) при условии добросовестного с ней обращения. Тот, кто бросал свой участок в период сева или жатвы, по Законам Ману должен был быть оштрафован. Такое же наказание ждало и того, кто нарушал правила купли-продажи.

На различные стороны жизни общества Древней Индии указывают нам Законы Ману. Характеристика основных институтов права дает понимание бесправного положения в государстве рабов. Они могли быть собственностью общины или частного лица. Некоторые рабы трудились непосредственно на государство.

Обязательное право

Согласно Законам Ману любой из договоров рассматривался в качестве добровольного соглашения. Определенные обязательства налагались на ту сторону, которая причинила ущерб или необоснованно обогатилась.

Нормы права Древней Индии описывали возможные а также их основные положения и возникающие при этом отношения. Считалось, что документ имел силу только в случае добровольного согласия сторон. Договор, заключенный пьяным или безумным человеком, а также ребенком или рабом силы не имел. На это тоже указывали Законы Ману. Общая характеристика и основное содержание глав, касающихся института права, свидетельствуют о том, что наиболее хорошо был разработан договор займа. Нормы права в данном вопросе отразили обычаи, формировавшиеся на протяжении многих веков. Так, в Древней Индии было широко распространено ростовщичество. При этом узаконены были высокие процентные ставки по таким договорам. Должник по нормам права находился от кредитора в полной зависимости. Допускалось получение долга принуждением и хитростью, силой и т. д. В Законах Ману защиты от таких действий не предусматривалось. Помимо этого, должник, который посмел подать на кредитора жалобу, сам подвергался штрафу. Не избавляла от обязанностей даже смерть. Долг автоматически переходил на родственников. Высокие кредитные ставки и тяжелое положение населения были причиной широкого распространения института долгового рабства.

В области права Древней Индии особое место отводилось договору личного найма. Статьи Законов Ману возможности рабов и рабочих часто упоминали в совокупности. Права тех, кто трудился по договору личного найма, часто нарушались. На работника по всякому поводу налагались штрафы, в результате чего он практически никогда не получал причитающейся ему платы. Такое тяжелое положение вынуждало людей отказываться от свободы за обычное содержание. В то же время Законы Ману рекомендовали высшим кастам всячески избегать наемного труда.

Семейные и брачные отношения

Данную отрасль права отражает девятая глава Законов Ману. Уже первые ее статьи утверждают подчиненное положение женщины в семье, которая должна беспрекословно подчиняться отцу, а также мужу и сыну. При отсутствии таковых царем должен быть назначен опекун.

В Законах Ману говорится и о том, что отец не имеет права брать за свою дочь вознаграждение. Однако в Древней Индии брак являлся ничем не прикрытой продажей. Зачастую супруги имели большую разницу в возрасте. Такое положение дел было связано с низким брачным возрастом.

По Законам Ману младший брат не имел право жениться раньше, чем старший. Также нормы запрещали браки кровных родственников вплоть до седьмого колена. Отдельные статьи посвящаются охране жены и «чистоте потомства». Эти обязанности Законы Ману возлагают на мужа (глава IX, ст. 6, 7).

Право наследства

В Древней Индии существовали свои традиции. По предписаниям, данным Законами Ману, собственность отца должны были получать только сыновья. На наследство не имели права слабоумные, государственные преступники, люди, изгнанные из касты, и т. д. Жена имела право на собственность только своего сына, если у него не было детей.

В Законах Ману был установлен порядок наследования. В наследство не должно было входить все подаренное. Собственность переходила в руки родных сыновей. Если их не было, то все нажитое отдавалось сыновьям дочери. Далее наследниками считались сыновья, покинувшие дом, а затем принятые обратно. При отсутствии таковых все имущество могло перейти к гуру. Это был домашний жрец. Если не было ни его, ни дочерей, то все нажитое отправляли в царскую казну.

На основании проведенного анализа Законов Ману можно сделать вывод о том, что они являются древним образцом наследственного права. Завещания в те времена не составлялись. Право наследования переходило только по этому своду правил.

Суд и наказание

В Законах Ману отражены такие понятия, касающиеся уголовного права, как «рецидив», «формы вины», «соучастие», а также «тяжесть вины» в зависимости от того, к какой варне принадлежит виновный или потерпевший.

Отражает сборник правил и норм Древней Индии и виды преступлений. Они делятся на:

Государственные;

Против собственности;

Против личности;

Посягающие на отношения в семье.

Утверждали Законы Ману и различные наказания. Среди них:

Смертная казнь;

Членовредительство;

Изгнание;

Заключение в тюрьму;

Бритье головы (для брахмана).

Процессы как по уголовным, так и по гражданским делам велись одинаково и имели состязательный характер. Верховный суд вершился царем с брахманами. Помимо этого, соответствующие инстанции имелись и во всех административных единицах. На каждые десять деревень назначалась судебная коллегия. Все дела рассматривались, исходя из иерархии варн.

Основным источником доказательств являлись свидетельские показания. Причем для суда они имели различную ценность. Все зависело от принадлежности свидетеля к той или иной варне. В качестве доказательства могли применяться испытания огнем, водой, весами и т. д.

Царь как высший судья по Законам Ману имел право на ежегодное объявление амнистий.

Заключение

По всей видимости, Законы Ману были написаны мудрецами одной из брахманских древнеиндийских школ. Ими же было дано и название этому своду правил и норм по имени мифического прародителя человека.

В средние века Законы Ману неоднократно комментировались и переписывались. Этот факт свидетельствует о том большом значении, которое придавалось в Индии данному сборнику.

В 1794 г. Законы Ману были впервые изданы на английском языке. Автором перевода стал В. Джонсон. Впоследствии сборник норм и правил древнеиндийского народа неоднократно издавался на всех европейских языках.