Он пробирался сквозь густые заросли, беспокойно озираясь по сторонам. Он чувствовал, как что-то неуклонно приближалось, что-то готовое поглотить его, и унести туда, откуда не возвращаются. Острая боль внезапно пронзила сердце, и он упал замертво. - Обряды и обычаи надо соблюдать - сказал старый шаман, и бросил сломанную фигурку в костёр. - А что он сделал? - полюбопытствовал человек, сидящий рядом с ним. - Произнёс имя нашего погибшего брата...

Вера в табу оказывает очень на человека, в сознании которого прочно закреплена некая установка. Так, например, у некоторых народов под запретом табу - произносить имя умершего человека. Вера в этот запрет, как и во множество других обрядов и обычаев сформировывалась на протяжении многих столетий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нарушителя - ведь он знает, что за ним "явится" дух умершего.

Обряды и обычаи друидов. Что запрещено "повелителям леса"

Всемогущие кельтские жрецы и мистики - друиды - также были должны подчиняться определённым законам. К примеру, им запрещалось записывать свои знания на бумаге - ведь друиды обладали Истинным Могуществом, и если бы такие сокровенные знания попали в руки невежд, то это привело бы к глобальной катастрофе.

Для друида власть - это в первую очередь искусство владеть собой. Друиды считали бессмысленной жестокостью причинять страдания живым существам, но, тем не менее, довольно сурово относились к нарушителям табу. Для нарушителя порядка исполнялась "злая песня" - своего рода на друидский манер. В зависимости от тяжести проступка эта "песня" могла иметь различные последствия - от заболевания жертвы до её смерти. У друидов существовал некий кодекс поведения, названный законом трёх требований, он включал в себя следующие непреложные Истины:

Три сущности человека:

Каким он себя считает.

Каким его считают другие.

Каков он на самом деле.

Три духовных правила, направляющих человека:

Владение собой (самоконтроль).

Владение миром.

Владение неведомым (магией).

Три вещи, которые всегда нужно контролировать:

Три признака жестокости:

Пугать без нужды животное.

Обрывать без нужды растения.

Гнаться без нужды за привилегиями и милостями.

Три ключа власти друида:

Обладать знанием

Хранить молчание.

Множество обрядов и обычаев друидов были связаны с натуральной магией. Поэтому "хранители леса" трепетно относились к природе, и человека, причиняющего ей вред, ждало наказание.

Обычаи и обряды Африки - вера в табу

Строжайше запрещалось охотиться на тотемных животных. У разных племён были разные тотемы - быки, крокодилы, львы, голубые антилопы. В некоторых случаях запрещалось не только убивать и есть тотемное животное, но даже и смотреть на него. В Африке живёт племя арара, его территория расположена северу от племён аравете и паракана. Мужчины этого племени охотятся только на обезьян. Интересный факт - название каждого из трёх племён можно перевести, как "настоящие люди" или просто "люди", а, следовательно, своих соседей они считают не совсем людьми.

Нубийцы, проживающие в восточной Африке, верят, что они умрут, если войдут в дом королевского священника. Избегнуть этой опасности можно одним способом - для этого нужно обнажить левое плечо при входе, и склонить короля прикоснуться к нему рукой. Отсюда пошло суеверие, что прикосновение королей обладает целебной силой, и . Большинство аналогичных обрядов и обычаев также было сформировано под воздействием суеверных представлений.

Следует отметить, что больше всего дикари опасаются колдовства, поэтому зачастую новоприбывшим европейцам строго запрещается контактировать с местными жителями, вступать с ними в общение. Сначала африканские колдуны должны исполнить все обряды и обычаи, чтобы чужеземцы не смогли принести с собой болезни и бедствия.

У некоторых племён существовали любопытные табу на убийства. В соответствии с ритуалом, они приносили головы убитых на войне врагов в своё поселение. Но чтобы духи убитых не мстили, у голов следовало попросить прощения. При этом произносился примерно следующий текст: "Не обижайся, ведь и наши головы могли сейчас находиться в твоей деревне, будь мы менее удачливы. Зачем ты стал нашим врагом? Нам следовало оставаться друзьями, и тогда твоя кровь не была бы пролита".

Человечество нелегко расстаётся с древними обрядами и обычаями. Одни традиции полностью изживают себя, а другие трансформируются в причудливые . И всё же вера в табу - совершенно неприемлемый пережиток прошлых времён, ограничивающий свободную волю человека.

последовательность примет следующий вид: привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу. Чем меньше наказание за нарушение культурной нормы, тем шире она используется, и наоборот.

Привычка – это установившаяся схема поведения в определѐнных ситуациях. Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.

Этикет как ритуальная норма и культурный эталон – это принятая в особых культурных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет можно понимать и как особую форму повседневного общения, заключающую в себе набор правил вежливости и особых формул разговорной речи. Понятия «этикет» и «общение» неравнозначны. Этикет всегда реализуется в общении, но не всякое общение является этикетом. Понятие общение гораздо шире этикета.

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Традиция – всѐ то, что унаследовано от предшественников. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие – в праздничной, приподнятой обстановке. Обряд - совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Символические действия пронизывают все области человеческой культуры. Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящѐнных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий – подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать события, вызвать у зрителя благоговейный трепет.

Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действия. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и т.д. Разновидностью нравов выступают законы . Это нормы или правила поведения, оформленные в виде соответствующего документа. Различают два вида законов. Обычное право – в доиндустриальном обществе: совокупность неписанных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли юридические нормы законы. Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных

государством и выраженных в определѐнных нормах. Право существовало не всегда. Оно – результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям.

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности – социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.д. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространѐнность привычки соблюдать личную гигиену в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний. Предписания – это запрет или разрешение что-либо делать, обращѐнные к индивиду или группе и выраженные в любой форме.

В каждый период времени в обществе нормы, регулирующие поведение людей в разных сферах жизни, дополняют друг друга, находятся в соответствии. Например, в традиционном обществе господствовали нормы патриархальной семьи с безраздельным правом мужчины – главы семейства. На уровне государства права главы семьи усиливались ещѐ больше: в некоторых странах он мог даже продавать в рабство детей. В области местного самоуправления главы семей и родов составляли совет общины и принимали важнейшие решения в области экономической и социальной политики местных органов власти.

В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Культурные различия могут принимать форму противоречия или столкновения. Они возникают по самым разным причинам. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее разнородное, нежели однородное, в нѐм постоянно возникает напряжение и конфликты между различными системами норм и ценностей. Эти системы могут относиться к субкультурам. И тогда говорят о субкультурном конфликте между разными этническими группами, разными поколениями, между законопослушными гражданами и преступниками. Конфликт может возникнуть между не успевших сойти с исторической сцены старым и активно выдвигающимся новым. Такого рода противоречие присуще быстро изменяющимся обществам.

В закрытых культурах нормы регламентируются и их соблюдение является неукоснительным. В открытых культурах возможен плюрализм норм

и обычаев, что порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регуляторов приобретают ценности . Ценность формируется через синтез не только функций нормы или обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценность, как более сложный регулятив поведения, подразумевает выбор, допускает популярность решения, что свидетельствует о двойственной

природе ценности. Учитывая смысл, одной и той же ценности, можно отвергать или принимать событие, давать положительную или отрицательную его интерпретацию и оценку. В разных ситуациях в качестве доминирующего основания для выбора могут выступать различные составляющие ценности. Например, при интерпретации такой ценности как патриотизм в одной случае на первом месте может стоять долг, в другом – идеал, в третьем – потребность и т.д.

Природа ценностей такова, что они заряжены целевыми установками, причѐм цели, как правило, имеют некоторую возвышенность, а поэтому они выходят за рамки обыденной жизни. Культура стремится обеспечивать выживание и отбор тех ценностей, которые обеспечивают человека более эффективными регуляторами. Для отдельного человека фактически возможны следующие ситуации: он знает ценности своей культуры и способен их реализовать; он плохо знает ценности и его возможности ограничены этим обстоятельством; он догматизировал своѐ знание о ценностях, а в реальности они уже преобразовались; и, наконец, - человек руководствуется ценностями, которые ещѐ не вошли в культуру. Во всяком случае необходимо уметь находить меру, а это уже не только знания и орудия, но и житейская мудрость, искусство жить.

5. Методологические основы культурологических исследований складываются из философской методологии, методологических положений других наук и собственно культурологии. В культурологии широко применяются методы: описание, наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, моделирование, изучение текстов, аналогия, абстрагирование и др.

Метод – общий принцип творческого отношения к познаваемой действительности, система принципов и приѐмов отбора и обобщения жизненного материала. Характер и основные черты каждого метода определяются, прежде всего, конкретно-историческими условиями. Суть исторического подхода заключается в том, что любое культурологическое явление, процесс, предмет рассматриваются с позиции их зарождения, формирования и развития, что в свою очередь, требует рассматривать всю культуру в проявлении единства общего – особенного – отдельного. Логический подход позволяет исследовать взаимосвязь, взаимообусловленность явлений культуры, перейти от одной ступени исследования к другой, проанализировать возникновение новых тенденций из уже существующих.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания . Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путѐм рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса. Культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивносмысловой причастности человека к постигаемому явлению. В культурологии

первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объяснением. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет проникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.

Одним из первых в культурологии стал использоваться эволюционный метод (Э.Тайлор). Этот метод рассматривает динамику культуры не только как последовательную цепь непрерывных изменений, но и учитывает скачкообразные, резкие изменения, культурные революции. По сути, он является частью исторического метода. Детальное изучение первобытных культур способствовало обогащению методологического арсенала культурологических исследований.

Структурный метод ориентирован на исследование структуры культурной системы взаимосвязей между элементами системы, например между наукой и религией.

Функциональный метод нацелен на исследование функции данной культуры. Согласно этому методу каждая культура должна рассматриваться не в соотношении с другими, а как внутренне самодостаточная и целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой функциональными отношениями. При данном подходе основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, запросов, интересов людей, при этом каждый культурный элемент выполняет особую функцию. Этот метод нацелен на выявление общих функциональных законов, одинаковых для всех культур, и объяснение с их помощью любого культурного элемента.

Системный метод изучает культуру каждого народа как единое целое, где все элементы связаны между собой и порождают свойства, которых нет у отдельных элементов системы. Изучение таких свойств позволяет дать общее определение той или иной культуре.

Используется в культурологии также типологический метод, основанный на выявлении типов культур. Он тесно связан с идеализацией или выделением типов культур, отличающихся наиболее характерными чертами данного типа. На основе этого метода выявляют, например, восточные и западные типы культур.

Сравнительный метод в анализе развития культур успешно применяли Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби. При сопоставлении культурных феноменов и отдельных культур им удалось выявить общую структуру, морфологические особенности и сущностные характеристики культур.

Существуют разные подходы в изучении культуры. Психологическая концепция для объяснения культурных явлений сводит их к психологическим, а затем на основе полученных психологических характеристик истолковывает особенности культуры (З.Фрейд, К.Юнг). Структурно-антропологический подход возникает при распространении на область изучения культуры методов

современного языкознания и семиотики (семиотика - наука о знаках) (Ф. де Соссюр, Клод Леви Стросс). Сторонники классического варианта этого подхода сосредоточили своѐ внимание на поиске бессознательных структур культуры, которые предопределяют разнообразные проявления жизнедеятельности индивида. Для них культура представляет собой символическую систему.

ТЕМА №2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА.

1. Предпосылки возникновения культуры.

2. Ранние формы верований.

3. Миф как форма культуры.

4. Первобытное искусство.

1. Предпосылки возникновения культуры являются общими и для появления человека, и для формирования общества. К ним можно отнести: переход живой природы на более высокий уровень – возникновение человекоподобных обезьян; появление прямохождения; формирование пяти основных систем чувствования: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания; стадный образ жизни; развитие головного мозга; формирование первой сигнальной системы, пользование огнѐм и др. Предпосылки исторически закреплялись в генном коде человекоподобных обезьян и передавались по наследству.

В животном мире обнаруживаются явления, которые в дальнейшем послужили основанием для формирования культуры. У высших млекопитающих широко распространено подражание, через которое одни особи усваивают опыт других особей. Однако если в животном мире и существует внегенетическая форма передачи опыта, то в нѐм отсутствует внегенетический способ закрепления этого опыта внутри вида. Культура же предполагает не просто любую внегенетическую передачу опыта, а только такую, которая происходит при посредстве негенетических, а тем самым и небиологических структур, в которых этот опыт зафиксирован. Такими структурами хранения и передачи информации выступают знаковые системы . Именно развитие знаковых средств и знаковых систем явилось фактором, который привѐл к формированию человека, выделив его из животного мира. Культура есть форма жизни, в которой главным является уже не биологический, а семиотический процесс (коммуникация, наделение значением, знаковое поведение).

Существуют разные периодизации первобытной эпохи. Наиболее разработанной является археологическая периодизация, в основе которой лежит сопоставление изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений и т.д. По этому принципу история человеческой цивилизации делится на каменный, бронзовый и железный век. В каменном

веке выделяются три эпохи: палеолит, мезолит и неолит. Каждый из этих периодов обычно подразделяется на ряд археологических культур. Палеолит длился свыше 3 млн. лет до 12 тыс. лет до н.э. Мезолит длился примерно от 12 тыс.лет до 7 тыс.лет до н.э. Неолит длился от 7 тыс.лет до 3 тыс.лет до н.э.

Создателем культур нижнего палеолита был человек типа питекантропа или синантропа, среднего палеолита – неандерталец, верхнего палеолита – кроманьонец. В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись унифицированными орудиями труда. Затем начинается изготовление специализированных орудий – это ножи, проколки, скребла, составные орудия, например каменный топор. Человек мезолита переходит к земледелию, осваивает растительный мир, раздвигая тем самым рамки собственной культуры, поскольку открывает для себя иную, по сравнению с охотниками, природную среду. В мезолите преобладают микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставляли в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы.

Переход к регулируемому, целенаправленному воспроизводству продуктов питания на основе земледелия и скотоводства определил формирование искусственной среды обитания – неолитической цивилизации. Еѐ истоком стала неолитическая революция. Получение излишков продовольствия, появление новых орудий труда и строительство целых поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. Окультуривание диких растений и приручение животных – два важнейших хозяйственных завоевания неолитической революции, а возникновение городской цивилизации и письменности – два важнейших культурных достижений.

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия – над собирательством, осѐдлого образа жизни – над кочевым, патриархата – над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

99,8 % всей истории приходится именно на первобытную культуру. Все следующие за первобытностью разделы культурологии углубляются в прошлое на 2-3 тыс. лет, максимально, обращаясь к древнейшим цивилизациям, на 5 тыс. лет. На обыденном уровне и даже в некоторых научных теориях первобытное общество представляется как «доистория» - происходит недооценка достижений «дикаря» в соревновании с природой. Однако следует помнить, что в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, наука и искусство. И эти достижения при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека времен каменного века имели ничуть не меньшее значение, чем современные научнотехнические открытия. Именно в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации, то есть запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинство человека.

Можно выделить несколько способов становления и первичного развития культуры, для которого были характерны свои формы. Во-первых, способом возникновения культуры было выделение человеком себя из природы. Это произошло тогда, когда он стал вести свой, отличающийся от свойственного животным, способ жизни. Формами данного способа были: магические заклинания, мифы, обычаи, погребальные и иные ритуалы, культ усопших. Вовторых, культура утверждалась в ходе осмысления человеком самого себя. Человек, отделивший и противопоставивший себя природе, с необходимостью задавал себе вопрос: кто я, зачем живу? как должен жить и др. Давая менее или более удачные ответы, человек постепенно осознавал свои отличия от природы. В третьих, способом становления культуры выступало осмысление человеком других людей, сообществ. В четвѐртых, генезис культуры осуществлялся способом разграничения материально-производственной сферы культуры и духовной сферы.

2. Религия - это отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними и в их повседневной жизни. Религия получает развитие в первобытном обществе как составная часть жизнедеятельности первобытных людей, их социальной организации; ее появление связано с появлением искусства, праморали. На этой стадии развития общества все явления духовной жизни еще очень тесно связаны между собой, переплетаются, так что разделять их можно довольно условно. Это явление обозначается понятием синкретизма

Нерасчлененности первобытной духовной культуры. К ранним формам религии относятся магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, погребальный культ, которые возникли в период формирования родового строя (от 100 до 40 тыс. лет назад).

Хронологически возникновение религиозных представлений относится к среднему палеолиту. Свидетельством религиозности неандертальцев был совершаемый ими обряд каннибализма – поедания своих умерших родичей. Очевидно, таким образом, они стремились получить от них силу, знания и прочие достоинства. Бесспорные памятники религии сохранились от эпохи верхнего палеолита (около 40-28 тыс. лет до н.э.). К этому времени относятся многочисленные сохранившиеся захоронения, носящие несомненные следы ритуала: костяки лежат строго на спине или на боку, рядом с ними положены разные вещи. Видимо, умершие служили уже предметом каких-то суеверных представлений.

Культ предков у первобытных людей означает культ культуры, потому что предки являются еѐ создателями. Сами предки называются вечными и несотворѐнными. Цель древних культов – осуществление мистического сопричастия между общественной группой и животными и растительными видами, необходимыми для еѐ существования. Считая древнейшим культ умерших, Г.Спенсер относил к первоначальному виду жертвоприношений «кормление» покойников. Вторая стадия жертвоприношения – жертвоприношение духам и богам, третья – принесение в жертву себя. Без этого невозможно соединение с Единым.

Захоронение предков было первой жертвой человека, породившей духовную культуру. Человек всѐ более отходил от окружающего мира, но стремился вернуться в него с помощью жертв, призванных восстановить утрачиваемое единство.

Тотемизм, фетишизм, культ предков, анимизм и т. д. - все эти элементы присущи религиям в их ранней, элементарной форме. Однако у каждого народа они образуют некоторое неповторимое единство, своеобразное целое. Элементарная форма религии представлена многими, различающимися между собой религиями, каждой из которых перечисленные выше элементы присущи в разной степени и в различных вариациях. В то же время всем этим религиям присуще нечто общее, они образуют некое единое целое - религию ―примитивных‖ культур, отличную от всех других в своей основополагающей жизненной позиции. Одна из распространенных и признанных квалификаций этот позиции состоит в том, что это религия магического единения, связи. Человек первобытной культуры во всех существах и во всех имеющих для него значение вещах ощущает некую тайную и подлинную жизнь, овладение которой, подчинение или достижение которой является главным стремлением всех членов рода.

Первобытные религии отличаются и от христианства, и от ислама, и от многих других современных религий тем, что они не имели представлений ни об одном Боге, ни о многих богах. Первобытные люди или вообще никому не поклонялись, а просто верили в сверхъестественную силу своих обрядов, или поклонялись предметам, растениям, животным и так называемым духам.

Наиболее древней формой религии является магия – представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами. Как человек овладел магией – неизвестно; можно, однако, достоверно утверждать, что все самые утонченные ее способы были распространены еще в первобытную эпоху. Магия удваивала в воображении людей пути воздействия на природу: считалось, что человек мог повлиять на природу не только своим трудом (естественный путь), но и особыми символическими действиямиобрядами (сверхъестественный путь). Магия - это получение нужного результата особым, не ―прямым‖ способом. Так, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые на охоте. Таким образом, возникает представление, что некоторые человеческие действия помимо обычного имеют еще совсем особое значение, являются колдовскими приемами. Затем появились представления, что и определенные события могут обладать особым значением - предвещать то, что должно произойти.

Магические представления и обряды развивались особенно в тех областях деятельности человека, где он чувствовал свою зависимость от стихийных сил, где он был лишен уверенности в успехе. По мере возрастания власти человека над природой сфера религиозно-магических обрядов все более сокращалась. У культурных народов Европы, Азии, Америки многие аграрные и другие хозяйственные магические обряды почти исчезли уже в ХIХ в. Магические

обряды вырастают первоначально из стихийных, практических действий; но они делаются магическими тогда, когда отрываются от практики и связываются

с представлениями о сверхъестественном, т.е. становятся частью религии.

В вопросе классификации типов первобытной магии среди ученых нет единого мнения. Например, Д.Фрезер (1854-1941) подразделяет магию на подражательную («гомеопатическую») и заразительную «контагиозную»)

Российский антрополог С.А. Токарев считал, что магические обряды необходимо рассматривать и с точки зрения методов воздействия магической силой на что-либо или кого-либо, и по функциям этих обрядов. Способов воздействия на объект насчитывается несколько. Суть самого элементарного из них – инициального – заключается в том, что шаман мысленно представляет объект и осуществляет в его сторону посыл своей разрушающей магической силы. Парциальный вариант магического влияния является более изощренным,

и здесь воздействие на объект производится через принадлежащие ему вещи – одежду, остатки его еды, слюну и т.д. Парциальная магия активно используется в охоте – преследователи зверя совершают обряды над его следами, экскрементами, каплями пролитой крови. Контактная магия практикуется в случаях, где существует возможность непосредственного прикосновения к объекту – при излечении, например. Вербальный способ в виде заговоров, заклинаний, нашептываний – едва ли не самый распространенный в магической технике. По функции, или по роду назначения, магия также делится на несколько видов: производственную, лечебную, любовную, военную, вредоносную, защитную, метеорологическую, разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего, общего назначения (многоцелевую) и др.

Разновидность магии – фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишизм возник как приписывание сверхъестественных свойств только предметам. В дальнейшем такие свойства стали приписываться и живым существам. Сознание первобытного человека было ограничено низким уровнем его практики. Он приписывал обычным предметам и явлениям необычные для них свойства. Но постепенно человек стал наделять предметы не только присущими им качествами, но и сверхъестественной силой, свойствами. Древний человек принимал случайные связи за главные. Например, заметив сходство камня с животным, он брал этот камень на охоту, и если охота была удачной, то человек считал, что камень, похожий на животное – основная причина удачной охоты. Так обычным предметам приписывались сверхъестественные свойства.

Из археологических и этнографических источников видно, что фетишами служили, например, следующие предметы: обрубки дерева, камни причудливой формы, глиняные черепки, рога, раковины, перья птиц, тыквенные бутылки, засушенные мухи, зашитый в кожаный мешок пчелиный рой, черепа и кости умерших родственников. Фетиши, изготовленные в форме человеческих фигур, называют идолами. Главный признак для деления фетишей на виды тот же, что

и у магии. Это признак цели, которую сторонники фетишизма ставят перед волшебным предметом. По этому признаку можно выделить несколько основных видов фетишей: производственные, лечебные, любовные, военные,

вредоносные, защитные, метеорологические, разгадывания тайн прошлого, настоящего и будущего и общего назначения (многоцелевые).

По сравнению с магией фетишизм является более сложной формой религии. Магические представления (т.е. представления о сверхъестественных свойствах обрядов) сохраняются и внутри фетишизма, образуя в нѐм как бы нижний этаж новой религии. Но отныне магические обряды получают направленность, адрес. Они обращены теперь к фетишу.

Первобытному человеку мир представлялся наполненным всевозможными невидимыми сущностями, духами, которые выступают как причины явлений; чтобы задобрить или изгнать духов, существуют заклинания, ритуальные танцы, жертвоприношения, строго соблюдаемые запреты (табу) и т. п. Один из основоположников научного изучения первобытных культур Э. Тейлор дал этому воззрению наименование анимизма. Анимизм – это наделение природных явлений человеческими качествами, вера в наличие души у животных; обожествление предков и т.д. Духи различаются между собой мощью и качеством силы, они имеют собственные образы и имена. Духи могут явиться человеку в любой миг его жизни. Каждый сородич, в зависимости от своих метафизических способностей, общался с ними «напрямую», получая от них совет или конкретную поддержку в какой-либо жизненной ситуации. Существовали, однако, и люди, занимавшиеся этим по долгу службы. Главными специалистами по способам взаимоотношений с духами были шаманы.

Э. Тейлор считал анимизм первоначальной стадией в истории развития религии. Ядром этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для первобытного человека такие наблюдаемые им факты как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

В истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение деревьям и животным. Мир в целом представлялся первобытному человеку одушевленным, при этом деревья и животные не составляли исключения. Таким образом, возникал тотемизм - вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением и животным (реже – явлениями природы) Принято выделять родовой, фратриальный (фратрия – братство), групповой, половой и индивидуальный тотемизм. По мнению большинства исследователей, тотемы фратрий были древнейшими. Фратрии (подразделения племени, совокупность нескольких родов) возникали по мере разложения племен на более мелкие родовые группы.

Тотем – это не просто животное, а божественное животное, нечто среднее между демоном, человеком и животным. Реальные животные вовсе не являются богами, однако в них мистически присутствует тотем, точно так же, как тотем мыслится в виде конкретного животного. От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением


табу и ограничений, основных ценностей и воззрений различных социальных групп, ограни-ченный доступ к СМИ и ограниченное информационное обеспечение. Все это неизбежно материализуется в повышении общей степени риска при принятии тех или иных управленческих решений. Международная маркетинговая деятельность обусловливается также требованиями принятых под эгидой ООН международных правил и кодек сов,

  • табу, обычаи, традиции и нормы поведения) и формальные прави ла (конституции, законы, права собственности), а также механиз мы, обеспечивающие их выполнение [Норт, 1997а]. В этом опре-делении основной упор делается на то, что институты образуют ограничительные рамки для экономического поведения людей. Норт проводит аналогию с правилами игры в командных спор-тивных играх (например, в футболе).
  • 3.4.2. Коллективная (общинная) собственность
    табу. Члены группы, которые нарушают правила, регулирующие доступ к ре сурсу и распределяющие издержки, связанные с сохранением ре сурса, подвергаются санкциям, зависящим от тяжести проступка. Так, поддержание в исправном состоянии и производственное использование ирригационных систем в японской деревне тре бовало тяжелого труда по удалению грязи и сорняков из водных каналов, чистки дренажной
  • 13.1. Подходы к государственному стимулированию экономического роста.
    табу на проигрышные рассуждения о политике, направленной на изменение темпов роста1. Вместе с тем Солоу предполагает возможность такого воздействия, изменяя темпы роста с помощью инструментов фискальной и монетарной политики. Основное направление воздействия - изменение уровня занятости и воздействие на величину капиталовооружености с це лью достижения лзолотого правила. Важным является также
  • 15.7. Россия в лпровале рынка
    табу, не афишировал ся. Доход высших звеньев пролетарской элиты второго поколения, по подсчетам того же Восленского, превосходил средний уровень трудящихся примерно в де сять раз, однако не во многие сотни, как на Западе. И именно такое положение элиту начало угнетать. Пролетарская элита третьего поколения являлась уже полной противополож ностью, антитезой поколения первого. Произошла переоценка
  • 1. Основные характеристики родового строя
    табуированном) и бе зусловно отвергала отрыв и отклонения индивидуального от общеколлективного. В поддержании единства и стабильности социума, принятого типа социального поведения существенную роль играли многообразные запреты (табу) , относящиеся к различным сферам жизни (половым, трудовым, брачным, бы товым и т.д.). На весьма ранних этапах становления социальной жизни табуируются каннибализм,
  • 1.3. КТО И КАКИМ ОБРАЗОМ?
    табу, социальные перегородки, ка стовая, цеховая, общинная замкнутость, детальная регламента ция многих сторон частной жизни). Но и в современном обществе традиции и обычаи оказывают влияние на многие стороны эко номической жизни - деление профессий на лмужские и лжен ские, приемлемый обществом уровень дифференциации дохо дов, некоторые способы распределения потребительских благ, особенно в
  • 2.4 Трудовые ресурсы мира
    табу и т.д.), а также как партнеры по бизнесу. Если Вы причастны к организации зарубежного производства или хотя бы представительства фирмы, к организации совместной деятельности или найму на работу представителей некоренных народов или зарубежных стран, Вам небезразличны такие качества будущих работников, как уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и
  • 3.5. Структура занятости и качество трудовых ресурсов
    табу и т.д.), партнёров по бизнесу (обязательность, сочетание государственных и личных интересов, роль личных связей в деловых отношениях), будущих работников (уровень и структура трудовой мотивации, квалификация, дисциплина, честность и ответственность, инициативность и творческий потенциал, а также присущие им человеческие слабости и национальные привычки). Для бизнеса важнейшей
  • Возникновение денег
    табу на добыгую дичь или зверя: охотник не мсжет есть то, что он подстрелил или поймал, поэтому он должен обменять своо добычу на другую пишу у когсенибудь из сопламенни- ков. Английский социолог и этнограф Б. №линовский упоминает занятный обычай жителая острюва Трюбриан отдавать часть урожая и охотничьей до- бычи лMI/жу сестры, даже когда сестры в действительности нет. Американский востоковед
  • 1.2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
    табу исчерпали свое влияние. Более того, в городах женщины работали вдали от своего очага. Они очень быстро переставали кормить грудью ребенка, что создавало возможность для беременности13. Другие же обычаи продолжали сохранять свое влияние. Не могло быть и речи об абортах, стерилизации и контрацепции, так как это ставило под вопрос в этих обществах сам смысл существования женщины. Экономическое
  • 2. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА 2.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
    табу, которое последний поддерживал в области прямого вмешательства государства в экономическую сферу. И если стойкая приверженность левых партий принципам национализации продолжала по-прежнему раздражать компании, то более гибкие методы реализации государственных инвестиций воспринималась позитивно. Наконец, деловой мир не скрывал своего удовлетворения той активной ролью государства, которую
  • 3. Теории, учитывающие социальные и политические изменения.
    табу - одни из тех правил, которые очень четко соблюдались в первобытных обществах. Если вы, женившись на девушке из другого племени, по какой-то причине напали на ее соплеменника, вы тем самым автоматически нападаете на какого-то ее родственника (отца, брата, деда и т.д.), что порождает дополнительные издержки по нарушению прав собственности людей того племени. Кстати, этот сюжет встречался и в
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков. Распространение только на данный родовой коллектив. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания. Специфические санкции - осуждение поведения
  • ТЕМА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
    табу. Обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы. Вышеперечисленные плюс нормы моды. Тест 10. Каковы основные способы возникновения права в первобытном обществе? Толкование и правотворчество. Санкционирование и правотворчество. Систематизация и санкционирование. Тест 11. Чем право отличается от социальных норм первобытного общества? Общеобязательная нормативность, формальная
  • 2.1.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЛАСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДОГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРИОДА
    табу) как самый простой и элементарный приём воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали; были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы; выражали интересы всех членов рода и
  • 12.2. Внелегальный рынок как институциональная система
    табу на ис-пользование насилия в качестве регулятора повседневной жизни, стремление к монополизации насилия накладывают четкий отпечаток и на поведение представителей мафии в экономической сфере. Ограничений на поиск прибыли у связанного с мафией предпринимателя значительно меньше, чем у легального предпри-нимателя. Первый в случае необходимости не остановится перед применением насилия, тогда как
  • 13.1. Три вида институциональных рамок
    табу) К Кроме того, существуют и такие рамки поведения, которые не фиксируются ни в писаном, ни в неписаном праве. Индивиды выбирают их спонтанным образом и добровольно следуют их предписаниям. В последнем случае речь идет об институтах как совместных стратегиях, принимающих форму соглашений и лфокальных точек2. Например, при желании найти друг друга в условиях невозможности достигнуть
  • Существуют конкретные формы социального контроля в обществе: закон, табу, обычаи, традиции, привычки, этикет.

    Закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавливая определенный порядок отношений в государстве, законы могут способствовать или препятствовать его развитию, влиять на снижение или повышение социального самочувствия населения, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жизни в обществе. Это особенно заметно в периоды дестабилизации социально-экономической и политический жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды стабилизации общественных отношений большинство людей воспринимают действие правовых норм как должное.

    Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествовавших появлению законов, являлось табу. Оно включает в себя систему запретов на определенные побуждения и мысли, совершение каких-либо действий и поступков людей, социально не приемлемых для общества в целом. В первобытном обществе табу регулировали некоторые стороны жизни людей. Считалось, например, что при нарушении определенных запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. В современных условиях табу чаще всего связаны с ограничениями морального и нравственного порядка. Например, все знают, что они могут делать и как не должны поступать, будучи законопослушными гражданами и порядочными людьми.

    Мораль и нравственность регулирует неформальные отношения в обществе и часто противопоставляются законам как регулятору формальных отношений. Мораль и нравственность определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные и нравственные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются. Принципы морали и нравственности универсальны, поскольку отражают в себе абсолютные человеческие ценности. Последние усваиваются в процессе социального развития людей и совершенствования всего общества. Усвоение представлений о добре и зле происходит с самого раннего детства и способствует формированию представлений о сущности мироздания и идеала социально-ценностных отношений в нем.

    Усвоение морали и нравственности происходит на уровне формирования и развития совести как интегрального социально-психологического и духовного качества людей. По мнению В. Даля, "совесть – это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития".

    Иногда в основе "внутренних" табу людей – интериоризированных на уровне подсознания людей запретов, связанных с существовавшими в прошлом определенными социальными ограничениями, – могут лежать суеверия, предрассудки, ритуалы. Некоторые формы неврозов проявляются в навязчивых и повторяющихся ритуальных действиях субъекта, возникающих под влиянием страха возмездия. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия.

    Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, понятные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, – обычаи. Они усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая – распространенность. Обычай определяется условиями развития общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение.

    Под традициями обычно понимаются такие обычаи, которые сложились исторически в тесной связи с культурой конкретного этноса, передаются из поколения в поколение на уровне социальной архетипии (терминология К. Г. Юнга) и определяются духовным и психологическим складом народа.

    Традиции имеют глубокие исторические, социальные и психологические корни. Очень часто их трудно изменить или преодолеть. Иногда они несут в себе негативное содержание, не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции – это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально- экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в государстве (обществе) и влияющими на социальные нормы восприятия и поведения людей. "Так, традиция существования патриархальной семьи постепенно меняется во многих странах мира. Состав современной семьи, проживающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители – дети. Это обусловлено многими причинами, в частности материальными условиями и большими когортными (групповыми) различиями между поколениями" (Кабаченко Т. С., 2000).

    Обычаи и традиции проявляются по законам и механизмам массовидного поведения людей и играют огромную роль в интеграции общества, осуществлении социального контроля за воспитанием его представителей. Они функционируют в соответствии с их социальной целесообразностью. "Далеко не все обычаи закрепились и модифицировались в традиции. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе. И хотя некоторые традиции у тех или иных народов и вызывают сомнения с точки зрения их социальной целесообразности, следует иметь в виду, что они не могли бы сохраниться, если бы такой целесообразности не существовало, поскольку это главное условие их существования. Постижение смысла традиции как формы социального контроля является весьма сложной задачей, связанной с постижением культуры того народа, чьи традиции рассматриваются. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа".

    Важной формой социального контроля, наряду с традициями, являются привычки, представляющие закрепившиеся устойчивые способы действий, стереотипы поведения и образа жизни людей. Они функционируют как неосознаваемые действия, которые столько раз повторялись в жизни людей, что приобрели автоматизированный характер.

    Формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания людей. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как у детей, так и взрослых), при появлении новых обязанностей или условий жизни формируются новые или изменяются старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адаптации, личностному росту людей, то последние относительно легко достигают поставленных целей. Если привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям.

    Очень часто привычки могут превращаться в потребности, если они сформированы и закреплены. Они находятся в тесной связи с условиями экономического, политического и духовного развития людей, оказывают существенное влияние на принятие ими жизненно важных решений, способы поведения и деятельности. В ряде случаев некритическое восприятие жизненных ситуаций может вести к деформации, превращению привычек в предубеждения и предрассудки, которые могут не совпадать со шкалой общих ценностей, характерных для общества в целом или конкретных социальных групп. По этой причине они могут стать весьма раздражающим фактором, порождать противоречия и конфликты между людьми. Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют людям шаблоны социального поведения. "Конечно, если человеку необходимо продемонстрировать действие, которое не является привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значительно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное действие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отнимая у субъекта силы на самоконтроль" (Андриенко Е. В., 2010).

    Особой формой социального контроля является этикет, представляющий собой установленный порядок поведения, а также совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. "Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой – может вести к развитию неискренности и лицемерия".

    Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободной. Этикета стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение правил или требований, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы.

    Однако не все формы социального контроля переходят во внутренний план деятельности. Некоторые так и остаются внешними по отношению к конкретному индивиду. Но иные представляют собой результат интериоризированных норм, имеющих ярко выраженный признак субъективности, как, например, манеры или привычки. Существует много форм социального контроля. Наиболее распространенными являются: законы, табу, обычаи, традиции, мораль и нравы, этикет, манеры, привычки и т.д. Уже по самому их перечислению мы можем сделать вывод об особенностях и возможностях интериоризации. Очевидно, что менее интериоризированным является закон.Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства. Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею. Устанавливая определенный порядок в обществе, закон может способствовать либо препятствовать самореализации людей; влиять на снижение или повышение жизненного уровня населения, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жизни. Это особенно заметно в периоды дестабилизации общественной, экономической и политический жизни государства в эпоху революционных преобразований, радикальных реформ. В периоды стабилизации общественных отношений большинство субъектов вообще никак не ощущают действия правовых норм, хотя многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредственно связаны с ними. Пренебрежение субъектом правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям. Например, люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с негативными санкциями неформального характера. Шибутани писал, что закон не делает человека счастливым или несчастным, как и виртуозное умение водить машину нисколько не зависит от правил дорожного движения, которые, впрочем, необходимо знать. Закон выступает как активная и действенная форма социального контроля в ситуации его явного нарушения, ибо именно закон определяет предел, поставленный свободе воли или действий (В.Даль). Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. Табу включают в себя систему запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека. В первобытном обществе табу регулировали важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запретов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъестественных сил или предзнаменованием. Чаще всего табу возникают в наиболее значимые или просто ответственные моменты жизни человека. Так, студент, отправляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу перебегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, ит.п. Приметы, суеверия, предрассудки - все это факторы внутренних запретов или ограничений, связанных с внутренним табу. Некоторые формы неврозов проявляются в навязчивых и повторяющихся ритуальных действиях субъекта, возникающих под влиянием страха возмездия. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это интериоризированные (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты. Весьма широко социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, - обычаи . Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая -распространенность. Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение. Под традициями понимают такие обычаи, которые, во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса; во-вторых, передаются из поколения в поколение; в-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа. Поскольку традиции имеют глубокие корни, их очень трудно изменить или преодолеть, если они несут негативные особенности и не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Однако и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изменениями, влияющими на социальные шаблоны поведения. Так, традиция существования патриархальной семьи постепенно меняется во многих странах мира. Состав современной семьи, проживающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети. Это обусловлено многими причинами, в частности материальными условиями и большими когортными (групповыми) различиями между поколениями. Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в интеграции общества. Многие социальные психологи и социологи выделяют функцию социальной интеграции традиций и обычаев. Так, Э.Дюркгейм еще в начале века обратил особое внимание на социальную солидарность, которая возникает между людьми в связи с преобладанием обычаев, объединяющих людей. Именно в солидарности он видел главный психологический смысл обычая или традиции. Солидарность объединяет людей одного общества, интегрирует их сознание, делает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Наказание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - Одесса, 1900). Большинство современных социальных психологов видят главный психологический смысл традиций в их социальной целесообразности. Далеко не все обычаи закрепились и модифицировались в традиции. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе. И хотя некоторые традиции у тех или иных народов и вызывают сомнения с точки зрения их социальной целесообразности, следует иметь в виду, что они не могли бы сохраниться, если бы такой целесообразности не существовало, поскольку это главное условие их существования. Постижение смысла традиции как формы социального контроля является весьма сложной задачей, связанной с постижением культуры того народа, чьи традиции рассматриваются. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе, мораль . Мораль регулирует неформальные отношения в социуме и часто противопоставляется закону как регулятору формальных отношений. Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются. Принципы морали универсальны, поскольку несут в себе абсолютные ценности бытия. Эти ценности интериоризируются в процессе социального развития человека. Интериоризация понятий добра и зла происходит с самого раннего детства и определяет понимание человеком сущности мира в ценностном аспекте. Переход внешней социальной регуляции во внутреннюю осуществляется при всех формах социального контроля. Однако наиболее значимой в этом отношении формой является мораль. Интериоризация морали происходит на уровне формирования и развития совести как интегрального психологического и духовного качества личности. Совесть представляет собой особое, уникальное качество человека, определяющее его сущность. По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития (Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб., 1997. - Т. 4). Толкование В.Даля на первый план выводит постижение истинного смысла, когда совесть выступает как чувство и внутреннее знание. Философское и психологическое понимание совести больше связано с ее контролирующей функцией. В философии и психологии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков (Философский энциклопедический словарь. – М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990). Вполне понятно, что совесть несет в себе внутренние особые контролирующие функции. Неудивительно, что все религии мира так или иначе нацелены на формирование именно данного качества в человеке, поскольку оно является абсолютным гарантом реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, некоторые реалии современной жизни не всегда способствуют развитию этого действительно уникального человеческого свойства. Очень близкой к категории морали является категория нравов, служащая для обозначения обычаев, имеющих нравственное значение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. В отличие от морали нравы связаны с определенными группами по социальной стратификации. То есть общепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные. Так, нравы элиты и нравы люмпенизированной части общества имеют существенные различия. На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения. Манеры включают в себя совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы. Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, характеризующие определенный социальный тип. По манерам мы можем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности. Говоря о манерах, следует особое внимание уделить привычке как поведенческой единице социального шаблона поведения.Привычка неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер. Несмотря на то что привычки чаще связаны с конкретными, относительно простыми навыками, они весьма основательно регулируют социальную жизнь. Собственно простой навык выступает обычно лишь как основа для формирования еще более сложного. Привычки складываются под влиянием ближайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Сначала через усвоение простейших привычек человек входит в культуру своего общества. В процессе взросления и развития личности привычки становятся все более сложными и опосредованными, превращаясь, по мере усложнения и включения, в систему уже освоенных привычек, в уникальную матрицу социального поведения. Все хорошо усвоенные знаковые системы, которыми владеет современный человек, функционируют на уровне привычки. Особое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности, если они сформированы и закреплены. Любопытно, что на первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвоения. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится необходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, потому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и необходимое. Однако привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором. Так, молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, по крайней мере, согласие по поводу их проявлений. Известная пословица гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу, посеешь судьбу - пожнешь жизнь». Определенный социально-психологический смысл в этой пословице есть, ибо формирование хороших привычек лежит в основе очень многих психических новообразований индивида в процессе его социального развития. В отечественной педагогике в свое время уделялось много внимания развитию социально-адаптивных привычек у детей (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.Н.Толстой, С.Я.Рубинштейн и др.). И это вполне естественно, так как формирование привычек лежит в основе практически всех процессов обучения и воспитания. Всегда, когда возникает потребность в новом виде деятельности (как ребенка, так и взрослого человека), при появлении новых обязанностей или условий жизни необходимо формировать новые или изменять старые привычки. Если привычки носят позитивный характер, т.е. способствуют социальной адаптации, личностному росту, то индивид относительно легко достигает поставленных целей. Если же привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным социальным последствиям для индивида. Все современные бихевиористские методики обучения основаны на поэтапном формировании и закреплении положительных привычек, и надо отметить, что в наше время данные методики получают все большее признание как наиболее результативные. Если хорошо сформирована привычка учиться, отпадает необходимость в дополнительной мотивировке познавательных процессов. Привычки входят в формы социального контроля, потому что, во-первых, они формируются под влиянием общественных норм, во-вторых, когда они уже сформированы, то буквально диктуют индивиду шаблоны социального поведения. Конечно, если человеку необходимо продемонстрировать действие, которое не является привычным, он сможет это сделать, но только в том случае, если будет держать себя под строгим самоконтролем, что значительно осложняет сам процесс выполнения. Если же данное действие необходимо человеку усвоить, оно со временем, в процессе постоянных упражнений, превращается в привычку и тогда может осуществляться спонтанно, на неосознаваемом уровне, не отнимая у субъекта силы на самоконтроль. Особой формой социального контроля является этикет. Этикет представляет собой установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Поскольку этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным ритуалом, который регламентирует нормы поведения в различных социальных кругах от очень строгой регламентации до относительно свободной. Данной формы контроля стараются придерживаться для того, чтобы соответствовать требованиям социальной группы. Явное и резкое нарушение этикетных правил, так же как и нарушение социальных норм, сопровождается санкциями группы. Этикет можно рассматривать как чисто внешнюю, оторванную от нравственного содержания форму поведения, которая, с одной стороны, приобретает смысл благожелательного и уважительного отношения к людям, с другой - может вести к развитию неискренности и лицемерия. Перечисление форм социального контроля может быть продолжено. Однако даже на основе анализа вышеназванных форм можно сделать несколько выводов. Во-первых, любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Поступки человека не могут быть правильно поняты, если исключить факторы социального контроля из анализа специфики его поведения. Нужно знать, в каком обществе субъект вырос. Какие ценности были интериоризированы им в процессе социализации и т.д. Во-вторых, социальный контроль не всегда осознается индивидом из-за процессов и результатов интериоризации. Следует иметь в виду, что особенно ярко влияние социального контроля можно наблюдать в процессах изменения интегральных психологических характеристик социальных групп: общественного мнения и психологического климата. В-третьих, социальный контроль - это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собственную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.