Почему поют птицы?

Пение птиц - это одни из самых прекрасных звуков в природе. Иногда, попадая за город, мы слышим пение птиц, и нам может показаться, что они переговариваются друг с другом.

Действительно, птицы общаются между собой, так же, как и многие другие животные. Конечно, птицы могут выражать удовольствие, так же, как и мы, когда восклицаем «Ох!» или «Ах!».

Курица издает звуки, предупреждающие ее цыплят об опасности и призывающие их пригнуться к земле. Затем она подает другой сигнал, созывающий их вместе.
Когда дикие птицы летают по ночам, они кричат. Это позволяет им держаться вместе и помогает потерявшимся вернуться в стаю.

Но язык птиц отличается от нашей речи. Мы используем специальные слова, которые выражают наши мысли. Птицы же не учат свой язык.
Это врожденный инстинкт.


В одном эксперименте цыпленка изолировали от петухов и кур, так, чтобы он не мог слышать производимых теми звуков. Но когда он вырос, то издавал те же звуки, что и цыплята, жившие в курятнике.

Но это вовсе не означает, что птицы вообще не учатся пению. На самом деле некоторые птицы могут воспроизводить пение других. Вот откуда и получил свое название пересмешник многоголосый. Если воробей находится среди канареек, то делает огромные усилия, чтобы петь как они. Если канарейка попадает в общество соловьев, то может довольно хорошо имитировать их пение.

И мы хорошо знаем, как попугай подражает звукам, которые он слышит. Так что можно сказать, что хотя птицы и рождаются с умением петь, но некоторое обучение все же имеет место.
Знаете ли вы, что у птиц есть свои диалекты?

Оказывается, песни одного и того же вида птиц звучат по-разному в разных частях мира. Это говорит о том, что помимо инстинкта многое в жизни птиц влияет на умение петь.



Весенние песни, будь то мартовские кар­канья ворон, барабанные дроби дятлов, чуфыканья тетеревов, хохот и взвизгива­ния филинов, перезвоны синиц или май­ские соловьиные трели, «плач» иволги, щебет ласточек, всегда связаны с на­ступлением предбрачного периода.
Каждый самец исполняет свою характер­ную песню, оповещающую о том, что его гнездовая территория занята. Когда са­мец поет, он словно говорит: «Здесь живу я, и другому тут нечего делать!»
Песня служит как бы визитной карточкой, по которой птицы одного вида отличают своих собратьев от чужих.

Каждый самец исполняет особую мелодию, так что со­седям ясно, с кем они имеют дело.

Территория, охраняемая пением, будет принадлежать не только самому певцу. Вскоре она станет местом жительства все­го его семейства.
Следовательно, пение птиц имеет еще одно назначение: звонкая серенада должна привлечь самку, обещая ей безопасное место для гнездования.


Практически ровно 95 лет назад, 21 января 1924 года, председатель Совета народных комиссаров СССР, председатель Совета труда и обороны все того же СССР и прочая, и прочая, Владимир Ильич Ульянов, также известный под псевдонимом Ленин, скончался в усадьбе Горки после продолжительной болезни на 54-м году жизни.

Уже на следующий день по решению коллег Ульянова его тело забальзамировали. Оно лежит в специально сооруженном для этого мавзолее по сей день. Впрочем, Ленин не одинок: по всему миру можно найти немало аналогичных забальзамированных тел.

Вообще-то, тело В. Ульянова изначально планировалось сохранять лишь в течение нескольких дней: до похорон, назначенных на 27 января. Но уже спустя несколько дней было принято новое решение: тело вовсе не хоронить, но выставить в саркофаге на Красной площади, чтобы, как писали в воззвании рабочие Путиловского завода, «Ильич физически остался с нами и чтобы его можно было видеть необъятным массам трудящихся», то есть чтобы сделать его объектом поклонения всех прогрессивных людей сначала Страны Советов, а затем и целого мира.

Уже 27 января 1924 на Красной площади появился первый, деревянный мавзолей - маленький, тесный и невзрачный. Весной того же года, когда тело Ленина отправилось на новое бальзамирование - на этот раз не временное, а постоянное, - первый мавзолей заменили вторым, тоже деревянным, но более внушительным. Он прослужил местом пребывания тела вождя до 1929 года, когда началось строительство нынешнего, гранитного мавзолея. Тело «переехало» в новое помещение осенью 1930 года. Там оно и находится (за вычетом 4-летней командировки-эвакуации в Тюмень в 1941–1945 гг.) вот уже почти 90 лет.

«Да как им такое в голову пришло!»

В мавзолее Ленина соединились сразу две традиции увековечивания памяти умершего, известные с глубокой древности, - сохранение тела от естественного разложения и помещение его в заметное, возвышающееся над землей сооружение. Собственно, мавзолей - это и есть сооружение, постройка, предназначенная для захоронения умерших не в земле, а на поверхности.

Название такой постройки пошло от имени карийского царя IV века до н. э. Мавсола, которому его вдова, царица Артемисия, возвела памятник в Галикарнасе, ставший одним из древних чудес света. Хотя и до того самые разные культуры сильно преуспевали в строительстве заметных памятников-усыпальниц, и египетские пирамиды - только один, самый известный пример.

Примечательно, что традиция эта жива до сих пор, причем строителями надземных усыпальниц руководит не только тщеславие и желание оставаться у всех на виду даже после смерти, но и чисто практические воображения: мавзолеи используют, когда захоранивать покойников в земле по какой-то причине оказывается невозможным - например, если почва слишком каменистая или топкая или если ее просто недостаточно.

Надо сказать, что и экстравагантная по нынешним меркам идея выставлять напоказ специально забальзамированное тело покойника в 1924-м не была новой. Первые опыты в области намеренной мумификации трупов проводили еще представители культуры чинчорро, развившейся на тихоокеанском побережье Южной Америки не менее 9000 лет назад.

Крупными специалистами в области сохранения тел умерших уже в 3-м тысячелетии до Рождества Христова были египтяне. Независимо от них техники бальзамирования и мумификации развились также в Центральной и Южной Америке, в Китае и Тибете, на территории нынешней Нигерии. Однако, насколько известно, законсервированные таким образом трупы не выставлялись там на десятилетия на всеобщее обозрение.

Другое дело, когда тело бальзамировали на короткий срок, чтобы все желающие могли проститься с покойным или чтобы довезти его от места смерти до места захоронения. Так поступают и сегодня.

Традиция выставлять забальзамированное тело на всеобщее обозрение зародилась позже и не в связи с распространением христианства. Мощи святых тут не могут считаться примером, так как их тела в абсолютном большинстве случаев не подвергаются бальзамированию, хотя римских пап таким образом сохраняли на длительный срок, и некоторые такие тела можно увидеть до сих пор, но об этом позже.

Речь о бальзамировании с научными целями, чтобы можно было изучать устройство человеческого тела. Этим люди занимались еще в Средневековье.

И лишь в XVIII–XIX веках разглядывание выставленных напоказ покойников стало странноватым по нашим понятиям развлечением. Впрочем, если учесть, что не меньшим развлечением тогда считались публичные казни и «цирки уродов», это кажется не таким уж удивительным.

А вот макабрическая мода на выставление забальзамированных в мавзолеях на долгие годы тел правителей началась, несомненно, именно с В. Ульянова-Ленина.

Вожди, генералиссимусы, президенты

Вслед за Ильичом последовал советский большевистский деятель Григорий Котовский, застреленный в 1925 году и тоже помещенный в мавзолей в Подольске Одесской области Украины. А там подтянулись и другие: в 1949-м в собственном мавзолее оказался руководитель Болгарии Георгий Димитров, в 1952-м - монгольский коммунистический диктатор Хорлогийн Чойбалсан (правда, он делил усыпальницу с основателем монгольской республики Сухэ-Батором и тела их хранились в замурованных саркофагах), в 1953 году Ленина на Красной площади потеснил Сталин, и в том же году на обозрение публики выставили тело чехословацкого президента Клемента Готвальда, заболевшего на похоронах Сталина и умершего вскоре после этого.

В 1969-м скончался лидер коммунистического Вьетнама Хо Ши Мин, в 1976-м - председатель КНР Мао Цзэдун, спустя три года - первый президент независимой Анголы (страна 27 лет существовала в состоянии кровавой гражданской войны) и строитель социализма Агостино Нето, в 1985-м - находившийся у власти почти сорок лет глава Гайаны Линдон Форбс Бернхем. Все они были забальзамированы и оказались в мавзолеях. Наконец, в 1994 году к этому «клубу» присоединился вечный президент Северной Кореи генералиссимус Ким Ир Сен, а в 2012-м с ним в Кымсусанском дворце Солнца воссоединился его сын и тоже генералиссимус Ким Чен Ир.

Немногие из перечисленных правителей надолго упокоились в устроенных для них усыпальницах. Так, К. Готвальда в рамках ослабления коммунистического режима и критики культа личности захоронили в 1962 году (а еще потому, что его тело, будучи неудачно забальзамированным, стало портиться), за год до того у Кремлевской стены похоронили И. Сталина, а тела Г. Димитрова и Х. Чойбалсана, А. Нето и Ф. Бернхема были погребены в 1990-е после падения коммунизма, при этом мавзолеи в большинстве случаев были снесены. В 2016-м предали земле останки Г. Котовского - мавзолея он лишился раньше: его уничтожили оккупационные немецкие войска, после чего фрагменты тела хранились в небольшом склепе.

На своих местах, помимо Ленина, сегодня остаются Мао Цзэдун, Хо Ши Мин и оба Кима. При желании и по возможности можно посетить усыпальницы всех четверых, хотя и придется отстоять немалые очереди бок о бок с местными жителями и туристами, пройти неоднократные проверки охраны и сдать фотографирующую технику.

Примечательно, что процедуре бальзамирования подвергались не только коммунистические отцы нации, но и политики иного толка с большими заслугами. Так, с 1953 года в закрытом саркофаге в мавзолее Аныткабир в Анкаре хранится тело основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, умершего в 1938-м.

С Чан Кайши, президентом Китайской Республики (Тайвань), история интереснее: его забальзамированное тело находится в закрытом саркофаге в резиденции ыху, теперь ставшей мемориалом и в некотором смысле мавзолеем, а в центре столицы острова Тайбэе стоит 70-метровой высоты мемориальный комплекс - Национальный мемориальный зал Чан Кайши. Любопытно, что второй президент Тайваня, старший сын Чан Кайши Цзян Цзинго тоже забальзамирован и лежит в отдельном мавзолее в километре от отца на территории мемориального комплекса.

Также были забальзамированы, но затем захоронены тела многолетнего президента Филиппин Фердинанда Маркоса и первой леди Аргентины Эвы Перон.

В этом ряду особняками стоят римские папы, которых столетиями бальзамировали для лучшей сохранности во время длительных процедур прощания, а затем захоранивали на территории Ватикана. Не всех, впрочем, ждало окончательное упокоение. Так, папа Иоанн XXIII, скончавшийся в 1963 году, был по ватиканскому обычаю забальзамирован, отпет и погребен, но 2001 году снова потревожен. Дело в том, что его объявили святым, и тело выставили в соборе Святого Петра для поклонения. Процедура бальзамирования была выполнена столь качественно, что его тело и сейчас выглядит так, будто папа скончался не полвека, а пару часов назад.

Маленькая девочка в сомнительной компании

В Катакомбах капуцинов в Палермо, на Сицилии, имеется небольшой застекленный гроб, в котором хранится забальзамированное тело маленькой Розалии Ломбардо, не дожившей нескольких дней до двухлетнего возраста. Она скончалась от пневмонии в начале декабря 1920 года.

Отец ребенка был безутешен и обратился к Альфредо Салафии, химику, известному всей Италии и за рубежом вплоть до США как успешный бальзамировщик. Тот, воспользовавшись своими фирменными методами, законсервировал тело Розалии настолько удачно, что то сохранялось на протяжении восьми десятков лет посреди часовни Св. Розалии почти без изменений - по свидетельству очевидцев, девочка выглядела так, будто только что заснула, но вот-вот откроет глаза.

И только в начале этого века на теле проявились первые следы порчи, хотя оно и сегодня не захоронено, а находится в капсуле, заполненной азотом и в более сухом и темном месте, чем раньше.

Страница 2 из 2

Пение птиц

У птиц звуки возникают в горле, почти так же, как у людей. Но их голосовой аппарат (сиринкс) находится в нижней части трахеи (нижняя гортань), тогда как у человека - в верхней (верхняя гортань). У таких низкоголосых птиц, как американский журавль и лебедь-трубач, трахея очень длинная - 90-120 см. У европейского белого аиста вообще нет голоса, поскольку у него отсутствует голосовой аппарат.

Большинство птиц поют по утрам или вечерам, а днем молчат. Козодой кричит в сумерках, пересмешники и соловьи поют ночью. Для тренированного человеческого уха пение каждого вида птиц так же специфично, как и внешний облик. Те, кто наблюдает за птицами, умеют по звуку распознать некоторые виды мухоловок, которые зрительно неразличимы.

Почти у всех видов птиц самцы поют выразительнее самок. Пение самец заявляет свои права на определенную территорию, для чего иной раз повторяет песню тысячи раз на дню, прыгая с ветки на ветку по своим владениям. Пение достигает своего пика непосредственно перед периодом размножения, а с его окончанием большинство птиц перестают петь.

Для человека пение служит средством общения разве только в искусственных ситуациях, вроде мюзикла или оперы, но и у птиц оно не служит для «бытового» общения. Например, когда птицы ссорятся, зовут птенцов, просят есть, они общаются прежде всего при помощи призывных сигналов. Эти сигналы помогают им не отбиться от стаи. Звуковая коммуникация - будь то пение или призывные сигналы - особенно важна в лесу, где зачастую гораздо легче услышать, чем увидеть.

Почему птицы не падают с ветки, когда спят?

Певчие птицы, как правило, невелики, но и не все они миниатюрны. И не всякая певчая птица издает красивые звуки. Однако у этих четырех с лишним тысяч видов, бесспорно, есть общая способность - умение сидеть на жердочке. Пальцы ног приспособлены к плотному захвату - будь то веточка, тростник или телефонные провода.

По способу захвата ветвей лапами певчие птицы относятся к насестным. Секрет сидения на насесте заключается в расположении пальцев. У певчих птиц четыре пальца, три из них смотрят вперед, а один, самый сильный, - назад. Когда птица садится на ветку, задний палец захватывает ее снизу, а сухожилия автоматически стягивают все пальцы в крепкий замок, так что упасть невозможно.

Певчие птицы могут схватиться лапами не только за ветку, но и за другие предметы. Ласточки, у которых маленькие и слабые ножки, предпочитают электрические провода. Луговой трупиал поет, сидя на заборе. Болотный короткоклювый крапивник балансирует на качающемся тростнике. У птиц, ходящих по земле, таких, как трясогузка и рогатый жаворонок, пальцы длиннее, а когти более прямые. У птиц, лазающих по коре деревьев, например поползней и американской пищухи, когти сильные и изогнутые. Цепкие лапы оляпки позволяют ходить под водой по скользким камням.

В XVI веке предки комнатных канареек были привезены в Европу с Канарских островов. Дикие птички не очень походили на сегодняшних домашних любимцев. У них была зеленоватая с более темными полосками спинка и желтовато-зеленое брюшко. Путем кропотливого искусственного отбора было получено большое разнообразие форм и окраски, включая всем знакомую ярко-желтую, «канареечную», а также причудливые породы с хохолками и воротничками.

В качестве комнатных птиц с канарейками соперничают различные мелкие вьюрки из Африки, Азии и Австралии, отличающиеся поразительным разнообразием оперения. Например, у зебровой амадины наряд темный. Очковые амадины, астрильды и воскоклювые ткачики щеголяют ярко-красными перьями, а в окраске гульдовой амадины сочетаются все основные цвета. Эти птицы никогда полностью не приручаются, и их радостные переливчатые песни слышны редко, зато жизнерадостности им не занимать. В неволе канарейки плохо себя чувствуют в одиночку, но если живут в клетке «компанией», то хорошо размножаются.

Птицы - очень красивые создания. Известно, что большая часть птиц относится к певчим. А это несколько тысяч видов! У них такое анатомическое строение, что позволяет издавать звуки, которые нужны в свою очередь для целого ряда вещей. Однако петь мелодиями умеют из них далеко не все.

Причины пения

Для чего птицы поют и издают звуки? Конечно, это звучит красиво, радуя наш человеческий слух, однако причины обусловлены чисто биологическими факторами. Ниже представлены лишь основные из них.

  • Обозначение своей территории. Да, у птиц тоже бывает такое, что им нужно выделять и защищать свое место, а сделать это можно пением. Так они, можно сказать, оберегают свои гнезда, детенышей и места с пищей. Ведь, наверное, все замечали, как поют маленькие птички, быстро перепрыгивая с ветки на ветку? Так они обозначают свою ветку (или несколько деревьев). Они могут петь хоть весь день таким образом.
  • Еще одна важная причина - самец так привлекает внимание самки. У него много конкурентов, поэтому важно стараться завоевать внимание у возлюбленной: своим пением и также окрасом, птичьими танцами и ухаживаниями.
  • Используются звуки также и для общения. Если говорить конкретно, то призывными сигналами одна птичка может призвать другую, или детеныши позвать родителей. Такое зачастую используется в стаях, чтобы не отбиться, и также в лесах, где сложно увидеть своих, но можно услышать по звукам. Как правило, призывные сигналы отличаются немного от пения.

Поющие птицы - кто они?

Есть целый ряд общих признаков. Певчие птицы, как правило, сухопутные. Также большая часть из них сооружает гнезда в виде чаши или же корзинки. Вне зависимости от размера, многие певчие

А теперь рассмотрим некоторые виды более подробно.

Известные поющие птицы

Список пернатых, как уже было упомянуто, очень большой. Перейдем к названиям поющих птиц, наиболее известных на наших просторах в умеренном климате.

  • Соловей - такая скромная неяркая птичка, о которой знают все, однако мало кто слышал его песни. Несмотря на свою невзрачность внешнюю, он издает самые невероятные звуки: начиная от мелодичных ритмов, заканчивая свистом. И все это можно услышать, как правило, ночью и на рассвете.
  • Дрозды словно играют на флейтах, когда поют. Они тоже обычно очень небольшие в размерах. Причем напевать мелодии могут как и известные всем дрозды-отшельники, так и черные представители вида.
  • Не стоит забывать и про жаворонков, о которых не понаслышке знают по утреннему пению. Они тоже маленькие - чуть больше воробьев.
  • Иволги очень яркие: полностью желтые с темными крылышками. Они поют, свистят и издают щебет. Когда они боятся и волнуются, то способны издавать очень неприятные для человеческого слуха звуки, за что и получили название лесные кошки.

    Зарянки - небольшие округлые птички с грудкой рыжеватого цвета, но поют они громко и красиво. А свое название малиновки в народе они получили не из-за окраса, а как раз из-за пения, так как на Руси мелодичный звон называли раньше малиновым.

  • А вот пересмешника вообще так называют, потому что он умеет имитировать чужие голоса, словно пересмеивая других. Так, он может подражать примерно 30 видам птиц и некоторым животным. Конечно же, речь идет о похожем пении и других звуках. Но он имеет и свою собственную неповторимую мелодию. Как и соловей, поет обычно по ночам.
  • Щегол выделяется своим ярким видом, также его часто люди держат в неволе, так как он быстро осваивается и становится ручным.
  • Чиж тоже привыкает к несвободе с легкостью, однако чаще встречается на диких просторах и в лесах.
  • Зяблик прекрасно поет, относится к зерноядным.

И список на этом не заканчивается, так как певчих пернатых, известных и не очень, великое множество.

Поющие птицы из дальних стран

Пернатые, которые поют, есть везде, даже в тропиках Африки или Южной Америки. Чем более жаркий климат, тем, как правило, более яркий вид у них, как можно увидеть по многочисленным фото. Поющие птицы в этих краях тоже не редкость. Но исследователями доказан один интересный факт: пернатые тропических широт поют более низким голосом, чем собратья из умеренного климата с более высокими частотами. Объясняется это тем, что в тропиках очень густая растительность, а звуков куда больше, так как песнопения устраивают и множественные насекомые жарких Поэтому высокочастотные звуки напросто глушатся и имеют более плохую проходимость из-за препятствий в виде густой травы и деревьев.

У птиц эволюционно тут остался лишь один выход, чтобы их могли услышать их собратья - общаться на низких частотах, которые способны проходить куда дальше среди растительности и соревноваться со звуками насекомых.

  • Сиринкс - голосовой аппарат птиц. Он расположен в нижней части гортани. У человека он, к примеру, находится, наоборот, наверху.
  • Журавли и лебеди тоже издают звуки, но они очень низкие, в отличие от пения соловья и других поющих птиц. Объясняется это очень длинной трахеей - примерно около 1 метра.
  • Размер пернатых также влияет на высоту голоса. Чем меньше, тем выше звук мелодии и, наоборот, чем больше, тем ниже голос.
  • А некоторые из птиц вообще не поют, потому что у них нет сиринкса. Например, белый аист и пеликан.
  • У каждого вида пернатых есть своя мелодия, с помощью которой им проще во время брачных игр находить представителей противоположного пола среди множества песен и звуков других видов.
  • Как уже упоминалось выше, голосовой аппарат есть у многих птиц, но те, кто не издает мелодичные мелодии, тоже общаются между собой определенным образом. Например, вороны не поют, но умеют каркать, чайки кричать, а утки крякать.
  • Благодаря тому, что у многих птичек есть голос, некоторые из них и вовсе могут запоминать и воспроизводить человеческую речь (попугаи, вороны и др.).

Песни
Источником звуков служат вибрирующие при прохождении воздуха перепонки между последними хрящевыми кольцами трахеи птицы и полукольцами бронхов.

Когда поют птицы
Особенно часто поют птицы при установлении гнездовой территории, реже – после вылупления птенцов и обычно прекращают петь, когда молодые становятся самостоятельными и территориальное поведение угасает. Некоторые оседлые птицы поют круглый год.

Когда мы говорим с птицами на их языке

Зная язык птиц, особый для каждого вида, человек может в необходимых случаях использовать тревожные крики птиц, записанные на магнитофонную ленту. Для их отпугивания. Так поступают, например, когда хотят освободить взлетную полосу аэродрома от расположившейся на ней стаи чаек или согнать с виноградника кормящихся на нем скворцов .

Выучивают песню от родителей
Скворцы, синицы, пеночки и многие воробьиные, попугаи, колибри выучивают песню своего вида, подражая родителям. Если они будут лишены общения с родственниками, то не смогут отточить и сформировать песню. Из тех, кто песню выучивает, а не наследует, одни не воспроизводят чужие голоса (например зяблик ), а другие с легкостью вплетают чужие звуки в свои песни (попугаи, камышевки, славки, сорокопуты ). Скворец, скажем, повторяет звуки даже таких далеких от него видов, как кряква или серый журавль.

Наследуют песню без обучения

Куриные, хищные, совиные, водоплавающие птицы наследуют звуки без обучения.

Способны одновременно выводить две мелодии

Некоторые птицы, например рыжая славка, способны одновременно выводить две мелодии.

Многообразие звуковых демонстраций

Почти все пернатые пользуются теми или иными звуковыми демонстрациями, чтобы заявить о своем присутствии. Они могут сводиться к своеобразному квохтанью у фазана или к реву у пингвинов. Некоторые птицы издают звуки не гортанью, а другими частями тела, совершая для этого специфические движения. Например, вальдшнеп (Scolopax rusticola), токующий над лесной поляной, взлетая по спирали в небо, «хоркает» за счет резких взмахов крыльев, а затем во время крутого зигзагообразного спуска «цикает» голосом. Некоторые дятлы вместо песни используют барабанную дробь, выбиваемую клювом по полому пню или другому предмету с хорошим резонансом.

Вторая гортань для пения

У птиц для пения существует особая, вторая гортань, а их голосовые связки имеют особое расположение.

Песня, недоступная человеческому уху
Есть певчие птицы, например, дубонос , которые способны издавать такие высокие звуки, что ухо человека их не воспринимает.

Проделки попугаев
Попугаи без труда запоминают целые песни и арии. И подражатели попугаи превосходные. Однажды, имитируя гудки паровоза, они вызывали на вокзале сущую неразбериху, а во время войны нагоняли страх на людей, издавая свист летящей бомбы.

Птицы приспосабливаются к акустике мегаполисов

Если самец птицы лазоревки (Parus coeruleus) хочет быть услышанным в шумном городе, он поет не громче, а выше: чириканье на высоких тонах преодолевает глухой городской шум лучше, чем низкие тона. При помощи микрофонов исследователи записали пение 32 самцов лазоревки в различных по уровню шума местах. Анализ частот показал, что в мелодиях птиц, живущих в "спокойных" местах, звучит много низких тонов. Пение, звучащие в шумных местах, напротив, содержат большое количество высоких тонов. Таким образом птицы могут привлекать партнера в перегруженной различными шумами окружающей среде.

Если птицу лишить звукового общения

Если птицу лишить звукового общения, она просто умрет.

Поет 2305 раз в день
В пик сезона размножения некоторые птицы поют почти непрерывно весь день. Одна зонотрихия (Zonotrichia albicollis) пела 2305 раз в день. Однако для большинства видов более обычно пение на рассвете и вечером. Пересмешник и соловей могут петь лунными ночами.

Соловей

Поют даже во сне

В отличие от людей, птицы способны учить свой язык пения и днем и ночью, отрабатывая свои мелодии даже во сне. Пение птиц исходит непосредственно из их мозга, в то время как они поют, а также, в то время как они дремлют или "репетируют" свою песню во время сна. Исследование было проведено на примере зебровой амадины (Taeniopygia guttata) – разновидности зяблика.

Песня продолжается не больше секунды
Уникальна способность зебровая амадины петь круглыми сутками только одну песню, которая продолжается не больше секунды. Когда возраст птенца достигает одного месяца, он сначала пробует подражать песне, которую запомнил, когда ее пел его отец. Зебровая амадина может повторить в совершенстве песню, которую поют птицы ее вида, после приблизительно месячной практики. С каждым новым пробуждением ото сна, растущий птенец продолжает практиковаться, напевая свою песенку по тысячи раз в день. Он также мысленно отрабатывает свои мелодии во время сна, что было обнаружено в процессе исследований. Зебровая амадина использует индивидуальные нервные сигналы мозга длительностью 6/1000 секунды, которые и вызывают это пение, даже во время сна.

Садовая камышевка: поет нежнее, чем соловей

Голосок садовой камышевки Acrocephalus dumetorum, маленькой серовато-зеленой пичуги бывает слышен из зарослей крапивы, малины, смородины, а то и просто в бурьянах. Свою длинную мелодичную песенку птица исполняет в соловьиной манере, но в более нежных тонах. А по набору разнообразных трелей хорошие певцы этого вида, пожалуй, не имеют себе равных, так как это птицы-пересмешники. Они причудливо включают в свое пение заимствованные колена, которым придают собственное звучание.

Птица самца задает темп, как маятник

Синхронизацию мелодий южноамериканских печников Furnarius rufus вызывают простые законы физики, а не музыкальный талант. Печник - птица размером с дрозда, распространена в Бразилии и Аргентине, и в последней считается национальной птицей. Известны печники своими гнездами в форме печи.

Когда самец и самка начинают песню, самец выпевает примерно шесть нот в секунду и постепенно повышает темп. В результате чего получается «очень завораживающая» песня. Песнь самца, как считают исследователи, «задает» темп песне самки совсем как маятник, который запускается вибрацией балки, с которой он свисает.

Самое распространенное сочетание – одна нота самки на три ноты самцов, но встречаются и другие пропорции: 1:4, 2:7, 3:10. При таком темпе людям-музыкантам практически невозможно создавать сложные противоритмы. Но птицы не делают это сознательно – они просто дают своим мышцам вибрировать согласованно.

Канарейка, которая воспроизвела речь

Канарейки (Serinus canaria) не воспроизводят обычно чужие звуки, тем более человеческую речь. Но канарейка Пинчи у И.Г. Двужильной оказалась уникальной - она вплела в свою песню голос хозяйки. Среди ее щебета вдруг прорываются слова "Вот какие птички... Пинчи-Пинчи..." По мнению профессора А.С. Мальчевского, это произошло благодаря тому, что голос хозяйки птицы был очень высоким. А обычные голоса людей по тембру слишком низки для канареек. Вообще же, птице все равно, чей голос воспроизводить - кряквы или человека. В любом случае это голос окружающей среды.

Гарцкие канарейки

Немецкие любители создали знаменитых гарцских, или тирольских, канареек со своеобразной песней, перекликающейся с народной тирольской музыкой. Этот напев называется дудочным, так как певцов первоначально обучали с помощью различных органчиков, свистков и дудочек.

Канарейки в России

В России разведение канареек стало любимым, развлечением и подспорьем тульских мастеровых людей, ремесленников г. Павлова на Оке, рабочих калужских полотняных заводов. Вчерашние крестьяне, оторванные от родных полей, хотели, чтобы комнатный певец напоминал им о родной природе. И они добились этого, вывели канарейку со своеобразным «овсянистым» напевом, которая включает в свою песню меланхоличные трели овсянки, звонкие задорные колена синиц, флейтовые свисты куликов, серебристые переливы лесного жаворонка и других отечественных птиц. Русская канарейка должна иметь возможно больший набор разнообразных колен песни, связанных плавными переходами.

Исполняют свои песни в диапазоне звуков, недоступных для человеческого слуха

Свое название ткачики получили за своеобразное искусство постройки гнезд, которые делают в виде висячих шаров или гамаков из листьев, скрепленных растительными волокнами. Некоторые из этих птиц устраивают гнезда-шары в дуплах, под застрехами или в ветвях деревьев. Многие ткачики отличаются богатством оперения, разнообразием форм и размеров. Большинство мелких ткачиков обладает негромким журчащим голосом. Некоторые виды, например черноголовые и белоголовые мунии (Lonchura maja) , исполняют свои песни в диапазоне звуков, недоступных для человеческого слуха, и о том, что они поют, приходится только догадываться, замечая трепещущее горлышко певца и его характерный токовой «танец» на жердочке.

Специальная победная песнь боабоа

Тропические птицы из лесов Западной Африки после изгнания чужаков с подконтрольной их территории дуэтом поют особую "победную песню". Были отобраны 18 пар птиц боабоа (boubous) и включили им запись четырёх их же "песен", часто исполняемых пернатыми во время борьбы за территории, чтобы имитировать ситуацию вторжения захватчиков. Большинство пар осталось на местах, в то время, как все остальные прекратили петь и начали отступать. Тогда учёные выключили магнитофон, создавая "слышимость" окончания вторжения. "Победители" пару минут сидели в тишине, после чего начали дуэтом исполнять уникальную мелодию, которая была длиннее других 12 "песен" из репертуара птиц. Один и тот же мотив повторялся в среднем 40 раз. Исследователи предположили, что это - специальная победная "песня".

Двенадцать колен

У курских соловьев в трели насчитывается 12 колен. Вот некоторые из них: пульканье, клыканье, дробь, раскат, пленканье, гусачок, оттолчка.

Каких птиц можно научит разговаривать
Неординарные речевые способности демонстрируют не только они. Очень много талантливых имитаторов человеческой речи среди синиц, ворон, воробьев, сорок, галок, канареек, мухоловок, скворцов . Правда, в силу их менее тесного контакта с человеком и, вероятно, не столь развитого "интеллекта" речь выглядит беднее и односложней. Общаться с пернатым крайне сложно. Птицы своенравны, капризны, необыкновенно чувствительны и ранимы. Не у всех пернатых одинаковые "лингвистические" возможности, но практически каждая молодая птица может усвоить свое имя и еще несколько слов. У птиц главным "инструментом" коммуникации в природе является именно звук. Наиболее способные особи запоминают и воспроизводят до 600 слов, произносят целые предложении, а также имитируют звуки человеческого смеха, плача, кашля, свиста, поцелуев и чиханья...