Покупка земельного участка сельскохозяйственного значения, относящегося к категории недвижимого имущества, имеет свои юридические особенности и нюансы. Такие земли имеют исключительное целевое назначение и используются только для земледельческих нужд. Как правильно продать или приобрести земельный надел? Об этом подробно расскажет данная статья.

Паем называют земельный участок сельскохозяйственного значения, который выделяют из общего государственного земельного фонда (согласно ст. 77 Земельного Кодекса РФ).

Находится выделенная земля вне пределов пунктов с населением, и предназначается для посадки овощей, зерновых культур, виноградников, садов, многолетних растений, а также для пашен и сенокосов. На паях разрешается выпас скотов и постройка частного дома или дачи.

Земельный пай приобретают куплей-продажей. Участок разрешено передать или , поменять на другие виды недвижимости, сдавать в аренду, подарить, оформить в виде уставного капитала при вступлении в кооператив. Для этого у хозяина земли на руках должно быть свидетельство о праве пользования наделом и произведенное межевание земли.

В свидетельстве указываются данные о размере пая в проценте без его границы. Определение площади с выделенной границей, планом и межеванием утверждаются на собрании всех владельцев кооператива.
Затем в земельном комитете по месту (районном отделе Росреестра) необходимо получить кадастровый паспорт, в котором должно быть указано, что план участка находится в пределах юридических земельных норм.

Следом получают и технический паспорт, и извещают через СМИ (в местной газете) о формировании участка земли. Такая новость подается за 1 месяц до земледельческих работ по факту.

Земельный фонд полностью контролируется государством. Пай сельскохозяйственной земли может принадлежать и использоваться:

  • постоянно проживающими сельскими жителями;
  • учебными заведениями с соответствующими целями;
  • местным населением, осуществляющим коммерческую деятельность;
  • фермерами;
  • общественными, религиозными и коммерческими организациями, ведущими подсобное хозяйство;
  • иностранными физическими и юридическим лицами, работающими в направлении развития земельных хозяйств.

Согласно Закону РФ, бесплатные земельные паи сельхозназначения выделяются членам колхозов, совхозов 1 раз безвозмездно. Долевая паевая часть составляет 10 га.

Поделить общие земли в кооперативе можно при согласии всех собственников на основании решения специальной комиссии из состава сельхозпредприятия. При этом возникающие возражения решаются через суд. Период оформления земли длится около 2 месяцев.

После межевания и передачи земли в индивидуальное пользование, ей присваивают номер. Каждую долю обязательно ставят на учет.

Цена участка образована на основании размеров, качества земли (плодородности) и удаления от инфраструктуры.

Сколько стоит продать земельный пай? Примерная стоимость надела (кадастровая и рыночная) от 50 000 до 250 000 рублей за 100 м².

Как продать земельный пай сельхозназначения, особенности продажи

Земельный участок владелец можно продать только после того, как предложит его купить органам местной власти (согласно ст. 8 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Для этого составляется письмо в администрацию, в котором указываются:

  • размеры и территориальное расположение участка;
  • стоимость для продажи;
  • расчетные сроки.

Государственные органы в течение 1 месяца должны вынести свое решение и уведомить собственника. При положительном ответе владелец земли в течение года пользуется разрешенным правом на продажу. Если сделки не произошло, нужно будет снова брать разрешение.

У продавца земли должны быть такие документы:

1. Кадастровый паспорт или выписка с указанием возникшего основания владения.
2. Государственное свидетельство о праве собственности.
3. Разрешение супруга (-ги) на проведение сделки. Одобрение оформляется нотариально.
4. Решение муниципального совета о намечающейся продаже.
5. Выписка из БТИ (при наличии построек на земле).
6. Справка ЕГРП.
7. Нотариальная доверенность на представителя, осуществляющего продажу.

Договор купли-продажи проходит при нормативном регулировании ГК РФ, и должен иметь необходимые данные о двух сторонах сделки.

Собственник вправе сам решить для себя, что ему выгоднее — продать землю или отдать ее в аренду, ежегодно получая стабильный доход.

Размер налога при передаче земли облагается обязательным налогом, который зависит от кадастровой цены и не может быть меньше, чем 1 000 рублей.

ВАЖНО! Владелец пая с сельхозназначением имеет право распоряжаться землей в пределах действующих норм земельного законодательства. В случае, когда человек, имеющий участок не воспользуется своим правом пользования, то такое имущество признается невостребованным.

Процесс купли-продажи пройдет без проблем, если правильно собрать всю необходимую документацию и провести договор в соответствии с юридическими нормами. Удачного приобретения!

С. КУЛЫГИНА

С. Кулыгина, экономист.

В правовых актах по земельному вопросу, изданных в период последнего реформирования сельского хозяйства страны (начиная с 1991 г.), наблюдается различный подход к одним и тем же людям в зависимости от времени выхода того или иного акта. Речь идет о достаточно широкой категории граждан - сельских пенсионерах, работавших ранее в социальной сфере. Это бывшие работники народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания. Все они не включаются в списки лиц, имеющих право на земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов в новые АО, ТОО и т.п., чем фактически подвергнуты дискриминации по возрастному признаку. Их лишили различных льгот на услуги, связанные с использованием сельхозтехники, обеспечением топливом, газом и т.п., которыми пользуются члены новоявленных АО и ТОО. Земельные угодья для выпаса скота и сенокошения, которыми они пользовались десятилетиями, им приходится теперь арендовать у нового собственника. При существующих скудных пенсиях многие ветераны окажутся неплатежеспособными и будут вынуждены отказаться от содержания домашнего скота.

Регулирование вопросов, связанных с правом собственности на землю, должно осуществляться согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, федеральным законом. Однако на сегодняшний день по этому вопросу существует лишь несколько указов Президента РФ и постановлений Правительства.

В защиту своих прав граждане не могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации ввиду отсутствия закона, а суды на местах не знают, как решать возникающие споры. До сих пор наделение земельными паями осуществлялось местными органами самоуправления во исполнение постановлений Правительства.

В то же время Закон "О земельной реформе", принятый Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 г., не решил конкретных вопросов собственности на землю. Это и понятно. Тогда еще действовала Конституция РСФСР, в соответствии с которой земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являлись достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.

Видимо, после принятия новой Конституции РФ в декабре 1993 г. действие существовавших на тот момент нормативных актов в области земельной реформы следовало в отдельных вопросах принципиально пересмотреть. Поэтому заявление Государственной Думы, принятое Постановлением от 13 марта 1996 г., о том, что правоотношения собственности на землю, не основывающиеся на федеральном законе, "не пользуются правовой поддержкой и защитой со стороны государства и могут быть оспорены по суду", опоздало по крайней мере на два с половиной года и могло появиться не только в связи с президентским Указом от 7 марта 1996 г.

Правовая непоследовательность в земельном законодательстве повлекла за собой правовые ошибки. В частности, нормативные акты исполнительных органов государственной власти Российской Федерации содержат правовую неопределенность, дающую возможность двоякого толкования. Наблюдаются, например, различные взгляды на вопрос: включаются либо не включаются пенсионеры социальной сферы села в число лиц, имеющих право на земельную долю бесплатно. В результате чего получилось, что одни и те же люди в разное время (в зависимости от времени выхода постановлений Правительства) могли либо иметь это право, либо нет, что не могло не привести к определенным коллизиям, в результате которых возникали судебные разбирательства.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (п. 9) это право определено следующим образом: "Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства".

Трудовые коллективы, как правило, и наделяли пенсионеров социальной сферы паями наравне с работниками социальной сферы и пенсионерами хозяйств, что соответствовало и здравому смыслу. В противном случае перечеркивается 30 - 40-летняя трудовая жизнь на благо совхоза этих пенсионеров. Надо было, оказывается, хотя бы один день проработать в АО, ТОО и т.д., чтобы не было подобных проблем.

Кроме того, в законодательстве на тот период предусматривалась "равная защита прав граждан", чем, видимо, и руководствовались вначале местные органы самоуправления и земельные комитеты при доведении информации о предстоящей реорганизации до трудовых коллективов хозяйства. Там, где земли было достаточно (как, например, в Тверской области), трудовые коллективы хозяйств, как правило, наделяли долями и работающих на тот момент в социальной сфере, и тех, кто обслуживал эту сферу в прошлом, - пенсионеров.

Однако позже, а именно после выхода Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 и во исполнение его - Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, "установка" резко поменялась не в пользу этих пенсионеров. До регионов было доведено письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. N 2-12/3227. В соответствии с ним, во-первых, не подлежат пересмотру решения трудовых коллективов хозяйств о наделении земельными долями, принятые до 4 сентября 1992 г.; во-вторых, после этой даты юридическую силу в вопросах наделения земельными долями стали иметь только решения глав местных администраций. Подтверждением тому является ответ на запрос Андреапольского районного суда Тверской области из Главного управления аграрной политики Минсельхоза РФ за подписью начальника главка В. Денисова: "В соответствии с действующим законодательством... пенсионеры социальной сферы не включены в перечень лиц, имеющих право на земельную долю (пай) при реорганизации колхозов и совхозов". Суждение достаточно категоричное, хотя прямого запрета в законодательстве все-таки не было.

Кроме того, при тщательном анализе вышеназванных нормативных актов выясняется, что в Постановлении Правительства РФ N 708 содержится неверное толкование самого Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. В Указе речь идет не об установлении категорий лиц, обладающих правом на земельный пай, а о порядке исчисления среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Из смысла этой нормы Указа не следует, что теми лицами, которые в нем перечислены, вообще исчерпывается круг лиц, обладающих правом на земельную долю. Однако Правительство сочло, что перечень лиц, на суммарную численность которых делится площадь сельскохозяйственных угодий района, идентичен перечню лиц, обладающих правом на земельные доли. Здесь отсутствует и логическая, и юридическая связь. А в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, в ч. 2 ст. 9 категорично записано: "...К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента от 2 марта 1992 г. N 213...". Представляется, что это все-таки различные перечни лиц.

Текст же самого Указа также логически противоречив, поскольку в нем одному и тому же понятию - "работающие в сельском хозяйстве" дается два разных определения. Из п. 1 Указа Президента РФ N 213: "...делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе)". И тут же: "В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств".

На практике после выхода Указа и особенно после Постановления Правительства РФ N 708 началась "эпопея" лишения земельных долей (паев) пенсионеров социальной сферы как незаконно полученных. Земельные комитеты могли просто не выдавать свидетельства о праве на земельную собственность, невзирая на то, что эти лица фактически являлись членами АО. В одном конкретном случае истцом в судебном споре была пенсионерка сельской социальной сферы Андреапольского района Тверской области, которая являлась членом АО "Спутник". Но через два года ей не выдали свидетельство о праве собственности на земельную долю. В земельном комитете мотивировали это тем, что права на такую долю она, оказывается, не имеет.

Судебная практика на сегодняшний день идет в основном по пути отказов. Судьи, видимо, просто не знают, как решать эти споры, пока нет закона. Зачастую обращения пенсионеров в суд вызывают негативную реакцию местных властей в виде окончательного лишения паев тех, кто жалуется.

Продолжая освещение проблемы, надо отметить, что после вступления в силу новой Конституции РФ Указом Президента РФ были признаны недействительными многие статьи Земельного кодекса. В частности, потеряли юридическую силу решения трудовых коллективов по вопросам собственности на земельные доли при реорганизации колхозов и совхозов. Все реформирование сельского хозяйства было полностью отнесено к ведению местных администраций. Это привело к различного рода фальсификациям документов, связанным с реорганизацией. Сроки после 4 сентября 1992 г., т.е. времени выхода Постановления Правительства РФ N 708, стали больше устраивать районное руководство. Ведь с этого момента можно было не наделять достаточно широкий круг граждан земельными долями (паями). Благодаря "изменению" в документах сроков проведения общих собраний и отнимались паи у тех, кто получил их раньше этого срока.

Подобная путаница в документах привела к появлению немалого массива просто неучтенных земель и к возможности манипулировать ими.

Поэтому было бы целесообразно и необходимо внести в проект Земельного кодекса РФ, который пока еще окончательно не принят, следующее положение: "Наделение пенсионеров социальной сферы, проживающих на территориях хозяйств, земельными долями (паями) по решениям трудовых коллективов при реорганизации сельскохозяйственных предприятий считать правомерным и не подлежащим пересмотру".

    Выделение наделов при изменении формы собственности предприятий проводилось ранее для инвестирования и производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому граждане могли получить участки в собственность бесплатно, не производя оплату за оформление документов. Сегодня при выделении участка для продажи или совершении других сделок необходимо приватизировать землю, оформив на пай свидетельство и кадастровую документацию.

    Что такое земельный пай

    Земельный пай – это часть долевой собственности в общей площади участка. Его величина указывается в гектарах или меньших единицах измерения. Пай может служить уставным капиталом, вносимым в акционерное общество, потребительский кооператив либо производственное предприятие.

    Кому полагается земельный пай

    Получить бесплатно паи могут:

  • члены совхозов, колхозов;
  • пенсионеры, проживающие в сельской местности и работавшие в свое время в сельском хозяйстве;
  • социальные работники, которые трудятся на сельхозпредприятиях;
  • стипендиаты хозяйства;
  • лица, временно не работающие на сельхозпредприятиях, но имеющие право восстановиться там после своего возвращения, например военные срочной службы;
  • граждане, проживающие в сельской местности (один раз за всё время проживания в конкретном населённом пункте).

Несмотря на то что земельное законодательство предусматривает бесплатную приватизацию земельных паев, работы по подготовке документов и регистрацию права собственности потребуют наличия немалого количества средств.

Переустройством аграрных предприятий занимается внутрихозяйственная комиссия, которая назначается колхозами и другими предприятиями. Член сельхозпредприятия может передать свой земельный участок по наследству.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам в порядке, предусмотренном федеральным законом № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 2002 года.

Правила для технических и кадастровых мероприятий устанавливает федеральный закон № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г.

Правоустанавливающие документы регистрируют в порядке, предусмотренном ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Более точные характеристики участка указываются в актах, принятых местными органами власти.

Оформление

Перед тем как владелец пая получит возможность оформить в собственность свою долю, необходимо произвести межевание. После этого земельный участок должен быть поставлен на учет. Лишь после этого можно приступать к госрегистрации земельных паев.

Изначально получить пай можно на основании решения, принятого земельной комиссией, входящей в состав правления сельскохозяйственного предприятия. После выделения доли для получения права собственности на землю нужно оформить следующие документы:

  • свидетельство;
  • кадастровый и технический паспорт.

В ходе работ по землеустройству срок оформления участка в собственность, составляющий 1–2 месяца, может продлеваться.

Для оформления свидетельства необходимо обратиться в территориальный отдел «Росреестра» в конкретном муниципальном районе по месту нахождения участка с пакетом следующих документов:

  • протоколом заседания, который оформлен на собраниях собственников;
  • кадастровым паспортом земельного надела;
  • квитанцией об уплате госпошлины.

Оформлением земельного пая может заниматься посредник при наличии доверенности, заверенной нотариально.

Что делать с паем

С земельным паем могут совершаться следующие сделки:

  • купля-продажа;
  • обмен на другое недвижимое имущество;
  • сдача земли в аренду;
  • передача в безвозмездное пользование;
  • дарение или передача по наследству;
  • оформление в залог;
  • внесение в виде уставного капитала при вступлении в кооператив.

Сделки с земельным наделом могут регулярно приносить прибыль его собственнику. В большинстве случаев земельные наделы сдают в аренду или передают в доверительное управление.

Право преимущественной покупки в случае продажи пая имеют дольщики, состоящие в сельскохозяйственном кооперативе. Сделка между сторонами оформляется заключением договора купли-продажи в письменной форме.

После совершения сделки купли-продажи необходимо обратиться в «Росреестр» для регистрации перехода права собственности.

При сдаче земельного пая в аренду срок действия договора не ограничивается. Если сделка заключается более чем на 1 год, то договор должен регистрироваться в «Росреестре». Плата за аренду земли определяется сторонами и не может изменяться одной из них. При определении стоимости земельного пая учитывают:

  • размер участка;
  • плодородие почв;
  • расстояние до объектов инфраструктуры.

Собственник пая может продать его по договорной цене. Оформление и передача земельного надела по сделкам подлежит налогообложению. Размер налога зависит от кадастровой стоимости участка, но он не должен превышать 1000 рублей. Рассылка уведомлений об уплате налога на землю входит в обязанности территориальных управлений Федеральной налоговой службы.

При заключении сделок с недвижимостью лучше воспользоваться помощью наших юристов. Это позволит исключить возникновение проблем, связанных с потерей недвижимости в результате признания сделки недействительной.

Часть надела, переданная человеку для увеличения количества собственников у территории, называется земельным паем. Благодаря предоставлению такой возможности, граждане могут вести собственную сельскохозяйственную деятельность и осваивать территории, которые нуждаются в культивации и в устройстве ирригационных сооружений.

Сразу после появления такой возможности бывшие члены колхозов и совхозов обратились за получением отдельного земельного пая. Сегодня порядка 50% всех территории выделены под паи, и многие граждане уже оформили на недвижимость право собственности. О том, что из себя представляет земельный пай, какими характеристиками обладает и как может быть использован, будет рассказано в статье.

Фактически понятие «земельный пай» трактуется как некая территория, выраженная в гектарах из расчета определенного количества единиц на одного гражданина. Никаких разделений общего земельного массива на местности не производится. Все оформляется исключительно на бумаге. После распределения наделов владелец получает специальное свидетельство, удостоверяющее право на долю общей собственности. В документе прописываются следующие данные:

  1. Размер выделенного пая.
  2. Балло-гектарная оценка.
  3. Вид надела – пашня, пастбище или территория другого назначения.

Все остальные характеристики участка общие и в документе не указываются. Земельные паи сельскохозяйственного назначения – это очень необычная форма собственности, поскольку территория фактических границ не имеет и является всего лишь виртуальным правом на распоряжение земельным массивом, которое закреплено за владельцем документально.

Паи можно использоваться для ведения сельскохозяйственной деятельности, а также для разведения скота. Важным моментом является то, что, распоряжаясь своей долей, гражданин должен принимать во внимание интересы остальных пайщиков. По этой причине реализовать свое право на надел достаточно сложно. Кроме того, человек может лишиться своего пая очень быстро, если земля не используется или используется не по закону.

Кто может претендовать на выделение земельного пая?

Прежде всего, стоит сказать, что предоставляются паи однократно и без оплаты. Такой порядок действует с 1991 года. Изначально получателями земли вступили сотрудники ликвидированных предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, вышедшие на пенсию. Помимо таких граждан, правом на получение пая были наделены:

  • медработники;
  • учителя;
  • работники культурной сферы.

Несмотря на то, что пай выделялся бесплатно, все мероприятия по межеванию и необходимые налоги должен был оплачивать человек, получающий землю. Одним из условий вступление в число пайщиков было проведение своевременной приватизации надела.

Если этого выполнено не было, то гражданин лишался своего права на территорию. Существенным запретом является невозможность построить на выделенной территории жилое помещение или другие объекты. Земли можно использовать только для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Порядок выделения пая

Процедура по определению надела для каждого из пайщиков предусматривает несколько этапов. Каждая из стадий имеете важное значение, поэтому ничего пропускать нельзя.

Итак, алгоритм действий следующий:

  1. В газете районного или областного значения помещается объявление о предстоящем событии за 30 дней до его даты.
  2. Через указанный срок проводится собрание дольщиков для последующего определения параметров каждого пая.
  3. Выполняется межевание. Следует отметить, что данный этап может занять много времени, поскольку потребуется определить границы земли, согласовать с соседями, составить необходимые документы. В среднем, срок выполнения обязательных работ – около месяца.
  4. После получения межевых документов землю необходимо поставить на учет в Госкадастре и получить индивидуальный номер.
  5. На завершающей стадии останется зафиксировать право собственности на имущество и забрать в Росреестре соответствующее свидетельство.

Процедура потребует подготовки стандартного пакета документации и составления нескольких заявлений.

Как определяется стоимость пая?

Реализовать земельный пай не запрещено законом, однако сделать это можно после того, как администрация отказалась его выкупить. Важным моментом является определение стоимости участка.

Владелец имеет право определить ее самостоятельно, однако он обязан уведомить в этом муниципалитет. Цена на землю зависит сразу от нескольких факторов:

  • состояние земельного участка;
  • местоположение надела;
  • климатические условия;
  • рельеф местности.

Если в процессе торгов цена будет изменена продавцом, об этом опять же придется уведомить администрацию.

Как можно использовать такую землю и какие налоги потребуется оплатить?

Существует ряд способов использования пая, которые не запрещены законом. Владелец земли может:

  1. Продать имущество муниципальному образованию или третьему лицу.
  2. Оформить дарственную.
  3. Выделить территорию в натуральном выражении.

Чтобы иметь право пользоваться наделом, необходимо своевременно уплатить налоги. Владельцы паевых земель являются лицами, занимающимися сельскохозяйственной деятельностью, поэтому обязаны уплачивать земельный налог до 1 декабря текущего года в размере 0,3% от кадастровой стоимости надела.

Заключение

Пай земли – это часть территории сельхозназначения, которая выделяется конкретному лицу из общего массива. Рассчитывать на получение такого надела могут только определенные лица. В дальнейшем землю требуется приватизировать.