(Calvin, или Cauvin), основоположник одного из главных течений протестантизма , родился 10 июля 1509 года на севере Франции, в Пикардии, в городке Нойоне. Семья Кальвина принадлежала к старинной ремесленной буржуазии, но уже отец выдвинулся на почетное место прокурора и синдика местного соборного капитула. Способный к ученью мальчик был предназначен отцом сперва к духовному званию. Обеспеченный бенефицией, Жан получил возможность продолжить свое образование в лучших парижских коллежах. Сдержанный, строго замкнутый, целомудренно-нравственный юноша легко выделился своим острым умом среди товарищей, но не снискал их любви; он обличал их мелкие грешки, за что получил даже насмешливое прозвище «винительного падежа» (аккузатива).

Портрет Жана Кальвина

Следуя указаниям отца, затем усердно изучал право, слушая, между прочим, лекции гуманиста Альциати. Молодой ум привыкшего к контроверзам пикардийца подвергается тщательной закалке, мысль приобретает стройность и ясность, изощряется диалектика. Рано оторванный от семьи, весь ушедший в занятия, этот, по-видимому, сухой книжник умеет найти себе близких по духу среди товарищей и, холодный к отцу, к родине, способен на прочную дружескую привязанность. Под кажущейся холодностью таится страстная воля, непоколебимая уверенность в добытых путем упорного умственного труда убеждениях. Уже в 1532 году появляется первый ученый труд Жана Кальвина – комментарий к произведению Сенеки «De Clementia».

Но после этого в душе Кальвина происходит перелом, и он решительно становится на сторону церковной реформы , которой сочувствовали его ближайшие друзья. Вскоре он делается духовным руководителем парижского кружка сторонников реформы и с молодой пылкостью новообращенного убеждает своего друга ректора университета Николая Копа произнести публично сочиненную самим Кальвином речь об оправдании верой. И автор речи, и оратор едва смогли спастись от преследования раздраженных Сорбонны и парламента. Некоторое время Жан Кальвин путешествует на юге Франции, ликвидирует свои материальные отношения в Нойоне, посещает двор Маргариты Наваррской . Вернувшись в Париж, он вскоре принужден опять покинуть его вследствие жестоких гонений на сторонников реформы. Он переезжает в Базель и в 1536 году издает свое знаменитое «Наставление христианской веры» («Institutio religionis christianae»). Это его любимый главный труд, который тщательно обрабатывался реформатором в течение всей последующей жизни (6 прижизненных изданий!). Совершенствуя и обрабатывая свое «Наставление», Жан Кальвин дает стройную логическую систему нового реформационного учения - кальвинизма .

«Наставление в христианской вере» Кальвина. Женевское издание 1559 г.

После краткого пребывания в Базеле и затем при дворе герцогини Феррарской, Кальвин проездом попал в Женеву (1536 г.), в которой только что одержала верх реформация. Здесь он и остался, уступая просьбам духовного главы женевской общины, пылкого проповедника Гильома Фареля. Вместе с последним он начинает усердно работать над организацией молодой церковной общины, стремится ввести строгую дисциплину нравов. Это вызывает резкое сопротивление городского совета. Кальвин удаляется в Страсбург. Здесь он посвящает себя обработке своего «Наставления». Им овладевает отвращена к общественной деятельности, он жаждет покоя, стремится основать собственный семейный очаг и женится на тихой, болезненной вдове Иделетте Штордер. В то же время Кальвин принимает деятельное участие в съездах реформационных проповедников и сближается с Меланхтоном .

Но мысль о Женеве не покидает его. И обращение красноречивого гуманиста-кардинала Садолета к женевцам с призывом вернуться в лоно католической церкви встречает с его стороны горячую отповедь. Партия сторонников Фареля берет верх в Женеве, и Жан Кальвин вновь возвращается в 1541 г. Теперь он осуществляет религиозно-нравственную диктатуру консистории пасторов. И в последний раз сторонники твердой самостоятельной власти совета и свободомыслящие объединяются, чтобы избежать суровой моральной опеки, жестоко карающей тюрьмой и смертью даже мелкие проступки против нравственной дисциплины. В то же время Кальвину приходится бороться с Больсеком, отрицающим учение о предопределении, с германскими богословами, с гуманистом-протестантом Кастеллионом и защищать с напряжением всех сил собственную религиозную систему. Мало-помалу он превращается в догматического фанатика, не признающего никаких компромиссов, занятого только одной мыслью: дать торжество своей собственной догм. Непримиримый, холодный, «женевский папа» становится настоящим инквизитором и безжалостно расправляется с врагами, причем не всегда отделяет врагов своего дела от личных своих недругов. Никогда с памяти Кальвина невозможно будет стереть этого клейма инквизиторского фанатизма.

Реформаторы Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. "Стена реформаторов" в Женеве

В момент самой горячей борьбы является в Женеву талантливый естествоиспытатель и горячий сторонник учения антитринитариев (отрицания троичности Бога) . Уже раньше Кальвин, ненавидевший Сервета за его учение, косвенным путем сообщил католической инквизиции данные, уличавшие Сервета в авторстве еретической книги «Восстановление христианства». Теперь, пользуясь своей властью, Кальвин вооружает против него женевское правительство и посылает пылкого испанца на костер (1553 г.). Оппозиция терпит окончательное поражение на выборах 1555 года и частью гибнет на плахе, частью изгоняется из города. Кальвин становится направителем и внутренней и внешней политики Женевы, которая все более и более проникается религиозным настроением. 9 лет напряженной борьбы, неутомимая писательская деятельность ослабляют и истощают хрупкий организм Жана Кальвина, смерть уносит его сына и жену, но тем яростнее его энергия, тем жестче его суровое, непримиримое отношение к врагам. Его первоначальные монархические воззрения уступают место республиканским, хотя он не против мысли произвести религиозную революцию сверху.

Поощряя, увещевая, грозя и утешая, Кальвин переписывается со многими крупными политическими деятелями. Женева, благодаря его неусыпной деятельности, становится духовным центром реформации, её оплотом. Незадолго до смерти, в 1559 году, Кальвин устраивает академию для подготовки проповедников, которая должна была продолжать его дело. Вся эта неустанная деятельность рано состарила реформатора, и 27 мая 1564 года Жан Кальвин скончался после долгих страданий.

Литература о Жане Кальвине и кальвинизме

Кампшульте,

Думерг,

Боссерт,

Р. Виппер, «Церковь и государство в Женеве XVI века»

А. М. Васютинский, «Кальвинизм во Франции и Женеве» (Книга для чтения по новой истории, т. I).

- (1509 64 гг.) французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Исторический словарь

КАЛЬВИН ЖАН - (Calvin, Jean) (1509–64) Швейцарский богослов и религиозный лидер. Родился в Нуайоне, изучал искусство в Париже и право в Орлеане. В 1536 г. бежал из Франции от преследований. В Базеле опубликовал сочинение Наставление в христианской вере (… … Политология. Словарь.

Кальвин Жан - (Calvin, John) (1509 64), франц. теолог, крупнейшая фигура второго поколения протест, реформаторов (протестанты). Сын клерка. Обучался в Париже, Орлеане и Бурже. Ок. 1533 г. перешел в реформатскую веру. В своей книге «Наставление в христианской… … Всемирная история

Кальвин Жан - (Calvin, Calvinus) (1509 1564), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение «Наставление в христианской вере». Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил её в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной… … Энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Жан Кальвин Jean Calvin Род деятельности: богослов Дата рождения: 10 июля … Википедия

КАЛЬВИН Жан - КАЛЬВИН (Calvin Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541 фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался … Большой Энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Кальвин (Calvin, латинизир. Calvinus, франц. Cauvin ‒ Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, Франция, ‒ 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма. Родился в семье крупного церковного служителя. Получил богословское и юридическое… … Большая советская энциклопедия

КАЛЬВИН Жан - (1509 1564), французский теолог, религиозный реформатор, основоположник кальвинизма. Родился 10 июля 1509 в Нуайоне, епархиальном центре на севере Франции. Его отец, Жерар Ковен, достиг довольно высокого положения в церковной и общественной… … Энциклопедия Кольера

Кальвин, Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. КАЛЬВИН (Calvin, Calvinus) Жан (1509 1564), французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение Наставление в христианской вере. Став с 1541… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кальвин Жан - Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Ж. Кальвин. Портрет неизвестного художника. 17 в. Частная коллекция. Женева. Кальвин Жан () французский деятель Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

  • Жан Кальвин. Теология и религиозно-общественная мысль XVI века , Н. В. Ревуненкова. В монографии впервые в отечественном религиоведении дается комплексный анализ наследия Жана Кальвина. На широком историческом фоне рассматриваются проблемы критики католического учения и… Купить за 1137 руб
  • Политические и общественные теории XVI века. Схоластика. Макиавелли и Томас Мор. Реформация. Лютер, Кальвин, анабаптисты. Жан Боден , Ю. Г. Жуковский. Вниманию читателей предлагается книга известного русского экономиста и историка общественной мысли Ю. Г. Жуковского, посвященная рассмотрению основных политических и общественных теорий XVI…

КАЛЬВИН (Calvin, от латинизированного Calvinus, французский Cauvin - Ковен) Жан (10.7.1509, Нуайон, провинция Пикардия, Франция - 27.5.1564, Женева), французский и швейцарский богослов, деятель Реформации, основатель одного из течений в протестантизме - кальвинизма. Родился в семье секретаря епископа. В 1523-27 годах учился в парижских коллежах Ла-Марш и Монтегю, первоначально готовясь к карьере священнослужителя. Позднее, по настоянию отца, посвятил себя занятиям юриспруденцией: с 1528 в университетах Орлеана и Буржа, славившихся факультетами права, проходил курс юридических и гуманитарных наук (у П. де Летуаля, А. Альциати), овладел древними языками - греческим и латинским, основательно изучил Священное Писание. Юридическое образование оказало значительное влияние на склад мышления Кальвина, выработав в нём способность развивать мысль в строгом логическом порядке. На формирование его личности повлияли также идеи гуманистов, прежде всего Эразма Роттердамского. В 1531 году Кальвин завершил обучение, получив степень лиценциата права. В связи со смертью отца он был вынужден вернуться в Нуайон, откуда вскоре отправился в Париж, где в 1532 за свой счёт издал первое сочинение - комментарии на книгу Сенеки «О добродетели великодушия», свидетельствовавшие о высокой образованности Кальвина.

Познакомившись ещё в Бурже (через немецкого гуманиста М. Вольмара) с учением М. Лютера и У. Цвингли, Кальвин постепенно стал приверженцем Реформации, однако окончательно порвал с католической церковью только в конце 1533, когда ему пришлось бежать из Парижа, спасаясь от преследований. В 1534 году он отказался от своего церковного бенефиция, полученного в 1527 стараниями отца. Вскоре, в связи с усилившимися гонениями на протестантов, Кальвин покинул Францию и через Страсбург отправился в Базель. Там он сблизился со многими деятелями Реформации [М. Буцером (1491-1551), Г. Буллингером (1504-75), В. Капитоном], занялся изучением древнееврейского языка, чтобы лучше понять Священное Писание, в частности Ветхий Завет. В 1536 в Базеле на латыни вышло первое издание его главного сочинения «Наставление в христианской вере» («Institutio Christianae religionis»). Посвятив его французскому королю Франциску I, Кальвин хотел разъяснить своё представление о христианском вероучении, с тем чтобы защитить своих единомышленников, подвергавшихся во Франции гонениям.

Весной 1536 года Кальвин предпринял путешествие в Италию; жил при дворе Рене Французской, герцогини Феррарской (дочери французского короля Людовика XII, кузины Маргариты Наваррской). После короткой деловой поездки во Францию Кальвин остановился в Женеве; в сентябре 1536 был там избран пастором и, возглавив сторонников Реформации, стал энергично проповедовать собственное учение. Суровые нравственные требования Кальвина восстановили против него значительную часть женевского общества. В 1538 оппозиция достигла такой силы, что Кальвин был вынужден покинуть Женеву и отправиться в Базель, а затем в Страсбург, где опубликовал ряд теологических сочинений, включая существенно дополненное издание латинского текста «Наставлений в христианской вере» (1539) и его перевод на французский язык (1541). В 1540-41 по приглашению немецких теологов он участвовал в религиозных коллоквиумах в Вормсе и Ратисбонне (Регенсбург); познакомился с Ф. Меланхтоном - другом и соратником Лютера.

В 1541 году партия сторонников Кальвина взяла верх в Женеве, и он смог туда вернуться. Женева стала местом, где реформаторские взгляды Кальвина нашли практическое применение. Кальвин проводил строгое различие между «видимой» и «невидимой» Церковью. «Видимая» Церковь представляет собой совокупность верующих на земле, «невидимая» - собрание избранных, известных лишь Богу. «Видимая» Церковь должна состоять из самоуправляющихся общин, руководители которых избираются и контролируются их членами. Кальвин ввёл четыре вида церковного служения, которое осуществляли священники (совершали богослужения, проповедовали), старейшины (надзирали за чистотой веры и нравственности), доктора (преподавали теологию) и диаконы (ведали благотворительностью). Священники (пасторы) и старейшины (пресвитеры) были объединены в консисторию, которой вменялось в обязанность следить за соблюдением норм нравственности и строго карать нарушителей. Кальвин считал необходимым сотрудничество церковных и светских властей (при условии автономии Церкви). Однако на практике в Женеве постепенно сложился режим теократического типа. На основании написанных Кальвином и принятых городским советом «Церковных установлений» («Ordonnances ecclésiastiques», 1541) магистраты взяли на себя заботу о моральном облике горожан. Город был разделён на кварталы, старейшины строго следили за посещением церковных служб, регулярно проводили проверки жилищ, предписывали обязательные правила относительно ношения одежды, поведения за столом и др. Увеселения, включая пение и танцы, азартные игры запрещались как греховные. Желая воссоздать простоту церковной обстановки и богослужения апостольских времён, Кальвин опубликовал общий «Чин церковных молитв и песнопений» («Forme des Prières et de Chantz ecclesiastiques», 1542), в соответствии с которым упразднялись церковные таинства, кроме крещения и причащения (Вечери Господней), церковные праздники, кроме воскресного дня, из храмов удалялись церковные украшения и утварь. В богослужении главную роль приобретали молитвы и проповеди. Кальвин написал также краткий Катехизис.

Неукоснительно придерживаясь избранного курса и назначая суровые наказания за отступления от чистоты вероучения, Кальвин постоянно вступал в конфликты с оппонентами. Всего за время его «правления» в Женеве за ересь было казнено более 150 человек, особенный резонанс получило сожжение в 1553 испанского врача М. Сервета, отрицавшего учение о Святой Троице. В качестве наказания широко практиковалось и изгнание из Женевы. Лишь в 1555 году сторонники Кальвина окончательно возобладали в городском совете. С этого времени ни одно важное решение не принималось без его участия или вопреки его воле, хотя формально он стал гражданином Женевы только в 1559. Кальвин также занимал профессорскую кафедру теологии (с 1559) в основанной по его инициативе Академии (ныне Женевский университет). К тому времени его власть и авторитет настолько возросли, что его стали называть «женевским папой». В Женеве наблюдался приток иммигрантов со всей Европы: к 1562 население города выросло в два с лишним раза по сравнению с 1535. В конце 1562 года здоровье Кальвина серьёзно ухудшилось, с 1563 он уже больше не преподавал и не проповедовал.

Кальвин написал множество сочинений: толкования и гомилии почти на все книги Священного Писания (от Книги Бытие до Книги Иисуса Навина, на все книги пророков, кроме глав 21-48 Книги Иезекииля, и на весь Новый Завет, кроме 2-го и 3-го Посланий апостола Иоанна и Откровения апостола Иоанна Богослова), теологические трактаты, полемические памфлеты антикатолической направленности (в частности, «О реликвиях», 1543), а также окончательный вариант «Наставления в христианской вере» (латинская версия опубликована в 1559, французская - в 1560). Важнейшим вкладом Кальвина в идеи протестантизма было развитие доктрины о «двойном предопределении» (смотри Предопределение), присутствовавшей уже у Августина. Согласно Кальвину, спасение или осуждение определены Богом для каждой сотворённой Им души ещё до рождения. Человек не способен изменить свою судьбу, спасти или погубить душу добрыми или злыми делами. В то же время человек располагает свободой относительно своего места в жизни («призвания»), на котором он полнее всего воплотит провиденциальный замысел. Чем добросовестнее человек трудится и выполняет предписанные Богом мирские обязанности, тем полнее он реализует своё «призвание». Необходимо веровать в свою избранность и молиться, готовясь смиренно принять любую волю Божию. Сомневаться в собственной избранности человек не должен, поскольку подобное беспокойство является симптомом недостатка веры. Хотя в сочинениях самого Кальвина идея «двойного предопределения» не являлась центральной, она стала доминирующей у его последователей (особенно у Т. Беза).

С догмой о «двойном предопределении» в системе взглядов Кальвина была связана и трактовка Евхаристии. Он утверждал духовный характер причастия и считал, что Божию благодать при его совершении получают только избранные, истинно верующие. Первоначально Кальвин стремился к компромиссу с трактовками Евхаристии как Лютера, так и Цвингли (трактат «О Вечере Господней», 1541), но в 1549 году заключил по этому вопросу Цюрихское соглашение с цвинглианами, что привело к его разрыву с лютеранами.

Идеи Кальвина и созданная им в Женеве модель церковного и государственного устройства оказали также большое влияние на политическую теорию. Хотя сам Кальвин наилучшей формой правления считал аристократическую республику, сформулированный и реализованный им принцип самоуправляющихся религиозных общин, перенесённый в сферу политики, способствовал развитию теорий выборности власти и демократического республиканского устройства (в том числе в ходе Нидерландской революции 16 века, Английской революции 17 века и Войны за независимость в Северной Америке 1775-83). Исходя из принципа абсолютного суверенитета Бога, Кальвин признавал за подданными право на пассивное сопротивление власти, нарушающей Его установления, что стало важным вкладом в развитие концепции прав человека.

Представления о важности реализации каждым человеком своего «призвания» и об успехе (в том числе и материальном) как признаке «избранности» привели к возникновению новой этики труда, которая, согласно теории М. Вебера, сыграла существенную роль в становлении капиталистических отношений.

Соч.: Opera quae supersunt omnia / Hrsg. Von G. Baum, Е. Cunitz, Е. Reuß. Brunsvigae, 1863-1900. Bd 1-59; Наставление в христианской вере. М., 1997-1998. Т. 1-2.

Лит.: Stauffer R. Dieu, la création et la providence dans la prédiction de Calvin. Berne, 1978; Bouwsma W. J. J. Calvin: а sixteenth-century portrait. Oxf., 1989; Helm Р. J. Calvin’s ideas. Oxf., 2004; Schützeichel Н. Der Herr mein Hirt. Calvin und der Psalter. Trier, 2005.

В первой половине XVI в. реформационное движение стало быстро распространяться за пределами Германии. Лютеранство утвердилось в Австрии, Скандинавских странах, Прибалтике. В это же время в свободолюбивой Швейцарии возникли новые разновидности движения - цвинглианство и кальвинизм. Оба направления гораздо решительнее противопоставили себя традиционному католицизму. Кальвинизм же получил широкое распространение во многих странах.

Жан Кальвин родился в 1509 г. в городе Нуайон на севере Франции. Родители постарались дать сыну хорошее образование. Достигнув совершеннолетия, Жан поменял свое первоначальное намерение стать священником и обратился к юридическим наукам. В какой-то момент он примкнул к кругу евангелистов, которых во Франции было уже довольно много. В 1533 г. в Сорбонне ректор Коп произнес реформистскую речь, которую, вероятно, готовил и Кальвин. В результате последнему пришлось покинуть французскую столицу, спасаясь от преследований. Затем Жан вынужден был вообще эмигрировать из страны. Оказавшись в Базеле, Кальвин познакомился с вождями Реформации. В 1536 г. из-под пера Кальвина вышло его программное произведение «Наставление в христианской вере», в котором было приведено краткое изложение протестантского вероучения. Автор почти всю свою жизнь дополнял и переписывал этот фундаментальный труд. В нем были собраны и систематизированы фактически все богословские идеи того времени.

Во второй половине того же, 1536 г. Кальвин, побывав в Италии, намеревался отправиться в Страсбург. Но дорога через Лотарингию была опасна из-за очередной вспышки войны между Франциском и Карлом, поэтому он поехал через Женеву. Здесь Кальвин собирался лишь переночевать, но о его приезде узнал реформатор Фарель. Он попросил гостя прочитать в городе курс богословских лекций. Фарель надеялся, что автор известной в евангелических кругах книги сможет показать жителям Женевы, что Реформация означает не только борьбу за политическую независимость от Савойи и епископа, но преследует и более высокие цели. Кальвин с усердием взялся за роль проповедника, но его первый приезд в Женеву оказался неудачным. Через два года излишне энергичный реформатор был изгнан из города.

Некоторое время он жил в Страсбурге, читая лекции небольшой общине беженцев из Франции, участвовал в религиозных диспутах, которые организовывал в германских городах император. На выборах 1540 г. в Женеве снова победили «новые горожане» («рьяные»). По обвинению в государственной измене был казнен синдик Жан Филипп (он уступил часть женевских владений Берну). К смертной казни были приговорены и три других синдика, содействовавшие изгнанию Кальвина. Победители сразу же обратились ко всем последователям Фареля с призывом возвратиться в город. Осенью 1541 г. Кальвин уступил этим просьбам при условии, что ему будет предоставлена возможность осуществить церковную реформу. Согласно его проекту церковная иерархия должна состоять из четырех чинов: пасторы, доктора для преподавания в школе, старейшины для нравственного надзора за гражданами, диаконы для различных благотворительных дел. Старейшины и диаконы избирались из числа светских лиц магистратом (старейшины - из правительственных органов). Создавалась консистория из 12 старейшин и 8 пасторов, которая разбирала особо важные проступки против нравственности и отступления от истинной веры. В менее серьезных случаях пасторы и старейшины, постоянно совершавшие обходы по домам, ограничивались частным внушением. О денежном содержании пасторов должна была заботиться община. Кальвин не требовал от них евангельской бедности и даже не запрещал им заботиться о приумножении своих богатств, если это не противоречило строгой нравственности. Он видел в материальной обеспеченности средство для большей независимости духовного сословия.


Согласно Кальвину, из церковного обихода должны были быть устранены украшения, различные символы, церемонии. Отменялись праздники, возникшие благодаря Реформации (Рождество, Обрезание, Благовещение, Вознесение), и оставлялось только Воскресение. Жизнь швейцарского города была перестроена по образцу, данному великим реформатором.

Одним из основных теоретических догматов кальвинистской церкви является учение об «абсолютном предопределении». Якобы еще до сотворения мира Бог предопределил судьбы людей, которые никакими «добрыми делами» не могут изменить ситуацию в свою пользу. Предопределение не исключало активной деятельности, поскольку, согласно Кальвину, верующий, хотя и не знает своей судьбы, своими успехами в личной жизни может доказать, что он «Божий избранник».

Еще большее значение имели не теоретические, а внешние, практические проявления реформы. Почти все внешние атрибуты католического культа были поставлены вне закона - иконы, свечи, облачения. Основное место в богослужении заняло чтение и комментирование Библии и пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах играли старшины (пресвитеры) и проповедники. На практике реализовывался идеал служения Богу не только в церкви, но и во всей повседневной жизни, которую также контролировали старшины. Кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности, нетерпимость ко всякого рода инакомыслию, которое пресекалось самыми жестокими мерами. Наилучшими добродетелями объявлялись умеренность и бережливость, проповедовался режим мирского аскетизма. Были запрещены танцы, театральные представления, азартные игры. За кощунства и проклятия налагались строгие наказания. Из города исчезли нищие. Как признавал один из почитателей Кальвина, законы его были писаны кровью и огнем. За четыре первых года правления Кальвина в небольшой Женеве было вынесено 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании. Пытка была необходимой принадлежностью всякого допроса. Есть свидетельства того, что сам Кальвин был против подобной жестокости, однако очевидно, что репрессии были прямым следствием распространения его идей.

По убеждению Жана Кальвина, Женева, укрепившись изнутри, должна была стать бастионом Реформации. Светская власть города была полностью подчинена церковной. Кальвин имел огромное влияние и мог устранять неугодных ему людей. Так, в 1544 г. он добился смещения ректора Женевской коллегии, а, например, в 1553 г. по обвинению в еретичестве был казнен испанский врач Мигель Сервет. Реформатор мечтал о торжестве евангельской веры во Франции и других странах. Религиозные лидеры Шотландии, Англии, Нидерландов, Польши поддерживали с ним тесные контакты. В 1549 г. в Цюрихе было достигнуто соглашение, закрепившее компромисс между Кальвином и протестантами немецкой части Швейцарии, придерживавшимися учения Цвингли.

Лишь в 1555 г. большинство в женевском магистрате получили противники сурового реформатора. Однако довольно быстро сторонники Кальвина опять взяли верх. «Женевский папа», как его называли современники, скончался в 1564 г., оставив глубокий след в духовной истории Европы.

Жан Кальвин один из наиболее известных деятелей и реформаторов церкви, человек, который написал огромное множество трудов на темы религии, веры, и, конечно же, бога, и основатель собственного ответвления философии - Кальвинизма.

Родился данный многогранный человек на севере Франции, в городе Нуайон 10 июля 1509 года. Мальчик с самого детства проявлял разум и смекалку, которую родители сразу заметили и отдали его на учебу в Париж. Там он получил образование теолога и юриста, после чего отправился покорять мир с помощью божьего слова, в чём ему помогли власти, так как в 1533 году он был изгнан из Парижа за проповедование протестантства, после чего его заклеймили богословом и протестантом.

Позже он решил остаться в Швейцарском городе Женева, где он начал проповедовать свою собственную философию, которая в каких то местах и сходилась с реформаторами, но всё таки обладала своим, определённым настроем. Его философия заключалась в нескольких понятиях, которые отрицают некоторые раннее установленные, например отмена многоуровневого строения церкви и духовенства, или же запрет на доступ к церкви светской власти. Также он проповедовал то, что просто веры в бога недостаточно для искупления грехов, ведь невозможно совершать грешные поступки под Дланью Господней. Из этого и состояла философии религии Кальвина, которая позже была названа Кальвинизм.

В своей философии Кальвин преследовал весьма строгие нормы быта и самой жизни, что очень сильно не нравилось Женевским буржуа. Дошло даже до того, что философа практически удалось выгнать из Женевы 1538 году, однако, поняв свою ошибку, буржуа впоследствии, а именно в 1541 году, умоляли вернуться. По возвращению в Женеву Кальвин решил закончить свой план по реформации протестантства, что у него впоследствии получилось, и с того момента он стал известен как “Папа Женевский”.

Прожив достаточно долгую и плодотворную жизнь в угоду богу, Кальвин написал множество религиозных работ, однако популярности добилась только книга “Наставления в христианской вере”. А умер данный религиозный деятель мирно, от старости, в своём доме в Женеве в 1564 году.

Биография 2

Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

10.07.1509 Жан родился в семье влиятельного чиновника во Франции. Он рано осиротел, а из-за большого количества работы у отца, мальчика рано отдали в другую семью на воспитание. В 1523г. Жан поехал учиться юриспруденции в Париж. У молодого Кальвина получилось достичь отличных результатов на правовом поприще, но его интересовали религиозные познания намного сильнее. Жан получил соответствующее образование и даже стал читать проповеди в церкви.

В 1532 г. будущий религиозный революционер получил докторскую степень и опубликовал свой первую книгу. Это позволило ему заработать приличные деньги себе на обеспечение и получить финансовую независимость от своего отца.

Сильное влияние на мировоззрение Кальвина оказали широко распространяемые идеи о необходимости видоизменения католической церкви и службы. Он сильно увлекся идеями М.Лютера. Кальвин присоединился к парижскому сообществу реформаторов. Из-за своих выдающихся ораторских умений Жан очень быстро завоевал себе популярность в этой среде и стал лидером реформаторского движения во Франции.

По сравнению с северной Реформацией идеи Кальвина были более радикальными в отношении необходимости прекращения католических обрядовых процедур. Его нисколько не беспокоило противодействие священнослужителей, к которым он и сам относился. Кальвин написал грандиозную и шокирующую по своей новизне работу «О христианской философии», в которой указал на отсутствие необходимости проведения такого большого количества дорогих обрядов в церкви, поборов и прочих отрицательных сторонах религиозных служб.

Для того, чтобы скрыться от преследований Жану пришлось переехать в Швейцарию, где к его идеям относились довольно толерантно. Там Кальвин стал распространять свое учение о необходимости упрощения богослужения, и даже начались проводиться упрощенные религиозные службы. Такое христианское течение стали называть «кальвинизм». Далее Кальвин отправился в Страсбург, где также начал распространять свое мировоззрение на функционирование церкви. Тут он составил сборник правил реформаторских религиозных убеждений «Катехизис». Его требования к повседневной жизни прихожан были довольно строгими даже по меркам того времени, однако они воспринимались положительно определенной частью населения. При чем, за отклонение от своих правил Кальвин карал жестоко – вплоть до смертной казни. Кальвин утвердил постулат о необходимости признания силы и воли Бога абсолютно во всех вещах. В Швейцарии Жан трудился над самой важной книгой все своей жизни – «Наставления в христианской вере». Это произведение включало в себя 57 томов!

Ж.Кальвин был женат. Кроме того, у него было трое детей, но они все умерли еще грудными младенцами.

Кальвин умер 27.05.1569 от очень обильных кровотечений, вызванных непонятным заболеванием, которое стало хроническим после перенесения лихорадки.